Нормы сна до года комаровский
Нормы сна: от года до двух
Детский сон полезен и ребенку, и его родителям.
От 12 до 18 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
Ваш ребенок уже совсем большой. Но ему также, как и раньше, необходимо много сна. До двух лет ребенок должен спать 13-14 часов в день, из них 11 часов ночью. Остальное войдет в дневной сон. В 12 месяцев он все еще будет нуждаться в двух дневных снах, но к 18 месяцам он уже готов к одному (полутора или двух-часовому) дневному сну. Этот режим мохранится до четырех-пяти лет.
Переход от двух дневных снов к одному может быть трудным. Специалисты рекомендуют дни с двумя дневными снами чередовать с днями с одним дневным отдыхом, в зависимости от того, сколько малыш спал накануне ночью. Если ребенок спал днем один раз, лучше его вечером уложить пораньше.
Как привить навыки здорового сна?
В этом возрасте нет почти ничего нового, что помогло бы вашему малышу стать хорошим соней. Следуйте изученным ранее стратегиям.
Соблюдайте постоянный ритуал отхождения ко сну
Правильный ритуал отхождения ко сну поможет вашему ребенку постепенно успокоиться в конце дня и подготовиться ко сну.
Если ребенок нуждается в выплеске избытка энергии, разрешите ему немного побегать перед переходом к более спокойным занятиям (типа тихой игры, ванны или сказки перед сном). Следуйте одной и той же схеме каждый вечер — даже когда вы далеко от дома. Дети любят, когда все четко и ясно. Возможность предсказать, когда случится то или иное событие, помогает им контролировать ситуацию.
Убедитесь, что у вашего ребенка есть постоянный режим дневного и ночного сна
Сон ребенка станет более регулярным, если вы постараетесь соблюдать режим постоянно. Если он спит днем, ест, играет, ложится спать каждый день в одно и то же время, скорее всего ему будет легко заснуть вечером.
Давайте ребенку возможность заснуть самостоятельно
Не забывайте, насколько важно для вашего ребенка — уметь засыпать самостоятельно каждый вечер. Сон не должен зависеть от укачивания, кормления или колыбельной песни. Если такая зависимость существует, ребенок, проснувшись ночью, не сможет заснуть самостоятельно и будет звать вас. Что делать, если это случается — решать вам.
Какие сложности могут возникнуть?
В этом возрасте ребенок может иметь трудности с засыпанием, а также он может часто просыпаться ночью. Причина обеих проблем — новые вехи в развитии ребенка, особенно стояние и хождение. Ваш малыш так рад своим новыми умениям, что хочет продолжать ими заниматься, даже если вы говорите, что сейчас время сна.
Если ребенок сопротивляется и не хочет ложиться спать, большинство экспертов советует оставлять его в своей комнате на несколько минут, чтобы проверить, успокоится ли он сам. Если ребенок не успокаивается, вы можете «дать ребенку выкричаться».
Вам также придется решить, что делать, если ребенок пробуждается ночью, не может успокоиться самостоятельно и зовет вас. Попытайтесь зайти и посмотреть: если он стоит, вы должны помочь ему лечь. Но если ребенок хочет, чтобы вы остались и поиграли с ним, не сдавайтесь. Он должен понять, что ночное время — для сна.
От 18 до 24 месяцев
Типичный сон в этом возрасте
Сейчас ваш малыш должен спать приблизительно 10-12 часов ночью плюс двухчасовой послеобеденный отдых. Некоторые дети не могут обойтись без двух более коротких дневных снов до двух лет. Если ваш ребенок — один из них, не боритесь с этим.
Как привить навыки здорового сна?
Помогайте ребенку ломать плохие привычки, связанные со сном
Ваш ребенок должен уметь самостоятельно засыпать, без укачивания, кормления грудью или других «усыпляющих» средств. Если его засыпание зависит от любого из этих внешних факторов, ночью он не сможет сам заснуть, если проснется, и вас не будет рядом.
Говорят эксперты: «Представьте, что вы засыпаете, лежа на подушке, затем просыпаетесь посреди ночи и обнаруживаете, что подушки нет. Скорее всего, вы будете обеспокоены ее отсутствием и начнете ее искать, тем самым окончательно пробуждаясь ото сна. Точно так же, если ребенок засыпает каждый вечер, слушая специфический компакт-диск, то когда он проснется ночью и не услышит музыку, он задастся вопросом «что же случилось?». Озадаченный ребенок вряд ли сможет легко заснуть. Чтобы предотвратить такую ситуацию, попробуйте укладывать его в кровать, когда он сонный, но все еще не спит, так, чтобы он мог заснуть сам.
Предоставляйте ребенку приемлемый выбор перед сном
В эти дни ваш малыш начинает проверять пределы своей недавно открытой независимости, желая утвердить контроль над миром вокруг себя. Чтобы сократить противостояние перед сном, позвольте вашему ребенку делать выбор всякий раз, когда это возможно в течение его вечернего ритуала — какую сказку он хотел бы услышать, какую пижаму он хотел бы надеть.
Всегда предлагайте только две или три альтернативы и убедитесь, что вас устраивает любой выбор. Например, не спрашивайте: «Ты хочешь ложиться спать сейчас?» Конечно же, ребенок ответит «Нет», а это неприемлемый ответ. Вместо этого, попытайтесь спросить: «Ты хочешь лечь спать сейчас или через пять минут?». Ребенок рад, что он может выбирать, а вы побеждаете независимо от того, какой выбор он сделает.
Какие сложности могут возникнуть?
Две наиболее частых проблемы со сном у детей всех возрастов — трудности с засыпанием и частые ночные пробуждения.
У этой возрастной группы есть своя особенность. Когда-нибудь между 18 и 24 месяцами, многие дети начинают подниматься из своей кроватки, потенциально подвергая себя опасности (падение из кроватки может быть довольно болезненно). К сожалению, тот факт, что ваш малыш может выходить из своей кроватки, не подразумевает, что он готов к большой кровати. Попробуйте уберечь его от опасности, пользуясь следующими советами.
Интервью с неврологом
Лучшая клиника города
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.
Специалистка по детскому сну Юлия Доманова — о ночных пробуждениях, укачивании и совместном сне
Детский сон у многих родителей вызывает сложности: ребенок мало спит, не может заснуть, ближе к ночи хочет играть, а не ложиться в постель, просыпается среди ночи и не хочет спать один. Психолог Юлия Доманова тоже столкнулась с нарушением сна у старшего сына и стала дотошно разбираться с этой проблемой. Сейчас она сертифицированный консультант по сну и автор собственной методики обучения детей самостоятельному засыпанию без слез, а в ее центре детского сна «Доктор Мама» работают около 40 специалистов. The Village поговорил с ней о самых распространенных жалобах родителей младенцев и трехлеток.
О том, как понять, что ребенок хочет спать
Есть очень распространенное заблуждение, которое часто транслируют люди старшего поколения: ребенка нужно укладывать, когда он начал капризничать. Однако это работает только с очень спокойными детьми. Если же ребенок более чувствителен, его капризы — уже признак переутомления, а не готовности ко сну.
Когда ребенок начинает зевать, прикладываться к маминому плечу, терять интерес к игрушкам, это самый благоприятный момент для того, чтобы укладывать его спать, потому что организм уже устал, но еще не переутомлен. Если вы не понимаете, устал ребенок или просто заскучал, предложите ему новую игрушку — действительно уставший малыш проявит интерес на несколько секунд, но играть не станет.
Однако есть дети, которые не показывают признаков готовности ко сну и даже переутомления. В этом случае нужно ориентироваться строго по часам.
Что делать, если время ближе к полуночи, а ребенок кричит: «Я не хочу спать»? Проблема в личных границах. Маленькие дети не могут нести ответственность за собственный режим сна и бодрствования, это задача их родителей. Если родители не могут справиться, встают в инфантильную позицию, он может ими манипулировать.
О нормах сна
Есть таблицы норм сна и бодрствования для детей разного возраста, их легко найти в интернете. Однако нужно понимать, что эти цифры — «средняя температура по больнице»: берут разных детей, высчитывают среднее арифметическое, и всё. Поэтому стоит на них ориентироваться, но жестко придерживаться не обязательно.
Если ребенок спит значительно меньше, чем его сверстники, это обусловлено генетически и не является патологией. Но бывает, что у него накапливается недосып, появляются капризы, пропадает аппетит — в силу незрелости нервной системы. Причем чем больше недосып, тем хуже качество сна. Если взрослый человек при недосыпе отрубается и спит, то у детей все наоборот. Это связано с низкой дифференцировкой нейронов в зонах мозга, которые контролируют сон и бодрствование. При этом, как и любой взрослый человек, невыспавшийся ребенок — раздражительный, у него мало энергии, падает концентрация внимания, физическая и ментальная работоспособность снижается. Именно поэтому недосып нужно устранять.
Спать больше, чем нужно, ребенок будет только в случае наличия отклонений в здоровье, например при анемии.
О «лишнем» сне
Нужно понимать, что излишний сон может быть только в случае недосыпа. Тогда это даже полезно: нервной системе нужно отдохнуть и расслабиться.
Но иногда режим нужно поддерживать искусственно, детская нервная система не всегда способна делать это самостоятельно. Оптимальное время для подъема — не позже восьми утра. Замечено на практике: детям, встающим позже, гораздо сложнее выстроить режим дня. Дело в том, что сбивается внутренняя настройка регуляции циркадных ритмов, а это влияет на настроение, аппетит, познавательные способности.
При этом стоит обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка: есть дети (чаще всего после двух лет), которые сами встают в девять утра и чувствуют себя хорошо.
О том, когда ребенка лучше укладывать спать
Это зависит от индивидуальных норм сна и бодрствования. Есть некоторые усредненные значения: время с 19:00 до 21:00 считается максимальным пиком гормона сна мелатонина, соответственно, ложиться спать нужно именно в этот промежуток.
Но для большинства детей уснуть в семь часов вечера — значит встать в пять утра. Это неудобно для родителей — не каждый взрослый согласен просыпаться так рано, особенно зимой, когда солнце встает только к девяти. Для режима ребенка это тоже неправильно, поскольку организм работает циклично и «утро» у него начинается уже после 06:00. При более раннем подъеме есть риск недоспать фазу сна.
Именно поэтому нужно смотреть на индивидуальные особенности. Малоспящий ребенок, засыпая в 10–11 вечера и просыпаясь в шесть утра, будет чувствовать себя хорошо. Если же у него длинная ночь (10–12 часов), то оптимально будет вставать в семь утра и ложиться в 20:00–21:00.
Многие консультанты по детскому сну не рекомендуют укладывать ребенка после 21:00, но, по моему опыту, многие дети, засыпая между 21:00 и 22:00, спят нормально.
О подготовке ко сну
Чтобы подготовить ребенка ко сну, важно во второй половине дня организовать какое-то спокойное занятие: собрать кубики, пазлы, почитать, сделать массаж, принять ванну. При этом стоит убрать все раздражители, выключить яркий свет и фоновый шум, чтобы помочь нервной системе расслабиться. Однако обращайте внимание на то, как реагирует ребенок: кого-то, например, массаж и ванна только возбуждают.
О еде перед сном
Питание сильно влияет на качество сна. Маленькие дети особенно чувствительны к глюкозе, поэтому им перед сном не следует давать пищу из простых углеводов: сладкое печенье с молоком, конфеты, йогурт с сахаром. Простые углеводы в кишечнике запускают процесс пищеварения, поэтому ребенок может захотеть в туалет уже в четыре-пять утра. Кроме того, становится больше ночных пробуждений, из-за которых он (и, соответственно, родители) не высыпается даже при том же количестве часов сна, что и обычно.
Перед сном можно поесть любую другую пищу: молочные продукты без сахара, овощи, сложные углеводы.
Питание детей должно быть сбалансированным, тут никаких секретов нет. Кроме одного: в первую половину дня нужно стараться есть продукты с триптофаном — сыр, молоко, творог, бананы, арахис, кедровые орехи, мясо, рыбу. Во время прогулки, на солнце, из триптофана будет синтезироваться серотонин, гормон счастья, а из серотонина — вечером, в темноте, — мелатонин, гормон сна. Соответственно, чем больше продуктов с триптофаном, тем больше мелатонина и тем лучше качество сна.
Об укладывании на руках
На руках укладывать можно, но фраза «от рук потом не отучишь» взялась не на пустом месте. Дело в формировании ассоциации на сон, от которой действительно потом бывает сложно отучить.
Часто на руках не просто укладывают, а качают. Качание — это ассоциация, которая с большой вероятностью будет снижать качество сна родителей. Если мама ночью встает по десять раз, чтобы покачать ребенка, это гарантирует ей недосып. В сочетании со склонностью к депрессии и сложностью адаптации после родов это может дать опасную ситуацию — к сожалению, вплоть до летальных исходов.
То, как лучше всего укладывать ребенка, зависит от него самого. Если у него очень низкая степень связи между вегетативными ядрами и корой головного мозга, он не сможет засыпать сам, его надо будет укладывать. По мере роста эту связь нужно помогать укреплять — любым воздействием на тело, направленным на развитие навыка самостоятельного расслабления, например массажем.
О том, почему ребенок просыпается ночью
Причины ночных пробуждений разные. Если ребенок просыпается, вы совершаете какие-то действия, и он засыпает дальше, это говорит об уже сформированной ассоциации на сон. Ребенок не может уснуть самостоятельно без груди, качания, рук, поглаживаний мамы.
Пробуждение среди ночи также случается, если ребенок слишком много бодрствовал и переутомился. Нервная система перевозбуждена, и он может проснуться между циклами сна. В этом нет ничего страшного, это можно компенсировать за один-два дня, если соблюдать режим.
Другая история — ночное пробуждение, после которого ребенок еще 1–1,5 часа бодрствует. Мама может делать что угодно — давать грудь, качать, делать массаж, но все без толку. Это связано с некорректным режимом: если для ребенка норма сна — девять часов, а родители хотят, чтобы он спал 11, то лишние два часа он будет отгуливать посреди ночи — организм возьмет свое. В такой ситуации тоже нужно внимательно следить за режимом.
О сновидениях и кошмарах
Долгое время считалось, что дети начинают видеть сны после двух лет. На самом деле это может начаться гораздо раньше — все зависит от того, как нервная система усваивает информацию, полученную во время бодрствования. Если в жизни есть сильные эмоции, потрясения, стресс, то ночные кошмары могут начаться до года.
Чтобы помочь справиться с ними, нужно ограждать ребенка от стрессов и чрезмерного перевозбуждения перед сном. Самое главное — не ругаться при нем и не кричать. Снизить количество мультфильмов: чем больше ребенок их смотрит, тем выше вероятность ночных кошмаров. Это связано с перегрузкой нервной системы, дети еще не умеют фильтровать полученную информацию и абстрагироваться от увиденного на экране, как взрослые.
Если ребенок после кошмаров приходит к родителям — это тоже вопрос границ. Можно объяснить дочери или сыну, что родительская спальня — приватное место, и попросить ребенка не приходить, а звать — тогда мама или папа придут сами.
О совместном сне
И у совместного, и у раздельного сна есть свои плюсы и минусы. Нельзя говорить о том, что один из вариантов организации сна правильный, а другой — нет. Выбор зависит от многих факторов: культурных особенностей разных стран, философии родительства, индивидуальных предпочтений мамы и ребенка.
У совместного сна есть минусы: если ребенок часто просыпается и привыкает, что рядом всегда мама, ей бывает трудно от него отойти. С возрастом ребенка трудно отучить спать с родителями, если эта привычка укоренилась. Часто такое приводит к проблемам в отношениях между родителями. Но есть и плюсы: маме не нужно вставать ночью, улучшается лактация.
Плюс раздельного сна — нет проблем в будущем с «перекладыванием» ребенка. Минусы — в начале придется постараться, чтобы его организовать.
О дневном сне
Маленьким детям очень сложно долго бодрствовать, поскольку они активно познают мир, а это непросто. Представьте, что взрослый человек, проснувшись в семь утра, тут же садится за учебу — и так до девяти вечера. С детьми все так же: их мозг в какой-то момент просто устает, потому что построение связей между клетками головного мозга — очень энергозатратный по своей химической природе процесс. Нужны периоды отдыха — дневные сны.
За 30–40 минут ребенок отдохнуть не успеет. И здесь нужно понять, почему сон такой короткий, и отличать истинно короткий от ложно короткого. Истинно короткие сны бывают, если у ребенка просто очень маленькая норма дневного сна — например, 2,5 часа, а спать ему нужно четыре раза. Эти 2,5 часа поделятся на четыре подхода, и получатся как раз сны по 30–40 минут.
Ложно короткие сны связаны с режимом сна и недогулом. Например, ребенку нужно бодрствовать 2,5 часа, а его кладут спать через два часа — он заснет, но проспит недолго, потому что недостаточно устал. В этом случае нужно давать ребенку бодрствовать столько, сколько он хочет.
Существует также «порочный круг коротких снов». Ребенок спит мало, потому что мало бодрствовал и не успел устать, но из-за короткого сна не успевает набраться сил на следующий период бодрствования. Из-за этого он становится капризным, режим сбивается, может ухудшиться ночной сон.
Когда отказываться от дневного сна
Отказ от дневного сна происходит с двух до пяти-шести лет. Например, активный ребенок, который много гуляет, ходит на кружки и секции, даже в семь лет может спать днем, чтобы отдохнуть и перезагрузиться. Те дети, которые ведут более спокойный образ жизни, иногда отказываются от дневного сна очень рано — он им просто не нужен.
О «сбитом» режиме
Лучше всего режим не сбивать даже во время долгих выходных, потому что его восстановление может стать сложной задачей, особенно для детей, чувствительных к перегулам и пересыпам.
Если режим все-таки сбился, стоит начать будить ребенка раньше, тогда он будет готов раньше засыпать.