Лопухин толкование послания к колоссянам

Колоссянам введение

Город Колоссы и основание церкви в Колоссах

В Азиатской области Фригии, в долине реки Лика, во времена Ап. Павла находился довольно большой город Колоссы. В последующее время имя этого города исчезает из истории и на месте его появляется новый небольшой город – Хоны, в котором в 8-м веке совершилось известное чудо Архангела Михаила. Это был город богатый и стоял на дороге, ведшей из глубины Азии в Ефес, представлявший собою религиозный центр Малой Азии.

Неизвестно, когда были занесены первые семена христианства в Колоссы. Может быть, приходившие из Фригии на день Пятидесятницы в Иерусалим и бывшие свидетелями сошествия Духа Святого на Апостолов и других верующих, иудейские прозелиты ознакомили и Колоссян с Евангелием Христовым. Но церковь из язычников Колосских (Кол 2:13) была основана одним из учеников Апостола Павла – сам Павел не был в Колоссах (Кол 1:6, 2:1-3) – Епафрасом, который был Колосским гражданином (Кол 1:7). Когда Ап. писал Колосской церкви свое послание, она уже была прочно устроена и, следов., насчитывала не один год существования.

Место и время написания послания

Послание к Колоссянам написано Апостолом из римских уз (Кол 4:3, 18) именно из первых его уз (от весны 62-го года до весны 64-года). Об этом говорит то обстоятельство, что Ап., по изображению послания к Колоссянам (Кол 4:7-14), пользовался в своих узах значительными льготами и мог принимать к себе различных посетителей, а это как раз совпадает с изображением первых уз Апостола в кн. Деяний (Деян 28:16-31). Затем Апостол в послании к Филимону, написанном в одно время с посланием к Колоссянам, выражает надежду посетить Колоссы в случае освобождения из уз. Между тем, будучи в кесарийских узах, Апостол сам потребовал суда у кесаря (Деян 25:10-12). Ясно, что он не мог там, в Кесарии, мечтать о возможности побывать в Колоссах: дело его должно было решиться только в Риме и только в Риме он мог высказать надежду на освобождение.

Повод и цель написания послания

К Апостолу Павлу в Рим явился основатель Колосской церкви Епафрас, чтобы испросить у Апостола советов по поводу угрожавшего Колосской церкви лжеучения. Это лжеучение могло увлечь Колосских христиан. – Что это было за лжеучение – о том сказано в заключение толкования на вторую главу нашего послания. Апостол не мог спокойно отнестись к опасности, угрожавшей той церкви, которая была основана его учеником. Кроме того Епафрас несомненно сообщил ему о некоторых недостатках в нравственной жизни колосских христиан, и оба эти обстоятельства и послужили поводом, по которому Апостол обратился к Колоссянам с посланием. Целью послания, естественно, было: положить конец ненормальным явлениям в жизни Колосской церкви и предостеречь верующих от увлечения новым лжеучением.

О подлинности послания

Церковное предание согласно признает это послание подлинным произведением Апостола Павла. Мужи Апостольские приводят некоторые места из этого послания, а Климент Александрийский прямо говорит, что послание к Колоссянам есть произведение Апостола (Павла). Только в 19-м веке стали высказываться сомнения в подлинности этого послания, но, собственно говоря, все эти сомнения не имеют под собою сколько-нибудь серьезных оснований. Главное, на что указывает библейская отрицательная критика, – это чрезвычайно возвышенные представления этого послания о лице Господа Иисуса Христа и подробности о мире духов и об отношении Христа к этому миру. В других посланиях, – говорят критики, – которые несомненно принадлежат Апостолу Павлу, таких христологических подробностей мы не находим, и там Апостол будто бы не возвышается далее представления о Христе как о небесном человеке, втором Адаме. Кроме того указывают на некоторые особенные слова и обороты послания к Колоссянам, которые не попадаются в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла.

Что касается прежде всего разницы в языке, то она не может говорить против подлинности нашего послания. Ведь и в несомненно подлинных Павловых посланиях язык нередко различный – один в одном послании, другой – в другом (ср. напр. 1-е и 2-е послания к Коринфянам). В содержании послания также не усматривается ничего такого, что противоречило бы несомненно подлинным посланиям Апостола Павла. Во первых, совершенная неправда, чтобы в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла не было учения о Христе как о Боге. Довольно припомнить только то, что говорит Апостол о Христе в посл. к Рим (Рим 9:4, 5) или в 1 к Кор (1Кор 8:4-6) и др. местах. А затем, во вторых, в несомненно подлинных посланиях Павла по местам говорится и об отношении Христа к миру духов (см. Рим 8:38-39, 1 Кор 15:24-28). Другие соображения критиков слишком субъективны, чтобы о них стоило говорить. Единственно разве заслуживает опровержения ссылка критиков на то, что послание к Колоссянам, по местам, повторяет собою послание к Ефесянам. Говорят именно, что послание к Колоссянам представляет собою сокращение послания к Ефесянам, сделанное каким-либо учеником Павла. Но и этим обстоятельством смущаться нечего. Во первых, сходные по видимости в обоих посланиях выражения о Христе при ближайшем рассмотрении оказываются имеющими свои особые оттенки в мысли (ср. напр. Кол 1и Еф 1или Кол 1и Еф 2 и др.), а во вторых несомненно сходные места в 3-й и 4-й главах объясняются тем, что оба послания возникли при одних и тех же условиях. Оба послания написаны Апостолом почти в одно и тоже время (посл. к Еф. – раньше), переданы чрез одно и тоже лицо и назначались для смежных между собою церквей (послание к Ефесянам, как соборное, было прочитано и в соседних с Колосскою церковью церквах).

Разделение и содержание послания

Послание к Колоссянам можно разделить с удобством на две части – догматико-полемическую или вероучительную (Кол 1:3b-2:23) и нравоучительную (Кол 3:1-4, 6), с предисловием (Кол 1:1–3а) и заключением (Кол 4:7-18). Подробное обозрение содержания по главам дается в самом толковании на послание.

Литература предмета

комментарии Лопухина на послание к Колоссянам, введение

Источник

Лопухин толкование послания к колоссянам

Город Колоссы и основание церкви в Колоссах

В Азиатской области Фригии, в долине реки Лика, во времена Ап. Павла находился довольно большой город Колоссы. В последующее время имя этого города исчезает из истории и на месте его появляется новый небольшой город – Хоны, в котором в 8-м веке совершилось известное чудо Архангела Михаила. Это был город богатый и стоял на дороге, ведшей из глубины Азии в Ефес, представлявший собою религиозный центр Малой Азии.

Неизвестно, когда были занесены первые семена христианства в Колоссы. Может быть, приходившие из Фригии на день Пятидесятницы в Иерусалим и бывшие свидетелями сошествия Духа Святого на Апостолов и других верующих, иудейские прозелиты ознакомили и Колоссян с Евангелием Христовым. Но церковь из язычников Колосских (Кол 2:13) была основана одним из учеников Апостола Павла – сам Павел не был в Колоссах (Кол 1:6, 2:1-3) – Епафрасом, который был Колосским гражданином (Кол 1:7). Когда Ап. писал Колосской церкви свое послание, она уже была прочно устроена и, следов., насчитывала не один год существования.

Место и время написания послания

Послание к Колоссянам написано Апостолом из римских уз (Кол 4:3, 18) именно из первых его уз (от весны 62-го года до весны 64-года). Об этом говорит то обстоятельство, что Ап., по изображению послания к Колоссянам (Кол 4:7-14), пользовался в своих узах значительными льготами и мог принимать к себе различных посетителей, а это как раз совпадает с изображением первых уз Апостола в кн. Деяний (Деян 28:16-31). Затем Апостол в послании к Филимону, написанном в одно время с посланием к Колоссянам, выражает надежду посетить Колоссы в случае освобождения из уз. Между тем, будучи в кесарийских узах, Апостол сам потребовал суда у кесаря (Деян 25:10-12). Ясно, что он не мог там, в Кесарии, мечтать о возможности побывать в Колоссах: дело его должно было решиться только в Риме и только в Риме он мог высказать надежду на освобождение.

Повод и цель написания послания

К Апостолу Павлу в Рим явился основатель Колосской церкви Епафрас, чтобы испросить у Апостола советов по поводу угрожавшего Колосской церкви лжеучения. Это лжеучение могло увлечь Колосских христиан. – Что это было за лжеучение – о том сказано в заключение толкования на вторую главу нашего послания. Апостол не мог спокойно отнестись к опасности, угрожавшей той церкви, которая была основана его учеником. Кроме того Епафрас несомненно сообщил ему о некоторых недостатках в нравственной жизни колосских христиан, и оба эти обстоятельства и послужили поводом, по которому Апостол обратился к Колоссянам с посланием. Целью послания, естественно, было: положить конец ненормальным явлениям в жизни Колосской церкви и предостеречь верующих от увлечения новым лжеучением.

О подлинности послания

Церковное предание согласно признает это послание подлинным произведением Апостола Павла. Мужи Апостольские приводят некоторые места из этого послания, а Климент Александрийский прямо говорит, что послание к Колоссянам есть произведение Апостола (Павла). Только в 19-м веке стали высказываться сомнения в подлинности этого послания, но, собственно говоря, все эти сомнения не имеют под собою сколько-нибудь серьезных оснований. Главное, на что указывает библейская отрицательная критика, – это чрезвычайно возвышенные представления этого послания о лице Господа Иисуса Христа и подробности о мире духов и об отношении Христа к этому миру. В других посланиях, – говорят критики, – которые несомненно принадлежат Апостолу Павлу, таких христологических подробностей мы не находим, и там Апостол будто бы не возвышается далее представления о Христе как о небесном человеке, втором Адаме. Кроме того указывают на некоторые особенные слова и обороты послания к Колоссянам, которые не попадаются в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла.

Что касается прежде всего разницы в языке, то она не может говорить против подлинности нашего послания. Ведь и в несомненно подлинных Павловых посланиях язык нередко различный – один в одном послании, другой – в другом (ср. напр. 1-е и 2-е послания к Коринфянам). В содержании послания также не усматривается ничего такого, что противоречило бы несомненно подлинным посланиям Апостола Павла. Во первых, совершенная неправда, чтобы в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла не было учения о Христе как о Боге. Довольно припомнить только то, что говорит Апостол о Христе в посл. к Рим (Рим 9:4, 5) или в 1 к Кор (1Кор 8:4-6) и др. местах. А затем, во вторых, в несомненно подлинных посланиях Павла по местам говорится и об отношении Христа к миру духов (см. Рим 8:38-39, 1 Кор 15:24-28). Другие соображения критиков слишком субъективны, чтобы о них стоило говорить. Единственно разве заслуживает опровержения ссылка критиков на то, что послание к Колоссянам, по местам, повторяет собою послание к Ефесянам. Говорят именно, что послание к Колоссянам представляет собою сокращение послания к Ефесянам, сделанное каким-либо учеником Павла. Но и этим обстоятельством смущаться нечего. Во первых, сходные по видимости в обоих посланиях выражения о Христе при ближайшем рассмотрении оказываются имеющими свои особые оттенки в мысли (ср. напр. Кол 1и Еф 1или Кол 1и Еф 2 и др.), а во вторых несомненно сходные места в 3-й и 4-й главах объясняются тем, что оба послания возникли при одних и тех же условиях. Оба послания написаны Апостолом почти в одно и тоже время (посл. к Еф. – раньше), переданы чрез одно и тоже лицо и назначались для смежных между собою церквей (послание к Ефесянам, как соборное, было прочитано и в соседних с Колосскою церковью церквах).

Разделение и содержание послания

Послание к Колоссянам можно разделить с удобством на две части – догматико-полемическую или вероучительную (Кол 1:3b-2:23) и нравоучительную (Кол 3:1-4, 6), с предисловием (Кол 1:1–3а) и заключением (Кол 4:7-18). Подробное обозрение содержания по главам дается в самом толковании на послание.

Литература предмета

Источник

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Лопухин толкование послания к колоссянам. lopuhin2. Лопухин толкование послания к колоссянам фото. Лопухин толкование послания к колоссянам-lopuhin2. картинка Лопухин толкование послания к колоссянам. картинка lopuhin2. Город Колоссы и основание церкви в КолоссахАлександръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Посланіе къ Колоссянамъ Святаго Апостола Павла.

Городъ Колоссы и основаніе церкви въ Колоссахъ.

Лопухин толкование послания к колоссянам. tbl 11. Лопухин толкование послания к колоссянам фото. Лопухин толкование послания к колоссянам-tbl 11. картинка Лопухин толкование послания к колоссянам. картинка tbl 11. Город Колоссы и основание церкви в КолоссахВ ъ Азіатской области Фригіи, въ долинѣ рѣки Лика, во времена Ап. Павла находился довольно большой городъ Колоссы. Въ послѣдующее время имя этого города исчезаетъ изъ исторіи и на мѣстѣ его появляется новый небольшой городъ — Хоны, въ которомъ въ 8-мъ вѣкѣ совершилось извѣстное чудо Архангела Михаила. Это былъ городъ богатый и стоялъ на дорогѣ, ведшей изъ глубины Азіи въ Ефесъ, представлявшій собою религіозный центръ Малой Азіи.

Н еизвѣстно, когда были занесены первыя сѣмена христіанства въ Колоссы. Можетъ быть, приходившіе изъ Фригіи на день Пятидесятницы въ Іерусалимъ и бывшіе свидѣтелями сошествія Духа Святаго на Апостоловъ и другихъ вѣрующихъ, іудейскіе прозелиты ознакомили и Колоссянъ съ Евангеліемъ Христовымъ. Но церковь изъ язычниковъ Колосскихъ (Кол. II, 13) была основана однимъ изъ учениковъ Апостола Павла — самъ Павелъ не былъ въ колоссахъ (Кол. I, 6 и II, 1-3) — Епафрасомъ, который былъ Колосскимъ гражданиномъ (I, 7). Когда Ап. писалъ Колосской церкви свое посланіе, она уже была прочно устроена и, слѣдовательно, насчитывала не одинъ годъ существованія.

Мѣсто и время написанія посланія.

П осланіе къ Колоссянамъ написано Апостоломъ изъ римскихъ узъ (Кол. IV, 3 и 18) именно изъ первыхъ его узъ (отъ весны 62-го года до весны 64-года). Объ этомъ говоритъ то обстоятельство, что Ап., по изображенію посланія къ Колоссянамъ (IV, 7-14), пользовался въ своихъ узахъ значительными льготами и могъ принимать къ себѣ различныхъ посѣтителей, а это какъ разъ совпадаетъ съ изображеніемъ первыхъ узъ Апостола въ кн. Дѣяній (XXVIII, 16-31). Затѣмъ Апостолъ въ посланіи къ Филимону, написанномъ въ одно время съ посланіемъ къ Колоссянамъ, выражаетъ надежду посѣтитъ Колоссы въ случаѣ освобожденія изъ узъ. Между тѣмъ, будучи въ кесарійскихъ узахъ, Апостолъ самъ потребовалъ суда у кесаря (Дѣян. XXV, 10-12). Ясно, что онъ не могъ тамъ, въ Кесаріи, мечтать ο возможности побывать въ Колоссахъ: дѣло его должно было рѣшиться только въ Римѣ и только въ Римѣ онъ могъ высказать надежду на освобожденіе.

Поводъ и цѣль написанія посланія.

К ъ Апостолу Павлу въ Римъ явился основатель Колосской церкви Епафрасъ, чтобы испросить у Апостола совѣтовъ по поводу угрожавшаго Колосской церкви лжеученія. Это лжеученіе могло увлечь Колосскихъ христіанъ. — Что это было за лжеученіе — ο томъ сказано въ заключеніе толкованія на вторую главу нашего посланія. Апостолъ не могъ спокойно отнестись къ опасности, угрожавшей той церкви, которая была основана его ученикомъ. Кромѣ того Епафрасъ несомнѣнно сообщилъ ему ο нѣкоторыхъ недостаткахъ въ нравственной жизни колосскихъ христіанъ, и оба эти обстоятельства и послужили поводомъ, по которому Апостолъ обратился къ Колоссянамъ съ посланіемъ. Цѣлью посланія, естественно, было: положить конецъ ненормальнымъ явленіямъ въ жизни Колосской церкви и предостеречь вѣрующихъ отъ увлеченія новымъ лжеученіемъ.

О подлинности посланія.

Ц ерковное преданіе согласно признаетъ это посланіе подлиннымъ произведеніемъ Апостола Павла. Мужи Апостольскіе приводятъ нѣкоторыя мѣста изъ этого посланія, а Климентъ Александрійскій прямо говоритъ, что посланіе къ Колоссянамъ есть произведеніе Апостола (Павла). Только въ XIX-мъ вѣкѣ стали высказываться сомнѣнія въ подлинности этого посланія, но, собственно говоря, всѣ эти сомнѣнія не имѣютъ подъ собою сколько нибудь серьезныхъ основаній. Главное, на что указываетъ библейская отрицательная критика, — это чрезвычайно возвышенныя представленія этого посланія ο лицѣ Господа Іисуса Христа и подробности ο мірѣ духовъ и объ отношеніи Христа къ этому міру. Въ другихъ посланіяхъ, — говорятъ критики, — которыя несомнѣнно принадлежатъ Апостолу Павлу, такихъ христологическихъ подробностей мы не находимъ, и тамъ Апостолъ будто бы не возвышается далѣе представленія ο Христѣ какъ ο небесномъ человѣкѣ, второмъ Адамѣ. Кромѣ того указываютъ на нѣкоторыя особенныя слова и обороты посланія къ Колоссянамъ, которыя не попадаются въ несомнѣнно подлинныхъ произведеніяхъ Апостола Павла.

Ч то касается прежде всего разницы въ языкѣ, то она не можетъ говорить противъ подлинности нашего посланія. Вѣдь и въ несомнѣнно подлинныхъ Павловыхъ посланіяхъ языкъ нерѣдко различный — одинъ въ одномъ посланіи, другой — въ другомъ (ср. напр. 1-е и 2-е посланія къ Коринѳянамъ). Въ содержаніи посланія также не усматривается ничего такого, что противорѣчило бы несомнѣнно подлиннымъ посланіямъ Апостола Павла. Во первыхъ, совершенная неправда, чтобы въ несомнѣнно подлинныхъ произведеніяхъ Апостола Павла не было ученія ο Христѣ какъ ο Богѣ. Довольно припомнить только то, что говоритъ Апостолъ ο Христѣ въ посл. къ Рим. (IX, 4-5) или въ 1 Кор. (VIII, 4-6) и др. мѣстахъ. Α затѣмъ, во вторыхъ, въ несомнѣнно подлинныхъ посланіяхъ Павла по мѣстамъ говорится и объ отношеніи Христа къ міру духовъ (см. Рим. VIII, 38-39, 1 Кор. XV, 24-28). Другія соображенія критиковъ слишкомъ субъективны, чтобы ο нихъ стоило говорить. Единственно развѣ заслуживаетъ опроверженія ссылка критиковъ на то, что посланіе къ Колоссянамъ, по мѣстамъ, повторяетъ собою посланіе къ Ефесянамъ. Говорятъ именно, что посланіе къ Колоссянамъ представляетъ собою сокращеніе посланія къ Ефесянамъ, сдѣланное какимъ либо ученикомъ Павла. Но и этимъ обстоятельствомъ смущаться нечего. Во первыхъ, сходныя по видимости въ обоихъ посланіяхъ выраженія ο Христѣ при ближайшемъ разсмотрѣніи оказываются имѣющими свои особые оттѣнки въ мысли (ср. напр. Кол. I, 16 и Ефес. I, 21 или Кол. I, 20 и Ефес. II, 16 и др.), а во вторыхъ несомнѣнно сходныя мѣста въ 3-й и 4-й главахъ объясняются тѣмъ, что оба посланія возникли при однихъ и тѣхъ же условіяхъ. Оба посланія написаны Апостоломъ почти въ одно и тоже время (посл. къ Ефес. — раньше), переданы чрезъ одно и тоже лицо и назначались для смежныхъ между собою церквей (посланіе къ Ефесянамъ, какъ соборное, было прочитано и въ сосѣднихъ съ Колосскою церковью церквахъ).

Раздѣленіе и содержаніе посланія.

П осланіе къ Колоссянамъ можно раздѣлить съ удобствомъ на двѣ части — догматико-полемическую или вѣроучительную (I, 3b — II, 23) и нравоучительную (III, 1-4, 6), съ предисловіемъ (I, 1-3а) и заключеніемъ (IV, 7-18). Подробное обозрѣніе содержанія по главамъ дается въ самомъ толкованіи на посланіе.

И зъ святоотеческихъ толкованій на посланіе къ Колоссянамъ должны быть прежде всего упомянуты бесѣды св. Іоанна Златоуста, толкованія блаж. Ѳеодорита, Ѳеофилакта. Затѣмъ есть объясненіе Экуменія, Амвросіаста и др. Изъ русскихъ толкованій наиболѣе основательными и обширными являются труды епископа Ѳеофана (толкованіе посланій Апостола Павла къ Колоссянамъ и къ Филимону) и Н. Мухина. Посланіе св. Апостола Павла къ Колоссянамъ. Опытъ исагогико-экзегетическаго изслѣдованія. Кіевъ 1897 г. стр. 276. Изъ иностранныхъ новыхъ сочиненій объ этомъ посланіи наиболѣе выдаются — Мейера. Посланія изъ плѣна (въ обработкѣ Гаупта 1897 г.), Поля Эвальда. Посланія Павла къ Ефесянамъ, Колоссянамъ и Филимону (въ комментаріи Цана изд. 2-е 1910г.) и Дибеліуса. Посланія Апостола Павла къ Колоссянамъ, Ефесянамъ и Филимону (1912 г.).

Источник

Колоссянам 4 глава

Увещания общего характера (1–6). Сообщения Апостола о своем положении и приветствия читателям (7–18).

Кол.4:1. Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе (Кол.4:2-4), а потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам (Кол.4:5-6).

Кол.4:2. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением;

Кол.4:3. молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,

Кол.4:4. дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

Кол.4:5. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

Кол.4:6. Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

«Со внешними», т. е. не принадлежащими к Церкви. – «Обходитесь благоразумно». В чем заключается это благоразумие – показывает следующее выражение: «пользуясь временем», т. е. сообразуясь с обстоятельствами времени. – «Слово… с благодатью», т. е. с приятностью (έν χάοιτι). – «Приправлено солью», т. е. назидательно и метко. По объяснению бл. Феофилакта, это указывает на сдержанность речи христианина. – «Как отвечать каждому». Христианин обязан для пользы других отвечать другим применительно к их личным особенностям.

Кол.4:7. О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,

В заключение своего послания, Ап. рекомендует читателям Тихика и Онисима, которые посланы Апостолом в Колоссы (Кол.4:7-9), а потом шлет приветствия Колосской церкви от находившихся при нем лиц и от себя приветствует церковь Лаодикийскую (Кол.4:10-15). Послание заканчивается некоторыми распоряжениями Апостола (Кол.4:16-17) и приветствием от него лично к Колосской церкви (Кол.4:18).

Кол.4:8. которого я для того послал к вам, чтоб он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,

Кол.4:9. с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

Здесь Ап. говорит, что подробности о его положении в Риме сообщат Колоссянам Тихик (см. Деян 20:4) и Онисим, житель Колосс, приходивший в Рим к Павлу (о нем см. посл. к Филимону). Они должны оба сообщить Колоссянам и о всем «здешнем», т. е. о состоянии церкви в Риме. Впрочем «утешать» Колоссян должен только Тихик, как человек более окрепший в вере (Онисим был только недавно обращен).

Кол.4:10. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы (о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его),

Кол.4:11. также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных; они – единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою.

Кол.4:12. Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу.

Кол.4:13. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.

Кол.4:14. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас.

Приветствия Колоссянам Ап. передает от своего добровольного товарища по заключению в узах Аристарха (см. Деян 20:4), от Марка, племянника Варнавы, о котором Колоссяне получили было от Апостола какие-то предписания (вероятно, запрещение этому, не твердому в своем деле, проповеднику дальнейшей общественной деятельности – см. Деян 15:37, 38), но которого теперь Ап. велит принять (это, конечно, был евангелист Марк. См. введение в Евангелие от Марка). Затем следуют приветствия от Иисуса Иуста, вероятно римского Иудея, которого церковное предание отождествляет с Иосифом Варсавою, носившим также имя Иуста (Деян 1:23). Эти три лица были Иудеи по происхождению. Далее идут приветствия от христиан из язычников – именно от Епафраса (ср. Кол.1), который так любит своих сограждан – Колоссян, что постоянно молится о их нравственном усовершенствовании (чтобы они были вполне убеждены в истине открытой им воли Божией – по-русски: «исполнены всем, что угодно Богу») – И заботу – это слово лишнее: в греч. находится только одно слово ζήλος – ревность. – О «Луке» – см. введение в Ев. от Луки. – «Димас» – вероятно, сокращение имени Димитрий (см. о нем 2 Тим 4:10).

Кол.4:15. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его.

От себя Ап. велит приветствовать лаодикийских христиан, соседей Колоссян, и в особенности Лаодикийца Нимфана, в доме которого (κατ᾿οιχον αύτοϋ) находилась церковь или такое же место богослужебных собраний христиан, какое имелось и в доме Филимона (Флм 2).

Кол.4:16. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.

Что это за «послание из Лаодикии»? Такого послания нет в Апостольской письменности, почему необходимо признать, что Ап. разумеет здесь какое-либо из своих остальных 13-ти посланий, попавшее в то время в Лаодикию, но написанное первоначально для другого города. Из всех предположений здесь наиболее вероятным представляется то, по которому Ап. здесь имеет в виду свое послание к Ефесянам, которое имело характер окружного послания и по всей вероятности попало, незадолго до получения Колоссянами послания от Павла, к Лаодикийцам. Последние и должны были передать это послание к Ефесянам в Колосскую церковь, которая могла передать его потом другой, соседней, церкви. В самом деле, послание к Ефесянам имеет в каноне еретика Маркиона надписание: «послание к Лаодикийцам», и Тертуллиан, который сообщает об этом, прибавляет, что Маркион сам переменил надписание послания. По всей вероятности, в Понте, на родине Маркиона, господствовало убеждение, что это послание было назначено для Лаодикийской церкви. Α это предположение, вероятно, основывалось на том, что в Понте оно было действительно получено из Лаодикии, а не из Ефеса (Разбор других мнений о послании из Лаодикии см. у Мухина стр. 85–90).

Кол.4:17. Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе.

«Архипп» стоял в очень близких отношениях к семье Филимона, который был Колоссянин (его раб, Онисим, называется Колоссянином – Кол 4) и потому вероятно также жил в Колоссах. В то время, как должно было получиться в Колоссах послание Павла, Архиппа не должно было, по расчету Апостола, быть в Колоссах, а между тем послание к Колоссянам нужно было, по прочтении, передать в Лаодикию. Поэтому Ап. и поручает читателям передать Архиппу, по его возвращении, наставление от Апостола о необходимости большего внимания в исполнении своего служения. Но в чем состояло служение Архиппа – неизвестно.

Кол.4:18. Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.

Ап. подписывает своею рукою продиктованное им послание для того, чтобы заверить его подлинность (ср. 2 Сол.2:2). Он просит помнить его узы, для того чтобы не забывать о нем в своих молитвах.

комментарии Лопухина на послание к Колоссянам, 4 глава

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *