О чем рассказывает сон обломова

Краткое содержание Гончаров Сон Обломова (9 глава)

Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.

Семья Обломова описана как добрая, чуткая, но состоящая из ленивых людей, для которых любой труд это напрасная трата времени и собственной энергии. Жители деревни обыватели, которые не думают над смыслом жизни, текут по течению. Посторонние проблемы их не беспокоят, поэтому они всегда жизнерадостные и веселые. Любимое занятие – это сидеть у окна и наблюдать за тем, что происходит вокруг. Самая большая забота жителей – это пища. Очень много живности выращивалось именно ради употребления ее в пищу, очень много сил тратилось на уход за птицами и скотом.

Родители не занимаются своими владениями, потому что им лень. Отец предпочитает лишь сидеть у окна и ничего не делать в доме и саду. Мать же любит пить чай и гулять по саду, даже не умеет вести домашнее хозяйство, а самое главное, что даже желания нет делать что-то полезное. Днем в деревне царит полная тишина. Все жители любят спать днем после обеда. В такие счастливые моменты Илюша предоставлен сам себе и может осуществить все задуманные планы. Он имеет полную свободу действий: бегает куда хочет, идет в запрещенные места. Ко времени, когда все просыпаются, он уже находится дома возле няни.

В подростковом возрасте лень одолевает и Илюшу. Он учится в пансионе, учеба дается сложно, потому что нет желания учиться, с домашним заданием ему помогает Андрей Штольц. Первыми, кто не видит смысла в учебе, являются Обломовы. Всеми правдами и неправдами родители пытаются оставить сына дома. Предлоги бывают самыми нелепыми. Илюша мог не посещать занятия даже несколько недель. Мальчик же очень стремится к неизведанному миру, ему все интересно знать, но он не получает заветной свободы, как в детстве во время дневного сна. Постепенно, благодаря гиперопеке родителей, Илюша превращается в ленивого подростка, который забывает обо всем, что когда-то его интересовало, становится вялым и зависимым от других людей человеком.

Сон Обломова характеризует его отношение к жизни в реальном мире, его неспособность делать что-то самостоятельно, нежелание трудиться для достижения каких-либо жизненных целей, ведь даже их у Обломова нет.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гончаров. Все произведения

Сон Обломова. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мальчик, по прозвищу Пип, рано остался сиротой. Он жил на попечении старшей сестры, которая придиралась к нему и усматривала недоброе в любом поступке мальчика. Супруг сестры, кузнец Джо Гарджери

Автор рассказа, будучи главным действующим лицом, вспоминает, как очень давно, примерно сорок лет тому назад, одну историю. Еще мальчишкой, он после рыбалки шел по скошенному лугу и встретил небольшую птицу

Василий Ордынов – сирота. Он закончил учебу в университете, но он не хочет служить, поэтому просто растрачивает свое наследство. Если он будет экономить, то сможет прожить на эти средства 3 года. Но он не хочет работать.

Ключевой персонаж рассказа Иван Петрович явился домой вялым, уловив клики “ Пожар! Пожар!” побежал помогать обнаружилось, что горят подсобные строения. Жители села еще никогда не лицезрели столь

Маленьких утят кормили рублеными яйцами. Хозяйка по утрам ставила тарелку с яйцами возле куста. Утята со всех ног бежали к тарелке, но тут, откуда ни возьмись, появлялась огромная стрекоза

Источник

Главный герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич, с первых страниц произведения описан человеком, предпочитающим отдавать приказы слугам лишь в положении лежа. Виною этому не болезнь, а простая лень. Почему молодой тридцатидвухлетний мужчина обладает мышлением старика? Что повлияло на подобное восприятие жизни? Краткое содержание главы «Сон Обломова» поможет читателю разобраться в причинах, превративших смышленого и любознательного ребенка в слабохарактерного, избалованного увальня.

Во сне Илья Ильич Обломов оказывается в родной деревне Обломовка. Местность очень красивая, тихая. По близости нет моря. Отсутствуют горы, напоминающие видом звериный оскал. Люди там абсолютно счастливы, не сравнивают себя с окружающими. Они просто радуются размеренной жизни.

В такой деревушке, в собственной постели проснулся семилетний Илюша Обломов. Возле него уже находилась няня. Женщина сразу принималась одевать воспитанника. В комнате появлялась мама. Она брала сына за руку и вела к отцу. В имении пребывало полно родственников, каждый хотел угостить мальчика, поцеловать. «Вся свита дома Обломовых подхватила Илью и начала осыпать его ласками, он не успевал утирать следы бесконечных поцелуев». Ребенок был резв, он всегда предпринимал попытки убежать от няньки и залезть на голубятню или спрятаться в сарае.

От всяческих детских шалостей сына постоянно старалась оградить любящая мать. Она запрещала ему выходить на солнце, а порою говорила, что и в холодке плохо. Обломовы не обладали особым рвением к работе. Основным занятием отца было наблюдение за всеми домочадцами. Он знал, кто куда идет, что несет, чем занят. Его супруга часто проводила время за разговорами.

Очень важным делом в поместье считали обед. «Пища была главной жизненной заботой в Обломовке». Родственники собирались и дружно обсуждали, что им сегодня приготовить. После обеда всем положен был дневной сон. Вот тогда Илюшка и бежал в овраг, наблюдал за жуками, гонял птиц. После отдыха все принимались за новые дела. Кто-то ходил к речке, и бросал камешки в воду, другие сидели у окна либо в беседке, и слушали пение птиц.

Родители Ильи придерживались мнения, что труд был послан человеку в наказание. Подобные взгляды на жизнь оставили свой отпечаток на становлении личности их сына. Когда ему исполнилось тринадцать, было принято решение отправить его в Верхалево, на обучение в пансион немца Ивана Штольца. Мать с отцом понимали, что учиться грамоте это нужное дело, но они хотели, чтобы это происходило легко и быстро.

Мама представляла своего сыночка в мундире, на посту губернатора. Несмотря на мысли о светлом будущем своего чада, ей было спокойнее, когда он пребывал дома. Они с мужем постоянно находили причины, лишь бы маленький Обломов оставался дома. Для них существовало множество отговорок, чтобы отлынивать от пансиона: приближение морозов или жары, страстная пятница или родительская суббота.

Илья абсолютно не жалел, что не поедет к Штольцу. Дома ему хотелось играть в снежки, бегать с мальчишками, лазить по деревьям, а не превращаться в комнатное растение. «Лелеемый, как цветок в теплице, он так же и рос – медленно и вяло». Если же мальчик и предпринимал попытки делать что-то самостоятельно, то любой из близких спешил на помощь, тем самым не давая ему проявить себя. «Ищущие проявления силы обращались внутрь и увядали». Такое поведение взрослых подавляло развитие стремлений Ильи. Постепенно он привык к тому, что все желаемое за него сделают родные. Избалованный ребенок превратился в ленивого и изнеженного мужчину.

Источник

Композиция романа

Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.

Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.

В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.

Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.

В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.

Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.

В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.

Место эпизода

В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:

Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.

В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.

Основные этапы

Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.

Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.

Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.

Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:

Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.

Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.

Смысл части

Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.

Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.

Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.

Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.

Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.

Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.

Источник

Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»

Роман «Обломов» И. А. Гончарова был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка…

О чем рассказывает сон обломова. 528. О чем рассказывает сон обломова фото. О чем рассказывает сон обломова-528. картинка О чем рассказывает сон обломова. картинка 528. Во сне Обломов видит себя в разные периоды своей жизни. Вначале описывается жизнь в родной деревне Обломовке. Деревня описывается как спокойное место, которое может принести умиротворение и уют, здесь нет раскатов волн, шума прибоя, который несет только неразгаданный смысл. В Обломовке небо кажется роднее, словно обнимает человека, а осень дарит последние теплые дни. Солнце по-особенному греет, горы выглядят не устрашающими, а мягкими. Жизнь в такой деревне проходит неспешно, размеренно и монотонно.

«Сон Обломова» — анализ эпизода

Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.

Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.

Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.

Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.

Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.

«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.

И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.

Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.

Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.

В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.

Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.

Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.

Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.

Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.

Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.

И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.

Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.

К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.

Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.

Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.

То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».

В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.

Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.

Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.

Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.

Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!

Сочинение про Сон Обломова

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.

Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».

И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.

Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».

В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Разбор главы Сон Обломова

Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.

Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.

Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.

Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.

Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.

Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.

Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.

Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.

Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.

Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *