О чем сон веры павловны
Краткое содержание Чернышевский Сны Веры Павловны
Первый сон
Вначале героиня будто находится в заточении в тёмном подвале. Но потом она как будто освободилась, оказавшись в пшеничном поле. В тоже время она как будто вылечилась от, как ей казалось, паралича. В то же время с ней начала говорить женщина, «невеста её жениха», в данном образе автор попытался изобразить любовь к людям. После чего девушка гуляет по городским улицам и помогает всем встречным, потому что та женщина попросила её освобождать и излечивать таких же девушек.
Данный фрагмент символизирует собой моральное высвобождение героини, и её освобождение из мира тёмных людей (Её семьи где царят консервативные и архаические нравы, а женщина считается не более чем вещью которую можно выгодно выдать замуж).
Второй сон
Второй сон начинается с того что Лопухов и Мерцалов идут по полю и рассуждают о грязи, почему из одной прорастает пшеница, а из другой нет? Потом Вера сначала видит свою мать страдающую от нищеты и неурядиц, позже видит сцену в которой она сидит на руках у офицера, а потом видение где девушка не может устроится на работу. «Любовь к людям» объясняет Вере, что ей стоит простить мать за злое и жестокое обращение, ведь та всю жизнь пыталась вывести семейство с бедности, от чего и озлобилась на весь мир.
Сны связаны с людьми из прошлого Веры, эти люди застряли во тьме, хотя и против своей воли и в силу жизненных обстоятельств, но в люди им уже не выбиться. Грязь из которой ничего не растёт как раз и символизирует старый мир Веры, а «плодородная» грязь это её новая жизнь.
Третий сон
В этом сне, Вера вместе с певицей Бозио листает свой дневник (который существует только во сне). В дневнике расписаны подробностях с Лопуховым совместной жизни и отношений. С последней же страницы становится понятно, но она хоть и хочет, но не может любить супруга, их отношения основаны на дружеской привязанности, в действительности она любит Кирсанова.
Из этого сна Вера осознаёт истинную природу своих чувств. Она решает что несмотря на узы брака только она является хозяйкой своих души и тела, и имеет право строит отношения с тем к кому лежит её душа.
Четвёртый сон
Во сне Вера видит богинь: Астарту, Афродиту и Богоматерь. Сквозь них её проводит невиданная ранее красавица, в которой героиня узнаёт «новую» себя, независимую, свободную, раскрепощённую, сильную. В конце Вера видит подобие рая или идеального общества.
В данном отрезке автор чётко изображает идеальное общество, построенное по принципу равенства прав. И выросшую за время сочинения героиню, которая теперь является ничем не хуже (а во многом и лучше по своим качествам) чем любой из представителей сильного пола.
В произведении чётко прослеживается эволюция героини. Она из женщины, которой уготована судьба матери (мучения в нищете против собственной воли и жизнь с мужчиной, к которому нет никаких чувств). Вырывается из этого «непрерывного потока эмансипации», она становится тем, кем она хочет стать, доказывая всем что женщина сама вправе выбирать свою судьбу.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Эрнест Сетон-Томпсон – знаменитый писатель и художник-анималист. Стоял у истоков движения скаутов в США, активно занимался общественной деятельностью.
Светловолосый мальчик Никишка живёт со своей мамой в небольшой деревне рядом с морем. Он очень добрый и спокойный мальчуган. Любит оставаться один и мечтать о будущем. За это его не любят все деревенские дети.
В гороховом стручке сидело пять горошин. Они были зеленые, и думали, что весь мир такой же зеленый. Они мечтали вырваться на волю и повидать свет.
Повествование относят к жанру плутовского романа, который был впервые написан на немецком языке и издан в Германии. Автор написал его от лица главного героя, который на склоне лет повествует о своих приключениях
Произведение российской писательницы Крюковой Хрустальный ключ повествует об уникальной истории, случившейся с главной героиней Дашей. Она приезжает к своей бабушке на летние каникулы
Анализ 4 сна Веры Павловны (роман Чернышевского «Что делать?»)
В романе Вере Павловне снится несколько снов, которые раскрывают не только характер героини, но и предполагаемое социальное устройство будущего общества. Чернышевский уделяет огромное внимание деталям предполагаемой утопии.
В первом сне Вера видит себя заточенной в подвале. Внезапно освободившись, она оказывается в цветущем поле, позже же происходит ее выздоровление. Сон демонстрирует душевное исцеление героини. Теперь она не является вульгарной и гулящей женщиной. Момент, где Вера во сне помогает освобождать и других девушек из подвала повествует о том, что она также способна помогать попавшим в аналогичную беду.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!
Связаться с нами:
Второй сон иллюстрирует следующее: Лопухов и Мерцалов прогуливаются в поле, рассуждая на тему грязи. словно разделяют грязь на естественную и фантастическую, демонстрируя мир возрождающийся и гниющий. Вера видит свою мать, а далее старую знакомую, которая настоятельно рекомендует девушке перестать обижаться на родительницу. Смысл данного сна в том, что Вера как бы избавляется от психологического давления прошлого: забывает о распутной жизни, прощает жестокость матери.
В следующем сне Вера понимает, что только она должна распоряжаться собственной жизнью и чувствами. Читая с певицей Бозио несуществующий дневник, героиня осознает, что любит Кирсанова, но не мужа. Это один из важнейших элементов эмансипации, который делает женщину полноправной хозяйкой своего тела и своей души.
Наконец в четвертом сне героиня видит всевозможных богинь, среди которых и она — повелительница собственной судьбы. Так же он видит намек на государственную и политическую утопию — рай, где все свободны, где царствует равенство. Картину четвертого сна следует рассматривать через призму нынешнего положения женщины и, собственно, завершения мира — появления нового государства. Итак, Вера независимая и свободная духовно и физически девушка, которая определенно хочет сама строить жизнь, распоряжаться чувствами.
Отдельно также трансформируется не только сама героиня, но и государство. Из «грязного» и полного лживыми чиновниками оно становится раем. По сути, это намек автора на необходимость проведения реформ. Данная точка зрения подтверждается и тем, что Чернышевский был ярким сторонником равенства и преобразования современной ему картины политической России. В конце четвертого сна держава уже — общество будущего, где главенствуют социалистический принципы «свободы, равенства и братства».
Сочинение Сны Веры Павловны (смысл и значение)
Главная мысль романа Чернышевского «Что делать?» выражена во снах Веры Павловны. Автор использует этот прием, потому что считает, что сон — это отражение мыслей, чувств и идей человека, которые он не осознает в реальной жизни.
Всего Вере Павловне снится четыре сна. Все сны, если быть короче, посвящены необходимости революции, коренного переворота в жизни.
На сны девушки влияли события реальной жизни. Например, второй сон Веры Павловны посвящен тому, что ее муж вместе с Лопуховым бродит по полю и беседует о посадке зерновых. Накануне Лопухов вел беседу об учении Ютуса Либиха, об его подходе к хозяйству. Это сильно повлияло на нее, поэтому выразилось во сне.
В этом мне также активно используется терминология науки: понятия «реальная грязь» и «фантастическая грязь».
«Реальная грязь» — это жизнь обычных людей. Ее смысл состоит в том, что труд — это необходимый атрибут жизни людей. Без него человек слабеет и глупеет. «Фантастическая грязь» — это жизнь привилегированных сословий, лишённая труда. Такие люди имеют искаженную систему моральных ценностей, образ жизни.
Как с этим бороться? Сон Веры Павловны дает такой ответ: необходимо обеспечить удаление лишней влаги из болотистых мест с помощью дренажа. К реальной жизни это применимо в другом виде: необходимо внести коренные изменения в жизнь посредством революции.
Последний сон героини представляет собой видение будущего, но невозможного, нереального, фантастического. В этом мире нет собственности, семьи и других привычных вещей. Все люди абсолютно равны. Во сне был изображен дом среди полей, где пели музыканты для простого народа. Этим элементом автор хотел показать, что необходимо верить в светлое будущее, даже если оно кажется невозможным.
Сны Веры Павловны положительно повлияли на поступки героини. С каждым сном его смысл становился глубже, а девушка менялась все сильнее. Со временем она пришла к мысли об открытии трудовой коммуны, которую применила к жизни.
Сон — один из самых распространенных приемов в художественной литературе, используемый для выражения мыслей и задумки автора, позиции или осмысление важной социальной проблемы.
2 вариант
Прочитав данное произведение, можно наверняка отметить тот факт, что оно получилось довольно ярким, интересным, и содержит в себе массу поучительных мыслей, которые доносит автор в самых разнообразных формах и вариациях. Для того, чтобы полностью разобраться в сокрытом смысле, который автор решил завуалировать в образах сновидений, которые видятся главной героине произведения, следует понимать их философское значение.
В своем первом сне, она видит, будто кто-то ее запер в подвале, но ей удалось выбраться весьма удачно, и женщина оказалась на поле, полном колосьев. Также, ей привиделось, что она была больной, и ей удалось стать здоровой, поборов такой тяжелый недуг, как паралич конечностей. Затем она отправилась гулять по улицам города, где могла и хотела помогать окружающим людям, которые были больны, и желали стать здоровыми. Чтобы разобраться в смысле данного сновидения, следует включить фантазию и воображение. Автор здесь хочет показать, что в реальной жизни, Вера смогла вырваться из той среды, где жили люди, чьи взгляды были устаревшими и однотипными. Когда она уходит из семьи, места, где она чувствует себя некомфортно и нехорошо, то героиня понимает, что она не ненавидит людей, ведь среди них есть масса интересных и ярких личностей.
Также, стоит отметить и тот факт, что она находит новых друзей, которые считают свободу слова и мысли – одной из главных благодетелей современного мира. Родители девушки навязывали ей такую идеологию, при которой она должна была стать корыстной и расчетливой девушкой. Ей была не мила такая жизнь, и поэтому она приняла решение стать свободной, уйдя из родительского дома.
Во втором сне, героиня видит, как Мерцалов вместе с Лопуховым ведут рассуждения о видах грязи, которые существуют в природе. Первым видом являлась мистическая грязь, а вторым – реальная. Данный сон можно интерпретировать как некую аллегорию в которой говорится о том, что девушка когда-то вела образ жизни, связанный с общением с людьми, с которыми ей приходилось общаться. Ее новая жизнь была полна друзьями и знакомыми, с которыми она сама захотела вести беседы. Благодаря данным сновидениям, автор знакомит читателей с миром героини, и рассказывает о том, что даже среди снов и видений, можно искать сокрытый смысл, который аллегорическими категориями выводит читателя на путь понимания того, что происходит с человеком в реальном мире. В этом заключается большое мастерство и талант писателя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны Веры Павловны (смысл и значение)
Популярные сегодня темы
Главной героиней произведения, написанного в жанре детской сказочной пьесы, является Падчерица, девушка, ставшая сиротой и вынужденная проживать совместно с озлобленными против нее мачехой и ее дочерью.
Современная семья, основывается на любви, взаимопонимании и поддержке. Не то чтобы такого не было раньше, однако сейчас уж точно придется постараться, чтобы выдать девушку замуж не по ее воле.
Сказка «Ворон-челобитчик» была написана в 1886 году. Тема этого произведения – тяжелое положение крестьян в России. Прошло 25 лет после отмены крепостного права, но жизнь людей оставалась по-прежнему трудной.
В 1452 году на юге Италии родился Леонардо да Винчи. Он был художником, инженером, ученым и знаменитым представителем эпохи Возрождения. После него остались не только картины и скульптуры, но и большое количество рукописей почти
Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – великое произведение классической литературы, в котором поднимаются важнейшие темы, актуальные во все времена. Тема любви – одна из ключевых в романе.
Часть 3. «Четвертый сон Веры Павловны», как завершение и сюжетная основа романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?», и подробное описание светлого коммунистического будущего человечества
Ключевое место среди «Снов Веры Павловны» занимает раздел «Четвертый сон Веры Павловны», в котором Чернышевский показывает картины торжества русского коммунистического будущего в масштабах всей планеты, когда вновь обретена утраченная ранее на многие тысячелетия, прежняя гармоническая завершённость и полнота первобытнообщинного коммунизма в условиях родоплеменного общинного строя или так нызаваемый «Золотой век Человечества»
Поэтому раздел «Четвёртый Сон Веры Павловны» является ядром и, по сути, основой содержания романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Данный раздел, этого романа, находится в четвертой главе под названием «Второе замужество». Основное содержания «Четвертого Сна Веры Павловны», содержится в пунктах 8, 9,10, 11, раздела «Четвертый сон».
«Четвертый сон Веры Павловны», рисует картину коммунистического рая на планете Земля. Того, по словам автора «Золотого века», который возникнет на Земле, когда победит революция, которую автор в то время готовил, и пропаганде которой он и посвятил свой роман «Что делать?».
Примерное содержание, этого раздела можно было бы выразить следующими словами — «Представьте себе каким станет мир, населенный богами. Что не представить? То — то, и оно, потому что, никакого воображения вам не хватит, чтобы представить себе этот совершенно невиданный мир!».
Однако поскольку, Н. Г. Чернышевский был сугубый материалист, и к тому же как он называл себя — материалист антропологический, то свой мир будущего, он, всё же населил не богами, а людьми, хотя на фоне его современников, эти люди будущего выглядели богами.
Этот, будущий «Золотой Век» а точнее «Золотая Эра Человечества», о котором в романе теоретически беседуют Лопухов и Кирсанов, воплощен в гигантском хрустальном дворце — саде, стоящем среди богатых тучных нив и садов, царства вечной весны, лета и радости.
Такими громадными домами в шахматном порядке покрыта вся преображенная освобожденным трудом Земля — планета «новых людей». В этих домах — дворцах, живут все вместе счастливые люди идеального будущего. Они вместе работают с песнями, вместе обедают, веселятся.
И, Чернышевский говорит устами богини свободной любви о светлом будущем, открывая его Вере Павловне и заодно всем своим бесчисленным читателям следующим образом: «Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести».
В «Четвертом сне Веры Павловны», Чернышевский рисует общество, в котором интересы каждого органически сочетаются с интересами всех. Это общество, где отсутствует эксплуатация человека человеком, где люди научился разумно управлять силами природы, где исчезло драматическое разделение между умственным и физическим трудом, все люди свободны, равноправны и гармонически развиты и потому могут свободно и освобожденные от нужды и повседневных жизненных забот они могут полностью раскрыть всё богатство своей личности. В этой части романа — читатель видит мир будущего, и этот мир, прекрасен во всем.
С удивительной проницательностью предвидел Чернышевский и то, что общество будущего освободит женщину от домашнего рабства и решит важные проблемы по обеспечению стариков и воспитанию молодого поколения.
Все это художественно воплощено автором вот в таких образах: «Здравствуй, сестра, — говорит она царице, — здесь и ты, сестра? говорит она Вере Павловне, — ты хочешь видеть, как будут жить люди, когда царица, моя воспитанница, будет царствовать над всеми? Смотри. Здание, громадное, громадное здание, каких теперь лишь по нескольку в самых больших столицах, — или нет, теперь ни одного такого! Оно стоит среди нив и лугов, садов и рощ. Нивы — это наши хлеба, только не такие, как у нас, а густые, густые, изобильные, изобильные. Неужели это пшеница? Кто ж видел такие колосья? Кто ж видел такие зерна? Только в оранжерее можно бы теперь вырастить такие колосья с такими зернами. Поля, это наши поля; но такие цветы теперь только в цветниках у нас. Сады, лимонные и апельсинные деревья, персики и абрикосы, — как же они растут на открытом воздухе? О, да это колонны вокруг них, это они открыты на лето; да, это оранжереи, раскрывающиеся на лето.
— Но это здание, — что ж это, какой оно архитектуры? Чугун и стекло, чугун и стекло — только. Нет, не только: это лишь оболочка здания, это его наружные стены; а там, внутри, уж настоящий дом, громаднейший дом: он покрыт этим чугунно-хрустальным зданием, как футляром; оно образует вокруг него широкие галереи по всем этажам.
— Какая легкая архитектура этого внутреннего дома, какие маленькие простенки между окнами, — а окна огромные, широкие, во всю вышину этажей! Его каменные стены — будто ряд пилястров, составляющих раму для окон, которые выходят на галерею.
— Но какие это полы и потолки? Из чего эти двери и рамы окон? Что это такое? серебро? платина? Да и мебель почти вся такая же, — мебель из дерева тут лишь каприз, она только для разнообразия, но из чего ж вся остальная мебель, потолки и полы?
— «Попробуй подвинуть это кресло», — говорит старшая царица. Эта металлическая мебель легче нашей ореховой. Но что ж это за металл? Ах, знаю теперь, Саша показывал мне такую дощечку, она была легка, как стекло, и теперь уж есть такие серьги, брошки, да, Саша говорил, что, рано или поздно, алюминий заменит собою дерево, может быть, и камень. Но как же все это богато! Везде алюминий и алюминий, и все промежутки окон одеты огромными зеркалами. И какие ковры на полу! Вот в этом зале половина пола открыта, тут и видно, что он из алюминия. Ты видишь, тут он матовый, чтобы не был слишком скользок, — тут играют дети, а вместе с ними и большие; вот и в этом зале пол тоже без ковров, — для танцев. И повсюду южные деревья и цветы; весь дом — громадный зимний сад.
— Но кто же живет в этом доме, который великолепнее дворцов? — «Здесь живет много, очень много; иди, мы увидим их».
Они идут на балкон, выступающий из верхнего этажа галереи. Как же Вера Павловна не заметила прежде? По этим нивам рассеяны группы людей; везде мужчины и женщины, старики, молодые и дети вместе. Но больше молодых; стариков мало, старух еще меньше, детей больше, чем стариков, но все-таки не очень много. Больше половицы детей осталось дома заниматься хозяйством: они делают почти все по хозяйству, они очень любят это; с ними несколько старух. А стариков и старух очень мало потому, что здесь очень поздно становятся ими, здесь здоровая и спокойная жизнь; она сохраняет свежесть
Группы, работающие на нивах, почти все поют; но какой работою они заняты? Ах, это они убирают хлеб. Как быстро идет у них работа! Но еще бы не идти ей быстро, и еще бы не петь им! Почти все делают за них машины, — и жнут, и вяжут снопы, и отвозят их, — люди почти только ходят, ездят, управляют машинами. И как они удобно устроили себе; день зноен, но им, конечно, ничего: над тою частью нивы, где они работают, раскинут огромный полог: как подвигается работа, подвигается и он, — как они устроили себе прохладу! Еще бы им не быстро и не весело работать, еще бы им не петь! Этак и я стала бы жать! И все песни, все песни, — незнакомые, новые;
Но вот работа кончена, все идут к зданию. «Войдем опять в зал, посмотрим, как они будут обедать», — говорит старшая сестра.
Они входят в самый большой из огромных зал. Половина его занята столами, — столы уж накрыты, — сколько их! Сколько же тут будет обедающих? Да человек тысяча или больше: «здесь не все; кому угодно, обедают особо, у себя».
Те старухи, старики, дети, которые не выходили в поле, приготовили все это: «готовить кушанье, заниматься хозяйством, прибирать в комнатах, — это слишком легкая работа для других рук, — говорит старшая сестра, — ею следует заниматься тем, кто еще не может или уже не может делать ничего другого».
Великолепная сервировка. Все алюминий и хрусталь; по средней полосе широких столов расставлены вазы с цветами, блюда уж на столе, вошли работающие, все садятся за обед, и они, и готовившие обед.
«А кто ж будет прислуживать?» — «Когда? во время стола? зачем? Ведь всего пять шесть блюд: те, которые должны быть горячие, поставлены на таких местах, что не остынут; видишь, в углублениях, — это ящики с кипятком, — говорит старшая сестра. — «Ты хорошо живешь, ты любишь хороший стол, часто у тебя бывает такой обед?» — «Несколько раз в год». — «У них это обыкновенный: кому угодно, тот имеет лучше, какой угодно, но тогда особый расчет; а кто не требует себе особенного против того, что делается для всех, с тем нет никакого расчета. И все так: то, что могут по средствам своей компании все, за то нет расчетов; за каждую особую вещь или прихоть — расчет».
— «Неужели ж это мы? Неужели это наша земля? Я слышала нашу песню, они говорят по-русски». — «Да, эти люди мы, ведь с тобою я, русская!» — «И ты все это сделала?» — «Это все сделано для меня, и я одушевляла делать это, я одушевляю совершенствовать это, но делает это вот она, моя старшая сестра, она работница, а я только наслаждаюсь». — «И все так будут жить?» — «Все, — говорит старшая сестра, — для всех вечная весна и лето, вечная радость. Но мы показали тебе только конец моей половины дня, работы, и начало ее половины; — мы еще посмотрим на них вечером, через два месяца».
Согласно Чернышевскому в коммунистическом обществе будущего, каждый выбирает себе занятие по душе и трудится и для себя, и для людей. Все эти люди — музыканты, поэты, философы, ученые, артисты, но они же работают на полях и заводах, управляют современными, ими созданными машинами, все больше и больше переделывают природу, превращая неплодородные земли в плодородные, осушают болота, строят каналы. И все это они делают на благо себе.
Но все это, как говорил Чернышевский, основано на свободе личности. Не зря говорит «светлая красавица»: «Где нет свободы, там нет и счастья», подтверждая этими словами то, что свобода людям необходима.
Завершающий абзац «Четвертого сна Веры Павловны»: «Ты знаешь будущее. Оно светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот что в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в нее из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее все, что можете перенести».
«Что делать?» — краткое содержание и пересказ по главам романа Н. Г. Чернышевского
Здесь даны основные сведения о романе Н. Г. Чернышевского «Что делать», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого романа.
Краткие сведения о произведении
Сюжет романа составляет любовная история, но в нём отражены новые идеи того времени и есть намёки на грядущую революцию. Жанр произведения — роман-утопия.
Главные герои романа
Другие персонажи
Очень краткое содержание для читательского дневника
Начинается роман с информации о том, что некий человек застрелился ночью на Литейном мосту. Далее рассказывается, что Вера Павловна узнала о трагической гибели мужа. Затем идёт рассказ о её взрослении в родительском доме, о сватовстве офицера Сторешникова и том, что девушка предпочла его студенту Лопухову. Брак с ним позволил ей вырваться от опостылевших родителей. Лопуховы стали жить на съёмной квартире.
Через несколько месяцев Вера решила организовать швейную мастерскую по пошиву дамских платьев. Прибыль справедливо распределяли между работницами мастерской. Вскоре многие из них стали жить в одной большой квартире, так как это было выгодно. У них был строгий распорядок труда и отдыха, часто ходили в театр, устраивали загородные прогулки.
Веру Павловну полюбил друг её мужа Кирсанов. Он перестал из-за этого бывать у них, но болезнь друга заставила часто их посещать.
Через некоторое время Вера Павловна поняла, что она не любит мужа, а только признательна ему за то, что вырвал её из родительского дома. Вера Павловна влюбилась в Кирсанова. Чтобы дать ей свободу выбора, Лопухов решил «сойти со сцены» и совершил самоубийство (об этом — в начале романа). Вера Павловна вышла замуж за Кирсанова. Она хотела быть независимой и увлеклась медициной.
Вера Павловна открыла магазин мод. Кирсанов стал профессором, помог вылечиться Екатерине Полозовой. Её отец, Полозов, познакомился с торговым агентом из США Чарльзом Бьюмонтом. Американец скупил акции Полозова и женился на Екатерине.
Затем выяснилось, что Бьюмонт — это Лопухов. Он не застрелился, а уехал в Америку. Бьюмонты и Кирсановы стали жить по соседству, их связывала тесная дружба.
Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)
I. Дурак
Полицейский понял, что это написал человек, застреливший себя ночью на мосту. Когда на звук выстрела прибежали люди, никого не было на том месте, где прозвучал выстрел. Понятно стало, что кто-то застрелился и упал в воду. Тело в воде не нашли. Стали гадать, может кто-то подурачился — выстрелил и убежал. Но большинство решило, что застрелился. Кто-то говорил, что это был пьяный, а кто-то, что просто дурак. Сошлись на том, что если не пошалил, а застрелился, всё равно дурак.
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Автор здесь беседует с читателями. Он объясняет, почему сделал такое начало романа, и уверяет, что, хотя не обладает художественным талантом, от прочтения его книги будет польза.
Глава 1. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе
I – IX
Жила Вера Павловна в многоэтажном доме, хозяином которого был Михаил Иваныч Сторешников (но только по документам, а фактически хозяйкой была его мать).
Отец Веры Павловны, Павел Константиныч Розальский, был управляющим этим домом и кроме того служил в каком-то департаменте.
Мать её, Марья Алексевна, была властная женщина, мужа и детей, Верочку и Федю, держала в строгости. Отец и мать Веры Павловны давали деньги под залог.
Верочку мать воспитывала подзатыльниками и криками, но всё же заботилась о её образовании, отдала в учение в пансион, наняла учителя музыки. В 16 лет Верочка уже сама начала давать уроки в пансионе и в других местах.
Мать стала наряжать Верочку, так как её собрался сватать начальник отца. Но что-то долго он собирался это сделать, а тут подвернулся другой жених — хозяйкин сын, Михаил Иваныч. Своим приятелям он сказал, что Верочка его любовница, и это оскорбило девушку. Она не согласилась выйти за него замуж.
Глава 2. Первая любовь и законный брак
I – XI
Марья Алексевна наняла Феде учителя, медицинского студента Лопухова, который сначала считал Верочку холодной и расчётливой. Он думал, что девушка с помощью жениха хочет войти в высший свет, но скоро понял, что ошибся.
Лопухов и Верочка стали хорошими друзьями, а затем полюбили друг друга. Лопухов посоветовал ей делать то, что полезно именно для её личности и характера. Следуя этому совету, Верочка решила устроиться гувернанткой, чтобы уйти из дома, где ей было очень тяжело жить. Она попросила Лопухова подыскать ей место. Он нашёл хорошее семейство, нуждающееся в гувернантке, и сказал об этом Верочке. Ночью девушке приснился замечательный сон.
XII. Первый сон Верочки
Приснилось ей, что заперта она в подвале. Вдруг открылась дверь, и Верочка попала на поле, где стала бегать, резвиться. Затем приснилось, что она разбита параличом, и услышала голос, который говорил, что она сейчас будет здорова. И снова Верочка бегала и резвилась в поле.
Увидела она, что по полю идёт девушка, которая похожа на девушек разных национальностей сразу. Девушка сказала Верочке: «Я невеста твоего жениха». «Какого жениха?» — спросила Верочка, и незнакомка ответила, что не знает, что их у неё много, и пусть Верочка выберет себе жениха только из них.
Незнакомка сказала, что это она выпустила Верочку из подвала, вылечила её, и напомнила, что невыпущенных и невылеченных много, и пусть Верочка выпускает их и лечит. Ещё она сказала, что у неё много имён, но настоящее — любовь к людям.
Во сне Вера шла по городу, выпускала из подвала девушек, лечила разбитых параличом, и ей было весело с ними.
XIII – XVI
Госпожа, которая хотела нанять Верочку в гувернантки, узнала от Лопухова, что она хочет уйти из дома, потому что мать навязывает богатого жениха. Госпожа побоялась неприятных хлопот, если мать, воспользовавшись своим правом, начнёт судебный процесс.
XVII – XXIV
Лопухов сказал об этом Верочке и пообещал устроить так, что она уйдёт из дома, и мать не будет против этого.
За обедом в квартире Розальских Лопухов провозгласил такой тост, обратившись к Вере Павловне: «Здоровье моей невесты и вашего жениха!» Верочка догадалась, что он задумал.
Когда они остались вдвоём, Лопухов подтвердил, что хочет жениться на ней, чтобы она могла уйти из дома, так как мужа и жену не могут разлучить. Вера была в восторге, что скоро будет независима от родительского семейства.
Обвенчал их друг Лопухова, священник Алексей Петрович. И вот однажды Верочка отправилась с матерью в Гостиный двор, на улице попрощалась с ней и сказала, что будет жить у мужа, Дмитрия Сергеевича, и быстро уехала на извозчике. Мать так взбесилась, что прохожие приняли её за пьяную.
Вечером к родителям Веры пришёл Лопухов и очень умело успокоил их, особенно Марью Алексевну.
Глава 3. Замужество и вторая любовь
I – II
Лопухов бросил учёбу в Академии и нашёл работу. Вера и Лопухов стали жить на квартире у пожилых супругов. Хозяева удивлялись, что молодожёны обращаются друг с другом очень вежливо и деликатно, заходят в комнаты друг к другу, только спросив разрешения.
Вера Павловна задумала завести швейную мастерскую. Лопухов одобрил её затею.
Однажды приснился Вере Павловне странный сон.
III. Второй сон Веры Павловны
По полю ходят Лопухов и его друг Кирсанов и рассуждают, что из одной грязи родится белая пшеница, а из другой не родится. Всё дело в том, что вторая грязь — загнившая.
Первую грязь они называют реальной, а вторую — фантастической. Затем делают вывод, что «движение — это жизнь», жизнь — реальность, а верный признак реальности — «дельность». Труд даёт содержание развлечению и отдыху.
Затем разные собеседники начали исповедоваться, и выяснилось, что ни люди неплохие, но у них «нездоровая почва».
IV
Швейная мастерская заработала. Вера Павловна не распоряжалась ничем, а только советовала и объясняла. Посоветовала она швеям устроить ссудный банк из запасного капитала, который появился от прибыли. Из этого же банка работницы могли брать ссуды, если срочно были нужны деньги. Затем основали комиссионерство для закупок продуктов, обуви и других вещей, так как покупки оптом были дешевле.
Года через полтора многие швеи жили уже в одной большой квартире, так как общее хозяйство было вести выгодно.
Вера Павловна часто читала девушкам вслух, и вскоре они решили делать перерыв перед обедом для слушания уроков. Преподавал Лопухов и несколько его хороших знакомых. Девушки устраивали вечера, загородные прогулки, вместе ходили в театр.
V – VI
VII – XII
Однажды на загородной прогулке Лопухов простудился. Вера Павловна настояла, чтобы он пригласил медика, и Лопухов позвал Кирсанова. Тот, чтобы помочь Вере Павловне, остался ночевать возле больного. После его выздоровления Кирсанов стал бывать у Лопуховых, но предполагал бывать всё реже и реже. Уже несколько лет он был влюблён в жену друга и боролся с этим чувством.
XIII – XVIII
В швейной мастерской Кирсанов встретил Настеньку Крюкову, которую раньше любил. Она была смертельно больна. Жалея девушку, Кирсанов предложил ей переехать к нему. Когда она умерла, Вера Павловна старалась отвлекать Кирсанова от грустных мыслей. Он был намерен снова постепенно меньше бывать у Лопуховых, чтобы потом видеться с ними совсем редко.
XIX. Третий сон Веры Павловны
Во сне Вере Павловне явилась певица Бозно. Она упорно настаивала, чтобы Вера Павловна прочитала свой дневник (который на самом деле не вёлся, а был только во сне).
Вера Павловна по настоянию певицы читала свои записи, в которых видно её сомнение в любви к мужу. Молодой женщине становится понятно, что он для неё только избавитель, освободивший от мучительного существования в родительском доме. Из дневниковых записей видно, что Вера не любит своего мужа, а испытывает к нему чувство благодарности.
Вера Павловна в ужасе проснулась, прибежала к мужу, сказала, что ей снилось, будто она его не любит.
XX – XXIII
Хотя Лопухов сказал Вере, что это «пустой, смешной сон», он всё же понимал, что сновидение показало изменение отношения жены к нему. Лопухов видел, что не удержит за собой любви Веры.
Задумавшись о причинах её сна, он понял, что причиной явилось удаление Кирсанова. А причина его отдаления от их семейства было, как он догадался, то, что Кирсанов полюбил Веру.
Лопухов, видя, что Вере не хватает общества Кирсанова, который раньше часто сопровождал её в театр, пытался уговорить друга бывать у них. Тот согласился не сразу и с условием, чтобы Лопухов сопровождал их, если они куда-нибудь пойдут.
XXIV – XXIX
Когда Кирсанов возобновил свои посещения, Вера со временем поняла, почему он не был у них так долго. Догадавшись, что Кирсанов любит её, она поняла и то, что сама его любит.
Вера Павловна не скрыла этого от мужа, но сказала, что хочет любить только его, что не хочет видеться с Кирсановым.
Лопухов сказал, что со временем она успокоится и рассудит, как лучше для неё — быть с ним или с Кирсановым.
Вера Павловна пыталась победить в себе любовь к Кирсанову. Чтобы она разобралась в своих чувствах, Лопухов уехал на время к родителям в Рязань, затем возвратился и снова поехал в Москву по делам службы.
А через 2 дня на Литейном мосту кто-то застрелился, и произошла сцена на даче, которая описана в начале романа. После получения прощального письма Лопухова Вера Павловна решила уехать из Петербурга, но, успокоившись понемногу, вспомнила, что не может бросить мастерскую. Вера Павловна попросила Мерцалову руководить мастерской.
На дачу пришёл Рахметов, друг Лопухова и Кирсанова. Ему Лопухов поручил передать записку Вере Павловне. Дав прочесть её, Рахметов сжёг записку и дал Вере Павловне её копию. Автор не поясняет содержание записки, но всё же понятно, что в ней объясняется, что Лопухов инсценировал самоубийство, чтобы освободить Веру Павловну от брака с ним.
Глава 4. Второе замужество
I – XI
Вере Павловне и Кирсанову пришли письма из Берлина от отставного медицинского студента, друга Лопухова, которому тот поручил Вере Павловне объяснить, что их брак не удался из-за разности характеров: Вера Павловна общительна, а Лопухову общение с людьми не очень нужно. Он считал, что ломать свой характер в угоду другому человеку — это неправильно, будут несчастны оба. Из письма ясно, что его написал Лопухов.
Вера Павловна и Кирсанов поженились. Вера Павловна открыла вторую мастерскую. Её всё чаще посещают мысли о несправедливости социального неравенства мужчин и женщин. Она хочет заниматься таким делом, которое уравнивало бы её с мужчинами и решает учиться на медика.
XII – XV
Брак Веры Павловны и Кирсанова оказался счастливым, им интересно друг с другом. У них растёт сын Митя, Кирсанов занимается медициной, Вера Павловна — мастерскими и готовится к поступлению в Медицинскую академию.
XVI. Четвёртый сон Веры Павловны
Она видит шатры кочевников и роскошную женщину Астарту — богиню любви. В её время женщина была полностью подчинена мужчине. Затем Вера Павловна видит, как на колеснице едет афинский тиран. Незримая собеседница говорит Вере Павловне, что люди этого города считают женщину источником наслаждений и поклоняются Афродите. Затем появляются рыцари и девушка (её незримая собеседница назвала «Непорочностью»).
Эти три царицы — символы трёх эпох отношения к женщине, в которых ценились покорность, красота, бесплотный образ, но не её личность. Таинственная собеседница представилась четвёртой царицей, и Вера Павловна узнала, что это она сама. Она видит, как счастливо живут люди будущего в громадном дворце из стекла и алюминия. Работа на полях им в радость, так как всё делают за них машины, люди только руководят ими. В полях и во дворце много веселья и песен. Люди вольны, счастливы, женщины и мужчины равноправны. Затем Вера Павловна увидела «Новую Россию» на месте бывшей пустыни.
XVII
Обе швейные мастерские (первой руководила Мерцалова, второй — Вера Павловна) открыли свой магазин, и это было выгоднее.
Далее приводится письмо Катерины Васильевны Полозовой своей подруге. В нём говорится о её знакомстве с Верой Павловной. Полозова восхищена тем, как устроена деятельность мастерской. Она написала, что хочет тоже устроить такую же мастерскую.
Глава 5. Новые лица и развязка
I – VIII
Здесь говорится о Полозовой и её отце, который был миллионером, но разорился. Когда он ещё не потерял своего богатства, его 17-летняя дочь Катя вдруг стала слабеть и слегла. Доктор Кирсанов понял, что болезнь её от тоски — она влюбилась в Соловцова, который увивался за ней из-за богатства. Отец был категорически против их женитьбы. Тогда Соловцов стал писать Кате трогательные письма, и она, не имея возможности с ним видеться, стала чахнуть.
Кирсанов сказал её отцу, что если он не даст ей видеться с Соловцовым, она умрёт от тоски. Он уверил Полозова, что начав общаться с Соловцовым, она поймёт, что он хочет жениться на ней только ради богатства. В дальнейшем так и случилось, и Катерина Васильевна разорвала с ним отношения.
У девушки была романтическая натура, её тяготило шумное общество. Она хотела, чтобы её полюбили не из-за богатства, поэтому была даже довольна, что отец разорился.
IX – XVIII
Полозов, который был пайщиком и управляющим стеаринового завода, нашёл покупателя этого завода.
Познакомившись с дочерью Полозова, он заметил её задумчивость и из разговора с ней понял, что девушка скучает без дела. Бьюмонт посоветовал ей познакомиться с госпожой Кирсановой, которая в своей мастерской применяет принципы, выработанные в последнее время экономистами. Таким образом и произошло знакомство Полозовой с Верой Павловной.
Бьюмонт полюбил Катерину Васильевну, они очень подходили характерами друг к другу, были сдержанными людьми, ценящими спокойную жизнь.
XIX – XXI
Катерина Васильевна сообщила Вере Павловне, что послезавтра венчается, а нынче вечером приедет к Кирсановым с женихом. Она сказала Вере Павловне, что Бьюмонт, приехав в Петербург, очень хотел увидеться с ней, но отложил знакомство, так как хотел приехать к Кирсановым не один, а с невестой. Когда Катерина Васильевна сказала, что в Петербург он приехал для Кирсановых и что он очень хорошо говорит по-русски, Вера Павловна поняла, что Бьюмонт — это Лопухов.
Вечером Бьюмонт в гостях у Кирсановых рассказал о своей жизни в США. Затем они договорились, чтобы найти обоим семействам квартиры, которые были бы рядом.
Скоро они переселились в подходящие квартиры, а Полозов захотел остаться на квартире при заводе. Зять каждый день приезжал на завод, а с ним и дочь Полозова. На лето Кирсановы и Бьюмонты переселялись за город к Полозову.
XXII
Оба семейства живут в соседних квартирах. Они очень дружны, но уклад жизни у них разный — Бьюмонты больше любят покой, а у Кирсановых очень часто бывают гости.
Катерина Васильевна устроила свою швейную мастерскую. В обоих семействах растут сыновья.
Кирсановы и Бьюмонты работают и весело отдыхают. Однажды они поехали со своими друзьями на двух санях на зимний пикник на завод к Полозову. Одними из саней правила дама в чёрном. Она была очень весела. Когда приехали к Полозову, дама попросила Веру Павловну рассказать свою историю. Она была очень оживлена, но быстро устала и ушла отдохнуть в другую комнату. Но всё же она не уснула, сидела и о чём-то напряжённо думала (литературные критики предполагают, что «дама в трауре» — это прототип жены Чернышевского, заключённого в Петропавловскую крепость).
Когда она вышла к друзьям, то была снова весела и по их просьбе села за рояль, пела и завершила пение жизнеутверждающей песней о светлом будущем.
Глава 6. Перемена декораций
Заключение к краткому пересказу
Основная тема романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» — свобода. В произведении отражены следующие темы:
Основная мысль (идея): по мнению автора романа, чтобы все люди были счастливы, нужна социальная справедливость и равноправие мужчин и женщин.
Краткое содержание романа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.