Обломов сон чудесная страна

Иван Гончаров — Сон Обломова:
Краткое содержание

Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.

Кое-кто из крестьян добирался до ярмарки – и только. Знали, что в 80-ти верстах «губернский город», а за ним Саратов. Еще дальше, по слухам, Москва и Питер, а за ними – неведомые земли с немцами и чудовищами.

Деревушки Сосновка и Вавиловка – и есть Обломовка, наследственные владения Обломовых. Усадьба семьи – в Сосновке. Видит Илья Ильич себя 7-летним краснощеким мальчуганом, утром встающим с постели. Первой целует его добрая, теперь уже покойная, мать. Потом мальчик переходит в руки няньки. Умытый и причесанный, он спешит к столу, где им любуются старички и старушки, живущие в доме.

Няня не спускает с непоседы глаз, бережет его ото всего: чтоб дитя не простудилось, не перегрелось, резво не бегало, со двора – ни ногой. Все Илюше интересно: отчего есть свет и тень, и что там – за горой. Видит он, чем заняты взрослые – и невольно берет с них пример на всю жизнь.

Видел он, как много забот у отца: шутка ли, день ходить по комнате или в окошко болтать с прислугой. Знал, что мать до полудня ломает голову – что подать на обед. В доме любили есть досыта, с удовлетворением. Любой праздник сводился к столу. Таких жирных гусей и пирогов он в жизни больше не едал.

В полдень вся округа погружалась в послеобеденный сон. В этот час начиналась самостоятельная жизнь Илюши. Под общий храп, один в целом мире, он роется в канаве, давит мух, лезет на голубятню. Только со двора не уходит: страшно. После сна все вволю пьют чай. Мать мечтает, как сын ее выбьется в люди.

Дети здесь растут на волшебных сказках. И Обломов часто потом жалел: «Зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». День прошел. Обломовцы благодарят за него Бога и желают, что все их дни были как этот.

В продолжение сна видит он себя 13-14-летним мальчиком. В эту пору он учился в сельце Верхлево, в немецком пансионе управляющего Штольца. Под влиянием строгого и дельного немца мог Илюша стать другим, но не стал. Кроме Штольца и сына его Андрея (тот Илюше помогал делать уроки), все вокруг дышало ленью. Под любым предлогом мать неделями не пускала его в пансион.

Идеалом и смыслом жизни родителей были покой и бездействие. Целью матери: чтоб «дитя было всегда весело и кушало много». А учиться надо вполсилы, ради аттестата и будущей выгодной службы. Так и рос Илюша, как вялый тепличный цветок. Самому и одеться нельзя, только с помощью слуги Захара. Разыгрался раз Илюша в снежки с деревенскими ребятишками, так потом сидел в одеялках и лечился от несуществующей простуды.

Читательский дневник «Сон Обломова» Гончарова

Сюжет

Обломов спит и видит себя в возрасте семи лет в барском доме в родной деревне Обломовке. Там всегда тишь да гладь, ласковое солнышко, все сытно кушают, вдоволь спят после обеда, дни проводят в пустых разговорах. Хлопочут помаленьку, не утруждаясь, и другой жизни не хотят. Отец забросил хозяйство, обленился, а для матери Илюши главное, чтоб сынок был толстый и послушный. Все следят, чтобы он не расшибся, не ушел со двора.

В 13-14 лет мальчика отдают учиться в пансион делового немца Штольца. Мать и тут следит, чтоб дитя не заучилось, устраивает ему то и дело «каникулы». От природы смышленый, он теряет любознательность, всего боится и ничего не хочет.

Отзыв

Эпизод сна – ключ к роману. Из него становится ясно, почему Илья Ильич такой. Он ленив не только телом, но и душой, умом. В нем иссякла жизненная сила. Он – отпрыск вечно сонной Обломовки, его диван – наследник мебели его родового дома. Но для героя этот сон – еще и мечта о райской, сказочной жизни на земле, которой он лишился. Герой – из «лишних людей».

Картины жизни провинциального дворянства. Родители смогли прожить в «утопии», но герой попал уже в другое время, общество. И остался невостребованным. Тема жизни без смысла и цели, только ради желудка, без чувств и мыслей, перемен. Тема изоляции, излишней опеки, неправильного семейного воспитания. Тема скупости (обломовцы прижимистые люди), памяти (если человек умер – его быстро забывают). Обломовщина – порок, присущий всем людям в той или иной степени.

Источник

Анализ фрагмента «Сон Обломова» из романа Гончарова

Автор: Guru · Опубликовано 09.07.2017 · Обновлено 08.10.2017

Сон главного героя романа «Обломов» можно воспринимать как автобиографичный, рассказывающий о детстве и отрочестве Илюши, так и символический, объясняющий, каковы нравственные основы характера героя, как сложилась его судьба. В любом случае, роль сна Обломова в контексте всего произведения очень велика: этот эпизод показывает, как сформировался столь необычный характер и каковы причины захватившей страну обломовщины.

Каждый человек имеет свои «корни». Мягкая и широкая натура Ильи Ильича формировалась под непосредственным влиянием не только семьи, но и русской природы, ставшей частью его души. Обломовцы не знали ни бурь, ни наводнений, приносящих беды и страдания. Природа заботилась о деревенских жителях, как о родных детях: дожди и грозы приходили в определенное время. Ничего не нарушало размеренной жизни. На первый взгляд, царила благодать и полная гармония. Но в банке меда оказалась ложка дегтя. Комфортные условия жизни наложили на людей свой отпечаток: леность, неторопливость, пассивность, «ничегонеделание» стали нормой и образом жизни.

Обитатели Обломовки не ведали, какова цена времени, а, главное, Человека. Они с нетерпением ждали новых событий, но, погуляв на свадьбе или проводив человека в последний путь, забывали о нем. Апатия – состояние, из которого их могло вывести только что-то необычное. Избавить от эффекта «остекленевшей» души и заново впустить живой мир в сердце жителей мог далеко не каждый новый человек.

Материнская любовь, ласка, бесконечные поцелуи, щедрость и прелесть крестьянского веселья в унисон звучат во сне. Обломовка – родная земля, воспитавшая Илью Ильича. Воспоминания о родительском доме для него священны, ими живет сердце.

Обломов напоминает простодушного Иванушку из сказок: мудрый и осторожный ленивец, с подозрением относящийся ко всему нестабильному и мечущемуся. Подвижная жизнь не для него. Пусть этим занимается кто-то другой, а его из зоны комфорта вытаскивать не следует. Он лучше просто полежит и поразмышляет. Светский успех и пошлая литературная деятельность – неужели в этом может быть смысл жизни? Нет. Значение сна Обломова — показать, что бездействие героя — не просто лень. Его сердце сжимается от осознания тщетности бытия и толкает разум на пассивный протест против современности. Он видит сон, чтобы еще раз пережить беззаботное время детства и те чувства, которые помогут не ломать себя и быть верным своим нравственным началам.

Сон Обломова является не только антиутопией, но и утопией. Почему? Илья Ильич как будто привязан шелковыми нитями к подушке своей мечтой о прошлом. Во сне он рисует наивную, беззащитную, но притягательную идиллию. Но она, не находя выхода, сжигает героя изнутри, превратившись из блага в губительное зло.

Сон – напоминание о потерянном рае, которое стало художественно-философским центром романа. Прошлым жить нельзя, иначе человек спускает на тормоза свое будущее. Нужно лишь взять «в дорогу» лучшее, сделав его точкой опоры, и использовать в дальнейшем на пользу своего саморазвития.

Илья Ильич болезненно ощущает, что в нем живет нечто доброе и светлое. Но неизвестно, уничтожено ли оно или, подобно сокровищу, лежит в самых отдаленных уголках его души.

Источник

Литература. И.А. Гончаров. «Обломов». «Сон Обломова». Глава 9. Краткое содержание с цитатами.

И.А. Гончаров. «Обломов».

Краткое содержание с цитатами.

Обломов сон чудесная страна. %D1%81%D0%BE%D0%BD. Обломов сон чудесная страна фото. Обломов сон чудесная страна-%D1%81%D0%BE%D0%BD. картинка Обломов сон чудесная страна. картинка %D1%81%D0%BE%D0%BD. Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.

Край, в котором прошло детство Обломова, автор называет «чудным», «благословенным уголком земли».

В нём нет моря и гор. Но они и не нужны. «Дикое, грандиозное» море наводит грусть на человека. «Сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». Горы и пропасти тоже «грозны, страшны», держат человека в страхе за жизнь.

«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой».

Небо там словно оберегает человека от невзгод, «как надёжная родительская кровля». Солнце светит жарко и ярко, даря любимому месту тёплые и ясные дни. А на отлогих холмах так приятно кататься и смотреть на заходящее солнце. Река бежит весело. Вокруг одни «улыбающиеся» пейзажи. Так и хочется спрятаться, закрыться в этом уголке и «жить никому неведомым счастьем».

Правильно и невозмутимо одно время года сменяет другое. Каждое встречается здесь с радостью. Ни морозы, ни грозы, ни дожди не страшны в этом краю. Нет в нём ни страшных бурь, ни разрушений, ни небесных знамений. «Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок!» «Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях».

Их обитатели жили далеко от других людей, соприкасались с ними редко – продавали хлеб на пристани да два раза в год ездили на ярмарку. О белом свете они знали мало. «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех».

«Сосновка и Вавиловка были наследственной отчиной рода Обломовых и оттого известны были под общим именем Обломовки».

Илье Ильичу 7 лет.

Он проснулся, ему легко и весело. «Какой он хорошенький, красненький, полный!» Няня натягивает ему чулочки, умывает, причёсывает. Мать осыпает его поцелуями, интересуется, не болит ли что, хорошо ли спал. Потом читают молитву, идут к отцу, пьют чай. Там же живут престарелая тётка, три пожилые родственницы отца, старушки, старички. Все они начинают осыпать Илюшу ласками, поцелуями. «…начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.» Потом его отпускают гулять, но строго наказывают няне не оставлять одного.

«Он с радостным изумлением, как будто в первый раз, осмотрел» всё вокруг. Ему хочется залезть на лестницу, спуститься в овраг, влезть на голубятню. Но его тут же возвращают назад, ничего не разрешая делать, как бы он не упал, не расшибся.

Всё интересует мальчика. Он спрашивает няню, почему в одном месте темно, а в другом светло. Ему хочется узнать, а куда это поехал Архип с лошадью, выбежать за ворота, посмотреть. Но тут же няня возвращает его назад.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

И у жены было много дел: надо проверить, как из мужниной фуфайки курточка Илюше перешивается, не упало ли наливное яблоко, что готовится на обед. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке». « Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Пироги доставались всем в Обломовке.

Обломов сон чудесная страна. %D1%81%D0%BE%D0%BD2. Обломов сон чудесная страна фото. Обломов сон чудесная страна-%D1%81%D0%BE%D0%BD2. картинка Обломов сон чудесная страна. картинка %D1%81%D0%BE%D0%BD2. Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.

В полдень «все как будто вымерло», все спят. Няня, наблюдавшая за ребёнком, тоже уснула. «А он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь». Он лазил на голубятню, слушал, как жужжит жук, следил за стрекозой (а что будет, если оторвать ей крылья), за пауком, как он сосёт кровь мухи. А потом убивал и муху, и паука. Он убегает в овраг, но, испугавшись, бежит к няне.

После сна в доме обед, чаепитие. А скоро и вечер, готовится ужин. «Дворня собралась у ворот: там слышится балалайка, хохот. Люди играют в горелки». Мальчик хочет погулять вечером, но мама боится, что он «ножки простудит». Он засыпал под фантастические рассказы матери о том, куда может леший унести детей.

Вспомнил Илюша эпизод, когда няня рассказывала ему о неведомой стране, где никто ничего не делает, где текут реки мёду и молока, а добрые молодцы гуляют с красными девицами. О щуке — волшебнице, которая найдёт какого-нибудь лентяя, которого все обижают, и наградит его разным добром, а тот знай себе ест, наряжается да ещё и женится на красавице. У Илюши «сказка смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Он мечтает о красавице Милитрисе Кирбитьевне; « его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей».

А ещё рассказывал она, как тяжело жилось людям, как им угрожали опасности, как ждали они спасения от Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Полкана-богатыря. «Слушая от няни сказки о нашем золотом руне — Жар-птице, о преградах и тайниках волшебного замка, мальчик то бодрился, воображая себя героем подвига, — и мурашки бегали у него по спине, то страдал за неудачи храбреца.». Он пугался, плакал от страха.

В его сердце «боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей, где живет Милитриса Кирбитьевна, где так хорошо кормят и одевают даром…»

Далее видит себя Илья Ильич мальчиком 13-1 4 лет.

Он учится в пансионате управляющего, немца Штольца в нескольких верстах от Верхлёва. Здесь, кроме него, учится сын Штольца — Андрей и ещё один мальчик, который всегда болел.

Тяжело было Илье учиться. Он привык к жизни в Обломовке. «… детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые». А как они живут? « Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь?» Знали ли они о трудной жизни, заботах, о вечном, нескончаемом труде? Свойственно ли им стремление к чему-то? «Не клеймила их жизнь, как других, ни преждевременными морщинами, ни нравственными разрушительными ударами и недугами.» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами»

Родители не объясняли ребёнку значение жизни, не томили над книгами, которые вызывают массу вопросов, «гложут ум и сердце и сокращают жизнь.»

Рождение, именины, свадьбы, похороны и другие обряды и традиции — вот была их жизнь. «Они вели счет времени по праздникам, по временам года, по разным семейным и домашним случаям, не ссылаясь никогда ни на месяцы, ни на числа».

«Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею». «Зачем им разнообразие, перемены, случайности…»

Иногда Илья Иванович (отец) «возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно … попадется ему, Новейший ли Сонник, Хераскова Россияда или трагедии Сумарокова, или, наконец, третьегодичные ведомости — он все читает с равным удовольствием. Иногда что-то вслух прочитает из третьегодичных газет.

А как не любит Илюша ездить учиться к Штольцу! Как радуется, когда ехать не нужно – или праздник какой, или мать оставит дома, ей кажется, что он заболел. Как потолстеет он дома. Домочадцы говорят: « Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни.» Под разным предлогом родители стремились оставить сына дома. Они, конечно, видели выгоду ученья, то только внешнюю – она давал возможность быстрее продвинуться по службе. О внутренней потребности ученья у них было поверхностное представление. Они мечтали о карьере сына, а для этого надо было добыть хоть какой-нибудь аттестат.

Против такого отношения к учёбе протестовал Штольц. А его сын постоянно помогал Илье, подсказывал ему, делал за него переводы.

Обломов сон чудесная страна. %D1%81%D0%BE%D0%BD3. Обломов сон чудесная страна фото. Обломов сон чудесная страна-%D1%81%D0%BE%D0%BD3. картинка Обломов сон чудесная страна. картинка %D1%81%D0%BE%D0%BD3. Здесь не увидишь крепкой избы, но каждый домик – гнездо нескольких поколений. Тут не принято работать до седьмого пота, а тем более – скандалить, убивать или красть. Остальной мир не волнует местных жителей, вся их жизнь – они сами. Этим счастливым людям неизвестен другой образ жизни, а свой кажется единственно правильным.

Даже если и захочется Илюше иногда побегать, влезть на крышу, поскакать на савраске в луга, где косят сено, поиграть зимой с мальчишкам в снежки, побороться с ними — в доме уже переполох, находят и ведут домой, кладут в постель. Отпаивают чаем. А ему так хочется снова поиграть в снежки.

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Сон Обломова

Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»

«Сон Обломова». Истоки одной личности и всей страны. К концу первой части Обломов готов изменить прежнюю жизнь. Героя вынуждают внешние обстоятельства (необходимость переезда, снижение доходности имения). Однако важнее оказываются внутренние побуждения. Но прежде чем мы увидим результаты усилий Ильи Ильича подняться с дивана, Гончаров вводит особо озаглавленную новеллу о детстве героя – «Сон Обломова». Автор стремится найти ответ на терзающий Обломова вопрос, почему «тяжелый камень брошен на тропе его существования», кто «украл принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища».

Литературные герои часто видят сны… Сон помогает нам понять характер персонажа, предсказать дальнейшую судьбу или раскрыть философские раздумья автора. Так и Обломов не просто дремлет. Сон рисует нам идеал героя. Но идеал не абстрактный: он когда-то был воплощен в родительском доме, в Обломовке. Поэтому сон есть в то же время воспоминание счастливого детства, оно видится сквозь призму взволнованного умиления (особенно образ покойной матушки). Однако и этот идеал, и это воспоминание более реальны для Обломова, чем настоящее. Заснув печальным сном, «тревожимый» жизненными заботами в чужом для него Петербурге, Илья Ильич проснулся семилетним мальчиком – «ему легко, весело». Герой Гончарова телесно присутствует в столице, но его душа здесь сворачивается, мертвеет. Духовно персонаж все еще живет в родной Обломовке.

В Обломовке, как и в Грачах, живут люди с патриархальным сознанием. «Норма жизни была готовой преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Как что делалось при отцах и дедах, так делалось при отце Ильи Ильича, так, может быть, делается еще и теперь в Обломовке». Оттого-то всякое проявление личной воли и интересов, даже самое невинное, вроде письма, наполняет ужасом души обломовцев.

Сама природа, кажется, поддерживает их: «Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю», не водится там ядовитых гадов, саранча не залетает туда; нет ни львов рыкающих ни тигров ревущих…» Сравнительно мягкий климат делает излишним противостояние природе, готовность отразить ее атаки, (как бы мы сказали, «катаклизмы»). Природа помогает жить в Покое, «на авось»: «Как одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной ногой в воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней. Кажется, курице страшно было войти в нее, а там живет с женой Онисим Суслов, мужчина солидный, который не уставится во весь рост в своем жилище». Но может быть, у крестьянина Онисима просто нет денег, чтобы починить свое жилище? Автор вводит парный эпизод: то же самое происходит на барском дворе, где ветхая галерея «вдруг обрушилась и погребла под развалинами своими наседку с цыплятами…». «Все дались диву, что галерея обрушилась, а накануне дивились, как это она так долго держится!» И здесь проявляет себя эта психология «авося»: «Старик Обломов озаботится мыслью о поправке: призовет плотника», да тем и кончится.

К историческим истокам «обломовщины» Гончаров относит также сказки, былины, страшные рассказы о мертвецах, оборотнях и т.п. Писатель видит в русском фольклоре не просто «преданья старины глубокой». Это свидетельства определенного этапа развития человеческого общества: «Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов». Перед человеком стояла первостепенная задача: выжить физически, пропитаться. Оттого в Обломовке царит культ Еды, идеал сытого, полненького дитяти – «стоит только взглянуть, каких розовых и увесистых купидонов носят и водят за собой тамошние матери». Первостепенную важность для людей приобретают не индивидуальные события (любовь, карьера), а те, которые способствуют продолжению Семьи – рождения, похороны, свадьбы. При этом имелось в виду не личное счастье новобрачных, а возможность через извечный ритуал подтвердить вечность Рода: «Они (обломовцы) с бьющимся от волнения сердцем ожидали обряда, церемонии, а потом, женив человека, забывали самого человека и его судьбу…»

Непонимание законов окружающего мира ведет к расцвету фантазии: «Ощупью жили бедные предки наши; не окрыляли и не сдерживали они своей воли, а потом наивно дивились или ужасались неудобству, злу и допрашивались причин у немых, неясных иероглифов природы». Запугивая самих себя действительными и мнимыми опасностями, люди воспринимали далекий мир как изначально враждебный, и всячески старались укрыться от него в своем Доме. Гончаров был уверен, что «обломовский» период прошли все страны мира. Признаки обломовской пугливой замкнутости писатель обнаружил на Японских островах. Но каким же образом Обломовка сохранила прежний уклад сквозь века и десятилетия? По-своему она тоже располагалась на далеких островах – «крестьяне возили хлеб на ближайшую пристань к Волге, которая была их Колхидой и Геркулесовыми Столпами и более никаких сношений ни с кем не имели». «Сон Обломова» рассказывает о непроглядной российской глуши. Всего два века назад поволжские, заволжские земли были последним форпостом цивилизации (почти как фронтира в Америке). Далее простирались уже пространства, населенные полудикими нецивилизованными племенами – казахами, киргизами.

К тому времени, когда Гончаров писал эти строки, Обломовка далеко еще не исчезла с карты России. Исчезала плоть, а дух оставался. Слишком уж правила бытия Обломовки приспособлены к укладу русской жизни, мировоззрению русского человека. Дружинин полагал, что «Сон Обломова» тысячью невидимых скреп связал его с сердцем каждого русского читателя». Старый мир был хранителем вечных ценностей, заботливо отделяя добро от зла. Здесь царствует любовь, здесь каждому обеспечены тепло и ласка. Кроме того, «обломовский» мир – неиссякаемый источник поэзии, из которого Гончаров щедро черпал краски на протяжении всего творческого пути. Писатель часто прибегает к сказочным сравнениям, противопоставлениям, формулам (чтобы войти в избу к Онисиму, необходимо попросить стать к лесу задом, а к нему передом; испуганный Илюша «ни жив ни мертв мчится» к нянюшке; когда галерея рухнула «начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному – напомнить, другому – велеть поправить, третьему – поправить»). Исследователь Ю. Лощиц назвал творческий метод писателя сказочным реализмом.

Одно лишь тревожит русского писателя в этом исконном нравственном укладе Обломовки. Это – отвращение, органическое неприятие всякого рода труда; всего того, что требует мало-мальских усилий. «Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». Может показаться, что писатель имел в виду барскую Россию. Действительно, если старики Обломовы могут сосредоточить заботы на обдумывании и поглощении обеда, крестьянам приходится работать, и пахарь «гомозится на черной ниве, обливаясь потом». Но идеал счастья как лени и ничегонеделания – у них общий. Об этом свидетельствуют символические образы грозящего обрушиться жилища, всеобщего сна или «исполинского» праздничного пирога. Пирог поглощали все как свидетельство сопричастности барскому укладу. Оттого так популярны у всех жителей уголка сказки про героев, подобных Емеле, сумевших «по щучьему веленью всего добиться не трудясь».

В категорию ненавистного труда попадает и ученье, которое тоже требует умственных усилий и ограничений. Какому современному школьнику не понятны такие, например, строки: «Как только он (Илюша) проснется в понедельник, на него уж нападает тоска. Он слышит резкий голос Васьки, который кричит с крыльца:

– Антипка! Закладывай пегую: барчонка к немцу везти!

Сердце дрогнет у него. А не то как мать посмотрит утром в понедельник пристально на него да скажет:

– Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты? – и покачает головой.

Лукавый мальчишка здоровехонек, но молчит.

– Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она, – а там – что Бог даст.

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.А. Гончарова «Обломов»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *