Образы снов в русской литературе

Образы снов в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.

Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

Готовые работы на аналогичную тему

В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Значение снов в русской литературе

Как уже говорилось выше, каждый из типов сновидений в русской литературе несет свое предназначение и по-своему влияет на текст. Проанализировав несколько наиболее известных произведений русской литературы, можно прийти к выводу о том, что использование такого приема в произведении имеет множество значений и задач. Прием описания сновидения может служить:

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что сновидение – это художественный, композиционный прием в русской литературе, различающийся по своим типам и задачам. Типы сновидений могут различаться от информирующего до описательного, каждый из них имеет свои собственные композиционные и идейные задачи, к которым, в основном, относится представление и осмысление эмоционального состояния главного героя или раскрытие идейного замысла произведения.

Итак, сновидения как литературный прием играют огромную роль в русской литературе. Они помогают читателю более глубоко понять произведение, более полно и ярко представить картину происходящего, а также помогают самому автору в раскрытии идейного замысла произведения. Сновидения, неся в себе как позитивную эмоциональную окраску, так и негативную, помогают сделать ярче эмоциональную картину произведения. Таким образом, данный литературный прием действительно играет большую роль в русской литературе.

Источник

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Сны литературных героев

В каких произведениях русской литературы описан сон героя? Какой смысл заключён в нём?

Раскольников во сне видит себя ребёнком, что особенно важно для писателя, как важна для него тема детства, восприятие жизни глазами чистоты, непорочности. Человек изначально чист, добр, но беззащитен в своём протесте против насилия – такова идея Достоевского. Герой ощущает себя ребёнком, который становится свидетелем варварски жестокого поступка – избиения загнанной лошади. Эту лошадь в тупой злобе хозяин забивает насмерть.

Достоевский, усиливая эмоциональное воздействие, использует приём противопоставления: большая телега и маленькая, тощая клячонка. Даже не кляча, а клячонка – что-то жалкое, заморенное, заезженное. Смех пьяных седоков, разгульная песня противостоят страданиям измученной, забиваемой лошади.

Это тоже как бы уличная сценка. Но в ней до такой степени всё сгущается, что она явно выбивается из реальной жизни. Обычное, повседневное становится необычным.

Образ лошади соотносится с кроткими, смиренными людьми (Соня, Лизавета) и с образом Катерины Ивановны, которая впоследствии сравнит себя с заезженной клячей. Миколка – хозяева жизни – лужины и свидригайловы.

Маленький ребёнок протестует против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствует чужой боли. Так автор показывает, что у Раскольникова изначально тонкая, добрая душа.

Сон подчеркивает и наметившееся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «. людей с новою мыслию. необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

Это условный сон – мечта. Гончаров показывает идиллию детства героя, идиллию поместной жизни, покоя, сладостного сна, застывшей жизни. Пора детства для человека очень важна, в детстве формируется его нравственный фундамент, способность любить, ценить близких людей, семью, родной дом.

Именно в Обломовке истоки формирования жизненной позиции: «душа не рвётся, ум спит спокойно»

Сны Катерины Львовны символичны. В них появляется образ кота, какого-то сверхъестественного существа («как туман, так мимо пальцев у неё и проходит»). Во втором сне кот принимает облик Бориса Тимофеевича, убитого свёкра Катерины Львовны («голова у того кота Бориса Тимофеевича во всю величину, как была у покойника, и вместо глаз по огненному кружку так и вертится, так и вертится!»). Кот напоминает нечистую силу, это олицетворённый грех героини, её совесть.

Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини, мечтательность, поэтичность натуры. Сны неопределённые, смутные, волнующие.

Источник

Сны в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Сны Раскольникова

Сны в русской литературе

Ни для кого не секрет, что сон – это довольно мистическое и неподдающееся логическому объяснению проявление действия психики каждого человека.
Данное явление довольно часто встречается в русской литературе и активно используется авторами.

Что же значит сон в русской литературе?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к небезызвестным произведениям русских классиков, таким как: «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.

Во всех этих произведениях сон использован как литературный прием, имеющий достаточно весомое значение. Для чего же нужен сон и какие виды «снов» бывают в произведениях русских классиков? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к вышеуказанным произведениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В «Евгении Онегине» сон главной героини Татьяны выполняет функцию предсказания, предчувствия чего-то страшного, непоправимого. Девушке снилась ночь, холодный снег, олицетворяющие непреодолимые препятствия, дикие звери, символизирующие опасную ситуацию, главным виновником которой стал последний герой ее сна – Евгений Онегин. Можно утверждать, что сон Татьяны предсказывал дуэль между Онегиным и Ленским, бессмысленное убийство Ленского и разочарование Татьяны в предмете своей любви. Так, данный сон обозначал в этом произведении предчувствие, оправдавшееся впоследствии.

В произведении И. А. Гончарова, сон главного героя – Ильи Обломова, по сути, являлся отражением главной мысли романа. Если рассматривать все произведение целиком, то Обломов почти половину своей жизни «проспал». Такой сон скорее символизировал сущность Обломова и суть самого произведения. Таким образом, в данной ситуации сон является отражением сути романа как таковой.

В произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» сны снятся главному герою произведения, совершившему преступление, — Родиону Раскольникову. Здесь сны играют роль совести главного героя – они «мучители» и «каратели», незримые голоса совести.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Таким образом, можно выделить следующие типы сновидений в произведениях русских классиков:

Так, все вышеперечисленное является основными типами сновидений, наиболее часто встречающихся в русской литературе. Каждый из них несет свое собственное значение.

В целом, можно сказать, что сновидения главных героев в произведениях русской литературы – это распространенный композиционный прием, помогающий читателю понять смысл произведения, чувства и переживания главных героев.

Сны Свидригайлова

Свидригайлов — персонаж, которому также снятся символические сны, пронизанные глубоким смыслом. Аркадий Иванович — пресытившийся жизнью человек. Он равно способен как на циничные и грязные поступки, так и на благородные. На его совести лежат несколько преступлений: убийство жены и самоубийства слуги и оскорбленной им девочки,которой было всего 14 лет. Но совесть его не тревожит, лишь сны передают скрытую, неизвестную самому герою сторону его души, именно благодаря своим сновидениям Аркадий Иванович начинает видеть всю свою подлость и ничтожество. Там он лицезреет себя или отражение своих качеств, которые ужасают его. Всего Свидригайлов видит три кошмара, причем грань между сном и явью настолько размыта, что порой трудно понять, видение это или реальность.

Проснувшись, Аркадий Иванович ощущает свое полное духовное истощение и понимает: сил и желания жить дальше у него нет. Эти сны раскрывают полное нравственное банкротство героя. И, если второй сон отражает попытку воспротивиться року, то последний показывает все уродство души героя, от которого никуда не деться.

Сочинение про Сон Татьяны

Сон, приснившийся Татьяне описан в пятой главе, которая как раз предшествует трагическим событиям романа. На Святки Ларина вместе с другими девушками гадает, после чего засыпает с зеркалом под подушкой. Сны, увиденные в это время, на Руси приятно считать вещими.

Сон Татьяны также является по-своему пророческим. Его можно условно разделить на две части.

Начинается сон с того, что девушка стоит на берегу ручья. Ручей этот символизирует ее страх, сомнения, неопределенность. Текущая вода — знак скорых перемен. Они страшат Татьяну, она ждет кого-то, кто помог бы ей перейти на другой берег. Тут из чащи леса появляется медведь. Этот образ в русском фольклоре символизирует мудрость, достаток, благополучие. Сначала девушка пугается медведя, но потом следует за ним в его дом. Это можно назвать предсказанием будущего мужа Татьяны, взрослого, солидного, обеспеченного генерала. С медведем ей спокойно и безопасно, но душа к нему не лежит.

Сон Татьяны можно рассматривать как немного мистического в романе. «Евгений Онегин» — очень светское произведение, но в какой-то момент автор решает добавить совсем чуть-чуть неизведанного и пугающего. Ведь Татьяна — весьма чувствительная и восприимчивая девушка, кому как не ей мог быть послан такой сон. А может, она, совсем не разбираясь еще в жизни, интуитивно чувствовала, как все может обернуться, и подсознание подсказало это во сне. Этот эпизод сильно повлиял на Татьяну. Кто знает, возможно, она через много лет, именно вспомнив свой сон, отказала Онегину.

Источник

Исследовательская работа по литературе «Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях»

Сны в русском фольклоре…………………………………………………7-8

Мотив сна в литературных произведениях.

4.1. Пугающий сон Чарткова (Гоголь Н.В. Портрет»)…………………….9-10

4.2. Вещий сон Петра Гринева (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»)…..11-13

4.3. Мистический сон Светланы (Жуковский В.А. «Светлана»)………. 14-15

5. Пословицы и поговорки о сновидениях…………………………………….16

6. Афоризмы великих деятелей культуры о сне……………………………. 17

Русский язык-это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Иногда известные слова нам вдруг преподносят загадки. Вот, например, слово « СОН». Конечно же, каждый человек слышал об этом явлении. Данный процесс преследует нас с самого рождения. Вроде бы мы знаем все о снах. Но явление сна все еще остается загадкой для человеческих умов.

Итак, тема данной работы – «Мотивы сна в русском фольклоре и литературных произведениях».

Объект исследования – «сонное царство» в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, «Портрете» Н.В.Гоголя, «Светлане» В.А.Жуковского и русском фольклоре.

• изучение различных художественных текстов и русского фольклора;

• самостоятельное исследование художественного текста

в направлении темы;

• наблюдение за художественными функциями сна;

Для достижения данной цели достигаются следующие задачи:

1) отбор произведений, наилучшим образом отвечающих выбранной теме;

2) определение значимости использования приема сна в произведениях художественной литературы;

3) детальное рассмотрение и объяснение символического значения снов в выбранных произведениях;

4) выделение и сопоставительный анализ функций сновидений и т.д.

2. Теоретическая часть . Образы снов в русской литературе. hello html 9732f3b. Образы снов в русской литературе фото. Образы снов в русской литературе-hello html 9732f3b. картинка Образы снов в русской литературе. картинка hello html 9732f3b. Вы будете перенаправлены на Автор24

Сон всегда являлся таинственной загадкой для человека. Как всякая тайна сновидения привлекательные, манящие, одурманивающие. Эта загадка включает в себя и народные верования, и предсказания, и колдовство. В ней скрыты и смешаны мистические ингредиенты. Недаром, в наше время ученые уделяют много времени изучению такого явления как сон. Думаю, именно поэтому был создан Институт снов.

Многие мыслители и различные деятели изучали сновидения. Платон считал, что сны могут служить источником творческого вдохновения, Аристотель продолжением деятельности. Проблема снов занимает особое место в медицине, особенно в психологии. Систематическую теорию создал знаменитый психиатр Фрейд: сон — это иллюзорное осуществление вытесненных желаний. Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности. Наука открыла связь снов с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов, что в свою очередь было подхвачено литературой, особенно романтизмом. Романтики считали, что сны играют решающую роль в творческом процессе. Большой интерес к снам был у символистов.

Сны — одна из самых привлекательных и распространенных сфер человеческого духа как для писателей, так и для читателей.

3. Сны в русском фольклоре. Образы снов в русской литературе. hello html 3c81f1c8. Образы снов в русской литературе фото. Образы снов в русской литературе-hello html 3c81f1c8. картинка Образы снов в русской литературе. картинка hello html 3c81f1c8. Вы будете перенаправлены на Автор24

На Руси, кстати, боялись как быстрого и глубокого сна, так и бессонницы, поэтому существовали и многие рецепты усыпления. Например, в Тверской области пекли хлеб – «дрема», он имел форму подушки, его раздавали детям, чтобы хорошо засыпали. В борьбе с бессонницей использовали даже заговоры. Заговаривающий обращался к вечеру, звездам, месяцу, зверям, птицам. Предлагал забрать бессонницу в далекие и тайные места. Чтобы проснуться, тоже существовали магические действия. Боясь проспать, человек должен был большим пальцем постучать о кровать, число ударов должно было соответствовать времени подъема.

Мотивы сна в литературных произведениях.

Рассмотрим, какую функцию «выполняет» сон в различных произведениях известных русских писателей. Сон в художественном произведении может служить тем же целям, что и «эзопов язык», являясь как бы аллегорией, иносказанием. Как правило, таким снам присуще логическое построение, дидактичность, то есть нравоучение, поучение.

4.1. Пугающий сон Чарткова (Н.В.Гоголь «Портрет »)_. Образы снов в русской литературе. hello html m100d0ec6. Образы снов в русской литературе фото. Образы снов в русской литературе-hello html m100d0ec6. картинка Образы снов в русской литературе. картинка hello html m100d0ec6. Вы будете перенаправлены на Автор24

В мистическом и готическом произведении Н.В.Гоголя «Портрет» мы можем наблюдать за «усложненным вариантом сна». В гоголевской повести размыто не только начало, вход в сновидение, но и выход из него маскируется трижды: пробуждения главного героя всякий раз оказывается частью кошмара. «Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей сверток, употребил все свое усилие сделать движенье, вскрикнул и – проснулся.

Однако это пробуждение оказывается «призрачным», мнимым, так как после него Чартков продолжает видеть старика с ожившего портрета: «И видит он: это уже не сон: черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его высосать … С воплем и отчаяньем вскочил он и проснулся. Но это все еще не пробуждение. Это, так скажем, еще один сон во сне. Кошмары продолжаются. Чартков освобождается от него лишь в третий раз.

Гоголевские сновидения в данной повести, как матрешки, вставляются друг в друга. Повесть заканчивается все еще сном и, следовательно, без подробного описания.

Как мы видим, сны могут вызывать не только положительные эмоции, но и пугающие, нереальные.

4.2. Вещий сон Петра Гринева. (Пушкин А.С. «Капитанская дочка»). Образы снов в русской литературе. hello html m776490d4. Образы снов в русской литературе фото. Образы снов в русской литературе-hello html m776490d4. картинка Образы снов в русской литературе. картинка hello html m776490d4. Вы будете перенаправлены на Автор24

Сон в данном произведении выступает как пророчество, предсказание о будущей битве. Это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания.

Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал наблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор, пока не сбудутся». Пушкин знал эти верования. Оттого Гринев и не забывал свой вещий сон. Не должен был его забывать и читатель.

Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «. Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,— говорит она мне,— отец болен при смерти и желает с тобою проститься». — Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати просить благословения у мужика?» — «Всё равно, Петрушка,— отвечала мне матушка,— это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит». »

Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц — все буднично, ничего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку». Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа — тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил его счастье с Машей Мироновой. Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа.

Это становится особенно наглядным в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери — подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать. и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах. Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойся, подойди! под мое благословение. »

Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву.

Источник

Проект на тему «Сны и сновидения в русской литературе»

Проектно-исследовательская работа по теме:
«СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

Выполнили ученицы 9 класса

Тонких Алена Николаевна

3. Значение сна в жизни человека

4. Сны и сновидения
5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы
5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы)

5.2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)
6. Заключение

Сон всегда был тайной, загадкой для человека, и как всякая тайна, необыкновенно привлекателен. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой Культуры. К постижению феномена сна стремилась и наука, недаром сейчас создан Институт снов.

Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.

Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И. Даля. Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы. Явь – реальная действительность, когда правильно оцениваешь понимаешь окружающее. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности на примере произведений русской литературы 19в.

Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны лишь те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными. Для работы над проектом мы выбрали следующие произведения: Жуковского «Светлана»; А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин».

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :

— выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме;

-определений роли сна в содержании этих произведений;

— систематизировать полученный результат.

Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной, научно-популярной литературой.

3. Значение сна в жизни человека

Мир сновидений и снов всегда интересовал человека. Бодрствуя, мы осознаем и оцениваем реальность, контролируем свои действия, анализируем ту информацию, которую получаем во время нашей активности. Но что происходит с нашим сознанием во время сна? Сон – один из самых загадочных процессов, которые происходят с организмом человека.

Начнем с того, что весь сон делится на два принципиально различных вида – медленный сон и быстрый сон. В свою очередь, медленный сон делится на 4 фазы. Получается, что всего различается 5 фаз сна. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого сна. Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.

Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.

Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 видит сновидения.

Наука, изучающая сновидения, называется онейрология.

Древние люди считали, что сновидения посылаются человеку с целью оповещения о чем-либо. В древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения.

Вновь интерес к сновидениям возник с новой силой в конце XIX — начале XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Многие исследователи придерживались мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.

Известные теории о толковании сновидений принадлежат таким исследователям, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Фрейд первым пытался создать систематическую психологическую теорию сновидений. Им был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. А Юнг писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.

4. Сон и сновидение

Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.

Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы 5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы

Из-за своей актуальности тема сна часто поднимается в культуре, в том числе в литературе. Использование мотива сна в произведениях является распространенным литературным приемом, встречающимся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.

Как литературный прием, сновидение «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».

Сюжет сна часто встречается и в произведениях русской литературы.

5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы )

Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способность передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличает характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни. Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романиста было баллада-лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована поэма «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры», немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии. Позже в 1808 – 1812гг, опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. «Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали: //За ворота башмачок, // Сняв с ноги, бросали…» На фоне этой картины дается образ Светланы. Он создан в духе сентиментальной поэзии: героиня то «молчалива и грустна» в тоске по жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей «провидением» за ее покорность и терпение. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы. С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее «милый друг – мертвец». Черты романтизма явно присутствуют в этом эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона – предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не может разобрать сути, но очень боится грозного, ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе: «…здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье». Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное – ложь и обман. В своей героине Жуковский изобразил национальный женский тип. Его главные черты – мягкость, верность, покорность судьбе, а также поэтичность, идущую от глубинных фольклорных истоков. Чудесное у Жуковского – не бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне – отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу, с божьей помощью побеждает любовь.

5.2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)

А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.
Татьяна ложится спать, сняв свой шёлковый поясок. Ей снится странный и пугающий сон. Она одна идёт по снегу, впереди шумит ручей, над ним — тонкий мосток. Татьяна видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу.

Татьяна пытается бежать, но падает из-за препятствий, возникших на её пути:

Снег рыхлый по колено ей;

То длинный сук ее за шею

Зацепит вдруг, то из ушей

Златые серьги вырвет силой;

То в хрупком снеге с ножки милой

Увязнет мокрый башмачок.

Медведь «проворно ее хватает и несет» в избушку и исчезает. В избе Татьяна через щелку в двери видит невероятных чудовищ:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордой,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

Среди неведомых существ как хозяина Татьяна узнает Онегина. Ветер распахивает дверь, и чудовища, дико смеясь, приближаются к испуганной Татьяне. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Татьяне и Евгению удается быть вместе наедине до того момента, как в избушке оказываются Ленский и Ольга. Онегин явно недоволен визиту нежданных гостей:

И дико он очами бродит,

И незваных гостей бранит;

Татьяна чуть жива лежит.

Спор громче, громче; вдруг Евгений

На этом сон обрывается. Сон Татьяны – так называемый «вещий» сон, полный метафор к её собственной судьбе. Он предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.

Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.

Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Так обозначается «демонизм» героя, возведенный в N-ную степень.

Не только поэтому Онегин окружен причудливыми существами: для Татьяны он всё ещё загадка и окружен романтическим ореолом. Он не только «чудовище», он — «чудо».

Этот эпизод не только предсказывает будущие события, но и смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского.

5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)

Образы снов в русской литературе. hello html m5b90b7c. Образы снов в русской литературе фото. Образы снов в русской литературе-hello html m5b90b7c. картинка Образы снов в русской литературе. картинка hello html m5b90b7c. Вы будете перенаправлены на Автор24

Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: «отец оказывается мужиком с бородой», он весело «поглядывает», вскакивает с постели и машет топором. Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.

В этом сне Пугачев благославляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев всё равно отпускает его вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева, отпускает «изнутри своей волчьей любви».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ПроизведениеСмысл сна
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Сон о забитой кляче