Олег стеняев толкование на исходе
протоиерей Олег Стеняев
Священник Русской Православной Церкви, протоиерей; с 2004 года клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
Биография
Писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия.
Родился в 1961 году в г. Орехово-Зуево Московской области. Окончил школу рабочей молодёжи. Работал на заводе токарем-расточником. Служил во внутренних войсках.
В 1981 году был чтецом в церкви. В 1982 году поступил в Московскую духовную семинарию. По семейным обстоятельствам курс семинарии полностью не окончил. После был рукоположён во диакона и служил в Тамбовской, Ивановской и Московской епархиях.
Ещё будучи диаконом начал миссионерство, и в 1990 году был главным редактором и издателем журнала «Амвон: Православный журнал в помощь катехизатору, миссионеру и христианской семье».
В начале 1990-х годов перешёл в РПЦЗ и епископами РПЦЗ был рукоположён в сан священника. В Новосибирской епархии, в городе Куйбышеве организовал приход РПЦЗ.
24 ноября 1993 года перешёл в Московский патриархат, где был принят в сане диакона.
В 1994 году был рукоположён в сан священника РПЦ. И назначен штатным священником храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», на Большой Ордынке. Возглавил Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий имени А. С. Хомякова.
В 2000 году о. Олег Стеняев был назначен настоятелем храма святителя Николая на Большой Серпуховской улице; храм не был передан общине и все попытки выселить из храма модельное агентство и театральную студию не увенчались успехом.
С 2004 года является клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
В 2005 году экстерном сдал экзамены за курс семинарии и получил диплом об окончании Перервинской Православной Духовной семинарии при Николо-Перервинском монастыре; поступил в Московскую духовную академию, которую в 2007 году экстерном окончил и успешно защитил дипломную работу «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий», получив звание бакалавра богословия. После успешного окончания Духовной академии был возведен в сан протоиерея.
В 2010 году, после убийства его друга — священника Даниила Сысоева, продолжил вести регулярные Библейские беседы по четвергам в храме апостола Фомы на Кантемировской, которые раньше вел священник Даниил Сысоев.
Сегодня, если не болен, то регулярно служит в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, ведет Библейские беседы, совершает миссионерские поездки, пишет и издаёт новые книги. Также о. Олег регулярно служит молебен и проводит беседы в 17 часов по понедельникам на Чешском подворье при Храме святителя Николая в Котельниках.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ
Сегодня мы рассмотрим 11-ую главу Книги Исход, в которой говорится о том, как пророк Божий Моисей угрожает фараону десятой казнью – смертью всех первенцев.
Скажем прямо, не все казни сопровождались конкретной угрозой, иногда казнь возникала как Божья кара без предварительного предупреждения. Но в данном случае угроза была совершенно уместна, потому что вопрос касался жизни каждого первенца в Египетском государстве: от первенца фараона до первенца находящегося в темнице раба.
И мы читаем 1-ый стих:
Итак, Господь собеседует с Моисеем, Своим пророком, и дает ему наставления о том, что будет казнь, и казнь будет страшная: после нее уже никто не будет пытаться удерживать евреев в египетском рабстве, но, напротив, их отпустят! Их будут даже с поспешностью гнать из Египта!
То есть ужас этой казни, то впечатление, которое она произведет на египтян, будет столь сильным, столь мощным, что для них это будет полный кошмар: паника и дикий страх наполнят египтян, и они реально будут гнать верующих из своей земли. Еще ранее фараону было сказано: «Отпусти народ Мой», и теперь Бог угрожает ему тем, что Он умертвит его первенца.
Фараон является символом диавола, сатаны – так рассуждали отцы, аллегорически понимая этот образ. А первенец диавола – это антихрист, которому предстоит родиться и прийти в этот мир. Поэтому существуют некие параллели между египетским фараоном, его первенцем и теми событиями, которые будут происходить во время воцарения антихриста, когда будет его царство, когда начнутся казни Божии, и когда Иисус Христос дыханием уст убьет первенца диавола, то есть антихриста.
И мы читаем 2-ой стих:
Обращение, о котором говорится с 1-го стиха по 3-ий, предшествует последней казни, последним событиям, когда Божий гнев будет обрушен на богов Египта. Божий пророк Моисей, разговаривая с фараоном в последний раз, уже знает о тяжелом ударе, который будет сокрушать весь Египет. И вот это откровение, что фараон «окончательно изгонит вас отсюда», Моисей получает, что бы понимать, что после этого последнего наказания, которое обрушится на Египет, немедленно разрешится вопрос освобождения народа Божьего, и нужно быть готовым к Исходу.
Практически не оставалось времени для сборов в дорогу, и после совершения казни его тем более не будет. Но эта окончательная угроза Египту, самая страшная угроза – она ставила и самих верующих перед лицом выбора: они должны были как можно быстрее определиться с собственным выбором!
И почему Господь свидетельствует, что в результате этой казни евреи будут изгнаны из Египта? Потому что такая казнь могла посеять ужас и в сердцах самих евреев, ведь они могли подумать, что теперь, когда Бог Авраама, Исаака и Иакова сокрушил каждого египетского первенца, египтяне бросятся мстить евреям.
Но Бог предупреждает, что такого не случится: казнь скует сознание египтян величайшим страхом, и они будут изгонять народ Божий от себя.
И поэтому евреи могут даже требовать, чтобы каждая женщина из их народа у ближней своей (соседки, подруги, знакомой из неевреев) выпросила «вещей серебряных и вещей золотых». То есть они могут послать своих жен к соседям, среди которых были египтяне, и попросить, чтобы те дали им (на время) вот эти серебряные вещи и золотые.
Когда люди уходят в пустыню, они не нуждаются в серебре и золоте, скорее люди берут с собой воду, пресный хлеб – то есть то, что можно навьючить на животных, и этим обеспечить себе более или менее жизнеспособное странствование по пустыне. Поэтому немного не понятно, зачем эти драгоценности, какой в них смысл, как их можно использовать, это серебро и золото?
Но все это потребуется для служения Богу! Потому что именно в пустыне будет создана Скиния Завета. И нужно будет серебро, нужно будет золото, чтобы сделать во Святая святых все так, как повелит Бог Моисею несколько позже, когда совершится Исход.
И когда египтяне будут охотно отдавать свое серебро и золото, только бы евреи побыстрее ушли, это будет обозначать освобождение Египта от ответственности перед евреями за тот труд, который евреи несли.
Не надо думать, что евреи обобрали египтян. Речь идет о том, что они трудились в рабстве, и они заслужили плату за свою работу. Сами верующие во Единого Бога люди могли не считать себя рабами в том смысле, что их поработил Египет, и они могли потребовать некоего возмещения за свой труд серебром и золотом.
То есть тут осуществляется принцип справедливости. И это очень важно, когда к угнетенным людям применяется принцип справедливости, потому что богатые всячески пытаются откупаться от бедных людей, от тех, которые трудятся, с потом и кровью которых было создано все богатство в мире. Иногда богатые откупаются от таких людей так называемой «благотворительностью». Но люди нуждаются не в ней, а в справедливости. А справедливость заключается в том, чтобы оплатить их труд. Эксплуататоры должны отдать свое серебро и золото, для того чтобы люди могли не с пустыми руками осуществить свой исход. А эти драгоценные металлы понадобятся им для служения Богу, когда они будут делать Скинию Завета.
К сожалению, евреи распорядились своим золотом не очень хорошо, когда сделали золотого тельца, Диавол всегда находится в засаде, и он ждет, когда мы проявим трусость или неуверенность, или раздражение на духовных учителей и наставников! Какое раздражение было у евреев на Моисея, когда он находился какое-то время на горе и долго не появлялся! И тотчас диавол приступил и обольстил их!
Но главное назначение повеления Божьего «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых» в том, чтобы принцип справедливости был соблюден! И когда египтяне будут отдавать свое золото и серебро, они будут делать это по внушению Божьему.
Давайте посмотрим, что пишет святитель Григорий Назианзин об этом заслуженном богатстве:
Итак, Григорий Назианзин говорит о том, что рабы, которые пребывали в долгом угнетении, имеют право осуществить экспроприацию у своих угнетателей. Они могут забрать золото и серебро своих бывших хозяев и использовать эти богатства для служения Господу Богу, когда будут создавать в пустыне Скинию Завета – походный храм, Святая святых.
Действительно, Господь дает милость Своему народу в глазах египтян, но реально – Господь осуществляет принцип справедливости, когда богатства, которые созидаются трудящимися людьми, их кровью и потом, возвращаются к ним. Это справедливость, потому что египтяне не делали той тяжелой работы, которую выполняли порабощенные ими потомки Авраама, Исаака и Иакова! И теперь справедливость восторжествовала.
Тем более что «Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа». Почему тут происходит разделение: сначала Моисей велик «в глазах египтян», потом «в глазах рабов фараоновых», а на третьей позиции «и в глазах народа»?
Потому что и простые египтяне, и рабы фараона (то есть его приближенные), и народ в целом, в который могли входить и другие языки, населявшие Египет – все они считали Моисея великим пророком Бога! В их глазах он был особенным человеком.
Здесь уместен вопрос, в какой мере пророки Моисей и Аарон имели Духа Святого, и как Дух Святой действовал через них? Ведь в Новом Завете сказано: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 1Пет.1:21 ).
Это не праздный вопрос. Мы знаем, что Дух Святой сошел в полной мере на апостолов в день святой Пятидесятницы. И когда мы говорим о том, что древние пророки тоже говорили Духом Святым, возникает вопрос: как действовал Дух Святой во дни Моисея и Аарона? Ведь Дух Святой для многих верующих – это Дух Любви! Как сказано: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» ( Рим.5:5 ). Но через Моисея и Аарона Дух Святой действует в Египте как «Дух суда».
Итак, Дух Святой действовал через Моисея как Дух суда Божьего, потому что те пророчества, которые в Духе Святом изрекались, были пророчествами о судах, о казнях.
Фульгенций Руспийский, живший до VIII века, так истолковал слова святителя Амвросия Медиоланского:
То есть Дух Святой изливается в полноте в том смысле, что каждый пророк Бога получал Духа Святого в достаточном для него виде, в той достаточной полноте, которая была необходима, чтобы он эффективно совершил свое служение перед Богом. И эти два Божиих пророка, Моисей и Аарон, очень эффективно в Духе Святом совершали свое служение, служение суда над богами Египта, поражая язычество и идолопоклонство в этой стране, в этом оккультном государстве! Ибо Древний Египет – это была оккультная тирания, бесовское порабощение верующих людей.
Евреи прожили в Египте более двухсот лет, большую часть из которых они были рабами, и когда начались первые наказания Египта, они уже, конечно, не выполняли те страшные и тяжелые работы, которые египтяне заставляли их выполнять. Казни длились, как считают некоторые экзегеты, от первой казни до последней, десятой – около полугода.
И положение евреев в Египте изменилось: их стали воспринимать, может быть, и не как равных, но бояться их все-таки стали, чувствуя их превосходство. Потому что Бог всегда отмечал землю Гесем, где более компактно проживали именно верующие в Него: там не происходило тех напастей, которые творились по всему Египту.
И, конечно, у египтян было смешанное чувство: и паника, и, может быть, уважение. Да, уважение, ведь Моисей был велик в глазах всех рабов фараоновых, в глазах всего народа.
Египет – это оккультная цивилизация, в которой колдовство неотделимо от системы управления и выступает как проявление величия и силы в понимании египтян. И Моисей, возможно, воспринимался этими людьми, как один из колдунов.
Но потом они поняли, что это не так: им открылась вся мощь Божия через пророка Моисея, как через пророка Бога, который говорит не от своего имени. Поэтому позиция Моисея была очень авторитетна среди египтян. Очень важно, что бы служители Церкви имели некий статус в глазах внешних сил, потому что это служит залогом хорошего отношения и к рядовым верующим, отношения с должным пиететом.
Ориген понимает всю сложность того служения, которое совершал Моисей: ведь Моисей боялся осквернить свою молитву. И мы обратили внимание на то, что когда он говорит фараону, что он будет молиться за него, он говорил: «Как только выйду из города, я буду совершать молитву».
Находиться в любом «Египте» – это всегда очень опасно! Египет – это символ оккультной тирании. И сейчас «Египет» круглый год проявляет себя в самых разных странах, и верующим православным людям очень сложно существовать в том или ином «Египте греха». Мы чувствуем, что оскверненность касается и нас, когда и на нас идет какое-то дурное влияние. Но тот верующий, который преданно служит своему Богу, может находиться в любом окружении, и оно никак его не задевает.
Есть такая притча, один ученик спросил у своего наставника, как можно жить в миру и не принимать от него ничего дурного? Тогда наставник сказал: «Вынь камень из ручья!» Тот вынул. «Смотри, – продолжил наставник, – этот камень столько лет лежит в этом ручье! И если бы он принял в себя воду, он бы рассыпался, превратился бы в песок! Именно потому, что он тверд и не принимает в себя воду этого ручья – он сохранен до сих пор!»
Как этот камень должен существовать и верующий! Он может находиться в очень опасном окружении, он может подвергаться нападениям, оскорблениям, клевете, наговорам со стороны самых разных людей! Но Господь учит: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин.1:5 ). Свет веры, который дан нам, который всеян в наши души благодатью Духа Святого, должен оберегать нас от осквернения пребывания в этом мире. Как Христос говорил: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» ( Мф.10:16 ).
И, конечно, положение Моисея в его служении было не такое удачное, как положение Авраама и Исаака, на что обращает внимание Ориген. От Моисея требуется то, что от них не требовалось, когда они приступали к Богу! Ориген также пишет в своей гомилии на Книгу Левит:
То есть Ориген говорит о возрастающем величии пророков Божиих от Исаака до Иоанна Крестителя. И, наконец, является Господь, в Котором реально пребывает вся полнота Духа Святого, и не в том виде, как в каждом из нас. Дух дается каждому, как мы уже прочитали выше, чтобы было достаточно. То есть всем дается необходимое от Духа, чтобы каждому было достаточно того, что он получает от Бога.
Поэтому величие в библейском понимании – это причастность человека Богу, это трепетное отношение к тем поручениям, которое дает Бог. И когда Бог руководил Своими пророками Моисеем и Аароном, конечно, Он видел те многочисленные проблемы, которые окружали этих великих людей, ведь они существовали в очень сложном языческом мире. Но даже в этом ужасном окружении оккультной цивилизации они сохраняли преданность Богу!
Например, богословы до сих пор спорят по поводу Ноя: о нем сказано, что «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Почему сказано «в роде своем»? Одни отцы-экзегеты дают такое истолкование: «Живи Ной во дни Авраама, он считался бы грешником, потому что Ной выпивал». Но есть другие истолкователи, которые говорят: «О Ное сказано, что он был праведен в роде своем – это не осуждение Ноя, а похвала ему! Ведь он сумел сохранить праведность даже в роде своем, в том допотопном поколении нечестивых людей, когда происходила настоящая демонизация людей через ангелов, смущавших дев и совершавших надругательства над ними, когда смешение происходило между сифитами и каинитами – даже тогда Ной сохранил свою праведность!
Действительно, оставаться христианином в нехристианском окружении – это очень важно! Когда ты учишься в школе (может быть, ты школьник, и у тебя в классе очень мало верующих), старайся держаться своих! Когда ты учишься в каком-то лицее, в институте, университете, и тебя окружают люди совершенно других вер (а нередко вокруг – очень много неверующих, наркоманов, людей с явными преступными наклонностями), держись своих и всегда старайся не сообразовываться с поведением мирского окружения! Апостол Павел в Послании к Римлянам наставляет нас: «И не сообразуйтесь с веком сим» ( Рим.12:2 ). То есть мы должны быть другими!
Православный христианин – это человек, который исключает то, что допускают нечестивые! Он исключает пьянство, табакокурение, запрещенные формы секса из своей жизни. Это очень важно! И даже если христианин оступается и падает, у него всегда есть желание подняться и начать все заново, чтобы жизнь изменить, исправить ее, совершить служение Богу всей своей жизнью, насколько только возможно!
Итак, пример Моисея и Аарона для нас очень важен, потому что они в экстремальных условиях: в окружении язычников, в окружении зловерия и колдовства сохраняли верность Богу Авраама, Исаака и Иакова, верили в единого Бога! Для них заповедь «Адонай эхад» – «Господь един» – была Господним руководством к действию! Признавая единого Бога, они отрицали всех истуканов – каменных, деревянных, золотых, серебряных, всех ложных богов, ибо истинная вера не предполагает никакого сотоварищества с иноверными! И Моисей с Аароном проявляли принципиальность во всем, эти удивительные люди!
Итак, Моисей говорит: «В полночь Господь пройдет посреди Египта», он говорит от лица Бога. То есть это – некий ультиматум. И есть такой перевод: не просто «Я пройду посреди Египта», а «Я проявлю Себя в Египте!» Так называемый Таргум Онкелоса («таргум» в переводе с арамейского буквально означает «перевод», Онкелос – римлянин-прозелит, живший в конце I века по Р.Х. и переведший Тору на арамейский язык) дает именно такую расшифровку этого стиха. Там говорится, что Господь придет и проявит Свою мощь и силу по отношению к людям, не понимавшим, что у Бога есть мощь и сила! Бог сначала действовал с сокрытием Своего лика, но здесь Он открыто начинает действовать, и для египтян это будет самое великое потрясение!
Итак, Господь сказал через Моисея: «В полночь Я пройду посреди Египта».
То есть, иначе, Господь говорит: «Я пройду по Египту тогда, когда концентрация зла станет невыносимой, и будет царить дух антихриста в сердце каждого египтянина! Я пройду и пронесу Свои суды и казни!»
Значение полночи у святых отцов, в частности, в понимании Кассиодора, таково:
Итак, суды Божии приобретают уже конкретный вид, характер в глазах египтян, они начинают ощущать мощь Бога! Они как бы оказываются под Его десницей, и им предъявляется этот последний ультиматум:
Здесь говорится о том, что великие кары будут, и пострадает даже первенец, который сидит на троне. Сразу мы не можем понять: наказание первенцев обрушится на самого фараона, который, как мы можем предположить, был первенцем – ведь именно первенцев ставили наследниками, или речь идет о первом сыне самого фараона? Не понятно было и само предупреждение-ультиматум, переданное фараону через Моисея.
Этот человек, правитель Египта, был поставлен перед реальностью, которая грядет, и отвратить ее уже никак нельзя! Как, например, космические объекты – они пролетают совсем рядом, и мы ничего не можем с ними поделать, мы никак не можем отвратить этот гнев Божий, который однажды может обрушиться на землю!
И вот фараону уже не оставлена возможность что-то изменить, что-то исправить. До этого Бог при совершении каждой казни, снова и снова предъявляя ультиматум, все-таки давал возможность остановить грядущую беду: или день на раздумье, или некие условия были поставлены перед фараоном, которые он должен был исполнить, и тогда казнь не произошла бы!
Но вот эта последняя казнь – она страшна! Она страшна во всех отношениях, потому что это – уже неотвратимый гнев Божий, справедливо движимый на грешный Египет, на богов Египта, на это гнусное идолопоклонство, язычество, на те ритуалы, которые они совершали, служа своим идолам, то есть бесам, которые в них обитают, по словам апостола Павла.
Любой человек, даже тот, кто находится на самой низкой иерархической ступени, оказывается в одинаково жутком с другими положении! Женщина, которая обмолачивает зерна – она тоже потеряет своего первенца! Эту тяжелую работу – обмолачивать зерна – в Египте выполняли, как правило, рабы, захваченные в плен египтянами.
Но почему наказываются и все первенцы скота? Это связано с тем, что египтяне поклонялись животным.
Слово «микне» означает «мелкий рогатый скот», но тут стоит слово «техема», то есть «крупный рогатый скот». О мелком скоте мы читали ранее: «Рука Господня будет на скоте твоем, который в поле, на конях, на ослах, на верблюдах, на волах и овцах: будет моровая язва весьма тяжкая» ( Исх.9:3 ). И дальше остаток этого скота пострадает от града, внутри которого был огонь.
А крупный скот, который всегда позднее выгоняется на пастбище, он мог пострадать от этих казней не в такой мере, как мелкий. Но теперь наказание распространяется на всех первенцев каждой твари, каждого животного! Ведь этим животным воздавались божеские почести!
Да, действительно Бог ведет борьбу с ложными религиями этого мира, выступает против тех или иных суеверий. Поэтому каждый православный человек должен изгонять любое суеверие из своего сердца! Если есть привязанность к каким-то языческим традициям, от них нужно решительно отказываться! Гадания, приметы – это все совершенно недопустимо для верующего человека! Какие-то амулеты, обереги и так далее! Православный человек – это человек, который стремится правильно прославлять своего Бога, совершать искреннее служение перед Создателем Вселенной!
И с чем остается Египет? Будет великий вопль, великая скорбь! Это свидетельство, что до последнего момента египтяне не могли понять, какая ужасная казнь обрушится на них! Это – ни с чем не соизмеримое наказание, самое худшее, по сравнению с предыдущими девятью казнями!
Тогда они кричали: «Египет гибнет!» Они кричали это фараону, они кричали это друг другу! Но здесь в крике уже не будет слов, это будут не слова, это будет вопль! Он будет пробиваться из глубины души потрясенного ужасами Божьего наказания того или иного человека. Не дай Бог кому-то из нас испытать такое состояние!
Как я уже сказал, первенец фараона символизирует антихриста. Когда придет Христос и убьет антихриста дыханием уст Своих, тоже раздастся вопль, но это будет вопль не всех, живущих на земле или в стране, это будет вопль одного – сына диавола, этого порочного сына сатаны, антихриста. Его вопль будет как крик абсолютного отчаяния, крик поражения того мятежа, который устроил диавол в духовном космосе против Бога. Это будет признание победы Бога и ужас погружаемой в ад лукавой системы вещей.
И вот, когда умирают многие и многие, сказано: «не пошевелит пес языком своим»! Потому что даже собаки, которые были в земле Гесем, не ощутят того, что будет твориться по всему Египту!
Конечно, мы обратили внимание на то, что одни евреи жили в земле Гесем, а другие – начинают занимать серебро и золото у своих соседей, то есть у египтян. Это свидетельство того, что многие евреи перебрались из земли Гесем, из этого компактного мира верующих в мир египтян, и стали жить среди них. То есть происходила ассимиляция еврейского населения в египетское общество.
И, конечно, те, кто жил среди египтян, могли слышать вопли Египта, их собаки могли выть. Но евреи, не вышедшие за границы, установленные Богом для верующих, ничего не слышали.
Для каждого из нас есть граница ответственности, очерченная рукой Бога, и когда мы ее нарушаем, мы можем испытывать ужас такой же, какой испытывали египтяне в тот момент, когда вопль стоял по всей их земле. И последний вопль будет воплем пораженного антихриста, воплем отчаяния, сокрушения и страха.
То есть Моисей объявляет приговор фараону, он произносит перед ним эти слова: «И придут все рабы твои сии ко мне (то есть к Моисею, – О. С.) и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ (то есть все евреи, – О. С.), которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду».
И вот, сказав эти слова, Моисей уже ничего не добавляет!
Во всех других случаях мы видели, что гнев проявлял фараон! Как он в гневе прогонял Моисея и Аарона! А здесь, когда такая мощь, мощь Божественной силы, обрушивается судами своими вот этим окончательным приговором, здесь уже Моисей проявляет гнев. Как можно объяснить его гнев?
Это, конечно, гнев на упрямца, который так и не признал власть Бога над собою, на фараона! Это, конечно же, гнев на тех рабов фараона, которые так и не признали власть единого Бога над собою! Это гнев, в котором, может быть, есть и отчаяние, гнев за то, что даже эти страшные казни не смогли заставить упрямых людей одуматься, и это упрямство довело их до последней, самой страшной десятой казни!
«И вышел [Моисей] от фараона с гневом». А какое еще чувство можно испытать, видя, как этот правитель уничтожает счастье своей собственной семьи, губит счастье всех семей Египта, окончательно уничтожает свою землю, которая уже подверглась девяти атакам с небес, и теперь грядет десятая казнь?
То есть были казни, были чудеса, были знамения, но сейчас жестокосердного фараона, который сначала сам ожесточал свое сердце, а по окончательном его утверждении во зле Сам Господь продолжил ожесточать это сердце, предоставляя ему возможность состояться относительно своей свободной воли, но сейчас фараона ожидает страх, ужас, паника той ночи, которая надвигалась на Египет черной тучей Божьего гнева, ночь смерти.
Не надо думать, что то, что происходило в Египте, уже совершенно не повторится! У пророка Исаии говорится о том, как Бог будет сокрушать весь мир (это библейский стиль, здесь о будущем говорится в прошедшем времени): «И преклонился человек, и унизился муж, – и Ты не простишь их. Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его» ( Ис.2:9–10 ).
То есть люди бросятся в скалы, побегут в скалы. Что это значит? Исаия произносил это пророчество в глубокой древности, когда не было такого понятия, как бомбоубежище из бетона, который делается из песка, из каменных глыб. То есть когда гнев Божий будет входить в мир, обезумевшие безбожники бросятся в свои бомбоубежища. Поэтому приговоры Божии очень категоричны.
«Иди в скалу и сокройся в землю от страха Господа и от славы величия Его. Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день (это о последнем дне суда Божьего, который грядет, – О. С.). Ибо [грядет] день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут» ( Ис.2:10–18 ).
Идолы последнего времени – это языческие истуканы, которые будут сохраняться у идолопоклонников, идолы – это и поклонение всяким людям, всяким музыкантам, политическим деятелям. И все это потеряет свой блеск, вся эта мишура спадет, потому что это будет день Бога!
«И войдут [люди] в расселины скал и в пропасти земли (то есть будут прятаться в шахтах и бомбоубежищах, – О. С.) от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его» ( Ис.2:19–21 ).
То есть они вынуждены будут бросать все свои богатства, потому что их не будут пускать с огромными тюками и баулами в и без того тесные бомбоубежища и шахты. Но не может ни камень, ни песок, даже превратившийся в крепкий бетон, защитить от гнева Божьего!
«Чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит?» ( Ис.2:21–22 ).
Любой человек, какой бы властью не был он облечен, должен покориться власти Бога! Он должен очистить свое сердце от язычества, идолопоклонства, оккультизма, признать власть Всевышнего над собою и исповедовать Господом своим, Господом всей вселенной Того Создателя, Который создал небо и землю и вдохнул в человека дыхание жизни!
Спаси вас всех, Господь!
Григорий Назианзин, На святую Пасху, 20.