Омовение перед сном ислам

Сунны сна

Сунны перед сном

1. Рано ложиться спать, чтобы проснуться до утреннего азана. Сунна – ложиться спать сразу после ночного (иша) намаза

2. Перед сном сделать омовение (засыпать в состоянии омовения), использовать сивак. Согласно книгам по фикху, чистка зубов зубной пастой перед сном может заменить использование сивака, если будет сопровождаться соответствующим намерением

3. Встряхнуть покрывало, потому что на нём может оказаться какой-либо сор

4. Спать в одежде, отличной от повседневной

5. Ложиться следует на правый бок, правую руку подложив под щеку

6. Если есть возможность, следует повернуться лицом в сторону киблы. Крайне нежелательно, чтобы ноги были вытянуты в сторону киблы

7. Читать перед сном аят «аль-Курси», суры «аль-Ихляс», «аль-Фалак» и «ан-Нас».
Каждую ночь перед сном Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, дул на ладони и потом читал последние три суры Священного Корана — «Аль-Ихлас», «Аль-Фалак» и «Ан-Нас». После этого три раза протирал ладонями все тело, начиная с головы и лица. Как указано в одном из хадисов Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, человек, произнесший и сделавший все упомянутое, будет защищен от зла до самого утра. Также перед сном полезно читать аят «Аль-Курси» (Сахих аль-Бухари). Отец или мать тоже могут совершать такие действия для своих детей, это защищает и хранит от многих бед

8. Прочитать два последних аята суры «аль-Бакара».
Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Любому, кто прочитал ночью два последних аята из суры Аль-Бакара. Этого будет достаточно» (Муслим). Он также сказал: «Тот, кто прочитает ночью последние два аята суры Аль-Бакара, будет защищен в эту ночь от пожара и других опасностей». «Тот, кто до отхода ко сну прочитает «Амана-р-расулу», словно совершит богослужение до утра». Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Умный человек не ляжет спать, не прочитав последние аяты суры Аль-Бакара»

اللهم قِني عَذابَك يومَ تَبْعَثُ عبادَك

Аллахумма кынни азабака йаума таб’асу ‘ибадак
«О Аллах, защити меня от Твоей кары в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов!»

10. Желательно перед сном покаяться перед Всевышним во всех своих грехах и ложиться спать, очищая сердце и простив всех людей, сделавших вам что-то плохое. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Кто из вас сможет быть подобным Абу Замзаму?». Сподвижники удивились: «А что Абу Замзам?». И Пророк, мир ему и благословение, сказал, что он был обычным мусульманином, но когда ложился спать, говорил: «О мой Господь! Кто причинил мне вред, делал за меня гибат (сплетни), говорил обо мне нехорошее – всех прощаю». Такое великодушие поможет человеку ложиться спать с чистым сердцем
Также желательно перед сном осмыслить события дня и сделать выводы. «Самым умным из вас является тот, кто каждый вечер перед сном требует отчет у своей души»

Сунны при пробуждении ото сна

1. Вытирать следы сна с лица: «…И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спал примерно до середины ночи, а потом проснулся сел и начал протирать себе глаза, чтобы разогнать сон» (Муслим)

الحَمْـدُ لِلّهِ الّذي أَحْـيانا بَعْـدَ ما أَماتَـنا وَإليه النُّـشور

АльхамдулиЛляхи аллязи ахйа-на ба‘да ма амата-на ва иляй-хи-н-нушур!
«Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил нас, и к Которому предстоит возвращение» (аль-Бухари)

3. Использовать сивак. «Когда пророк, мир ему и благословение, просыпался ночью, он очищал рот с помощью сивака» (аль-Бухари, Муслим)

4. Высмаркиваться. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда кто-либо из вас проснулся пусть высморкнется 3 раза, ведь поистине шайтан ночует в носу человека» (аль-Бухари, Муслим)

5. Мыть кисти рук 3 раза. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «…а когда кто-нибудь из вас проснётся, пусть вымоет руку, прежде чем опустить её в воду для омовения» (аль-Бухари, Муслим)

Источник

Как заслужить довольство Всевышнего, пока спишь?

Омовение перед сном ислам. son. Омовение перед сном ислам фото. Омовение перед сном ислам-son. картинка Омовение перед сном ислам. картинка son. 1. Рано ложиться спать, чтобы проснуться до утреннего азана. Сунна – ложиться спать сразу после ночного (иша) намаза

Сон – это удивительное состояние человека и одно из великих знамений Аллаха. В то же время сон является неотъемлемой частью жизни каждого человека, без которой просто невозможна жизнедеятельность. Это милость от Всевышнего Аллаха для своих рабов, чтобы у них было время для отдыха.

Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَجَعَلْنَا نَوْمَكُمْ سُبَاتًا وَجَعَلْنَا اللَّيْلَ لِبَاسًا وَجَعَلْنَا النَّهَارَ مَعَاشًا

(смысл): «И Мы сделали сон ваш отдыхом, чтобы отдохнули ваши тела, и Мы сделали ночь покровом, которая покрывает своей темнотой, как одежда закрывает вас, и сделали день временем для занятия житейскими делами, чтобы в это время человек искал себе средства для жизни и пропитания» (сура ан-Набаъ: 9-11).

Как говорится в этом аяте, Всевышний Аллах выделил для своих рабов ночь, на протяжении которой человек может отдохнуть, собраться с новыми силами и успокоиться. А светлое время суток, то есть день Аллах выделил для житейских дел, чтобы человек добывал пропитание, которое для него предопределил Всевышний Аллах.

Однако многие люди забывают о том, что сон – это дар от Всевышнего, и относятся к нему как к чему-то обыденному, не придавая ему особого значения. Кто-то представляет сон как необходимое для жизнедеятельности человека состояние. А другие убеждены, что время сна – это пустая трата времени, ведь в это время человек мог бы заниматься гораздо более важными делами.

Но истинный мусульманин любое своё действие, в том числе и сон, взвешивает на весах шариата и рассматривает с точки зрения религии. Если рассмотреть таким образом то или иное действие человека с точки зрения Ислама, то можно сказать, что в большинстве случаев в зависимости от намерения оно бывает либо благим, либо греховным.

Как любое дозволенное действие в зависимости от намерения человека может стать греховным, точно так же это действие может стать и благим поступком, за которое ему запишется вознаграждение. Таким же образом и сон человека может стать благим деянием, которым доволен Всевышний Аллах.

От ‘Умара Ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

. إنما الأعمال بالنيات وإنما لكل امرىء ما نوى

«Поистине, дела оцениваются только по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. » (Бухари, Муслим).

Каково же должно быть намерение для сна, чтобы обрести довольство Всевышнего? Если человек спит, только восполняя свою физическую потребность, для него это остаётся только сном. Если же человек спит для мира вечного, то есть с намерением обрести довольство Всевышнего во сне, сон становится благом для него и приносит ему вознаграждение.

Мусульманин, желающий получить довольство Всевышнего в этом Мире и в Ахирате, всегда выполняет сунны отхода ко сну, совершает дуа перед сном, намеревается не просто отдохнуть, а набраться сил для совершения благих дел и поклонения Всевышнему Аллаху.

Следовательно, если человек выполняет адабы сна и читает дуа и азкары, которые Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рекомендовал произносить перед сном, за это ему будет дано большое вознаграждение. Также желательно совершить омовение перед сном, и за это человек получает прощение от Аллаха и защиту ангелов.

От Ибн Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من بات طاهرا بات في شعاره ملك فلم يستيقظ إلا قال الملك اللهم اغفر لعبدك فلان فإنه بات طاهرا

«Около того, кто пребывает ночью в состоянии омовения, проводит ночь ангел, и каждый раз, когда этот человек просыпается, ангел обязательно говорит: «О Аллах, прости такого-то Твоего раба, ибо он спал с омовением» (Ибн Хиббан).

Передают со слов Хузайфы и Абу Зарра (да будет доволен Аллах ими обоими), что, укладываясь спать, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обычно говорил:

باسْمِكَ اللَّهُمَّ أحْيا وأمُوت

«Би-сми-кя, Аллахумма, ахйа ва амут»

«С именем Твоим, о Аллах, я оживаю и умираю» (Бухари). То есть просыпаюсь и засыпаю.

От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему и Фатиме (да будет доволен Аллах ими обоими):

إذَا أوَيْتُما إلى فِرَاشِكُما، أوْ إذَا أخَذْتُما مَضَاجِعَكُما، فَكَبِّرَا ثَلاثاً وَثَلاثِينَ، وَسَبِّحا ثَلاثاً وثَلاثِينَ، وَاحْمَدَا ثَلاَثاً وَثَلاثِينَ

«Когда уляжетесь в постель, говорите: “Аллаху акбар” по тридцать три раза, “Субхана-Ллах” по тридцать три раза и “Аль-хамду ли-Ллях” по тридцать три раза». (Бухари Муслим)

В другой версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить слова «Субхана-Ллах» по тридцать четыре раза.

А в третьей версии этого хадиса сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел произносить слова «Аллаху акбар» по тридцать четыре раза.

‘Али (да будет доволен им Аллах) сказал:

فما تركته منذ سمعتُه من رسول الله صلى الله عليه وسلم قيل له: ولا ليلة صفين؟ قال: ولا ليلة صفّين

«И я всегда делал это с тех пор, как услышал эти слова от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Его спросили: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине?»

Он ответил: «И даже в ночь перед битвой при Сиффине».

Также передают со слов матери правоверных Хафсы (да будет доволен ею Аллах), что когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды говорил:

اللَّهُمَّ قِني عَذَابَكَ يَوْمَ تَبْعَثُ عِبادَكَ

«Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя явма таб‘асу ‘ибада-кя»

«О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих Рабов». (Абу Давуд)

Кроме этих передаётся множество дуа, азкаров, сур и аятов Корана, которые рекомендуется читать перед сном. Более того, нежелательно засыпать, не помянув Всевышнего Аллаха.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ قَعَدَ مَقْعَداً لَمْ يَذْكُر اللَّهَ تَعَالى فِيهِ كَانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تِرَةٌ، وَمَنْ اضْطَجَعَ مَضْجَعاً لا يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِيهِ كانَتْ عَلَيْهِ مِنَ اللَّهِ تَعالى تِرَةٌ

«Убыль от Всевышнего Аллаха постигнет того, кто усядется где-либо, не помянув там Всевышнего Аллаха, как постигнет она и того, кто уляжется где-либо, не помянув там Всевышнего Аллаха» (Абу Давуд).

Образ жизни, который предписывает мусульманину его религия, очень умеренный и сбалансированный. Человек должен не пренебрегать мирским, но и не забывать об ахирате. Он должен соблюдать права своего тела, при этом придавать любому деянию духовный смысл.

Даже такое простое ежедневное действие, как сон, в зависимости от одного лишь намерения, не говоря уже об остальных его адабах, может стать для верующего актом поклонения и приносить ему довольство Всевышнего в то время, как он спит.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Мусульманский этикет сна

Всевышний даровал верующим сон, как средство для успокоения и избавления от усталости и дурных мыслей. Когда мы спим, наш организм восстанавливается и получает силы для того, чтобы успешно провести следующий день.

В Коране сказано: «Я сделал для вас сон успокоением и отдыхом и сделал ночь для вас покрывалом, и сделал день временем для занятия житейскими делами». Потому исламский этикет предписывает соблюдать правила отхода ко сну.

Что полагается делать перед сном

Вы можете немного задержаться, если разговариваете с гостем, читаете Коран или у вас есть дела, которые не терпят отлагательств. В остальных случаях этикет сна требует раннего укладывания в ночь. Польза этого доказана современными исследованиями. Самый глубокий сон длится до часа ночи, поэтому человек восстанавливает силы именно в это время.

Мусульманский этикет предписывает отходить ко сну, лежа на правом боку, положив руку под щеку. При этом необходимо повернуться лицом к кибле (направление в сторону Каабы).

Обязательно обратитесь к Всевышнему перед тем, как заснете. Скажите: «С именем Твоим, Господь мой, я улегся на бок, и по воле Твоей я поднимусь. Если Ты заберешь душу мою, то помилуй ее, а если отпустишь, то защити ее посредством того, чем защищаешь Ты Своих праведных рабов».

Перед сном нельзя держать зла на кого бы то ни было. Отходите в ночь с чистым сердцем, прощая людей, даже если они заслужили ваше негодование. Говорил Пророк Мухаммад: «Кто из вас сможет быть подобным Абу Замзаму?» Сподвижники удивились: «А что Абу Замзам?» Он был обычным мусульманином, но когда ложился спать, он говорил: «О мой Господь! Кто причинил мне вред, делал за меня гибат (сплетни), говорил обо мне нехорошее – всех прощаю».

Исламский этикет предписывает также читать короткие суры и произносить «Субханаллах», «Альхамдуллилях» и «Аллаху акбар». Если же в течение дня вы совершили какой-либо неблаговидный поступок, покайтесь перед Аллахом. Сказано в хадисах: «Мусульманину следует каждую ночь перед сном размышлять над своими поступками, совершенными в течение дня. Если совершил хорошее, то следует благодарить Аллаха за наставление на истинный путь, а если совершил плохое – следует покаяться и просить Аллаха о прощении грехов».

После молитвы плюньте на ладони и проведите по телу. Можно это сделать для маленьких детей, что поможет сохранить их от несчастий.

Правильный сон по сунне

Не следует спать в комфорте, поскольку в таком случае вы не сможете проснуться для ночной молитвы. Этикет сна предписывает спать на боку, ноги согнуты в коленях. Эта поза считается самой полезной.

Запрещено лежать на животе, поскольку это вредно и не одобряется исламом. В хадисах описывают случай, когда Пророк застал верующего, который спал на животе. Он сказал: «Встань, такой сон вызывает гнев Аллаха».

Если вы не можете заснуть, почитайте Коран, чтобы успокоиться. Пророк Мухаммад советовал верующим при бессоннице произносить следующие слова: «О Аллах, звезды исчезли, глаза успокоились. Ты вечно существующий. О Вечно Существующий, усыпи мои глаза и сделай спокойной ночь мою».

Когда снится что-то хорошее, вознесите хвалу Всевышнему и расскажите близким о том, что видели во сне. Дурной сон лучше держать при себе. Мусульманский этикет одобряет непродолжительный дневной сон. Прилягте на полчаса до обеда, чтобы восстановить силы и без усилий встать для ночного намаза.

Чтобы сон был спокойным, проведите 1 – 2 часа в общении с близкими или читая Коран. Избегайте любых занятий, которые помешают настроиться на отдых. А после пробуждения не забудьте сказать: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил, и к Нему – возвращение».

Источник

О том, в каких случаях желательно совершать малое омовение (аль-уду), но не обязательно

Омовение перед сном ислам. 182 o jelatelnosti omoveniya. Омовение перед сном ислам фото. Омовение перед сном ислам-182 o jelatelnosti omoveniya. картинка Омовение перед сном ислам. картинка 182 o jelatelnosti omoveniya. 1. Рано ложиться спать, чтобы проснуться до утреннего азана. Сунна – ложиться спать сразу после ночного (иша) намаза

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Совершение омовения при поминании Аллаха (зикр), перед мольбой (ду’а) и чтении Корана

Нет сомнения в том, что поминать Аллаха можно в любом состоянии, исходя из хадиса, который передала ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), сказавшая: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поминал Аллаха всегда”. Муслим 383.

Однако лучше поминать Аллаха при наличии омовения, на что указывает хадис, переданный от аль-Мухаджира ибн Къунфуза (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я не люблю поминать Аллаха без очищения». Абу Дауд 1/44, Ибн Маджах 350. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 834.

Абу Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что когда после биты при Хунайне Абу ‘Амира смертельно ранили, он попросил его передать посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он попросил Аллах прощения для него. Когда же Абу Муса вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и рассказал ему об этом, пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел принести ему воды. Он совершил омовение и, подняв руки к небу, сказал: «О Аллах, прости ‘Убайда Абу ‘Амира!» Абу Муса сказал: “И руки его были подняты так высоко, что я увидел белизну его подмышек”. аль-Бухари 4323, Муслим 2498.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Из этого хадиса извлекается – желательность совершения очищения для того, кто хочет обратиться к Аллаху с мольбой, и поднятие рук при этом”. См. “Фатхуль-Бари” 7/639.

Совершение омовения перед сном

Аль-Бара ибн аль-‘Азиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Когда захочешь лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи: “О Аллах, я предался Тебе, и вручил Тебе дело свое, и на Тебя положился из стремления к Тебе и из страха перед Тобой. Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме обращения к Тебе! О Аллах, уверовал я в Твое Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал».

/Аллахумма, инни аслямту уаджхи иляйк, уа фаууадту амри иляйк уа альджа’ту захри иляйк рагъбатан уа рахбатан иляйк. Ля мальджа’а уа ля манджа минк илля иляйк! Аллахумма, аманту би-китабик аллязи анзальта уа би-набийик аллязи арсальта/.

«И если ты умрешь этой ночью, то умрешь на фитре (Исламе), а поэтому сделай эти слова последним, что ты будешь говорить». аль-Бухари 247.

Со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Очищайте ваши тела, и Аллах очистит вас. Поистине, если раб Аллаха ложится спать очищенным, с ним в его покрывале (одеяле или рубашке) проводит ночь ангел. И не проходит ни одного часа в ночи, чтобы он не говорил: “О Аллах! Прости Своего раба, ведь он заснул очищенным”». Ибн Хиббан 1048, ат-Табарани в “аль-Аусат” 5083. Хафиз аль-Мунзири, хафиз Ибн Хаджар, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим. См. “Фатхуль-Бари” 11/93, “Маджма’у-ззауаид” 10/128, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2539.

Совершение малого омовения перед совершением полного омовения (гъусль)

‘Аиша рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перед совершением полного омовения, мыл руки и совершал малое омовение, такое же, как для молитвы”. аль-Бухари 248, Муслим 1/253.

Совершение омовения перед каждой молитвой

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им совершать омовение перед каждой молитвой, а перед каждым омовением использовать зубочистку». Ахмад 2/259. Хафиз аль-Мунзири и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Сахих ат-таргъиб” 193.

Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда совершал омовение перед каждой молитвой, а в день покорения Мекки, он совершил омовение, протер носки и сделал все молитвы с одним омовением”. Муслим 277.

Речь идет о желательности совершения омовения перед каждой обязательной молитвой, даже если омовение не нарушено.

Совершение омовения тому, кто находится в состоянии полового осквернения, если он желает поесть или поспать

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: “Если посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был в состоянии полового осквернения, и желал поесть или поспать, то совершал такое же омовение как для молитвы”. Муслим 305.

Совершение омовения между половыми актами

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас после близости со своей женой захочет это повторить, то пусть совершит омовение». Муслим 308.

А в другой версии этого хадиса сказано: «…пусть совершит омовение, ибо поистине, это придаст ему силы». Ибн Хузайма 221, Ибн Хиббан 1211, аль-Хаким 1/152. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 263.

Совершение омовения сразу же после его нарушения

Бурайда (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды утром посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал за Билялем и спросил его: «О Биляль, в чем ты опередил меня в Раю?! Когда бы я ни входил в Рай, я слышал стук твоих ступней». Биляль ответил: “О посланник Аллаха, когда бы я не произносил азан, я совершал два рак’ата, и когда бы я не нарушал малого омовения, я совершал сразу омовение, и я считал, что должен совершить ради Аллаха два рак’ата”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «По этим двум причинам!» Ахмад 21962, ат-Тирмизи 3689. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выходил из отхожего места он совершал омовение”. Ахмад 6/189. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3481.

Совершение омовения после рвоты

От Ма’дана сообщается, что Абу ад-Дарда (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что после того, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) вырвал, он совершил омовение. После этого Ма’дан встретил Саубана и рассказал ему об этом, и Саубан сказал: “Он сказал правду, я сам поливал воду пророку (мир ему и благословение Аллаха), когда он совершал омовение”. ат-Тирмизи 1/58, Абу Дауд 7/8. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи и шейх аль-Альбани.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “В этом хадисе содержится указание на желательность совершение омовения после рвоты”. См. “Маджму’у-ррасаиль аль-кубра” 2/234.

Совершение омовения после того, как человек нес носилки умершего

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто искупал умершего пусть искупается сам, а кто нес носилки пусть совершит омовение». Абу Дауд 3161, аль-Байхакъи 1/303. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн аль-Къайим, шейх Ахмад Шакир, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Имам аль-Хаттаби говорил: “Я не знаю кого-либо из факъихов, кто обязывал бы совершать гъусль тому, кто искупал умершего или омовение тому, кто нес умершего. Поэтому веление в этом хадисе можно отнести к желательному”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 8/438.

Совершение омовения после употребления того, что было приготовлено на огне

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления того, чего коснулся огонь». Муслим 352.

Однако это повеление несет желательный характер, а не обязательный, и доводов этому множество! Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) однажды покушал лопатку барана и совершил молитву, не взяв омовение”. аль-Бухари 207, Муслим 354.

Также о том, что пророк кушал мясо и совершал молитву, не брав омовение, передали Маймуна, Умм Саляма, Джабир, ‘Амр ибн Умайя ад-Дамри (да будет доволен ими Аллах). аль-Бухари 208, 210, Муслим 355, 356, ан-Насаи 182, Ибн Маджах 491.

По этой причине большинство ученых говорили, что изначально совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, было обязательным, но после этого постановление было отменено, как это передали хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр и имам аль-Хазими. См. “ат-Тамхид” 3/357, “аль-И’тибар фи-ннасих уаль-мансух миналь-асар” 87.

Другие же ученые говорили, что веление совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, являлось всегда желательным, а не обязательным, как это говорили имам аль-Хаттаби и имам аль-Маджд Ибн Таймия. См. “аль-Мунтакъа” 1/128, “Шарх Сунан ан-Насаи” 4/105-106.

И это мнение является самым правильным! Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хочешь». Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да». Муслим 1/285.

Имам ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65.

Таким образом, верблюжатина является исключением, ибо после его употребления необходимо совершить омовение.

Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я подвинул пророку (мир ему и благословение Аллаха) хлеб и мясо, он поел, совершил омовение и сделал обеденную молитву. Затем он попросил принести остаток его еды, доел и встал на молитву, не совершив омовения”. Абу Дауд 191. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Поэтому правильным мнением является то, что совершать омовение после употребления того, что готовилось на огне, является желательным, но не обязательным, за исключением верблюжатины.

Следует ли совершать омовение во время гнева?

Некоторые ученые говорили о желательности совершения малого омовения при гневе, опираясь при этом на известный хадис: «Поистине, гнев от шайтана, а шайтан создан из огня, а огонь тушится водой. И если кто-либо из вас разгневается, то пусть совершит омовение!» Ахмад 4/226, Абу Дауд 4784.

Однако данный хадис является слабым по причине двух передатчиков: ‘Уруи ибн Мухаммада и его отца, которые являются неизвестными передатчиками, несмотря на то, что от них передавали хадисы некоторые имамы. Имам ан-Науауи назвал этот хадис слабым в «аль-Хуляса» 1/122. И шейх аль-Альбани назвал его слабым в «ас-Сильсиля ад-да’ифа» 582 и «Да’иф аль-джами’» 1510.

А что касается Шу’айба аль-Арнаута, то в «Тахкыкъ аль-Муснад» он назвал хадис слабым, а в «Тахкыкъ Шарху-Ссунна» и в «Тахкыкъ Джами’уль-‘улюми уаль-хикам» 1/366 он назвал его хорошим.

Как бы то ни было, кто утверждает, что этот хадис достоверный, обязан это обосновать!

Но если кто-то будет опираться на данный хадис, следуя ученым, опиравшимся на него и считавшим его достоверным, то нет на нем порицания, тем более многие имамы использовали этот хадис в качестве довода, среди которых шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Раджаб.

И в завершении, хвала Аллаху – Господу миров,
мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи,
его сподвижникам и всем, кто искренне последовал по их пути!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *