Омовение рук после сна
Кицур Шульхан Арух 2. Омовение рук
1. Поскольку человек, вставая утром с кровати, как бы создан заново для служения Вс-вышнему, да будет благословенно Его имя, он обязан освятить себя, совершив нетилат ядаим (омовение рук) с помощью сосуда, подобно тому, как коhены, приступая к служению в Храме, каждый день освящали себя, омывая руки из специального сосуда.
Основания для этого обычая можно найти в стихе: «Омою очищающим руки свои и обойду жертвенник Твой, Б-же, произнося слова благодарности». Еще одна причина в том, что, поскольку во время сна святая душа человека покидает его тело, на это тело нисходит дух нечистоты; когда же человек пробуждается от сна, дух нечистоты отходит от всего его тела, кроме пальцев. С пальцев же он не сходит, пока человек не обольет их водой три раза попеременно.
И запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав нетилатядаим 1 , кроме как по очень большой нужде.
После этого человек должен умыть лицо в честь своего Творца, как сказано: «Ибо по образу Б-га сделал Он человека». И также следует вымыть рот, удалив имеющуюся внем слизь, чтобы произносить Имя Б-га в чистоте, а после этого вытереть руки. И необходимо проследить за тем, чтобы вытереть лицо как следует.
4. Вода после нетилат ядаим должна сливаться непременно в сосуд. И водой после нетилат ядаим запрещено пользоваться, так как на ней — дух нечистоты. Ее нужно выплеснуть в место, где не ходят люди.
1 И также оставаться лежащим в кровати запрещено. А в тяжелой ситуации можно сделать нетилат ядаим в любом месте дома, даже если вода расположена от него дальше четырех ама.
2 А если человек надевает талит гадоль — есть обычай благословлять на талит гадоль, чтобы это благословение относилось также и к талит катан. Почему это так — смотри в МБ.
3 А некоторые пишут, что необходимо добавить еще четвертый раз, чтобы удалить воду, ставшую нечистой.
3* И поэтому необходимо следить, чтобы и маленькие дети делали нетилат ядаим.
4 и взять меньше ревиит воды.
5 А если он не чувствует необходимости сходить в туалет, пусть сделает нетилат ядаим и благословит на омовение рук, «Ашер Яцар» и т.д. (О том, что касается благословения на омовение рук, см. следующее примечание).
6 И лучше произносить благословение на омовение рук не сразу, а произнести его на омовение рук после посещения туалета, наиболее близкого по времени к молитве. (Если он точно знает, что дотронется до закрытых мест на теле, и тогда сделает еще раз нетилат ядаим для молитвы, как в главе 12 — неочевидно, нужно ли ему благословлять на омовение рук после посещения туалета). И в этом случае, если благословение не произносится на самый первый нетилат ядаим после вставания, лучше присоединить его к остальным утренним благословениям.
6* В МБ написано, что правильно было бы присоединить «Элокай Нешама» к «Ашер Яцар». (А в другом месте написано, что относительно этого есть разные обычаи).
7 Некоторые говорят — три часа. А есть такие, которые говорят — чуть больше трех минут. (В МБ в разделе про того, кто остерегается спать днем, приводятся все три цифры, и завершается рассуждение словами: тот, кто внимательно относится к своим обязанностям перед Вс-вышним, отнесется к себе, насколько сможет, строго).
8 Некоторые обязывают бодрствовавшего всю ночь благословлять. Правильно было бы, тем не менее, чтобы он сходил в туалет и немного запачкал руки, и тогда он по всем мнениям сможет благословить на омовение рук. И так же следует ему поступить, если он сделал нетилат ядаим (без благословения) до зари.
9 Это омовение делается для чистоты и для удаления духа нечистоты. Поэтому следует поторопиться сделать нетилат ядаим. Тому, кто не сделал нетилат ядаим утром, запрещено учить Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью. Если он очистил руки чем-то очищающим — все это ему разрешено, но он по-прежнему должен сделать нетилат ядаим водой из-за духа нечистоты.
Когда человек встал с кровати, над ним также властвует дух нечистоты. Поэтому ему не следует произносить благословений или изучать Тору, пока он не сделал нетилат ядаим. Однако, если у него нет воды, он может очистить руки чем-то очищающим, и пусть благословляет и учится, чтобы не отрываться от изучения Торы. Нетилат ядаим для молитвы — см. его законы ниже, глава 12, параграф 5.
10 Это омовение делается для того, чтобы убрать дух нечистоты, поэтому пусть поторопится его сделать. Не омыл руки — ему разрешается заниматься Торой и произносить вещи, связанные со святостью. (А относительно «Шмонэ Эсрэ» см. ниже, глава 12). (А если за это время он дотронулся до закрытых мест на теле — см. примечание 9. И также см. ниже, конец главы 4).
11 Это омовение делается для чистоты. Руки нужно очистить водой или любым очищающим материалом, и только загрязненное место. Тому, кто не очистил рук, запрещено изучать Тору и произносить что бы то ни было, связанное со святостью.
Условия малого омовения
Условиями малого и полного омовений являются:
1. Наличие чистой и пригодной для омовения природной воды.
2. Вода должна обтекать все моющиеся части тела.
3. Отсутствие на моющихся частях тела нечистот и таких веществ, которые изменяют цвет, вкус, запах чистой воды.
4. Отсутствие на омываемых частях тела какого-либо изолятора (лака, клея, краски и т. п.), препятствующего соприкосновению воды с кожей.
5. Необходимо осознавать обязательность данного омовения.
6. Необходимо знать, какие действия омовения являются обязательными (арканами), а какие желательными (сунна).
7. Для женщин обязательно находиться в состоянии чистоты от менструаций и послеродовых выделений.
8. Совершение малого омовения для больных, которые страдают беспрерывным недержанием мочи, газов, кала, и для женщины, находящейся в состоянии истихазы (кровь, выделяющаяся из матки женщины при болезни), необходимо только после наступления времени намаза.
Обязательные действия (арканы) омовения
Арканами, то есть обязательными элементами омовения, являются:
1. Намерение. Оно делается сердцем одновременно с началом мытья лица.
2. Мытьё лица.
3. Мытьё обеих рук, включая локти.
4. Поглаживание головы намоченными руками (масху).
5. Мытьё обеих ног, включая лодыжки.
6. Соблюдение вышеприведённой последовательности исполнения арканов омовения.
Обязательным является мытьё всех омываемых частей тела по одному разу.
Если исполнены все арканы омовения, то омовение считается действительным. Если же не исполнен хотя бы один из этих арканов, то омовение недействительно.
Желательные действия (сунны) омовения
Для увеличения вознаграждения желательно не ограничиваться только исполнением арканов, а по возможности исполнять суннаты.
С намерением выполнить сунны омовения желательно:
Нежелательные действия при совершении омовения
Нежелательными действиями (караха) при совершении омовения являются:
1. Излишняя трата воды (желательно расходовать не более одного литра воды.
2. Омовение каждой части тела более или менее трёх раз.
3. Стряхивание воды с рук.
4. Похлопывание руками по лицу при его мытье.
5. Вытирание полотенцем.
6. Наливание воды при омовении другим человеком.
7. Ведение посторонних разговоров при омовении.
8. Совершение омовения в грязном месте, где на тело и одежду может попасть наджаса.
9. Глубокое полоскание рта и носа во время соблюдения поста.
Когда желательно обновить омовение
Обновить омовение желательно для любого обязательного намаза, после кровотечения – в частности из носа, после дремоты, рвоты, после громкого смеха в намазе, после поклёпа, сплетен, клеветы, лжи. А также после совершения любого греха, после умывания покойника, после перенесения покойного, после того как притронулся к усопшему, при гневе и при сомнении в нарушении омовения. Ибо по другим мазхабам в таких случаях омовение портится.
Случаи, когда особенно желательно находиться в состоянии омовения
В омовении желательно находиться всё время, особенно при чтении наизусть Корана и других религиозных книг, поминании Аллаха, чтении салавата, перед сном, при приёме пищи, посещении праведников и авлия. Кроме того, человек совершает омовение, собираясь посетить мечеть, нося религиозные книги, посещая кладбища или другие святыни (зияраты). При чтении из самого Корана обязательно находиться в омовении, ибо трогать Коран без омовения запрещается.
Что запрещается совершать тому, у кого нарушено омовение
Нарушившему омовение запрещено совершать намаз, суждатилавата (чтение Корана) и шукру (выражение благодарности), дотрагиваться до Корана, нести Коран и совершать таваф (обхождение вокруг Каабы).
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Порядок пробуждения еврея
С момента пробуждения человек предстает перед Б-гом, чтобы исполнять Его заповеди — мицвот. Они вносят в жизнь особый уклад, наполняющий ее духовным содержанием и возвышающий нас над материальностью. Исполняя мицвот, связанные с утренним пробуждением, человек приступает к служению Б-гу. Он омывает руки, подобно тому, как это делали коаним в Храме, одевается по законам скромности — ведь «вся земля полна величием Всевышнего» — и покрывает голову в знак Богопочитания.
Засыпая, мы вручаем душу Всевышнему, а утром Он возвращает нам ее, освеженную и успокоенную. Поэтому человек благодарит Создателя, говоря:— «Я благодарю Тебя, Царь, вечно живой, за то, что Ты возвратил мне мою душу по милости Своей — велика вера в Тебя».
Затем омывают водой обе руки. Это называется «нетилат ядаим шел шахарит «(утренним омовением рук). Дети, встав утром, также должны омывать руки. Нужно стараться как можно скорее омыть руки после пробуждения. Перед омовением нельзя дотрагиваться до рта, глаз, носа, ушей; а также трогать продукты питания.
Источник