Он истолковал сон навуходоносору

Толкование Даниилом сна Навуходоносора

Библейская притча

Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царём. И сказал им царь:

— Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон.

И сказали Халдеи по-арамейски:

— Царь! Вовеки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его.

Отвечал царь и сказал Халдеям:

— Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидения и значения его, в куски будете изрублены, и домы ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть; итак скажите мне сон и значение его.

Они вторично отвечали и сказали:

— Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение.

Отвечал царь и сказал:

Халдеи отвечали царю и сказали:

— Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью.

Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских.

Когда вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их. Тогда Даниил обратился с советом и мудростью к Ариоху, начальнику царских телохранителей, который вышел убивать мудрецов Вавилонских; и спросил Ариоха, сильного при царе:

— Почему такое грозное повеление от царя?

Тогда Ариох рассказал всё дело Даниилу. И Даниил вошёл, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.

Даниил пришёл в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарин, товарищам своим, чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном видении, и Даниил благословил Бога небесного. И сказал Даниил:

— Да будет благословенно имя Господа от века и до века! Ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; даёт мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним. Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чём мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя.

После сего Даниил вошёл к Ариоху, которому царь по велел умертвить мудрецов Вавилонских, пришёл и сказал ему:

— Не убивай мудрецов Вавилонских; введи меня к царю, и я открою значение сна.

Тогда Ариох немедленно привёл Даниила к царю и сказал ему:

— Я нашёл из пленных сынов Иудеи человека, который может открыть царю значение сна.

Царь сказал Даниилу, который назван был Валтасаром:

— Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?

Даниил отвечал царю и сказал:

— Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоём были такие: ты, царь, на ложе твоём думал о том, что будет после сего, и Открывающий тайны показал тебе то, что будет. А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего. Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бёдра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда всё вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унёс их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царём и значение его. Ты царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землёю. А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделённое, и в нём останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною. И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!

Тогда царь Навуходоносор пал на лице своё и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары и благовонные курения. И сказал царь Даниилу:

— Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!

Источник

Православная Жизнь

Продолжается подготовка к Рождеству Христову, и под 30 декабря в православном календаре стоит имя пророка Даниила.

Он истолковал сон навуходоносору. 8. aa526555. Он истолковал сон навуходоносору фото. Он истолковал сон навуходоносору-8. aa526555. картинка Он истолковал сон навуходоносору. картинка 8. aa526555. Во второй год царствования Навуходоносора снились Навуходоносору сны, и возмутился дух его, удалился от него. И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царём. И сказал им царь:

Это именно ему было дано откровение о семидесяти седминах как указание на год рождения Спасителя. Это он истолковал сон царя Навуходоносора об истукане на глиняных ногах, в котором мы видим пророчество о Вечном Царстве Божьем и грядущем Мессии. И это его не тронули голодные львы во время казни.

Я перечислил плюс-минус все сведения (ну и еще история с тремя его друзьями), о которых обычно слышал всякий церковный человек, специально не открывавший и не знакомившийся с книгой пророка Даниила. Сама по себе книга небольшая – всего 12 глав, но ввиду важности содержащейся в ней информации предлагаю немного подробней ознакомиться с некоторыми, обычно упускаемыми из виду, интересными сведениями.

Пролог, возможно, у меня получился не очень-то и интригующий, но все же не зря ведь Церковь установила празднования в честь пророков накануне Рождества. Хотя бы краткое погружение в Ветхий Завет позволяет лучше понять глубину предстоящего торжества и то напряжение, с которым древний мир ждал пришествие Мессии.

Итак, на некоторых не особо известных подробностях мы и остановим наше внимание. Стоит напомнить, что во второй главе книги идет речь о сне, которого Навуходоносор испугался, но содержание которого забыл. Ему на помощь приходит пророк Даниил. Он восстанавливает в памяти царя события сна и истолковывает. Итак, откровение было ответом Навуходоносору на интересовавший его вопрос о том, что будет после него. Царь видит истукана с золотой головой, руками и грудью серебряными, животом и бедрами медными, ногами железными, а ступнями глиняными. Затем от близстоящей скалы, без сторонней помощи, отрывается камень и разбивает этого колоса, трансформируя все его части в прах. Далее камень разрастается и, превратившись в гору, наполняет землю.

От объяснения этого сна пока воздержимся (возможно, кто-то все и так знает) и, перелистнув несколько страниц, перенесемся сразу к седьмой главе. Здесь мы видим еще одно откровение, только данное уже непосредственно пророку Даниилу и во многом по смыслу повторяющее сон Навуходоносора. Это видение более символично, а оттого и более загадочно. Итак, Даниил зрит четырех необычных животных. Первое – похоже на льва, но с орлиными крыльями. Крылья затем были вырваны, животное становится на задние лапы и получает человеческое сердце. Второе – походило на медведя с тремя клыками в пасти. Ему было велено есть много мяса. Третье – по виду напоминало барса, только с четырьмя головами и четырьмя птичьими крыльями. Далее, уже в ночных видениях, Даниилу является четвертое животное – очень сильное и страшное, у него были железные зубы и десять рогов, оно пожирало и уничтожало все, что попадется. Затем появляется одиннадцатый рог, меньший по размеру, но исторгающий три других. У этого рога были человеческие глаза и говорил он высокомерно.

Я специально потратил немного времени, пересказывая содержание откровений, дабы они были перед нашим взором, что позволит теперь их и сопоставить.

Итак, золотая голова колоса и крылатый лев – это Нововавилонское или Второе Вавилонское царство, существовавшее 626-539 гг. до Р. Х. Золото символизирует богатство, а лев – свирепость и жестокость. По свидетельству блаж. Иеронима Стридонского, крылья – есть образ гордости могущественнейшего из государств. Появление человеческого сердца указывает непосредственно на Навуходоносора. Напомним, что ему был послан другой сон, где он видел большое и раскидистое дерево, его срубают, но корень, заковав в цепи, оставили в земле. Когда царь возгордился своей властью, ему Господь на время посылает безумие, очнувшись от которого он прославил Истинного Бога, т. е. отвратился от собственной гордыни, увидев в себе простого человека, чья власть зависит от Всевышнего (4-я глава).

Серебренные грудь и руки, а также медведь с тремя клыками – это Первая Персидская Империя или, так называемая, Держава Ахеменидов, пришедшая на смену Вавилону и просуществовавшая с 550 по 329 гг. до Р. Х. Прп. Ефрем Сирин указывает, что подобно тому, как серебро менее драгоценно, чем золото, так и медведь менее поворотлив, чем лев. Три его клыка указывают на три народа, составлявших основу этноса империи – персы, мидяне и халдеи, а пожирание мяса указывают на кровавую (без этого, мы понимаем, что никак) смену одного государственного образования другим.

Медные бедра и четырехглавый барс – это империя Александра Македонского (334-309 гг. до Р. Х.). Она была не так богата, но драгоценные металлы намного мягче меди, а потому в этом мы видим прообраз ее силы. И действительно, Македонская империя стала самой крупной из трех перечисленных держав. Барс – животное быстрое, а крылья его только ускоряют, что указывает на невероятную стремительность завоеваний царя Александра. За шесть лет, не столько войнами, сколько победами, пишет блаж. Иероним, он «подчинил себе часть Европы и всю Азию».

Железные и глиняные ноги, а также зверь, не похожий ни на кого из известных животных истолковываются по-разному, но большинство святых отцов, которых мне удалось найти, говорят о Римском владычестве. Очевидно, что речь идет о Римской республике, как раз к IV веку до Р. Х. достигшей классического периода своего развития и просуществовавшей до 27 г. до Р. Х, когда она, Октавианом Августом, была преобразована в империю. Железо истукана указывает на железные римские легионы, постоянно расширявшие территории государства, а вот неопределенность внешности животного – на этническую неоднородность его населения.

Таким образом, мы видим, что оба рассмотренных откровения вплотную подходят к раскрытию времени пришествия в мир Мессии. Все прежние царства будут уничтожены, а Богочеловек установит в мире новый нравственный порядок. Это мы видим даже хотя бы в том, что теперь многие ветхозаветные события нам кажутся жестокими, хотя их современниками считались нормой. Христос реально, онтологически изменил человека. Мы теперь, даже не зависимо от самих себя, на все сморим сквозь призму новозаветной морали. Это победоносное шествие Его Царства продолжается не взирая на границы новых государственных образований. «Ветхий днями», Которому покорятся все животные – это Сын Божий, а указание, что «Сын человеческий, дошел до Ветхого днями», по словам свят. Кирилла Александрийского говорим нам о том, «Сын достиг славы Отца». Интересно, что эта часть пророчества послужила созданию одноименного образа Христа, где Он изображается в виде старого человека.

Пожалуй, отдельно нужно сказать о том маленьком, многоглазом и надменном роге у четвертого животного. Здесь мы видим еще несбывшееся указание на пришествие антихриста. Блаж. Иероним в десяти рогах видит десять царств, существующих перед кончиной мира. Семь из которых будут покорены, а три – уничтожены, хотя он все же понимает их в рамках тех государственных образований, что существовали в его эпоху и до нее. Но вот относительно маленького рога его суждения однозначны: «Поэтому мы не должны считать его, как полагают некоторые, за диавола или демона, но за одного из людей, в котором весь сатана будет жить телесно». Как бы там ни было, а бояться не стоит, ведь и этот рожек Сын Божий уничтожит вместе с его носителем.

Итак, надеюсь, что читать было не сильно нудно. Не знаю как кому, а мне нравится копаться в таких текстах. Это ведь не ложные «пророчества» Нострадамуса или Ванги. Несмотря на символизм – все довольно ясно, нет сотни всяких непонятных трактовок, а когда «пазл» в голове сложится, так даже и чувство легкого восторга накрывает: как все-таки мудро Господь все устроил. Просто когда пытаешься Промысел Божий «нащупать» в своей жизни, то как-то плохо получается, видимо, грехи сильно мешают, но вот когда берешь Ветхий Завет, в особенности пророческие книги, то Промысел будто перед тобой прям в руках и разворачивается. Это не может не вдохновлять, а потому давайте чаще обращаться к Священному Писанию, так глядишь, и Рождество Христово еще радостнее будет.

Протоиерей Владимир Долгих

Источник

Сон Навуходоносора

Книга пророка Даниила
Глава 2

Летом 605 года до н.э. Навуходоносор, сын царя вавилонского Набопаласара совершил набег на царство Иудейское. Во время похода он получил известие о смерти своего отца и тут же вернулся в Вавилон, чтобы принять царство. По его приказу царский военачальник отобрал небольшую группу пленников для того, чтобы отвести их в Вавилон и обучить службе при дворе. Среди этих пленников были отроки: Даниил, Анания, Мисаил и Азария, или, как назвали их вавилоняне, Валтасар, Седрах, Мисах и Авденаго.

Прошли годы, юноши овладели халдейским (или арамейским) языком, постигли глубины наук того времени. Но среди соблазнов языческого двора они хранили верность своему Богу, и Бог благословил их. Здоровый образ жизни, воздержание в еде даровали им необычайные физические и умственные способности. Вскоре, после того как еврейские юноши закончили обучение, Навуходоносору приснился удивительный, необыкновенный сон. Описание этого сна изложено во 2-й главе Книги Даниила.

Вавилон, «золотой город» (Ис.14:4, перевод короля Иакова) поистине соответствовал этому символу. Иеремия называл его «золотою чашею», «изобилующим сокровищами» (Иер.51:7,13). Защищенный мощными крепостными стенами, город стоял на обеих берегах Евфрата. Воды реки орошали его сады, по берегам велась бойкая торговля.

Стих 39. Но «другое царство», ниже царства Навуходоносора, изображенное в виде груди и рук истукана, сделанных из серебра, покорит и сменит золотое царство.

Персидский царь Дарий, искусно отведя воды Евфрата, провел свои войска через русло реки и, ко всеобщему изумлению, завоевал Вавилон в 538 году до н.э.

Стихи 41-43. Но разве не предвидел вдохновленный Богом Даниил, что и могучая Римская империя. распадется? Описывая пальцы на ногах истукана, Даниил предсказывает: «То будет царство разделенное». Сбылись ли пророчества Даниила? Исторические материалы недвусмысленно свидетельствуют: да, сбылись.

В течение IV и V веков н.э. Западная Римская империя разделилась на несколько независимых варварских царств. И эти царства, из которых позднее образовались государства современной Европы, навсегда остались обособленными.

Поползновения к тому, чтобы «смешать» эти царства через династические браки разнонациональных монархических семейств, также не увенчались успехом, что и предсказал Даниил в стихе 43. Шесть пророческих слов: «Но не сольются одно с другим», в точности отражают ход исторических событий, начиная с распада Римской империи и заканчивая сегодняшним днем. Все свершилось по Слову Божьему.

Стихи 44,45. В стихах 34, 35 и 44, 45 Даниил подходит в своем толковании сна царя к кульминации, где говорит об установлении вечного Царства Божьего. Из стиха 44 мы видим, что последует оно за распадом Римской империи.

«Камень» означает возвращение Христа и торжество Его царства (см. Дан.7:13,14). Устанавливая Свое вечное царство (Откр.11:15) при Втором пришествии (Мф.25:31-34), Он ударит «в истукана, в железные и глиняные ноги его» и «сокрушит и разрушит все царства». И на потрясенной земле исполнится пророчество: «Во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится», но «будет стоять вечно» (Дан.2:34, 44).

Главы 3-6 продолжают рассказ о жизни Даниила. С того времени, когда он истолковал сон Навуходоносора, описанный в главе 2 (в 603 г. до н.э.), до видения, явившегося ему и описанного в главе 7 (примерно в 552 г. до н.э.), прошло более 50 лет.

В записи видения о четырех больших зверях и суде в главе 7 текст как бы разделен на четыре части. Сначала Даниил описывает все увиденное (ст.1-14). Затем ангел толкует ему общее значение видения (ст.15-18). После расспросов Даниила об определенных деталях (ст.19-22) ангел подводит итог пророческому видению (ст.23-27).

Источник

34. Пророк Даниил

Иудеи и Новый Вавилон. Недолго просуществовали поодиночке Израиль и Иудея. Сначала Израильское царство было уничтожено ассирийцами. Иудее удалось откупиться от ассирийского царя. Спустя сто с лишним лет Ассирия погибла и на ее развалинах возникло другое могучее царство, названное Новым Вавилоном. Основано оно было семитскими племенами халдеев, поэтому его называют еще и Халдейским. Халдейский царь Навуходоносор (Набу-кудурри-усур) захватил и уничтожил Иерусалим. Был разграблен и сёожжен храм Яхве, а все его сокровища вывезены в Вавилон. Все евреи, кроме крестьян-бедняков, были переселены в Двуречье. Такова же была судьба жителей Израиля. Для еврейского народа, лишенного своей родины, наступили тяжкие времена.

Вавилонский царь был предусмотрительным человеком. Среди покоренных народов он отбирал самых умных и сообразительных детей и приказывал воспитывать их в царском дворце, чтобы сделать их своими верными слугами и помощниками. Одним из таких царских воспитанников был юный Даниил.

«Сон снился мне, и тревожится дух мой». Однажды халдейскому царю приснился сон, после которого он встал с тяжелой головой и в дурном настроении. Царь смутно чувствовал, что сон этот очень важен, но, как ни старался, вспомнить его не мог. Тогда он вызвал к себе всех халдейских мудрецов и сказал им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон”. Мудрецы отвечали: “Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Однако Навуходоносор пришел в ярость: “Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть”.

Мудрецы вновь ответили: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Царь опять потребовал, чтобы они не тянули время и немедленно сказали, какой сон ему снился и в чем его смысл. Халдеи, чувствуя смертельную угрозу для себя, старались убедить царя, что он требует невозможного: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов. ”

Даниил истолковывает сон царя. Утром Даниил потребовал, чтобы его привели к царю, и сказал Навуходоносору: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, раскрывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни”.

Даниил рассказал, что царю снился огромный и страшный сверкающий истукан [то же самое, что идол или кумир]. Голова истукана была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ступни из железа и глины. И вдруг с горы сам собою сорвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их. Статуя рухнула, рассыпалась в пыль, которую развеял ветер. Камень же, разбивший статую, стал огромной горой и заполнил всю землю.

Даниил так объяснил значение сна. Золотая голова истукана — сам царь Навуходоносор, “царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу”. Серебро — следующее за Новым Вавилоном царство, после которого придет медное. “А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”. Следующее царство, наподобие железа, смешанного с глиной, будет частью крепкое, частью хрупкое. “И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Выслушав Даниила, пораженный царь вскочил с трона, низко поклонился молодому пророку и сказал: “Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!” И Даниил был поставлен править всей Вавилонией, а заодно быть начальником халдейских мудрецов. Но тот упросил царя поручить управление Вавилонией трем своим друзьям, а сам остался при царском дворе.

«Мене, мене, текел, упарсин». Прошло много лет. Умер Навуходоносор, состарился Даниил, а Халдейским царством правил Валтасар. [Библия называет его сыном Навуходоносора, и это верно, но автор Книги Даниила путает умершего в 562 г. до н.э. завоевателя Иудеи с одним из его преемников, Набонидом (Набу-наид). Чтобы удержаться у власти, Набониду пришлось усыновить Валтасара (Бел-шарру-уцур), младшего сына Навуходоносора II.] Однажды он устроил огромный пир для тысячи своих вельмож. Когда царь выпил много вина, разум его помутился, и он приказал принести из царской сокровищницы те золотые и серебряные сосуды, что когда-то Навуходоносор захватил в иерусалимском храме Яхве.

Сосуды были принесены, все пили из них вино “и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных”. Вдруг на стене прямо перед царем человеческая рука стала писать какие-то слова. Увидев это, царь изменился в лице, затрясся от страха, стал громко звать мудрецов. Мудрецы пришли, но не могли сказать ничего определенного. И тогда царица вспомнила, что в Вавилоне есть человек, который способен объяснить любую загадку.

Привели Даниила. Царь Валтасар рассказал ему о странном происшествии и пообещал: если Даниил объяснит значение написанных на стене слов, то будет облачен в царскую одежду с золотой цепью и после царя и царицы станет третьим властелином на царстве.

Даниил отвечал: “Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему”. И сказал, что Валтасар провинился перед Богом, и за это Яхве послал кисть человеческой руки, которая написала: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН, что означает: “Подсчитано (Бог подсчитал царство Валтасара и положил ему конец), взвешено (царь взвешен на весах и найден очень легким), продано (царство Валтасара отдано врагу)”. [В более точном переводе с арамейского эти слова означают: “Исчислен, исчислен, взвешен и разделен”.]

Выслушав это, Валтасар надел на Даниила царскую одежду, золотую цепь и провозгласил его третьим властелином на царстве. В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, а Вавилон захвачен персами.

Завоевание Кира. Из слов Библии неясно, почему Даниил был провозглашен третьим, а не вторым человеком в царстве. Оказывается, как выяснили историки, дело было в том, что официально царем Вавилона являлся Набонид, его приемный сын Валтасар был соправителем, так что Даниилу действительно оставалось только третье место. После захвата Вавилона и убийства Валтасара Набонид добровольно сдался в плен и был отправлен в почетную ссылку, где и окончил свои дни.

Завоевал халдейское царство персидский царь Кир. Он был мудрым человеком и старался расположить к себе новых подданных. Кир разрешил вернуться евреям из вавилонского плена и вновь отстроить Иерусалим. Позднее они восстановили храм Яхве; правда, новый дом Бога был намного беднее того, что когда-то возвел Соломон.

Но на родину вернулись только жители Иудеи. Что касается Израиля, то основное его население, угнанное когда-то ассирийцами на север Двуречья, растворилось там среди местного населения. А бывшее Израильское царство заселили другие люди. Они смешались с остатками израильского народа и восприняли его веру в Яхве. Однако евреи, вернувшиеся из вавилонского плена, презирали тех, кто оставался жить в Палестине, и не разрешили им участвовать в восстановлении храма. Теперь жителей юга Палестины называли иудеями, севера же — самаритянами (по названию старой столицы Израиля, Самарии).

Даниил во рву со львами. Когда Кир позволил иудеям вернуться домой, Даниил был уже слишком стар для такого путешествия. Он остался в Вавилоне и дожил до царствования персидского царя Дария. Дарий так уважал Даниила, что сделал его одним из главных помощников по управлению огромным царством.

Многие завидовали Даниилу, и нашлись люди, которые решили погубить его. Они подсунули царю на подпись указ, по которому каждый, кто в течение месяца будет просить о чем-либо кого-то еще, кроме самого Дария, должен быть казнен.

А Даниил три раза в день молился Богу у себя дома, открыв окна, обращенные в сторону Иерусалима. Так он делал и после объявления нового царского указа. Враги подсмотрели, как он просил у Бога милости для себя, и донесли царю. Царь опечалился и хотел спасти Даниила, но те люди сказали: “Знай, что по закону никакое определение и постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”.

Дарий был вынужден распорядиться, чтобы Даниила бросили в ров, где жили львы. При этом он с робкой надеждой сказал: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Отверстие, куда опустили Даниила, заложили камнем, и царь приложил свою печать, чтобы ночью никто не мог отвалить его.

Всю ночь Дарий не спал, ему грезились кошмарные сцены растерзания Даниила. На рассвете царь побежал ко рву и жалобным голосом позвал: “Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” Живой и здоровый Даниил отозвался: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления”.

Обрадованный царь приказал вытащить Даниила и бросить в ров его обвинителей. Не успели они долететь до дна, как были растерзаны львами.

Даниил и четыре зверя. Однажды Даниилу приснился странный сон: будто на море налетели четыре вихря, и из моря вышли четыре зверя, которые стали бороться между собой, пока не пришел сам Бог Яхве и не уничтожил их всех. Затем к нему был подведен как бы Сын человеческий, которому Бог передал вечную власть над всей землей.

Даниил спросил одного из стоявших у трона Бога, что значит все это, и тот объяснил, что четыре зверя — это четыре царства, после которых установится вечное царство Бога.

Даниил и архангел Гавриил. В другой раз, еще во времена вавилонского плена, когда Даниил горячо молился Богу, чтобы тот сжалился над израильским народом и вернул ему свою милость, к пророку прилетел архангел [главный ангел] Гавриил и сказал, что еврейский народ возвратится на родину и храм будет восстановлен, но в трудное время. Пройдет еще много лет и явится Христос Владыка. [Христос — переведенное на древнегреческий язык еврейское слово “мессия” — “посланник, помазанник Божий”.] Затем Христос погибнет, город и храм будут вновь разрушены, и на месте Иерусалима воцарится “мерзость запустения”.

Последнее пророчество. И еще одно пророчество дано было Даниилу: о многочисленных войнах, из-за которых наступит такое тяжкое время, какого не видали никогда. И народ, избранный Богом, едва не погибнет, но поднимется “Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…”. Тогда проснутся многие из давно умерших, Бог будет судить их, одних наградит вечной жизнью, других обречет на новую гибель.

Даниилу было велено скрывать это пророчество до тех пор, пока ему не придет срок исполниться. Он должен был прожить остаток своей жизни, умереть, а в конце времен встать из земли и узнать от Бога свою участь.

Книга пророка Даниила. Как считает библеистика, Книга пророка Даниила написана между 167 и 164 гг. до н.э. Описанные в ней события относятся ко времени Нововавилонского царства и начала персидского господства, т.е. имели место примерно за четыре века до времени создания этого произведения. Неудивительно, что автор плохо представляет себе ту историческую эпоху, о которой ведет речь. Так, царь Навуходоносор спутан с Набонидом. Дарий Мидянин — лицо, неизвестное науке, цари с этим именем жили позже и были персами, а не мидянами. Валтасар, как уже указывалось, будучи приемным сыном и наследником Набонида, не имел царского титула, родным же его отцом был Навуходоносор II.

Основная цель Книги Даниила — укрепить веру и надежду иудеев во времена гонений на их религию, предпринятых Антиохом IV. Поэтому в этом произведении все преследователи Даниила в конце концов либо погибают, либо признают силу истинного Бога. Бедствия должны прекратиться с наступлением царства, возглавленного таинственным Сыном Человеческим. Позднее Книга Даниила сыграла особую роль в становлении христианства, а Сыном Человеческим именовал себя Иисус из Назарета.

Читайте также другие темы главы VI «Время испытаний»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *