Организация сна в младшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное
«Детский сад № 102»
Главное меню
Пенсионный фонд РФ
Организация сна
Организация детского сна
Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких детей. Ребенок дошкольного возраста много играет, двигается, быстро утомляется. Для восстановления работоспособности нервных клеток и затраченной энергии, а также для роста и развития ему необходим правильно организованный, достаточно продолжительный сон.
С первых дней пребывания в детском саду у детей вырабатываем положительное отношение к сну. Спокойное состояние, необходимое малышу перед засыпанием, создается воспитателем уже в конце прогулки, поддерживается во время обеда и подготовки ко сну. Когда дети засыпают, недопускается шум, громкая музыка и разговоры; свет в помещении приглушен. Однако нет необходимости в полной тишине, так как дети могут привыкнуть к такой обстановке и будут чувствительны к малейшему шороху.
Укладывание детей спать в строго определенные часы вырабатывает у них привычку к быстрому засыпанию. Спят дети в хорошо проветренном помещении, куда непрерывно поступает свежий воздух.
В теплое время года дети спят в облегченной одежде, что является хорошим закаливающим
Воспитатель прежде всего помогает подготовиться ко сну детям слабым, которые особенно нуждаются в дневном отдыхе. Малыши ложатся в кровать на правый или левый бок (как им удобно). Не рекомендуется разрешать им ложиться на живот, съеживаться, подбирая колени, так как неправильное положение затрудняет кровообращение, дыхание и влияет на формирование осанки.
Воспитатель следит за тем, чтобы руки у детей были поверх одеяла. В течение всего периода сна он находится в спальне и наблюдает за детьми. Иногда одному нужно поправить одеяло, другого одеть, третьему исправить позу и т. д.
После дневного сна детей поднимаем постепенно. Тех, которые засыпают позже других (слабых или перенесших заболевание), поднимаем последними, даём им возможность поспать подольше, но и не задерживаем в постели больше положенного времени. Воспитатель следит за тем, чтобы дети надевали одежду в определенном порядке, чтобы все были причесаны.
Процесс одевания не должен занимать много времени: у старших детей — не более 15 мин., у малышей 20—25 мин. Старшие дети сами заправляют или убирают свои постели.
Подготовка детей ко сну и время подъема используется педагогом для воспитания у них культурно-гигиенических навыков и развития самостоятельности.
Для установления преемственности в работе детского сада и семьи воспитатель рассказывает родителям о правильной организации сна в домашних условиях. Родителям важно знать, что для крепкого, спокойного и здорового сна ребенку необходима индивидуальная кровать, свежий воздух и определенные часы укладывания. Перед сном с ним хорошо погулять. Вечером вредно перекармливать детей, поить их крепким чаем, кофе или какао; нельзя рассказывать страшные сказки, играть в шумные подвижные игры, перегружать телевизионными передачами. Не следует на ночь давать много жидкости.
Частота и продолжительность сна детей от 2 до 7 лет.
Количество периодов сна в дневное время
Длительность дневного сна
Продолжительность сна в течение суток (с ночным сном)
Конспект организации режимного момента «Гимнастика пробуждения и одевание детей после сна» (вторая младшая группа)
СВЕТЛАНА ФИНАШКИНА
Конспект организации режимного момента «Гимнастика пробуждения и одевание детей после сна» (вторая младшая группа)
Цель: обеспечить своевременный подъём всех детей.
Задачи: формировать правильную последовательность при одевании, навыки самостоятельного одевания. Формировать навык пользования расчёской, потребность в соблюдении навыков опрятности.
Побуждать детей к действиям путем использования народного творчества (потешек).
Развивать и активизировать словарный запас (закреплять название предметов одежды, действий).
Воспитатель обращается к детям:
— В небе солнышко гуляет
С ясным днём вас поздравляет
Зарядку делать нам пора!
— Убирайте одеяло, ложитесь на спинку.
Проводится гимнастика после сна
Наконец-то мы проснулись
Сладко-сладко потянулись (потягивания)
Плечи поднимали (приподнимают плечики)
Ручками махали («Ножницы»)
Коленки сгибали, к груди прижимали (ноги согнуты в коленях, прижимают к груди).
Носочками подвигали (ноги вытянуты, двигают пальцами ног).
Ножками подрыгали («Велосипед»)
Не хотим мы больше спать
Будем весело играть! (Хлопаем в ладоши)
Далее проводим гимнастику на массажных ковриках
Малыши – крепыши вышли по порядку (маршируют на ковриках)
Малыши – крепыши делают зарядку
Руки вверх (поднять руки вверх)
Руки вниз (опустили руки)
Дружно наклонились (наклоны к коленкам)
Ещё раз, ещё раз – ровно распрямились
Влево – вправо поворот
В стороны посмотрим (повороты туловища влево – вправо)
В стороны посмотрим.
Вот так, вот так дружно мы шагаем (ходьба на месте)
Вот так, вот так дружно подрастаем (руки вверх, тянемся на носочках)
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Делаем вдох, поднимемся на носочки, руки вверх, выдох – руки опустили.
— Молодцы, а теперь пойдем одеваться.
Будем сами одеваться и на полдник собираться.
Берите в руки колготки и садитесь на стульчик.
Посмотри сперва на швы, сколько швов должно быть впереди? (Один).
Ты колготки примеряй, а потом их надевай.
Собери чулок в гармошку и надень его на ножку.
До коленки натяни и другой чулок возьми,
Точно также натяни.
А теперь вставай, майку в колготки заправляй.
— Молодцы, быстро колготки надели. А теперь что нам надо надеть? Правильно, кофточку, а у Леры водолазка, а у Славы рубашка.
— Все ребятки стараются, сами одеваются.
За низ ручками возьми, вперёд картинкой поверни.
Сначала голову проденем в воротник, затем ручки в рукава проденем. Воротничок расправим. Пуговки застегнём.
Мальчики надевают шортики, а девочки юбочки, сарафанчик.
— Одежда наша не мятая? Чистая, опрятная? Потому что мы её на стульчик складывали.
— Наденем на ножки наши босоножки.
Вместе их поставим, обуваться станем.
А теперь нужно причесаться. Несите свои расчёски.
— Расти коса до пояса, не вырони ни волоса.
Чешу, чешу волосоньки, расчёсываю косоньки.
— Если девочка опрятна, на неё смотреть приятно.
Если мальчик аккуратный, будет он всегда опрятный.
Вот какие все красивые, а теперь берите свои стульчики и садитесь кушать.
Конспект НОД «В гости к осени» (вторая младшая группа) АВТОРСКИИЙ КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В ГОСТИ К ОСЕНИ». Для детей 2 младшей группы «Осенняя прогулка». ВОСПИТАТЕЛЯ.
Гимнастика пробуждения после дневного сна в детском саду Гимнастика пробуждения после дневного сна оказывает на детей колоссальное положительное физическое, психическое и эмоциональное воздействие.
Конспект НОД «В стране Добра» (вторая младшая группа). Форма организации: подгрупповая. Цель: формирование духовно-нравственных чувств детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные:.
Конспект гимнастики пробуждения после дневного сна в первой младшей группе
ирина найденова
Конспект гимнастики пробуждения после дневного сна в первой младшей группе
Задачи:
1. Постепенно включать детей в активную деятельность, переводя от состояния торможения к бодрствованию.
2. Вызвать у детей положительные эмоции, включая негромкую мелодичную музыку, тем самым дать детям возможность проснуться.
Приемы:
3. Игровая мотивация.
Когда наступает время подъема после дневного сна, я включаю негромкую музыку, говоря:
Кто спит в постели сладко?
Давно пора вставать.
Спешите на зарядку,
Мы вас не будем ждать!
Комплекс упражнений лежа в постели.
Воспитатель: Какие молодцы, все проснулись! Убираем одеяло в сторону, ложимся на спинку.
Вот на спинку все легли
Положили тут ладошку
И живот потрем немножко.
(трем ладошкой живот)
А теперь на грудь ладошку
(ладошку на грудь положить)
И потрем ее немножко.
(потереть грудь ладошкой).
Пальчики потрем немножко,
А потом –хлоп-хлоп в ладоши!
Комплекс упражнений, выполняется стоя около кроваток.
Воспитатель: Молодцы! А теперь встаем с кроваток и проходим на палас.
1. На меня все посмотрели
И тихонечко присели.
2. А теперь ребятки встали
И до солнышка достали. (Встать на носки, руки вверх, потянуться.)
Давайте помашем солнышку ручками. (Руки поднимаем вверх, пальчики «растопыриваем», вращаем кистями)
3. Дружно сделаем наклон
Наши спиночки прогнем.
Дыхательная гимнастика
Ходьба по «дорожкам здоровья»
А теперь давайте вместе
Пошагаем мы на месте. (ходьба)
Чтоб размялись наши ножки
Мы пройдемся по дорожке. (Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»)
После гимнастики — умывание
Гимнастика пробуждения после дневного сна (средняя группа) Гимнастика пробуждения после дневного сна. (средняя группа). ЦЕЛЬ: Поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных.
Гимнастика пробуждения после дневного сна. Комплексные упражнения Тема: «Красота зимней природы» Комплекс гимнастики «Зима» Потягивание. «Выгляни в окошко».И. п. – сидя, руки согнуты в локтях, ладонями.
Гимнастика пробуждения после дневного сна по возрастам Пока дети спят,педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: проветривание группы,готовит коврики. Гимнастика в постели направлена.
Гимнастики пробуждения после ночного сна по методике Н. Н. Ефименко Гимнастика пробуждения после ночного сна (по методике Н. Н. Ефименко) БТИ: «Явления природы». СМИ: «Солнышко и тучка». Возраст: 3-4 года.
Комплекс упражнений для пробуждения после дневного сна для первой младшей группы Комплекс упражнений для пробуждения после дневного сна для 1 младшей группы. Цели: Пробудить организм после сна, нормализовать кровообращение,.
Комплексы гимнастики после дневного сна в подготовительной группе Сентябрь Гимнастика после сна (комплекс № 1) 1. И. п. : лежа на спине, руки вытянуты вверх. «Потягушки»: прижать подбородок к груди, носки.
Комплексы гимнастики пробуждения после дневного сна ГИМНАСТИКА ПРОБУЖДЕНИЯ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА I-II недели «Весёлый котёнок» 1. И. П. : лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги.
Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе Конспект гимнастики после дневного сна с закаливающими мероприятиями в подготовительной группе. Автор: Попова Софья Владимиповна Цель; Укреплять.
План-конспект гимнастики пробуждения после дневного сна «Жуки» У нас в группе кровати стоят по середине группы. Поэтому мы проводим гимнастику пробуждения на кроватях и ходим по ребристым дорожкам.
Конспект режимного момента пробуждение после сна во второй младшей группе
Ольга Федорова
Конспект режимного момента пробуждение после сна во второй младшей группе
Цель: Способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей после сна.
1. Развивать эмоциональную отзывчивость, стремление общаться со сверстниками и взрослыми.
2. Активизировать речь детей, побуждая, повторять знакомые потешки вслед за воспитателем.
Методы и приемы: сюрпризный момент (игровой, художественное слово (словесный).
Оборудование: игрушка — котенок, дорожка здоровья.
Ход режимного момента
Перед подъемом детей раскладываю дорожку здоровья, усаживаю на нее игрушку-котенка, включаю тихую музыку.
Воспитатель: Приветствует проснувшихся детей, читает потешку «Вот и проснулись…»
Вот и проснулись! Где были? В сказке!
Выспались щечки, выспались глазки,
Выспались ручки, выспались ножки…
Будут играть, бежать по дорожке.
Выспался носик, выспалась шейка…
Ай, потягунюшка, ты не болей-ка!
Выспались бровки, выспались ушки…
Ай, потягунюшки, ай, порастушки!
Во время чтения активизирую внимание детей, направлю детей на поиск вариантов выполнения соответствующих тексту движений.
После того, как некоторые детки начинают просыпаться, начинаю гимнастику пробуждения. Использую комплекс гимнастки пробуждения.
Комплекс «Забавные котята»:
Ну что, кисоньки проснулись?
Сладко-сладко потянулись и на спинку повернулись
А теперь нам интересно смотрим мы по сторонам.
Повернем головку влево и посмотрим что же там?
Желаю всем доброго дня.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел сегодня замечательный котенок. Посмотрите, вон он сидит на дорожке здоровья. Сидит и думает, что за дорожка такая, зачем она нужна, как же ходить по такой неудобной дорожке.
Дети: Рассказывают котенку зачем нужна дорожка здоровья и показывают как по ней ходить.
Отойди с дорожки кот, наша деточка идет!
По дорожке идет, никуда не упадет!
Топ-топ, топ-топ, топ-топ, топ-топ.
После того, как дети прошлись по дорожке здоровья, воспитатель приглашает их одеваться.
Картотека гимнастики после сна для второй младшей группы Гимнастика после сна для детей второй младшей группы СЕНТЯБРЬ I комплекс I. 1. «Потягивание» И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На.
Картотека «Оздоровительная гимнастика после дневного сна во второй младшей группе» СЕНТЯБРЬ(1-2 неделя) I комплекс I. 1. «Потягивание» И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками.
Комплексы гимнастики после сна для второй младшей группы КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИКИ ПОСЛЕ ДНЕВНОГО СНА ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ СЕНТЯБРЬ 1-2 неделя 1. А) Потягивание в кроватях. И. п. : лежа.
Конспект проведения режимного момента в разновозрастной группе «Подготовка к обеду, дежурство по столовой» Конспект проведения режимного момента в разновозрастной группе комбинированной направленности «Подготовка к обеду, дежурство по столовой,.
Конспект режимного момента приема пищи в первой младшей группе «Едим с удовольствием» Пояснительная записка. Привитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста является одной из важных.
Конспект режимного момента в средней группе «В гости к гномику» МБДОУ «Детский сад №10 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей г.
Режимные моменты в детском саду «Подъем детей после сна» во второй младшей группе Цель: Укрепление здоровья, профилактика простудных заболеваний и плоскостопия. Задачи: 1. Способствовать быстрому и комфортному пробуждению.
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
Охрана и укрепление здоровья детей
Во второй младшей группе продолжается работа по укреплению здоровья детей, воспитывается правильная осанка, совершенствуются разнообразные навыки. Успешное решение задач всестороннего воспитания и укрепления здоровья детей возможно лишь при создании необходимых гигиенических условий и четком выполнении режима дня.
Режим дня. Организация питания. Дети четвертого года жизни обеспечиваются четырехразовым питанием. Интервалы между приемами пищи — 3,5—4 ч. Строгое соблюдение установленного времени для завтрака, обеда, ужина способствует возбуждению в определенные часы аппетита, хорошему усвоению пищи, дисциплинирует детей, приучает их к порядку.
Важно перед едой создать у детей ровное, спокойное настроение.
В процессе приема пищи нельзя торопить ребенка. Он должен иметь достаточно времени, чтобы научиться есть правильно. Следует дифференцированно подходить к детям в отношении количества пищи. Не допускается насильственное кормление: оно может вызвать у малыша стойкую негативную реакцию на еду. Полезно усадить ребенка, который плохо ест, рядом со сверстниками, имеющими хороший аппетит. По поводу тех детей, у кого часто отсутствует или снижен аппетит, необходима консультация педиатра.
Организация сна. Дети спят днем один раз; продолжительность сна —2 ч. Ночной сон должен длиться не менее 10—10,5 ч. Укладывание и подъем детей проводят при нормальной температуре воздуха в помещении. Во время сна необходимо предусмотреть доступ свежего воздуха, при этом температура не должна превышать + 16-Л7°. Важно, чтобы дети спали в специальной одежде (пижамах, рубашках из хлопчатобумажной ткани).
Необходимо обеспечить спокойную обстановку в группе в период, предшествующий сну и во время него. Перед укладыванием должны быть исключены подвижные игры, а в процессе сна — громкие разговоры персонала, шум. Надо предусмотреть солнцезащитные устройства на окнах спальных комнат, смягчающие яркий дневной свет. При укладывании детей обязательно соблюдение принципа постепенности: малышей, которые плохо засыпают, нужно укладывать раньше, а подъем детей осуществлять по мере их самостоятельного пробуждения. Следует добиваться, чтобы спали все.
Воспитатель во время сна детей находится в этой же комнате.
Организация прогулки. Прогулка должна быть организована так, чтобы обеспечить достаточное пребывание детей на воздухе, их двигательную активность, способствовать закаливанию. В холодный период года дети находятся на воздухе 4—5 ч ежедневно: в первую половину дня — до 1 ч 50 мин — 2 ч, во вторую — до 1,5 ч и вечером по возвращении из детского сада до 1,5 ч (с учетом условий погоды и состояния ребенка).
Важно, чтобы ежедневный утренний прием детей проходил на участке в течение всего года (за исключением крайне неблагоприятных погодных условий). В теплое время пребывание малышей на воздухе должно быть максимальным. Прогулки проводятся в любую погоду; при неблагоприятных условиях (ветер, низкая температура воздуха) следует организовывать игры в беседке, под навесом. Зимой при температуре воздуха свыше —15—16° продолжительность прогулки сокращается.
При подготовке к прогулке дети четвертого года жизни еще нуждаются в помощи взрослых. Выход на прогулку по-прежнему осуществляется постепенно, по мере одевания малышей, т. е. небольшими группами.
Прогулки следует организовывать так, чтобы они были интересны и содержательны, насыщены разнообразной деятельностью. Целесообразно сочетать игры и занятия разной степени подвижности. Необходимо выносить на участок специально выделенные для игр на воздухе игрушки, пособия.
Педагог руководит самостоятельной игрой детей с учетом их индивидуальных особенностей: одних побуждает к движению, других своевременно переключает на более спокойные игры.
Организация занятий. Во второй младшей группе ежедневно проводятся два занятия общей продолжительностью до 40 мин, включая перерыв. Занятия организуют в первой половине дня. Перерыв между ними следует использовать для переключения детей на другую деятельность и не допускать чрезмерно подвижных, шумных игр.
Нельзя произвольно увеличивать продолжительность занятий и их количество в течение дня. При составлении плана работы очень важно избежать однообразия в содержании занятий, предусмотреть возможность переключения детей с одного вида деятельности на другой, широкое использование игровых элементов, сочетание умственной и двигательной нагрузок. Нельзя забывать также и о включении в структуру занятия двигательных компонентов, физкультминуток. Все это необходимо не только для лучшего усвоения детьми знаний, но и для предупреждения их утомления.
В целях формирования у детей правильной осанки столы и стулья в групповой комнате следует подобрать и разместить в соответствии с ростом воспитанников. Показатели роста детей четвертого года жизни характеризуются большим индивидуальным диапазоном — от 84—85 до 115—118 см. В соответствии с этим в группе должны быть столы и стулья двух-трех размеров. Вторая младшая группа оборудуется преимущественно четырехместными столами’. Столы и стулья одного размера маркируются одинаковым значком (рисунком). Ребенок должен уметь по значку самостоятельно находить стол и стул, соответствующий его росту.
Педагогу необходимо правильно рассадить воспитанников: дети низкого роста, а также малыши с нарушением слуха, зрения, со сниженной работоспособностью должны сидеть ближе к нему. В процессе занятий воспитатель уделяет им особое внимание, оказывает своевременную помощь.
В помещении группы, особенно во время занятий, важно обеспечить достаточное освещение и чистый воздух. Столы нужно поставить таким образом, чтобы дети сидели свободно, не мешали друг другу, если кому-то понадобится встать со своего места.
Закаливание. Для детей четвертого года жизни используются те же виды закаливания, что и на предыдущем возрастном этапе. Воздушное закаливание обеспечивается пребыванием детей в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше + 22°, дневным сном при доступе свежего воздуха (или сном на воздухе), воздушными ваннами при постепенном снижении температуры воздуха в спальной комнате до +18° (+16°) во время одевания и раздевания малышей с учетом состояния их здоровья.
В групповой комнате здоровым детям лучше всего находиться в платье (рубашке) из хлопчатобумажной ткани, легких туфлях, носках. Вопрос о том, как одеть ослабленного ребенка или малыша, пришедшего в группу после болезни, согласовывается с медицинскими работниками. Облегчать одежду ребенка нужно постепенно. Следует проводить постоянную работу с родителями, чтобы в условиях семьи воздушно-тепловой режим помещений и одежда ребенка соответствовали гигиеническим требованиям.
Закаливание солнечными лучами осуществляется во время утреннего приема и утренней прогулки в процессе игр детей на участках, освещенных прямыми солнечными лучами, и в полосе светотени. В теплое время года педагогу необходимо регулировать длительность пребывания воспитанников на участках, освещенных прямыми солнечными лучами. Ее увеличивают постепенно — с 5—6 до 10 мин одномоментного пребывания и до 40—50 мин в течение дня. Так же постепенно, по мере привыкания детей к местным солнечным ваннам, обнажается поверхность тела ребенка: сначала оголяются руки, ноги, затем малышей раздевают до трусиков и маек и далее только до трусиков.
Во второй младшей группе продолжают закаливание водой. Ребенка приучают пользоваться водой комнатной температуры при умывании. После того как дети привыкнут к простейшим водным гигиеническим процедурам, переходят к местным — обливанию ног или влажным обтираниям до пояса. В холодный период года водные процедуры проводятся после дневного сна. Для обливания ног 1 Размеры столов и стульев см. в кн.: Детский сад / Под ред. Л. П. Тарасовой. М., 1982.
используют воду с постепенным снижением температуры с + 30 до + 18° (4- 16°). Через один-два дня температуру воды снижают на 2°. Обливание ног проводится в помещении с температурой воздуха не ниже + 20°. Расход воды на одну процедуру составляет 1/2—1/3 л, продолжительность обливания—15—20 с. После обливания необходимо растереть ноги ребенка сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Необходимо помнить о том, что к моменту обливания ноги малыша должны быть теплыми. Обливание ног можно проводить также с использованием воды контрастных температур.
Общее обливание (душ) организуется преимущественно в теплое время года, а зимой только при наличии соответствующих условий. Начальная температура воды при общих обливаниях + 35°. Через каждые три-четыре дня ее снижают на 2°, доводя постепенно до + 26—28°. Продолжительность этой процедуры —30—40 с для каждого ребенка.
В зимнее время вместо обливаний можно проводить влажные обтирания до пояса с постепенным снижением температуры воды в тех же пределах. Если ребенок отсутствовал десять-пятнадцать дней, то закаливание его водой осуществляется при начальной температуре.
Во время закаливания необходимо создавать обстановку для благоприятного эмоционального состояния ребенка и его положительного отношения к водным процедурам.
Все дети должны иметь индивидуальные полотенца.
Водные закаливающие процедуры осуществляются воспитателем и няней под контролем медицинского работника. При этом необходимо соблюдать индивидуальный подход, учитывая состояние здоровья и особенности организма каждого ребенка.
Летом при наличии условий можно организовывать купание детей в открытых водоемах. Для этого требуется специально отведенное место с небольшой глубиной (не выше пояса ребенка) и ровным чистым дном. Как и в первой младшей группе, купать детей начинают в безветренную погоду при температуре воздуха + 24—25° и температуре воды + 22—23°. Купание проводится подгруппами из восьми — десяти человек под контролем двух взрослых, продолжительность его—10—12 мин. Со временем, когда дети привыкнут, их можно купать и в более прохладной воде.
К купанию в открытых водоемах можно переходить лишь после предварительной подготовки детей путем местных, а затем общих водных процедур. Для того чтобы, находясь в воде, малыши не переохлаждались, они должны играть, двигаться под руководством взрослого. Перед купанием ребенку некоторое время следует побыть в тени, чтобы не входить в воду разгоряченным, вспотевшим. Если у малыша появились признаки охлаждения — посинение кожных покровов, появление «гусиной кожи», его немедленно- выводят из воды, растирают полотенцем, переодевают в сухую одежду. Всем детям после купания нужно тщательно вытереться, переодеться в сухую одежду. Целесообразно организовать игры, привлечь малышей к выполнению физических упражнений. В открытых водоемах дети могут купаться не ранее чем через 30—40 мин после приема пищи.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Формируя у детей навыки самообслуживания, важно в первую очередь научить их не только самостоятельно есть и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата.
Основным методическим приемом формирования навыков личной гигиены является показ и подробное объяснение действий и их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие ребенка в выполнении данного действия, иначе никакое овладение навыками личной гигиены невозможно. Подробный показ и объяснение в сочетании с непосредственным участием детей в том или ином трудовом процессе научит их точно следовать необходимому способу действий, исполнительности.
Формируя навыки умывания, важно не стеснять детской самостоятельности.
Формирование навыков умывания происходит постепенно. В первые дни воспитатель показывает и объясняет лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть друг о друга ладони и тыльные части рук). Уже через 2 мес. у малышей образуются довольно прочные навыки, что дает возможность усложнять требования, например завертывать рукава (сначала с помощью взрослого). По мере овладения детьми навыками воспитатель предъявляет более высокие требования к качеству умывания. Так же постепенно малышей приучают правильно пользоваться полотенцем, показывают, как его держать, как вытираться, поощряют тех, кто делает это правильно.
По окончании умывания воспитатель обращает внимание детей на их внешний вид, отмечает, что они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть. Необходимо закреплять у детей привычку садиться за стол только с чистыми руками. Педагог хвалит тех, кто делает это без напоминания.
Очень важно, чтобы маленькие дети соблюдали правила гигиены осмысленно. Для этого воспитатель обязательно должен сопровождать свои действия словом, объяснением. Овладение ребенком гигиеническими навыками делает его самостоятельным. Для достижения положительных результатов нужен дифференцированный подход к детям. Одним малышам педагог активно помогает, других только контролирует, третьим напоминает; воспитанников, проявляющих самостоятельность, ставит в пример.
Культурно-гигиенические навыки формируют у детей и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрение самостоятельности позволяют научить ребенка к’четырем годам есть опрятнее. При подготовке к обеду или завтраку следует обратить внимание малышей на то, как чисто на столах, напомнить, что есть следует аккуратно, наклоняясь над тарелкой. Воспитатель показывает, как пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой. Ежедневно он следит за тем, кто из детей и как выполняет его указания. Если ребенок забыл какое-либо требование, воспитатель подходит к малышу, напоминает, как себя вести во время еды, сколько брать пищи. Это надо делать незаметно, не привлекая внимания других детей. Педагог ставит в пример ребят, которые аккуратно выполняют все требования.
Сформировать у малышей навыки личной гигиены удается благодаря четкой организации воспитательной работы в группе, соблюдению твердо установленного режима дня, при условии единства требований со стороны обоих педагогов и няни, наблюдений и контроля за действиями детей.
Воспитание навыков культурного поведения и положительных взаимоотношений
Во второй младшей группе по-прежнему серьезное внимание уделяется воспитанию у детей вежливого, уважительного отношения к старшим. При регулярном педагогическом руководстве правильные действия закрепляются, становятся привычными и легко выполняются в обычных условиях. Педагог добивается этого путем прямого обучения (показа, объяснения), используя конкретные примеры, мотивируя, почему надо делать или поступать именно так, а не иначе.
Педагог стремится к тому, чтобы д /> Воспитывая у детей уважение и признательность к окружающим, педагог учит их разговаривать со старшими, отвечать на заданные вопросы (не перебивать, не строить гримасы, обращаться на «Вы»).
Во второй младшей группе продолжают воспитывать у детей отзывчивость к товарищам, добиваясь, чтобы они проявляли ее по собственной инициативе. Педагог делает это не только путем предупреждения и устранения ссор, недоразумений, но в большей степени посредством создания доброжелательной обстановки во время совместных игр, повседневной деятельности, используя каждую ситуацию из жизни детей в коллективе сверстников. Так, если малыши не поделили между собой какие-либо игрушки, воспитатель обсуждает с ними этот случай, объясняет и показывает, как надо поступить. Педагог учит воспитанников проявлять внимание к интересам друг друга: поддерживает у ребенка стремление поделиться, отозваться на просьбу товарища, приучает малышей не мешать друг другу, не разрушать постройки, не отнимать игрушки, книги. С помощью персонажей кукольного театра или театра игрушек можно показать детям, как неприглядно выглядит ребенок, который груб, жаден.
Педагог создает условия, побуждающие детей переходить от действий в одиночку к кратковременному взаимодействию и совместным действиям по два-три человека в игре, при выполнении трудовых поручений. Необходимо постоянно наблюдать за поведением и общением детей, учить приветливо и доброжелательно разговаривать друг с другом, обращаться с просьбой, вопросом, выслушивать ответ, выступать инициаторами совместных действий, выполнять подчиненные функции.
У детей младшего дошкольного возраста формируют элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Для закрепления этих представлений проводят беседы, используют произведения художественной литературы, картинки, диафильмы, примеры из жизни окружающих взрослых и детей. Важно, чтобы дети эмоционально реагировали как на хорошие, так и на плохие поети не только замечали и оценивали проявления доброжелательности, дружелюбия, но и сами выражали гуманные чувства, уважительное отношение к окружающим их людям. Малышей учат пользоваться словами спасибо, пожалуйста не формально, а выражая при этом истинное чувство уважения и признательности. Для этого взрослый должен всякий раз, когда ребенок произносит «волшебные слова», сосредоточивать его внимание на оказанной услуге, способствуя тем самым пробуждению у малыша чувства благодарности.
Во время прогулок за пределы участка детского сада воспитатель обращает внимание детей на поведение окружающих, высказывает одобрение по поводу хороших поступков. Он требует от воспитанников соблюдения установленных правил поведения на улице и в общественных местах, поощряет тех, кто делает это без указаний взрослого.
У детей формируют навыки аккуратности и бережливости. Взрослый по-прежнему показывает пример бережного обращения с книгами, игрушками, привлекает малышей к посильному участию в уборке пособий, их ремонте. Перед выходом на прогулку педагог предлагает воспитанникам проверить, все ли убрано на место. Время от времени он вместе с детьми просматривает игрушки, книги, отмечая их состояние. Без излишнего морализирования воспитатель указывает причину, вызвавшую поломку игрушки, порчу книги и пр.
Предъявляя трехлетнему ребенку требование бережного обращения с вещами, книгами и игрушками, педагог объясняет и показывает ему соответствующие действия, приемы. Каждый воспитанник должен знать место, где хранятся игрушки, уметь убирать их. Только при этих условиях навыки становятся прочными и побуждают ребенка к правильному поведению.