Осенние сны в живописи
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Ноктюрны Шопена. Осенние сны
Ноктюрны Шопена. Осенние сны
Ноктюрн Шопена, дождь в окне,
В забытой книге листик клена.
Покой души… Жизнь, как во сне –
Полупрозрачность полутона…
Мечта туманна. В легкий смог
Укутала ее погода.
Дождя и ветра диалог –
Осенние печали ноты.
Полуволшебность тишины…
Покой души… Ноктюрн Шопена…
Последний вздох живой листвы
В полузагадочности тлена…
1. Ноктюрн in B flat minor Op.9, No.1
2. Ноктюрн in E flat major Op.9, No.2
3. Ноктюрн in B major Op.9, No.3
Между мной и тобой — осень.
Поцелуй под дождем — на память,
Только сердце по-прежнему просит,
Только губы твои снова манят.
Между мной и тобой — бездна,
Ты далек, как чужая планета.
Я любила тебя так нежно,
Только где ты? Тебя нету!
Между мной и тобой — годы:
Жизнь поделена на расстоянья.
Вместо слов на бумаге ноты —
Это музыка расставанья.
Между мной и тобой — ливень —
Это наши с тобой слезы.
Только нету меня счастливей,
Пережившей поэзию прозы.
5. Ноктюрн in F sharp major, Op.15, No. 2
9. Ноктюрн in B major, Op. 32, No. 1
Серость дышит своей монотонностью,
Убегаю я в дождь от нее…
Заблудилась в своей безысходности,
И в душе, как в потемках, темно.
Попрошу у дождя откровенности,
Пусть я спрятана под зонтом…
Он узнает один сколько нежности
Не растрачено в сердце моем.
Попрошу я у этой осени
Убаюкать мою печаль.
Листья в небе, как ноты разбросаны,
Ключ скрипичный – летящий журавль.
А у листьев спрошу разрешения,
Вместе с ними хочу парить…
Необузданной жизни течение
Не свернуть и не остановить…
Оттого я стремлюсь за листьями
В эту осень, в оранжевый дождь…
Понимаю, что глупо, немыслимо…
Растворяюсь своими мыслями
В листопаде осеннем неистовом
До забвения…. Не вернешь….
19. Ноктюрн in E minor
Ночь… Темнота… Безмолвье…
21. Ноктюрн in C minor
Мистика желтой луны…
Кто-то себе позволил
Ко мне напроситься в сны.
Имя мое произносит
Влекущая в бездну тень.
Всепоглощающий трепет
Овладевает душой.
Чувствую силу тени
Эхом в ночи немой,
Ветреным листопадом…
Снова глаза сомкну.
В сон возвратиться надо,
Только уже не усну…
20. Ноктюрн in C sharp minor
Осень в картинах русских художников
На улице осень в самом разгаре. И настроение осеннее. Захотелось прикоснуться к прекрасному и собрать в одном месте то, как видели эту волшебную пору наши соотечественники в разные годы.
Михаил Иваненко. «Осенняя мелодия»
Алексей Саврасов. «Живопись. Осень»
Виктория Белова. «Осень»
И. Бродский. «Поздняя осень»
В. Коркодым. «Золото осени»
Аполлинарий Васнецов. «Осень»
И. Шишкин. «Золотая осень»
Ю. Клевер. «Осенний парк»
К. Костанди. «Галки. К осени»
Архип Куиджи. «Осень»
Исаак Левитан. «Золотая осень»
Лилия Чёрная. «Осень»
Г. Мясоедов. «Осеннее утро»
Михаил Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»
О. Гулак. «Софийская набережная»
Ольга Панова. «Осенний пруд»
В. Поленов. «Золотая осень»
С. Жуковский. «Лесное озеро. Золотая осень (Синяя вода)»
Станислав Брусилов. «Осень на реке детства»
Федор Васильев. «Деревня»
Ю. Обуховский. «Солнечный октябрь»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Осенние мотивы в литературе и живописи
Мало кто из русских писателей-классиков остался в стороне от описания осенней природы в своих сочинениях.
И в активе почти каждого художника есть осень, запечатлённая на холсте или бумаге.
Честно сказать, задумав этот пост-список, я просто растерялась: что и кого выбрать?
Как можно определить, чей осенний пейзаж лучше: Шишкина или Поленова?
Чьё описание осени в прозе точнее и поэтичнее: Тургенева или Паустовского?
1. Соколов-Микитов Иван Сергеевич
Лес осенью
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.
Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.
2. Тургенев Иван Сергеевич
Осенний день в березовой роще
. Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбалось. то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли. и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
3. Бунин Иван Алексеевич
«Антоновские яблоки»
. На ранней заре, когда еще кричат петухи, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце. Побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, а сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая. Она мгновенно прогоняет ночную лень.
Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие.
.
Проснешься и долго лежишь в постели. Во всем доме — тишина. Впереди — целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе. Не спеша оденешься, побродишь по саду, найдешь в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко, и почему-то оно покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие.
4. Паустовский Константин Георгиевич
«Мой дом»
На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха — он поет еще далеко, у самой околицы.
Светает. Я беру весла и иду к реке. Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей вековых ив.
Впереди — пустынный сентябрьский день. Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье.
5. Куприн Александр Иванович
«Гранатовый браслет»
. К началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие и безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
6. Толстой Лев Николаевич
«Война и мир»
Стояла та необычайная, всегда удивляющая людей осенняя погода, когда низкое солнце греет жарче, чем весной, когда все блестит в редком, чистом воздухе так, что глаза режет, когда грудь крепнет и свежеет, вдыхая осенний пахучий воздух, когда в темных теплых ночах этих с неба беспрестанно, пугая и радуя, сыплются золотые звезды.
7. Пришвин Михаил Михайлович
. Светлый прудик тихий, обрамленный осенним цветом деревьев, как затерянное начало радостного источника встретился мне на пути. Тут с разноцветных деревьев: кленов, ясеней, дубов, осин — я выбираю самые красивые, будто готовлю из них кому-то цвет совершенной красоты. Источник радости и света встретился мне на пути, и все ясно мне в эту минуту, как жить мне дальше, чтобы всегда быть в свете и радости.
8. Достоевский Федор Михайлович
«Бедные люди»
Я так любила осень, — позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда все становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелются тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, — особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения.
9. Белый Андрей
«Петербург»
«Дни стояли туманные, странные: проходил мерзлой поступью ядовитый октябрь; замороженная пыль носилась по городу бурыми вихрями; и покорно лег на дорожках Летнего сада золотой шепот лиственный, и покорно ложился у ног шелестящий багрец, чтобы виться и гнаться у ног прохожего пешехода, и шушукать, сплетая из листьев желто-красные россыпи слов; та синичья сладкая пискотня, что купалась весь август в волне лиственной, в волне лиственной не купалась давно: и сама синичка Летнего сада теперь сиротливо скакала в черной сети из сучьев, по бронзовой загородке да по крыше Петровского домика».
10. Гончаров Иван Александрович
«Обрыв»
«Какая драма! нездорова, невесела. осень на дворе, а осенью человек, как все звери, будто уходит в себя.
Вон и птицы уже улетают — посмотрите, как журавли летят! — говорила она, указывая высоко над Волгой на кривую линию черных точек в воздухе. — Когда кругом все делается мрачно, бледно, уныло — и на душе становится уныло. Не правда ли?»
Думаю, тот, кто дошёл до конца, уже понял мою маленькую «хитрость»: цифры перед фамилиями — это не места в топе.
Это просто порядковые номера.
Авторы же — писатели и художники, а также их произведения — все лучшие!
Золотая осень в живописи (картины современных русских художников)
Золотая Осень в живописи
Потапов В.В. Осень в старом парке
В дорогих нарядах не спеша царит.Золотая Осень ничего не просит.
Золото листвою рвётся смело в просинь
С рыжего рассвета, с утренней зари.
Подоспела к людям с лучшими дарами
Добрая царица с золотой косой.
Чтобы распрощаться с праздничной красой.
В золотистом цвете растворяет лето.
Охрой покрывает прежние мечты.
На прощанье дарит океаны света
В огненных расцветках тёплой красоты.
Исчезает в красках солнечное лето.
Догорает в листьях пламенным огнём.
Напоследок щедро осенью согрето.
И пылает ярче с каждым новым днём.
От ночных морозцев золотятся листья.
Небо голубое смотрится сквозь них.
Высоко, безбрежно, и светло и чисто,
Чтобы не нарушить драгоценный миг.
Золотую Осень небо синью просит
В дорогих убранствах дольше поцарить.
От себя в награду ей дары приносит:
Не даёт циклонам на Земле кружить.
Славная царица в небеса глядится,
Направляет робко неподкупный взор,
Чтобы в златых ризах молча помолится:
Сохрани, природа, данный мне убор.
Золотая Осень ни о чём не просит.
Нам тепло и ласку от себя дарит.
Лист парящий ловко, тишину и просинь.
И горячим взором в душу к нам глядит.
Золотая Осень ничего не просит
Анатолий Витальевич Булгаков
Кошелев Владислав Игоревич
Кошелев Владислав Игоревич
Пархимович Петр Николаевич
Пацан Юрий Иванович
Чернышев Андрей Владимирович
Чиканов Владимир Германович
Михаил Сатаров — Водяная мельница
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ruмм
**Организация включена в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, по решению Министерства юстиции РФ: ФБК (Фонд борьбы с коррупцией), Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии,Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT», Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна
5 великих картин про осень
Филипп Робер. Осенние листья. 1909 год
Исаак Левитан. «Золотая осень» (1895)
Для каждого, кто принадлежит к русской культуре, номером первым, разумеется, пойдет эта картина Левитана — и потому что мы помним ее с детства (еще с репродукций в книжках для школьников), и потому, что она отражает действительно русскую природу, осень в средней полосе России, именно тот пейзаж, который уже в подкорку въелся.
Ландшафт, изображенный Левитаном — близ деревни в Тверской губернии, где он жил в поместье своих друзей и покровителей. В жену владельца усадьбы он был влюблен (и пользовался взаимностью). Возможно, это еще одно объяснение, почему эта картина получилась такой удачной, поэтичной — ее наполняет особенное настроение художника.
Джузеппе Арчимбольдо. «Осень» (1573)
В европейском искусстве, где светские сюжеты появились намного раньше, чем в русском, есть намного более древние «осенние» картины. Такова эта аллегория, написанная великим шутником и любителем ребусов Арчимбольдо.
Петер Брейгель Старший. «Возвращение стада» (1565)
Картину Брейгеля записывают в список великих не только потому, что она такая вся красивая и гармоничная по цветам и композиции. Важная часть ее славы и в том, что она достаточно ранняя, написана в XVI веке, когда с чистым пейзажным жанром в европейской живописи была еще большая напряженка. Так что Брейгель со своим полотном без какого-либо мифологического или религиозного сюжета выступал таким пионером.
Впрочем, не все так просто: эта картина — из цикла про двенадцать месяцев и времена года. А в то время каждое из этих понятий имело свою символику. Так что пейзажи про позднюю осень на языке той эпохи — это аллегория зрелости, праведными трудами нажитого богатства и потомства, а также того, что зима (то есть смерть) — не за горами.
Винсент ван Гог. «Падающие осенние листья» (1888)
Список у меня получился какой-то с нарушением хронологии: сейчас как раз место классического реалистического пейзажа, но та картина — (Левитан) возглавила список. Так что реализм перескакиваем, и оказываемся в шокирующем модернизме, если точнее — в постимпрессионизме.
Обратите внимание, как ван Гог использует приемы кадрирования, которые подсмотрел у японской гравюры: у его предшественников, европейских пейзажистов, такая обрезка была немыслимой.
Картина ван Гога — редкий случай осеннего пейзажа, который городской, но при этом красочный. В основном осень в городе рисуют серой и промозглой, где одного цвета и небо, и стены, и мокрые дороги.
Густав Климт. «Березовая роща I» (1902)
Неприятная новость для тех, кто считает «родные березки» исключительно русской прерогативой. Это дерево растет по всей Европе к северу от Альп и Пиренеев с Родопами всяческими и, судя по всему, у всех художников вызывает вдохновение своей трепетностью.
Но обычно белые стволы березок сочетают с зеленой травкой: Климт один из немногих, кто предпочел контрастные осенние краски. Это все его любовь к золоту.