Основание классификации актов толкования

Виды актов официального толкования и основания для их классификации

Основание классификации актов толкования. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Основание классификации актов толкования. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования. Основание классификации актов толкования. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Основание классификации актов толкования. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования. Основание классификации актов толкования. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Основание классификации актов толкования. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования. Основание классификации актов толкования. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Основание классификации актов толкования. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Основание классификации актов толкования. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Основание классификации актов толкования. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Основание классификации актов толкования. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Основание классификации актов толкования. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

1. Классификация по наименованию.

2. Классификация по юридической силе.

По юридической силе на верху стоят высшие органы государственной власти, ниже центральные органы госу­дарственного управления, затем идут органы отраслевого управления суда, прокуратуры, МВД. Поэтому мы имеем следующий ряд документов в порядке снижения юридиче­ской силы: разъяснения конституционных законов, обык­новенных текущих законов, подзаконные нормативные ак­ты.

3. Классификация по времени действия.

Классифицируя акты официального толкования по времени действия можно сказать, что большинство актов рассчитано на неопределённый срок, который определяет­ся периодом действия разъясняемой нормы, также сущест­вуют акты, рассчитанные на определённый период дейст­вия. Есть акты, которые могут изменяться в течении оп­ределённого времени, например, разъяснения пленума Верховного Суда РФ.

4. Классификация по структурным элементам правовых норм.

По структурным элементам разъясняемых норм акты делятся на:

· акты толкования гипотезы нормы права;

· акты толкования диспозиции нормы права;

· акты толкования санкции нормы права;

комплексные акты толкования, в которых разъяс­няется смысл нескольких структурных элементов;

5. Классификация по сфере действия.

По сфере действия акты толкования подразделяются на:

· разъяснения, действующие на территории всего государства (разъяснения Верховного Суда);

· разъяснения, имеющие локальную сферу действия (аналогичный орган субъекта федерации); сфера действия также зависит от компетенции органа, уполномоченного на дачу разъяснения смысла;

· разъяснения ведомственного характера (тресты, управления), те ведомственная подчинённость.

6. Толкование права в зависимости от объёма.

Толкование норм права преследует цель точно по­знать подлинный смысл, вложенный законодателем. Суще­ствуют ситуации, когда смысл нормы права следует уже или шире, чем это усматривается из текста закона. По­этому существует буквальное (распространённое), расши­рительное и ограничительное (исключение) толкование норм права. Большинство правовых норм толкуются бук­вально с целью предотвратить намеренное искажение го­сударственной воли. Поводом для отступления от бук­вального толкования являются: просчёт законодателя, нечёткость формулировок, специфика языка права.

Основание классификации актов толкования. 640 1. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-640 1. картинка Основание классификации актов толкования. картинка 640 1. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Толкование является буквальным, когда понимание смысла толкуемой нормы права совпадает с текстом ис­точника права, т.е. на лицо совпадение «духа» и «бук­вы» законодательства.

Толкование является расширительным, когда действитель­ный смысл нормы права выходит за рамки её текстуальной формы. Примером может служить статья 120 Конституции РФ, согласно которой «судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». По буквальному содержанию этой статьи они не подчиняются подзаконным нормативно-правовым актам. Но ее надо толковать шире: судьи подчиняются всей системе нормативно-правовых актов, действующих в государстве.

Ограничительное толкование нормы права получается в результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограниченно, уже чем это выражено в словесном тексте.

Расширительное и ограничительное толкования опас­ны нарушением законности, поэтому законодатель в неко­торых нормах права не допускает их расширительного толкования. Например, ст.63 УК РФ устанавливает пере­чень обстоятельств, отягчающих ответственность, не мо­жет быть истолкована расширительно и наоборот ст. 61 УК РФ, устанавливающая обстоятельства, смягчающие от­ветственность.[9]

Источник

Акты толкования норм права

Деятельность по толкованию права закрепляется в виде актов. Данные акты называются акты толкования. Основным видом является акты официального толкования. Это связано с тем, что результаты официального толкования непосредственно влияют на правоприменение и его результаты должны быть закреплены в письменном виде в обязательном порядке, а также иметь четкую структуру и регламентированную форму. Очень сложна связь между актом толкования и процессами уяснения и разъяснения. Н.Н.Вопленко говорит по этому поводу следующее: «акт толкования является формой, в рамках которой осуществляется познание и объяснение смысла правовых норм.»[30]. Актов толкования множество и классифицируются они по юридическим свойствам. Исходя из общего понятия толкования права, следует признать наличие двух форм: актов-действий и актов-документов.[31] Акты-действия представляют собой действия по уяснению и разъяснению смысла нормы. Акты-документы (интерпретационные акты) представляют собой источники, содержащие результат интеллектуально-волевой деятельности по уяснению и разъяснению нормы права.
Существует следующая классификация актов толкования:

· В соответствии с юридической силой;

· По времени их действия;

· По структурным элементам разъясняемых норм;

· В зависимости от объема толкования.

Выделяются следующие акты толкования:

· Акты толкования органов государственного управления: 1) оформляются в виде распоряжений и постановлений; 2) значение толкования тем сильнее, чем сильнее орган связан отношениями подчиненности; 3) могут приниматься как единолично, так и коллегиально; 4) дают разъяснения общего характера, т.е. рассчитанные на неоднократное использование[33];

· Акты толкования судебных органов:1) классифицируются по: а) предмету правового регулирования, б) по структурным элементам разъясняемых правовых норм, в) по форме, г) по юридической силе, д) по сфере действия; 2) А. Б. Венгерова отмечает значение для судебной практики решений и приговоров вышестоящих судов, называет это действием прецедента толкования правовой нормы[34]; 3) носят внутриведомственный характер, т. е. они адресованы только нижестоящим су­дам. Их сфера действия ограничена компетенцией суда,
производящего обзор практики применения законода­тельства; 4) носят общий характер[35];

· Акты толкования органов прокуратуры: черты аналогичны чертам актам толкования судебных органов;

· Акты толкования общественных организаций: 1) издаются только с поручения органов гос. власти; 2) издаются совместно с органами государства; 3) могут издаваться как по вопросам внутриведомственной компетенции, так и межведомственной; 4) могут быть как нормативными, так и казуальными. Примером таких актов служат: Совместное письмо Министерства финансов СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1958 г «О передаче на баланс предприятия, учреждения, организации зданий, поме­щений, сооружений, садов, парков и пионерских лаге­рей и о предоставлении их в бесплатное пользование фабричному, заводскому, местному комитету профсою­за», Постановлением СНК СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1933 г. «О порядке слияния Народного комиссариата труда Союза ССР с Всесоюз­ным центральным советом профессиональных сою­зов» и др.[36];

Процесс создания акта толкования имеет несколько этапов:

2.Обобщение юридической практики, проверка необходимости в даче разъяснения законодательства;

3.Выработка и обсуждение текста разъяснения;

5.Опубликование акта толкования.

Акты толкования также имеют ряд признаков:

· Обладают государственной обязательностью;

· Имеют форму аналогичную другим правовым актам, т.е. носят форму постановлений и указов[37];

Основание классификации актов толкования. 640 1. Основание классификации актов толкования фото. Основание классификации актов толкования-640 1. картинка Основание классификации актов толкования. картинка 640 1. Классификация актов толкования норм права пред­ставляет собой распределения их по группам с учётом их юридических свойств. Классификация проводится по раз­личным основаниям: по форме, по наименованию, по юри­дической силе, по времени действия, по структурным элементам разъясняемых норм, по сфере действия, по объёму толкования, по субъектам толкования.

Как и все правовые акты: а) являются результатом волевой, сознательной деятельности; б) имеют целевой характер; в) служат юридической основой и гарантией осуществления законности. Важным является вопрос о пределах актов толкования. Здесь важно отметить, что акты толкования раскрывают черты характерные той или иной норме права, но ни в коем случае не добавляют смысл нормы права. Т.е. суть толкования состоит в том, чтобы объяснить смысл нормы, который был заложен изначально законодателем.

Подводя итог нужно сказать, что акты толкования не являются актами правотворчества, а только носят вспомогательный характер. Они помогают реализовывать и применять правовые нормы. Способствуют совершенствованию деятельности правоприменительных органов. Акты толкования занимают обособленное положение.

Заключение.

В заключение данного исследования хотелось бы сделать следующие выводы:

· Основные составляющие процесса толкования: а) уяснение – толкование нормы права «для себя»; б) разъяснение – толкование нормы права «для других»;

· В качестве наиболее полного определения толкования было взято следующее: толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования, которая включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и содержание;

· Были выявлены причины необходимости толкования права: 1) Неясность смысла нормы права и необходимость её разъяснения; 2) «Борьба» с пробелами в праве; 3) толкование нормы права в динамике развития общества; 4) устранения несогласованности между формой и содержанием нормы права и др.;

· Цель толкования – поиск подлинного содержания нормы права;

· Были названы функции толкования.

· Были описаны различные способы толкования права. Выявлены характерные черты, которые позволяют классифицировать способы толкования. Также были приведены различные мнения ученых-юристов связанные с существованием того или иного способа.

· В процессе исследования выявлены основные критерии выделения различных видов толкования.

· Были классифицированы виды толкования по различным критериям.

· Также проведено исследование актов толкования. Выявлено, что они являются важными юридическими актами для правоприменительной практики. Были обозначены специфические черты актов толкования, а также общие черты, которые присущи как им, так и другим правовым актам. Выделены специфические свойства актов толкования, наиболее важным из которых является вспомогательная функция. Также разъяснен процесс формирования акта толкования, который состоит из 5-ти ступеней: 1) Праворазъяснительная инициатива; 2) Обсуждение и выработка текста толкования; 3) Принятие текста толкования; 4) Утверждение текста акта толкования; 5) Опубликование акта толкования.

· В свою очередь был рассмотрен вопрос о пределах толкования права, т.е. вопрос о допустимости создания новых правовых норм в процессе толкования. Несмотря на то, что данный вопрос дискуссионный, принятым считается та точка зрения, которая выступает за то, что «. с точки зрения принципов правового государства при наличии современного законодательства динамические тенденции должны, безусловно, отвергаться»[38].

· А также, что толкование никогда ничего нового к содержанию правового акта не добавляет. Оно лишь объясняет закон и потому не может быть объединено с детализацией закона, с установлением новых норм одним термином «конкретизация». Конкретизация права всегда означает переход от общего нормативного предписания к новому нормативному указанию, основанному на первом, но уже меньшей общности. [39]

Таким образом, в рамках данного исследования, были раскрыты основные аспекты темы «Толкование права».

[1] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. 381 c, С. – 60.

[2] Алексеев С.С. Общая Теория Права. Курс в двух томах. – Москва. :Издательство «Юридическая литература», 1982. – С. 290

[3]Г. Кельзен О Теории толкования (Hans Kelsen Internationale Zeitschrift fur Theorie des Rechts (vol. 8 (1934), pp. 9-17)) (перевод Дробышевский С.А., д.ю.н., профессор, зав. Каф. Теории государства и права ЮиСФУ), http://pravo.ru/interpravo/doc/view/72/ – С. 9

[4] Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права: учебно-практ. пособие. М.- Проспект, 2008 г. – С.3; 6

[5] Алексеев С.С. «Теория государства и права» М, Норма; 2004. С. 283 – С.184.

[6] Смирнов А.В., Манукян А.Г. Толкование норм права: учебно-практ. пособие. М.- Проспект, 2008 г. – С.5

[7] Г. Кельзен О Теории толкования (Hans Kelsen Internationale Zeitschrift fur Theorie des Rechts (vol. 8 (1934), pp. 9-17)) (перевод Дробышевский С.А., д.ю.н., профессор, зав. Каф. Теории государства и права ЮиСФУ), http://pravo.ru/interpravo/doc/view/72/ – С.12

[8] Алексеев С.С. «Теория государства и права» М, Норма; 2004. С. 283 – С. 192

[10] Гаврилов Д.А. Правоприменительное толкование: автореф. канд. дис. Саратов, 2000. С. 5, 6.

[11] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. 381 c, С. – 120.

[12] Хабриева Г.Л. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998. С. 25.

[13] Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1962. С. 47.

[14] Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Юнити-Дана, 2003. С. 5.

[15]Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1982. Т. II. С. 301-306.

[16] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. 381 c, С. – 135-136.

[17] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. 381 c, С. – 135-136.

[18] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М., 2003. 381 c, С. –139-142

[19] Алексеев С.С. Общая теория права. М. Т. II. С. 304.

[21] Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 2005. С. 15-16

[22] Хабриева Т. Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 2005. С. 17

[23] Алексеев С.С. Общая теория права. М. Т. II. С.305

[24] Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. М., 1962. С. 47.

[27] Алексеев С.С. «Теория государства и права»: Норма; М. 2004. С. 191

32Венгеров А. Б. О прецеденте толкования правовой нормы, с. 3.

[35] Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права «Юридическая литература» М.— 1976 С. 96

[36] Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права «Юридическая литература» М.— 1976 С. 112-114

[37] Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права «Юридическая литература» М.— 1976 С. 29

[38] Черданцев А.Ф. Толкование права и договора. М. Юнити-Дана, 2003. С. 81, 82.

[39] Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. С. 152

Источник

Толкование норм права

Понятие толкования норм права

Толкование норм права – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан, направленная на установление содержания правовых норм.

Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование необходимо в связи с абстрактностью правовых норм, специальной терминологией, сложностью законодательного процесса и т.д. Толкование права является «интеллектуально-волевой деятельностью субъектов права по выяснению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования».Деятельность по толкованию правовых норм имеет целью правильное и единообразное понимание и применение юридических предписаний.

Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями.

Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни.

Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал.

Объектом толкования являются конкретные нормативно-правовые акты, при этом имеют значение не только нормы, зафиксированные в них, но и общие положения, например, преамбулы актов.

Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе (во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта).

Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель.

Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить «букву» и «дух» закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности.

Функции толкования – раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др.

Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство. Оно призвано лишь объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество.

В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя. Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка.

Толкование норм права занимает значительное место в процессе правоприменения. В процессе толкования необходимо прежде всего уяснить исторические условия, цель и социальную направленность правовой нормы.

Толкование права в основном проявляется в трех аспектах: уяснение (для себя), разъяснение (для других) и интерпретация (выявление смысла нормы на основе анализа соотношения «буквы» и «духа» закона, т.е. объема понимания (толкования) и буквального смысла ее текста).

Способы (виды) толкования правовых норм

Способы толкования правовых норм связаны с толкованием-уяснением. Такое уяснение достигается различными способами. Способы толкования – это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое, специально-юридическое, функциональное толкование.

1.Грамматическое толкование выражается в толковании с помощью языковых (филологических) средств, с помощью правил грамматики, орфографии и др. При таком толковании необходимо выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура.

Специальное внимание при этом уделяется выяснению значений отдельных терминов, когда важно установить их действительный смысл. Для правильного уяснения содержания правовой нормы ее текст подвергается тщательному филологическому анализу. Важно при этом обращать внимание на употребление соединительных и разделительных союзов, на совершенную и несовершенную формы глаголов и причастий.

Словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в литературном языке (золотое правило толкования). Если законодатель с помощью определения, данного в законе (легальной дефиниции) определил значение термина, то в этом значении термин и должен употребляться. Значение одного термина нельзя произвольно распространять на другие термины. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать смысл, употребляемый в юридической науке и практике. Нельзя придавать разным терминам одинаковое значение и трактовать отдельные слова нормы как лишние.

2. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между ними. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права. Любая норма права является составной частью системы права и действует в связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами, например, необходимо правильное установление отсылочных связей между общими и конкретными нормами. Это позволяет толковать правовую норму без изменения ее внутреннего содержания, дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов в процессе применения нормы права.

Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юридических фактов. Выяснение систематических связей необходимо и для установления изъятий из общего правила.

В ходе систематического толкования определяется место нормы в системе права, в отрасли и в институте права. Далее устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемыми, что и позволяет уточнять смысл толкуемой нормы права.

При систематическом толковании учитываются функциональные связи между нормами права (связь толкуемой нормы и нормы, раскрывающей ее смысл, связь общих и специальных норм, связь отсылочных статей, связь близких по содержанию одновидовых норм).

Систематическое толкование объективно обусловлено взаимосвязью общественных отношений, которые регулируют соответствующие нормы права.

3. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты.

Историко-политическое (историко-целевое) толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение (в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма). Историческое толкование также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта.

Историко-политический способ толкования состоит в уяснении тех целей и задач, которые решает государство путем установления определенных нормативных предписаний. Оно позволяет преодолевать чисто формальное применение закона, без учета тех целей, которые были сформулированы в законодательстве. Применение права не только формализованный процесс с разделением на стадии, но и политико-юридический акт, выражающий отношение общества и государства к фактическим отношениям, которые приобретают статус правоотношений.

Исторический способ толкования предполагает изучение источников права и источников правотворческого процесса, которые имеют прямое отношение к правотворческому процессу (проекты нормативных актов, протоколы их обсуждения, доклады и др.).

Практическое значение при историческом толковании имеет историко-сравнительный метод. Сравнение норм права внутринационального и международного законодательства важно как в начале правотворческого процесса, так и в последующей практике систематизации права. Историко-сравнительный анализ позволяет сформулировать и ведущие направления, цели и задачи правотворческого и правоприменительного процессов.

4. Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы.

Интерпретатор с помощью логических приемов оперирует материалом нормы права, не обращаясь к другим средствам толкования. В результате такого толкования общее, абстрактное содержание правовой нормы приобретает конкретный характер. При этом применяются самые различные логические приемы: логическое преобразование, логический анализ понятий, умозаключения степени, выводы по аналогии и от противного, силлогизмы и др.

Логическое толкование позволяет конкретизировать смысл нормы в процессе правоприменительной деятельности. Сопоставление признаков понятия, его объема, структурных и отсылочных связей позволяет уяснить содержание нормы. Логический анализ понятия является самым распространенным в толковании норм права.

С логической стороны правоприменение представляет собой силлогизм, т.е. умозаключение, когда из двух категорических суждений необходимо выбрать третье. Суждения (посылки) и образуют логическую связь правовых терминов и конструкций, при этом учитываются термины, объединяющие суждение в умозаключение.

5. Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов (статика или динамика) толкования. Большое значение данный способ приобретает в периоды становления систем права, приспособления права к новым условиям жизни. Он заключается в применении различных оценочных терминов и суждений (добросовестный выгодоприобретатель, сделка, противная основам правопорядка и нравственности, корыстные, низменные цели, уважительные и неуважительные причины, мнимые сделки, фиктивный брак, нравственные качества опекуна или попечителя, существенный вред, крупный и незначительный ущерб, преступление определенной степени тяжести и др.).

Оценочные термины широко распространены в отраслевом законодательстве, их понимание в целом раскрывается в общих частях кодексов, в отдельных нормах. Эти термины не могут быть использованы в отрыве от фактических ситуаций, очерченных гипотезами правовых норм. Учитываются в первую очередь легальные дефиниции и лишь при их неполноте используются соотносимые термины, применительно к конкретным ситуациям. Безусловно, значение подобных терминов и суждений с течением времени может изменяться как в практике правоприменения, так и в законодательстве. Задача толкования правильно применить стандарт как основание оценки юридического факта. Большая роль здесь принадлежит юридической практике, актам толкования и руководящим разъяснениям высших судебных инстанций.

6. Специально-юридический способ – означает толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве. Данный способ строится на использовании правил юридической техники и технико-юридических средств. Он преимущественно совпадает с правилами формально-юридического анализа текста акта. Специально-юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям и институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Специально-юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего «касается толкования специальных терминов («траст», «комитент», «акцепт» и др.). Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов (тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием). Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как «тип правового регулирования», «правовой режим», «юридическая конструкция» и др.». Специально-юридический способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов.

7. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы (пояснительные записки, доклады по законопроекту и др.). Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина.

Виды толкования по субъектам

Такое толкование является толкованием-разъяснением, даваемое официальными или неофициальными органами, отдельными гражданами. Оно зависит от правового положения субъектов, которые осуществляют толкование норм права. Толкование по субъектам делится на официальное и неофициальное.

Официальное толкование дается уполномоченными (компетентными) государственными органами. Оно содержится в специальном акте, является обязательным и имеет юридические последствия.

Официальное толкование по объему делится на нормативное и казуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования (интерпретационных актах). Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права (например, постановления пленумов высших судов). Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции (Президент, Правительство и др.), но специальных актов толкования эти органы не издают. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера (указания, информационные письма и т.д.). Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории.

Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативно-правовой акт) и на легальное (даваемое специально уполномоченным органом). При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией.

Казуальное толкование – это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела (в процессе правоприменения). Такое толкование имеет силу лишь для определенного конкретного случая (казуса). Оно формально обязательно только для конкретного разрешения дела. В ряде случаев действительное значение актов казуального толкования, которое дается вышестоящими инстанциями, распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями (правоприменительное толкование). В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям.

В некоторых случаях имеет место – делегированное толкование, которое дается органом, получившим на это специальное полномочие в силу закона.

Неофициальное толкование – это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Оно не является юридически обязательным и может исходить как от отдельного гражданина, так и от организации. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя (ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др.).

Особой разновидностью неофициального толкования является доктринальное толкование (доктрина – наука), которое дается учеными-юристами (например, в комментариях к законам). Доктринальное толкование имело большое значение во времена античности и в средние века (как источник права). В настоящее время в качестве источника права – сохраняется в некоторых государствах религиозных правовых систем. Но доктринальное толкование в большинстве стран имеет значение в силу научной аргументации, которую используют другие субъекты правотворческого и правоприменительного процессов. Научные рекомендации помогают тем самым официальным органам совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность.

Неофициальное толкование по видам делится в целом на доктринальное (научное), профессиональное (компетентное толкование юристов-практиков) и обыденное (толкование любым человеком).

Виды толкования по объему

Толкование по объему (результат толкования) связано с толкованием-интерпретацией. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках и интерпретационных нормах. Интерпретационные акты являются результатом толкования органов, имеющих право на официальное толкование. Результат толкования характеризуется не только по содержанию, но и по объему, который определяется его соотношением с текстом нормы.

По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным.

Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта (буква закона и дух закона (смысл) полностью совпадают). Такое толкование можно назвать адекватным.

Распространительное (расширительное) толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т.е. расширяется смысл нормы права до желаемого или действительного содержания (дух закона шире буквы закона). Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста.

Ограничительное толкование – это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения.

Расширительное и ограничительное толкование является исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т.е. данный смысл предполагается, но он не выражен прямо, непосредственно. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой (специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы).

Распространительно толкуются незавершенные положения норм, связанные с аналогичными условиями, обстоятельствами или с определенными предполагаемыми категориями субъектов (например, перечень законных представителей лица, перечень условий, сопутствующих заключению договора и т.д.). Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или наоборот – ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом прежде всего воли законодателя, выраженной в тексте нормы права.

Акты толкования

В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования (интерпретационные акты). Акт толкования права – это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм.

Акты толкования не просто разъясняют смысл норм права, но содержат прежде всего конкретизирующие предписания. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, «предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы (нижестоящие суды) должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений».

Различаются следующие виды актов толкования:

Самостоятельное значение прежде всего имеют интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное (субсидиарное) значение к названным нормативно-правовым и индивидуальным актам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *