Основные подходы к трактовке власти
Подходы к пониманию власти
Сторонники поведенческого подхода характеризуют власть как особенную сущность, носителем которой выступает отдельная личность и которая выражается в определенной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание. Для придания власти большей могущества ее рассматривают как божественный дар и наделяют такими ценностными качествами, как справедливость, ответственность, добропорядочность. С точки зрения данного подхода природа власти объясняется биологическими и психическими особенностями человека — ее носителя. Выделяют следующие концепции поведенческого подхода:
1. Мифологическая. Она была обоснована в начале XX в. французским политологом Л. Дюги. Источником власти Л. Дюги считал реальное и естественное превосходство «сильных» над «слабыми» (интеллектуальное, моральное, религиозное, идеологическое). Однако «слабые» («подчиненные») протестуют против власти «сильных». Власть нуждается в законном оправдании (легитимности). С целью оправдания «законности» господства «сильных» над «слабыми» создаются мифы о происхождении власти – миф о «божественном характере власти» (использовался в традиционных обществах Древнего Востока, Античности, Средневековья, поддерживался древними, а позже мировыми религиями) и миф об «общественной воле» (используется в Новое и Новейшее время). Обе гипотезы («власть – от Бога» и «власть – от людей») одинаково недоказуемы и одинаково неопровержимы, а потому – равноправны. Для установления господства одних людей над другими необходимы публичная (общественная) власть и возможность одних людей применять силу в отношении других людей.[3]
3. Биологическая. Представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Так, французский политолог М.Марсель(1889—1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая является общей нам с животными[5]». В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же особи. Следуя этому положению, Ф. Ницше (1844—1900) утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению[6]. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. Так, А. Гитлер (1889—1945) выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы — в этом их богоизбранности призвание управлять всем миром.
4. Бихевиористская. В основе поведения людей лежит стремление (воля) к власти. Политическая власть складывается из индивидуальных стремлений к власти как баланс, равновесие политических сил (Г. Лассуэл). Нарушение равновесия приводит к кризисам в обществе. Поведенческое понимание власти более активно стало разрабатываться в 30-х годах XIX в. благодаря введению в политическую науку бихевиоризма. Это событие оказало заметное влияние на политическую мысль и было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874—1953), Г. Лассуэла (1902—1978) и английского исследователя Дж. Кетлина (1896—1975). Они выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Именно стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия политических сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.
5. Психоаналитическая.Рассматривает мотивы, истоки власти и видит их в сфере бессознательного. Трактует стремление к власти как проявление (сублимацию) подавленного, преимущественно сексуального, влечения (З. Фрейд) или психологической энергии вообще (К. Г.Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности.
Внимание к бессознательным мотивам политического поведения обусловило доминирование в 1950—1960-х гг. в рамках поведенческого подхода психоаналитической концепции власти. Власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности (страха, агрессивности, стремления к разрушению). Так, американский психоаналитик Г. Лассуэл определял власть как средство компенсации человеческой неполноценности. Он замечал: «Власть помогает преодолеть низкое самоуважение[7]». Истоки низкой самооценки кроются в опыте детства — детских страхах, конфликтах, зависти, ревности. Исследуя биографии многих политических деятелей (М. Лютера, М. Ганди, В. Вильсона, Ф.Д. Рузвельта), он приходит к выводу о том, что они страдали от комплекса неполноценности, который преодолели благодаря своему стремлению властвовать над умами людей. Именно Г. Лассуэл ввел в оборот понятие «властная личность».
С позиций социологического подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношения чего-нибудь или кого-нибудь. Взаимодействие предполагает наличие, по крайней мере двух сторон. Наиболее распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти немецким социологом М. Вебером. Он ‘понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению ‘другого’. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли (тем, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей) и объектом властного воздействия (тем, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия).
Основные концепции социологического подхода понимания власти:
Власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемому им положению в обществе.
Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т. Парсонс[9] рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется с помощью социального действия. Поэтому концепцию Т. Парсонса часто называют теорией социального действия. Последнее включает в себя реакцию субъекта (человека, группы, организации) на совокупность сигналов, поступающих как от естественных объектов (биологическая природа человека, окружающая природная среда, климат и т.д.), так и от социальных, то есть от других людей, групп и т.д. Эти сигналы и значения, придаваемые предметам, побуждают субъекта вступать в отношения с другими субъектами. Направленность действий индивида или группы обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.
2. Конфликтологическая.С позиций теории социальной конфликтологии, которую развивали К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и их последователи, власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Например, политическая власть буржуазии над пролетариатом обусловливается ее экономическим господством и возможностями государственного принуждения. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, которое не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство. Согласно этой концепции власть следует отличать от господства.
3. Дуалистическая концепция власти была обоснована французским политологом М. Дюверже. Согласно этой концепции, происхождение власти двойственно (дуально): власть базируется и на прямом принуждении, и на убеждении подчиняющихся в справедливости своего подчинения. Прямое принуждение – это лишь господство. Опора господства на убеждение и авторитет придают ему легитимность и превращают господство во власть. Власть – «двуликий Янус»: с одной стороны, она обеспечивает господство одного социального слоя над другим, с другой стороны – служит инструментом объединения людей для достижения общего блага. В первобытном обществе власть была анонимной и не носила политического характера. Со временем власть индивидуализировалась и персонифицировалась (в лице вождей, правителей, царей, королей), а затем – институировалась (возникли политические институты – государство, политические партии и др.)
Помимо перечисленных концепций власти, существуют и множество других. Среди подходов к пониманию власти также можно рассмотреть такие, как:
Кибернетический подход. Государство рассматривается как институт, имеющий целью устанавливать порядок в беспрерывно меняющемся обществе, как структура, связанная с информацией, с прямыми и обратными связями в обществе. (Е. Ланг, К. Дойч).
Какие бы не существовали подходы к пониманию власти, на протяжении многих веков власть является неотъемлемой частью личности, общества и государства, так как она позволяет эффективно управлять людьми, претерпевая при этом различные изменения и дополнения.
1. Сущность власти: основные теоретические подходы
В политологической теории не сложилось единого определения власти. Наиболее часто приводятся следующие определения:
— силовое, трактующее власть как господство и принуждение к повиновению;
— волевое, понимающее власть как способность проводить свою волю даже вопреки сопротивлению;
— власть как влияние. Суть влияния заключается в способности воздействовать на поведение других. Такое взаимодействие описывается формулой: «А имеет власть над Б, если Б ведет себя так, как того требовала А»;
— инструменталистское, трактующее власть как способность мобилизовывать ресурсы для достижения определенных целей;
— конфликтное, сводящее власть к позиции господства, связанную со способностью отдельных групп и индивидов контролировать механизм распределения дефицитных общественных ценностей;
— структуралистское, представляющее власть как особый род отношений между управляющим и управляемым.
Перечисленные определения не являются взаимоисключающими, а взаимно дополняют друг друга. Признавая факт, что на сегодняшний день в науке не сложилась общая теория власти, отечественные политологи систематизировали многочисленные теории власти. Было выделено несколько подходов в рассмотрении сущности власти.
а) теория сопротивления (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен рассматривает власть как отношение, в котором субъект подавляет сопротивление объекта. Соответственно разрабатывается классификация разнообразных степеней и форм сопротивления, а также оснований власти. Вводится понятие «сила власти», которая понимается как максимальная потенциальная способность агента повлиять на другого;
б) теория обмена (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнигс) трактует власть как ситуацию обмена ресурсами. Ресурсы распределяются неравномерно: одни индивиды их лишены и нуждаются в них. В этом случае излишки ресурсов, которыми обладают другие, могут трансформироваться во власть. Излишки уступают тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение. Авторы акцентируют внимание на асимметричном характере отношений власти;
Системные теории власти рассматривают власть как безличностное свойство, как атрибут системы. В рамках этой концепции выделяются три похода:
б) мезоподход (М. Крозье) рассматривает власть на уровне подсистем (семья, организация). Указывается непосредственная связь власти с организационной структурой;
в) микроподход (М. Роджерс, Т. Кларк) трактует власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной среды. Власть определяется как способность индивида влиять на других и рассматривается через его роли и статусы в системе;
г) коммуникативный подход (Н. Луман, К. Дойч) понимает власть как средство социального общения, позволяющего регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества.
б) рыночная модель (Дж. Кетлин) исходит из аналогии между политикой и экономикой. В политике действуют законы рыночной торговли: учет спроса и предложения, стремление к выгоде, конкуренция;
Существуют разные точки зрения и относительно природы власти (первоисточника власти):
— психологические трактовки выводят власть из психологии человека: воли к власти, комплекса неполноценности (в этом случае власть выступает средством компенсации ощущения собственной неполноценности);
— структурно-организационный подход выводит власть за рамки психологии и связывает ее с природой организации (своеобразный «эффект» организации), со статусами и ролями индивидов в организации;
— классовый подход (марксистский) обосновал классовую природу политической власти: власть выступает организацией экономически господствующего класса.
Категория «власть» имеет ряд родственных понятий.
2) Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание).
Понятие и основные концептуальные подходы к исследованию власти
Власть можно рассматривать как способность проводить свою волю (М. Вебер), принимать общеобязательные решения (Т. Парсонс), влиять на поведение других людей (Р Даль). Во всех случаях власть, по существу, означает общественное отношение, в рамках которого одни люди оказывают определяющее воздействие на других. Власть — это преобладание одних людей над другими. В рамках властного отношения люди (индивиды или группы) могут меняться местами, быть попеременно властвующими или подвластными.
Власть представляет собой определенный тип социального взаимодействия между ее объектом и субъектом и между образуемыми ею организационными структурами и людьми. При таком взаимодействии субъект власти способен принуждать к тому или иному поведению людей или организации, на которых его власть распространяется, навязывать им в определенной степени и посредством определенных методов свою волю. Власть проявляется и в системе экономических отношений, в семье, в любом добровольном общественном объединении.
В отличие от других видов власти политическая власть осуществляется от имени всего общества и с использованием самой мощной организационной системы — государственной машины. Политика и власть находятся в причинно-следственных связях.
1) может использовать для реализации своих требований и предписаний все способы принуждения на легитимных, признанных обществом основаниях.
2) обладает суверенностью, является высшей по отношению к другим видам власти, ко всем другим властным субъектам.
Политическая власть осуществляется с помощью различных организационных структур и находит воплощение в функционировании политических институтов.
Политическая власть –власть, которая пронизывает все отношения социума => универсальный институт.
Политическая власть –субъкт-субъектное взаимодействие, посредством которого один из субъектов с помощью определенных ресурсов (воли, авторитета, права и т.д.) достигает поставленной цели.
Подходы и трактовки власти:
1. Телеологические (с точки зрения цели) определения характеризуют власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Бертран Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой.
2. Бихевиористские (поведенческие) трактовки рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит ее к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г. Лассуэлл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть — это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.
3. Психологические интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения. Психоанализ трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (Фрейд) или же психическую энергию вообще (Юнг). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности (Адлер). Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других.
В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение.
4. Противоположностью бихевиористскому и психологическому видениям власти является еесистемная трактовка. Исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как «способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств», направленных на реализацию ее коллективных целей (Парсонс). Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обусловливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.
5. Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния.
Реляционистские (от французского слова «relation» — отношений) определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает каквзаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики.Основными компонентами власти являются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами.
+7. Инструменталистский подход. Власть – способ решения политических задач
Классификация власти (по ресурсам, на которых она основывается) на: экономическую(эк. ресурсы),социальную(соц. положение),культурно-информационную (знания, информация),принудительную(сила).
Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:
1) легальностью использования силы в пределах государства;
2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы.
3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;
4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, в отличие от политической власти, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны.
5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.
Различные подходы к определению понятия «власть»:
Политическая власть-это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия.
Государственная власть-это власть, осуществляемая специальным государственным аппаратом принуждения на определенной территории, на которую распространяется государственный суверенитет.
Признаки власти:
· доминирование властной воли
· наличие особого аппарата управления
· монополия на регламентацию жизни общества
· право на применение принуждение
Структура политической власти:
Субъекты власти (все те, кто осуществляет властные полномочия):
· государство и его институты
· политические элиты и лидеры
Объекты власти (все те, на кого направлено воздействие власти):
Источники власти:
· положение, занимаемое в обществе
· знание и информация.
Ресурсы власти— это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.
Типы ресурсов власти:
· Экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые.
· Социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть; кадровая политика.
· Информационные: знания и информация, а так же средства их получения и распространения.
· Политико-правовые: Конституция, законы, программные документы политических партий.
· Демографические: человек, как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.
Функции власти:
· выработка стратегии управления обществом
· разработка, принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества
· оперативное управление и регулирование общественными процессами
· контроль над важными параметрами стабильности и направленности развития общества
Легитимность политической власти– это признание гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности, обязательный признак цивилизованной власти.
Типы легитимности власти:
· Традиционный— основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка
· Харизматический –основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя
Классификация власти:
· по области функционирования:
исполнительная, законодательная, судебная
· по объекту прерогатив:
· по субъекту власти:
общественная, коллективная, личная
· по режиму правления:
тоталитарная, деспотическая, авторитарная
· по социальному типу:
социалистическая, буржуазная, феодальная и т.д.
Тема 5. Социально-этнические общности и национальная политика.
2. Национальный вопрос и его структура.
3. Национальная политика как важнейшая составная часть государственной политики.
4. Казахстан как поликонфессиональное общество. Диалог конфессий и казахстанский опыт межконфессионального согласия.
Нация –высший тип этноса. Широкое распространение получила точка зрения, которая исходит из того, что признаками нации являются: общность территории, экономических связей, языка, психического склада, культуры и самосознания.
Национальное самосознание –совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними. Национальное самосознание является основой национального сознания как совокупности социальных, политических, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальное самосознаниеявляется одной из основ формирования социально – этнической общности как субъекта политики.
Национальные взаимоотношения в современном мире подчинены действиям двух взаимозависимых объективных тенденций, определяющих человеческий прогресс.
Они родились на заре буржуазного развития в процессе формирования наций и национальных движений. Их содержание сводится к следующему: с одной стороны, происходит формирование и развитие наций, их борьба за равноправие и самостоятельность, за создание суверенного государства; с другой стороны, осуществляется на основе объективного процесса интернационализации всех сторон общественной жизни ломка национальных границ, усиление связей и взаимного сотрудничества, получают развитие интеграционные процессы. Эти тенденции выражают сегодня общемировые общественные противоречия, составляя сердцевину национального вопроса. Игнорирование их или снятие их путём осуществления волюнтаристской национальной политики как на мировой арене, так и внутри многонациональных государств могут только обострить национальный вопрос и привести к непредвиденным последствиям.
В трактовке сути национальной политики (этнонациональной)в научной литературе существует два подхода: широкий и узкий. Сторонники первого подразумевают под нею «стратегический курс государства, политических партий и общественных движений многонациональных стран в национальном вопросе, языково-культурном развитии этносов и вместе с тем развитии межнациональных отношений, находящий, как правило, своё закрепление в соответствующих разделах конституций и национальных программах».
Культура межнационального общения – «это особое качество общественных отношений, возникающих на основе развития и сближения национальных общностей и предполагающих фактическое равенство народов в экономическом, политическом, культурном, научно-техническом развитии, дружескую взаимопомощь между ними, учет национальных интересов и национальных особенностей друг друга, уважительное отношение к национальным языкам. Эти особенности обусловлены общностью экономической, социально – политической и культурно-духовной жизни дружественных наций, народностей, национальных и этнических групп, единством научного мировоззрения».
Тема 6. Политическая система общества.
1. Понятие политической системы как взаимодействия общества и власти. Теории политической системы Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча.
2. Структура и функции политической системы.
3. Типология и критерии классификации политических систем М. Вебера, Г. Аптера, Г. Алмонда.
4. Институты политической системы.
Политическая система общества – этосложная, разветвленная совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, в которых реализуется политическая власть
Структура политической системы(состоит из подсистем):
· государство (законодательные, исполнительные, судебные органы)
· политическая инфраструктура (политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы)
· средства массовой информации(телевидение, радио, печать)
· правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты)
· нормы деятельности общественных организаций
· неписанные обычаи и традиции
· этико-моральные принципы и нормы
Функциональная подсистема политической системы обществавыражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти (политический режим)
Культурная подсистема политической системы общества— это интегрирующий фактор
политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.
Функции политической системы:
· определение целей, задач, путей развития общества
· организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ
· распределение материальных и духовных ценностей
· согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей
· разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе
· обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя
· формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности
· контроль над соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы
Типология политических систем: