Основные трактовки сущности политики кратко
Сущность, происхождение и основные трактовки политики.
Происхождение. Термин «политика» в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. (рис.). Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которым понимался полис. Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.
Основные трактовки политики.
1. Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. В этом случае политология – дисциплина, однопорядковая с политической социологией, политической философией, политической психологией и т.п., т.е. одна из наук о политике.
2. Политология – точная наука. Политология – единая наука о политике. Однако она включает не все знания об этой сфере общественной жизни, а лишь те, которые опираются на строго научные методы.
3. Политология – общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.
Власть- сущность и основные конепции.
Концепции
(ведущие
представители)СодержаниеТеологическая
(ученые-богословы)Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человекаБиологическая
(Ф. Ницше)Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человекеБихевиоризм
Г. Лассуэль)В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активностиПсихоаналитическая
(З. Фрейд, К. Хорни)Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознаниемСтруктурно-функциональная
(Т. Парсонс)Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)Социальная
(потенциально-волевая) (К. Маркс.)Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волюДуалистическая(М. Дюверже)Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Основные трактовки политики
Субстанциальные
Социологические
Вопрос.
Политика как общественное явление. Оправданность применения насилия в политике
Лекция № 5
1. Основные трактовки политики в истории политической мысли. Происхождение и структура политики.
2. Виды политики и функции политики.
3. Соотношение политики с моралью, правом, экономикой.
«Политика» – одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. На протяжении веков в истории политической мысли понятие политики интерпретировалось по-разному. Существует несколько традиций, подходов к определению понятия «политика».
Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
Российские политологи В.П. Пугачев, А.И. Соловьев выделяют три группы определений, подходов к пониманию политики:
3. Научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологические | Субстанциальные | Научно сконструированные |
экономические | властная | деятельностные |
стратификационные | институциональные | телеологические |
правовые | антропологические | системные |
этические | конфликтно-консенсусные |
Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на:
а) Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельность, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Определения политики в духе экономического детерминизма гипертрофируют влияние экономических потребностей на политику, недооценивают ее самостоятельность. Опыт истории, и прежде всего более чем 70-летнее существование командно-административного социализма, свидетельствует, что не только экономика оказывает сильное влияние на политику, но и последняя может выступать по отношению к экономике командной, главенствующей силой. Поэтому с точки зрения науки представляется более плодотворным рассматривать взаимоотношение экономики и политики как взаимодействие равнозначных и равноправных областей общественной жизни.
б) Стратификационные дефиниции трактуют политику как соперничество определенных общественных групп:
– классов и наций (марксизм)
– заинтересованных групп – за реализацию своих интересов с помощью власти (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).
Если марксистские трактовки политики как борьбы между классами в современном мире во многом утратили свое влияние, то теория заинтересованных групп получила широкое распространение и развитие, и в частности она представлена в плюралистических концепциях демократии, трактующих политику в современном демократическом государстве как соперничество разнообразных заинтересованных групп, обеспечивающее баланс, равновесие общественных интересов.
в) Правовая трактовка рассматривает политику, государство производными от права и прежде всего от естественных, присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав человека: на жизнь, свободу, безопасность, собственность прав, лежащих в основе публичного права, законов и деятельности государства. Яркий пример правовой концепции политики – ее контрактивистские («общественного договора») теории, представленные такими видными мыслителями, как Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Кант.
В современной научной литературе широко представлены и противоположные правовым концепциям политики теории. Они рассматривают право как порождение политики, государства. Право непосредственно создается государством и основано на политической воле и государственной целесообразности.
Нормативный подход выражается в стремлении людей, общества «окультурить» политику, внести в неё нравственное начало. В нормативных трактовках отражается влияние на политику нравственности, культуры, религиозных ценностей. Поэтому нормативные дефиниции политики, наряду с экономическими, стратификационными и правовыми, входят в группу ее социологических трактовок.
2. Субстанциальные определения:
ориентируются на раскрытие первоосновы, из которой состоит политика. В этой группе определений существуют несколько трактовок политики.
а) властная трактовка политики:
– политика – это действия, направленные на власть: ее обретение, удержание и использование.
Политика, писал М. Вебер, это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».
Один из основателей политической науки, Н. Макиавелли, еще в 1515 г. характеризовал политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Многообразие определений политики: основные трактовки
Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Социологические определения политики, основываясь на социологическом подходе, характеризуют ее через другие общественные явления: экономику, социальные группы, право, мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.
Экономические определения политики, наиболее ярко представленные в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).
Стратификационные (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).
В истории политической мысли, в том числе и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.
Они считают политику, государство производными от права и, прежде всего от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного права, законов и деятельности государства. Суть этих теорий состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.
Этические определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.
Нормативные трактовки политики имеют как сильные, так и слабые стороны. Их достоинство состоит в том, что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.
Субстанциальные определения политики ориентируются на раскрытие той первоосновы, ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений существует несколько трактовок политики.
Конфликтно-консенсусные определения политики. Конфликтные дефиниции политики акцентируют внимание на противоречиях, которые лежат в основе политики, определяют ее динамику. С точки зрения таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.
Группа научно-сконструированных трактовок политики: деятельностные, телеологические и системные определения.
Динамический, процессуальный характер политики раскрывают ее деятельностные определения. Они характеризуют политику как процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Деятельностная интерпретация политики широко используется, в частности, в теории политических решений.
Она применяется также в телеологических трактовках политики, рассматривающих ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.
Итак, рассмотренные выше трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.
Обобщая различные дефиниции, можно определить политику как деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.
Политология. Краткий курс
Коллектив авторов, 2014
Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Политология». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Политология. Краткий курс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2014
1. Сущность политики как общественного явления
1. Политика возникла более 10 000 лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой — ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.
Термин «политика» впервые появился в Древней Греции, где словом «polls» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.
2. Сегодня существуют различные подходы к пониманию политики. Во-первых, это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Во-вторых, достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных лиц и общественных групп за власть.
3. Необходимо указать, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за ее пределы.
4. В результате развития разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, а проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Как считает М. Вебер, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия.
5. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика — это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики, то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.