Основные трактовки теории общественного договора
Теория общественного договора.
Отдельные элементы этой теории появились еще в древнем мире (древний Китай – Ла У Иззы – даосизм. Древняя Греция – Платон и Аристотель, патриархальная, теория общественного договора. Древний Рим – Эпикур).
Родоначальник рационалистической концепции: Гуго Гроций (1583 – 1645) – основатель в 1625г. – «о праве войны и мира». Г. Гроций считал, что государство возникает благодаря естественным для человека качествам:
— стремление к общению
А инициатива основанием государства принадлежит слабейшим членам общества, которые объединились, чтобы противостоять члену сильнейших.
Т. Гоббс (Самуэль Пуфендор)
Ж. – Ж. Руссо ( Вольтер Гольбах)
Принципы данной теории:
1) Теория общественного договора является составной частью и дальнейшему развитию более широкой теории естественного права. Она предполагает, что до появления государства общество находилось в неком естественном состоянии, причем сущность этого состояния принималось учеными по разному, но все были согласны с ним, что существуют естественные законы, которые по своему статусу выше государственных и не могут быть нарушены даже правителем.
Дж. Локк. «Два трактата о правлении». Локк возражает Гоббсу, считает, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь. Главной задачей государства Локк считает обеспечивание условий для нормального развития общества.
Ж. – Ж. Руссо выступал с точки зрения так называемой концепции «Золотого века», т.е. считал, что в глубокой древности до возникновения государства, человечество жило гораздо счастливее и благополучнее, чем сейчас. Прежде всего это было связано с отсутствием частной собственности.
2) государство по теории общественного договора являлось продуктом сознательного творчества людей, а не внешнего вмешательства.
3) государство возникает в результате добровольного согласия между населением и формирующейся властью – это соглашение получило название «общественный договор».
4) условия общественного договора заключались в том, что люди отказались от части своих свобод в обмен на гарантии безопасности (внутр. и внеш.), которое им должно обеспечить государство в лице правителя и его приближенных (договор – общественное соглашение).
5) при несоблюдении правителем своих обязательств перед населением они могут быть лишены своих полномочий в некоторых случаях.
Этот тезис сделал теорию общественного договора идеологической основой революции эпохи нового времени.
Основные политические теории: органическая, психологическая.
Органическая
Эта теория основывается на элементах сходства между государством как общественном политическом явлении и некоторыми объектами живой природы. Отдельные элементы данной концепции встречаются еще в период древнего мира, в работах Аристотеля и древних философов. Но полноценная теория формируется с середины 19в. в связи с достижения естественных наук.
Герберт Спенсер, Н. Блюничи, Г. Прейс.
1) Общество возникает как результат эволюции животного мира, от низких образцов к высшим.
2) Естественный ход общественного развития приводит к формированию единого организма, т.е. государства, которое составляется из людей и их объединений подобно живому организму, состоящему из отдельных клеток и органов.
3) Строение государства можно изучить по аналогии с органической структурой (государство имеет правительство – мозг, система права – нервная система, транспорт, финансы, т.е. кровеносная система, а также население, которое выполняет разнообразные функции, т.е. органы выполнения решений).
4) Между государствами постоянно идет конкуренция также как в среде между отдельными видами и особями, поэтому, как и в результате системного отбора выживают только самые сильные государства и народы, остальные прекращают свое существование.
Психологическая
Возникает во 2 половине 19в. на политико – правовой основе достижений психологической науки. Главным образом концепция психоанализа З. Фрейда.
Российский юрист Лев Петрожицкий, Н. М. Коркулов, Джеймс Фрейзер и другие.
1) Появление государства как политического института, связано прежде всего не с материальными условиями жизни людей, а с их психологическими свойствами, эмоциями и переживаниями (это прямое противопоставление «классовой теории») поэтому сторонники делают упор на переживания людей.
2) Господствующие стремлением большинства людей является поиск некоторого авторитета, которому можно было бы подчиниться, чтобы снять с себя ответственность за собственный выбор; подавляющее большинство людей(99%) только внешне борются за свободу.
3) Способность сильных личностей оказывать некоторое влияние на массы и подчинять их своей воле привела к тому, что во главе общественно – первобытной организации оказывались различные жрецы, шаманы, вожди, обладавшие харизматическим авторитетом.
Харизма – это комплекс свойств, которые влияют на людей.
В дальнейшем, на основе власти таких людей формировалась система государственного управления.
4) Существование устойчивых социальных групп, а также общество и государство в целом обусловлено прежде всего устойчивыми политико – правовыми переживаниями людей.
Основные политические теории: теория насилия, марксистская
Теория насилия
Является ярким примером антагонистической социальной концепцией, имеет черты сходства с классовой теорией. Но в отличаи от классовой теории в качестве основного фактора общественного развития предлагает не экономические, а военные обстоятельства.
Е. Фон – Дюринг, Л. Гумплович.
1) Причина возникновения института – государство заключается, прежде всего, в военно – политических факторах. Как правило в завоевании одного народа другим (свои взгляды сторонники теории доказывали событиями происходящими в Западной Европе в эпоху раннего средневековья, когда на осколках римской империи возникали многочисленные варварские королевства).
2) Механизм государственного управления формировался в результате насилия одной социальной группы над другой, причем завоевателей, которые составили высший слой, как правило, было меньше, чем завоеванных.
Насилие в данном случаи понимается в двух основных аспектах:
2. Внутренний. Один социальный слой подчиняет основную массу населения.
Для удержания в подчинении большинство населения и для сохранения установленного государственного общественного порядка, был необходим специальный аппарат принуждения и подчинения, который стал институт государство.
Классовая теория( историко – материалистическая или марксистская теория)
Сформировалась с середины второй половины 19в.. Л. Морган, работы по истории французских ученых О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо (первая половина 19в.), в которой была предложена концепция классовой борьбы. Основатели: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов.
1) Возникновение государства связано с социально – экономическими процессами, прежде всего с появлением в эпоху неолита частной собственности и разделение общества на классы, враждующие между собой (антагонистические).
2) Формирование и концентрация частной собственности привели к существенной и социальной дифференциации, но долгое время малоимущему большинству населения удавалось поддерживать баланс и препятствовать чрезмерному обогащению правящей верхушки.
Родовая знать нуждалась в защите накопленного имущества от требований его раздела со стороны имущего большинства общества. Для этого старейшины обратились за помощью и поддержкой к формирующейся прослойке военной аристократии (военные вожди и их дружины). Т.о. военная и родовая знать совместно организовали новую систему власти в обществе (государство) и новый главный регулятор общественных отношений (право).
Исходя из выше сказанного, государство представляет собой орудие эксплуатации, которое возникло в результате разделения общества на антагонистические классы и всегда выражает интересы экономически господствующего класса.
Государство является историческим временным явлением, которое появилось, как результат классовой борьбы и обречено на отмирание с исчезновениями классов. Это произойдет после мировой пролетарской революции.
8. Абсолютная монархия как форма правления: примеры, признаки и специфика.
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти, как юридически, так и фактически находится в руках монархии.
Свазиленд(Африка), Бруней(Южная Азия), Саудовская Аравия(Аравийский полуостров), Катар(1/4 от Нижегородской области), Оман(Моссад), ОАЭ(Будаби), Ватикан.
1) Абсолютный монарх является суверенным, т.е. существенным носителем государственного суверенитета и единственным источником власти в стране.
2) В противоположность республиканской доктрине разделения властей монарх концентрирует в своих руках высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, а также является главнокомандующим армии и иногда первосвященником.
3) Монарх юридически независим в своей деятельности, т.е. его распоряжения не могут быть подвергнуты контролю со стороны населения, и ни какому иному регулированию.
4) В соответствии с данным признаком формируется понимание населения страны, ни как граждан государства, а как подданных монарха, которые равны в своем бесправии перед высшей государственной властью.
5) Господствующая церковь заявляет по бюджетным происхождениям власть монарха, которая сакрализация (божественно, священно и неприкосновенно).
6) Население не принимает никакого участия в формировании органов государственной власти и управления государства.
7) Власть абсолютного монарха держится на жесткой дисциплине и стремлении максимально законсервировать существующий общественно – политический порядок.
8) Менталитет населения характеризуется традиционализмом, стремлением подчиняться власти старейшин и следовать принципам сословной иерархии (восточный тип).