Отче наш евангелие толкование

Текст и расшифровка молитвы Отче наш, разбор и сколько раз ее читать

«Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Полный текст

Господняя молитва – так ее называют люди. По свидетельству сохранившихся документов, Иисус Христос сам произнес эти слова по просьбе апостолов. Это единственный образец молитвы от Создателя. К сожалению, молитва «Отче наш» дошла до нас только в переводе, текст на родном языке Христа – арамейском, не сохранился. Самый ранний документ из оставшихся людям – это рукопись на древнегреческом языке. Отсюда некоторые разночтения в различных древних источниках. Даже в Евангелиях от Луки и от Матфея есть отличия, как в объеме молитвы, так и в описании события, когда были произнесены святые слова.

Исследователи считают, что несовпадения в словах молитвы возникли из-за переводов ее на разные языки, из-за искреннего стремления монахов, которые занимались переводами, указать на наиболее важные, с их точки зрения, места. Есть предположение, что исходный текст от Луки был еще короче. Разросся он, опять же, благодаря многочисленным переводчикам, которые считали необходимым пополнить его фрагментами из Евангелия от Матфея. Постепенно тексты стали похожи между собой и почти сравнялись в объеме.

Мнение специалистов в отношении заключительного славословия тоже неоднозначно. Некоторые исследователи считают, что его не было в оригинальной версии молитвы «Отче наш» от Матфея. Возможно, оно было добавлено позже. Кем и с какой целью, неизвестно.

Молитва «Отче наш» из Евангелия от Матфея

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Молитва «Отче наш» из Евангелия от Луки

«Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
И не введи нас в искушение,
Но избавь нас от лукавого».

После прочтения молитвы следует осенить себя крестным знамением и поклониться.

Происхождение и назначение

Из Евангелия от Луки мы принимаем версию об учениках, получивших молитву в дар от проповедника. Матфей же указывает, что она впервые была произнесена Иисусом Христом на проповеди ученикам и толпе в 30-м году н. э. на склоне горы (Нагорная проповедь). Более полный вариант, переданный Матфеем, стал главной христианской молитвой, хотя на богослужениях в православных храмах по сей день часто используется и более короткая молитва от Луки.

«Отче наш» входит в состав любого молитвослова, читается в храмах во всех молебнах суточного богослужебного круга. Для обычных верующих это вечернее, утреннее и дневное богослужения. Священнослужители также читают молитву в каждой требе.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

«Отче наш», самая сильная христианская молитва, считается «универсальной». К ней обращаются верующие в трудные, печальные или радостные моменты. Она помогает при болезнях, неприятностях на работе, ссорах и скандалах в семье. Ее произносят для успокоения в состоянии сильного нервного напряжения; для укрепления духа. Для избавления от бессонницы ее трижды произносят перед сном.

Молитва – защита от соблазнов и врагов. Матери читают ее для сбережения здоровья и жизней сыновей, служащих в армии или выполняющих опасную работу. «Отче наш» читают учащиеся перед экзаменами, служащие – перед проверками. Воцерквленные люди прочитают эту молитву несколько раз перед началом какого-либо большого и важного дела. Глубоко верующие часто произносят эту молитву за столом перед едой.

Единственная молитва, существовавшая в I веке, постепенно дополнялась другими молитвами, которые, по сути, являются ее продолжением, развитием. Прежде молитву исполняли все присутствующие на молебне, позднее появился церковный хор. Участие человека в вознесении молитвы Господу дает ему ощущение единения со своим народом, единоверцами, культурой.

А потому сегодня в храмах поощряется подпевание хору, когда звучит «Отче наш».

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Глубоко верующие христиане, особенно паломники, часто видят во сне молебен с исполнением молитвы «Отче наш». Они обращаются к священнослужителям с просьбой помочь понять это явление. Церковь относится к таким сновидениям, как к вещим.

Если во сне верующий молится перед иконой, то следует ожидать перемен с необходимостью сделать непростой выбор. Это подсказка, чтобы проснувшийся человек обратился за помощью к Богу. Подобный сон может быть знаком Господа, что пришла пора покаяться в грехах. Поклоны во сне в храме во время молебна – плохой признак. Но, бесконечно веруя в Бога, следует усиленно ему молиться и верить в его милость.

Значение и толкование

Обращаясь с молитвой к Богу, следует предварительно настроиться: отложить повседневные заботы, не спешить, не отвлекаться. Вспомнить слова святителя Димитрия Ростовского о великой силе молитвы, о том, что она выше законов природы, ее сила защищает не только от зла и недругов, но и от руки самого Создателя, поднятой, чтобы покарать грешника. Будьте искренни и честны перед Богом. Очень важно понимать суть произносимого, а не просто бездумно твердить заученное когда-то.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

В молитве «Отче наш» специалисты выделяют такие составляющие ее части:

Отче наш

Вседержитель, даруя верующим молитву, дал право людям считать его Отцом. Это не знак родственных отношений и не уверения в том, что мы Божьи творения (в этом случае использовалось бы обращение «Создатель»). Это знак его любви к нам, заботы, стремления сделать своих детей лучше.

Как и земной отец, он поможет, поддержит, не бросит. Господь отпустил все грехи людям, оставившим и оскорбившим его, и назвал их своими детьми. А раз так, то все живущие на земле – братья и сестры, которые должны относиться к окружающим соответственно.

Обращаясь к господней помощи для себя, молящийся произносит не «Отче мой», а «Отче наш». Так Создатель велит молиться за весь человеческий род, за всех ближних и дальних, и только потом за себя. Так он уравнивает людей, низлагает гордость, ревность, вражду.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Сущий на небесах

По поводу напоминания о пребывании Бога на небе есть много разных толкований. Всем и так известно, где наш Спаситель. В своей мольбе мы всегда поднимаем глаза вверх. Зачем же упоминать об этом в молитве к нему? Хотел ли Господь напомнить о своем величии и нашей «приземленности» и ничтожности. Это вряд ли.

По мнению митрополита Вениамина (Федченкова), слово «небесный» указывает на «надмирность» Бога, о чистоте и святости Спасителя, а еще о требовании к людям стремиться приблизиться к нему в этом.

Да святится имя твое

В первой произнесенной просьбе слова «святится» употребляются в смысле «прославится». Богу не нужно, чтобы постоянно твердили о его святости. Он свят и совершенен! Это его дети просят научить жить так, чтобы их дела и поступки славили его. Чтобы вызывали гордость у Отца небесного.

Да приидет царствие твое

Во второй просьбе св. Феофан Затворник видит объяснение в ожидании молящегося наступления Царства небесного. Оно должно наступить после свершения Страшного суда. Человек, который молит о нем, должен быть уверен, что станет в нем пребывать.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Другой исследователь видит в словах верующего не желание каких-либо земных благ, а искреннее стремление приблизиться к Отцу Небесному. Совесть и добрая душа молящегося уже свободны от всего земного. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что Царство Божие – внутри человека. Если такое ощущение пришло к христианину, то, став истинно счастливым, он искренне желает, чтобы Царство открылось во всех людях.

Да будет воля твоя

Третья просьба внешне кажется очень простым: «На все воля Божья». Произнося от души такие слова, верующий демонстрирует бесконечную веру в Заступника. И при земной жизни Иисуса Христа, и после его вознесения на небо люди просили Бога о каких-то земных благах. Получая отказ, мы выражаем недовольство, негодуем. Но стоит задуматься: а то, о чем мы молимся сегодня, – оно божеское? Это прошение к Господу о вразумлении человека научиться различать свои желания, помочь в этом трудном деле. И бесконечно доверяя Создателю, мы говорим: «Мы хотим желать того же, чего желаешь ты».

Хлеб наш насущный

Все, без чего не проживет человек, что требуется ему ежедневно: еда, кров, здоровье – это и есть насущный хлеб. Но сюда причисляются не только физические потребности. Духовной пищи, Божьего слова и научения верующий просит в первую очередь. В своей мольбе он хочет не просто хлеба, но хлеба «насущного». Расшифровка данного слова, как «полезного, достаточного, нелишнего», объясняет скромность материальной просьбы.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

И остави нам долги

В пятой просьбе речь идет о человеческих грехах. Господь повелевает людям отпускать грехи всем своим обидчикам. Простив их, мы уничтожим в себе злопамятство, враждебность, агрессивность. В этих словах присутствует пояснение: за такую нелегкую душевную работу над собой Бог нас наградит, мы тоже будем прощены им.

И не введи нас во искушение

Шестое прошение – просьба уберечь верующего от грехопадения, укрепить его дух и дать возможность справиться с соблазнами. Человек слаб. Бог всесилен. Обращение к Спасителю за поддержкой от земных искушений и от лживых учений – это стремление молящегося быть чище душой.

Но избави нас от лукаваго

Первая просьба молитвы была о Боге-Отце, последняя – о спасении от лукавого. В нашем обычае понимать под этим словом – дьявола, бесов, которые ведут непримиримую борьбу за каждую душу. Но в переводе с греческого оно означает общее «зло». Значит, мы просим Бога уберечь нашу душу, пока мы живы, и сохранить ее, когда наступит конец земной жизни.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки

Заключительная часть от Матфея не всегда звучит в молитве. Однако эти слова присутствуют в Евангелие и они, воздавая Богу почитание, подводят итог всех предыдущих прошений.

Господи, ты беспокоишься о нас в своем Царстве, а мы, твои дети, на тебя надеемся и находимся в твоей власти.

Господи, ты всесилен. Тебе повинуется все земное, и даже преисподняя. Мы слабы и надеемся на твою защиту.

Господи, все твои дела творятся во имя твоей славы. И мы тоже желаем этого и стремимся ее усилить. Ты во всем и всегда!

Толкование Иоанна Златоуста

Величайший христианский богослов – Иоанн Златоуст, живший в IV веке, – автор многих исследовательских трудов. В его работе «Беседы на Евангелие от Матфея» приводится толкование Господней молитвы. Разбор каждого Божьего слова богослов делает бережно, обдуманно и объясняет глубокий смысл молитвы языком, доступным каждому человеку.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Святитель начинает с того, что Бог, назвавшись Отцом всем людям, «ободрил» молящихся и воодушевил «достоинством и величием своих благодеяний». Все в глазах Господа стали равны. Далее он учит, что, молясь за весь человеческий род, верующий подавляет свою гордость и зависть, ставит свои выгоды на второе место, заботясь прежде о братьях и сестрах по вере. И, наконец, зовет отвлечься от всего земного, мысленно воспарив в небеса.

Иоанн Златоуст, разбирая каждое слово молитвы, оставленной Господом, показывает своим слушателям ее глубокий смысл:

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Заключительные слова молитвы Иоанн Златоуст толкует так: в Царстве Божием власть, сила и слава полностью принадлежат Господу. Нет никого и ничего на свете, способного соперничать с Богом. А потому нам, его детям, находясь под его защитой, «не стоит никого бояться».

Специалисты считают, что славословие появилось в тексте молитвы позже. Но когда? Иоанн Златоуст жил в IV веке, в своем толковании молитвы объясняет и заключительные слова. Стало быть, если текст и дописывался, то в очень древние времена.

Нюансы произношения и перевода на современный русский язык

Молитва «Отче наш» в современной орфографии читается так:

«Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
Да приидет Царствие Твое,
Да будет воля Твоя,
Яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша,
Якоже и мы оставляем должником нашим;
И не введи нас во искушение,
Но избави нас от лукаваго».

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Чтобы наши современники могли правильно читать молитву, обращаясь к Богу, в тексте проставлены знаки ударения. Пояснение некоторых слов, вышедших из обихода, сведено в таблицу.

Варианты молитвы на других языках

Молитва «Отче наш», полностью отражающая все чаяния православных верующих, переведена на многие языки. Вот некоторые тексты.

Латинский язык

«Pater noster qui in celis es,
sanctificetur nomen tuum,
veniat regnum tuum,
fiat voluntas tua,
sicut in celo et in terra,
panem nostrum supersubstantialem da nobis hodie,
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris,
et ne nos inducas in temptationem,
sed libera nos a malo».

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Церковнославянский язык

«че нашъ иже єс на нбсхъ,
да ститс им тво,
да прїидетъ цртвїе тво,
да бдетъ вол тво,
к на нбс и на земл.
Хлбъ нашъ насщный даждь намъ днесь:
и стави намъ долги наш,
коже и мы ставлемъ должникмъ нашымъ,
и не введ насъ во искшенїе,
но избави насъ лкаваг».

Где находится в Библии

Молитва к Господу «Отче наш» записана в Библии, а именно, в Евангелиях от Матфея и от Луки: глава 6, стихи с 9 по 13.

Отче наш евангелие толкование. lazy placeholder. Отче наш евангелие толкование фото. Отче наш евангелие толкование-lazy placeholder. картинка Отче наш евангелие толкование. картинка lazy placeholder. «Отче наш» – главная молитва христианства. Ее текст произносится на многих языках мира; слова священны для верующих, ибо так молиться учил апостолов сам Христос. Даже невоцерквленные люди знают об этой молитве, а верующие в Бога повторяют ее трижды в день и в сложных жизненных ситуациях, прося Господа о спасении души. Простые и понятные слова, сказанные «от сердца», смогут заменить все прочие молитвы.

Оригинальный текст

Слова молитвы «Отче наш» на арамейском, родном для Иисуса Христа, языке утрачены. Сегодня оригинальным считается его греческий вариант (латинская транскрипция):

«Pater imon o en tis uranis
Ayassito to onoma su

Elseto i vasilia su

Yenisito to felima su os en urano ke epi tis yis

Ton arton imon ton epiusion dos imin simeron

Ke afes imin ta ofelimata imon os ke imis afiemen tis ofiletes imon

Ke mi isenegis imas is pirazmon, alla rise imas apo tu poniru.

Oti su estin
I vasilia
Ke i dinamis
Ke i doksa
Is tus eonas

Существуют переводы на старославянский и церковнославянский языки, а также русские: синодальный 1860 года, синодальный в современной орфографии 1918 года и последний перевод Нового завета (Радостная весть) В. Н. Кузнецовой, выполненный по благословению и при участии протоиерея Александра Меня в 2001 году.

Священнослужители считают, что не обязательно учить наизусть эту короткую молитву. Не все обладают острой памятью. Иисус Христос произнес эти слова, как пример, о котором его просили ученики. Потому достаточно просто передать в своей прочувствованной молитве смысл «Отче наш» или найти другие молитвы, отражающие чаяния и мольбы к Богу. Главное – пропустить «через сердце» святые мысли и слова ради спасения своей души.

Источник

Беседа 15. Евангелие от Матфея, глава 6, 9–10. «Отче наш. 2»

Сегодня мы продолжаем на радио «Радонеж» беседы по Четвероевангелию, рассматривая Книгу Евангелия от Матфея в ее разделе Нагорная проповедь.

Сегодня мы продолжим изучение молитвы «Отче наш…».

Итак, эта молитва начинается словами:

Православный Катехизис святителя Филарета (Дроздова) уточняет: «Мы осмеливаемся называть Бога Отцом по вере во Иисуса Христа и по благодати возрождения» (398). Иными словами: мы усыновляемся Богу Отцу только во Христе Иисусе. Сам Сын Божий наставляет нас: «…Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» ( Ин.16:23 ). Поэтому молитва «Отче наш…» не мыслима вне общения с Сыном Божиим. Только в Нем (во Христе) мы получаем такой доступ к Отцу Небесному, который позволяет нам осознавать в себе самих сыновство Богу. Собственно, смысл христианской религии и заключается в том, чтобы в каждом верующем во Иисуса Христа пробудить осознание сыновства Богу по благодати чрез возрождение свыше.

Рождаясь свыше, мы начинаем понимать, что теперь у нас новое родство. У нас новые братья и сестры, это братья и сестры по вере во Иисуса Христа. Сказано: «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра…» ( Мф.12:50 ).

При Кресте Господнем, в лице Иоанна Богослова, мы все усыновляемся новой Матери нашей Деве Марии. Сказано: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ).

Теперь мы все имеем и нового Учителя. Сказано: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» ( Мф.23:8–9 ).

Теперь всякое родство наше и всякое сердечное намерение имеет своим средоточием самого Бога Отца. Сказано в Писании: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:14–15 ). С другой стороны, и самое жительство свое мы имеем теперь уже не только на земле, но и на небесах. Сказано: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» ( 2Кор.5:1–2 ). Вот какой глубокий смысл заключается в первых словах Молитвы Господней: «Отче наш».

Теперь мы рассмотрим следующие слова из Молитвы Господней: «сущий на небесах». Что означают эти слова?

Сущий – это одно из имен Господа Бога. С таким именем Бог открылся боговидцу и пророку Моисею. Сказано: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам» ( Исх.3:4 ). На иврите это имя произноситься как Эhйе. Это самое редкое имя Бога в Ветхом Завете, встречается всего 51 раз. Это имя Бога можно назвать собственным Его именем, впрочем как и имя Яhве, которое встречается около 7000 раз в Ветхом Завете. Ни одно живое существо не может сказать, что оно сущее, то есть самодостаточное. Все тварные существа не могут существовать самостоятельно и зависят от многих факторов. Например, существа телесные не могут существовать без воздуха, без пищи и т. д. Поэтому все тварные существа – они не сущие, но существующие, то есть существующие за счет кого-то или чего-то. Бог самодостаточен и не нуждается ни в чем. Бог может обойтись и без существования всего тварного (всего – сотворенного Им). Он действует только по Своему собственному произволению. Поэтому можно сказать, что существует (сущий) только Бог. Все остальное может существовать только поскольку Бог даст, предоставит ему эту возможность. Разрыв с Творцом означал бы для любой части Его творения полное уничтожение.

Итак, если мы не осознаем в этой жизни Бога как единого Сущего, то наше собственное существование будет лишено всякого положительного смысла.

В Молитве Господней о Боге сказано, что Он есть «сущий на небесах». Как понять эти слова «…на небесах»? Православный Катехизис поясняет: «В призывании следует говорить Иже еси на Небесех для того, чтобы, начиная Молитву, оставить все земное и тленное и вознести ум и сердце к Небесному, Вечному и Божественному» (401). Толкование блаженного Феофилакта несколько иное: «Словом: ″Отче″, показывает тебе, каких ты удостоился благ, соделавшись сыном Божиим. Словом же: «на небесах», указал тебе на твое отечество и на отеческий дом, поэтому, если желаешь иметь Бога отцом, смотри на небо». О том, что каждый христианин имеет дом на небесах, смотрите, что об этом сказал Сам Господь: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин.14:2–3 ). Итак, Сын Божий и вознесся на Небо, чтобы приготовить для нас место, и вернется для того, чтобы забрать нас к Себе. А пока, произнося слова Молитвы Господней, мы будем иметь в виду, что у нас есть и Отец на Небесах, и небесное неувядаемое наследие.

Заключительная часть 9-го стиха 6-й главы Евангелия от Матфея: «да святится имя Твое». О том, что означают эти слова, мы поговорим сегодня подробнее.

Первая часть Молитвы Господней, рассмотренная нами, называется: Призывание. Теперь мы переходим к тем частям Молитвы Господней, которые называются: Прошения. Прошения есть то, что связано с насущными нашими проблемами – как духовными, так и материальными. С одной стороны, слова «да святится имя Твое» можно и нужно отнести к словам, прославляющим Бога; с другой стороны, в этих словах заложено глубокое желание каждого верующего человека прославлять Бога не только словом, но и святить Его Святое Имя жизнью своею. Христиане как бы вкладывают в это прошение следующий смысл: «да святится имя Твое» в каждом поступке всей нашей жизни. Блаженный Феофилакт восклицает: «…соделай нас святыми, чтобы прославлялось имя Твое. Ибо как моими худыми делами Бог хулится, так моими добрыми делами – святится, то есть прославляется, как Святой». Читая это истолкование, не надо думать, что человек способен своими добрыми или злыми делами что-то прибавить Богу или что-то убавить от Него. Бог совершенно не зависит от нас и наших поступков. Одна из основополагающих христианских догматических доктрин – это вера в неизменяемость Бога. Сказано о Боге: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). У Бога ничего не прибывает и ничего не убывает!

Православный Катехизис поясняет: «Имя Божие свято и, без сомнения, свято само в себе… Оно может еще святится в людях, то есть вечная святость Его в них может явиться. Происходит это следующим образом. Во-первых, когда мы, имея в мыслях и сердце имя Божие, так живем, как требует Его святость» (402, 403, 404). Блаженный Иероним поясняет: «Да святится имя Твое, – не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников, то, наоборот, ради праведных оно святится».

То, что называется освящением, совершенно неизвестно протестантскому богословию (протестанты делают акцент на искуплении и оправдании). Однако в самом Священном Писании сказано: «Ибо воля Божия есть освящение ваше…» ( 1Сол.4:3 ). Итак, по мнению блаженного Феофилакта, данное прошение (прошение «да святится имя Твое») есть призыв к святости. Сказано в Законе Божием: «…Итак будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:45 ).

В православном понимании спасение человека есть дело всей его жизни и, более того, выходит за пределы этой земной жизни, ибо наше тело спасается от власти тления и смерти только в день второго воскресения (напоминаю, что первое воскресение, по учению православному, происходит в этой земной жизни, когда неверующий становится верующим, когда язычник становится христианином, а еретик православным). Спасение в православном понимании делится как бы на три этапа: искупление, освящение и обожение.

Искуплению соответствует библейская добродетель – вера. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» ( Рим.10:9 ).

Освящению соответствует библейская добродетель – надежда. Сказано: «Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца» ( Евр.6:11 ); и еще: «Ибо мы спасены в надежде…» ( Рим.8:24 ).

Обожению соответствует библейская добродетель – любовь. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ).

Искупление – есть начало пути в деле спасения, Освящение – середина, а Обожение – радостное завершение.

Далее мы читаем следующее прошение:

Здесь уместно напомнить, что главная тема, доминирующая во всех проповедях Иисуса Христа, – это тема о Царствии Божием. Достаточно вспомнить притчи Христа, которые за редким исключением посвящены грядущему Царствию Божию. Без сомнения, проповедь о Царствии Божием является прямым вызовом всем царствам земным, всем политическим, экономическим и социальным системам, господствующим на нашей планете. По мере приближения Царства Бога земные правительства будут объединяться в едином глобализационном проекте единой мировой державы под управлением единого планетарного мирового правительства. Сказано: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их» ( Пс.2:1–3 ). Священная Псалтирь призывает нас свергнуть с себя оковы мирового правительства, создаваемого «против Господа и против Помазанника Его». Богохульное мировое правительство объединит народы и племена, царей и князей в едином заговоре против грядущего Царствия Христова. Каждый христианин должен проявить бдительность перед наступлением страшного дня, в который силы добра и зла столкнутся в последней решающей битве. Сказано: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» ( Откр.16:12–16 ). Итак, мы видим, что последняя битва начнется при водах Евфрата (в Ираке). Там началась и первая битва зла с добром, когда дьявол соблазнил наших прародителей в Раю. О местонахождении Рая сказано: «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки… Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:10,14 ). Итак, Рай Едемский находился между Тигром и Евфратом (Месопотамия) – теперешние земли Ирака и Ирана. Здесь змей дьявол впервые выпустил свое жало, здесь он окончательно и будет сокрушен. Теперь опять сей змей вполз в земли Междуречья; чем это кончится, к чему приведет? В тяжелые времена живем…

Когда мы произносим слова Молитвы Господней: «да приидет Царствие Твое», мы отрекаемся от всех земных форм правления, которые находятся под непосредственным дьявольским управлением, и ратуем о полном прекращении власти дьявола и его приспешников на этой планете. Посмотрите вокруг себя: среди нас уже сейчас много апостолов сатаны, эмиссаров антихриста. Они рядятся в одежды политиков и бизнесменов, в одежды религиозных деятелей и в одежды миротворцев. Но их почерк очевиден – они ненавидят детей Божиих, клевещут на них, преследуют и убивают их.

Блаженный Иероним пишет: «Да приидет Царствие Твое. – Он просит или вообще о царстве, чтобы дьявол перестал царствовать в мире, или просит о том, чтобы Бог царствовал в каждом человеке, и чтобы грех не царствовал в смертном теле людей. Вместе с тем нужно стремиться и к тому, чтобы просить царства Божия (вечного) и не бояться суда, – что является свойством великого дерзновения (пред Богом) и чистой совести». В этом истолковании блаженный Иероним приподнимает завесу некоей тайны. Он говорит в начале данного истолкования: «Он просит…», – имея в виду, что молитва «Отче наш» являлась собственной молитвой Иисуса Христа. В этой молитве, конечно, Он более говорил от нашего имени и за нас. Но если попытаться представить, какой могла быть молитва в Истинном Человечестве Иисуса, то невозможно представить никакой, кроме Молитвы Господней, молитвы «Отче наш».

Молитва Господня обладает и врачующей силою!

Блаженный Феофилакт видит в рассматриваемом прошении мольбу о приближении Второго Пришествия. Он пишет: «Да приидет Царствие Твое. – То есть, Второе Пришествие, ибо человек со свободною совестью смело молится о пришествии воскресения и Суда».

Но можем ли мы считать себя людьми со свободною совестью (свободной от власти греха), если, оборачиваясь назад, мы видим в своем недалеком прошлом ужасные грехи и страшные преступления. К тому же, эти наши грехи на слуху у многих, ибо грешили мы, не стыдясь, и на глазах не только знакомых нам людей, но и в присутствии малознакомых. Как вырваться из сего порочного круга, который дьявол петлею отчаяния и уныния стягивает на нашей шее. Можем ли мы избавиться от нашего греховного прошлого? Можем ли мы обрести свободу от рабства греха и дьявола? Попробуем ответить на этот вопрос.

Как мы уже определились, для того, чтобы нам прийти к Богу, нам необходимо проявить глубокую веру по отношению к Нему. Сказано: «А без веры угодить Богу невозможно…» ( Евр.11:6 ). Причем в христианстве вера не есть только отвлеченное от жизни созерцание. Напротив! Вера в Новом Завете – есть, прежде всего, действие, направленное к Объекту веры. Сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11:1 ). Итак, прежде всего вера осуществление и лишь потом – созерцательная уверенность. Следовательно, невозможно веровать в свое собственное спасение и ничего не делать для его осуществления.

Крикливый Запад пытается все делать своими собственными усилиями, своими талантами, своей гениальностью и упорством. Лидерство – вот их стимул! Молчащий Восток, напротив, всецело уповает на Бога, Его совершенства и Его любовь. Любовь в библейском понимании и есть совокупность всего совершенного, по-настоящему деятельного и передового. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Писание также учит: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ). Следовательно, облечься в любовь, к чему нас призывает апостол Павел, и означает сочетаваться Христу, то есть соединиться со Христом. Но примет ли Он нас такими, какие мы есть: грешными, запутавшимися в собственных противоречиях и предрассудках, наделенными безумными комплексами и амбициями? Да! Примет! Сказано: «. приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ). Какие радостные и обнадеживающие слова!

Но где и как пережить встречу с Господом? Может быть, для встречи с Ним надо отправиться в паломническую поездку в Иерусалим или на Афон? А может быть, прямо сейчас броситься бегом к близлежащему храму? Нет! Христос учит, что разрешение всех наших проблем должно произойти внутри нас самих. Только тогда перемены будут иметь не внешнее, а глубоко личное значение. Сказано: «верою вселиться Христу в сердца ваши» ( Еф.3:17 ). И не смущайтесь, что горница вашего сердца не убрана и исполнена всяческих непотребств. Сын Божий и пришел в этот мир спасать таких, как ты и как я, грешников. Именно для таковых и будет открыто Небо. Сказано: «…Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф.21:31 ).

И не надо откладывать дело своего спасения на завтра. Ибо завтра может и не наступить! «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ).

Прямо сегодня, после этой радиопередачи обратись с молитвой покаяния к Богу, и Он силен и услышать, и исправить, и простить тебя. Радость твоего обращения к Богу наполнит все Небо. И чем более ты грешен, тем более радости о твоем покаянии будет на Небесах. Господь Иисус Христос учил: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» ( Лк.15:7 ).

Если ты имеешь нужду в покаянии, то ты будешь прощен Богом. Бог отвергает только тех, которые не имеют нужды в покаянии, то есть считают себя «праведными» и «благочестивыми». Особенность таковых ложных «праведников» – они всех осуждают и всеми недовольны, так им легче скрыть от самих себя и от других реальное состояние своих падших душ.

Подлинный праведник всем желает спасения и духовного благополучия:

Для старца Силуана Афонского было особенно характерно молиться за умерших, томящихся во аде… Для него было невыносимо сознавать, что люди будут томиться во «тьме кромешной». Архимандрит Софроний вспоминал: «Помним его беседу с одним монахом-пустынником, который говорил:

– Бог накажет всех безбожников: будут они гореть в вечном огне.

Очевидно, это (такие злые пожелания приятно было говорить этому монаху – О.С.) доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал:

– Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в Рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?

– А что поделаешь, сами виноваты, – говорит тот.

Тогда старец со скорбным лицом отвечал:

– Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».

Однажды я спросил одного православного религиоведа: «Вы молитесь за сектантов, с которыми так отчаянно боретесь?» Религиовед ответил: «Я их проклинаю. Зачем мне еще за них и молиться». Я с ужасом отошел от этого человека, оказывается, он по утрам не читает Утреннего Правила. Иначе он знал бы, что все православные христиане молятся утром за заблудших еретиков, сектантов и отступников. В Утреннем Правиле есть такие слова: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленыя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти».

Любовь может излучать только тот, кто сам объемлем этой Любовью. Мы должны любить всех заблудших и надеяться, что Господь приведет и их и нас на стезю спасения. Сказано: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ).

Молитва помогает нам примириться и с нашими личными врагами. В таком случае, надо молиться о них, чтобы Господь говорил доброе о нас в их сердца. Когда я сам стал так молиться за своих обидчиков, таким образом, то Господь чудесно скорректировал эту мою молитву. И теперь я ее читаю так: «Господи, глаголи мирное обо мне в сердца врагов моих; и глаголи мирное в сердце мое и о них».

Древний патерик рассказывает: «Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келлию и говорит ему: «Отче, я скорблю». Старец спрашивает: «Отчего?» Он отвечает: «Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему». Старец говорит ему: «Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келлию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате». Брат сделал, как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал и ради послушания старцу».

Итак, подлинное освящение, в котором мы все нуждаемся, это такое состояние, когда Имя Господа святится в жизни нашей, когда воля Божия святится в жизни нашей, когда Любовь Божия, излитая в сердца наши Духом Святым, делает нас святыми по благодати. Вот о чем мы и просим в известном прошении из Молитвы Господней: «да святится имя Твое». Только те из нас, которые освятились Любовью Господней, без страха о грядущем Страшном Суде Господнем могут присовокупить к выше обозначенному прошению и следующее прошение: «да приидет Царствие Твое». Но такое возможно, если сыновство Богу через веру в Иисуса Христа вспыхнуло в сердцах наших. Только тогда мы и сможем с чистою совестью произнести эти удивительные и возвышенные слова:

«Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое…»

Учение о спасении в разных христианских конфессиях, ББИА, г. Москва, 2004, стр. 52

Хомяков А.С. «Церковь одна», в: Хомяков А.С. Сочинения. В 2-х тт. Т.2: Работы по богословию. М.: Медиум – ВФ, 1994, с.19.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *