Открытый урок по теме сон
Класс: 8
Презентация к уроку
Средства обучения: презентация, таблица с изображением головного мозга.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
Наружный хаос мрака и огня
Мой мозг вгоняет в четкие пределы
Дробит и клеит, разрушает смело
И вечно строит только для меня
Исполненные музыки, значенья,
Причудливые яркие миры-
Творения возвышенной игры,
Сооруженья внутреннего зренья.
Д. Леви (нейроэстетик)
Древние греки верили, что сны приносит и управляет сновидениями бог Гипнос. Людям, живущим по совести он приносит облегчение и покой, охраняя их сны, и не впускает туда чудовищ ада. Но к тем, кто живет неправедно приходят во сне Цербер (адский пес Аида) и медузы горгоны терзающие душу но не плоть. Наверное, каждый из вас хоть раз в жизни просыпался в холодном поту от ужаса или страха, кто – то, наоборот, видел хорошее и просыпался с улыбкой, потому что, по мнению греков к нему являлся его сын бог Морфей, который навевал только сладкие сны. А сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) “Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения” обратился к теме сновидений.
II. Изучение нового материала.
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами.
Другой причиной сна является усталость.
Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.
Итак что же такое сон? (ответы учащихся)
Расстройство сна.
И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.
В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.
Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.
Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.
Летаргия- в переводе с греческого означает спячка.
Задумывались вы над тем, почему люди чувствуют себя бодрее в определенное время дня, года, почему одни люди до глубокой старости сохраняют высокую работоспособность и умственную продуктивность, а другие увядают в молодости?
На все эти вопросы легче дать ответ, если учесть, что живые существа обладают “внутренним механизмом”, способным измерят время. Он обеспечивает высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно меняющихся условиях окружающей среды.
— Давайте попробуем сейчас определить ваш биоритм, с помощью мини – анкеты.для этого на полях рабочей тетради запишите в столбик цифры от 1 до 4. Я вам буду зачитывать вопрос, а вы выбрав вариант ответа отмечаете его буквой А, Б или В.
1. Трудно ли вам вставать рано утром?
2. В какое время вы предпочитаете ложиться спать?
А) после часа ночи Б) около 11 ч. В) около 10 ч.
3. В какое время вы предпочитаете кушать обильно?
4. Когда вам легче учить уроки?
А) поздно вечером Б) днём В) в утренние часы
— если больше ответов А – вы сова
— если больше ответов В – вы жаворонок
— если больше ответов Б – вы аритмик.
Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна.
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма.( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
ПОМНИ: сном невозможно запастись впрок, так же как и едой. Избыточный сон также вреден, как переедание.
Крепкий и здоровый сон обеспечивает восстановление работоспособности клеток головного мозга, предохраняет их от чрезмерного напряжения.
Недосыпание – одна из наиболее частых причин неврозов в детском и подростковом возрасте.
А сейчас проведем эксперимент.
Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведём следующий эксперимент. На полях тетради напишите цифры:1,2,3.
1. Переплетите пальцы рук несколько раз и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот-же большой палец левой или правой руки (напишите букву Л или П).
2. Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Какая рука оказалась сверху? (Л или П).
III. Закрепление изученного материала.
План-конспект урока по экологии человека «Сон и сновидения.»
План- конспект открытого урока по экологии человека
Дата проведения: 15 марта 2014 года
Учитель биологии МОУ «сош № 67» Кировского района г.Саратова:
Щекотурова Юлия Сергеевна
Тема: Сон и сновидения.
Цель : Изучить явление сна, п ознакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна.
Разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга;
Показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами;
3.Познакомиться с теорией сновидений К. Юнга и З.Фрейда.
Тип урока : комбинированный ( первичное изучение нового материала и первичное закрепление)
Методы обучения : частично – поисковый.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная.
Оборудование. : таблицы и иллюстрации по природе сна, расстройствам сна, ноутбук, ММП: презентация Microsoft Power Point «Гигиенический режим сна- составляющая здорового образа жизни»
Вступительное слово учителя : Сегодня мы проводим урок-путешествие по страницам природы сна и сновидений. Перед нами стоит задача: познакомиться с физиологической природой сна.
Тема урока: «Гигиенический режим сна- главная составляющая здорового образа жизни « (СЛАЙД 1)
«Врачующий бальзам больной души,
Сон- это чудо матери- природы
Вкуснейшее из блюд в земном пиру»
Учитель: Открываем первую страницу нашего путешествия:
Что же такое сон? Найдите определение сна в учебнике на странице 117.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете, значение слова «сон». Что для вас значит это слово?
Сон- это физиологическое состояние мозга и организма человека, а также животных, внешне характеризующееся обездвиженностью организма. (запись в тетрадях) (СЛАЙДЫ 3,4)
Учитель: Открываем вторую страницу нашего путешествия:
Потребности во сне: (запись в тетрадях ) (СЛАЙД 5)
Новорожденные- 16- 20 часов в сутки
6-9 лет – 11-12 часов
14-18 лет – 9-10 часов
Взрослые – 7-8 часов
Учитель: Открываем третью страницу нашего путешествия:
«Значение сна для организма».
Мне снится сон, что сплю я непробудно,
Что в грезы я надежно погружен.
И на меня ласкательно и чудно
Надежды тень навеял этот сон.
Учитель: Вот так рисует картину непреодолимого сна В.Катаев в рассказе «Сон»:
Учитель: Итак, без сна у человека плохое самочувствие, настроение, нарушается память
Так в чем же значение сна для человека? (запись в тетрадях)
1. Понижается обмен веществ
2.Снижается частота сердечных сокращений
3.Дыхание поверхностное и редкое
4.Снижается температура тела
6.В процессе сна создается чувство бодрости
И, конечно, замечали, что спать хочется, когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна?
Учитель: Открываем четвертую страницу нашего путешествия:
Чтобы понять природу сна, людей будили в период быстрого сна, днем эти люди были раздражительными, на пятые сутки у таких людей наблюдалось расстройство памяти
Сон протекает в несколько стадий, называемых фазами. (прочитайте в учебнике на странице 117 и заполните схему)
Медленный сон Быстрый сон
сердцебиение и обмен сердцебиение усиливается
веществ замедляется приходят сновидения
В коре головного мозга находится центр сна и бодрствования.
Одна из причин сна является усталость.
Учитель: Открываем пятую страницу нашего путешествия:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
И снится чудный сон Татьяне,
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена.
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин
Учитель: Открываем шестую страницу нашего путешествия:
Учитель: Еще в далекие времена верили снам. Считали, что сны могут быть «вещими», они могут предсказать человеку что-то.
Дело в том, что в снах отражаются наши чувства. Часто снится то, чего мы очень хотим, или, наоборот, то, чего мы опасаемся. Это и дает нам повод судить о том, что сны сбываются, что они «вещие». Сколько людей видят вещие сны, известно, что Менделеев увидел во сне периодическую таблицу, а Ферма доказал теорему, которую пытаются доказать до сих пор. Тема сна находит свое отражение и в картинах художников, например Сальвадор Дали в картине (как вы думаете, как называется картина?) «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
Каждый человек видит сны, но многие их забывают. Часто думают, что сон длится секунды, но это не так. Сколько времени события занимают в реальной жизни, такова и продолжительность сна. Но многое во снах и сновидениях остается для человека загадкой. Почему все-таки сон может быть вещим?
Учитель: Открываем седьмую страницу нашего путешествия:
В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Джона Кеннеди, заснула на 13 лет.
Бразильская певица Сантос после автомобильной катастрофы, получив травму головного мозга, погрузилась в глубокий сон. Она спала 7 лет и в 1976 году проснулась.
20 лет непробудным сном проспала Надежда Лебедин. Родственники уже надежду потеряли, она открыла глаза спустя 20 лет, как заснула. Она выглядела на 34 года, хотя ей уже было 54 года. Все 20 лет, пока она спала, у нее прощупывался пульс, дыхание было замедленное. Первые два года ей пищу вводили через зонд, но потом Надежда стала сама принимать пищу из ложечки, правда пищу предварительно измельчали.
Слово учителя: В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего.
1.Летаргия — в переводе с греческого означает спячка.
Летаргия- это болезненное состояние неподвижности, внешне напоминающее сон.
Лунатики во время ночного сна автоматически совершают сложные движения. Во время сна они одеваются, передвигаются, блуждают. Такое явление наблюдается у повышенно возбудимых детей.
Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница.
3.Бессонница Бессонница часто возникает от переутомления
Как же можно избавиться от бессонницы?
Учитель : Нельзя прибегать к снотворным препаратам. Как вы думаете, почему?
Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом.
Слово учителя: Со сном связано еще одно понятие- ГИПНОЗ.
Гипноз в переводе с греческого означает сон. Если загипнотизированному взрослому человеку внушить, что он ребенок 4-х лет, то взрослый человек в гипнотическом состоянии будет вести себя, как ребенок. Сила внушения велика.
Сейчас широко используют электросон.
Учитель: Открываем восьмую страницу нашего путешествия:
«Гигиена сна ». (страница 118 учебника- прочитать) ; (СЛАЙД 15)
2.перед сном проветривать комнату
4.ложиться спать в одно и тоже время
5.исключить воздействие раздражителей(шум, яркий свет, громкая музыка)
6.удобная кровать с жестким матрацом
7.плоская подушка или отсутствие ее совсем
Учитель: Открываем девятую страницу нашего путешествия:
Сновидения – нормальная психическая деятельность мозга, протекающая во сне и связанная с комбинацией осознанных и неосознанных явлений внешнего мира и физиологическими процессами организма. ( определение биологический энциклопедический словарь). В состоянии сна сознание общается с подсознанием, в результате мы видим вещие сны, те которые сбываются, уже доказано, что по- настоящему вещие сны человек за всю жизнь может увидеть один- два раза. Причины сновидений объясняли по-разному, особенно интересные теории сновидений Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.
Ответьте на вопросы:
1. Что такое сон? Почему он необходим?
2. Что помогает наступлению сна?
3. Почему недосыпание отрицательно сказывается на здоровье человека?
4. В какую стадию сна бывают сновидения?
5. Что происходит во время сна?
6. Чем быстрый сон отличается от медленного сна?
— Подведение итогов урока. Выводы.
— Домашнее задание : прочитать параграф 28, подготовить сообщение об одном из видов нарушений сна (СЛАЙД 18)
— Выставление оценок. Комментарии оценок.
Тема урока: «Сон и сновидение»
Место данного урока в общей системе преподавания учебного предмета:
Биология. Человек. 8 кл. Глава 13. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.
Цель урока: раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, выяснить изменение, происходящие в организме во время сна. И его значение.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения материала, частично поисковый.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, мультимедиапроектор, презентация по теме.
1.Предметные результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
Значение сна для человека и причины его продолжительности;
Называть и характеризовать фазы сна;
Объяснять физиологическое значение сна и сновидений.
Правила гигиены сна.
Учащиеся должны уметь:
Разъяснять физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений;
Раскрывать значение сна для нормального функционирования мозга;
Давать характеристику фаз сна;
Доказывать необходимость соблюдения правил гигиены сна.
2.Метапредметные результаты обучения:
Познавательные- овладеть навыками смыслового чтения при работе с основными и дополнительными компонентами учебника (основной текст и иллюстрации); анализировать и обрабатывать информацию; строить логическую цепочку рассуждений;
Регулятивные- контролировать и оценивать результаты деятельности, вносить коррективы в их выполнение;
Коммуникативные- полное и точно выражать свои мысли, аргументировать собственную точку зрения, вступать в диалог и дискуссию; эффективно работать в группе при решении учебной задачи.
3. Личностные результаты обучения:
Проявлять познавательный интерес, направленный на изучение организма человека.
Сны – это бывалая комбинация небывалых впечатлений.
Час сна до полуночи стоит трех после.
1. Организация мотивации обучающихся
-Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях.
Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь. Мы начинаем урок.
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
1. В детстве каждый из вас смотрели передачу «Спокойной носи малыши», а в конце звучала всем известная песня «Спят усталые игрушки». Послушаем фрагмент и попытаемся по словам песни определить тему урока.
2. Послушайте отрывок из произведения В.Катаева «Сон»
Создание проблемной ситуации:
«Бойцы конницы С.М.Буденного в течение трех суток выдержали 20 атак, к мукам жажды, голода и зноя прибавилось еще новая непреодолимая мука. Бороться с ней не было сил.
… Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой возможности бороться с этой мукой. Наступал вечер. Мука заводила глаза. Веки были намагниченные. Глаза закрывались. Сердце, налитое кровью, затихало медленно, и вместе с ним останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы, мотались головы, съезжали на лоб фуражки.»
О какой муке идёт речь? (борьба со сном)
О какой физиологической потребности указывается в тексте?
Назовите тему сегодняшнего урока. Мы поговорим с вами о сне и его значении для организма человека. Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.
Слушаю фрагмент песни, отрывка из произведения, самостоятельно формулируют тему урока.
Тема «Сон и сновидения»
2.Организация процесса целеполагания
1.Организует фронтальную беседу.
— Что вы знаете о сне?
— Что вы хотели бы узнать?
формулирование учащимися цели урока.
Ознакомления с алгоритмом. ( Слайд 3 )
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели
Наука занимающаяся изучением сна называется сомнологией.
Проникнуть в тайны сна помог специальный прибор – электроэнцефалограф
1.Значение сна. Как вы думаете, почему человек и животные не могут обходиться без сна?
— помогает восстановить силы, работоспособность
— дает возможность отдохнуть организму, набраться сил
— головной мозг отдыхает, когда человек спит
— а животным помогает пережить неблагоприятные условия
3.Физиологическая природа сна и сновидения
4.Предупреждение нарушений сна.
Совместно с учителем
Работают по алгоритму достижения целей
Записывают определение Сон ( Слайд 4-7)
4. Работа с источниками информации
— Учащимся предлагает заполнить таблицу с комментариями сравнения фазы быстрого и медленного сна. Задание №2
Активное поведение людей преимущественно приурочено к дневным часам. Ночью наступает сон. Однако все люди границу между сном и бодрствованием ощущают по-разному. Среди людей есть совы и жаворонки. Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.
-Очень важно знать свой тип и учитывать его, так как нарушение природной биоритмики ведёт к снижению вашей работоспособности, плохому самочувствию, стрессу, нарушению сна. Предлагаю вам ответить на вопросы Мини – анкеты (Приложение 2)
Заполнить таблицу с комментариями.
Анализируют совместно с учителем.рис.151 п.55 учебника, периоды сна человека в течение ночи; выделение фазы медленного и быстрого сна. Обращают внимание на изменения в их продолжительности.
Взаимопроверка: Обменяйтесь таблицами и оцените друг друга.
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности
Тест « Достаточно ли вы спите?»
4.Предупреждение нарушений сна (слайд 12,18)
Работа в группе: предлагает самостоятельно сформулировать и обосновать с позиций физиологии правила гигиены сна. Составьте памятку-рекомендацию « Правила гигиены сна» ( текст п.55)
Оцените себя: (Приложение 1Работа в группе)
6. Организация контроля учебных действий и деятельности
Сравнивает цель и результаты работы учащихся
На каком шаге плана мы сейчас работаем?
Можем ли двигаться дальше?
Какой следующий шаг?
Самостоятельная работа по выполнению Теста «Сон и сновидение» (Приложение 4)
7. Организация оценивания достигнутых результатов
Беседа с учащимися:
1. Анализ эпиграфов урока.
2. Сон-это отдых или работа мозга?
3. Назовите правила гигиены сна?(Приложение).
Почему нужно ложиться спать в одно и тоже время?
Заполнения листа оценивания (Приложение. Маршрутный лист «Самооценка»)
Учащиеся анализируют эпиграфы урока. Отвечают на вопросы учителя.
Предметные и метопредметные результаты.
8. Организация рефлексивного осмысления
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
— изучили физиологию сна
— узнали значение сна
— Узнали, что сон, это часть нашего жизненного ритма
— Узнали, что нужно, чтоб сон был здоровым
Изучили изменения в организме, которые происходят во время сна.
Берегите свое здоровье, спите долго, крепко и желаю вам хорошего самочувствия.
Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
Самооценка деятельности. Закончи фразы (Приложение 6)
Индивидуальное задание. Закончи предложения:
Мои самые большие достижения на уроке…
Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции
Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки .(Приложение 4)
Дает комментарий к домашнему заданию: учебник,п.55; дополнительно: создать презентацию по теме «Сон»
Формулируют выводы на основе наблюдений, высказывают свое мнение и позицию
Алгоритм урока «Сон и сновидение»
Задание № 1. Прочитайте текст учебника (1- 2 абзац) на стр.345, сформулируйте определение сна и сопоставьте его с собственными знаниями. Запишите в тетрадь: Сон- это…
Задание № 2. Заполнить таблицу (Работа с текстом учебником п.55)
Занятие «Сон и сновидение» с презентацией
Выбранный для просмотра документ сон и сновидения занятие.doc
Интегрированное занятие по основам медицины на тему:
Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на занятии или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.
Добрый день, ребята! Все на месте!
Как вы считаете, о чем пойдет сегодня речь?
А какова цель нашего занятия? Давайте вместе сформулируем.
Цель нашего занятия:
Открываем первую страницу нашего путешествия:
«Значение сна для организма».
В проведенных опытах собака без пищи могла прожить 20-25 дней, хотя при этом теряла 50% веса, а собака, лишенная сна погибала на 12 день, хотя в весе теряла всего 5%. Бессонница мучительна. Неслучайно в древнем Китае приговаривали к смертной казни лишением сна. Сон неодолим.
Почему же человек не может обходиться без сна? И.П.Павлов провел опыт. Для опыта была взята собака. Она долго стояла в станке и заснула, повиснув на лямках. Вы, конечно, замечали, что человек испытывает сонливость, когда устал, замечали, что сон снимает волнение, успокаивает человека, облегчает горе.
И, конечно, замечали, что спать хочется, когда тишина, тикают часы или капли дождя ударяют в оконное стекло. Сонливость вызывает стук колес в поезде. Какова же природа сна?
(Галина Кирилловна) Открываем вторую страницу нашего путешествия: «Природа сна».
У человека сон протекает циклично. Цикл включает две фазы:
В стволе головного мозга находится центр сна и бодрствования.
Жаворонок рано ложится, но и легко рано встает, а совы долго бодрствуют, но а утром любят подольше поспать.
Давайте с вами проведем экспресс-тест. Где каждый определит кто же он: сова, жаворонок или голубь.
(Результаты теста на экране)
Другой причиной сна является усталость.
Если человек привык ложиться спать в одно и то же время и даже если не устал, то все равно в определенный час наступает сонливость.
Нередко происходит длительное нарушение сна.
(Ирина Викторовна) Третья страница нашего путешествия: « Расстройство сна».
И.П.Павлов наблюдал за больным Качалиным, который заснул в 1898 году и проспал 20 лет. Во сне он состарился. Спал беспокойно, глаз не открывал, в сознание не приходил, но мог иногда подниматься и грызть семечки.
В 1963 году молодая аргентинка, узнав об убийстве Кеннеди, заснула на 13 лет.
В чем причина такого состояния человека? Ведь его в данный момент легко принять за умершего. А ведь бывали случаи, когда таких людей действительно хоронили живьем.
Николай Васильевич Гоголь писал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
А ведь до сих пор не смолкают споры по поводу смерти Николая Васильевича Гоголя. После вскрытия гроба, при переносе на другое кладбище, тело Гоголя было перевернуто в гробу. Возникает вопрос: а не захоронили ли великого писателя в состоянии сна? Что это за состояние? Очнувшись, он мог перевернуться в гробу.
Помимо летаргии своеобразным заболеванием, которое связано с расстройством сна, является лунатизм.
Научное название лунатизма – сомнамбулизм. Этот термин означает снохождение. Лунатизмом его назвали из-за устойчивого мнения о связи данного явления с активностью луны. Это мнение является ошибочным, хотя, некоторое влияние на психику людей луна все-таки оказывать может.
Сомнамбулизм является достаточно широко распространенным явлением. Во всем мире им страдает около 2,5% населения.
Что такое лунатизм (сообщение ученика)
Как ведут себя лунатики
Не все лунатики ходят по квартире. Некоторые из них могут просто сидеть или стоять в кровати. Другие, наоборот, стремятся выйти на улицу, могут открыть замок двери и даже завести машину.
Обычно приступы лунатизма непродолжительны, длятся они не более получаса за ночь. Чаще всего лунатик сам возвращается в постель и продолжает спать. На утро эти люди абсолютно ничего не помнят о своих ночных похождениях.
Причины лунатизма и кто наиболее подвержен лунатизму
(сообщение ученика)
Многие люди считают, что лунатизм представляет собой редкую психическую болезнь. На самом деле, это не так. Лунатизм является разновидностью нервного расстройства. Нужно отметить, что наиболее подвержены этому расстройству дети и подростки. Среди взрослых лунатики встречаются гораздо реже – 1 человек на 1000 населения.
Затрагивает эта проблема только впечатлительных людей, имеющих определенные особенности головного мозга. Они имеют склонностью к образованию очагов возбуждения.
Лучше всего такому человеку обратиться к врачу и пройти специальное обследование.
Лунатизм у взрослых может быть вызван и сильными стрессами. У детей и подростков снохождение достаточно распространено. Согласно данным научных исследований, страдают им около 15% детей. При этом ребенок является психически здоровым. Чаще всего с возрастом это проходит.
Возникают приступы лунатизма обычно в те моменты, когда ребенок переживает из-за чего-то. Постоянная тревога и приводит к нарушениям сна и снохождению. Мозгу ребенка очень не просто выдержать бурный наплыв всевозможной информации и впечатлений. Ночью мозг не отдыхает, а продолжает обрабатывать информацию. Однако сознание ребенка при этом отключается.
Кроме того, доказано, что лунатизм может иметь и наследственный характер. Если оба родителя подвержены сомнамбулизму, то с очень большой вероятностью можно предполагать его и у ребенка. Совсем не обязательно, что ребенок будет вставать и ходить. Проявляется лунатизм и единичными движениями рук и ног. Или ребенок может пытаться что-то объяснить родителям, о чем-то настойчиво просить.
Чем опасен лунатизм
Сам по себе лунатизм опасности для человека не представляет. Однако лунатики во время своих ночных похождений могут причинить вред себе или даже окружающим. Около 25% лунатиков наносят себе различные повреждения. Бывает единичный случай, когда человек в таком состоянии может даже выпасть из окна, что небезопасно.
Чем можно помочь лунатику
Прежде всего, близкие такого человека должны позаботиться о том, чтобы уберечь его от различных возможных травм. Рекомендуется на окна спальни поставить прочные решетки. Нельзя на полу оставлять электропровода, а также стеклянные предметы. Иначе лунатик может серьезно покалечиться, запнувшись об них.
Для детей специалисты могут порекомендовать незапланированное пробуждение. Этот метод заключается в прерывании цикла сна, чтобы предотвратить приступ лунатизма.
Очень полезно перед сном расслабиться, слушая приятную спокойную музыку. Необходимо следовать строгому графику сна и стараться не нарушать его. Засыпать нужно в полной тишине. Перед сном обязательно нужно освободить мочевой пузырь.
Будить лунатика нельзя, а вот помочь ему добраться до постели необходимо. Делать это нужно медленно и спокойно, чтобы его не напугать.
Пожалуй, ничего человеку не отравляет так жизнь, как невозможность легко и быстро вечером заснуть и проспать глубоким сном целую ночь. Это может подтвердить любой человек, которого мучает бессонница.
(Галина Кирилловна) « Победа над бессонницей» (включить музыку)
Очень помогает избавиться от бессонницы простой самомассаж. В практике китайской народной медицины значительное место занимает лечебная физкультура.
Первое упражнение и называется оно: косить траву.
Встаньте, ноги слегка согните в коленном суставе. Руки полусогнуты на уровне груди, пальцы разведены, голова слегка опущена. Обе руки одновременно уходят в сторону, за ними поворачивается туловище. Далее руки и туловище возвращаются в исходное положение и повторяют движение в противоположную сторону. Данное упражнение необходимо повторять 10 раз, и вы избавитесь от бессонницы (упражнение выполняется под музыку).
Проводят массаж одним любым пальцем, слегка надавливая на нужную точку и совершая вращательные движения не более 2-3 минут. Первая точка находится между бровями, вторая точка находится на лучезапястном суставе со стороны большого пальца, а самая эффективная точка находится между большим и указательным пальцами.
Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе, а также, чтобы избавиться от бессонницы, можно на ночь выпить чай с медом.
Следующая страница путешествия « Гипноз».
Еще в XVII веке впервые в лабораторных условиях вызывали гипноз у животных. Для этого нужно взять лягушку и резко перевернуть ее на спину, свесив голову вниз. Через некоторое время лягушка не будет воспринимать болевые раздражения. Это подтверждает укол ноги иглой.
В гипнотическом состоянии через внушение можно менять работу многих органов. Если загипнотизированному взрослому человеку внушить, что он ребенок 4-х лет, то взрослый человек в гипнотическом состоянии будет вести себя, как ребенок. Сила внушения велика. Например, больной страдал параличом ног, возникшим от сильного нервного потрясения. В состоянии гипноза больной встал с постели, прошел некоторое расстояние, а затем врач резким звуком вывел больного из состояния гипноза. Больной был поражен и обрадован, что стоит на ногах один без помощи посторонних. В данном случае врач загипнотизировал больного, а затем внушил ему, что он здоров и может самостоятельно ходить.
Словами «Я вас обжигаю» можно вызвать у загипнотизированного человека ожоги с образованием пузырей.
Сейчас широко используют электросон. Больному на закрытые веки накладывают электроды и пропускают слабый ток. Загипнотизировав больного, его затем лечат внушением. Через слово можно повлиять на деятельность наших внутренних органов. Заговор болезни это есть не что иное, как внушение. Когда человек уверен, что заговор поможет, то это действительно может помочь.
Ребята, как вы считаете, какие существуют правила гигиены сна? (дети отвечают)
Правила гигиены сна
1. Старайтесь не нарушать режим сна . Привычка засыпать и просыпаться в одно и то же время всегда, включая выходные, является условием полноценного сна..
6. Физическая активность важна. Любые упражнения – это естественный антистресс. Занятия спортом улучшают качество сна, делают его глубоким. Лучший период для физической активности – с пяти до восьми вечера.
7. Сведите количество стимуляторов и кофеина к минимуму. Эти вещества, в зависимости от дозы, достигают возбуждающего нервную систему эффекта через 2–4 часа после попадания в организм. От стимуляторов и кофеинсодержащих продуктов следует отказаться как минимум за 6–8 часов до отхода ко сну.
8 . Не голодайте, но и не переедайте в вечернее время. Лёгкий ужин – обязателен. Сырые овощи, фрукты, орехи, бобы следует исключить перед сном, так они вызывают вздутие живота. Последний прием пищи – не менее, чем за 2–3 часа до отходу ко сну. Ложиться спать урчащим от голода желудком – тоже не лучшее решение.
(Галина Кирилловна) давайте подведем с вами итог.
Ответьте на вопросы:
Какие фазы сна известны?
Какие нарушения сна вам известны?
Далее мы проведем с вами небольшое тестирование по изученной теме и посмотрим наши результаты. У вас на столе лежат карточки с тестами. Давайте самостоятельно в течение 3 минут ответим на вопросы теста. Вам нужно только лишь обвести правильный ответ кружочком.
1. Человек во сне проводит примерно:
А) половину своей жизни;
Б) две трети своей жизни;
В) одну треть своей жизни.
3. Природу сна научно обосновал:
4. Когда человек видит сны?
А) во время быстрого сна;
Б) только некоторые.
Далее проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тестами с рядом сидящим товарищем. Возьмите карандаш и проверьте работу.
Если нет ошибок, работа выполнена «отлично»;
1 ошибка в работе – «хорошо»;
2-3 ошибки – «удовлетворительно»
Рефлексия в конце занятия
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Наше занятие подходит к концу и завершим мы его следующими словами: (включи музыку). Стихи читают оба педагога.