Отзывы о пещере забытых снов
Отзыв Zatv о фильме «Пещера забытых снов»
Пещера забытых снов
Документальный, Исторический (Канада, Германия, Франция, 2010)
Рейтинг IMDB: 7.4 (13 602 голосов)
Вначале, о двух исходных ингредиентах, без которых не было бы этого документального фильма.
Венер Херцог, несомненно, принадлежит к числу величайших режиссеров нашего времени (род. 5 сентября 1942 г.). Он не только снял более 40 фильмов, большая часть из которых документальные, но и поставил множество опер и написал несколько книг. Помимо всего прочего, он славится своей экстравагантностью. Например, фильм «Агирре, гнев божий» (1972) снимался в реальных джунглях, в фильме «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974) играл человек, который почти всю свою жизнь провел в психиатрической больнице, а на съемках «Стеклянного сердца» (1976) специально приглашенный гипнотизер вводил актеров в транс.
Пещера Шове на юге Франции была открыта в 1992 году. Ее стены заполняют множество рисунков, прекрасно сохранившихся до нашего времени. Это древнейшие образцы пещерного искусства в мире – возраст самых старых из них превышает 30 тысяч лет, и любое заметное изменение влажности воздуха может привести к их повреждению. Лишь на несколько часов в неделю археологи имеют право доступа в нее, но авторитет Вернера Херцога позволил получить специальное разрешение от министра культуры Франции на съёмки полнометражного фильма.
Исследование пещеры показало, что первобытные люди в ней никогда не жили, и она примерно в течение 10 тысяч лет использовалась в качестве древнего храма. А 20 тысяч лет назад вход в пещеру обвалился, навсегда отрезав ее от внешнего мира.
Наскальная живопись в пещере – уникальна. Кажется, что ее сотворили буквально вчера, настолько она современна. В ней присутствует и реализм, и абстракционизм, и символизм. Древние художники, работая только пальцами и специальными палочками, тем не менее, демонстрируют всю палитру современных техник – линии, растушевки, штриховки, мастерски используя все особенности рельефа пещеры. Трещина превращается в спину быка, а нависший каменный выступ в торс женщины.
Удивительно, но все рисунки созданы в залах, куда не попадал солнечный свет, т.е. их можно было видеть только при свете факелов. Игра теней, даже от света люминесцентных ламп, дает иллюзию движения, оживляя фрески. По всей видимости, это создавало определенный психологический эффект. Один из археологов признался, что после пяти дней работы в пещере он больше не мог туда спускаться, т.к. ему постоянно стали сниться сходящие прямо со стен львы, лошади, буйволы и носороги. Если вспомнить К.Г.Юнга, считавшего, что мифы возникли именно из сновидений, возможно, Херцог, назвав картину «Пещера забытых снов», интуитивно сформулировал ее главное предназначение.
Поражает умение кроманьонцев сохранять свои рисунки тысячелетиями. Оказывается, они добавляли в уголь не только кровь изображаемых животных, но и жир. Впоследствии, бактерии пожирали его, оставляя в этих местах микропоры, которые затем заполнялись минеральными веществами и способствовали консервации живописи.
Другое интересное наблюдение можно сделать, рассматривая наскальные рисунки во времени. Разница между первыми и последними достигает 10 тысяч лет. И хорошо видно, как только древний человек овладел речью, живопись его резко примитивизируются, становясь некими аналогами современных детских рисунков. Это уже не просто картинки, а носители информации, хотя и продолжающиеся оставаться объектом поклонения.
Но Херцог не был бы самим собой, если бы не сделал из увиденного некое философское обобщение. В конце фильма показан питомник крокодилов при местной АЭС. Режиссер, как бы, приравнивает современных людей к этим пресмыкающимся, считая, что уровни одухотворенности и слияния с природой у кроманьонцев были максимальными за всю историю человечества, и далее все шло только на спад.
Вердикт. Очень интересная картина (кстати, снятая в 3D). Рекомендуется к просмотру.
Рецензия написана в рамках флэшмоба «Спаси фильм – напиши рецензию». Тур 37.
Рецензия на фильм «Пещера забытых снов»
Типично донкихотский документальный фильм, в котором великие неизвестные художники, жившие 35000 лет тому назад, сотрудничают с человеком из 2011-го. Глубокое, загадочное и абсолютно захватывающее произведение
Трейлер
Документальный фильм о том, как Вернер Херцог стал первым кинематографистом, которому было разрешено снять великолепно сохранившиеся рисунки пещеры Шове во Франции.
Кадр из фильма «Пещера забытых снов 3D»
Высоко в горах потрясающе красивого французского департамента Ардеш в почти недоступной отвесной скале есть маленькая стальная дверь. Как сказала бы Алиса, странное место для двери, но то, что находится за ней, еще более удивительно. Наверное, точнее всего было бы назвать это Сикстинской Капеллой палеолитического искусства: стены пещеры Шове, названной в честь одного из спелеологов, открывших ее в 1994 году, покрыты поразительно живыми древними наскальными рисунками. Они сохранились чудом, в результате камнепада, произошедшего тысячелетия тому назад. Осознавая как уникальность рисунков, так и их тревожную недолговечность (аналогичные произведения наскальной живописи в других пещерах были повреждены плесенью, росту которой способствовало повышение влажности вследствие дыхания людей), французское правительство закрыло пещеру для всех, кроме горстки экспертов. За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки. Снимать внутри не разрешали никому.
Кадр из фильма «Пещера забытых снов 3D»
И тут с радующей душу неотвратимостью появляется Вернер Херцог, которому удалось-таки получить разрешение сопровождать археологическую экспедицию и в течение нескольких часов снимать в пещере. По слухам, дело окончательно решилось в его пользу, когда он предложил поступить на французскую государственную службу с окладом в 1 евро. Технические ограничения, наложенные на съемки, устрашают: в пещеру были допущены только трое членов съемочной группы, включая и самого Херцога. Разрешалось использовать исключительно легкие камеры и панели освещения, работающие от поясных аккумуляторов. Более того, в подобных условиях Херцог принимает решение снимать в 3D.
Кадр из фильма «Пещера забытых снов 3D»
Результатом всего этого стал удивительный, гипнотизирующий, а временами и неожиданно трогательный фильм. Херцог сделал затруднения и сложности при съемках частью сюжета, предшествующей виртуозно снятой сцене в конце, в которой рисунки, словно по волшебству, оживают. Используя только движение камеры и два источника света, он создает образы не от мира сего.
Кадр из фильма «Пещера забытых снов 3D»
Почти во всех эпизодах применение 3D кажется одним из наиболее уместных в истории хитроумной технологии: рисунки, теснящиеся на неровных, волнистых стенах пещеры, превращаются в сложные рельефы (впрочем, в интервью, снятых лицом к лицу ручной камерой, 3D не столь уж необходимо). Философские рассуждения Херцога могут отпугнуть людей, незнакомых с ним. Кроме того, будучи мудрецом и поэтом, он все же не удержался от провокационного утверждения о том, что мы, современные люди, никогда не поймем истинный смысл этих изображений.
А то, что аргументирует он свою глубокую мысль с помощью парочки получивших дозу радиации аллигаторов-альбиносов с находящейся в 20 милях от пещеры АЭС … ну, это же Вернер!
«Пещера забытых снов 3D»: Рецензия Киноафиши
Пока американцы переводят в формат 3D инопланетян всех мастей и видов, немцы закладывают основы 3D-документалистики. Вслед за модернистской «Пиной» (в российском прокате к сухому германскому названию прибавился сочный подзаголовок «Танец страсти») Вима Вендерса на мировых и отечественных экранах появилась «Пещера забытых снов» Вернера Херцога, добравшаяся до российских кинотеатров попечением компании «Невафильм Emotion». Совершенно логично, что именно Херцог, столько времени и сил посвятивший немецким, австралийским, африканским, северо- и южноамериканским истокам цивилизации, снял, получив специальное разрешение от французского министра культуры, фильм о пещере Шове – новообретенном памятнике палеолитической живописи. Обнаруженная в 1994 году и закрытая для общественного доступа (что более чем разумно, ибо массовые паломничества к Ласко уже начали там приводить к необратимым изменениям микроклимата и, соответственно, самих рисунков), она представляет собой древнейшее хранилище наскальной росписи: возраст изображений оценивается в 32–33 тысячи лет. Эти доисторические львы, лошади и медведи, мастерски (даже по современным меркам мастерски, как мы бы сказали – «реалистично») воспроизведенные на сводчатых, изогнутых стенах, суть, однако, не просто «портреты животных», возникшие благодаря наблюдению и охоте. Это божества, которые одновременно служат пищей и ведут человеческое существо, в известной мере правят им. К ним в полной мере применимы слова Мориса Мерло-Понти, сказанные в эссе «Око и дух», опубликованном в январе 1961 года в первом номере журнала Art de France: «Животных, изображенных на стене Ласко, на самой стене нет в том смысле, в каком там есть трещины или отслоения известняка. Они тем более не существуют где-то еще. Чуть впереди, чуть сзади, удерживаемые своей массой, которой легко и непринужденно владеют, они лучатся близ поверхности стены, никогда не обрывая свой невидимый швартов». Шове – не пещера, в которой каждодневно жили люди палеолита: это пещера-святилище. Недаром там не обнаружено никаких человеческих костей – только кости животных, да и те относятся к более позднему времени. Бóльшая часть изображений создана около 32 тысяч лет назад (характерная примета художника, всюду оставлявшего отпечаток ладони, – деформированный мизинец), но есть и рисунки, написанные пятью тысячелетиями позже: десятки поколений на протяжении многих сотен лет неизменно приходили сюда запечатлеть великих богов-животных и воздать им честь священнодействием. В этих наскальных образах родился даже оптический принцип кинематографа: чтобы передать движение, древний автор написал бизона с восемью ногами и барана в восьми параллельных рисунках. Сам рельеф пещеры, лишенной каких бы то ни было ровных поверхностей, организует динамику действия: с поверхности выступов и из ниш к человеку движутся его первые спутники и божества…
Однако для финала повествования Херцог приберегает характерную мифотворческую иронию. Неподалеку от пещеры Шове расположена АЭС, которая сливает воду, охлаждающую реактор и им же, соответственно, подогреваемую, в близлежащие водоемы. В этих водоемах, где температура воды держится на тропической отметке, в изобилии расплодились крокодилы, многие из коих – мутанты-альбиносы (все-таки атомный подогрев не проходит даром). В ритме медитации созерцая упомянутых крокодилов, зеркально отражающих друг друга, Херцог несколько неожиданно задается вопросом: а что, если мы и есть эти нечаянно возникшие существа, мутанты, прошедшие через «стадию зеркала», в результате которой как раз и рождается самосознание? И что, если мы просто вплываем, омытые водами времени, в тот древний храм, где наши предки разделились на изображенных и изображающих – зверя и человека.