Оздоровительная гимнастика после сна дошкольников
Методика проведения гимнастики после дневного сна
методическая разработка (средняя группа)
Тема: « Бодрящая гимнастика после дневного сна»
Цель: способствовать быстрому и комфортному пробуждению после сна ; с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений поднять мышечный тонус и эмоциональный настрой детей на продолжение дня.
Задачи гимнастики после дневного сна :
Введение
Дневной сон необходим ребёнку для физического и интеллектуального развитии. Но как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день? Необходима бодрящая гимнастика.
Гимнастика после сна – ключ к пробуждению ребенка.
Пробуждение – является одним из важнейших моментов способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребёнка. Гимнастика после сна направлена на правильное постепенное пробуждения ото сна. А так же является закаливающей процедурой и профилактикой нарушении осанки и плоскостопия. Гимнастика после сна помогает детям поднять настроение, мышечный тонус. Комплекс гимнастики после сна основан на уже имеющихся навыках и двигательном опыте ребенка. Общая длительность проведения гимнастики должна составлять для малышей 7 — 10 минут, для старших дошкольников – 10 – 15 минут в зависимости от возраста детей.
Методика проведения гимнастики после дневного сна
Комплекс оздоровительной гимнастики после дневного сна состоит из нескольких частей:
И так вернёмся к бодрящей гимнастики после дневного сна. Пока дети спят, педагог создаёт условия для проведения гимнастики: для контрастного закаливания детей готовит «холодную» комнату (игровую или раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой. Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает. Музыки, вызывающие приятные положительные эмоции ( пение птиц, шум леса, моря, классическая музыка для детей). Или под словесное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснётся быстрее.
Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и т. п.
Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжения мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели – около 2-3 минут.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами.
Предлагаю вам комплекс бодрящей гимнастики после сна в стихотворно-игровой форме.
Представим, что мы с вами сладко спим в детском саду в тихий час…
Отдёрните шторы в спальне, мягко и нежно, с улыбкой — и уж, конечно, без резких движений! — откиньте одеяло с ребенка.
« В кроватках»
Убежали по дорожке..
В гости солнце заглянуло
И ребяткам подмигнуло
Просыпайтесь все ребятки
Хватит нежиться в кроватках.
С боку на бок повернись ( поворачиваются направо, затем налево)
И в котёнка превратись.
«Потягушечки, разомнём подушечки»
Вот, все котики проснулись
Сладко, сладко потянулись. ( дети потягиваются)
Лапки к верху поднимают (дети поднимают руки вверх,
Спинки плавно прогибают. прогиб спины в положении лёжа)
Лапки выпустят царапки (дети сжимают и разжимают руки в кулачки
Левая и правая, мы котята бравые. по очереди)
Лапки наши потянулись
Вот, и мы уже проснулись.
«Быстры ножки у котят»
А теперь поднимем ножки ( дети поднимают ноги вверх и
Будем бегать по дорожке имитируют ходьбу по потолку,
Бегать шустрые хотят. по очереди подгибаем к груди)
А теперь животик будим
Про него мы не забудем
( Лёжа на спине одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.)
И головкой покрутили. (движение головой вправо –влево)
Соседу улыбаемся ( стоя на четвереньках дети поднимают голову
В добро мы одеваемся вверх,
Ласково мурчим мур-мур-мяу.
«Возле кроваток»
Котики мурчали, лежать они устали
И у кроваток встали. ( дети встают на ноги
Мы лапками похлопаем хлопки руками над головой,
Покажем всем немножко ( бесшумная ходьба на цыпочках)
Как мягко ходит кошка
Еле слышно, топ-топ-топ..
Хвостик снизу, оп-оп-оп..
Но подняв свой хвост пушистый ( прыжки с одной ноги на другую)
Кошка может быть и быстрой.
Выше может прыгать кошка
« Ходьба по дорожке здоровья »
Сил набрались наши ножки
Зашагали по дорожке
По дорожке не простой
По неровной, по колючей.
Идём по ней мяукаем,
Тихонечко фырчим. ( дети идут по коррегирующим дорожкам)
К стульчикам своим спешим.
« Водные процедуры»
Вымоем мы ручки, глазки,
Щёчки наши разотрём.
Одеваться мы пойдём.
«В кроватках»
(с элементами пальчиковой гимнастики)
Динь –дон, динь – дон слышен чудный перезвон
Колокольчик наш звенит, просыпаться нам велит.
Колокольчик звонкий, всем велит вставать,
Чтоб проснуться лучше
Поиграем в гномиков,
Ляжем возле домиков
(Дети ложатся поверх одеял.)
Гному сшили башмачки —
Пятки вместе, врозь носки,
Гном не стал сидеть на месте —
Пятки врозь, носочки вместе.
(Соединяют пятки, разводят носки в стороны.
Соединяют носки, пятки разводят в стороны.)
Гном друзей искал в дубраве —
Посмотрели влево, вправо.
(Повороты головы вправо).
В жмурки гном играл с ежом —
Закрыли глазки, отдохнём.
Гном собрал для птичек крошки
Громко хлопаем в ладошки.
Мышку спрятал гном от кошки —
Тихо полежим немножко.
Гном вернул коту очки —
Сжали пальцы в кулачки.
(Пальцы рук сжимают в кулаки).
Гном привёл бельчонка к маме —
Кулачки теперь разжали.
Гном жуку принёс калошки —
Тянем пальчики на ножках.
(Тянут пальцы на ногах вперёд.)
Прыгал гном по тучкам ватным
Топаем в своих кроватках.
Встретил гном сороконожку —
Гном уселся в мягкий мох —
Сделали глубокий вдох.
(Делают глубокий вдох.)
Вышел гном с губной гармошкой
Задержать дыханье сможем?
Ухал ночью гном с совой —
Выдыхаем всей гурьбой.
В гости гном собрал друзей —
Гном готовил чашки, ложки —
Тянем ручки, тянем ножки.
Потянулись сладко, сладко,
А теперь встаём с кроватки.
«Возле кроваток»
Будем делать мы зарядку
На зарядку в лес пойдём
Ничего грустить не будем,
Встали, выпрямили спинки,
Воздух носиком вдохнём
И за ягодой пойдём!
Раз присели, два встаём
Много ягоды нарвём.
А теперь все дружно стали
И подскоки делать стали.
Раз, два, три, четыре. пять,
Будем прыгать и скакать.
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Возвращаемся с полянки
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже, а потом
Шаг на месте не спеша
«Водные процедуры»
Умывайся наше солнышко,
Глазки, носик, ротик, горлышко –
Все мы вымоем лучистому,
Чтоб светилось лучше чистому!
Гимнастика игрового характера позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Бодрящая гимнастика способствует активному включению детского организма в рабочий ритм, даёт возможность восстановить и укрепить здоровье детей. Кроме того, принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
А главное – всё это доставляет им огромное удовольствие.