Первее примирися тя опечалившим толкование
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 1-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь Своим ученикам: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака, подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
Праведность, которой мы призваны научиться у Христа, должна превзойти праведность книжников и фарисеев – иначе не войти нам в Царство Небесное. Христианин не только не должен допускать ничего плохого, что было у этих лицемеров, ищущих славы человеческой и ненавидящих Спасителя. Христианин должен превосходить их и в хорошем, которое они делали ради внешнего благочестия. Они думали только о внешнем, а мы должны обращать внимание на внутреннее состояние нашего сердца. Не человеком угождать, а Богу. И когда сделаем все, повеленное нам, считать себя ни на что негодными рабами, доверяясь лишь праведности Божией.
И Христос раскрывает истинный смысл древних ветхозаветных заповедей. Эти десять заповедей, данные Богом, не могут быть отменены. Так было сказано: «Не убивай, кто же убьет, подлежит суду». Закон Божий – закон жизни, стена и ограждение нашей жизни. Однако эту шестую заповедь иудеи воспринимали чисто внешне, как воспрещение убийства, но не как ограничение внутренних пожеланий, из которых и рождались подобные преступления. В этом и заключалась главное заблуждение иудеев – в учении, что Божественный Закон воспрещает греховные поступки, но не греховные мысли. Христос же говорит, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, совершает в своем сердце убийство. Гнев – естественное человеческое чувство. Бывают обстоятельства, когда он законен и даже похвален. Но есть напрасный гнев, когда мы гневаемся без причины, без достаточной на то причины – по пустякам, по распущенности, по привычке. Христос знает, что такое человеческое сердце. Прежде чем обнаружиться в злом поступке – ненависть, презрение, инстинкт самоутверждения оскверняет внутреннее человека.
Святые отцы говорят, что даже если бы у нас вынимали глаз или отнимали жизнь, – наш гнев был бы напрасен. Единственное оправдание нашему гневу может быть, когда нас хотят отвести от заповеди Божией, от верности Христу. «Гневаясь, не согрешайте» и «солнце да не зайдет во гневе вашем». День да не закончится для вас вашей внутренней помраченностью, потому что, кто знает, может быть, этот день окажется последним, и «в чем застану, – говорит Господь, – в том и сужу». И Солнце правды Христос да не зайдет во гневе вашем – вот единственный критерий праведного гнева.
Да, злые языки, как говорится, страшнее пистолета, и убивают медленно и неприметно. Потому так глубока молитва: «Избави мя от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твоя». Чтобы мы поняли, насколько страшен этот грех, Господь говорит, что совершающий его будет подвержен самому страшному наказанию, если не покается, – геенне огненной, вечным мукам.
Потому мы должны со всяческим тщанием хранить христианскую любовь и мир в Церкви, и, как только возникает угроза истинным отношениям с кем-либо из братьев наших, спешить к нему с примирением. Наши молитвы ко святому причащению предваряются словами: «первее примирися тя опечалившим». И если ты придешь на Божественную литургию, «если ты принесешь дар твой – сердце твое – к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси твой дар». Ты не можешь приступить без этого к святым тайнам, и ты не можешь ходить в храм. Бывает, некоторые перестают ходить в церковь, чтобы не встретить там тех, с кем они в ссоре, и тем самым согрешают вдвойне. Иди и мирись с братом твоим, потому что как не готов ты к причастию, так не готов ты и умереть.
Жизнь наша – путь, идя по которому мы должны примириться с Богом через Христа. Мирись с соперником твоим, пока ты еще на пути с ним. Праведный Бог – Соперник всем грешникам, которые не хотят покаяться. И Заступник всех неправедно обиженных. «То, что вы сделали другому, – говорит Он, – вы сделали Мне». Наша забота и наша мудрость – как можно скорее, примириться с нашими личными врагами, пока мы еще на пути. Пока мы живы, мы продолжаем идти. После смерти будет поздно это сделать. Кто упорствует во вражде с Богом, тот отвергает дар Его милосердия. Ад – темница, в которую будут ввергнуты все, кто уходит отсюда во вражде с Богом. «Истинно говорю тебе, – говорит Христос, – ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта».
Первее примирися тя опечалившим толкование
«Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим»,— эта молитва читается перед самым Причащением Святых Христовых Таин. Но всегда ли мы обращаем внимание на эти слова — «первее примирися»? Мы исповедались, да, мы перечислили «текущие» грехи, насколько смогли их увидеть, но примирились ли мы внутренне со всеми, с кем у нас случались в жизни конфликты, кто причинил нам боль и ущерб?
Предположим, что мы честно поразмыслили, поискали в случившемся конфликте свою вину, что-то нашли и исповедали, в остальном, как нам представляется, виноват только наш «оппонент». И с этим твердым убеждением мы идем к Чаше… а не остановиться ли? Не вспомнить ли, что говорил Спаситель: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).
Можно ли причащаться, не помирившись? Такой вопрос задала недавно одна моя знакомая: у нее не ладятся отношения со свекровью, дамой, и впрямь, весьма тяжелого характера. На лице у этой моей собеседницы — очень доброй, открытой, искренней женщины — отражалось сильнейшее смущение.
Зато другая моя знакомая причащается, не колеблясь, хотя давно находится в состоянии лютой войны с родной сестрой. Отношения испортил квартирный вопрос: не смогли полюбовно поделить родительское жилье и дачу. «Она виновата, а не я; я по отношению к ней вела себя абсолютно порядочно; почему я-то причащаться не могу?!»
Раз в году, Прощеным воскресеньем, мы просим прощения — как правило, у «своих», то есть у единоверцев: они понимают, а остальные не поймут. А чтоб накануне Приобщения позвонить кому-то внешнему, непонимающему, да к тому же кругом против нас неправому и, не вникая в его неправоту, извиниться… Нет, на это нас не хватает. В лучшем случае мы кланяемся и шепчем «простите» тем, кто стоит за нами в очереди на исповедь.
Можно ли причащаться, не примирившись с кем бы то ни было? Считать ли себя примирившимся, если обида не оставляет и мучает? Как справиться с этой обидой? А как быть, если конфликт принципиален, и извинения перед «той стороной» кажутся предательством? Наконец, что делать, если человек, с которым вышел конфликт, отказывает нам в прощении и мире? На эти вопросы отвечает священник Александр Домовитов, ключарь Свято-Троицкого собора в Саратове.
— «Первее примирися» — что это означает? Даже и неверующий человек, если он не лишен совести, согласится, что нужно извиниться, если кого-то обидел. Но здесь речь о другом: нам предлагается примириться, и именно первыми примириться не с теми, перед кем виноваты мы, а с теми, кто опечалил нас. Мы не виноваты, но мы все равно должны искать мира. И Спаситель не говорит: если вспомнишь, что ты обидел чем-то брата, пойди и извинись. Он говорит иначе: вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя. Кто из вас двоих больше виноват, ты или брат,— этому в данном случае просто не придается значения.
Когда человек первым идет на примирение с тем, кто виновен перед ним, он делает это не только ради себя, не только ради спасения собственной души, но и ради того, другого человека: он именно его пытается спасти от греха, поддержать. Ведь не всегда наш обидчик способен первым осознать свою вину перед нами и извиниться — вполне возможно, что у него не хватает на это нравственных сил, что он еще только на пути к этому. А наш поступок может очень многое в нем изменить, он станет по-другому смотреть на самого себя.
Такое поведение — первым искать мира с опечалившим — есть поведение человека, более близкого к совершенству, нежели тот, кто способен только извиниться перед потерпевшими от него. В пятой главе Евангелия от Матфея мы находим и заповеди блаженств, и призыв будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). Примириться первым, невзирая на то что ближний виноват перед тобою,— это ведь путь Самого Христа. Это путь Бога, Который первым сделал шаг примирения — шаг в отпавшее от Него человечество, заведомо жертвенный шаг. Господь молился за тех, кто его распинал, и мы хотя бы в малой степени должны поступать так: первыми примиряться с обидчиками, с опечалившими нас.
Если человек, с которым мы пытаемся примириться, отказывается нас услышать, упорствует в своих враждебных чувствах к нам — это, выражаясь современным языком, его проблемы. Чтобы лучше увидеть, что происходит с человеком, сознательно отказывающимся от примирения, вспомним эпизод из Киево-Печерского патерика: тяжело больной, умирающий монах просит прощения у человека, с которым враждовал, тот отвечает: «Нет тебе моего прощения ни в этой жизни, ни в будущей!». И тут же падает замертво. А больной исцеляется, встает с одра болезни и рассказывает своим братьям, что видел Ангела с копьем, поразившего того монаха сразу после страшных слов «ни в этой жизни, ни в будущей». А история первых веков христианства сохранила для нас эпизод, когда ведомый на казнь христианин лишился мученического венца и погиб — потому что отказался перед смертью помириться с братом. За тех, кто отказывается простить и помириться, нужно молиться обязательно, но для того, чтобы молиться, нужно самому простить, «оставить долги», как сказано в молитве, услышанной учениками Христовыми непосредственно от Него.
Об упомянутой выше женщине, той, которая боится причащаться, поскольку находится в конфликте со свекровью, можно сказать, что ее состояние — верно, правильно. Мы должны бояться причаститься недостойно: апостол Павел писал во втором послании христианам Коринфа да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (2 Кор. 11, 28–29). Святые Таины не зря называют не только святыми, но и страшными. Однако если христианка, о которой идет речь, сама сделала все, что в ее силах, для восстановления мира со свекровью, и причина раздора только в последней — тогда препятствий для Причащения Христовых Таин нет и не должно быть. А что касается второй женщины, не поделившей наследство с родной сестрой, можно сказать, что не сестра, а она находится в беде: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16, 26).
Перед Причащением действительно нужно вспомнить все конфликты, стычки, случившиеся за «отчетный период». Прощеное воскресенье — лишь раз в году, но в некоторых монастырях чин прощения совершается каждый вечер. Ничто не мешает нам устроить себе маленькую «прощеную субботу» перед Причащением Святых Христовых Таин, а еще лучше — сразу после конфликта, в тот же день: солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4, 26). Ничто нам не мешает, кроме нашего собственного самолюбия, оно-то и встает преградой в нашем сердце.
Чувство обиды, подчас неотступное, преследующее годами, говорит о том, что человек не справился с гордыней, и гордыня не дает ему посмотреть на произошедшее иначе. Ведь на самом деле абсолютное большинство наших конфликтов происходит по обоюдной вине. А если нас преследует обида, если дня не проходит, чтобы мы об этой обиде не вспомнили,— тогда мы впадаем в самооправдание, возвышая себя над тем человеком, и усугубляем этим самооправданием и самовозвышением свой грех. Перед исповедью, перед Причащением нужно обязательно посмотреть на свои обиды с другой стороны: а может быть, я сам неправ? Когда у человека появляется хотя бы сомнение в своей правоте, это уже шаг к исправлению.
Как быть, если конфликт представляется нам принципиальным, если мы вступили в него не ради собственных интересов или собственного самолюбия, а ради правды и справедливости? Если мы просто назвали вещи своими именами, сказали необходимую правду, защитили того, кто нуждался в защите? Нужно ли в этом случае просить прощения у тех, кого мы, мягко говоря, задели? Ведь мы иначе поступить не могли!
Я полагаю, что и в этом случае надлежит попросить прощения и предложить этому человеку решить все проблемы мирным путем, никого не унижая и не оскорбляя. Здесь важно понять, что на самом деле не защита справедливости не дает нам это сделать, а наши амбиции. Мирным путем мы скорее, успешнее защитим и тех, кто нам дорог, и то, что нам дорого. И это будет на пользу всем — и тем, кого мы защищали, и тем, от кого мы кого-то защищали, и нам самим, и правде Божией. Для верующего человека нет множества правд, нет «твоей правды» и «моей правды», есть одна правда — Божия, вот ее-то нам и надо защищать. Настаивая на своей правоте, человек ставит «свою правду» выше Божией. Поэтому не надо слушать лукавого, который нашептывает: «Ты не должен извиняться, потому что ты прав».
Мне как священнику неоднократно приходилось говорить прихожанам: если вы хотя бы позвоните, извинитесь, попытаетесь помириться, вы будете причащаться, а если нет — вы не можете участвовать в Евхаристии. Я не думаю, что это «жесткий подход». Если человек находится в состоянии вражды и отказывается от мира, это означает, что он осуждает ближнего, ставит себя выше его, а о правде говорит, что она на его стороне.
У святителя Иоанна Златоуста есть такая мысль: прежде чем делать дело Божие, исполни дело человеческое. Вернемся к словам Спасителя о даре, который необходимо временно оставить перед жертвенником: говоря это, Он прежде всего заботится о наших душах. Ведь Богу, по сути, не нужны те дары, которые мы приносим в храм, Бог не испытывает нужды ни в чем; но Ему важно, чтоб души наши пребывали в мире. Если мира в душе нет, дар, принесенный к жертвеннику, теряет всякий смысл. Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19), а о каком сокрушенном духе можно говорить, если мы «против всех кругом правы»?
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Не унывай в мысленной брани, наносимой тебе от невидимого врага душ наших, аще и тысящу язв приимеши на день, не отступай от подвига, отрекись своей воли и рассуждения. Бог благ есть и милостив, не попустит выше меры тебе искушения, но нужное и полезное ко обучению; считай себя последнею всех.
Оптинские
праздники
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
Прп. Нектария, старца Оптинского (1928)
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Трудно просить прощения тому,
кто горд
В молитве перед причастием есть такие слова: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим», то есть перед тем, как приступить к таинству причащения следует примириться с теми, кого обидел, испросив у них прощение.
В святом Евангелии читаем: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).
Ведь, как говорил преподобный Макарий Оптинский: «Одно слово “прости” с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует».
Задача каждого христианина, как учил преподобный Варсонофий Оптинский, «стремиться к Богу, Небу, к Востоку. Но должны видеть свои грехи и немощи, исповедуя себя первыми из грешников, видя себя ниже всех и всех над собою. А это-то и трудно. Все мы норовим замечать за другими: вот он в чем слаб, а я нет, я паинька, я лучше его – и так над всеми… С этим надо бороться. Тяжела эта борьба, но без нее нельзя узреть Бога».
Чтобы испросить прощение у обидчика, необходимо внутреннее понуждение и борьба со своей самостью и гордостью. Преподобный Анатолий Оптинский отмечал: «Прощения просить трудно тому, кто горд. Диавол тоже не умеет и не любит просить прощения».
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «…В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. – Не вотще сказано в псалмах: “взыщи мира и пожени и”» (Пс. 33, 15)
На всю жизнь запомнила монахиня Анна (Леонтьева) урок, который преподал ей, тогда еще совсем маленькой девочке, старец Макарий.
«Девочкой лет 12-ти была я у старца батюшки о. Леонида, и он послал меня исповедаться к батюшке о. Макарию. Пришла я в церковь, где он исповедал людей; а мать моя, со мной пришедшая, осталась на паперти церковной. Батюшка меня спросил:
– Прощалась ли ты со своей матерью?
Я ответила, что нет, да и не знаю, как надо прощаться.
– Пойдем, – сказал батюшка, – я покажу тебе, как.
Повел меня на паперть и заставил три раза матери в ноги поклониться. Очень не хотелось мне кланяться, потому что там много народу было. А батюшка смеется и приговаривает:
– У нас нос-то кверху смотрит; а вот мы его и нагнем.
Матери же моей сделал выговор, что не учит меня просить пред исповедью прощения, и только тогда стал меня исповедовать».
Чем чаще будем испрашивать прощение, тем этот навык все более будет укореняться в нашем сердце и крепнуть. Как писал преподобный Антоний Оптинский: «Что совестно просить прощения, это от непривычки. А когда в этом делании обыкнет человек, то ему в ноги поклониться публично, тоже что орех разгрызть».
Однако, как и в любом деле, здесь следует иметь рассуждение. Преподобный Макарий Оптинский пояснял: «На вопрос, просить ли прощения у тех, кому сделаешь какую-нибудь неприятность. Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, которым опасаешься подвергнуться. – Надо иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобой и знаешь, что он с любовью примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобой. Но этого невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, которых ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкой, то и не нужно перед ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения, тем надо и успокаиваться».
Также подробно писал преподобный Иосиф: «Пишете, что у Смирновской просите прощения, а она говорит:
– Вот сама же виновата, потому и просит у меня прощения.
В таком случае советую Вам не кланяться ей и не просить у нее прощения, ибо это служит к ее душевному вреду. А вместо сего, когда идти на исповедь, помолитесь за нее такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, монахиню Анну, и ее ради святых молитв помилуй и меня, грешную“. Затем мысленно простите ей, чем она Вас обидела, и со смирением и самоукорением приступайте к Св. Таинам».
По советам оптинских старцев понудим себя внимательно подготовиться к церковному таинству причастия, спросив по христианскому обычаю прощение у тех, кого мы обидели. Как писал преподобный Иосиф: «Будешь себя винить да прощение просить, то и мирна будешь».
Таинства Церкви. Беседа с архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
Аудио
– Христос воскресе! Дорогие братья и сестры, рад приветствовать всех вас в эти пасхальные дни.
– Такое количество вопросов говорит о том, что программу смотрят. Я неоднократно говорила, что с каждым разом вопросы все интереснее, серьезнее, насущнее. Это говорит о том, что новые люди начинают приходить в храм, они еще чего-то не знают, и это тоже не может не радовать.
Первый вопрос: «Можно ли читать молитву “Богородице Дево, радуйся” вместо Иисусовой молитвы?»
– Мы – счастливые люди, потому что у нас нет никаких препятствий для обращения к Богу. Молитва – это беседа с Богом, молитва – это дыхание души. А внимание – это душа молитвы. Поэтому может читаться любая молитва, но от сердца. К Господу можно обращаться в любое время дня и ночи любыми молитвами, и не надо делать из этого никакой проблемы.
Например, когда был пост, задавали вопрос о том, можно ли постом читать акафисты. Читайте что угодно. Постом читают Псалтирь. Хотите читать акафист – читайте акафист. Хотите читать канон – читайте канон. Хочется читать Иисусову молитву – пожалуйста. Хочется читать молитву «Богородице Дево, радуйся» – пожалуйста. В этом плане нет никакой бухгалтерии, канцелярии, нет никакого магизма, что эта молитва действует, а другая не действует или эта молитва вовремя, а другая – нет. В любое время дня и ночи молитесь любой молитвой.
Хотя определенные правила есть. Серафим Саровский говорил: кто читает «Богородице Дево, радуйся» сто пятьдесят раз, тот не лишится особой благодати Божией по молитвам Пресвятой Богородицы. Оптинские старцы, понимая, что род человеческий чуть дряхлеет в духовном плане, говорили читать эту молитву хотя бы двадцать четыре раза, а последние из Оптинских старцев говорят – хотя бы двенадцать раз. Пусть это будет маленьким молитвенным правилом, но повседневным. Потому что отцы говорят: «Правилу маленькому, но постоянно исполняемому нет цены». То есть очень велико то, когда ты имеешь определенную последовательность, постоянство, потому что постоянство – это правильное духовное устроение.
– Поделюсь своими небольшими впечатлениями. Я недавно перенесла небольшую операцию (под местной анестезией, но достаточно сложную). Такая операция обычно длится два часа. Все это время я говорила Иисусову молитву, и у меня было ощущение, что операция длилась не два часа, а буквально полчаса. А врач после операции сказал: «Странно, закончили на полчаса раньше, чем обычно».
– Молитва нам строить и жить помогает.
– А вот когда я занимаюсь домашней уборкой, я пою «Богородице Дево. », и все получается так быстро, хорошо! Поэтому говорю: когда занимаетесь уборкой, читайте «Богородице Дево, радуйся» – и не заметите, как быстро все уберете.
– Кстати, я замечал, что когда в каком-то паломничестве приходится много идти пешком, начинаешь с людьми петь любые молитвы – и совершенно незаметно проходишь расстояние в 4-5 километров. Поэтому действительно это великое облегчение в нашей жизни.
– Следующий вопрос: «Можно ли выпить таблетку в шесть утра, чтобы причаститься в одиннадцать часов?»
Аналогичные вопросы задавались, но давайте еще раз повторимся. Наверное, смотря какую таблетку, от чего.
– Если это витамины, например, или антибиотики, то можно обойтись и без них. Если же это сердечные таблетки, или от сахарного диабета, или от давления, то греха нет, если их выпить, иначе будет нанесен вред здоровью. А таблетки для поддержания жизненного тонуса или для профилактики (например, сосудорасширяющие, от холецистита, спазмолитики и так далее) можно выпить и после литургии.
– То есть можно выпить таблетки, которые являются жизненно необходимыми. А запивать чем? Лучше, наверное, крещенской водой?
– Нет проблем в том, чем запить; неважно, простой водой или крещенской. Господь смотрит на состояние человека. А то мы сейчас скажем, что запивать только крещенской водой, а у людей нет крещенской воды, например. Поэтому – чем запили, тем и запили, но, конечно, не компотом и не кофе.
Поэтому тут надо различать. Есть люди, чрезвычайно трепетно относящиеся к своему здоровью, пьют разные безобидные таблетки. Вот, например, я сейчас болею бронхитом и принимаю отхаркивающие таблетки. Разве мне жизненно необходимо принимать в 6 утра такую таблетку? Хочется, чтобы люди поняли этот момент.
– Причем многие таблетки лучше не принимать натощак, тем паче антибиотики – их вообще принимают во время еды.
– Например, положено принимать таблетку три раза в сутки. Так примите после 11.00 и далее – как обычно.
– У меня тоже есть утренние таблетки, которые мне показаны. Но они не настолько жизненно необходимы, как при сахарном диабете, например. Их рекомендуют пить утром, так я спокойно принимаю их после причастия, когда прихожу домой.
– Для таких людей есть ранняя литургия, в 7.00 утра.
– Следующий вопрос. Телезрительница сомневается, в каком случае следует читать святому канон, а в каком – акафист.
– Нет особенностей, когда читать канон, а когда акафист. Чаще всего святому написан акафист, нежели канон. Каноны содержатся в богослужебных книгах. Если у вас есть набор Миней богослужебных и вы по служебным делам не смогли быть на вечернем богослужении, тогда прочитайте канон, который читался в церкви. В любое время можно читать акафист святым, которых вы любите, почитаете; или святому, имя которого носите. Поэтому особой разницы здесь нет.
– Актуальный вопрос: «Если прихожанин часто причащается, всегда ли нужна исповедь?»
– Мы по возможности должны исповедоваться перед каждым причастием. Но есть особые дни – Светлая неделя, святки, когда духовники (или священники, которые вас знают) благословляют причащаться не без исповеди, а с прежней исповедью. Например, вы причащались в Великий Четверг, на Пасху и есть желание причащаться на Светлой седмице, батюшка может благословить причаститься с прежней исповедью. Но если у священника есть возможность принять исповедь, тогда исповедуйтесь.
– Я думаю, что этот вопрос относится не только к Светлой седмице.
– Общее правило такое: перед каждым причастием исповедоваться. Если ваш духовник благословил вас причащаться с прежней исповедью, то это его право, его видение вашей духовной жизни. Но правило остается неизменным: мы исповедуемся перед каждым причащением. Если духовник или священник решит иначе – никаких проблем нет.
– То есть не надо этим правом злоупотреблять. В молитве Макария Великого говорится: «Яко николиже сотворих благое пред Тобою. »
Следующий вопрос: «Есть мнение, что когда человек умирает на Светлой седмице, он попадает в рай. Это правда?»
Это народное поверье. Я с самого детства об этом слышала, еще моя бабушка (ныне покойная) об этом говорила. А я, между прочим, родилась на Светлой седмице.
– И я, кстати, тоже. Я родился 2 мая 1962 года, была светлая среда.
– А я родилась 9 мая, и в этот день тоже была светлая среда. Так откуда появилось такое поверье? У святых отцов я об этом не читала.
– Корни, наверное, из самого богослужения, из богослужебных текстов. «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало и играюще поем Виновного, Единого Благословенного отцев Бога и препрославленного. Воскресил всероднаго Адама. » То есть как будто весь род человеческий заключался в одном Адаме… Поэтому сами пасхальные тексты давали к этому повод, хотя и не прямой.
Надо стремиться не к тому, чтобы умереть на пасхальной неделе (чтобы попасть в рай), а стремиться жить по-божески, тогда не будет иметь значения, в какой день вы преставились, а будет иметь значение, как вы прожили жизнь. Кто-то из мудрых людей сказал: после воскресения Христова не надо бояться смерти, надо бояться пустой жизни. Не надо вычислять, когда преставишься, когда это будет наилучшим образом, потому что это тайна. Давайте жить пасхально, чтобы умереть пасхально, чтобы Пасху вечную своими глазами увидеть, праздновать, оказаться с Господом.
– Вопрос: «Как неформально исповедоваться, если причащаешься раз в неделю или чаще?»
Это уже, наверное, надо монашеской жизнью жить, если чаще одного раза в неделю. Полезно ли так часто причащаться?
– В письмах отца Иоанна (Крестьянкина) есть советы о частоте причащения. По своему духовному опыту (а опыт его вобрал в себя опыт многих духовников) он советовал мирянам причащаться раз в две-три недели; это норма. Великим постом можно причащаться и каждое воскресенье. Для меня отец Иоанн является авторитетом, наставником, великим духовником, поэтому, считаю, этого надо и придерживаться. Особые дни, конечно, святки и Светлая неделя.
– Как неформально исповедоваться – это уже серьезный вопрос.
– Если от исповеди до исповеди нет серьезных грехов – слава Богу, что не посещают такие серьезные искушения. Как исповедоваться? Но мы же моем руки по нескольку раз в день, душ принимаем – раз в день, в баню ходим (у кого есть возможность) – с какой-то периодичностью. Поэтому иногда исповедь – это как помыли руки: слава Богу, что не было серьезных грехов. А если совершили что-то серьезное – это уже как баня. Слава Богу, что у Вас нет необходимости каяться в серьезных грехах с большим сокрушением.
– А вообще есть понятие серьезного и несерьезного греха для нашей духовной жизни? Ведь иногда и мелкие грехи могут очень подточить.
– Грех ссоры, грех обиды, грех гнева – это очень серьезные вещи, когда по нашей причине мы стали источником ссоры, гнева, каких-то разборок. Одно дело – грех мыслью. Но когда дошло до дела, поступка и ты стал виновником ссоры. Помните, как сказано в Евангелии: «Если ты принесешь дар твой к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой и пойди прежде примирись с братом твоим». Мы, православные, порой об этом забываем, считаем, что это ничего не значит. Люди так и говорят: «Это ее проблемы, что она обиделась. Да я не это имел в виду. Ну, вот такой у меня характер. »
Характер свой надо менять; мы родились с таким характером, но это не значит, что мы должны с ним умереть. Я считаю, что ссора является серьезным препятствием к причастию, является серьезным грехом. «Первее примирися тя опечалившим». Интересные слова! То есть первым примирись не только тогда, когда ты опечалил, а когда кто-то тебя опечалил. Ты недоволен человеком – вот иди и мирись с этим человеком, который тебя опечалил. А уж тем более помирись, когда ты кого-то опечалил.
Мы живем среди зла. Как говорит апостол Павел, мир во зле лежит. Зло вокруг нас, но оно не должно проникать в нас, тем более оно не должно исходить от нас. Мы не можем быть источником зла в этом мире; если стали – это серьезный момент для исповеди и препятствие к Святому Причастию, пока не решится эта ситуация. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Поэтому мы должны предпринять все, чтобы не быть источником ссор, разборок, гнева и недоброжелательности, а если это произошло – должны мириться в этот же день. Писание говорит: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». Поэтому это серьезные вещи.
А если бывают грехи мыслью: блудные, нечистые помыслы, зависть, вранье на уровне мыслей, – это вещи неприятные, но на исповеди они смываются. А если ты на исповеди говоришь, что произошла ссора, гнев, раздражение, неприязнь и ситуация никак не разрешилась, тогда сначала реши эту ситуацию.
– Я однажды была свидетельницей сцены, когда к Чаше шли женщины и поругались в этот момент. И священник им сказал: «Я вас не допускаю до Причастия».
– Правильно сделал. Если мы даже в этот момент не можем управлять собой, не можем сохранить человеческое лицо. Это, конечно, недопустимо.
– Следующий вопрос: «Хотелось бы услышать опровержение бытующему заблуждению, что при крещении человека (во взрослом возрасте) все его прошлые грехи прощаются без исповеди».
– Это верование Церкви и истина Церкви, что в таинстве Крещения благодатью Божией прощаются грехи человека. Во взрослом возрасте или в детском – значения не имеет. Важный момент – подготовка к Святому Крещению, когда человека знакомят с догматами Церкви. Раньше вообще подготовка к крещению занимала чуть ли не целый год. Есть «Поучения огласительные» Кирилла Иерусалимского, которые растянуты на целый год. Сейчас со взрослыми перед крещением проводятся две беседы, но можно и больше (если есть такая возможность) готовить человека. Иногда такой возможности нет, и человек что-то до конца не понял, не созрел, поэтому до конца всех своих грехов может и не вспомнить, не осознать. Это не значит, что грехи, которые он не исповедовал, за ним остаются после таинства Крещения – они омываются, но желательно, чтобы они были исповеданы в беседе со священником до совершения таинства. Таинство Исповеди над ним может совершиться только после крещения, поэтому такой рассказ о своих грехах является со стороны человека согласием и решимостью расстаться со своими прежними грехами, а таинство Крещения это закрепит. Но если вдруг получилось так, что человек не смог назвать всех своих грехов, не смог до конца сердечно исповедаться, это не означает, что в таинстве Крещения не были прощены все его грехи, совершенные им до момента крещения. В таинстве Крещения смываются все грехи человека.
– И люди сами это ощущают. Я была крестной у своей взрослой приятельницы. Знаете, когда она вышла из купели, я ее просто не узнала. Она сказала: «У меня ощущение, будто что-то с меня упало». У нее было счастливейшее выражение лица.
– Я вспоминаю свое первое крещение в Оптиной пустыни (это был 1988 год). Среди крещаемых был хипарь, звали его Димитрий: такой суровый, молчаливый. Крестили в святом источнике в честь Пафнутия Боровского, который до сих пор существует, находится в километре от Оптиной пустыни.
– Он сейчас благоустроен.
– А тогда это был деревянный сруб размером три на три метра. И в этом источнике, в ледяной воде крестили. Помню, этот молчаливый хипарь Димитрий с длинными волосами выходит из купели, и его первые слова: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Я увидел реальное рождение другого человека. Я не помню, чтобы у него была какая-то подробная исповедь, но это не значит, что грехи не были прощены.
– Передача подошла к концу. Предлагаю Вам обратиться к нашим зрителям.
– Сейчас идут светлые пасхальные дни до Вознесения Господня, поэтому всем желаю духовной радости. Всем желаю быть пасхальными людьми и делиться пасхальной радостью. «Радость разделенная – радость, умноженная вдвойне. Скорбь разделенная – скорбь, уменьшенная вдвойне». Половинкой мы должны быть не только в своей семье (для мужа или жены), но мы еще можем быть половинкой с кем-то, когда делим радость или скорбь с другим человеком. У нас на душе тогда будет пасхальная радость, когда мы сами будем источником этой радости. Христос воскресе! Воистину воскресе Христос! До новых встреч!
Автор и ведущая программы Любовь Акелина