Пикассо сон вызванный полетом пчелы
Пикассо сон вызванный полетом пчелы
В картине Сальвадора Дали « Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» множество символов, представленных в некоторой последовательности, и даже ноги слона, на заднем плане, напоминают длинные острые копья. Все это происходит, как принято считать, в голове спящей женщины, однако на картине мы видим также и саму женщину. Это очень странно, потому что во сне вряд ли кому приходилось видеть себя со стороны. Однако на картине мы не видим пчелы, которая с большей вероятностью должна была бы там присутствовать. Следовательно, напрашивается очевидный вывод, что все, нарисованное художником, происходит в голове именно у пчелы, когда она летела вокруг граната, и по дороге наблюдала спящую голую женщину. Пчела ясно представила, что могло было бы той женщине присниться, и на секунду задремав ( что с пчелами изредка бывает), увидела все это воочию.
Сальвадору Дали, хорошо умеющему проникать в мысли пчел и муравьедов, оставалось всего лишь только все зарисовать, что он незамедлительно и сделал.
…
Итак о буквальности. Как известно, многие великие безумцы обладали даром предвидения, и вы будете правы, сказав, что на картине мы видим реальный и иллюзорный мир одновременно, только образы вы все же видите более буквально, чем хотел бы художник, а изобразил он все еще более буквально, чем мог изобразить. Художник копнул намного глубже, чем можно встретить в описаниях картины, в том числе его собственных.
Бенедикт XVI-й, он же Йозеф Алоиз Ратцингер, профессор теологии, возглавлявший долгое время Конгрегацию доктрины веры, она же Святая инквизиция, с вступлением на высочайший пост, увидел происходящее вокруг с доселе незнакомой ему вершины. Произошло то, чего он не мог ожидать. Мир, который он до тех пор считал реальным, оказался иллюзией, а к новой реальности он был не готов. И это то на вершине карьеры. И пчела, которую вы как бы видите на картине — это мир, заставивший Бенедикта проснуться.
Но поскольку Райцингер способен увидеть себя со стороны только после пробуждения, то женщина, изображенная на картине — всего лишь символ, предвещающий это пробуждение. Результатом этого пробуждения явился отказ папы от престола. Итак на картине очень символично изображено решение Бенедикта XVI-го отказаться от папства, связанное с его пробуждением, вызванным открывшимися реалиями мира-пчелы. Естесственно, такой мир-пчела не может быть настолько очевиден, чтобы быть изображенным так откровенно, и поэтому, конечно же, остается за кадром.
Гранат, над которым летит трутень… Да, именно трутень, символизирует уничтожение планеты человечеством, склонным больше к потреблению, чем к жизни в гармонии с природой. Планета-гранат с трутнем-человечеством изображены, как и слон, шествующий вдали на тонких и длинных остроконечных шестах, не крупным планом, а на периферии картины. Со слоном все понятно — любой человек боится быть затоптанным, а в контексте сна, вызванного миром пчелой, тот имеет ноги, похожие на жала. Собственно, это также может символизировать мир, который способен тебя ненароком ужалить или затоптать. А вот с гранатом немного сложнее.
Он все же на переднем плане, и страх потери планеты в результате жизнедеятельности человека-трутня более масштабен. Однако, поскольку человек внутренне никогда не согласится, что он трутень, и боится осознать, что, очевидно, именно в результате его, человека, деятельности, планета будет однажды уничтожена, то изображение граната с трутнем над ним и представлено столь малозаметно. Однако, следует заметить — на переднем плане, что наводит на мысль, что этот символ один из ключевых, и однозначно, в равной мере с миром-пчелой, способствует прозрению и пробуждению папы Бенедикта XVI-го
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
вокруг граната, за секунду до пробуждения, 1944
alrededor de una granada un segundo antes de despertar
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (исп. Sueño causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar ) — картина испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали. Находится в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде.
Информация о картине
Сальвадор Дали так писал о своей картине:
Примечания
Ссылки
Книги: Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим • 50 магических секретов мастерства • Дневник одного гения • Фильмы: Андалузский пёс • Анимация: Destino • Логотипы: Chupa Chups
Смотреть что такое «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» в других словарях:
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения — Сальвадор Дали Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения, 1944 … Википедия
Дали — Дали, Сальвадор Запрос «Дали» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сальвадор Дали Salvador Dalí фото, 1965 … Википедия
Дали, Сальвадор — Запрос «Дали» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сальвадор Дали Salvador Dalí … Википедия
Дали — (dali) Сальвадор (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали и Доменик) (1904, Фигерас, Испания – 1989, там же), испанский живописец, график, скульптор, декоратор, ювелир, дизайнер; один из лидеров сюрреализма. Жизнь художника была таким же… … Художественная энциклопедия
Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната.
«Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната,
за секунду до пробуждения» Пабло Пикассо
Вы видели человека, который может полететь на Марс? Нет, наверное, не так. Сделаем уточнение. Вы видели билет для полета на Марс? Причем Марс здесь планета Солнечной системы, а не хутор в пределах бывшего Союза. Именно планета. Сколько людей на Земле могут похвастаться, что видели или держали в руках билет до Марса? А я видел и держал. Такой себе всамделишный талон со штрих-кодом, ФИО клиента – Николай Самойленко*, место старта – Cape Canaveral, Air Force Station, Florida, место прибытия – Jezero Crater, Mars, ракета – Atlas V-541, расстояние до места назначения – 504 668 791 км, в принципе кто хочет, может проверить…**
Организм плавал в какой-то нежно-голубой дреме. Приближающаяся гроза, перемалывающая гром за облаками и утренний бриз, шуршавший шторой, не давали провалиться глубоко в сон, а держали сознание, что называется на грани. Поплавав какое-то время в этой неге, и поняв, что крепко не засну, я решил написать рассказ. Ну как написать, покрутить в голове случайно услышанную историю, на предмет, что из этого получится. Она перекатывалась в моей голове, как галька в море, теряя шероховатость и одновременно обретая самостоятельные черты. Но учитывая все-таки состояние дремы, история стала смахивать на откровенное фэнтези …
Николай зашел в лайнер и протянул билет симпатичной стюардессе.
Николай занял свое место. Кресло автоматически приняло форму его тела. Перед лицом, в воздухе, возник голографический пульт, предлагая выбрать модель и цвет гермокостюма, в котором придется совершить полет. Он нажал кнопки, его обволокло антрацитовой дымкой, из которой материализовался костюм для дальних космических путешествий. Стюардесса подошла и мягко улыбаясь, похвалила за выбранную модель:
— Мистер Самойленко, гермошлем активируется самостоятельно при старте, старт космолета состоится строго по расписанию. У Вас есть еще несколько минут, попробуйте наши фирменные напитки. Кенийский кофе у нас просто бесподобен, на Марсе Вы такой не найдете …
… Близкий раскат грома вернул мое сознание к реальности …
Я вспомнил, что Николай является просто фанатом Илона Маска. Интересуясь его деятельностью, он зарегистрировался на каком-то специальном сайте и выиграл билет на Марс! Что делает с нами современная наука, зашел на сайт, поучаствовал в акции и на тебе … просим пройти в зону посадки на другую планету…
… гроза утихала, гром огрызался уже где-то далеко. Штора, купаясь в утреннем бризе, нежно шуршала, снова туманя мое сознание …
Стюардессы, стуча каблучками, прошли по проходам, проверяя положение, застывших на своих местах пассажиров. В динамиках зазвучал хрипловатый голос:
— Уважаемые пассажиры! Вас ПРИВЕТСТВУЕТ экипаж в лице командира корабля Никиты Белова, второго пилота Джесики Бар. Наш полет мы совершим на ракете Атлас В-541, по маршруту Земля, Мыс Канаверал – Марс, кратер Джезеро. Расстояние до места назначения – 504 668 791 км. Время в пути, учитывая летаргическую составляющую …
Вот вроде бы и все, что касается увиденного мной билета на Марс, но …
Наше замечательное «но», которое добавляет изюминку и перчинку в эту и так непростую жизнь. Что я там о прогрессе? А, ну да, что он, как-то быстро меняется и все такое. Но разве только прогресс? Меняется вся наша жизнь, к сожалению практически всегда не в лучшую сторону и при этом позволяет себе иногда некие фортели … Ну, как говорят в Одессе «Слушайте сюда».
Николай является не только почитателем таланта знаменитого американского предпринимателя. Еще раньше, в детстве, Николай стал собирать марки. Филателия позволяла советскому мальчишке виртуально путешествовать по миру … может, поэтому он захотел потом попутешествовать во Вселенной? Но дело не в этом. Сначала Николай, как и все начинающие филателисты, и я в том числе, собирал все подряд, все, что попадалось под руку. Марки отпаривались над чайником с конвертов, срезались бритвой с бандеролей, выпрашивались у соседей. Что-то перепадало от знакомых моряков, что-то покупалось на сэкономленные гривенники, выданные на школьные обеды. С течением жизни и ростом мастерства, у Николая, осталась только одна страсть – марки Третьего Рэйха Германии. Непосвященному читателю покажется странной и невыполнимой задачей приобретение марки Третьего Рэйха Германии. Но – прогресс или быстроменяющаяся жизнь дает такой шанс. Специализированные сайты и виртуальные аукционы позволяют нам побывать на любых выставках, связаться с любым, самым матерым коллекционером, вдруг ему надоела или оказалась лишней какая-нибудь марка.
Так и случилось с Николаем. Он долго и безуспешно «пас» этот блок. Германия, 1937, Рейх Блок №11, «Личности Персоналии». И вот «БИНГО»! Блок выставил на продажу Даниэль Шмидт. Удача! Списались в личке, продавец оказался пожилым бюргером, понемногу торговавший отцовской коллекцией. Он подтвердил наличие и качество, посмотрели марку на фото. Оно. Николай зарегистрировался на сайте, произвел бронирование и переслал деньги.
Когда улеглась первая радость и блок занял, причитающееся ему место в кляссере, Николай, из-за врожденной, а также приобретенной любознательности, решил почитать надписи на конверте и с удивлением обнаружил помимо украинских отметок, почтовые штампы Бухареста (Румыния) и Москвы. В месте же, где указывается адрес получателя, рукой продавца было написано «Румыния, г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то»!? Эта надпись была перечеркнута красным и написано латиницей от руки «Россия, г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то»!? Потом рукой уже российского работника почты слово «Россия» была тоже зачеркнута, и окончательный вариант адреса получателя выглядел совсем лаконично «г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то». Причем без указания страны! Решив сообщить продавцу марки, что сделка благополучно разрешилась, Николай написал ему электронное письмо. В письме он еще раз поблагодарил Даниэля Шмидта за присланный раритет, а в конце сообщил ему о странном маршруте доставки пакета и задал справедливый вопрос «почему Даниель отправлял марку в Румынию, а не в Украину»? Через некоторое время пришел ответ, парализовавший Николая. Немец писал, что с детства помнил рассказы своего отца, воевавшего во вторую мировую под Севастополем. Тот рассказывал о большом количестве румын на фронте, называл их «конокрадами», «цыганами» и нещадно костерил, обвиняя их в своем ранении, которое он получил где-то возле Троицкого тоннеля. Однажды, только увидев, поднявшиеся в контратаку тельняшки и услышав зычное «Полундра!», румынская часть бросила свои окопы и спешно отступила, чем способствовала прорыву моряков в тыл немцев. Во время этого эпизода и был ранен отец нашего продавца. Поэтому сын справедливо решил, что раз самая большая концентрация румын была в Севастополе, логично предположить, что Севастополь находится в Румынии, и ничтоже сумняшеся отправил письмо по адресу «Румыния, г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то»! Дальнейший ход событий можно представить самим. Получив этот пакет в Бухаресте, почтовый клерк видимо тоже вспомнил рассказы деда, который рассказывал как он, со товарищи, выхватили от русских под Севастополем, может быть даже и у Троицкого тоннеля тоже. Исправляет ошибку немецкого бюргера и отправляет письмо по, справедливому на его взгляд, адресу «Россия, г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то»! На российской же сортировке, просматривая, отбракованные почтовым автоматом послания, российский сотрудник, увидев такие географические пассажи, покрутил головой, а может даже и в слух что-то произнес витиеватое, зачеркнул слово «Россия» и отправил письмо просто по адресу «г. Севастополь, улица такая-то, дом такой-то». При этом не заморачиваясь указанием страны назначения «Украина». Видимо, не представляя себе, что кто-то может не знать, где находится Севастополь. И, представляете себе, письмо дошло, безошибочно найдя своего адресата! Магия какая-то. А ведь описываемые события происходили еще задолго до марта 2014 года. Как-будто все было предначертано или, скорее всего не как-будто …
Описание картины Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения»
Самые длинные, связные и впечатляющие сны снятся человеку непосредственно перед пробуждением. Сон может длиться несколько секунд, но субъективно оставить ощущение нескольких часов, насыщенных событиями. Мир сновидений — именно то пространство, где отсчет времени ведется по Мягким часам Сальвадора Дали; а они, по словам мастера, всегда показывают точное время.
Сошедшие с цирковой афиши тигры летят вперед. Когти выпущены, пасти раскрыты, грозные клыки оскалены в пароксизме ярости. Один тигр появляется из пасти другого. Тот, в свой черед, выпрыгивает изо рта огромной рыбы, а та выныривает из гигантского граната со вспоротой кожурой.
Пространство до линии горизонта заполнено безмятежным неподвижным морем. Это материя сна: то самое Бессознательное, из которого, как из внутриутробных вод, рождаются образы и сюжеты. Далеко, почти у горизонта, из воды вздымается скалистый островок, и у края холста желтеют скалы из песчаника, без которых Дали не мыслил морской пейзаж.
Эти камни, причудливо изрезанные волнами и безжалостными каталонскими ветрами, вдохновляли художника на создание двойственных образов и обманчивых иллюзий, когда одно изображение перетекает в другое, — подобно тому, как трещины в камне складываются в новые и новые картины.
На заднем плане, прямо по воде, вышагивает слон на паучьих ногах. Он, подобно известной скульптуре с римской площади Минервы, — слонику Бернини — несет на спине обелиск-кристалл. Его парадоксально тонкие ноги заставят бодрствующего зрителя изумиться, но во сне возможно все. В том числе и совместить несовместимое, и бросить вызов законам гравитации.
С земным притяжением спорит и обнаженное тело Гала, парящее над каменной плитой. Ее голова откинута назад, руки заведены за голову, одна нога подогнута. Она выглядит аллегорией мирного сна, находясь в гармонии с безмятежным морским пейзажем.
Тем сильнее бросается в глаза контраст между статикой женского тела и динамикой яростных агрессивных образов. Еще более усиливает этот диссонанс винтовка с примкнутым штыком, который замер в миллиметрах от кожи спящей Гала.
Рядом с ней, крошечный на фоне порожденных подсознанием образов, парит плод граната. Он, в отличие от гигантского граната-из-сна, реален. Вокруг него вьется пчела.
И гранат, и пчела попали в это сонное царство неслучайно. Они послужили катализатором для всего этого пиршества грез. Жужжание пчелы породило в голове спящей женщины цепочку тревожащих картин. Укол острием штыка стал логическим завершением сюжета сновидения, подменив собой в этой реальности укус пчелы. Чуть поодаль зависла над камнем пара морских раковин — математически совершенных форм, которыми так восхищался Дали.
Они смотрятся как крошечный, но неотъемлемый штрих, завершающий картину идеального сновидения. И все это благословленное учением Фрейда торжество бессознательного осеняет ущербная луна, призрачное светило мира снов.
Год написания картины: 1944.
Размеры картины: 51 x 41 см.
Техника написания: масло.
Жанр: символическая живопись.
Галерея: Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид, Испания.