Почему бес искушает во снах

Почему бес искушает во снах

Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования, и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по действию бессознательному естества.

Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение. Оно часто бывает странным, как не принадлежащее к системе произвольных и намеренных мечтаний и размышлений человека, но являющееся самопроизвольно и самонравно по закону и требованию естества. Иногда, сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения. Таким образом, сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение. Как быть тому, на существование чего нет никакой причины?

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало по малу в доверие к ним. Такое доверие всегда сопряжено с самомнением, а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности: это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни.

Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества, или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов.

Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имутъ Moucea и Пророки: да послушаютъ ихъ. Когда же просивший возразил: ни. но аще кто изъ мертвыхъ идетъ к нимь, покаются: то получил в ответ: аще Моисеа и Пророковъ не послушають, и аще кто изь мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ веры (Лук. XVI, 27-31.).

Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном, и вели жизнь беспечную, напротив того не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния, и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

Святой Иоанн Лествичник рассуждает об участии демонов в иноческих сновидениях нижеследующим образом: «Когда мы, оставив ради Господа дом и домашних, предадим себя по любви к Богу странничеству, тогда бесы, мстя за это, покушаются возмущать нас сновидениями, представляя нам родственников наших или рыдающими, или умирающими или держимыми в заключении и подвергающимися за нас напасти. Верующий снам подобен гонящемуся за своей тенью и покушающемуся поймать её. Бесы тщеславия соделываются в сновидениях пророками, предугадывая по пронырству своему будущее, и его предвозвещая нам, чтобы мы по исполнении видений пришли в недоумение, и, как уже близкие к дару предуведения, возвысились помыслом.

Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями.

Источник

С чем связано явление демонов во сне и как с ним бороться?

Почему бес искушает во снах. d41d8cd98f00b204e9800998ecf8427e?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. Почему бес искушает во снах фото. Почему бес искушает во снах-d41d8cd98f00b204e9800998ecf8427e?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. картинка Почему бес искушает во снах. картинка d41d8cd98f00b204e9800998ecf8427e?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

С боль­шим углуб­ле­ни­ем в цер­ков­ную жизнь, уча­сти­ем в таин­ствах церк­ви все чаще во сне при­хо­дят бесы, сдер­жи­ва­ют, не дают молить­ся, и толь­ко когда уда­ет­ся выкрик­нуть “Господи,помилуй”, отсту­па­ют, и я про­буж­да­юсь. Но такие про­буж­де­ния и погру­же­ние в муче­ние могут про­ис­хо­дить несколь­ко раз за ночь. При этом я не могу сказать,что сплю, а нахо­жусь в про­ме­жу­точ­ном состо­я­нии меж­ду сном и бодр­ство­ва­ни­ем. Сей­час с моло­дым чело­ве­ком мы молим­ся по согла­ше­нию о устро­е­нии Богом нашей сов­мест­ной жиз­ни, и такие бесов­ские посе­ще­ния ста­ли чаще. С чем это может быть свя­за­но и как бороть­ся с этим?

Похожие вопросы

4 Ответа

Почему бес искушает во снах. a1fec6d5d0badb17eefd13bcb536927f?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. Почему бес искушает во снах фото. Почему бес искушает во снах-a1fec6d5d0badb17eefd13bcb536927f?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. картинка Почему бес искушает во снах. картинка a1fec6d5d0badb17eefd13bcb536927f?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1072. Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Явле­ние, кото­рое с Вами про­ис­хо­дит, назы­ва­ет­ся сон­ный паралич.
Если во вре­мя него Вы види­те демо­нов, то Вам надо схо­дить на испо­ведь и пока­ять­ся со всех нерас­ка­ян­ных грехах.
Как пока­зы­ва­ла прак­ти­ка моей жиз­ни, демо­ны овла­де­ва­ют чело­ве­ком в какой-то сте­пе­ни, если он пря­мо к ним обра­щал­ся: кол­до­вал, обра­щал­ся к кол­ду­нам, читал оккульт­ную лите­ра­ту­ру, зани­мал­ся индий­ски­ми, веди­че­ски­ми прак­ти­ка­ми, сата­низ­мом, гадал и прочее.
Вот в этих гре­хах сто­ит пока­ять­ся, если были. Подроб­нее: оккуль­тизм.
При пока­я­нии дья­вол теря­ет власть над человеком.

Вы пише­те, что чита­е­те молит­ву по согла­ше­нию с моло­дым чело­ве­ком. Не прак­ти­ка ли это Вла­ди­ми­ра Голо­ви­на, быв­ше­го свя­щен­ни­ка, кото­рый хулил Хри­ста и под­ни­мал мил­ли­о­ны на чуж­дой Церк­ви прак­ти­ке молитвы?
Если да, то эту прак­ти­ку сле­ду­ет пре­кра­тить. Слу­шай­те кано­ни­че­ских свя­щен­ни­ков и моли­тесь от души, а не по соглашению.
Бог в помощь!

Почему бес искушает во снах. 73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v. Почему бес искушает во снах фото. Почему бес искушает во снах-73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v. картинка Почему бес искушает во снах. картинка 73e4b5c0975de359aafc335c979175e3?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Flatin v. Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

“Сей­час с моло­дым чело­ве­ком мы молим­ся по согла­ше­нию о устро­е­нии Богом нашей сов­мест­ной жиз­ни, и такие бесов­ские посе­ще­ния ста­ли чаще. С чем это может быть свя­за­но и как бороть­ся с этим?”

Ана­ста­сия! Очень вни­ма­тель­ным нуж­но быть с молит­ва­ми-про­ше­ни­я­ми. Если про­ше­ние про­ти­во­ре­чит Божьим уста­нов­ле­ни­ям, то это может при­во­дить к подоб­ным как у Вас состоянием.

Напри­мер, я как-то по неопыт­но­сти начал молить­ся об устро­е­нии сов­мест­ной жиз­ни бра­та с жен­щи­ной. Брат нахо­дил­ся в не вен­ча­ном бра­ке на гра­ни раз­во­да, что по-мое­му не было пре­пят­стви­ем для новых отно­ше­ний с одиночкой.

После нача­ла про­ше­ния, я креп­ко и необыч­но при­бо­лел — у меня раз­вил­ся кашель, про­пал аппе­тит, ломи­ло суста­вы как при тем­пе­ра­ту­ре, лип­кий пот, чув­ство­ва­лась внут­рен­няя сла­бость, дрожь и судор­ги. Но инте­рес­но, что замер тем­пе­ра­ту­ры все­гда пока­зы­вал раз­ны­ми гра­дус­ни­ка­ми 36,6 гор­ло нор­маль­рое, нос чистый.

Я очень уди­вил­ся, не обна­ру­жив под­твер­жде­ние грип­па по симп­то­мам и поду­мал о духов­ной состав­ля­ю­щей, ана­ли­зи­руя мои поступ­ки на рабо­те и с людь­ми. День-два ана­ли­за при­ве­ли к моей молит­ве об устрой­стве жиз­ни бра­та, чита­е­мой утром в помян­ни­ке. Я пре­кра­тил эту молит­ву, дождал­ся служ­бы и после внут­рен­не­го пока­я­ния и Испо­ве­ди, моя неиз­вест­ная мне судо­рож­ная недель­ная болезнь и стра­да­ния момен­таль­но пре­кра­ти­лись, как не было.

Поэто­му, попро­буй­те убрать все любые молит­ве­ные про­ше­ния и прак­ти­ки, кото­рые вне утрен­не­го и вечер­не­го пра­вил, убрать молит­вы о всех, кро­ме роди­те­лей. Схо­ди­те на Испо­ведь и про­ана­ли­зи­руй­те свои прось­бы на пред­мет соот­вет­ствия Еван­гель­ским установлениям.

Почему бес искушает во снах. de48a0f548fb0e81eb3a4c79ca9a0b82?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1085. Почему бес искушает во снах фото. Почему бес искушает во снах-de48a0f548fb0e81eb3a4c79ca9a0b82?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1085. картинка Почему бес искушает во снах. картинка de48a0f548fb0e81eb3a4c79ca9a0b82?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1085. Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Ско­рее все­го, ваше состо­я­ние свя­за­но с сон­ным пара­ли­чом, воз­ни­ка­ю­щим при про­буж­де­нии. При нем тело еще нахо­дит­ся в есте­ствен­ном сон­ном оце­пе­не­нии, а мозг про­буж­да­ет­ся рань­ше и не спо­со­бен управ­лять телом и отча­сти мыс­ля­ми. Созна­ние слов­но не син­хро­ни­зи­ро­ва­но ни с телом, ни с самим собой. Соче­та­ние бодр­ство­ва­ния и сна при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию ужа­са, рож­да­ет гал­лю­ци­на­ции, неред­ко жут­кие – слы­шат­ся голо­са, воз­ни­ка­ет чув­ство чье­го-то враж­деб­но­го при­сут­ствия (бесы) и при этом невоз­мож­но не то, что поше­ве­лить­ся, но даже поду­мать (про­честь молитву).

Самые рас­про­стра­нен­ные при­чи­ны – стрес­сы, нару­шен­ный режим сна, страх смер­ти, и раз­лич­ные забо­ле­ва­ния. Сон­ный пара­лич чаще все­го насту­па­ет при сне на спине, осо­бен­но когда руки под­ня­ты выше голо­вы и затекают.

Самым важ­ным в борь­бе с ним явля­ет­ся пони­ма­ние его есте­ствен­но­сти и без­опас­но­сти (как бы ни было страш­но). Вый­ти из это­го состо­я­ния могут помочь дви­же­ние гла­за­ми (это мозг спо­со­бен кон­тро­ли­ро­вать) или боль­шим паль­цем ноги, мыча­ние, попыт­ки при­под­нять вверх голо­ву. Важ­но соблю­дать режим сна, при­чем не на спине, режим пита­ния, пол­но­цен­ный отды­хать и избе­гать стрессов.

Содер­жа­ние гал­лю­ци­на­ций при сон­ном пара­ли­че может быть тес­но свя­за­но с тем, что состав­ля­ет Ваше «нрав­ствен­ное настро­е­ние». Если Вы склон­ны к мисти­че­ско­му вос­при­я­тию мира, то и содер­жа­ние виде­ний мисти­че­ское (есть люди, кото­рые «видят» жела­ю­щих похи­тить их ино­пла­не­тян и т.д.). Учти­те, что если Вы дей­стви­тель­но гово­ри­те о «молит­ве по согла­ше­нию», пред­ло­жен­ной Голо­ви­ным, то это уже уча­стие, по сути, в оккульт­ной практике.

Почему бес искушает во снах. 2e8c372254faed613f04ca7c3a4151b5?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1084. Почему бес искушает во снах фото. Почему бес искушает во снах-2e8c372254faed613f04ca7c3a4151b5?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1084. картинка Почему бес искушает во снах. картинка 2e8c372254faed613f04ca7c3a4151b5?s=50&r=g&default=https%3A%2F%2Fazbyka.ru%2Fvopros%2Fwp content%2Fplugins%2Fwp first letter avatar%2Fimages%2Fdefault%2F96%2Fcyrillic 1084. Демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих сновидения; также и сами неопытные иноки, обращая внимание на свои сны, вредят себе, по этой причине необходимо сделать здесь определение значения сновидений в человеке, которого естество еще не обновлено Святым Духом.

Навер­ное, я ска­жу баналь­ность, но такие вопро­сы луч­ше решать с духовником.

По лич­но­му опы­ту заме­чу, что бесов­ские напа­де­ния зача­стую пре­сле­ду­ют хри­сти­а­ни­на тогда, когда у него есть осо­бен­но силь­ные про­бле­мы по линии гор­ды­ни. Тут сто­ит попро­бо­вать сми­рять­ся. Но не в пош­лом смыс­ле это­го сло­ва, пре­вра­щая себя в нечто глу­пое и жал­кое; а про­сто надо поста­рать­ся не думать о себе, как о чем-то исклю­чи­тель­ном, как о пра­вед­ни­ке и судие чужих гре­хов. Поста­рать­ся быть тер­пи­мее к людям и, разу­ме­ет­ся, пери­о­ди­че­ски при­сту­пать к Таинствам.

Но, повто­рюсь, луч­ше это решать с Вашим духов­ни­ком, кото­рый хоро­шо зна­ет Ваше духов­ное состо­я­ние, и вооб­ще, ска­жем так, “под­клю­чен” к Вашей духов­ной жизни.

Источник

О снах. Сон – время особого влияния на нас падших духов. Информация.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.

Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований?
Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста. Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу. «Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание» [1].

Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде. Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление? В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному. Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются. Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.

Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает? Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов. «Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет» [2].

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня. Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова.
Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва. Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

[1] Свт. Игнатий. ПСС, т. 5, стр.347

[2] Архим. Георгий Тертышников. «Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении». М, 1999 г. стр.218

Источник

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 2

Вещие сны

Аскетическое отношение к сновидениям

Чем отличаются сновидения от Бога и сны от бесов?

Об этом вопросе писали многие святые отцы, указывая признаки, по которым можно заключить о том, истинный ли увиденный духовный сон или ложный. Имеет смысл привести их высказывания.

Не следует верить снам

Хотя святые отцы, как было показано выше, признавали, что бывают сны от Бога, однако ввиду того, что для людей, в духовном отношении несовершенных, отличить эти сны от диавольских наваждений бывает невозможно, святые единогласно и категорично призывают не верить снам вообще. В подтверждение серьезности указанной угрозы приводятся примеры того, как иногда даже весьма опытные подвижники претерпевали падения из-за доверия к снам.

Сон праведников

Блаженный Диадох Фотикийский пишет, что подвижник, имеющий чистый ум, даже если к нему приступит диавол со своими видениями, уже в процессе сна сможет распознать диавольское происхождение сна и либо волевым усилием проснуться, либо во время самого сна обличить этот соблазн. Но все это касается уже совершенных людей и не относится ни к средним по опыту подвижникам, ни к новоначальным монахам, ни тем более к мирянам.

[1] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[2] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[3] Августин Иппонийский, блаженный. О бессмертии души. 14.

[4] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[5] Симеон Новый Богослов, преподобный. Деятельные и богословские главы. 176.

[6] Так в переводе Семидесяти толковников. В синодальном переводе: не ворожите и не гадайте.

7] Григорий Двоеслов, святитель. Собеседования о жизни италийских отцов. IV.48.

[8] Филарет Московский, святитель. Письмо к А.П. Толстому от 3 октября 1860 года.

[9] Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. 2. XIX.

[10] Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. 13.

[11] Николай (Велимирович), святитель. Символы и сигналы. II. 10. 8–10.

[12] Василий Великий, святитель. Беседы на псалмы. 45.

[13] Феофан Затворник, святитель. Письма. VII. 1163.

[14] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[15] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. 60.

[16] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 15. 55.

[19] Петр Дамаскин, преподобный. Творения. I. 2.

[20] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 31.

[22] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. 3. 28.

[23] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 413.

[24] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 422.

[25] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[27] Диадох Фотикийский, блаженный. Подвижническое слово. 38.

[28] Ефрем Сирин, преподобный. В подражание притчам.

[29] Петр Дамаскин, преподобный. О бесстрастии.

[30] Макарий Оптинский, преподобный. Письма. 397.

[32] Феофан Затворник, святитель. Письма. III. 472.

[33] Амвросий Оптинский, преподобный. Письма к монашествующим. 378.

[34] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[35] Иероним Стридонский, блаженный. Письмо к Евстохию.

[36] Авва Фалассий. О любви, воздержании и духовной жизни. I. 54.

[37] Максим Исповедник, преподобный. Главы о любви. I. 89.

[38] Игнатий (Брянчанинов), святитель. О сновидениях / О прелести.

[39] Варсануфий Великий и Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни. 318.

[40] Зосима Верховский, преподобный. Повествование о действиях сердечной молитвы. 28.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *