Почему дети открываются во сне
Ребенок замерзает ночью – что делать?
Совет:
Соперничество между детьми.
Золотое правило для родителей – не сравнивайте детей между собой. И дайте каждому свое ласковое прозвище.
Заботясь о детском сне, родители несколько раз за ночь поднимаются, чтобы поправить подушки и укрыть раскрывшегося ребенка. Если во сне у ребенка замерзли ноги и руки, это становится причиной беспокойства. Достаточно ли тепло в детской комнате? Может, ребенок одет слишком легко? И как приучить ребенка не раскрываться?
Как одеть ребенка, чтобы он не замерз ночью?
Многие родители знают о том, что детскую комнату нужно проветривать перед сном. Но некоторые, наоборот, прогревают помещения с помощью обогревателей, чтобы ребенок не замерз во сне. Да еще и одевают его перед сном как можно теплее.
Это неправильно! Во-первых, укутывание мешает организму нормализовать терморегуляционные процессы через кожу (организм потеет и отдает излишнее тепло, но «не учится» сохранять тепло). Во-вторых, сухой прогретый воздух не позволяет осуществлять терморегуляцию через дыхание, пересушивает слизистые оболочки дыхательных путей.
Если ребенок все время раскрывается
Чего только не придумают родители, чтобы дети не сбрасывали с себя теплое одеяло во сне! Сшивают с простынями, привязывают к кроватке, несколько раз за ночь поднимаются и укрывают ребенка.
Ребенок раскрывается по простым причинам – жарко или неудобно. Если все дело в перегреве, необходимо подобрать одеяло и одежду полегче. Если ребенок раскрывается из-за неудобства, стоит вовсе отказаться от одеяла. Тогда их следует одевать в пижаму (байковую, трикотажную, хлопковую – в зависимости от времени года и температуры воздуха в детской комнате) и носочки.
Что делать, если ребенок замерз ночью?
Прежде всего, важно понять, действительно ли ребенок замерз. Далеко не всегда холодные руки и ноги свидетельствуют о том, что ребенку холодно. В большинстве случаев – это нормальная реакция здорового детского организма. Суженые кровеносные сосуды и поры кожи обеспечивают сохранение тепла тела. Поэтому родителям может показаться, что у ребенка замерзли ноги и руки. Чтобы определить, холодно ли ребенку, можно потрогать участок кожи под одеждой – на груди, животе, спине. Если кожа холодная – ребенок замерз ночью.
Закаливание позволит постепенно снижать температуру воздуха в помещении, одевать ребенка в легкую одежду, укрывать его тонким одеялом – без риска замерзнуть и заболеть.
Анаферон детский – лекарственное средство от простуды и гриппа.
Анаферон детский помогает бороться с инфекцией комбинированно:
Важно, что оба действия направлены на быструю помощь заболевшему ребенку, и каждое из них улучшает результат другого.
«Лунатик». Ребенок разговаривает, кричит, садится или ходит во сне.
«Лунатик». Ребенок разговаривает, кричит, садится или ходит во сне. 01.10.2015 01:28
Я часто сталкиваюсь с беспокойством родителей по поводу странного ночного поведения детей. Взрослые могут жаловаться на тревожный ночной сон малыша. Некоторые дети разговаривают во сне. Многие кричат. Другие ночью могут выходить из кровати и ходить по квартире.
В медицине подобную проблему именуют как «конфузионные пробуждения».
А простые люди обычно определяют ситуацию как «ребенок-лунатик».
Все подобные симптомы имеют под собой общую причину: застревание между фазами сна.
Симптомы конфузионных пробуждений могут быть следующими:
Примеры из жизни:
У подруги дочь спит очень беспокойно. Примерно через полтора часа после укладывания девочка начинает что-то бормотать и ворочаться по всей кровати. Через 15 минут все прекращается и она спокойно спит всю ночь.
У моей недавней клиентки сын каждую ночь вдруг начинает кричать и садится в кроватке: при этом мама никак не может его успокоить. А через 10 минут мальчик вдруг «выключается».
Моя сестра в возрасте около 7 лет часто ходила по ночам с закрытыми глазами. Это случалось с ней несколько ночей в неделю и продолжалось на протяжении полутора лет. Потом все прошло.
ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?
Описанные выше случаи редко происходят со взрослыми. Причина в специфике детского сна: четвертая фаза сна гораздо глубже, чем у взрослых. Склонность к конфузионным пробуждениям у детей объясняется биологией сна.
На протяжении ночи мы переключаемся между разными «уровнями» сна. После выхода из глубокого сна ребенок переходит в более поверхностную фазу, после чего происходит частичное просыпание на несколько секунд. Затем ребенок сразу же должен уйти на следующий цикл сна.
О быстрых просыпаниях между циклами сна мы не помним с утра. Именно это частичное просыпание может пройти не совсем гладко. Ребенок может застрять между сном и бодрствованием. И в таком случае происходят описанные выше странные события.
ОТЛИЧИЕ ОТ КОШМАРА?
Разница принципиальная: кошмар – это просто плохой сон.
Конфузионное пробуждение – это нахождение одновременно во сне и в бодрствовании.
Конфузионные просыпания происходят в первой половине ночи: обычно первые 2-4 часа сна. Плохие сны случаются во второй половине ночи: под утро. Это объяснятся структурой сна: первую часть ночи мы находимся в основном в глубоком сне. «Быстрый» сон (во время которого человек видит большую часть снов) концентрируется к утру.
После плохого сна малыш просыпается и способен обычно вам рассказать, что он увидел.
Во время конфузионного пробуждения ребенок одновременно спит и бодрствует: он ничего не будет помнить позже.
Вы можете понять, что дело как раз в таком частичном просыпание, если:
СТЕПЕНЬ ТЯЖЕСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ.
Возможное поведение ребенка в момент выхода из фазы глубокого сна (в порядке возрастания тяжести проявлений) приведено ниже. Обратите внимание, что данная статья относится к детям возраста от 6 месяцев и старше. Обычно конфузионные пробуждения случаются впервые не раньше 10-11 месяцев.
1. Нормальный переход в следующую фазу сна. Ребенок может изменить положение тела, открыть глаза на короткое время, что-то пробормотать и быстро уснуть дальше.
2. Может встать или сесть в кровати. В такой момент на лице отсутствующее выражение.
3. Спокойное хождение во сне. В такой момент его глаза могут быть закрыты или открыты. Может производить впечатление потребности в чем-то: попить, сходить в туалет. При этом не выглядит полностью проснувшимся. Не откликается на ваш голос и не реагирует на прикосновения к нему.
4. Бурно протекающее хождение во сне. Может размахивать руками и ногами. Может выглядеть буйствующим. Может создаваться впечатление, что он хочет от чего-то спрятаться или убежать.
5. Кофузионное просыпание. Достаточно продолжительный период времени (до 15 минут) во время которого ребенка будто бы охватила непонятная сила. Кричит очень громко, выгибается всем телом, бьет руками и ногами. Если вы возьмете его на руки, то с трудом сможете удержать.
6. Ночной террор: еще более интенсивное по проявлению конфузионное просыпание. Истошно кричит, как будто его очень сильно испугали. Ребенок будто бы в панике. Может выскочить из кровати и бежать сломя голову. Может разбрасывать вещи в комнате, удариться о предметы мебели.
ЭТО НОРМАЛЬНО?
Для оценки нормальности нужно учитывать возраст, частоту и интенсивность проблем.
До шести лет многие дети подвержены конфузионным просыпаниям. С возрастом эпизоды должны остаться в прошлом. Такие проблемы обычно не требуют никакого медицинского вмешательства, так как обусловлены всего лишь особенностями сна ребенка. Если вашему ребенку до шести лет и с ним иногда случаются подобные события, то волноваться скорее всего не о чем. Но при этом всегда стоит исключить вероятность диагнозов, которые в том числе могут вызывать подобное поведение (например, неврологические проблемы). Поэтому эпизоды считаются нормальными при условии здоровья вашего ребенка. Обязательно расскажите своему врачу о характере сна вашего ребенка.
Когда стоит обсудить проблему с врачом:
Срочно проконсультируйтесь с врачом, если:
ЧЕМ ПОМОЧЬ?
Помимо описанных выше красных флагов, требующих обращения к врачу, существует ряд повседневных факторов, влияющих на склонность к конфузионным просыпаниям.
1. Переутомление.
Здесь играет роль как эпизодическое сильное переутомление в течение дня: например, пропустили дневной сон или очень поздно легли, так и хронический недосып.
Если ребенок реально не получает достаточно сна, то склонность к зависанию между сном и бодрствованием у него будет намного выше.
Достаточно ли спит ваш ребенок? Вам помогут наши статьи на эту тему: «Сколько должен спать ребенок до пяти лет?», «Сколько должен спать ребенок от 5 до 18 лет? Если ребенок уже отказался от дневного сна, подумайте: нет ли потребности возврата?
2. Отсутствие постоянного режима. Хаотичное расписание сна и бодрствования у ребенка. Мы говорили о важности постоянной рутины в прошлых статьях. Сила, с которой организм посылает сигналы сна и бодрствования всем органам и системам, регулируется биологическим ритмом. Чем регулярнее этот ритм, тем регулярнее посылы организма. Чем непредсказуемее режим дня, тем больше сумятицы: организм плохо понимает, когда нужно спать, а когда вставать. В результате мозг может посылать сигнал о необходимости просыпания, когда организм глубоко спит. В итоге малыш застревает между фазами сна. Этот пункт критичен для маленьких детей. Он важен, но не играет столь огромную роль у взрослых.
4. Потребность что-то сделать ночью. Ребенок может зависать на выходе из фазы глубокого сна, если в голове у него засела важная мысль: например, что он ни в коем случае не должен намочить постель ночью. Или малыш может быть излишне возбужден ожиданием какого-то события в своей жизни.
5. Болезни, лечение, прием препаратов.
6.Наследственный фактор. В некоторых семьях существует склонность к конфузионным просыпаниям.
7. Перевозбуждение перед сном повышает вероятность конфузионного пробуждения. Проанализируйте: что происходит за 1-2 часа до сна? Постарайтесь избежать просмотра телевизора как минимум за один час до сна, а лучше за полтора-два. Исключите слишком бурные игры поздно вечером. Последний час до сна должен быть очень спокойным.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Безопасность прежде всего.
Если ребенок спит отдельно и имеет историю конфузионных просыпаний, оцените и снизьте риски. Проблема в том, что ребенок может начать передвигаться по комнате в то время, как вы будете спать.
Может ли он сам выбраться из кровати? Если да, то насколько безопасно в комнате? Есть ли замки на окнах? Нет ли опасных и острых предметов в комнате? Нет ли незакрепленной мебели, которая может упасть на ребенка? Нет ли доступа к входной двери? Если вы живете в доме, закрыты ли доступы к лестнице. Может ли ваша собака испугаться и наброситься на ребенка? И так далее.
Если ваш ребенок имеет склонность к особо интенсивным эпизодам, то возможно ради его безопасности потребуется спать в одной спальне до момента перерастания таких событий.
2. Во время эпизода вы ничем не сможете помочь.
Эпизод проходит сам. Вы не можете его ускорить. Вы должны быть рядом, обеспечить безопасность, но не нужно кричать, трясти, таскать на руках ребенка. Вы можете попробовать спокойно говорить с ребенком, попросить вернуться его в кровать. Но если ребенок не реагирует, не злитесь. Если интенсивность случая высокая, то не пытайтесь физически успокоить его. Ваша задача – контролировать безопасность.
3. Если ребенок проснулся после эпизода, просто верните его в постель. Не ругайте, не акцентируйте внимание на произошедшем.
4. Контролируйте себя.
Ребенок делает это не намеренно. Что бы ни происходило, помните, что ребенок не проснулся полностью. Не ругайте ребенка на утро после эпизода: он его не помнит. Не рассказывайте о самом событии дабы не напугать малыша.
Лучше проанализируйте ситуацию: чем вы можете помочь? Исключена ли нехватка сна, существует ли регулярный режим, что происходит в течение дня и перед сном? Не порицаете ли вы ребенка за мокрую постель в случае ночного энуреза? Нет ли эмоциональной составляющей в вашей истории? И так далее.
Данная статья носит информационный характер : не ставит своей целью постановку медицинских диагнозов и назначение лечения. Обсудите со своим врачом вопросы, возникшие у вас после прочтения этого материала.
Интервью с неврологом
Лучшая клиника города
Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.
— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?
— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.
В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.
— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?
— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.
Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.
— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?
— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.
Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.
Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…
Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.
Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.
— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?
— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.
У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.
Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.
— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?
— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.
С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.
Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.
Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.
— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?
Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…
У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.
В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.
— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?
— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.
Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».
После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.
Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.
Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.
— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?
Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.
— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?
Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.
— Эпилепсия вообще часто встречается?
— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.
— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?
— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.
Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.
Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!
Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.
— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?
— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.
При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.
Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…
Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.
— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?
— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.
— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?
— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.
— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?
— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.
Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).
Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.
Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.
Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.
МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.
Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.
УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.
Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.
НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.