Почему обломов предпочел сон пробуждению
Анализ сна Обломова
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Сон Обломова сочинение
Роман Обломов был впервые опубликован в 1859 году. В данном произведении автор ведет рассказ об Илье Обломове, показывая читателю его жизнь, во время которой тот превратился в нравственно мертвого человека, охладев к самой жизни. Конечно же, всем читателям, да и самому Обломову, становится интересно, почему он такой пассивный, ленивый, и постоянно проводит время на кровати, вдали от радостей, страхов, новостей и дел. Ответ все получают в эпизоде Сон Обломова, о котором мы пишем наше сочинение.
Сочинение на тему сон Обломова
Знакомясь с героем романа Гончарова, мы встречаем апатичного персонажа, который решает вопрос «быть или не быть» путем ответа «только не теперь».
«Но, почему?» — спросит читатель. «Почему у героя такой характер?» А ответ мы получаем из эпизода Сон Обломова, и этот сон имеет огромное значение в романе Гончарова.
Сама по себе глава представлена вставным эпизодом, имеет свою законченность и самостоятельность. Да и на развитие самого сюжета сон Обломова не влияет. Однако эта глава бесценна, так как помогает четче обрисовать характер главного героя и понять, как он формировался.
Эпизод: сон Обломова
Эпизод сон Обломова переносит читателя в Обломовку. Там наш герой видит себя в глубоком детстве, в возрасте семи лет. Мальчик растет в деревне, где царит покой, и которая изолирована от внешнего мира. Ход деревенской жизни размеренный, и здесь царит культ еды, ведь главная проблема в Обломовке — что приготовить на праздник или на обед.
И вот среди всего этого спокойствия и проживал энергичный, любознательный, веселый мальчик Илья. Он был умным и наблюдательным. Такие дети обязательно в будущем добиваются успеха, но только в том случае, если на них не будет воздействовать обломовская атмосфера. Илья же не смог противостоять царящим в деревне порядкам. Ему постоянно напоминали о слугах, которые все сделают за него. Все, что планировал сделать мальчишка сам, тут же пресекалось и запрещалось. Когда пришла пора получать образование, то и здесь родители чаще оставляли сына дома. Ведь важнее не похудеть и не заболеть, а учеба может и подождать, как, впрочем, и работа.
И Илья полностью погряз в обломовщине, откуда не смогли его вытащить ни друг Штольц, ни любовь к Ольге. Поэтому на вопрос «сон Обломова: утопия или нет», однозначно ответим, что такая жизнь настоящая утопия, и она губительна для барского сословия. Результат влияния обломовской среды — это потеря инициативы, самостоятельности, развитие апатии, лени и безволия. Таким и стал Илья, и тому подтверждением будут цитаты из сна Обломова для сочинения, которые можно отыскать в тексте романа Гончарова.
Роль сна Обломова в романе
Как видим, роль эпизода Сон Обломова в романе огромна. Сон Обломова помогает лучше понять героя, понять, кем он был и как складывался его характер. Именно в этой главе описана та среда, где его нежили и холили, препятствуя саморазвитию. Вот и получили в итоге многозначного героя, который может показаться неприятным из-за своего постоянного бездействия, но в то же время вызывает симпатию из-за трогательности и глубины своей души. Именно глава девятая в романе Обломов является образным и смысловым ключом к пониманию всего происходящего в романе, и наилучшим образом дает понять героя, его взгляды, характер и образ его жизни.
Сочинение «Сон Обломова» (Школьные сочинения)
Роман «Обломов» величайшее творение И.А.Гончарова. Главным героем этого произведения является Илья Ильич Обломов. Это помещик тридцати двух-тридцати трех лет. Он ленив, не приучен к работе и любит поспать. Лучше его узнать нам помогает девятая глава под название «Сон Обломова», которая условно делится на три части.
В первой части сна мы переносимся в деревню Обломовку. Это чудесный и дивный край! Нет здесь ни моря, ни высоких гор, ни скал, ни пропастей, ни дремучих лесов. Жизнь здесь ленива и нетороплива, довольно безмятежна. Пейзажные зарисовки помогают нам узнать, в каких условиях рос главный герой, как формировался его характер, где прошли его юные годы. Илье Ильичу снится его беззаботное детство.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Утром няньки ведут его к матери. Помолившись, они идут к отцу, а затем все вместе приступают к чаепитию. Обсудив меню, наступает подготовка к обеду. После кушанья все погружаются в сон, но только не Илюша. Он убегает гулять туда, куда ему не разрешают няньки. Немного поспав, все пьют чай. Затем, каждый занимается своим делом, а мать лелеет Илюшу. Как только начинает смеркаться, все приступают готовиться к ужину. Потом они погружаются в сон, который длится всю ночь.
Во второй части сна Илюше семь лет. Здесь автор показывает нам, каким подвижным был мальчик: «…заберется в канаву, роется, отыскивает какие-то корешки…», «…шалит, болтает ногами; няня ловит его, и оба они хохочут». Он, как и все дети, любит веселиться, играть с друзьями и принимать гостей. Это доказывает, что Илюша рос активным, резвым ребёнком. Также в этой части сна Илья Ильич вспоминает зимнюю пору, когда нянька рассказывала ему сказки об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Жар-птице. Все ее рассказы имели счастливый конец. Затем, когда Обломов вырос, он перестал верить в чудеса, но всегда мечтал, чтобы в жизни было все как в сказке.
В третьей части сна проходит обучение Илюши, ему тринадцать – четырнадцать лет. Он учится в селе Верхлево, в пансионе немца Штольца. У этого помещика был сын Андрей, который дружил с Илюшей. Родители Обломова отправляют своего сына на неделю к Штольцу. Отец Андрея пытается перевоспитать Илюшу, но все это напрасно. Его сын делает за Обломова переводы, подсказывает ему уроки. Родители Ильи Ильича понимают, что их сыну учение дается тяжело, и решают достать документ, в котором сказано, что Илюша прошел все науки и искусства.
«Сон Обломова» знакомит нас с персонажами, которые связаны с дальнейшей жизнью Ильи Ильича. Его слуга Захар с детства был рядом с ним: «Он только что проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый камердинер его Захар Трофимыч». Илюшин друг детства Андрей Штольц продолжает общаться с ним и во взрослой жизни. Андрей пытается расшевелить Илью Ильича Обломова, увидев, что его друг целыми днями спит. Но эти попытки, как мы увидим в дальнейшем, были напрасны
Таким образом, «Сон Обломова» помогает нам понять, откуда пошли истоки «обломовщины».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id47274
Матлин. Мотив пробуждения в романах И. А. Гончарова.
Матлин М. Г. Мотив пробуждения в романах И. А. Гончарова // И. А. Гончаров: Материалы Международной конференции, посвященной 185-летию со дня рождения И. А. Гончарова / Сост. М. Б. Жданова и др. Ульяновск: ГУП «Обл. тип. «Печатный двор»», 1998. — С. 18—25.
МОТИВ ПРОБУЖДЕНИЯ
В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА
Потом вдруг точно проснулся ; не радостное, а печальное изумление медленно разлилось по лицу, а лоб наморщился” (III, 133).
Своеобразным завершением такого развития мотива пробуждения является авторская характеристика взаимодействия искусства и жизни, художнического переживания действительности и самой действительности в описании творческого процесса у Райского: “Между тем жизнь будила и отрывала его от творческих снов и звала, от художественных наслаждений и мук, к живым наслаждениям и реальным горестям, среди которых самою лютою была для него скука” (III, 124).
Мотивы сна и пробуждения в романе определяют и образную характеристику изменения бытийного состояния персонажа. Уже в “Обыкновенной истории” Александр Адуев просит Лизавету Александровну не будить его “ум и сердце”, не толкать их опять “в омут”, дать ему возможность достичь “покоя” (I, 281) как единственно достойного со стояния бытия. Обломов в разговоре со Штольцем с горечью признается, что “двенадцать лет, милый мой Андрей, прошло: не хотелось уж мне просыпаться больше” (I, 191). Ольга, расставаясь с Обломовым, с тоской и болью говорит, что “думала, что я оживлю тебя, что ты еще можешь жить для меня, — а ты уж давно умер” (I, 385).
Как бы продолжая речь Ольги, звучат обращенные к Беловодовой слова Райского в “Обрыве”: “Жизнь сама тронет, коснется, пробудит от этого блаженного успения — и иногда очень грубо Мне хотелось бы разбудить вас: вы спите, а не живете” (III, 32).
Пророчествование Райского в романе сбывается дважды. Сначала в творческом видении героя, потом в быстротечном “романе” Беловодовой с графом Милари. “Перед ним, как из тумана, возникал один строгий образ чистой женской красоты Снилась одна только творческая мечта, развивалась грандиозной картиной, охватывала его все более и более.
Он, притаив дыхание, погрузился в артистический сон и наблюдал видение, боялся дохнуть.
И дальше, дальше жизнь волнами вторгалась в пробужденное создание. ” (III, 154—155)
Последующее “перевоплощение” статуи с лицом Софьи в живую и реальную женщину (“созданная им женщина мало-помалу опять обращалась в Софью” (III, 155) представляет собой характерный для Гончарова способ расширения семантики художественного образа, выявления в конкретно-историческом вечного.
Анализируемый мотив выполняет роль “опорной точки” не только в создании образа человека в романе, но и в организации общей структуры текста, в построении такого важнейшего компонента художественного мира как время.
Такое настойчивое, переходящее из романа в роман выделение определенного временного момента и связанного с ним процесса для обозначения особо важных событий и проведения внутрисюжетных границ, как мы стремились показать, есть характерная особенность структуры романа у Гончарова, отражающая некоторые основополагающие особенности его художественного мышления. В целом же выдвижение на первый план мотива пробуждения (конечно, во взаимодействии с мотивом сна ), создание на его основе как психологического анализа, так и сюжетно-композиционной структуры может быть понятно только, во-первых, с учетом системы языковых и контекстуальных синонимов этого слова в романах, статьях, письмах Гончарова, во-вторых, в контексте общих процессов и закономерностей в русской литературе первой половины XIX века (мотив пробуждения у Пушкина и поэтов его поры; у современников Гончарова, например, у Толстого в “Детстве”, у Тургенева в “Записках охотника”, в повестях и романах и др.) и, в-третьих, в соотнесении с традиционными мифологическими и христианскими представлениями о сокральном значении утра.
1 Гончаров И. А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 8. — М., 1955. С. 64—114.
4 См. например: Письмо к С. А. Никитенко от 8/20 июня 1860 г. // Там же. С. 331—335.
5 Лучше поздно, чем никогда // Там же. С. 83.
6 Письмо к С. А. Никитенко от 8/20 июня 1860 г. // Там же. С. 332.
7 Предисловие к роману “Обрыв // Там же. С. 165.
9 Гончаров И. А. Обломов // И. А. Гончаров: Сочинения в 4-х т. Т. 2. М., 1981. С. 171. (Далее ссылки на произведения Гончарова даются по этому собранию сочинений. Римская цифра означает том, арабская — страницу).
10 Пруцков Н. И. Мастерство Гончарова-романиста — М. — Л., 1963. С. 41.
Комплексный анализ эпизода «Сон Обломова»
«Сон Обломова» — вставная глава в романе, названная Гончаровым «увертюрой» и представляющая собой воспоминания о родном доме, состоящие из ряда светлых эпизодов его раннего детства и отрочества в родной деревне Обломовке, а также о годах учёбы в Верхлёво и зарождении дружбы со Штольцем. Анализ эпизода сна является ключом к пониманию характера главного героя.
Идеальный мир детства
Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.
Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:
Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.
Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.
Повторением Обломовки для героя становится Выборгская сторона, в доме Агафьи Матвеевны он может снова окунуться в идиллический мир, где всегда пахнет вкусной едой и ничего не требуется решать.
Что такое обломовщина
Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».
Если критик Н. А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству.
Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки». Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.
Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.
Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.
Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.
Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».
Однако халат символизирует и положительные черты Обломова: широту его натуры, душевную мягкость, восточное созерцательное мышление.
Внутренний конфликт героя
У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.
Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.
Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.
Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.
В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.
Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.
При этом учёба в пансионе наложила свой отпечаток на восприятие героя: Обломов имеет представление, как можно жить иначе и видит перед глазами пример делового человека Штольца, однако последовать таким путём не может.
Черты лишнего человека
Обломова часто относят к типу «лишнего человека» в русской литературе (с ним школьники знакомятся в 9 классе при изучении «Горе от ума», по этой теме пишут экзаменационные сочинения), но это верно лишь отчасти:
Обломов много рассуждает, но ничего не делает, однако «лишний человек» бездеятелен поневоле: он лишен возможности действовать, поскольку в сложившейся обстановке не может направить силы в необходимое русло, реализовать потенциал.
Обломов ничего не делает, потому что привык так жить, его безынициативность и бездеятельность — отчасти выбор, отчасти отрицательный результат воспитания в Обломовке.
Обломов рассеян, нерешителен и несамостоятелен. В отличие от «лишних людей» он не пытается найти внутренним силам реализацию: не ввязывается в авантюры, не видит смысла в кутеже, не ищет признания на каком-то поприще.
» Я сам копаю себе могилу и оплакиваю себя… Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…», — цитата показывает, что герою свойственно разочарование в себе. Неспособный изменить жизнь, он предпочёл рефлексировать.
Обломов оторван от света, не желает иметь с ним каких-либо контактов. Илья Ильич скучает, принимая посетителей, он ощущает превосходство над ними: «Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня».
Но обособленность героя связана с тем, что реальный мир не похож на пространство, где томится его душа. Идеал Ильи — мир, где все живут в любви и довольстве, идиллическая Обломовка, охватившая весь мир.
Гончаров описывает 3 трагедии:
Таким образом, анализ главы «Сон Обломова» помогает понять, почему главный герой не смог реализоваться.
Это идейно-художественный центр романа, который позволил автору исследовать душу своего персонажа, раскрыть «мир обломовщины», наложившей трагический отпечаток на судьбу героя.