Почему сон обломова не начало
Анализ сна Обломова
«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.
Структура эпизода
Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.
Детство Обломова
В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.
Обломов-подросток
Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.
Взрослый Обломов
Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.
Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.
Композиция романа
Роман впервые был напечатан только в 1859 году. Гончаров писал его медленно, убирая некоторые сцены, дополняя ключевые места. Произведение стало отражением исторической эпохи: была серьезно усилена цензура и люди чувствовали себя ненужными в такой атмосфере. Дворяне считали новые ценности недопустимыми и мелкими.
Художественное построение произведения — круговое. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого человека.
В первой части романа утро Ильи начинается с того, что он лежит на диване и принимает визитеров. К нему приходит слуга Захар, который кричит на Обломова, а тот на него. После появляются другие посетители — Волков, который заслуживает сочувствие героя. Этот человек распыляется на десять мест, постоянно куда-то ездит. По мнению Обломова, это не жизнь, каторга.
Следующим пришел Судьбинский, и он тоже получил сочувствие героя. Ведь тот был весь в работе и занимался карьерой. Илья не понимал такой подход. Были и другие посетители, и все они не вызывали восхищения у героя.
В первой части появляется сон Обломова, значение и смысл его важен для понимания личности героя. Именно в этом отрывке раскрываются факторы, которые сформировали такие качества личности, как инфантильность, лень, апатия.
Во второй части начинается отсчет деградации Обломова. Даже общение со Штольцем и любовь к Ольге не мотивируют его. Кульминация романа наступает в третьей части. Герой делает предложение Ильинской, но не может выполнить ее просьбу и отправиться в деревню. Он расстается с любимой женщиной, предпочитая сохранить привычный жизненный уклад. Ухудшается его финансовое положение, и он вынужден переехать в бюджетную квартиру.
В заключительной части наступает развязка романа. Появляется «выборгская обломовщина», Илья женится на Агафье Пшеницыной и вскоре умирает. Он окончательно деградировал как личность. Перед смертью он воскликнет: «Есть же этакие ослы, что женятся!».
Особенность композиции в том, что развиваются несколько параллельных сюжетных линий: взаимоотношения с Ольгой Ильинской и противопоставления судьбы Обломова и Штольца.
Место эпизода
В книге Гончарова есть несколько ключевых эпизодов:
Роман писателя затрагивал как социальные, так и философские проблемы. Термин «обломовщина» относился к личностной деградации, косности мышления, нежелании отойти от устаревших устоев. Главный герой Илья Обломов не стремится развиваться и трудиться. Гончаров осуждает его за лень, апатию, «растительный» образ жизни — Илья круглыми сутками лежит на диване. В то же время, писатель не разделяет взглядов нового поколения в лице Штольца или Ольги. Первый был лишен душевного спокойствия и внутренней поэтичности, а вторая, будучи замужем, боялась мечтать о будущем и грустила по прошлому.
В романе нет однозначного ответа о том, кто был прав — Обломов или Штольц. Каждый читатель должен сам найти ответ на этот вопрос. Для лучшего понимания произведения его нужно прочитать полностью.
Основные этапы
Если изучить кратко сон Обломова, то можно увидеть несколько ключевых моментов. Эпизод посвящен воспоминаниями героя о том времени, когда он был ребенком. Он родился в деревне Обломовка, которая была очень тихой. Каждый день для жителей одинаков. Родители Ильи были милыми и добрыми, но они не понимали, зачем трудиться. Они предпочитали веселиться и совсем не обращали внимания на состояние дома.
Обломов был ребенком любознательным, веселым, активным. Но мама и няня запрещали ему познавать мир. Они предпочитали сидеть у окна и пить чай. В обед они ложились спать. В это время Илья был предоставлен сам себе и пошел на улицу.
Он старался вернуться до пробуждения, но если это не удавалось сделать, взрослые бежали его спасать из оврага или приводили с улицы домой.
Следующий момент эпизода — это учеба в школе. Обломову 13 лет, но его жизнь подвержена привычному распорядку:
Мальчик не лишен любознательности, он дружил со Штольцем, но неделями не посещал школу. Друг пытался учить его, помогал делать домашнее задание. В четырнадцать лет Илья все еще стремился к знаниям, но ограничения со стороны родителей все больше уничтожали хорошие черты личности.
Постепенно Илья привык к тому, что его постоянно обслуживали родственники и слуги. По первому зову они были готовы выполнять его прихоти, слуга Захар часто одевал Обломова. Постепенно герой становился несамостоятельным человеком.
Смысл части
Гончаров не зря поместил отрывок про сон в первую часть романа. В ней раскрыто, почему Илья стал таким вялым, безынициативным и апатичным. Ответ простой: чрезмерная любовь родителей к сыну привела к этому.
Отец и мать должны быть примером для детей. Именно взрослые являются центром мира ребенка, с них он берет образец поведения. Родители не желали зла Илье, они только приучили его быть осторожным, не стремиться выходить за забор. Они не привили ему любовь к труду, усердию, зато развили лень и вялость.
Главный смысл эпизода, как и всего романа, — жизнь человека без труда будет терять всякий смысл. Такая личность будет обузой, она запускает не только себя, но и свой дом.
Даже Ольга не смогла спасти Илью, так как он предпочел привычный диван и отсутствие перемен. Роман завершается достаточно грустно: главный герой умер от проблем с сердцем. Брак с Пшеницыной только усугубил происходящее. Он увяз в бытовых делах — кулебяках, пирогах и прочих мелочах. Он отвык мыслить, больше у него не возникает желания действовать.
Краткое содержание сна Обломова позволяет запомнить основные моменты эпизода. Большая роль отведена пейзажам родной деревни Ильи. Спокойная и умиротворенная обстановка привлекает безмятежностью. Природа гармоничная и мягкая — это создавало иллюзию размеренной жизни. Иногда только были похороны, свадьбы, дни рождения.
Произведение Гончарова не теряет актуальности в современном мире, поэтому многие найдут в нем полезные вещи. Сон Ильи напоминает о том, что нельзя постоянно жить прошлыми воспоминаниями. Необходимо извлечь ценные уроки из событий и сделать их отправной точкой для саморазвития.
Анализ главы «Сон Обломова» из романа «Обломов»
Роман «Обломов» И. А. Гончарова был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. В начале сна Обломов видит свою родную деревню Обломовка…
«Сон Обломова» — анализ эпизода
Роман Гончарова «Обломов» является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания.
Наиболее кульминационным моментом в романе является «Сон Обломова». Этот эпизод романа можно считать отдельным произведением, так как Гончаров изобразил «Сон» по всем правилам литературно-поэтического искусства.
Именно «Сон Обломова» позволяет читателю узнать всю сущность натуры главного героя – Обломова. В начале «сна» перед нами предстаёт удивительнейшая картина земного рая. Края забвения и хранилища души.
Вспоминая свою Обломовку, Илья Ильич вспоминает её с трепетной любовью и лаской. Те великолепные пейзажи, те чёткие границы природы, те изумительные закаты, тот беззаботный крестьянский быт, то гармоничное слияние души с природой, та уютная домашняя ласка – всё это на всю жизнь засело в сердце Обломова.
Именно этот уголок Илья Ильич считает своим раем, именно туда он стремится всю свою жизнь. В том божественном уголке, где душа и сердце упиваются негой, и беззаботная жизнь бьет ключом.
«Сон Обломова» отражает два жизненных периода Обломова. В первый период жизни главный герой представлен семилетним мальчиком, который полон жизненных сил и идей. Детский ум Илюши Обломова ещё девствен настолько, что поглощает любую информацию в неограниченном количестве, но никак не может насытиться.
И в этом период как раз и начинает формироваться та личность, которая в дальнейшем и станет Ильёй Ильичом Обломовым. Сам быт и отдалённость Обломова во многом и сложили его натуру. Потому что уже с рождения Илюша ощущал себя барином, и чем старше он становился, тем ощущение это росло.
Для маленького Обломова не существовало ничего невозможного, всё выполняли няни и слуги. Итак семилетний мальчик был всецело зависимым от канонов царивших в обыденной жизни его семьи, поэтому тот чистый, детский ум был уже пародией на родителей.
Но этот факт противоречит самому себе. Ведь когда обломовцы погружались в священный для них полуденный сон, Илюша начинал жить и жить той жизнью, которой он хотел, но ни коем разе не обломовским обыванием.
В эти часы сна родителей и других обитателей Обломовки все мечты маленького Илюши сбывались, все его желания исполнялись в миг; ведь он был свободен, как птица. Даже няня, которая дремала с сознанием того, что мальчик непременно побежит к оврагу или залезет на галерею, не противилась этому, потому что обломовский сон давно завладел ею, и она уже не может с ним бороться.
Но это были лишь часы свободы для Илюши, всё же остальная жизнь проходила монотонно, хотя он и не замечал этого. Родители Обломова всячески старались оградить их чадо от воздействия внешнего мира, прививая в нём с раннего возраста незыблемые законы обломовщины. Он был изолирован от этого мирского зла, которое царило везде.
Благодаря этой некоторой изоляции от мира, внутренний мир Илюши богател с каждым днём. Его сердце наполнялось общей любовью ко всему, но любовью, требующей взаимности. Значит шанс, данный Илюше от рождения войти в настоящий мир со всеми его прелестями и гадостями, постепенно гаснул под давлением жизни Обломовки.
Но вот перед читателями предстаёт четырнадцатилетний Илья Обломов, румяный и холеный мальчик. Этот период жизни Обломова так же помогает поглубже взглянуть в существо главного героя.
Для Ильи начинаются тягостные времена, так как он должен получить образование. Обучаться он должен был у немца Штольца. Может быть, Обломов и выучился бы у своего учителя чему-нибудь, если бы Верхлево было бы в пятистах верстах от Обломовки – как говорит автор.
Но я считаю, что и в этом случае Илье Обломову представился ещё один шанс, который дала жизнь Илье от рождения. Конечно же Обломов так и не научился ничему, так как с одной стороны за него делал все уроки сын Штольца – Андрей, с другой стороны большую часть времени Илья проводил в Обломовке в кругу семьи.
И здесь, в родительском доме, изнеженный ласками и заботой родителей Обломов уже начинал чахнуть не физически, а становился он духовным калекой в мирском бытие. Но в этом нельзя винить ни Обломова, ни его родителей.
Это болезнь всего их рода, болезнь которую почти невозможно вылечить, болезнь со странным названием – обломовщина, искоренять которую нужно было ещё в начале начал. Поэтому детская натура не в силах была разорвать этих грязных цепей обломовщины.
К этим годам жизнь Ильи Ильича была определена. Стоило ему только захотеть чего-нибудь, тут же возле него оказывались Васька, Митька, Ванька и исполняли все барские прихоти беспрекословно.
Но иногда в нём просыпался какой-то огонёк, когда ему надоедали все ласки и лица, и тогда он вскакивал и с визгом бежал на улицу; где резвился с деревенскими мальчишками, играя в снежки. Но эта воля была недолгой и снова постель с пятью одеялами, снова варенье и чай, снова эта обломовская нега, которую он отвергал; но всё-таки покорился ей.
Что же стало дальше с Ильей Ильичом Обломовым? Порядком повзрослев, Илья Ильич устроился на общественную службу в канцелярию, где пробыл недолго. Этот момент был равносилен тому, что только что вылупившегося птенца, не умеющего ещё плавать бросили в воду, и как этот птенец не барахтается в ней, и всё-таки тонет.
То же самое произошло и с Обломовым. Его неопытного, не готового ни к какому роду труда пустили в океан жизни. Может быть, со времени Илья Ильич и научился бы работать, но было ещё одно «но».
В канцелярии не было тех душевных, близких, ласковых отношений, здесь не было этой семейной обстановки, не было взаимопомощи, поэтому обломов не мог ни какими силами сдержать того нравственного гнёта, которому был подвержен.
Не выдержав нравственного шторма жизни, Обломов замкнулся в себе и попытался насколько возможно создать вокруг себя обстановку родной Обломовки.
Он с головой погрузился в болото русской обломовщины и ничто уже не может вытащить его оттуда, так как он ещё одно идентичное другим звено барской России. И эта утопия была губительна не только для барского сословия, но и для всей России. Это было огромным тормозом в её развитии, и Русь оставалась тою же тёмной стороной.
Но сила Обломова в том, что он через всю свою жизнь пронёс чистую душу, незапачканную мирской грязью, ведь это тоже нелёгкий труд. Наверное, в душе каждый человек хоть немного, но Обломов. Ведь каждый почти преклоняется перед прекрасным, ведь у каждого есть чувства жалости и сострадания.
Если на земле не было бы Обломовых, то это была бы пустыня, которая была некогда благодатным краем, но под руками варваров (а именно так можно назвать человека без души) превращался в эту самую пустыню.
Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков, вроде Обломова!
Сочинение про Сон Обломова
Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку.
Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.
Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».
Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.
Глава «Сон Обломова» несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».
По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.
На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.
Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял».
И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».
Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»
И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.
Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить.
Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.
Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.
Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» — Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».
Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом».
В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».
И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.
Разбор главы Сон Обломова
Сон Обломова — вставной эпизод в романе «Обломов» Ивана Гончарова. Сон — распространенный прием в литературе, который используется писателями для лучшего раскрытия персонажей, событий. Этот сюжет не влияет на развитие основного события, но помогает понять личность Ильи Ильича.
Сон переносит читателя в Обломовку — поместье Обломовых. Все здесь окружено особенной безмятежностью и леностью. Никто из обитателей поместья не может отличиться трудолюбием, активностью и деятельностью.
Самым главным для Обломовых был процесс принятия пищи. Все были поглощены обдумыванием меню обеда, ужина, завтрака. Все, что выходило за границы сна, отдыха и обеда заставляло нервничать и переживать жителей Обломовки.
Во сне Обломов предстает семилетним мальчиком. Он, как и любой ребенок, очень любопытен, любит гулять и веселиться. Однако, няня и матушка не дают ему уходить далеко и не дают ему удовлетворить его любопытство.
Единственное время, когда маленький Илья Ильич мог погулять — это послеобеденный сон, который охватывал и помещиков, и крестьян. Все-все погружалось в глубокий и безмятежный сон.
Далее он взрослеет и ему надо ехать в школу. В отрочестве природная любознательность уже угасла. Теперь мальчик считает, что жить нужно так, как они живут и не иначе. Он не может понять, зачем ему учиться, если знания в жизни не пригодятся.
Главная мысль эпизода состоит в том, что Обломов не был лишен в детстве живости, любопытства, наблюдательности. Большую роль в его жизни сыграла окружающая среда. Именно семья и атмосфера Обломовки сделали Илью Ильича ленивым, мягким, немного истеричным, эмоциональным. Его пассивность — приобретенное качество.
Илья Ильич своего рода жертва, ведь родители специально уничтожили в нем интерес к жизни и действию, чтобы он был удобен для них, не мешался. Его нельзя винить в том, какой он есть. Его характер сформировался под влиянием людей, окружавших его, без его желания и мнения.
Возможно, он был бы счастлив, если бы было удовлетворено его любопытство, ему разрешали бы больше гулять и двигаться, думали об его духовным развитием.
Читайте также: Соня Мармеладова – характеристика героини из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского.
Таким образом, автор приходит к мысли, что человека делает среда, в частности его семья и близкие окружение. Семья формирует личность человека, поэтому нужно ответственно относиться к вопросу появления детей и их воспитанию, чтобы создать трудолюбивых и активных членов общества.
Краткое содержание и анализ «Сна Обломова»
На протяжении двенадцати лет (1847-1859 г.), русский писатель И. А. Гончаров работал над созданием трилогии, в которую вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Полная версия была напечатана в номерах журнала «Отечественные записки», в 1859 году. «Сон Обломова» – IX глава второй книги «Обломов», которую и литературные критики, и читатели дружно отметили, как одну из центральных частей всего произведения.
Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂
Краткое содержание
В центре повествования – помещик Илья Ильич Обломов, проживающий в Петербурге, на улице Гороховой. Это молодой, упитанный мужчина, лет около тридцати двух. Герой ведет размеренную и праздную жизнь, никакими видами деятельности он не обременен. Его любимое занятие – лежать на диване, и мечтать о сытой и спокойной жизни, в которой нет ни трудов, ни забот, ни каких-либо волнений. Он погружается в сладкую дрему, и видит сон…
Родовое поместье барина прозвали Обломовка. Оно состояло из двух деревень – Сосновка и Вавиловка. Именно с описания этого чудного края начинается сон Ильи Ильича. В его представлении нет в жизни места красивее и спокойнее, чем живописные просторы родного края. Ни бури, ни войны, ни стихийные бедствия никогда не могли случиться в этих местах, все здесь дышало миром и спокойствием. А горести, страхи и всевозможные опасности были где-то очень далеко от любимого имения. «Все тихо, все сонно…в деревеньках, составляющих этот уголок…».
Обломов видит себя мальчиком лет 7, который просыпается веселый и счастливый, и вокруг него мгновенно начинается милая суета. Няня полностью обслуживала барчука, и выполняла все его прихоти. Родители и вся многочисленная родня всячески ласкали, и бесконечно умилялись ему. В доме считалось, что малыш должен быть упитанным и всегда сытым, тогда он будет здоровым и веселым. Любой труд и физическая активность не на пользу ребенку, а напротив, приведут к переутомлению и болезням. От маленького барина ни на шаг не отходила няня, сопровождавшая его на протяжении всего дня.
Уклад жизни Обломовых был однообразен и прост. Главной заботой была пища, и до полудня все домочадцы были заняты приготовлением к обеду. Долго обсуждались вопросы, что подавать к столу, после чего на кухне и вокруг нее начиналась оживленная суета. Родители участвовали в хлопотах, давая прислуге наставления и раздавая многочисленные указания. Отец, Илья Иванович, любил повелевать, обыкновенно, сидя в кресле, и следил за работой челяди в окно. Ребенок внимательно наблюдал за жизнью взрослых, все подмечал своим детским умом.
После плотного обеда весь дом погружался в полуденный сон, и наступало самое счастливое время для малыша. Он дожидался, пока уснут домочадцы, задремлет нянька, и отправлялся в увлекательное путешествие по окрестностям. С замиранием сердца, ребенок пробирался туда, куда ходить ему строго запрещалось – на сеновал, в голубятню или курятник, за забор к деревенским мальчишкам. Так он пытался самостоятельно познавать мир, окружавший его. Но просыпалась нянька, оживал дом после сна, и ребенок снова возвращался под пристальный контроль и неуемную заботу.
Далее Обломова сон переносит в другую пору – зимний вечер, он жмется к няне, а она рассказывает ему старинные сказки и предания. И все в этих рассказах делалось само по себе, без хлопот и труда. В конце каждой истории герой всегда получал счастливую и богатую жизнь по воле доброй феи или любого другого волшебства. Даже став взрослым мужчиной, Обломов продолжал мечтать о том прекрасном бытие, в котором можно только гулять и веселиться, не зная забот и печалей.
Затем Илья Ильич видит себя отроком, лет тринадцати-четырнадцати. В ту пору он учился в соседнем селе Верхлёве, которым управлял немец Штольц. В пансионе еще находились сын учителя, Андрей Штольц, и соседский мальчик, вечно страдающий золотухой. Деревня жила в том же лениво-монотонном ритме, что и родная Обломовка. Образованный и энергичный немец прикладывал много сил, чтобы привить мальчику жажду к наукам, воспитать в нем усердие и трудолюбие.
Но к тому времени, когда Обломов попал в пансион, он уже много перенял привычек и традиций, царивших в родном доме. Атмосфера «обломовской» жизни прочно сидела в его голове, простота нравов, сытая лень и спокойствие привлекали гораздо больше, чем занятия над книгами. Родители также всячески старались уберечь чадо от нагрузок – при любом предлоге оставляли барчука дома, а то и забирали его из пансиона посередине недели. Они искренне считали ученье лишь досадной необходимостью, которую диктует светское общество.
Даже сын управляющего, Андрей Штольц, мешал учителю в воспитании юного Обломова. Он часто подсказывал другу, а то и вовсе делал за него все задания. Даже во сне Илья Ильич сравнивал жизнь у Штольца с милым родительским домом. В имении все делалось по его желанию, слуга Захарка с няней и другой прислугой выполняли любую волю молодого барина. Если же случалось юноше порезвиться или взяться за дело, тут же сыпались протесты: «Не бегай! Туда не ходи, опасно! Простудишься и заболеешь…», и он с легкостью подчинялся.
Так и рос Илья Ильич на всем готовом. Его одевали и умывали, кормили сытно и вкусно, исполняли все прихоти и желания. Лелеяли сыночка родители, растили мальчика, как цветок в теплице. И думал Обломов, что вот такой и должна быть жизнь, где нет трудов и забот, а есть лишь сытость, тишина и спокойствие.
Структура и содержание главы 9
И. А. Гончаров условно разделил сон главного героя на три части.
В первой части автор описывает родной край Обломова, и его детство, где мальчику всего семь лет. В этом возрасте ребенок был активным, энергичным и любознательным. Он стремился познавать окружающий мир, был очень наблюдательным. Малыш подмечал все тонкости взрослой жизни, и постепенно такой размеренный образ жизни стал для него привычным.
Во второй части писатель подробно рассказывает об одном зимнем вечере, когда мальчик с удовольствием слушает рассказы старой няньки. В них жизнь героев всегда богатая и счастливая, волшебники щедро осыпают их дарами, принцессы приезжают сами из заморских стран, и в жизни царит радость и веселье. По сути, сказки этой неграмотной женщины сыграли большую роль в культурном воспитании мальчика. С детства ему понравилась модель такой легкой, беззаботной жизни, и о ней он мечтал, будучи взрослым человеком.
Третья часть сна переносит героя в отрочество. В ту пору Обломов проходил ученье в пансионе, было ему лет тринадцать. Учитель, немец Штольц, искренне питался привить юноше желание учиться и развиваться. Однако мальчик попал в его руки, будучи уже избалованным и ленивым ребенком. Окружающая действительность также мешала развитию сильной личности. В селе царили такие же отсталые и примитивные нравы, как и в родной Обломовке. Традиции и устои быта сыграли ключевую роль в воспитании характера Обломова.
Главные герои
Обломов Илья Ильич – помещик, дворянин, возраст около тридцати двух лет. После смерти родителей получил в наследство родовое поместье и триста пятьдесят душ крестьян. Ведет маргинальный образ жизни, пристрастен к жирной пище, отчего имеет рыхлую, тучную фигуру. Любимое занятие – лежать на диване и мечтать. Проживает в Петербурге, на улице Гороховой, с верным слугой Захаром.
Другие персонажи
Обломовы Илья Иванович с женой – родители Ильи Ильича. Мелкие помещики-дворяне, очень любящие своего единственного сына, и оберегающие его от всех забот и волнений. Люди добрые и безобидные, но малограмотные и ограниченные.
Няня – безграмотная деревенская старушка, приставленная к Обломову с самого рождения. Всегда находилась рядом с ним, ухаживала и следила за молодым барчуком. С детства рассказывала малышу былины и предания, и привила герою любовь к сказкам.
Учитель Штольц – обрусевший немец, управляющий в селе Верхлёвка, и держатель пансиона для дворянских детей. Человек образованный, умный и энергичный. Пытался привить юному Обломову любовь к учению, и духовному развитию.
Андрей Штольц – сын учителя Штольца, единственный друг Обломова.
Захар – верный слуга Ильи Ильича, во сне еще юный мальчик.
Антип и Анисья – крестьянская семья, слуги в доме Обломовых.
Настасья Ивановна, Степанида Тихоновна, Пелагея Игнатьевна – тетки-приживалки, которые жили в родительском доме.
Сюжет
«Сон Обломова» автор представил в виде череды картинок жизни, которые герой как-бы «просматривает» в памяти. Сюжетная линия ведется плавно, одни события сменяются другими эпизодами. Сцены во сне происходят в такой последовательности:
Заканчивается сон картинкой из детства – накануне Илья сбежал из дома поиграть с детьми в снежки, был найден и возвращен назад. И вот он снова под теплым одеялом лежит в кровати, под опекой любящих родителей.
Анализ главы
Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.
Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.
Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.
Читательский дневник
Произведение. Роман «Обломов»
Автор. И. А. Гончаров – русский писатель, литературный критик
Время написания 1847-1859 г.
Первая публикация. В 1848 г. В «Литературном сборнике с иллюстрациями» был напечатан «Сон Обломова», как самостоятельное произведение.
В романе описывается жизнь молодого помещика Обломова в Петербурге. Илья Ильич неглуп и образован, но совершенно не приспособлен ни к какой деятельности. Герой ведет пассивную, размеренную жизнь, большую часть времени проводит на диване и мечтает. Обслуживает его верный слуга Захар, которому, как и хозяину, нет дела до окружающего мира.
Друг Обломова, Андрей Штольц предпринимает попытки изменить жизнь героя, и пробудить в нем желание совершать поступки. Но ни старания Штольца, ни новая возлюбленная Обломова, Ольга Ильинская – никто не смог переломить натуру Ильи Ильича, и заставить его встать с дивана.
Сочинения «Сну Обломова»
В романе глава «Сон Обломова», на развитие сюжетной линии никак не влияет. Она написана, как самостоятельная часть повествования. Однако, в понимании характера главного героя, и сущности его личности, описание играет главенствующую роль.
Обломов – неоднозначный персонаж. Он апатичен и ленив, совершенно не приспособлен к решению каких-либо задач, к любой активной деятельности. Он беспомощный и жалкий в своей ограниченности, и все дела готов отложить «на потом».
Но в то же время, Илья Ильич обладает и хорошими качествами. Он образован, и даже начитан. Может испытывать глубокие чувства и сопереживать ближнему своему. У него наивная, ранимая душа и доброе сердце. Его легко обмануть, потому, что он сам не способен лукавить, и в других не видит подвоха. Почему же тогда внутренний мир героя так скуден, и он ни к чему не хочет стремиться? В этом автор и пытается разобраться.
Роль и значение сна Обломова в романе
Сон главного персонажа – это фактически воспоминания взрослого Обломова о счастливых годах его детства в родительском доме. Писатель использовал известный литературный прием, когда «документальные» факты из жизни представляются в форме сновидения.
Роль IX главы в романе можно смело назвать ключевой. Путешествие в детские годы героя позволяют узнать, в какой среде рос мальчик, кто и как его воспитывал. Анализируя хронологию его жизни, становится понятно, что Обломов стал таким «не вдруг». Убеждения и взгляды формировались у героя постепенно, под влиянием той действительности, которая его окружала. Глава «Сон Обломова» помогает понять все тонкости натуры героя и противоречивость его характера.
Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?
Изначально, «Сон Обломова» Гончаров написал и опубликовал, как «Эпизод из неоконченного романа». Именно застаревшие устои и традиции, царившие в то время в дворянской среде, заставили писателя попытаться отыскать главный мотив явления, которое позднее назовут «обломовщиной».
После первой публикации, Гончаров задумал большое произведение, где показал, как процесс воспитания определяет в дальнейшем судьбу человека. Писатель признавал, что и сам мог бы стать жертвой «обломовщины», поскольку вырос в похожей среде. Он родился в Симбирской губернии, и в описании Обломовки есть автобиографические черты.
На протяжении всего повествования, герой большинство времени провел на диване. Любые стремления и желания, которые он наблюдал у людей, казались ему ненужными и пустыми. В какой-то момент, под влиянием друга, Обломов попытался побороть свою натуру, и даже немного оживился. Но лень и апатия прочно укоренились в характере, Илья Ильич быстро заскучал, и вернулся в свою привычную дремоту.
Автор дает понять – как личность, Обломов умер еще тогда, когда отказался от стремления жить полной жизнью, достигать каких-то высот и развиваться духовно. Его постоянное пребывание в ленивой сонливости, Гончаров сравнивал с Россией того времени, где наблюдался такой же застой, но в государственном масштабе. Духовная и культурная «смерть» личности в Обломове произошла еще при жизни героя, до наступления смерти физической.
Почему эту главу называют увертюрой всего романа?
В конце 1840-х годов, Гончаров в письме к издателю А. Краевскому признавал, что работа над романом идет медленно и тяжело. Но когда труд был завершен, писатель сам назвал IX главу «увертюрой» всего произведения.
Жизнь взрослого Обломова – лишь следствие того воспитания, которое он получал в родительском доме с младенчества. Задатки активности и стремления ребенка узнавать мир и развиваться, были на корню уничтожены размеренной жизнью в имении, царившими в его окружении традициями и ограниченными взглядами родителей. Ребенок с детства впитал такую модель действительности, и в дальнейшей жизни не видел причин что-то менять.
Почему Обломов предпочел сон пробуждению?
Главная причина, почему герой предпочел сон пробуждению – он не умел трудиться. С раннего детства мальчика обслуживали слуги. Если ребенок выказывал желание что-то сделать самостоятельно, родители тут же пресекали инициативу. Дети быстро привыкают к действительности, и Обломов легко свыкся с таким положением вещей.
Его сон показывает, что уже в отрочестве он демонстрировал плоды родительского воспитания. Учился неохотно, радостно пропускал занятия в пансионе, если позволяли взрослые. Задания за него часто делал сын учителя, а дома полностью обслуживали многочисленные слуги. А в жизни, чтобы чего-то добиться, надо приложить массу сил и энергии. Обломов не умел прилагать усилия, и ленился этому учиться. Для него привычное состояние – пассивное, сонное существование.
Почему сон заканчивается появлением Штольца?
Друг детства Андрей Штольц – полная противоположность Обломова. Он энергичный и деятельный, образованный и решительный человек. Природный ум заставляет Андрея тянуться к людям добрым и открытым. Именно таким он считал Илью Ильича, и за это его уважал. Штольц осуждал пассивность и ленивость друга, и всеми силами старался вдохнуть в него желание развиваться и стремиться к чему-то лучшему.
С появлением Штольца сон героя обрывается. Андрею удается убедить друга встать с дивана, и начать интересоваться внешним миром. Штольц знакомит Обломова с людьми из общества, благодаря ему Илья Ильич впервые влюбляется. Даже слуга Захар поддался настроению хозяина, и занялся хозяйственными делами. На короткий период герой выходит из «сонного» состояния, и проявляет искренний интерес к жизни.
Почему сон Обломова является центром романа?
Сон Ильи Ильича, его воспоминания о детстве, безусловно, являются идейным центром всего произведения. Вся его сущность формировалась в первые годы жизни, когда неокрепший ум ребенка впитывает окружающую действительность. В главе «Сон Обломова» есть все предпосылки, определяющие дальнейшую жизнь героя.
Когда уже в студенческие годы, в Обломове проснулось желание чего-то достигнуть на служебном поприще, оно скоро угасло. Потому, что первые незначительные трудности сразу его испугали. Детские страхи, и неумение справляться с невзгодами, заставили его тут же отступить. Кое-как он проучился два года, и снова вернулся к маргинальному существованию. Корни «обломовщины» были так крепки и глубоки, что герой не нашел в себе сил противостоять своей натуре.
Почему главному герою снится сон?
Центральная фигура романа – молодой мужчина, у которого есть все шансы и возможности, чтобы вести полноценную и интересную жизнь. Трудиться, влюбляться, общаться с друзьями, развиваться культурно и духовно. А он, вместо этого, предпочитает сытно поесть и улечься на диване, мечтая о несбыточных желаниях.
Когда герой видит сон, переносящий его в счастливую пору детства, автор с подробностями описывает действительность, в которой он вырос. В романе, IX глава находится обособленно от основной сюжетной линии, но без нее история была бы неполной. Тогда невозможно понять, как молодой, полный сил мужчина, способен вести такое скучное, однообразное и паразитическое существование. Сон Обломова показывает, как под влиянием «обломовщины» может быть загублена жизнь умного, доброго и порядочного человека.
Изложение
Начинается сон Обломова с описания природы родного края. Все дышало миром и спокойствием – ласковое небо, невысокие холмы и широкие равнины. Не было в ней грозных морей, которые несут с собой бури и волны, высоких гор, хранящих опасность сорваться в пропасть. Никаких потрясений не бывает в этих местах.
Затем герой видит себя семилетним ребенком, просыпающимся в мягкой кровати, а над ним сплошь любящие лица. Родители, нянька, слуги – все обожают малыша, и стремятся ему угодить. Мальчик растет любознательным и активным, но любая инициатива к самостоятельности пресекается – для всего есть слуги.
Далее сон переносит Обломова в зимний вечер, когда за окном метель, а он возле няни слушает сказки и предания. И так все нравится в них ребенку – всегда появляются волшебники и феи, одаривают принца богатствами, и веселье никогда не кончается. Малыш всегда представляет себя на месте героя, и любовь к сказкам сохраняет на всю жизнь.
После, Илья Ильич видит себя уже подростком, лет тринадцати-четырнадцати. Он в пансионе у Штольца, куда послали его родители «образовываться». Обломов к тому моменту уже пухлый, румяный «барин», который привык, что его все обслуживают, и ему потакают. Учеба его утомляет, задания часто за него делает сын Штольца, Андрей. При любом случае, он пропускает занятия. Так и растет главный герой, со всех сторон обласканный, как «цветок в теплице…».