Почему сон обломова о детстве

Анализ сна Обломова

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме – обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце – красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку – все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Глава «Сон Обломова» имеет большое значение для всего произведения. В нем Обломов видит себя и свое состояние в развитии, с самых малых лет. Обломовка для него райский уголок, где все интересно, где жизнь бьет ключом и не отталкивает. Именно таким мог бы стать для него и реальный мир, но сам жизненный устрой России того времени не позволил Обломову быть счастливым и жить полной жизнью.

Источник

Краткое содержание и анализ «Сна Обломова»

На протяжении двенадцати лет (1847-1859 г.), русский писатель И. А. Гончаров работал над созданием трилогии, в которую вошли романы «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». Полная версия была напечатана в номерах журнала «Отечественные записки», в 1859 году. «Сон Обломова» – IX глава второй книги «Обломов», которую и литературные критики, и читатели дружно отметили, как одну из центральных частей всего произведения.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Краткое содержание

В центре повествования – помещик Илья Ильич Обломов, проживающий в Петербурге, на улице Гороховой. Это молодой, упитанный мужчина, лет около тридцати двух. Герой ведет размеренную и праздную жизнь, никакими видами деятельности он не обременен. Его любимое занятие – лежать на диване, и мечтать о сытой и спокойной жизни, в которой нет ни трудов, ни забот, ни каких-либо волнений. Он погружается в сладкую дрему, и видит сон…

Родовое поместье барина прозвали Обломовка. Оно состояло из двух деревень – Сосновка и Вавиловка. Именно с описания этого чудного края начинается сон Ильи Ильича. В его представлении нет в жизни места красивее и спокойнее, чем живописные просторы родного края. Ни бури, ни войны, ни стихийные бедствия никогда не могли случиться в этих местах, все здесь дышало миром и спокойствием. А горести, страхи и всевозможные опасности были где-то очень далеко от любимого имения. «Все тихо, все сонно…в деревеньках, составляющих этот уголок…».

Обломов видит себя мальчиком лет 7, который просыпается веселый и счастливый, и вокруг него мгновенно начинается милая суета. Няня полностью обслуживала барчука, и выполняла все его прихоти. Родители и вся многочисленная родня всячески ласкали, и бесконечно умилялись ему. В доме считалось, что малыш должен быть упитанным и всегда сытым, тогда он будет здоровым и веселым. Любой труд и физическая активность не на пользу ребенку, а напротив, приведут к переутомлению и болезням. От маленького барина ни на шаг не отходила няня, сопровождавшая его на протяжении всего дня.

Уклад жизни Обломовых был однообразен и прост. Главной заботой была пища, и до полудня все домочадцы были заняты приготовлением к обеду. Долго обсуждались вопросы, что подавать к столу, после чего на кухне и вокруг нее начиналась оживленная суета. Родители участвовали в хлопотах, давая прислуге наставления и раздавая многочисленные указания. Отец, Илья Иванович, любил повелевать, обыкновенно, сидя в кресле, и следил за работой челяди в окно. Ребенок внимательно наблюдал за жизнью взрослых, все подмечал своим детским умом.

После плотного обеда весь дом погружался в полуденный сон, и наступало самое счастливое время для малыша. Он дожидался, пока уснут домочадцы, задремлет нянька, и отправлялся в увлекательное путешествие по окрестностям. С замиранием сердца, ребенок пробирался туда, куда ходить ему строго запрещалось – на сеновал, в голубятню или курятник, за забор к деревенским мальчишкам. Так он пытался самостоятельно познавать мир, окружавший его. Но просыпалась нянька, оживал дом после сна, и ребенок снова возвращался под пристальный контроль и неуемную заботу.

Далее Обломова сон переносит в другую пору – зимний вечер, он жмется к няне, а она рассказывает ему старинные сказки и предания. И все в этих рассказах делалось само по себе, без хлопот и труда. В конце каждой истории герой всегда получал счастливую и богатую жизнь по воле доброй феи или любого другого волшебства. Даже став взрослым мужчиной, Обломов продолжал мечтать о том прекрасном бытие, в котором можно только гулять и веселиться, не зная забот и печалей.

Затем Илья Ильич видит себя отроком, лет тринадцати-четырнадцати. В ту пору он учился в соседнем селе Верхлёве, которым управлял немец Штольц. В пансионе еще находились сын учителя, Андрей Штольц, и соседский мальчик, вечно страдающий золотухой. Деревня жила в том же лениво-монотонном ритме, что и родная Обломовка. Образованный и энергичный немец прикладывал много сил, чтобы привить мальчику жажду к наукам, воспитать в нем усердие и трудолюбие.

Но к тому времени, когда Обломов попал в пансион, он уже много перенял привычек и традиций, царивших в родном доме. Атмосфера «обломовской» жизни прочно сидела в его голове, простота нравов, сытая лень и спокойствие привлекали гораздо больше, чем занятия над книгами. Родители также всячески старались уберечь чадо от нагрузок – при любом предлоге оставляли барчука дома, а то и забирали его из пансиона посередине недели. Они искренне считали ученье лишь досадной необходимостью, которую диктует светское общество.

Даже сын управляющего, Андрей Штольц, мешал учителю в воспитании юного Обломова. Он часто подсказывал другу, а то и вовсе делал за него все задания. Даже во сне Илья Ильич сравнивал жизнь у Штольца с милым родительским домом. В имении все делалось по его желанию, слуга Захарка с няней и другой прислугой выполняли любую волю молодого барина. Если же случалось юноше порезвиться или взяться за дело, тут же сыпались протесты: «Не бегай! Туда не ходи, опасно! Простудишься и заболеешь…», и он с легкостью подчинялся.

Так и рос Илья Ильич на всем готовом. Его одевали и умывали, кормили сытно и вкусно, исполняли все прихоти и желания. Лелеяли сыночка родители, растили мальчика, как цветок в теплице. И думал Обломов, что вот такой и должна быть жизнь, где нет трудов и забот, а есть лишь сытость, тишина и спокойствие.

Структура и содержание главы 9

И. А. Гончаров условно разделил сон главного героя на три части.

В первой части автор описывает родной край Обломова, и его детство, где мальчику всего семь лет. В этом возрасте ребенок был активным, энергичным и любознательным. Он стремился познавать окружающий мир, был очень наблюдательным. Малыш подмечал все тонкости взрослой жизни, и постепенно такой размеренный образ жизни стал для него привычным.

Во второй части писатель подробно рассказывает об одном зимнем вечере, когда мальчик с удовольствием слушает рассказы старой няньки. В них жизнь героев всегда богатая и счастливая, волшебники щедро осыпают их дарами, принцессы приезжают сами из заморских стран, и в жизни царит радость и веселье. По сути, сказки этой неграмотной женщины сыграли большую роль в культурном воспитании мальчика. С детства ему понравилась модель такой легкой, беззаботной жизни, и о ней он мечтал, будучи взрослым человеком.

Третья часть сна переносит героя в отрочество. В ту пору Обломов проходил ученье в пансионе, было ему лет тринадцать. Учитель, немец Штольц, искренне питался привить юноше желание учиться и развиваться. Однако мальчик попал в его руки, будучи уже избалованным и ленивым ребенком. Окружающая действительность также мешала развитию сильной личности. В селе царили такие же отсталые и примитивные нравы, как и в родной Обломовке. Традиции и устои быта сыграли ключевую роль в воспитании характера Обломова.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – помещик, дворянин, возраст около тридцати двух лет. После смерти родителей получил в наследство родовое поместье и триста пятьдесят душ крестьян. Ведет маргинальный образ жизни, пристрастен к жирной пище, отчего имеет рыхлую, тучную фигуру. Любимое занятие – лежать на диване и мечтать. Проживает в Петербурге, на улице Гороховой, с верным слугой Захаром.

Другие персонажи

Обломовы Илья Иванович с женой – родители Ильи Ильича. Мелкие помещики-дворяне, очень любящие своего единственного сына, и оберегающие его от всех забот и волнений. Люди добрые и безобидные, но малограмотные и ограниченные.

Няня – безграмотная деревенская старушка, приставленная к Обломову с самого рождения. Всегда находилась рядом с ним, ухаживала и следила за молодым барчуком. С детства рассказывала малышу былины и предания, и привила герою любовь к сказкам.

Учитель Штольц – обрусевший немец, управляющий в селе Верхлёвка, и держатель пансиона для дворянских детей. Человек образованный, умный и энергичный. Пытался привить юному Обломову любовь к учению, и духовному развитию.

Андрей Штольц – сын учителя Штольца, единственный друг Обломова.

Захар – верный слуга Ильи Ильича, во сне еще юный мальчик.

Антип и Анисья – крестьянская семья, слуги в доме Обломовых.

Настасья Ивановна, Степанида Тихоновна, Пелагея Игнатьевна – тетки-приживалки, которые жили в родительском доме.

Сюжет

«Сон Обломова» автор представил в виде череды картинок жизни, которые герой как-бы «просматривает» в памяти. Сюжетная линия ведется плавно, одни события сменяются другими эпизодами. Сцены во сне происходят в такой последовательности:

Заканчивается сон картинкой из детства – накануне Илья сбежал из дома поиграть с детьми в снежки, был найден и возвращен назад. И вот он снова под теплым одеялом лежит в кровати, под опекой любящих родителей.

Анализ главы

Анализируя «Сон Обломова», можно ясно понять, как развивалась личность героя, который впоследствии превратился в аморфного, пассивного и ленивого человека. Илья Ильич родился подвижным и любознательным ребенком. Он проявлял живой интерес к жизни, хотел играть с другими детьми, познавать окружающий мир. В раннем детстве малыш быстро подметил, когда в доме все спят, и сообразил, что можно тайком уйти из дома и погулять без няни.

Он был наблюдательным и смышленым мальчиком. Все вокруг его любили, и он чувствовал и понимал эту любовь. Благодаря ей он стал добрым и беззлобным человеком, не желал никому зла, не был хитрым и подлым. Но эта же всеобъемлющая любовь и забота сыграла в становлении его личности ключевую роль. Родители чрезмерно опекали сына, ограждали от любых забот. За него все делали слуги, Обломов не знал никакого труда.

Безграмотная старушка-няня рассказывала ему сказки и небылицы, и укрепляла в его неокрепшем сознании мысль, что все происходит «по щучьему велению». К Штольцу подросток попал уже разнеженным молодым барином, который привык к сытой и праздной жизни. И строгий, умный немец не смог победить уже укоренившуюся лень и безразличие в характере Обломова. Среда, в которой рос герой, определила его дальнейшую судьбу.

Читательский дневник

Произведение. Роман «Обломов»

Автор. И. А. Гончаров – русский писатель, литературный критик

Время написания 1847-1859 г.

Первая публикация. В 1848 г. В «Литературном сборнике с иллюстрациями» был напечатан «Сон Обломова», как самостоятельное произведение.

В романе описывается жизнь молодого помещика Обломова в Петербурге. Илья Ильич неглуп и образован, но совершенно не приспособлен ни к какой деятельности. Герой ведет пассивную, размеренную жизнь, большую часть времени проводит на диване и мечтает. Обслуживает его верный слуга Захар, которому, как и хозяину, нет дела до окружающего мира.

Друг Обломова, Андрей Штольц предпринимает попытки изменить жизнь героя, и пробудить в нем желание совершать поступки. Но ни старания Штольца, ни новая возлюбленная Обломова, Ольга Ильинская – никто не смог переломить натуру Ильи Ильича, и заставить его встать с дивана.

Сочинения «Сну Обломова»

В романе глава «Сон Обломова», на развитие сюжетной линии никак не влияет. Она написана, как самостоятельная часть повествования. Однако, в понимании характера главного героя, и сущности его личности, описание играет главенствующую роль.

Обломов – неоднозначный персонаж. Он апатичен и ленив, совершенно не приспособлен к решению каких-либо задач, к любой активной деятельности. Он беспомощный и жалкий в своей ограниченности, и все дела готов отложить «на потом».

Но в то же время, Илья Ильич обладает и хорошими качествами. Он образован, и даже начитан. Может испытывать глубокие чувства и сопереживать ближнему своему. У него наивная, ранимая душа и доброе сердце. Его легко обмануть, потому, что он сам не способен лукавить, и в других не видит подвоха. Почему же тогда внутренний мир героя так скуден, и он ни к чему не хочет стремиться? В этом автор и пытается разобраться.

Роль и значение сна Обломова в романе

Сон главного персонажа – это фактически воспоминания взрослого Обломова о счастливых годах его детства в родительском доме. Писатель использовал известный литературный прием, когда «документальные» факты из жизни представляются в форме сновидения.

Роль IX главы в романе можно смело назвать ключевой. Путешествие в детские годы героя позволяют узнать, в какой среде рос мальчик, кто и как его воспитывал. Анализируя хронологию его жизни, становится понятно, что Обломов стал таким «не вдруг». Убеждения и взгляды формировались у героя постепенно, под влиянием той действительности, которая его окружала. Глава «Сон Обломова» помогает понять все тонкости натуры героя и противоречивость его характера.

Почему «Сон Обломова» – единственная озаглавленная часть романа?

Изначально, «Сон Обломова» Гончаров написал и опубликовал, как «Эпизод из неоконченного романа». Именно застаревшие устои и традиции, царившие в то время в дворянской среде, заставили писателя попытаться отыскать главный мотив явления, которое позднее назовут «обломовщиной».

После первой публикации, Гончаров задумал большое произведение, где показал, как процесс воспитания определяет в дальнейшем судьбу человека. Писатель признавал, что и сам мог бы стать жертвой «обломовщины», поскольку вырос в похожей среде. Он родился в Симбирской губернии, и в описании Обломовки есть автобиографические черты.

На протяжении всего повествования, герой большинство времени провел на диване. Любые стремления и желания, которые он наблюдал у людей, казались ему ненужными и пустыми. В какой-то момент, под влиянием друга, Обломов попытался побороть свою натуру, и даже немного оживился. Но лень и апатия прочно укоренились в характере, Илья Ильич быстро заскучал, и вернулся в свою привычную дремоту.

Автор дает понять – как личность, Обломов умер еще тогда, когда отказался от стремления жить полной жизнью, достигать каких-то высот и развиваться духовно. Его постоянное пребывание в ленивой сонливости, Гончаров сравнивал с Россией того времени, где наблюдался такой же застой, но в государственном масштабе. Духовная и культурная «смерть» личности в Обломове произошла еще при жизни героя, до наступления смерти физической.

Почему эту главу называют увертюрой всего романа?

В конце 1840-х годов, Гончаров в письме к издателю А. Краевскому признавал, что работа над романом идет медленно и тяжело. Но когда труд был завершен, писатель сам назвал IX главу «увертюрой» всего произведения.

Жизнь взрослого Обломова – лишь следствие того воспитания, которое он получал в родительском доме с младенчества. Задатки активности и стремления ребенка узнавать мир и развиваться, были на корню уничтожены размеренной жизнью в имении, царившими в его окружении традициями и ограниченными взглядами родителей. Ребенок с детства впитал такую модель действительности, и в дальнейшей жизни не видел причин что-то менять.

Почему Обломов предпочел сон пробуждению?

Главная причина, почему герой предпочел сон пробуждению – он не умел трудиться. С раннего детства мальчика обслуживали слуги. Если ребенок выказывал желание что-то сделать самостоятельно, родители тут же пресекали инициативу. Дети быстро привыкают к действительности, и Обломов легко свыкся с таким положением вещей.

Его сон показывает, что уже в отрочестве он демонстрировал плоды родительского воспитания. Учился неохотно, радостно пропускал занятия в пансионе, если позволяли взрослые. Задания за него часто делал сын учителя, а дома полностью обслуживали многочисленные слуги. А в жизни, чтобы чего-то добиться, надо приложить массу сил и энергии. Обломов не умел прилагать усилия, и ленился этому учиться. Для него привычное состояние – пассивное, сонное существование.

Почему сон заканчивается появлением Штольца?

Друг детства Андрей Штольц – полная противоположность Обломова. Он энергичный и деятельный, образованный и решительный человек. Природный ум заставляет Андрея тянуться к людям добрым и открытым. Именно таким он считал Илью Ильича, и за это его уважал. Штольц осуждал пассивность и ленивость друга, и всеми силами старался вдохнуть в него желание развиваться и стремиться к чему-то лучшему.

С появлением Штольца сон героя обрывается. Андрею удается убедить друга встать с дивана, и начать интересоваться внешним миром. Штольц знакомит Обломова с людьми из общества, благодаря ему Илья Ильич впервые влюбляется. Даже слуга Захар поддался настроению хозяина, и занялся хозяйственными делами. На короткий период герой выходит из «сонного» состояния, и проявляет искренний интерес к жизни.

Почему сон Обломова является центром романа?

Сон Ильи Ильича, его воспоминания о детстве, безусловно, являются идейным центром всего произведения. Вся его сущность формировалась в первые годы жизни, когда неокрепший ум ребенка впитывает окружающую действительность. В главе «Сон Обломова» есть все предпосылки, определяющие дальнейшую жизнь героя.

Когда уже в студенческие годы, в Обломове проснулось желание чего-то достигнуть на служебном поприще, оно скоро угасло. Потому, что первые незначительные трудности сразу его испугали. Детские страхи, и неумение справляться с невзгодами, заставили его тут же отступить. Кое-как он проучился два года, и снова вернулся к маргинальному существованию. Корни «обломовщины» были так крепки и глубоки, что герой не нашел в себе сил противостоять своей натуре.

Почему главному герою снится сон?

Центральная фигура романа – молодой мужчина, у которого есть все шансы и возможности, чтобы вести полноценную и интересную жизнь. Трудиться, влюбляться, общаться с друзьями, развиваться культурно и духовно. А он, вместо этого, предпочитает сытно поесть и улечься на диване, мечтая о несбыточных желаниях.

Когда герой видит сон, переносящий его в счастливую пору детства, автор с подробностями описывает действительность, в которой он вырос. В романе, IX глава находится обособленно от основной сюжетной линии, но без нее история была бы неполной. Тогда невозможно понять, как молодой, полный сил мужчина, способен вести такое скучное, однообразное и паразитическое существование. Сон Обломова показывает, как под влиянием «обломовщины» может быть загублена жизнь умного, доброго и порядочного человека.

Изложение

Начинается сон Обломова с описания природы родного края. Все дышало миром и спокойствием – ласковое небо, невысокие холмы и широкие равнины. Не было в ней грозных морей, которые несут с собой бури и волны, высоких гор, хранящих опасность сорваться в пропасть. Никаких потрясений не бывает в этих местах.

Затем герой видит себя семилетним ребенком, просыпающимся в мягкой кровати, а над ним сплошь любящие лица. Родители, нянька, слуги – все обожают малыша, и стремятся ему угодить. Мальчик растет любознательным и активным, но любая инициатива к самостоятельности пресекается – для всего есть слуги.

Далее сон переносит Обломова в зимний вечер, когда за окном метель, а он возле няни слушает сказки и предания. И так все нравится в них ребенку – всегда появляются волшебники и феи, одаривают принца богатствами, и веселье никогда не кончается. Малыш всегда представляет себя на месте героя, и любовь к сказкам сохраняет на всю жизнь.

После, Илья Ильич видит себя уже подростком, лет тринадцати-четырнадцати. Он в пансионе у Штольца, куда послали его родители «образовываться». Обломов к тому моменту уже пухлый, румяный «барин», который привык, что его все обслуживают, и ему потакают. Учеба его утомляет, задания часто за него делает сын Штольца, Андрей. При любом случае, он пропускает занятия. Так и растет главный герой, со всех сторон обласканный, как «цветок в теплице…».

Источник

Комплексный анализ эпизода «Сон Обломова»

«Сон Обломова» — вставная глава в романе, названная Гончаровым «увертюрой» и представляющая собой воспоминания о родном доме, состоящие из ряда светлых эпизодов его раннего детства и отрочества в родной деревне Обломовке, а также о годах учёбы в Верхлёво и зарождении дружбы со Штольцем. Анализ эпизода сна является ключом к пониманию характера главного героя.

Идеальный мир детства

Согласно плану Гончарова, композиция романа состоит из четырёх частей, первая из которых является прологом, вторая и третья — «поэмой любви», а четвертая подводит итог жизни героя. Необычность структуры заключается в том, что уже в первой части читателям преподносят «Сон Обломова», художественно-смысловой и философский центр произведения.

Анализ сна Обломова следует начинать с определения хронотопа. Место действия — родная деревня героя, а воспоминания соответствуют действительности, однако само пространство Обломовки носит не реальный, а идиллический характер. Сон лишён сюрреалистических моментов и мистического подтекста. Перед читателем идеальный мир счастливого детства, но мир не придуманный, а действительно существовавший в прошлом, поэтому перед читателем не утопия, а идиллия. Черты её проступают в описании картин природы, образе жизни поселян и их традициях:

Повзрослевший Обломов — человек, который вырос в рамках идиллии и теперь мучительно пытается освоить реальный мир, полный забот. Настоящая Обломовка за эти годы потеряла свой процветающий облик: дома там наполовину разрушены, деревня разорена управляющим.

Однако Илья Ильич не замечает текущего состояния дел, он повсюду ищет возможности устроить свою жизнь, как в детстве.

Повторением Обломовки для героя становится Выборгская сторона, в доме Агафьи Матвеевны он может снова окунуться в идиллический мир, где всегда пахнет вкусной едой и ничего не требуется решать.

Что такое обломовщина

Рассказывая о детстве героя с помощью его сна, Гончаров помогает читателям проанализировать истоки текущего образа жизни Обломова и прямо отвечает, что погубило героя: виной всему «обломовщина».

Если критик Н. А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» сосредоточил своё внимание на социальном явлении, свойственном крепостнической России 19 века («Началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить»), то Гончарова «обломовщина» волнует на более широком уровне — это явление, свойственное каждому русскому, а отчасти — любому человеку без привязки ко времени и пространству.

Чтобы понять, что именно вкладывает автор в слово «обломовщина», важно посмотреть, каким эпизодом завершается «Сон Обломова». Маленького Илью, убежавшего из дома поиграть в снежки, ловят, закутывают в одеяло, поят чаем с малиной и 3 дня держат дома, когда ему полезно только одно: «опять играть в снежки». Но потребностям Ильи никто не придаёт значения.

Обломова с детства берегли от трудностей жизни, пугали его «страшным оврагом», запрещали бегать и исследовать мир, взамен рассказывая причудливые сказки на ночь. В результате Илья вырос инфантильным мечтателем, который боится жизни.

Обломов подобен всем другим жителям Обломовки, причём не только дворянам, привыкшим, что к их услугам всегда «триста Захаров». Сам Захар недалеко ушёл от своего хозяина по укладу жизни и привычкам. Общий жизненный застой, тяготение к традиционному укладу сделали Обломова пассивным и бездеятельным.

Равно как в детстве Обломова, полученное письмо не могли прочитать 4 дня, а затем отложили в сторону, чтобы никогда на него не ответить, так повзрослевший Илья Ильич не может заставить себя написать письмо управляющему, чтобы решить проблемы в деревне, до последнего предпочитает затягивать с переездом.

Неотъемлемая часть Ильи Ильича — восточный халат, символ обломовской лени, которая поглощает героя целиком. Он кутается в одежду, как в детстве кутался в одеяло, создающее иллюзию защиты от ужасного «внешнего мира».

Однако халат символизирует и положительные черты Обломова: широту его натуры, душевную мягкость, восточное созерцательное мышление.

Внутренний конфликт героя

У Ильи Ильича мысли с обломовцами сходятся: он тоже мечтает о спокойной жизни в большом доме, любит поесть и отдохнуть после обеда. Однако рассуждения героя возвышеннее, чем у его родителей. Обломов интересуется миром искусства, с удовольствием слушает музыку. В роли своей жены он видит красивую и интеллигентную женщину, к которой в гости будут приходить за нотами, а не чтобы попросить рецепт пирога.

Пик любви между Обломовым и Ольгой стал золотой порой в жизни героя, пробуждением его от долгого сна, однако женщина не любила героя таким, каков он на самом деле. Она любила будущего Илью, воссоздать которого ей не удалось. Ольга ценила «нежную, голубиную душу» Обломова, но не смогла до конца понять его натуру.

Другой опорой и шансом порвать с миром обломовщины был Штольц, приятель детства, с которым Илья Ильич вместе учился в Верхлёво. Герои продолжают литературную традицию дружбы между двумя непохожими людьми.

Взаимоотношения персонажей являются темой отдельного урока, на котором проводится сопоставительный анализ, составляется таблица с характеристикой героев, выявляется система их жизненных ценностей. Кратко сформулировать их можно так: несмотря на кардинальные различия в характерах, герои любят и уважают друг друга. Обломов восхищается деловой хваткой и энергичностью Штольца, а тот ценит нравственность и порядочность Обломова.

В своём сне Обломов видит картины своих школьных лет: он то и дело пропускает занятия, иногда неделями подряд, потому что в доме всегда найдётся повод не пускать ребёнка на учёбу: то на дорогах грязно, то Илюша простыл, то праздники впереди. На занятиях он тоже ленится, плохо ведёт конспекты уроков, витает в облаках.

Повзрослевший Обломов равнодушен к труду, беспомощен в делах и привык откладывать всё на потом.

При этом учёба в пансионе наложила свой отпечаток на восприятие героя: Обломов имеет представление, как можно жить иначе и видит перед глазами пример делового человека Штольца, однако последовать таким путём не может.

Черты лишнего человека

Обломова часто относят к типу «лишнего человека» в русской литературе (с ним школьники знакомятся в 9 классе при изучении «Горе от ума», по этой теме пишут экзаменационные сочинения), но это верно лишь отчасти:

Обломов много рассуждает, но ничего не делает, однако «лишний человек» бездеятелен поневоле: он лишен возможности действовать, поскольку в сложившейся обстановке не может направить силы в необходимое русло, реализовать потенциал.

Обломов ничего не делает, потому что привык так жить, его безынициативность и бездеятельность — отчасти выбор, отчасти отрицательный результат воспитания в Обломовке.

Обломов рассеян, нерешителен и несамостоятелен. В отличие от «лишних людей» он не пытается найти внутренним силам реализацию: не ввязывается в авантюры, не видит смысла в кутеже, не ищет признания на каком-то поприще.

» Я сам копаю себе могилу и оплакиваю себя… Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет…», — цитата показывает, что герою свойственно разочарование в себе. Неспособный изменить жизнь, он предпочёл рефлексировать.

Обломов оторван от света, не желает иметь с ним каких-либо контактов. Илья Ильич скучает, принимая посетителей, он ощущает превосходство над ними: «Всё это мертвецы, спящие люди, хуже меня».

Но обособленность героя связана с тем, что реальный мир не похож на пространство, где томится его душа. Идеал Ильи — мир, где все живут в любви и довольстве, идиллическая Обломовка, охватившая весь мир.

Гончаров описывает 3 трагедии:

Таким образом, анализ главы «Сон Обломова» помогает понять, почему главный герой не смог реализоваться.

Это идейно-художественный центр романа, который позволил автору исследовать душу своего персонажа, раскрыть «мир обломовщины», наложившей трагический отпечаток на судьбу героя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *