Подходы к трактовке глобальных проблемы
Глобальные проблемы, их специфика, подходы к решению.
Под глобальными проблемами современности следует понимать совокупность проблем, от решения которых зависит дальнейшее существование цивилизации.
Глобальные проблемы порождаются неравномерностью развития разных областей жизни современного человечества и противоречиями порождаемыми в социально-экономических, политико-идеологических, социо-природных и других отношениях людей. Эти проблемы затрагивают жизнь человечества в целом.
Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:
1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается регрессом и упадком в других.
2. Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.
3. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.
Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики.
Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:
Глобальные проблемы человечества — это проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего населения планеты и требуют для своего решения совместных усилий всех государств мира.
К глобальным проблемам современности относятся:
5.проблема экологии и устойчивого развития;
7.проблема освоения Мирового океана.
Этот набор не является постоянным и по мере развития человеческой цивилизации меняется понимание существующих глобальных проблем, корректируется их приоритетность, а также зарождаются новые глобальные проблемы (освоения космического пространства, управления погодой и климатом и др.).
Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися. Ее суть состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют or развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и других мер по отношению к ним.
Одной из главных глобальных проблем является проблема бедности. Под бедностью понимается невозможность обеспечивать простейшие и доступные для большинства людей в данной стране условия жизни. Большие масштабы бедности, особенно в развивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.
Мировая продовольственная проблема заключается в неспособности человечества до настоящего времени полностью обеспечить себя жизненно важными продуктами питания. Данная проблема выступает на практике как проблема абсолютной нехватки продовольствия (недоедания и голода) в наименее развитых странах, а также несбалансированности питания в развитых. Ее решение будет во многом зависеть от эффективного использования природных ресурсов, научно-технического прогресса в сфере сельского хозяйства и от уровня государственной поддержки.
Глобальная энергетическая проблема — это проблема обеспечения человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем. Главной причиной возникновения глобальной энергетической проблемы следует считать быстрый рост потребления минерального топлива в XX в. Если развитые страны решают эту проблему сейчас прежде всего за счет замедления роста своего спроса путем снижения энергоемкости, то в остальных странах идет сравнительно быстрый рост энергопотребления. К этому может добавиться растущая конкуренция на мировом рынке энергоресурсов между развитыми странами и новыми крупными индустриальными странами (Китай, Индия, Бразилия). Все эти обстоятельства в сочетании с военно-политической нестабильностью в некоторых регионах могут обусловливать значительные колебания в уровне мировых цен на энергоресурсы и серьезно влиять на динамику спроса и предложения, а также производства и потребления энергетических товаров, создавая подчас кризисные ситуации.
Экологический потенциал мировой экономики все больше подрывается хозяйственной деятельностью человечества. Ответом на это стала концепция экологически устойчивого развития. Она предполагает развитие всех стран мира с учетом настоящих потребностей, но не подрывающее интересы будущих поколений.
Защита окружающей среды является важной частью развития. В 70-х гг. 20 века экономисты осознали важное значение проблем окружающей среды для экономического развития. Процессы деградации окружающей среды могут иметь самовоспроизводящийся характер, что грозит обществу необратимым разрушение и исчерпанием ресурсов.
Взаимосвязь роста населения и экономического роста длительное время является предметом исследования экономистов. В результате исследований выработалось два подхода к оценке влияния роста населения на экономическое развитие. Первый подход в той или иной степени связан с теорией Мальтуса, который полагал, что рост населения опережает рост продовольствия и поэтому население мира неизбежно беднеет. Современный подход к оценке роли народонаселения на экономику является комплексным и выявляет как положительные, так и негативные факторы влияния роста населения на экономический рост.
Многие специалисты считают, что действительная проблема — не рост населения сам по себе, а следующие проблемы:
11)слаборазвитость — отсталость в развитии;
12)истощение мировых ресурсов и разрушение окружающей среды.
Проблема развития человеческого потенциала — это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации. Однако развитие качественных характеристик рабочей силы в мировом хозяйстве происходит крайне неравномерно. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.
Нарастающая глобализация, взаимозависимость и сокращение временных и пространственных барьеров создают ситуацию коллективной незащищенности oт различных угроз, от которой человека не всегда может спасти его государство. Это требует создания условий, усиливающих способность человека самостоятельно противостоять рискам и угрозам.
Проблема Мирового океана — это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов. В настоящее время Мировой океан как замкнутая экологическая система с трудом выдерживает во много раз усилившуюся антропогенную нагрузку, и создается реальная угроза его гибели. Поэтому глобальная проблема Мирового океана — это прежде всего проблема его выживания и, следовательно, выживания современного человека.
Решение названных проблем является сегодня актуальной задачей для всего человечества. От того когда и как они начнут решаться зависит выживание людей. Выделяют следующие пути решения глобальных проблем современности.
13)Преодоление экономического и культурного неравенства между народами населяющими индустриально развитые страны Запада и Востока и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки;
14)Преодоление кризисного состояния взаимодействия человечества и природы, которое характеризуется катастрофическими последствиями в виде беспрецедентного загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов. Это делает необходимым выработку мер, направленных на экономное использование природных ресурсов и снижение загрязнений отходами материального производства почвы, воды и воздуха;
15)Снижение темпов роста народонаселения в развивающихся странах и преодоление демографического кризиса в развитых капиталистических странах;
16)Предотвращение негативных последствий современной научно-технической революции;
17)Преодоление тенденции к снижению социального здоровья, что предполагает борьбу с алкоголизмом, наркоманией, онкологическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом и другими болезнями.
Мировая политика и глобальные проблемы современности
Содержание:
Предмет: | Политология |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 06.11.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых рефератов по политологии:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
В ходе развития цивилизации человечество неоднократно сталкивалось со сложными проблемами, иногда планетарного характера. Но это была еще далекая Предыстория, своего рода инкубационный период современных глобальных проблем. Эти проблемы в полной мере проявились уже во второй половине и, в частности, в последней четверти XX века, то есть на рубеже двух веков и даже тысячелетий.
Ведь никогда еще человечество не увеличивалось количественно в 2,5 раза за время жизни только одного поколения. Человечество никогда не вступало в период НТР, не достигало постиндустриальной стадии развития, не открывало дорогу в космос. Никогда еще она не нуждалась в таком количестве природных ресурсов для поддержания своего существования, и отходы, которые она возвращает в окружающую среду, не были столь велики. Никогда еще не было такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда еще холодная война не подводила все человечество так близко к грани самоуничтожения. Все это привлекло внимание к глобальным проблемам в политике и науке.
Термин глобальные проблемы в научной литературе стал употребляться с конца 60-х годов нашего века, когда были опубликованы первые доклады Римскому клубу. На территории бывшего СССР глобализм начал развиваться в 80-е годы и, в частности, с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей.
Сущность и пути решения глобальных проблем современности
Главное значение в выделении критерия глобальности проблем имеют признаки содержательного плана, и в первую очередь, вопросы сохранения всей цивилизации. Исходя из этого, глобальными проблемами следует считать только те, которые препятствуют социальному прогрессу человечества и при определенных условиях ставят под сомнение существование нашей цивилизации. Это определение достаточно общее, но его можно использовать для формулирования наиболее характерных черт глобальных проблем.
Типичные черты глобальных проблем включают в себя:
Таким образом, глобальные проблемы-это совокупность социально-продуктивных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, это проблемы, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и требуют для их решения объединенных усилий всего человечества.
Кроме того, развитие современной цивилизации характеризуется усилением глобального характера многих важных процессов и явлений.
Серьезной причиной обострения глобальных проблем является углубление противоречий, которые в предшествующих антагонистических образованиях определяются хищническим отношением к человеку и природе.
Бесконтрольное и все более интенсивное использование природных ресурсов, а также усиливающиеся негативные последствия человеческой деятельности по отношению к природе поставили общество под угрозу экологической катастрофы.
Беспрецедентный в истории уровень и объем научных знаний, ускоренное развитие НТР способствовали динамичному развитию отношений в системе «человек-общество-природа», которые не всегда гармонично развиваются, а иногда способствуют обострению глобальных противоречий в этой системе.
Совпадение стремительного развития научно-технической революции с крупными социальными изменениями в мире оказало существенное влияние на углубление глобальных противоречий.
Таковы основные причины обострения глобальных проблем в современную эпоху, которые связаны с развитием общества, его производительных сил, с бурным развитием научно-технической революции и социального прогресса.
Интегральной чертой, характеризующей современные глобальные проблемы, является их динамизм, а это значит, что глобальные проблемы могут увеличиваться или уменьшаться, а также уменьшаться или увеличиваться острота той или иной проблемы.
Система глобальных проблем не остается неизменной с течением времени, количество и характер глобальных проблем постоянно динамично развиваются. И вполне естественно, что в начале 3-го тысячелетия человечеству придется искать решения совершенно иной по составу и характеру системы глобальных проблем, чем та, с которой человечество сталкивается в настоящее время.
Все глобальные проблемы неразрывно связаны друг с другом. Каждая глобальная проблема возникает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системный характер глобальных проблем современности предполагает их всестороннее изучение одновременно всеми тремя основными отраслями науки и рассмотрение их в неразрывной связи друг с другом.
Отмечая взаимосвязь и взаимозависимость глобальных проблем современности, необходимо, однако, определить их типологию, которая зависит от конкретного базиса (критерия), положенного в ее основу. Наиболее полная типология глобальных проблем была впервые предложена В. В. Загладиным и И. Г. Фроловым. Эта систематизация получила дальнейшее развитие в работах В. А. Энгельгардта и Л. Н.Самойлова. Основные группы глобальных проблем, согласно этой типологии, вырастают из отношений между основными социальными общностями, из отношений между человеком и природой и отношений между человеком и обществом. При определении трех основных групп глобальных проблем, согласно трем типам отношений, следует иметь в виду, что каждая группа состоит из определенного числа типов проблем, которые в свою очередь включают в себя конкретные разновидности одного и того же типа глобальных проблем.
Классификация глобальных проблем.
Это предполагает, прежде всего, выработку общей основы для междисциплинарной коммуникации, введение определенного набора общенаучных понятий и новой терминологии, а также создание условий для практического взаимодействия представителей различных наук в процессе их совместной работы.
Передовые научные расчеты и прогнозы имеют большое значение для успешного решения глобальных проблем.
Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют плановых действий людей по их решению. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под влиянием общественной жизни, необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику как новую целостную систему знаний, решающую задачи сохранения цивилизации на НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ.
Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования.
Его использование необходимо при проведении крупномасштабных исследований, таких как глобальные проблемы. Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это чрезвычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, лежащими в основе прогрессивного развития цивилизации, существуют, а в некоторых случаях и усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития.
Сложность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной природой. Они имеют как естественную, так и социальную природу.
Сломать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Поэтому для их решения необходимо учитывать научно-технические (или природные) и социально-политические аспекты.
Планетарный характер глобальных проблем предопределил также широкий спектр подходов, мнений и теорий. Среди этих многочисленных понятий мы можем выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие. Стратегия решения глобальных проблем неизбежно должна сочетать в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.
Следует отметить, что среди западных ученых до сих пор нет единого понимания глобальных проблем. Однако, несмотря на множество различных подходов к трактовке глобальных проблем, можно выделить основные отличия буржуазного глобализма от марксистского. Ломая естественные и социально-политические стороны или характеристики глобальных проблем, большинство буржуазных ученых придают им фатальный характер. Такой подход существенно усложняет объективное рассмотрение глобальных проблем и путей их решения.
Концепции, связывающие решение глобальных проблем только с достижениями научно-технической революции, без учета их социальной направленности.
Концепции, которые полностью отрицают достижения научно-технического прогресса, выступают за прекращение роста производства и прекращение деятельности по развитию науки, техники, освоению и преобразованию природы.
Концепции, которые игнорируют НТП в связи с решением глобальных проблем, но не отрицают его в обществе; основной упор делается на изменение духовной жизни людей.
Концепции опираются на марксистско-ленинскую методологию в решении глобальных проблем, предусматривающую необходимость объединения достижений научно-технического и социального прогресса общества.
Основной теоретической предпосылкой индустриализма 60-х годов является определение уровня социально-экономического развития страны не как социально-экономической формации, а как уровня развития ее производственно-технического потенциала. Предполагалось, что дальнейшее развитие комплексной механизации, автоматизации и кибернетизации общественного производства приведет к значительному увеличению валового национального продукта на душу населения.
Подъем второй волны технологического оптимизма произошел во второй половине 70-х годов, он пришел на смену экологическому пессимизму, но, по сути, является продолжением теорий индустриализма. На данном этапе эти идеи не получили широкого распространения.
Новый подъем идей индустриализма происходит в начале 80-х годов и связан с работами Г. Кана, в которых он предлагает модели новой сверхиндустриальной цивилизации и отстаивает теорию неограниченного роста. Не получив широкого распространения, оба подхода заменяются новой категорией качество жизни, которая, наряду с ее материальными показателями, включает в себя и ее духовные аспекты. И именно этой духовной стороне качества жизни и отдается предпочтение. Большое значение в этих концепциях придавалось развитию личности, совершенствованию ее мировоззрения. И тут на первый план вышли наука, религия, право и мораль.
Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, затрагивающими глубочайшие основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение было результатом человеческой деятельности. Но их разрешение невозможно без его сознательной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер этих проблем требует совместных усилий всех стран мира по их решению.
Находясь в органической связи и тесно переплетаясь с социальными, экономическими и политическими противоречиями современного мира, глобальные проблемы неизбежно вызывают столкновение интересов различных классов, социальных групп, политических партий, общественных движений и т. д.
Глобальные проблемы становятся все более явно политическими, и их решение все больше и больше перемещается в сферу политики.
В определенной степени можно даже сказать, что глобализм становится областью, где сталкиваются политические курсы и цели различных государств, партий, классов и движений.
Использование глобальных проблем идеологами различных политических сил в своей общественной деятельности знаменует собой попытку придать своим идейно-политическим установкам наибольшую привлекательность для привлечения большего числа сторонников. И здесь примечательно, что, имея богатый опыт манипулирования общественным сознанием, используя обострение социальных проблем, политические и государственные деятели заняли активные позиции в глобальной модернизации развития всей нашей цивилизации.
В то же время следует отметить, что при рассмотрении сущности глобальных проблем ни в коем случае нельзя говорить об идейно-политическом единстве различных доктрин, даже в рамках одного государства. Многие политические партии, общественные организации и движения, заинтересованные в решении этих проблем, разрабатывают собственные политические доктрины, выдвигают собственные программные решения глобальных проблем.
Универсальные аспекты глобальных проблем определили их тесную связь с международной политикой.
Несмотря на то, что глобальные проблемы существуют и даже продолжают углубляться, следует отметить, что в последние годы практически все страны пришли к осознанию необходимости международного сотрудничества в их решении. Этому также в значительной степени способствует изменение политического климата в мире. Кроме того, широкое международное сотрудничество в решении глобальных проблем может рассматриваться как основа для решения этих проблем, что позволит существенно улучшить отношения между различными странами в политической сфере.
Таким образом, преодоление глобальных проблем требует продуманной, взвешенной политики всех государств по развитию международного сотрудничества и их активной деятельности по практической реализации всех намеченных мероприятий.
Заключение
Человечество пришло к пониманию того, что дальнейшее развитие технического прогресса невозможно без оценки влияния новых технологий на экологическую ситуацию. Новые связи, созданные человеком, должны быть замкнуты для того, чтобы основные параметры системы планеты Земля, влияющие на ее экологическую стабильность, оставались неизменными
Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться заповедником, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет все более важным критерием, в частности эстетическим, в будущем могут появиться и другие неизвестные ценности этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения территорий девственной природы, заповедников, тем более что с развитием научно-технической революции объем негативных воздействий на природные эстетически ценные объекты постоянно увеличивается.
Поэтому возникает необходимость, во-первых, создания системы природоохранных мероприятий, во-вторых, научного обоснования и включения в этот комплекс критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развития системы экологического образования, совершенствования всех видов искусства, связанных с природой.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Глобальные проблемы современности: сущность, факторы, обострения и предлагаемые пути разрешения. Роль философии в решении глобальных проблем
Тема глобальных проблем современности является особо актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что осознание необходимости различия условий, позволяющих гарантированно осуществить и реализовать имеющийся план экономических действий, приводит к требованию различения проблем и перспектив современной цивилизации как условия философского выделения процессуальности экономических действий, адекватных процессам глобального масштаба.
На рубеже двух тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете.
Главная цель работы заключается в краткой характеристике философских анализов глобальных проблем современности.
Практическая значимость исследования заключается, в том что философский анализ глобальных проблем имеет значение для теоретико-методологического обоснования путей и методов принципиального решения этих проблем а так же результаты исследования способствуют более глубокому пониманию сущности глобальных проблем, механизма их взаимодействия и могут быть использованы при дальнейшей разработке теоретических и методологических основ исследований в данной области и что данный материал, может быть использован в преподавании курсов философии и других общественных наук в вузах, при подготовке и проведении спецкурсов по актуальным проблемам современности.
В связи с этим направлением в данном исследовании является анализ глобальных проблем современности, с точки зрения философии.
Проблемы философского анализа в решении проблем современности рассмотрены в работах философов, которые творчески развивали понимание причин возникновения и сущность глобальных проблем. Они рассмотрены такими авторами, как И.Т. Фролов, А.Г. Спиркин, С.А. Лебедев, Н.Н. Дунаева, В.В. Загладин и М. Месарович.
Философский взгляд на глобальные проблемы: сущность, классификация и пути их возникновения.
В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность.
Сложные проблемы, возникающие перед человечеством, могут считаться глобальными, так как:
1) во-первых, они затрагивают все человечество, касаясь интересов и судеб всех стран, народов и социальных слоев;
2) во-вторых, глобальные проблемы не признают границ;
3) в-третьих, приводят к значительным потерям экономического и социального характера, а иногда и к угрозе существования самой цивилизации;
4) в-четвертых, требуют широкого международного сотрудничества для решения этих проблем, так как не одно государство, каким бы могущественным оно ни было, не в состоянии решить их самостоятельно.
Сейчас, в XXI веке, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу.
Сам термин «глобальные проблемы», впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция «ноосферы» (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.
Специфика философского осмысления глобальных проблем заключается в следующем:
1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.
2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.
3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.
Глобальные проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Процесс рождения проблем начался с появлением людей на Земле и непосредственно связан с их деятельностью. Ученые и философы на уровне обобщений выдвинули идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающая его среда, которая поддерживает жизнь на Земле). Русский ученый В.И. Вернандский в 1944 году высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).
К причинам возникновения глобальных проблем можно отнести и резкое возрастания численности человечества, и научно-техническую революцию, и использование космоса, и возникновение единой мировой информационной системы, и многие другие.
Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления [с. 345].
Итак, можно назвать причины появления глобальных проблем:
— катастрофические последствия человеческой деятельности,
— неспособность человечества рационально распорядиться своей могучей силой.
Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем, но наибольшее признание получила классификация по содержанию и степени остроты проблем. В соответствии с данным подходом глобальные проблемы человечества делятся на три группы, выражающие суть общего кризиса цивилизации:
1) общечеловеческие проблемы (например, предотвращение гонки вооружений);
2) проблемы отношений человека с природой (например, изучение и освоение космоса);
3) проблемы взаимоотношений общества и человека (например, ликвидация наиболее опасных заболеваний).
Однако устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем не существует. Тем не менее, к наиболее актуальным относится следующее:
1) предотвращение мировой термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;
2) преодоление возрастающего разрыва в уровнях экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас несколько сотен миллионов людей;
3) обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;
5) прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва»), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;
6) своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.
Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный.
В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества.
Другие глобальные проблемы, как, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду.
Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа. Затем они становились региональными и глобальными, то есть проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества, и многие глобальные проблемы взаимосвязаны.
Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.
Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.
Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.
Глобальные проблемы современности представляют собой единую, динамичную, постоянно изменяющую свое состояние во времени систему, которая является открытой, незамкнутой, так как в нее могут входить вновь возникающие проблемы общечеловеческой значимости, а прежние — по мере их решения — исчезать.
Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны:
— гуманизация мирового сообщества;
— формирование неагрессивной личности XXI века;
— рациональное ограничение научно-технического прогресса;
— устранение войн из жизни общества;
— создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем.
Взгляды философов на глобальные проблемы и их связи.
Свой список проблем, которые угрожают гибелью всему человечеству, если немедленно не будут решаться, называет нобелевский лауреат, всемирно известный ученый этолог и философ Конрад Лоренц. Он называет 8 общезначимых процессов-проблем.
Перечисляя эти процессы-проблемы современного человечества, обратим внимание, прежде всего на то, что все они К. Лоренцом называются «смертными грехами» нашей цивилизации. Это весьма показательно. По мысли К. Лоренца именно эти грехи, как бы тянут человечество назад, не дают ему возможности уверенно и быстро развиваться. К. Лоренц тщательно комментирует каждую из названных им проблем [2].
Одним из главных грехов современного человечества К. Лоренц называет перенаселенность земли. При этом, он подчеркивает, что перенаселенность земли вынуждает человека защищаться от избыточных социальных контактов и сверх того возбуждает агрессивность вследствие скученности людей в тесном пространстве.
Другой грех человечества, по К. Лоренцу, опустошение естественного жизненного пространства. Свидетельствуя о разрушении внешней природной среды, К. Лоренц показывает, что результатом этого является исчезновение благоговения человека перед красотой и величием природы. Действительно, у современного человека, по крайней мере, у многих людей почти не осталось пиетета к природе, к среде своего обитания. Во многом это результат воспитания, внутренней культуры каждого человека. Но нельзя не видеть, что в течение длительного исторического времени отношение человека к природе формировалось в соответствии с ценностной установкой, которая, на наш взгляд очень четко выражена словами известного литературного героя И.С. Тургенева: «Природа — не храм, а мастерская и человек в ней — работник». (Потребительское, а не редко и хищническое отношение к природе — взять у нее как можно больше — не могло не сказаться на состоянии природной среды, привело к ее разорению, опустошению, вызвав переживаемый ныне всем человечеством, экологический кризис.)
Разрушение внешней природы связано и с ускоряющимся развитием техники — третьим грехом человечества, — которое, по мысли К. Лоренца, гибельно сказывается на людях, поскольку делает их слепыми ко всем подлинным ценностям. В настоящее время мы все чаще встречаемся с людьми, телевизор или персональный компьютер которым почти полностью заменяет человеческое общение, мир природы, искусство.
Научно-технический прогресс во многом способствует четвертому греху современного общества — изнеженности человека, исчезновению всех его сильных чувств и аффектов. С точки зрения К. Лоренца, возрастает нетерпимость человека ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие, и что современный человек все чаще нейтрализует технически или фармакологически. Соответственно, волны страдания и радости, сменяющие друг друга по воле природы, — отмечает К. Лоренц, — спадают, превращаясь в незаметную зыбь невыносимой скуки.
Постоянное бездумное использование средств фармакологии, ухудшение условий природной среды способствуют появлению пятой проблемы-процесса сегодняшнего общества — генетической деградации человека — росту уродств, физической и умственной патологии, фиксируемой у родившихся детей. Число аномалий ежегодно растет (составляя сейчас примерно около 10% от числа родившихся), особенно в крупных городах и неблагополучных в экологическом отношении регионах.
Шестым смертным грехом человечества, по К. Лоренцу, является разрыв с традициями. Традиция — это нормы культуры, которые определяются опытом людей, существовавших в прошлом. Отвергая этот опыт как консервативный, не соответствующий сегодняшнему дню, люди порывают с традициями. Поэтому молодежь, как подмечает К. Лоренц, — обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая «национальную ненависть», Подобная тенденция, несомненно, имеет место и главной ее причиной является недостаточный контакт между родителями и детьми, что вызывает последствия, весьма ощутимые сегодня [3, с. 272].
Чрезвычайно опасным для современного общества, по К. Лоренцу, является и седьмой грех — возрастающая индоктринация человечества, которая представляет собой увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, благодаря усовершенствованию воздействия технических средств на общественное мнение. Понятно, что такая унификация взглядов людей сегодняшнего промышленно развитого общества вызывается зомбированием общественного мнения, неустанным давлением рекламы, искусно направляемой моды, официальной политической и социальной пропаганды. Заметим, что таких мощных средств воздействия и способов унификации взглядов людей история до сих пор не знала.
Таким образом, предложенный К. Лоренцом перечень наиболее «кричащих» проблем, которые необходимо решать современному человечеству, включает в себя практически все «болевые точки» нашей цивилизации. Характерно, что К. Лоренц рассматривает эти проблемы в их непосредственной связи с человеком, особенностями его деятельности и сознания в современном технизированном обществе Именно человек является творцом и носителем своих грехов, ответственным за все то, что он породил и производит — таков итоговый мотив его размышлений о глобальных проблемах современной цивилизации. К. Лоренц как бы предупреждает всех людей о нависшей над ними угрозе. Вместе с тем, он не сомневается, что у современного человека хватит разумной воли, чтобы не только задуматься над своими бедами, не я немедленно приняться за их устранение.
Все глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Это означает, что решение одной какой-то проблемы, предполагает учет влияния на нее комплекса других проблем.
При выявлений взаимосвязи глобальных проблем общественного развития важно исключить ряд заблуждений.
Типичным заблуждением, например, является отнесение к числу глобальных проблем всех противоречий эпохи. Так, нередко, рассуждая о глобальных проблемах современной эпохи, называют эрозию почв, инфляцию, защиту прав человека.
Все эти проблемы действительно имеют широкий ареал распространения в мире, однако, они не могут быть со всей определенностью названы глобальными.
В современной научной литературе имеет место и другая крайность, когда сегодняшние глобальные проблемы всецело сводятся лишь к предотвращению войн и экологическому кризису. При этом в большей мере акцент при анализе названных проблем делается на негативных последствиях для общественного развития, а не возможных условиях и способах их решения [1, с. 125].
Далее, нельзя не видеть, что постоянно в какой-либо части мира возникают новые проблемы, которые относительно быстро становятся мировыми, общечеловеческими.
Только за последнее время человечество стало свидетелем того, как истощение озонового слоя, парниковый эффект и другие проблемы, о которых несколько лет назад вообще мало кто знал, превращаются в глобальные.
Задача философской мысли, науки замечать новые глобальные проблемы и вырабатывать соответствующую политику их решения, не отставая, а опережая тенденции развития сегодняшнего мира, ибо, как говорил Томас Манн, идеи сегодня — это действия завтра.
К примеру, нельзя не заметить остроту для большинства стран или даже регионов нашей планеты решения таких проблем, как накопление мусора и его уничтожение, захоронение отработанных радиоактивных продуктов, постарение населения, неконтролируемая рождаемость.
Общие подходы в анализе и решении глобальных проблем отнюдь не исключают различие вариантов конкретных путей и способов их решения.
Роль философии в решении глобальных проблем.
Факт того, что философия призвана сыграть решающую роль в определении путей решения глобальных проблем признан всем международным научным сообществом.
Известный американский политолог З. Бжезинский, рассуждая о современных глобальных противоречиях мира путях их разрешения, основной акцент делает на вере людей. Он считает, что вера — это «социальный цемент», существенный компонент общественной жизни, ибо общество, если оно ни во что не верит, это общество распада, почему наличие общих (значимых) чувств и объединяющей веры, способно во многом стимулировать решение стоящих перед людьми проблем общественного развития».
Так, О. Орука отмечает, что философия может внести огромный вклад в прогресс человечества, обратившись к решению практических проблем обеспечения благополучного будущего человечества, выполняя тем самым свою моральную функции.
Философия тесно связано с футурологией и глобалистикой, в которой она выполняет определенные функции.
Как заметил Г. Херц, «философия способна развивать планетарное сознание, гуманизировать международные отношения, и решать мировоззренческие, теоретико-познавательные и методологические проблемы исследований в области глобалистики. «Как стратегическое мышление философия может создавать модели экологического общества» [2, с. 56].
Многие авторитетные международные общественные Организации, известные ученые пытаются выделить эти проблемы для современного этапа человеческой истории.
Так, М. Месарович — видный деятель Римского клуба — международной общественной организации, занимающейся анализом глобальных проблем, — в одном из своих докладов (Ганновер, 1989) назвал 5 следующих наиболее значимых для решения мировым сообществом проблем современного мира:
1) снижение роста численности населения Земли;
2) сокращение использования не возобновляемых ресурсов;
3) уменьшение уровня загрязнения и разрушения окружающей среды;
4) уменьшение неравенства [4, с. 35].
При этом в его докладе отмечено, что важно не просто констатировать и описывать эти проблемы, а давать ответы, как их решать, какие средства для этого нужно использовать.
По мнению М. Месаровича, главное не в том, снижать ли рост численности населения, а в том, как это сделать; вопрос не в том, использовать ли в дальнейшем ископаемое горючее, а в том, чем и как его заменить [4, с. 45].
Проблемы современного мира, названные М. Месаровичем, несомненно, выступают глобальными, так как являются проблемами, которые касаются каждого ныне живущего человека, всего сообщества людей, пусть и в разной степени.
В рамках философии глобальных проблем представляет интерес концепция, выдвинутая одним из величайших социологов XX века П.А. Сорокиным.
П.А. Сорокин считает, что деморализация и ее губительные последствия в обществе могут быть остановлены лишь посредством увеличения производства и аккумуляции неэгоистической любви к человеку и человечеству. По его мнению главная историческая миссия человечества состоит в безграничном созидании: накоплении и усовершенствовании. Истины, Красоты и Добра в самой природе человека, в человеческом уме и поведении, в общественной жизни и вне ее, в отношении человека к миру и друг другу. Эта миссия (цель), подчеркивает П.А. Сорокин, ставится и достигается самими людьми, и она является подлинным мерилом человеческого прогресса. И только такое созидание людьми самих себя будет способствовать увеличению производства и нейтрализации эгоизма в обществе.
П.А. Сорокин утверждает, что неэгоистическая творческая любовь представляет собой огромную силу. Именно такая любовь может положить конец агрессивности людей в отношении друг друга, поскольку любовь порождает любовь Неэгоистическая и мудрая любовь, которая культивируется в отношениях между людьми в обществе, проявляется как животворная сила, ибо становится сильнейшим противоядием против тенденций преступности, ненависти, страха [7, с. 48].
Согласно В.В. Миронову, глобальные проблемы современности, требуют глубокого философского осмысления, потому как, во-первых, они касаются всего человечества, во-вторых, необычны темпы развития событий, опережающие возможности их познания и на обыденном уровне, и на уровне научно-теоретического мышления, в-третьих, сегодня решение экологических проблем требует не только создания новых технологий и техники, но и ликвидации видов деятельности, связанных со большим потреблением ресурсов.
В то же время, виды деятельности, обеспечивающие жизнедеятельность общества, должны быть соотнесены с требованиями экологического и нравственного императивов. Он подчеркивает необходимость выработки принципиально нового понимания места и роли человека в природе, что потребует значительного преображения самой философии, ее понимания природы и отношения к ней человека.
Потребности же, связаны с ценностной ориентацией человека, следовательно, роль философии в исследовании и решении глобальных проблем намного шире и включает в себя и ряд других функций. Формируя мировоззрение, она утверждает в сознании человека и общества ценности, обладающие моральной основой.
Она призвана определить общие законы развивающегося процесса взаимодействия природы и общества и перспективы его развития. В фундамент этой теории закладываются точные, естественные и гуманитарные науки, на основе которых будут разрабатываться принципы ноосферогенеза, осуществляться поиск пути в эпоху ноосферы.
Как отмечают С.А. Лебедев, В.Л. Калашников, Н.Н. Дунаева, А.Г. Спиркин сегодня распространен взгляд на философию как на теоретическую форму мировоззрения и как на науку, призванную решать различные мировоззренческие проблемы, делая «ставку» на разум, понятийное мышление, доказательство, как на главные средства их решения [2, с. 45].
Именно философия призвана конструировать все возможные рациональные мировоззренческие схемы как ответы на любые возможные вызовы, ожидающие человечество в будущем.
Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности, преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.
Философский взгляд на глобальные проблемы позволяет выявить их сущность, структуру и сложный механизм их взаимодействия и взаимозависимости, что содействует определению причин их появления и развития, а также способов и путей их решения. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения философия активизирует взаимодействие обширного круга наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Философия обеспечивает мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу определения путей решения глобальных проблем.
Философия играет важную роль в определении путей решения глобальных проблем, обеспечивая их мировоззренческую, методологическую, культурологическую, моральную основу. При рассмотрении глобальных проблем и поиске путей их решения она активизирует взаимодействие разных наук, при котором происходит их междисциплинарное объединение. Она обретает прикладной характер, решая практические проблемы, рассматривает глобальные проблемы как целостную систему, что позволяет выявить их суть, структуру и механизм их взаимодействия и взаимозависимости, определить причины их появления и развития, а также пути их решения.
Список использованной литературы.
1. Дунаева Н.Н. Философия. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – С. 125.
2. Лебедев С.А. Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект «Фонд мир», 2006. – С. 56.
3. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). – М.: Универс, 1994. – С. 272.
4. Месарович М. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. – М.: Гардарики, 2006. – С. 35.
5. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2004. – С. 345.
6. Фролов И.Т., Загладин В.В. Глобальные проблемы современности: научный и социальный аспекты. – М.: Международные отношения, 2002. – С. 238.
7. Фролов И.Т. Сущность и значение глобальных проблем. – М.: Знание, 2002. – С. 48.