Подходы к трактовке сущности государства
Сущность государства: основные подходы
Для более глубокого познания государства необходимо рассмотреть сущность государства, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость.
Сущность государства— это внутреннее содержание характерных черт и свойств, выражающееся во внешних формах его функционирования.
О сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными подходами считаются:
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса. В условиях господства одного класса над другим неизбежно возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства характерна для недемократических, диктаторских государств, в которых хотя и существует общесоциальная направленность деятельности, но она отодвигается на второй план.
При общесоциальном подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти, создающую условия для общественного компромисса. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем диалога и достижения общественного компромисса. При таком подходе классовая сущность отступает на второй план.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др.
При анализе сущности государства необходимо учитывать все подходы, в противном случае характеристика будет односторонней и необъективной.
В развитии государства прослеживается закономерность постепенного перехода от его классовой сущности к социальной. Классовая сущность в наибольшей степени превалирует в рабовладельческом государстве, где вся полнота власти, все юридические права, возможности реализации своих интересов принадлежат господствующему классу. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере продвижения общества от рабовладения к феодализму и далее — к капитализму.
Общесоциальная сущность государства весьма эффективно проявляется в современных высокоразвитых демократических государствах.
Таким образом, с увеличением социальной составляющей деятельности государства снижается доля его классового содержания.
Подходы к пониманию сущности государства.
Из общего анализа множества теорий происхождения и сущности государства можно выделить подходы к пониманию государства:
1) сущностная характеристика государства заключается, во-первых, в том, что есть два основных подхода к рассмотрению всех правовых явлений, в т.ч. и государства, — это позитивизм и непозитивизм. В зависимости от правопонимания различают:
· социологический подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, рассматривающий государство есть самую сильную в обществе организацию власти, суверенную, самоограничивающую себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. Оно само создает законы для государственных служащих и граждан и может в любой момент их изменить (отменить) или ограничить свою власть. Правовое государство в таком понимании в силу отождествления права и закона невозможно, а любое государство есть государство законности;
· легистский подход к государству в рамках позитивисткого правопонимания, наоборот, всякое государство считает правовым, поскольку сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Классический позитивизм (легизм) предлагает юридическое определение государства как совокупности законов о государстве, предписывающие каким ему быть. В этом подходе любая деспотия является правовой, если основана на законах;
· правовой (юридический) подход в рамках непозитивисткого правопонимания ограничивает государство правами человека и правом. Этот подход подразумевает минимальное государство (либеральное) и максимум гражданского общества. В нем действуют свобода граждан от всякого государственного вмешательства, а равно социальная ответственность и партнерские отношения с государством;
2) основные подходы к пониманию сущности государства отражают два аспекта сущности государства [44, с. 28]:
· с общефилософских позиций — чем государство как организация отличается от других (формальная сторона);
· по социальной сущности — кому принадлежит власть, и чьи интересы государство выражает, прежде всего (феодальное, капиталистическое, социалистическое и др.) (содержательная сторона);
3) можно выделить подходы к определению сущности государства:
· классовый подход, широко применяемый еще задолго до К.Маркса, видит сущность государства в том, что один экономически господствующий класс навязывает свою волю всему обществу;
· общесоциальный подход сущность государства видит в том, что оно объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, служит средством достижения согласия и компромисса. Демократическое государство должно действовать во имя всеобщего блага. По своему содержанию государство должно выступать средством социального компромисса, а по форме быть правовым. Роль государства заключает в том, чтобы служить обществу и ответственно управлять им;
4) современные подходы к сущности государства таковы:
· теологический подход трактует государство как богоустановленное явление (например, в исламе действует теория халифата);
· арифметический (классический) подход рассматривает государство как совокупность трех элементов: власти, территории и населения. Закон (но не право) здесь присутствует для формализации составляющих государство элементов;
· юридический подход рассматривает государство в связи с правом как юридическое явление, юридическое лицо, участвующее в различных правоотношениях. Ныне этот подход включает в себя два направления развития: законническое (легистское), получившее в рамках позитивистского правопонимания, и правовое или либертарное в рамках непозитивизма. Последний считает государство юридической персонификацией нации (здесь нация есть все население страны) с позиции нормативного единства. Персонификация коренится в необходимости централизации политической жизни нации;
· социологический подход, при котором государство рассматривается как часть социальной системы, как политический режим. Среди признаков государства называется и право, подразумеваемое как особая система общеобязательных норм, исходящих от государства и им же охраняемая. Этот подход охватывает наибольшее число сторонников: от Т.Гоббса и Ж.Ж. Руссо до К. Маркса, Ф.Энгельса и В.И. Ленина;
· информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход оценивает государство как структуру, действующую на основе движения информации (системы ввода-вывода, прямых и обратных связей и др.). Данный подход возник недавно, в период перехода к постиндустриальному, информационному обществу и право выполняет здесь технологическую функцию.
Термин «государство» возник в европейской персоноцентристской цивилизации для обозначения публичной политической власти организованной и действующей именно в условиях персоноцентризма, где свободный человек является и целью, и источником развития общества и государства.Античный подход оценивает государство как средство решения общих дел в республике и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека (Аристотель).
Сущность государства: различные подходы
Сущность государства – это то, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Второй аспект наиболее важен.
Подходы к определению сущности государства:
Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.
1) все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;
2) люди, осуществляющие функции публичного управления.
Это особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.
— Подход всеобщего благоденствия. (Кейнс, Гэлбрейт, Пигу, Мунд). Государство выражает интересы всего народа, государственная поддержка обеспечивает высокий уровень жизни всех слоев общества.
— Подход конвергенции. (Гэлбрейт, Арон, Сорокин). Происходит сближение сущности государств различных типов.
Материальная поддержка государством отдельных граждан недопустима по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие «священной и неприкосновенной» частной собственности.
В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах трудового законодательства через систему социального страхования. Позднее в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и др. при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».
Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.
Повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных: государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.
Проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны, оно участвует в перераспределении экономических благ.
В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Но в тоталитарных режимах игнорирование верховенства права при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям.
Именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ – это, так называемое, выравнивание стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, которое создает условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Подходы к изучению сущности государства
Государство – это политическая организация общества, которая обеспечивает его целостность и единство посредством реализации государственного механизма управления делами общества. Она придает праву общеобязательное значение, отправляет суверенную публичную власть, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивает законность и правопорядок.
Сущность как философская категория означает главное и необходимое в определенном явлении. Таким образом, сущностью государства является наиболее характерное и важное в нем, что определяет его содержание и социальное назначение.
При исследовании сущности государства необходимо принимать во внимание два аспекта:
– любое государственное образование представляет собой организацию политической власти (формальная сторона);
– интересы, которым оно служит (содержательная сторона).
Наиболее важным аспектом при изучении сущности государства выступает его содержательная сторона, то есть чьи интересы эта организация политической власти защищает.
Исходя их вышеуказанного, можно выделить следующие подходы к изучению сущности государства: классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый.
Согласно классовому подходу государство рассматривается как организация политической власти экономически господствующего класса. В данном случае оно используется как средство обеспечения запросов преимущественно господствующего класса. При этом первоочередное удовлетворение запросов определенного класса обычно вызывает отторжение и сопротивление у представителей других классов.
В этой связи возникает проблема, которая выражается в необходимости постоянного снятия либо преодоления данного сопротивления при помощи насилия и принуждения. Рабовладельческие, феодальные и буржуазные государства по своей сути являются классовыми.
Более прогрессивным принято считать общечеловеческий (общесоциальный) подход. В рамках данного направления государство определяют как организацию политической власти, которая формирует условия для достижения компромисса между интересами разных классов и социальных групп. При этом оно используется в качестве средства для обеспечения интересов преимущественно всего общества, удовлетворения запросов различных слоев и классов, посредством реализации компромиссных решений. Оно не занимает однозначной классовой позиции, а выступает как арбитр, который пытается согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, предотвратить конфликты либо разрешить их.
Также выделяют религиозный, расовый, национальный и иные подходы к изучению сущности государства. В их рамках в политике конкретного государственного образования преобладают соответственно религиозные, расовые, национальные запросы.
При религиозном подходе государство характеризуется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации взглядов определенной религии.
При национальном (националистическом) подходе оно определяется как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов титульной нации посредством ущемления интересов других наций, проживающих в данной стране.
При расовом подходе государство рассматривается как организация политической власти, которая содействует преимущественной реализации интересов определенной расы посредством ущемления прав других рас, проживающих в данной стране.
Следовательно, сущность государства имеет множество аспектов. Она не ограничивается лишь классовыми либо общесоциальными началами. По этой причине при выявлении сущности государства на первый план может выйти любое из вышеназванных начал в зависимости от исторических обстоятельств.
Социальное назначение государства зависит от его сущности. Оно определяет, цели, задачи, функции и характер его деятельности.
Сущность государства: основные подходы
Для более глубокого познания государства необходимо рассмотреть сущность государства, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость.
Сущность государства— это внутреннее содержание характерных черт и свойств, выражающееся во внешних формах его функционирования. Понять сущность государства, значит понять: воля, каких субъектов осуществляется при посредстве государственной власти, каких целей добиваются субъекты при посредстве государственной власти.
О сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными подходами считаются:
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса. В условиях господства одного класса над другим неизбежно возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства характерна для недемократических, диктаторских государств, в которых хотя и существует общесоциальная направленность деятельности, но она отодвигается на второй план.
При общесоциальном подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти, создающую условия для общественного компромисса. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем диалога и достижения общественного компромисса. При таком подходе классовая сущность отступает на второй план. Общесоциальная сущность государства весьма эффективно проявляется в современных высокоразвитых демократических государствах.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др.
При анализе сущности государства необходимо учитывать все подходы, в противном случае характеристика будет односторонней и необъективной.
В развитии государства прослеживается закономерность постепенного перехода от его классовой сущности к социальной. Классовая сущность в наибольшей степени превалирует в рабовладельческом государстве, где вся полнота власти, все юридические права, возможности реализации своих интересов принадлежат господствующему классу. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере продвижения общества от рабовладения к феодализму и далее — к капитализму.
Таким образом, с увеличением социальной составляющей деятельности государства снижается доля его классового содержания.
2) Госуда́рство — организация, обладающая политической властью, располагающая специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определённой территории, и обладающая суверенитетом.
Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач
Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;
3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;
4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;
6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения; только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;
8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
9) распоряжение национальными ресурсами;
10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;
12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
3) Рабовладельческое государствовыступает как орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые являются собственностью свободных граждан. Раб не имеет никаких прав и превращен в говорящее орудие труда.
Феодальное государствоявляется диктатурой класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне здесь находятся в полурабской зависимости от помещиков.
Буржуазное государствовыступает как диктатура буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, идустриальное, постиндустриальное государство.
Социалистическое государствокак государство высшего типа, по мнению представителей данного подхода, отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.
Это явление имеет место на протяжении всей истории развития государства и права. Конкретное же выражение переходное состояние государство находит в период развития государства и права между двумя различными типами государства и права.
Под переходным типом (видом, состоянием) государства и права имеется в виду не процесс их развития вообще, а лишь определенное, межтиповое состояние, возникающее у государства и права при переходе от одного типа к другому.
Особенности государства и права переходного типа:
2. Содержит в себе несколько возможных вариантов развития государства, права и общества по тому или иному пути. Предоставляет власть имущим возможность выработки своего собственного видения пути развития государства, права и общества с учетом исторических и иных традиций своей страны, уровня развития экономики и культуры общества, особенностей быта народа, нации или доминирующих этнических групп.
3. Переходное состояние государства, права и самого общества, связано с резким изменением характера традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения.
4. Свойственно временное ослабление социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой государственной властью и политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.
5. Переходный тип государства и права отличается, как правило, доминированием в системе разделения государственных властей исполнительно-распорядительной власти.
Объективные факторы: характер исполнительно-распорядительной власти (ее мобильность, оперативность, действенность, способность к быстрой концентрации и эффективному использованию материальных, духовных, финансовых и иных средств).
Субъективные факторы: экономические, политические и иные интересы отдельных групп людей или конкретных лиц, оказывающих решающее влияние на исполнительную власть, а также профессиональные и личные качества людей – непосредственных носителей исполнительной власти. Напр. во Франции конца XVIII – начала XIX в., когда исполнительная власть (по Конституции 1799 г.) фактически сосредоточивалась в руках Первого консула Наполеона, а после реставрации Бурбонов, согласно Хартии 1814 г., – в руках короля.
6.Повышение роли и значения субъективного фактора в развитии государства и права в переходный период; органическое сочетание в государственно-правовом механизме переходного периода элементов старого и нового; периодическая смена в процессе развития общества в переходный период государственных форм и режимов и др.
Современные переходные явления и процессы имеют не локальный, а глобальный характер; для перехода на новую ступень эволюции необходим объединительный процесс в политической, экономической, экологической и др. общественных сферах, выработка новых нравственных норм, способных облегчить существование человека в эпоху болезненной ломки ценностей, ориентиров, мироощущений.
5) Современный мир с каждым годом становится все более взаимозависимым. Глобализация представляет собой разнообразную интеграцию государств, а также негосударственных факторов, установление масштабных контактов, как между народами, так и между отдельными людьми, а также процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Существует несколько подходов к осмыслению сущности государственного суверенитета в период современных глобализационных процессов. Наиболее значимыми считаются теории ограниченного суверенитета и теория несуверенного государства.
В рамках первого подхода стоит выделить два основных направления: снижение до минимума роли государства и полное отрицание государства в его привычном понимании. Представители данного подхода, подобно Р. Хаасу, считают, что государства неспособны самостоятельно справиться с глобальными проблемами. Из-за этого государства добровольно передают часть своих полномочий в разных сферах международным организациям и региональным интеграционным объединениям.
Ко второму подходу относится концепция отрицания государства, придавая особое значение гражданскому обществу, Уинстон П. Наган в статье «Суверенитет, верховенство закона и глобального гражданского общества» делает акцент на растущее влияние гражданского общества как субъекта международных отношений. Он говорит о том, что мир уже сейчас пронизан во многих сферах глобальным гражданским обществом. Схожей точки зрения придерживается Д. Дж. Элазар, высказавший предположение, что государство обрамляет общество, но при этом понятия «государство» и «общество» отделены друг от друга. При подобной расстановке сил гражданское общество ограничивает внутренний суверенитет государства, действуя как ведущая сила. При этом автор справедливо отмечает, что, не смотря на развитие гражданского общества ни один социальный институт не может заменить государства. А значит и суждения об окончательном отмирании суверенитета и государства преждевременно.