Подходы в трактовке понятия культура
Подходы к определению понятия «культура»
Дата публикации: 25.11.2017 2017-11-25
Статья просмотрена: 2673 раза
Библиографическое описание:
Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» / Л. А. Скороход. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46717/ (дата обращения: 16.05.2021).
В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.
Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры
The author suggests different approaches to the definition of the concept of «culture» highlighting the diversity of interpretations due to its phenomenon.
Keywords: culture, essence of culture, structure of culture
Начиная с XVIII века, культура становится предметом фундаментального исследовательского интереса. К ней обращают свои взоры многие выдающиеся мыслители. В последующие два века этот интерес усиливается едва ли не в геометрической прогрессии. По состоянию на сегодняшний день известны более тысяча её дефиниций. Более того, предпринимается немало попыток сгруппировать эти разноречивые понятия по некоторым схожим смыслам и признакам.
Культура — основная характеристика человеческого общества, его развития, существования, система ценностей, норм, идей, моделей поведения в символической форме, транслируемых и передаваемых из поколения в поколение. Система ценностей является повседневным ориентиром жизни человека, практическим отношением к предметам и явлениям. Это система может быть продуктом труда, предметом товарного обмена или предметом искусства. При более детальном рассмотрении можно сказать, что ценности — это неких набор идеалов, образцов поведения, норм, произведений культуры и искусства, результатов исследований, технологий и пр.
В зависимости от вида субъекта культуры выделяют следующие структурные составляющие данного понятия: элитарная, или высокая культура (создается привилегированными группами общества и для них же, характеризуется узкой целевой направленностью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью), массовая культура (приспособлена ко вкусам и потребностям широких масс потребителей культуры, характерная черта которой — высокая тиражированность), народная культура (культура широких народных масс, сформированная с момента образования национального государства, в основе которой лежат традиции и обычаи, выстроенные на опыте масс и самодеятельности народов-носителей).
Под культурой сегодня, в широком смысле, понимают всю совокупность человеческой деятельности: накопленные социумом навыки и умения, в том числе материализованные в виде артефактов, формы и способы самопознания и самовыражения, набор клишированных кодов, предписывающих человечеству модели поведения, выполняя тем самым воспитательную, гносеологическую, регулятивную, ценностную и другие функции. Общие явления, типичные для всех представителей культур, проявляющиеся во всех обществах и группах называют культурными универсалиями.
Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Например, культуру описывают, как идеальную сторону жизни людей, их отношений, поведений. Культура — это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений [4,с.139]. Так же культуру трактуют, как уровень развития людей. Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Некоторые авторы считают, что культура — это достижения всех людей за все периоды и во всех областях. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу [2, с.257].
Культура — многозначное, не имеющее четкого определенного термина слово. Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень развития общества в целом. С понятием «культура» связаны такие понятия как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».
Исходя из всего вышесказанного и объединив научные подходы исследований, сформируем «современное» представление о культуре.
Итак, культура — это:
– система ценностей и норм, поддерживающих социализацию общества;
– комплекс идей и их материальных воплощений, включающий в себя воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;
– система культурных универсалий, обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями;
– совокупность артефактов, знаний, верований, выражающих адаптацию и репродуцирование жизненного уклада человечества.
Следовательно, понятие «культура» можно определить как мир сознательного человеческого бытия, созданный и созидаемый людьми в процессе взаимодействия с природой и между собой, который выражается в материальных, духовных и социальных продуктах (нормах, обычаях, целях, отношениях, процессах, идеях, ценностях, формах поведения и других искусственных явлениях и объектах), лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни. Культура, как вторая природа, также означает то, что она, как и природа, существует объективно, независимо от конкретного индивида. Это своего рода результат взаимовлияния природы и человека.
Основные подходы к определению культуры
В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и на научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим углом зрения, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры.
В итоге, в настоящее время насчитывается более сотни научных определений культуры, которые культурология как междисциплинарная наука обязана учитывать при исследовании культуры. Несмотря на заведомую необъятность темы, можно выделить несколько основных и самых распространённых методологических подходов, сложившихся в современном культурологическом знании.
Одним из наиболее распространённых подходов к определению культуры является антропологический. Согласно ему культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура).
Иногда культура определяется как «вторая природа», та область природы, которая была изменена, организована или творчески преобразована человеком. Так, например, порода собак, специально выведенная в питомнике, представляет собой часть культуры. То же можно сказать и о декоративном растении. Первым строго научным определением, сформулированным в рамках данного подхода, стало определение культуры Э. Тайлора.
Антропологический подход проистекает из первоначального значения культуры как возделывания и ставит акцент на её адаптирующей функции, приспособляющей человека к природным условиям существования. Он максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека. В связи с этим обнаруживается его существенный недостаток: между культурой и обществом не проводится никакого различия. Характерна для антропологического подхода и другая тенденция: отождествление культуры и цивилизации.
Антропологическаяшкола в культурологии сложилась в Великобритании в 1860-е гг. (Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России – Н.Ф. Сумцов, А.И. Кирпичников, А.Н. Веселовский) и объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях, общей человеческой природой людей, сходством их психики и мышления на одинаковых ступенях исторического развития, соответствием духовной культуры и искусства уровню материальной культуры; доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты стали вечными спутниками (пережитками) культуры.
Антропологическая школа вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира. Представители антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и что последующие ее периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Но она не могла дать объяснение сходству сюжетов, так как отрывала творчество народов от их социально-экономического развития и конкретной истории.
Аксиологический подход избегает вышеупомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения и социальные группы относят к жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением мира, – к культуре. Современные аксиологические трактовки склонны усложнять данную схему, дополнительно выделяя цивилизационную сторону в общественном развитии.
Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно значимые ценности. Например, если широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование. Культуру в рамках аксиологического подхода можно определить как совокупность выдающихся произведений человеческой деятельности, которые делают его жизнь наиболее комфортной и объяснимой.
Достаточно близки к аксиологическим нормативные определения культуры, очень распространенные в западной культурной (социальной) антропологии (Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун, М. Мид и др.). Согласно данному направлению, культура – это социальные нормы, определяющие поведение человека. В таком понимании культура предстаёт как сумма разных видов приобретённого поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определённого общества.
Для структурно-функционального направления в культурологических исследованиях характерны: отказ от принципа историзма, то есть признания «развития» в том или ином виде; отказ, следовательно, и от эволюционизма; признание существования устойчивых, неизменяемых, неразвивающихся явлений, «структур», которые одинаковы для всех обществ, народов, культур.
В рамках данного подхода полагается, что во всех культурах есть общие функции. Они образуют «функциональное единство» культур. Культура есть целое, интегрированное из множества частей (элементов), каждый элемент отвечает определённой потребности, функции. Эта функция задана целым, культурой (или её компонентами). Существует дифференциация структур, то есть их разделение. Это вызывает дифференциацию функций. Единство общества обеспечивается единством его культуры, производством и воспроизводством функций (ритуал, нормы, традиции и т. д.).
Структурно-функциональный подход разрабатывали в культурной антропологии А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард, а также Б. Малиновский, А. Радклиф-Браун и др. В рамках структурно-функционального подхода культура рассматривалась как что-то стоящее вне истории, как неизменное, остающееся всегда в том же качестве – «структуре». Но оказалось, например, что система родства исторически подвижна и не обладает постоянной структурой.
Функционализм помог избавиться от пренебрежительного, унизительного отношения к культуре «отсталых» народов – «дикарей», «варваров», которые вплоть до ХХ века считались «некультурными», «докультурными». В то же время структурно-функциональная теория вышла за рамки изучения культуры родственных и связанных между собой народов, сделала важные обобщения особенностей культуры народов мира.
Структурно-функциональный подход имеет свои слабости, раскритикованные некоторыми учёными. В частности, Р. Милл показал, что в рамках данного подхода не может быть сформирована идея конфликта, разногласия, то есть противоречия в целом, в обществе, истории; таким образом, все «революционные» течения оказываются вне теории.
Информационно-семиотическая концепция культуры.
Создавая культуру, люди строят новую сверх-над-природную среду обитания. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат arte – искусственный, factus – сделанный). К их числу относятся сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, найденные и используемые им средства и способы действий. Таким образом, культуру можно определить как мир человеческой деятельности или мир артефактов (особенно это справедливо применительно к материальной культуре).
Человек – порождение природы, и все, что он творит, возникает не вопреки объективным законам природы, а в соответствии с ними. Тогда в чем разница между предметами культуры и природы? Дело в том, что человек вносит в свои творения что-то специфически человеческое, наделяет смыслом предметы и явления. Нельзя понять предмет отдельно от культуры. Скажем, пирамида сама по себе как физическое тело не несет смысла – только в культуре.
Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном мире смыслов. Смыслы образуются в сознании человека, когда он в соответствии со своими потребностями: а) познает, б) оценивает и в) регулирует происходящие вокруг него явления и процессы.
Виды смыслов : знания – то, что дается познанием – когнитивный смысл – информация о свойствах объекта; ценности (ценностный смысл) – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту; регулятивы (регулятивный смысл) – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь. Нормы – внегенетические программы деятельности.
Разные культуры обладают раной степенью нормативности. Нормативная недостаточность культуры ведет к преступности, дезорганизации общественных отношений. Нормативная избыточность культуры способствует стабильности общества, но ограничивает свободу, инициативность и творческую деятельность. В данном подходе культуру можно определить как мир смыслов.
Культура – мир знаков. Выступая в качестве носителей смысла, «обработанные» физически и духовно человеком вещи, процессы, явления становятся знаками. Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки и системы знаков используются специальной наукой – семиотикой.
Понятие знаковой системы в семиотике охватывает очень широкий круг объектов – это и разговорные языки, и искусственные языки – математики, химии, компьютерные системы и системы сигнализации, языки искусства, символы и ритуалы и вообще любые множества предметов, которые могут служить для выражения какого-то содержания. Мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков – эта третья важнейшая характеристика культуры.
У животных носителем информации является тело. Опыт отдельной особи не передается потомству (или крайне медленно – эволюция). У человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы. В этом смысле культура – социальная (внегенетическая, надприродная) наследственность
Дадим итоговое определение : культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств; культура как мир артефактов, мир смыслов (знания, ценности, регулятивы), мир знаков.
Деятельностный подход. В рамках данного подхода культура понимается как способ деятельности, как система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. Деятельностный подход получил распространение в отечественной культурологии (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М. С. Каган и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность.
Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура – это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной и т. д.), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.
Будучи тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических определений, проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека). В рамках деятельностного подхода культура понимается как процесс творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса.
Системный подход представляет культуру как систему, сложноорганизованное бытийное целое. Данный подход разрабатывался в трудах М.С. Кагана, Л.А. Закса. Системный подход относится к числу общенаучных и направлен на познание механизма интеграции систем как целостных образований – единств, состоящих из взаимосвязанных и взаимодействующих, нередко разнородных элементов. При этом учитывается, что каждая система выступает как элемент более высокой системы.
Применительно к развитию знаний о культуре Л.А. Закс пишет, что «эмпирические наблюдения и интуиции о целостности, внутренней интегрированности культуры (культур) должны были стать знанием-идеей ее онтологической системности. Сама культурная реальность минувшего века, при всем ее разнообразии и мозаичности, помогала обретению такого видения-понимания. Унификация коллективной и личной жизни, ее технико-технологического, организационного, информационного оснащения.
Соположенность и согласованность (единство) пространственно-временного функционирования различных “сил” и подсистем культуры. Рост и универсализация влияния “системного” (всеобщего и общезначимого) содержания отдельных сил и/или подсистем культуры, прежде всего политических идеологий, философских мировоззрений, художественного сознания, научных теорий и даже конкретных идей. Единство формообразования в разных областях культурной жизни: от искусства до предметной среды, бытового поведения (стилевой аспект системности)».
Но «для осмысленного восприятия всех этих “подсказок” культурной реальности понадобилось выработать и укоренить в научном сознании адекватный ее собственной системности интеллектуальный познавательный инструмент – системный метод (“подход”) мышления. Первые “подступы” к нему и (подчас, интуитивные) его попытки уже в начале 20 века проявились у Флоренского и Шпенглера, А. Богданова и молодого Бахтина, классиков этнологии, культурной антропологии и В.Я. Проппа.
Его утверждение в социогуманитарных науках, культура мыслить о феноменах культуры и, особенно, о “культуре вообще” не только логически (технологически) системно, но, прежде всего, сущностно—концептуально: как о реальной системе, исходя из ее объективной онтологической системности и “посредством” этой системности (ее мыслительной репрезентации), стало в свою очередь необходимой методологической и теоретической предпосылкой появления культурологии».
Понятие культуры и основные подходы к определению ее сущности. 1 страница
Среди наиболее распространенных определений понятия культуры являются 3 определения :
1) Культура как способ существования человека и общества, отличающийся творческим преобразованием мира
2) Культура как совокупность достижений в разных сферах жизни общества (произв-ной, интеллектуальной, творческой)
3) Культура как результат образования и воспитания.
Первоначально для выражения понятия «культура» (в эпоху античности в Др. Греции) применялись разные слова и словосочетания, вызывающие у нас богатые образные ассоциации.
Калокагатия представляет собой этико-эстетический материал древнегреческой культуры, который предполагал гармонию духа и физических сил у человека.
Аристотель – Платон (за красивую фигуру). Платона от рождения звали Аристоклом. Платон с греческого – «широкоплечий». Греки считали, что чем красивее человек, тем ближе они к богам.
В античной культуре существовало понятие техно, которое означает искусство занятия ремеслом, искусство творения вещей. Однако как свидетельствуют изыскания лингвистов, понятие культуры произошло от лат «colere», которое в Древнем Риме имело множество значений, в том числе обрабатывать, воспитывать, культивировать, возделывать, покровительствовать. Поэтому первоначально понятие культуры отождествляется с обработкой земли, культивации растений.
Большинство трактует понятие:
Культура – духовная деятельность человекафилософия мифология, религия, наука, мораль, право, искусство и т.д), детерминированная материальными условиями жизни и социальными отношениями и влияющими на них.
Культура – общепринятое в обществе представление о человеке и месте человека в мире.
Основные подходы к определению понятия культуры:
1) Аксиологический, который трактует культуру как мир ценностей.
2) Антропологический, который трактует культуру как совокупность артефактов, созданных человеком.
3) Функциональный подход рассматривает культуру как систему нормативных технологий, которые регулируют различные сферы человеческой жизни.
4) Идеационный подход рассматривает культуру как сферу духовного.
5) Деятельностный подход рассматривает культуру как совокупность умений, образцов и форм деятельности человека.
6) Семиотический подход, который рассматривает культуру как совокупность знаков, символов, текстов.
7) Информационный подход рассматривает культуру как систему информации.
3. Становление и развитие культурологического знания с периода античности по эпоху Просвещения.
Как свидетельствуют культурологические исследования, в эпоху античности к проблемам развития культуры впервые обратились древнегреческие философы софисты во главе с Протагором. Эти философы утверждали, что наряду с миром природы существует мир, созданный волей, разумом и руками человека.
Культурологические взгляды также обогатил в эпоху античности Демокрит, который первым рассмотрел развитие культуры как процесс. Источником развития культуры считал нужду и пользу. Первой нуждой человека является нужда в пище, затем в одежде, жилище. Подобно софистам Демокрит утверждал, что развитие культуры возможно в процессе образования и воспитания, а источником развития – нужду и пользу.
Платон, Сократ и Аристотель не интересовались проблемами развития культуры, поэтому возврат к проблеме «второй природы» мы наблюдаем только в эпоху римской античности. Тогда впервые было употреблено понятие «культура» как образование и воспитание древнеримским философом Цицероном в работе «Тускуланские беседы» (74 г. до н.э.). Основное содержание этой работы составляет учение об эвдемонии – науке о том, как быть счастливым, какие есть способы достижения счастья. Вывод, к которому пришел Цицерон в этой работе – секрет счастья человека в философии. Он сказал в своей работе, что философия – это культура ума. Цицерон повлиял на других римских философов – Вергилия, Сенеку и Тацита.
По Вергилию культура проявляется в традициях уважения к предкам.
В свою очередь Сенека считал, что человек является настолько культурным, насколько он морален.
Тацит в своих работах («Германия») критиковал нравы древних римлян на фоне культурных традиций германцев. В частности он отмечал в своих работах, что германские мужчины верны своим семьям, а не устраивают оргии, как римские правители. Данные взгляды Тацита на развитие римской культуры являются первой критикой развития европейской культуры.
В эпоху средневековья развитие культурологической мысли не приостановилось. Хотя вклад средневековых мыслителей в культурологию не настолько значителен, как вклад ученых античности. Аврелий Августин – самый значительный вклад среди ученых средневековья. Он является автором двух известных работ «Исповедь» и «О граде божьем». В работе «Исповедь» показал свой путь к Богу. Во второй работе рассказал, что есть земной мир и горный, божественный. И что идет война между земным и возвышенным мирами. Задачи философии по Августину – воспитать человека высокой духовности. Главная заслуга ученых средневековья, это то, что они вернули в культурологию понятие «пайдеи». Основной вклад в развитие культурологии внесли философы эпохи просвещения. Вико, который является автором работы «Основы новой науки об общей природе нации». Этот труд интересен для культурологов тем, что здесь Вико впервые предложил научные подходы периодизации культурно-исторического процесса. До него периодизация шла согласно библии. Вико выделил три периода:
— век богов – первобытная культура
— век героев – средневековая культура
За основу периодизации Вико взял тип ментальности. Вико также впервые высказал идею о круговороте культур, который затем широко использовался культурологами 19 и 20 века. Интересны рассуждения Вико о мифе, как о явлении культуры. Поэтому Вико первым сделал миф объектом научного анализа.
Вторым крупным представителем культурологической мысли является Иоганн Гердер, который свои взгляды на развитее культуры изложил в работе «Идеи философии, истории и человечества». Гердер является первым критиком теории европоцентризма. Он считал, что истоки развития культуры следует искать на азиатском континенте. Здесь впервые по его мнению (и так есть в действительности) зародились наука, письменность, впервые были изобретены технологии обработки металла, возделывания земли, гончарное искусство и т.д. Составной частью культурологической концепции Гердера является учение о языке – «Происхождение языка». По Гердеру язык возник тогда, когда появились звучащие действия, то есть глаголы. То есть логика развития языка связана с логикой развития человеческой деятельности. Из глаголов возникли первые существительные, затем вокруг них произошло наращивание причастий, местоимений и т.д. Гердер предупреждал, что потеря языка – это предпосылка к исчезновению культуры.
4. Понимание культуры в европейской философской мысли 19 – начала 20 вв.
Проблема культуры наиболее интенсивно разрабатывалась в начале и середине 19 века прежде всего в немецкой философии, наиболее крупными представителями которой являются Кант, Шеллинг а также Гегель.
Взгляды Канта на развитие культуры изложены в его работе «Критика. Способность и суждения». Кант считал, что культура существует в виде культуры умений и культуры воспитания. Если первая из них позволяет достигать цели, то вторая дает возможность их выбирать. Культура умения по Канту формируется у человека в процессе исторической практики. О наличии культуры воспитания по Канту следует судить не по тому, что знает человек, не по тому, что преуспел в науке и искусствах, а по тому, в какой степени удалось подавить животное начало, в какой степени мы руководствуемся не инстинктами, а нормами морали. Науки и искусство делают людей более цивилизованными. Культурным по Канту человек становится, когда начинает жить не по законам природы. А по законам морали. По канту смысл культуры состоит в замене природного деспотизма деспотизмом разума. В установлении господства долга над всеми чувственными побуждения конкретного индивида.
Для теоретиков культуры Фридрих Вильгельм Йозеф фонШеллинг интересен как человек, создавший такие известные работы, как «Философия мифологии» и «Философия искусства». Эти работы являются его основными культурологическими сочинениями. Шеллинг считает, что мир природы и мир культуры – две разные субстанции. Мир культуры он интерпретирует как мир человека, все остальное – мир природы. Мир культуры по Шеллингу – это мир философских, научных и эстетических ценностей.
Дальше Шеллинга в осмыслении проблем культуры продвинулся Гегель, который считается наиболее крупной фигурой в созвездии немецких философов идеалистов 19 века. Для культурологов интерес представляют его работы «Феноменология духа», «Философия истории» и «Эстетика». В этих работах Гегель высказал идею о том, что сознание человека, а следовательно его представление о прекрасном и безобразном, о законах природы и общества, об общественных идеалах являются историческими. Кроме этого в «Феноменологии духа» показал, что процесс индивидуального развития человека повторяет развитие общества, переходя последовательно от мифологических представлений к религиозным, а от них к научным и философским. Составной частью его культурологической концепции является учение о расовых различиях и национальном характере. Эти идеи он предложил в работе «Энциклопедия философских наук» в разделе Антропология. Согласно Гегелю существует два рода факторов, которые определяют особенности рас и различия менталитета различных наций. К первому из них относится место развития этноса, ландшафт и климатические условия. Ко второму роду факторов, которые влияют на ментальность – религия, система моральных норм, представления народа о прекрасном и безобразном.
Свои взгляды на развитие культуры высказали представители марксизма. При этом марксистская концепция коренным образом отличается от всех предшествующих, потому что для марксистской философии вся культурно-творческая практика осознавалась прежде всего, как чисто духовная практика. Но согласно марксистской концепции культура охватывает все области общественной деятельностей человека, а не только сферу духовной деятельности. Поэтому по марксизму артефактами культуры являются не только творения изобразительного искусства, музыки, но и политика, право, экономика, предметы повседневного обихода. Поэтому марксистскую политику также называют деятельностной или трудовой. Свои взгляды Энгельс выразил в работе «Диалектика природы», Маркс – «Капитал».
Понимание культуры философии жизни Фридриха Ницше
Философия жизни как философское направление сложилась в последней четверти 19 века. У истоков «философии жизни» стояли немецкие философы Дильтей и Шопенгауэр. Однако сам термин «философия жизни» впервые был употреблен еще в 18 веке анонимным философом 18 века, который оставил работу о морально прекрасном и философии жизни. Один из самых ярких представителей философии человека – Фридрих Ницше. Свои взгляды изложил в «Так говорил Заратустра», «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла». Если принимать формулировки Ницше за чистую монеты, то мы получим пропаганду насилия, культурного расизма, словом всё, что вычитали нацисты. Но Ницше восхищались не только приспешники Гитлера, а Карл Юнг, Стефан Цвейг, Бернард Шоу, Лев Толстой. Получается, что последние читали Ницше как-то иначе, очищая учение от художественных преувеличений, восхищаясь поэзией Ницше, и вникая в идеи «Ницше философа».
Кроме сверхчеловека Ницше также выделяет в своих работах лабиринтного человека (противостоит сверхчеловеку), который живет и действует по однажды усвоенным схемам, который ищет вокруг себя лишь знакомое, который может лишь воспроизводить ситуации.
Ницше критически относился к христианству. Он писал: «Христианство есть одно из направлений влечения к культуре…, но оно 1000 раз было использовано, чтобы ввертеть мельницей государственной власти – оно стало лицемерным и лживым».
Ницше также выделил в человеке две стихии, которые культура постоянно пытается примирить. Первая стихия – Аполлоновская, которая символизирует в нашей жизни все светлое, гармоничное, рациональное. Вторая – Дионисийская, символизирует все хаотичное, темное, иррациональное в нашей жизни.
Ницше оценил состояние культуры в Европе в 19 в. как культуру глубокого кризиса. Причину этого кризиса он видел в широком распространении нигилизма, попрании всех норм, законов, а также в крушении христианской морали и десакрализации христианских ценностей. Признаки: урбанизация (город не создает, а выбирает), распространение декадентского искусства (самолюбование), атеизм, резкое снижение статуса человеческой жизни и личности.
5. Русская и белорусская культурологическая мысль.
Николай Данилевский, как и Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин, является представителем концепции циклического развития культур.
Труд Данилевского – «Россия и Европа» (17 глав, полемика по разным проблемам взаимоотношения славянского и германского мира, 1822 – 1855 гг.). Отвечая на вопрос, почему Европа враждебна России, он последовательно опровергает различные предубеждения, распространенные в массовом сознании в странах Европы. Среди них такие как «воинственность» русского государства, якобы угрожающая спокойствию и независимости Европы, враждебность свободе и прогрессу. Эти предрассудки не имеют под собой реальных оснований. В действительности Россия не честолюбивая, не завоевательная держава, она нередко выступала спасительным щитом Европы, жертвуя собственным собственными интересами.
Он подвергает сомнению плодотворность исторической деятельности Петра I, который хотел сделать Россию подобной Европе. Н.Я.Данилевский отдает должное государственным преобразованиям Петра Великого, его военным, флотским, административным, промышленным нововведениям. Эта деятельность, несомненно, заслуживает вечно признательной, благоговейной памяти и благодарности потомства.
Подражание наносит вред искусству, народным промыслам, храмовой архитектуре. Просвещение следует не насаждать, а развивать изнутри. Ход его был бы медленнее, но зато вернее и плодотворнее. Иначе оно ведет к унижению народного духа, к подавлению чувства национального достоинства. Болезнь эта в целом препятствует осуществлению великой судьбы русского народа и может иссушить родник народного духа, лишить историческую жизнь русского народа его внутренней, созидательной силы.
В своей работе он выделил 13 самобытных цивилизаций или культурно-исторических типов:
2. Китайский (включая Японию)
10. Аравийский или «ново-семитический»
Также Данилевский к ним причисляет мексиканский и перуанский типы, а также будущий славянский тип («новая славянская цивилизация»).
Данилевский считал, что культурно-исторические типы создают не все народы, а лишь некоторые «позитивные творцы истории», обладающие творческим духом исторического созидания.
Кроме положительных есть и отрицательные, разрушительно-деятельные народы: гунны, монголы… Различия между культурно-историческими типами обусловлены особенностями характера народа, который их создаёт. Эти особенности выражаются в определенных формах культурного творчества.
Данилевский выделяет 4 вида культурной деятельности: религиозная, политическая, культурная (научная и художественная), экономическая. Например, Данилевский пишет, что еврейский культурно-исторический тип – исключительно религиозный, римский культурно-исторический тип – политический, славянский еще не достиг зрелости, но он способен развивать 4 формы человеческой деятельности.
Все названные культурно-исторические типы проходят 3 этапа:
1) Этнографический. Представляет собой период формирования духовных задатков народа. В это время происходит смешение племён в единый народ и постепенное усиление этого народа, за счёт поглощения более слабых соседних этносов.
2) Государственный. Государство должно охранять от внешних посягательств не только землю, но и душу народа и обеспечивать ею политическое единство.
Данилевский выделяет 3 возможных варианта взаимодействия культур:
Историческую миссию России Данилевский видел в содействии развитию славянского культурно-исторического типа.
Владимир Сергеевич Соловьев – «Русская идея», «Духовные основы жизни». Судя по этим работам Соловьёву было тяжело видеть, что даже такие глубокие мыслители, как Данилевский выступают за то, чтобы…имперские….
Культурная миссия великой русской нации, не в том чтобы добиться господства перед малыми народам, а чтобы помочь малым народам развить свою культуру. Соловьев использует заповедь Христа любить друг друга по отношению к народным культурам.
Николай Бердяев – «Судьба России», «Русская идея». Он задумался о загадке русской души, поэтому много рассуждает о русском типе духовности. Он считал, что подойти к разгадке тайн России можно признав большую противоречивость русского духа, души. По его мнению творчество русского дух а двоится как и само русское бытие. Это проявляется в вечном споре западников и славянофилов. Сформулировал ряд антиномий через призму которых лучше всего видна сущность русской культуры.
Сущность 1 антиномии: Россия, с одной стороны, самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире, с другой стороны, Россия самая государственная и бюрократическая страна в мире. Русский народ построил огромное могущественное государство, в результате личность была придавлена огромными размерами государства.
Сущность 2 антиномии: Россия – самая безграничная свобода духа самая небуржуазная страна в мире и вместе с тем страна жуткой покорности, лишенная сознания прав личности, страна купцов, чиновников, предприятий и одновременно небуржуазная страна
Базовым признаком цивилизации является кризис духовно-творческого упадка людей и концентрация только на вопросах благополучия.
Питирим Сорокин (1889 – 1968гг.) – «Социальная и культурная динамика».
Он выделил 3 типа культур:
1) Идеациональная культура по своей сути религиозна. Религиозные ценности – главные и они интегрируют все сферы культуры: греческая культура (8 – 6 в до н. э.), европейская культура (средневековье);
2) Сенситивная культура является антиподом идеациональной культуры. Сенситивное искусство живёт и развивается в мире чувств. Задача искусства – доставить удовольствие зрителю, слушателю или читателю, снискать у него успех, признание и славу: Европа с 16 в по наше время;
3) Идеалистический (смешанный) тип культуры сочетает в себе черты двух вышеназванных культур. В нём сбалансированы материальные и духовные ценности. Преимущество отдается высоким нравственным идеалам: греческая классика.
Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992) – автор пассионарной теории этногенеза.
Часто под пассиона́рностью понимают наследуемую характеристику, определяющую способность индивида (и группы индивидов) к сверхусилиям, сверхнапряжению. Сам основоположник пассионарной теории этногенеза приводил примеры, но о природе и сущности пассионарности не говорил. Гумилёв лишь указал, что пассионарность индивида по сути является психологической переменной и зависит, вероятно, от мутаций, вызываемых космическим излучением «Каков характер этого излучения? Здесь мы можем строить только гипотезы. Их две. Первая — о возможной связи пассионарных толчков с многолетней вариацией солнечной активности, обнаруженной Д. Эдди. Вторая гипотеза — о возможной связи со вспышками сверхновых»(Л. Н. Гумилёв «Конец и вновь начало»). В современных исследованиях личностные проявления пассионарного поведения получили название Вигоросность.
Пассиона́рии — в пассионарной теории этногенеза люди, обладающие врождённой способностью адсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики.
У истоков белорусской культурологической мысли находятся:
Игнат Кончаловский (Абдиралович) – «Адвечным шляхам альбо дасведання беларускага светауспрымання». Белорусская культура представляет собой поле сражения двух культур. Однако Беларусь полностью не присоединилась к другой культуре, а представляет их своеобразный синтез.
Владимир Самойлов (Сулимов) – «Этим победим». Он призывает белорусский народ сохранять свою культуру и язык: этим будем интересны остальным народам мира.
6. Стратегии современной культурологической мысли. Культурологические теории 20 вв.
Концепция локального развития культуры. Её представителями являются Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнби. По их мнению, все культуры развиваются герметично, изолировано одна от другой. На самом деле они имеют в виду не внешние культурные заимствования, а ментальность народа.
В своей работе «Закат Европы» (двухтомник, 1918 г. – написал, в 1922 г. – переведена на РЯ) Освальд Шпенглер выделил 8 культур:
В своей работе Шпенглер также предложил свою трактовку понятия «цивилизация», который означает кризис культуры. Уже в самом названии содержится предупреждение, что западную культуру ожидает упадок. Метафора «Закат Европы» выражает главную идею сочинения и означает победу техники над духовностью, плебейской морали над героической, мировых городов над провинцией.