Погода на сон куле
Джайлоо-туризм, или Особенности кочевой жизни на берегах Сон-Куля
На высоте около 3000 метров над уровнем моря в горах Тянь-Шаня в северо-западной части Нарынской области Кыргызстана раскинулась долина озера Сон-Куль. Гористые берега, окружающие его кольцом, изолируют это высокогорное озеро от всех основных путей по Центральному Тянь-Шаню. Несколько перевалов, ведущих к озеру, круты и каменисты. Но несмотря на сложную логистику и отсутствие комфортных для путешествия дорог, начиная с весны, а особенно летом, озерные берега Сон-Куля оживают и густо заселяются. Редко где на Тянь-Шане встретишь такое количество кыргызских юрт. Причина – хорошие пастбища. Кочевники пригоняют сюда, на высокогорные луга с сочной травой, стада коров, баранов и табуны лошадей. И пасутся они здесь до осени, пока не наступят заморозки.
«В мире кочевников есть свои разделения, – говорит Абылабек Асанканов, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент НАН КР, директор Института истории и культурного наследия НАН КР. – Кочевники степи – классический пример – казахи – кочуют по горизонтали: с запада на восток, с востока на запад. Есть еще кочевники стационарные, классический пример – туркмены. Они далеко не уходят от колодцев, потому что они скот держат на песке, а для него всегда вода нужна. Мы же кочуем по вертикали: с равнин и вверх, в горы».
Фото: Дмитрий Ходаковский (Озеро Сон-Куль (Кыргызстан).)
Летом по берегам Сон-Куля десятки кочевий. На одном из них живет Роза Аракчеева с мужем и пятью дочерьми. Джайлоо – так называется летнее пастбище у кыргызов – дает семье все, что нужно. Мясо и молоко. В хозяйстве Розы коровы и лошади, как их определяют сами кочевники, «кыргызской породы». Они отличаются малым ростом и удлиненным туловищем. Неприхотливы, выносливы. Пригодны для езды по долинам и по взгорьям.
Фото: Дмитрий Ходаковский (Хозяйка одного из стойбищ на Сон-Куле Роза Аракчеева.)
Несколько раз в день Роза доит кобыл и делает кумыс. Этот напиток настолько питательный, что легко может заменить твердую пищу. Ходят легенды о пользе кумыса. Что это лекарство чуть ли не от всех болезней. Но ничто не сравнится с целебными свойствами свежего кобыльего молока. Особенно весной, когда высокогорья прорастают лечебными травами и сочной травой. Опытная хозяйка за раз надаивает с одной кобылы около литра молока. Чтобы излишки не пропадали, делают творог. А затем скатывают его в небольшие шарики и высушивают на солнце. Называется «курт». Это гениальнейшее изобретение кочевников. На вкус кисло-соленый натуральный продукт без срока годности и всяких там добавок. Идеален для длительных переходов. Хочешь – ешь в твердом виде.
Хочешь – в жидком. Достаточно смешать курт с водой и получится освежающий кисло-молочный напиток. То, что нужно для жаркой поры.
Фото: Дмитрий Ходаковский (Дочери хозяйки стойбища Розы Аракчеевой делают курт.)
Вот уже 15 лет Роза и ее семья проводят лето на джайлоо на берегу Сон-Куля. А в последние годы ее муж ставит юрту не только для своей семьи, но и для туристов. До пандемии их в горах Тянь-Шаня было, кажется, больше, чем на улицах Бишкека. Почти на каждом кочевье жили иностранцы-постояльцы. В основном это путешественники из Европы. Уставшие от комфорта и благ цивилизации, устремившиеся за новыми впечатлениями и экзотикой в горы Кыргызстана.
«Мы по нескольким причинам хотели приехать в Кыргызстан, – говорит один из гостей кочевья Розы Хармут Шил, турист из Германии. – Во-первых, мы любим пешие походы по горам. Мы были в других странах, таких как Непал. В Кыргызстане тоже есть прекрасные горы. Но при этом еще не так много туристов приезжают сюда. И мы хотели увидеть эти горы, увидеть эти долины. И, во-вторых, мы хотели что-то узнать о жизни кочевников. В Германии я видел фотографии о жизни кочевников в Монголии. Но то, что мы видим здесь – гораздо интереснее».
Хармут Шил и его друзья провели в Кыргызстане около 4 недель. Побывали в различных частях этой страны. Особенно им запомнился поход к одному из самых знаменитых пиков Хан-Тенгри. И, конечно, свое впечатление оставило знакомство с бытом кочевников. Что пытаются разглядеть иностранцы в незатейливом быте кыргызских номадов? Может быть, утерянный в погоне за комфортом и деньгами смысл? Ощущение сути самой жизни и ее простоты?
«Действительно, большая разница между тем, как живем мы в цивилизованных странах, где у нас есть все технические возможности, дома со стиральными машинами, кабельное телевидение и все такое. И увидеть, как люди живут здесь, без всех этих вещей, для нас это было удивительно. Может быть, они гораздо счастливее, чем мы», – рассуждает турист из Германии Хармут Шил.
Фото: Дмитрий Ходаковский (Туристы-иностранцы на стойбище.)
Еще пару лет назад этно-туризм в Кыргызстане был на невероятном подъеме. Как это все работает? Тур-компании договариваются с конкретными кочевниками и привозят иностранцев к ним на стойбища. Довольны все. Путешественникам незабываемые впечатления. Кыргызским номадам и туристическим компаниям – хороший доход. При этом, что особенно важно, не надо создавать инфраструктуру с дорогами и условиями. Достаточно поставить юрту. Хотели ощутить жизнь кочевников без прикрас – пожалуйста, получите. Вот вам природа и соответствующие отсутствие каких-либо специальных условий. При этом сутки в юрте стоят около 3 000 рублей. Цена, сравнимая с гостиничным номером уровня трех звезд. За эти деньги вы получите койко-место в юрте и трехразовое питание.
Хозяйка Роза гостей кормит щедро. На завтрак жарит яичницу. Варит геркулесовую кашу. Печет лепешки. В общем, учитывая гастрономические предпочтения иностранцев, готовит преимущественно вегетарианскую еду. Для кочевников, у которых мясо в основе рациона, это малопонятно. Но тут главное, чтобы деньги платили. Так что это как раз тот случай, когда не кочевники пришли к цивилизации, а она к ним сама пожаловала. И до 2019 года эта коллаборация иностранцев и кыргызских скотоводов стабильно набирала обороты.
Из развлекательной программы – поездки на лошадях и возможность их самостоятельно подоить, походы по горам, ну и, конечно же, местные красоты. Коих тут в избытке. Есть и свои достопримечательности: украшение долины озера Сон-Куль – курганы. Когда-то так хоронили древних саков и скифов.
Фото: Дмитрий Ходаковский (Сакские курганы Сон-Куля.)
«Этим курганам больше 2,5 тысяч лет, – говорит археолог Дмитрий Лужанский. – Это как раз подтверждает, что местная кочевая культура насчитывает не меньше 2000 лет. А то и больше: около 3000 – 4000 лет. Исходя из того, как живут современные кочевники, мы видим, что в глобальном плане смысл и образ их жизни практически не изменились. Конечно, глобализационные процессы меняют жизнь кочевников. Но по факту, как они тысячи лет назад жили в юртах, на этих местах, так и сейчас они живут в юртах. Только в юрте появилась солнечная батарея с лампочкой, которая еле-еле горит, и какая-то кухонная газовая утварь. Да и добираются сюда они на машинах. Конечно, нельзя сказать, что современные кочевники – это потомки сакских племен. Скорее, их культурные потомки. Я думаю, что саки, обитая на этих территориях, также вели вертикальное кочевание, как и сейчас кыргызы».
Сакские курганы называют «степными пирамидами». Для археологов они главный источник материального наследия древних кочевых племен. Но найти неразграбленный курган – редкая удача.
«Воронка наверху кургана – один из признаков проседания. Во-первых, за счет погребальной камеры, а, во-вторых, это признак того, что есть грабительский лаз в курган. 99% сакских курганов сейчас разграблены. Изредка попадаются курганы, в которых захоронение производилось не по центру, а по бокам. Есть вероятность, что подобные курганы могут быть еще неразграбленными. Но чтобы их раскопать по правилам современных методик, необходимо как минимум 5 лет».
Золото степных пирамид не дает покоя «черным археологам» с тех самых пор, как миру однажды стало известно о том, какие именно богатства скрывают сакские курганы. Из наиболее знаменитых примеров уникальных археологических находок – «золотой человек». Доспехи сакского царя из золотой чешуи найдены в 1969 году во время раскопок кургана Иссык в Алматинской области Казахстана. Эта находка датируется 4-3 веком до н.э. Во что трудно поверить, увидев насколько филигранно выполнена эта работа по золоту.
К слову, только на территории Казахстана было найдено пять захоронений с так называемым «золотым человеком». Есть версия, что сакские цари были не просто похоронены в этих богатых костюмах, но даже носили их при жизни, о чем свидетельствуют потертости золотых украшений. Древние ювелиры владели разной техникой обработки драгметаллов, в том числе, техникой литья, филиграни, полировки. По мнению ученых, ювелирное искусство у древних номадов зародилось еще в эпоху бронзы. Красота же и тонкость исполнения этих вещей поражают и по сей день. Так что культура кочевников древняя как сама степь. И настолько же непостижимая для современников. Во многом именно потому, что сакские курганы безбожно разграблены.
«Разграбление могил, деятельность черных копателей, черных археологов – это бич науки, – говорит Сергей Захаров, исполнительный директор ТОО «Археологическая экспертиза», кандидат исторических наук. – И, наверное, даже бич человеческой цивилизации, потому что мы утрачиваем огромное количество материалов, которые лежали в определенном контексте. Да материалы извлекаются и продаются на аукционе. Они не уничтожаются, где-то присутствуют. Но, во-первых, они исчезают из открытого доступа людей к ним, а во-вторых, они вырваны из контекста археологического, и они уже теряют массу ценной научной информации. Это надо сотни курганов исследовать, чтобы наткнуться на более или менее неразграбленное погребение. К примеру, знаменитый «золотой человек», второй и третий «золотой человек» – это тоже были ограбленные погребения. Но либо они были боковые, и поэтому остались незамеченные грабителями, либо вытащили что-то одно, а остальное не смогли. Есть надежда, что остались еще где-то неразграбленные, нетронутые курганы. Например, в тех местах, куда было очень трудно добраться человеку. Это где-то на высокогорьях, там, где, например, основную часть года идут дожди и очень холодно».
Фото: Дмитрий Ходаковский («Золотой человек» обнаружен во время археологических исследований кургана Иссык в Алматинской области (Казахстан) в 1969 году. Находка датируется 4-3 веками до н.э.)
Помимо «степных пирамид» еще одна экзотика, доступная для джайлоо-туристов – это яки. Для комфортного самоощущения которых горная прохлада жизненно необходима. Поэтому пасутся они обычно на высоте свыше 2000 метров над уровнем моря. Среди прочих одомашненных животных яки считаются самыми дикими. Они пугливы, при этом быстро передвигаются по горам и уходят на дальние расстояния. Вероятность потери животного велика. Периодически чабаны загоняют стадо в кошару, чтобы подсчитать потери. И несмотря на то, что животных часто недосчитываются, разводить их все-таки выгодно. Как оказалось, яки не переносят всякого рода инъекций. Их мясо считается самым чистым и на рынке пользуется большим спросом, чем говядина. В связи с чем в последние годы поголовье яков в Кыргызстане значительно увеличилось.
«Да, численность яков у нас растет, потому что это экономически выгодно, – говорит Русланбек Жаманов, владелец стада яков. – По весу они меньше, чем коровы, но стоят как корова. Например, корову зарезал – 200-250 кг мяса, яка – 150 кг, а стоимость одинаковая. Для коров и лошадей корм на осень и зиму надо заготавливать. А яки круглый год живут за счет подножного корма. Да и пасутся они высоко в горах, где все хорошо с экологией. Например, коров, лошадей мы вакцинируем, а яки без вакцины. Это чистое, идеально чистое мясо. Они и плодоносят рано, например, корова на третьем году жизни, а яки на втором. Размножаются быстро, они не привередливы. Для них сараев на зиму строить не надо. Но они дикие животные. У меня пастух, он раз в неделю выезжает на свое урочище, издалека их посчитает… А так, близко к ним не подойдешь».
Фото: Дмитрий Ходаковский (Яки пасутся высоко в горах.)
Русланбек Жаманов владелец стада, но сам кочевой жизнью не живет. Свое богатство, а скот считается по-прежнему признаком достатка и благополучия, Русланбек поверяет нанятым пастухам. Так что современные кочевники Кыргызстана зачастую пасут чужие стада, хозяева которых живут в городских квартирах и ведут светских образ жизни. Да и жизнь на джайлоо несколько видоизменилась. Например, юртам скотоводы предпочитают брезентовые палатки. Их проще перевозить и устанавливать. Ночевка в национальной кыргызской юрте – больше развлечение для туристов, помешенных на жизни в стиле «эко». Юрта из войлока, свет внутри от солнечных батарей, да и отопление этого национального помещения происходит исключительно за счет натурпродукта.
Впрочем, несмотря на спартанские условия, гостей в этих краях меньше не становится. Вокруг озера сотня туристических юрт. В целом, за кочевой сезон на Сон-Куле, семья Розы на туристах и за счет продажи скота зарабатывает примерно 10-12 тысяч долларов. До пандемии юрты бронировали аж до октября. В последние годы это была единственная причина, почему семья Розы задерживалась на берегу озера до середины осени. Раньше уезжали уже в сентябре, когда традиционно заканчивается период летнего выпаса и скот перегоняют на зимовку в район села Кочкор. Оттуда большинство кочевников Сон-Куля.
Как сложится этот год из-за неутихающего ковида для насельников берегов Сон-Куля, пока сказать сложно. Но вероятнее всего, в этом весенне-летнем сезоне берега озера впервые за последние несколько лет будут пусты от иностранцев. А кочевники… Тут все без изменений. Как и тысячи лет назад погонят свои стада на альпийские высокогорные луга.
Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Страхование для туристов
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
Дневник из северной Киргизии: вокруг Иссык Куля и Сон Куль
Сейчас этот форум просматривают: Google Adsense [Bot] и гости: 2
Re: Дневник из северной Киргизии: вокруг Иссык Куля и Сон Куль
Поскольку мы приехали самостоятельно, то могли остановиться в любых приглянувшихся юртах. В июне места везде есть.
Re: Дневник из северной Киргизии: вокруг Иссык Куля и Сон Куль
Спали прекрасно. В пуховичках самое то, мне даже пришлось скинуть одно одеяло. Киргизы говорят, что спать в юртах полезно для здоровья. не знаю, правда ли, но точно приятно и комфортно.
Утром проснулись в семь. На улице очень тепло, во всю светит яркое солнце, блеют овечки, благодать. Пока мы умывались, вышла хозяйка и принялась растапливать самовары. Какое блаженство. Я тут как раз читаю повести Л.Н. Толстого, а там на каждой второй странице пьют чай из самоваров. Только подумала, вот бы и мне так! А вот и пожалуйста. Самовары делают по всем правилам, сначала на дровах, потом подсыпают укольки. вода в Сон Куле вкусная, чай получается отменный. Но до завтрака нам еще полтора часа, и мы выдвинулись к озеру, поздороваться. Весь берег изрезан причудливыми канавками и кочками. поразительный пейзаж. Прыгаешь с кочки на кочку и подбираешься к воде. Я не удержалась и зашла в воду. Конечно, это не теплый Иссык Куль, но все равно очень приятно. Дальше мы отправились на косу. Почти все озеро разрезает широкая коса, на ней цветут разные махонькие цветочки, днем пасутся коровки. С косы тоже прекрасные виды, и на наши юрты, и на горы со снежными пиками. Озеро стоит гладкое-гладкое, не шелохнется.
Еще нет 7ми утра, а жизнь уже кипит. Овцы идут на водопой.
Наш лагерь.
Наша чудесная и комфортная юрта! Спалось прекрасно!
Хозяйка с раннего утра ставит самовары. Чай здесь особенно вкусный, нам объяснили, что из-за воды.
Вот так выглядит берег Сон Куля. Никто не смог объяснить почему!?
После завтрака мы ушли гулять далеко-далеко вдоль берега озера. Просто наблюдали жизнь вокруг. Как пьют из озера лошади, грациозно одна за другой подходя к берегу, как пастух на ослике гонит отару овец, как дедушка с внуком скачут к озеру с бидонами набрать воды, как выходят на лодке рыбаки. Кстати, рыба здесь объеденье, и мы попросили хозяйку зажарить ее снова на ужин, а Эрмек даже купил несколько килограмм рыбы домой, угостить семью. Так неспешно и приятно мы прогуляли до обеда. Прекрасный отдых.
Вода холодная, но местные говорят, что в августе купаются.
Рыбаки возвращаются с уловом.
После долгой прогулки приятно снова вернуться «домой»!
После обеда ходили в соседний лагерь и смотрели, как доят кобыл. Мама очень хотела попробовать парное кобылье молоко. Нам налили кружку бесплатно, но предупредили, что могут быть проблемы с желудком. Расспросили хозяйку про кумысо-терапию. Сейчас это очень модное явление в Киргизии. Люди приезжают на джайло (пастбище), живут в юртах неделю или две, и 4-5 раз в день пьют парное кобылье молоко. Больше, вроде бы ничего не едят, но хозяйка сказала, что можно немного съесть на ужин, если очень хочется. Молоко очищает организм, выводит соли, вобщем полезно во всех отношениях. люди стройнеют, молодеют. Все разузнав, мы пришли к выводу, что все-таки предпочитаем панчакарму по системе айюрведа. Результат похожий, а процесс намного приятней.
Хозяйка доит кобыл, 4 раза в день.
Мы давно хотели попробовать парное кобылье молоко! Оно сладковатое и вкусное. Можно приехать на кумысо-терапию.
Ах, как они валялись в пыли! Один за другим, похрапывая от удовольствия.
Приехали новые туристы: 2 японки (волонтеры, живущие в Бишкеке), пара из Голландии (путешествуют 10 месяцев по миру) и парень из Германии. Голландцы ускакали верхом, японки побежали к озеру. Погода начала быстро портиться. Подул очень сильный ветер, со всех сторон стали надвигаться грозовые облака. Говорят, что на Сон Куле погода меняется молниеносно, и мы стали тому свидетелями. Засели в юрту, кушали черешню и читали. Снова блаженство. Девочка (дочка хозяйки) принесла сухого кизяка (навозные лепешки) и сообщила, что сегодня будет холодно, и они натопят печи в юртах. Чудесно. Тем не менее, перед ужином снова распогодилось, и мы с удовольствием еще раз прогулялись и помедитировали на озерную гладь. Ужин был многолюдный, шумный и веселый. Снова жареная рыба и мой любимый чак чак. Хозяйка, уже зная, что мы с мамой выпиваем по целому самовару чая за присест, постоянно нам его подливала. Очень понравилось, как подают тут чай. Бабушка (мама хозяйки) садится у самовара и им заведует, зорко следя, чтобы ничья пиала не оставалась пустой. Так можно пить чай бесконечно, под радостное бормотание бабули.
Ну а сейчас непогода нас настигла. Ветер снова шквальный, и начался проливной дождь. Мы забились в юрты, тут тепло и хорошо, потрескивает печка, а за стенами бушует стихия.
Коса на Сон Куле, по ней очень здорово гулять!
На безобачном небе неожиданно появляется туча, первый предвестник перемен.
Погода на Сон Куле меняется молниеносно.
Ночь ожидается холодная, поэтому печи в юртах будут топить кизяком.
Хорошо сидеть в уютной и теплой юрте за вусным ужином и слушать бушующюю грозу за стенами.
День 9 Сон Куль – Бишкек
Сегодня день отлета. Встали в 6 утра. Непогоды как ни бывало – все спокойно и солнышко уже мирно освещает привычный и любимый пейзаж. Решили завтракать по дороге и сразу выехали в сторону Бишкека. Попрощались с Сон Кулем, попрощались с перевалом и жующими траву мохнатыми яками, из под колес машины то и дело выбегали зайчики и сурки и быстро уносились вдаль, а потом на одной из скал мы увидели огромного беркута. он величественно и спокойно обозревал долину, готовясь к утренней охоте.
Возвращаемся назад в Бишкек.
Дорога до Кочкора заняла 2 часа. К сожалению в воскресенье так полюбившаяся нам семейная кафешка не работала, и мы зашки в туристический ресторанчик Ретро. Там нас также отменно накормили: горячий хлеб с маслом и медом, омлет с овощами, ну а Эрмек съел неизменный мясной супчик. Довольные мы покатили дальше.
До Бишкека мы ехали 5 часов, с остановками все 6. Въехали уже в знакомый город. Раньше он казался оазисом зелени и спокойствия, а сейчас мы поняли, как же здесь шумно, душно и пыльно. Все познается в сравнении. До отлета еще успели заехать на Ошский рынок за сувенирами и понеслись в аэропорт. Киргизия осталась в сердце как прекраснейший уголок природы. Каждый раз необыкновенно радостно и удивительно находить такие места на земле.