Понятие государства исторические современные трактовки

Государственные правозащитные организации

Они призваны содействовать процессу обеспечения охраны прав на национальном уровне, основываясь на культурных и правовых традициях страны.

Национальные комиссии по правам человека разбирают конкретные случаи, занимаются экспертизой законопроектов с позиции нарушения прав.

Комиссии по права человека при главе государства анализируют информацию по соблюдению прав человека в стране.

Неправительственные организации по защите.

Их особенность самоорганизация, т.к. создаются по инициативе отдельных лиц.

Их функции: 1. Выражение запросов граждан. 2. Поощрение свободы выражения мнения. 3. Способствование внедрению в национальное законодательство международных стандартов в области прав человека и гражданина.

14. Международная защита прав человека.

Международная правозащитная система – совокупность мировых институтов, способов и средств, используемых ими в целях поощрения и обеспечения прав человека вне зависимости от его национально-государственной принадлежности.

Существуют универсальные и региональные механизмы защиты.

Существуют в рамках Организации Объединенных Наций.

Функции: 1. Рассмотрение докладов государств. 2. Сообщение одним государством о предполагаемом нарушении обязательств другим государством. 3. Сообщение частными лицами о предполагаемом нарушении государством своих обязательств.

Региональный правозащитный механизм действует в рамках международной организации, которая охватывает своим действием определенные географические районы мира.

Первой была создана Межамериканская Система Защиты (лицо, группа, неправительственная организации наделены правом представление петиций с жалобой на нарушений прав человека). Африканская система защиты, евразийская (правозащитная система СНГ; контрольная комиссия СНГ следит за выполнением взятых обязательств странами, входящих в Содружество). Европейская (Европейский суд по права человека – высшая и последняя инстанция. Постановления этого суда носят общеобязательную юридическую силу для всех членов Совета Европы).

15. Понятие государства: исторические и современные трактовки.

В истории человечества было свыше 3000 гос-в. В настоящее время их 195. Старейшее – Япония (существует 2068 лет)

Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на все население, проживающее на определенной территории, издающее обязательные для всех властные веления, располагающее специальным аппаратом управления, обладающее суверенитетом, представляющее интересы общества и осуществляющее руководство им.

Трактовки:

1. Идеалистическая (древние времена и средние века). Такими хотелось бы видеть государства. Государство – это союз свободных людей (Аристотель). Государство – это объединение множества граждан на основе правовых законов. (Кант)

2. Прагматическая (XIX в. новое время) – три главных признака государства (триада):

власть – самостоятельная и исключительная;

территория – на которой распространяются юрисдикция высшей власти;

население – совокупность лиц, подсиненная высшей власти.

3. Идеологическая (XX в.) – наиболее влиятельная. Рассматривает государства:

4. Формально-юридическая (Конец XX в.) – Государство это особая организация суверенной публичной власти, распространяющая ее на всю территорию населения страны.

16. Основные признаки современного государства.

Государство – это особая политическая организация общества, распространяющая свою власть на все население, проживающее на определенной территории, издающее обязательные для всех властные веления, располагающее специальным аппаратом управления, обладающее суверенитетом, представляющее интересы общества и осуществляющее руководство им.

Признаки государства:

1. Государственная власть, как особое проявление власти

2. Наличие особого аппарата управления.

— сухопутная – материк, острова;

— водная – внутренние воды, внешние;

— воздушная – до 110 км вверх;

4. Население – граждане, попадающие под юрисдикцию государства. Граждане: иностранцы, беженцы, лица без гражданства и другие вынужденные эмигранты.

5. Право – позитивное, устанавливается Государством.

6. Суверенитет может быть полным формально, но фактически он ограничен (добровольно, но может быть принудительно, например Сербия)

7. Фиск – налоги, денежная система финансирования государства, валюта, деньги

8. Символика – герб, флаг, гимн, гос. Язык, м.б. девиз

9. Международное признание.

10. Наличие аппарата принуждения (тюрьмы и т.д.)

11. Законотворчество – издание законов и правил обязательных для всего населения.

Ключевой признак, в котором содержится то главное, что отражает сущность государства это власть.

17. Современны учения о сущности и назначении государства.

Государство – это особая организация суверенной публичной власти, распространяющая ее на всю территорию и население страны.

В истории свыше 3000 государств. При их возникновении появились учения, для которых характерна множественность.

Наиболее популярные учения:

1. Теория элит (фр. – отборное, лучшее) нач. XXвв.

Для оправдания фашистских режимов в Европе.

Суть: управлять Государством должны определенные слои, активно ориентированные на власть. Раньше отбрасывалась, как прототолитарная, сейчас вновь популярна под названием «О демократическом господстве элит»

Суть: признание элит. Они должны приходить к власти демократическим путем – выборами.

Источник

Исторические трактовки государства и становление его современного понимания

В далеком прошлом государство и общество практически не разделялись, более того, их отождествляли, воспринимая как органическое единство, имеющее одно высшее начало. В Древнем Китае, например, считалось, что государство является земным продолжением Неба, которое распростерло над Поднебесной свою власть. Небо рассматривалось верховной всеобщностью, универсальным регулятором, в котором соединены разум, целесообразность, добродетель и высшая справедливость, руководящая государством. Властные связи уподоблялись семейным отношениям, где главным условием было беспрекословное подчинение младших старшим. Подобным образом представления о государстве как воплощении небесного царства формировались в Египте, Вавилоне, Персии, Индии и в других странах Древнего Востока.

Европейская наука о государстве закладывалась в античном обществе. В сознании мыслителей Древней Греции преобладали возвышенные представления о государстве как выразителе общих для всех свободных членов общества интересов (Платон), воплощении общего блага и справедливости (Демокрит), сообществе совершеннейшей жизни (Аристотель). Именно государство, по мнению последнего, является приучающей человека к добродетели школой.

В Средневековье Фома Аквинский вновь воскрешает идею об «общем благе» как высшей государственной цели, которая может быть достигнута соблюдением всеми предписанной Богом обязанности подчиняться правителям, олицетворяющим собой государство. Предпочтение в выборе формы государства следует отдать монархии, которая должна блюсти порядок, установленный Богом.

Никколо Макиавелли одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения политически раздробленной Италии на основе наличия следующих необходимых условий: сильный лидер; сильная национальная армия; единые символы, воссоздающие единую национальную идею; психологическое единство.

Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п. Оно представляет собой высшую действительность нравственной идеи (Г. Гегель), союз множества людей под управлением правовых законов (И. Кант), верховный человеческий союз, образующий единое, постоянное и самостоятельное начало (Б.Н. Чичерин).

Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

— власть, самостоятельная и исключительная на определенном пространстве;

— территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти*(31).

Данная триада в последующем столетии присутствует в определениях государства постоянно, варьируясь в зависимости от политических воззрений составителей, тоталитарной или общедемократической фразеологии и тех задач, которые перед исследователями ставили. Особо выделяется период заидеологизированного государствоведения, для которого характерным было политическое оформление понятийного аппарата и безраздельное господство позиции, рассматривавшей государство как орудие политической власти в классовом обществе. Государство объявлялось особой территориальной политической организацией, в которой материализуется публичная и суверенная власть господствующего класса, призванная обеспечить условия такого господства над всем населением.

Современные трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и с помощью механизма легализованного принуждения проводить в жизнь «общие дела».

История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что это неоднозначное, сложное и противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства.

Определение государства

Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

Весьма убедительная формулировка понятия, хотя вряд ли ее следует рекомендовать для запоминания в учебном процессе ввиду громоздкости, вызванной вполне объяснимым желанием собрать воедино совокупность необходимых показателей этого явления.

При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях.

Так, политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее отделение от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки.

Социологическое понимание государства обращено прежде всего к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать его имени.

Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием «правовое государство».

Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство главным образом с юридических позиций как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики.

Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.

Понятие государства исторические современные трактовки. image021. Понятие государства исторические современные трактовки фото. Понятие государства исторические современные трактовки-image021. картинка Понятие государства исторические современные трактовки. картинка image021. Они призваны содействовать процессу обеспечения охраны прав на национальном уровне, основываясь на культурных и правовых традициях страны.

Понятие государства исторические современные трактовки. image052. Понятие государства исторические современные трактовки фото. Понятие государства исторические современные трактовки-image052. картинка Понятие государства исторические современные трактовки. картинка image052. Они призваны содействовать процессу обеспечения охраны прав на национальном уровне, основываясь на культурных и правовых традициях страны.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понятие государства исторические современные трактовки. image066. Понятие государства исторические современные трактовки фото. Понятие государства исторические современные трактовки-image066. картинка Понятие государства исторические современные трактовки. картинка image066. Они призваны содействовать процессу обеспечения охраны прав на национальном уровне, основываясь на культурных и правовых традициях страны.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Понятие государства исторические современные трактовки. image003. Понятие государства исторические современные трактовки фото. Понятие государства исторические современные трактовки-image003. картинка Понятие государства исторические современные трактовки. картинка image003. Они призваны содействовать процессу обеспечения охраны прав на национальном уровне, основываясь на культурных и правовых традициях страны.

Источник

Исторические трактовки государства и становление его современного понимания

В далеком прошлом государство и общество практически не разделялись, более того, их отождествляли, воспринимая как органическое единство, имеющее одно высшее начало. В Древнем Китае, например, считалось, что государство является земным продолжением Неба, которое распростерло над Поднебесной свою власть. Небо рассматривалось верховной всеобщностью, универсальным регулятором, в котором соединены разум, целесообразность, добродетель и высшая справедливость, руководящая государством. Властные связи уподоблялись семейным отношениям, где главным условием было беспрекословное подчинение младших старшим. Подобным образом представления о государстве как воплощении небесного царства формировались в Египте, Вавилоне, Персии, Индии и в других странах Древнего Востока.

Европейская наука о государстве закладывалась в античном обществе. В сознании мыслителей Древней Греции преобладали возвышенные представления о государстве как выразителе общих для всех свободных членов общества интересов (Платон), воплощении общего блага и справедливости (Демокрит), сообществе совершеннейшей жизни (Аристотель). Именно государство, по мнению последнего, является приучающей человека к добродетели школой.

В Средневековье Фома Аквинский вновь воскрешает идею об «общем благе» как высшей государственной цели, которая может быть достигнута соблюдением всеми предписанной Богом обязанности подчиняться правителям, олицетворяющим собой государство. Предпочтение в выборе формы государства следует отдать монархии, которая должна блюсти порядок, установленный Богом.

Никколо Макиавелли одним из первых отметил несовпадение территорий проживания народов с государственными границами и сформулировал стратегию объединения политически раздробленной Италии на основе наличия следующих необходимых условий: сильный лидер; сильная национальная армия; единые символы, воссоздающие единую национальную идею; психологическое единство.

Несколько позднее на фоне социальных потрясений, вызванных последствиями буржуазных революций, заметны усилия внедрить вместо идей общественного согласия концепции, в соответствии с которыми государство является воплощением универсального разума, справедливого закона, нравственности и т.п. Оно представляет собой высшую действительность нравственной идеи (Г. Гегель), союз множества людей под управлением правовых законов (И. Кант), верховный человеческий союз, образующий единое, постоянное и самостоятельное начало (Б.Н. Чичерин).

Исходными характеристиками, определяющими особые черты государства, были признаны:

— власть, самостоятельная и исключительная на определенном пространстве;

— территория, на которую распространяется юрисдикция высшей власти*(31).

Данная триада в последующем столетии присутствует в определениях государства постоянно, варьируясь в зависимости от политических воззрений составителей, тоталитарной или общедемократической фразеологии и тех задач, которые перед исследователями ставили. Особо выделяется период заидеологизированного государствоведения, для которого характерным было политическое оформление понятийного аппарата и безраздельное господство позиции, рассматривавшей государство как орудие политической власти в классовом обществе. Государство объявлялось особой территориальной политической организацией, в которой материализуется публичная и суверенная власть господствующего класса, призванная обеспечить условия такого господства над всем населением.

Современные трактовки государства основываются на его видении в качестве законной и особой организации всего общества, призванной координировать интересы различных групп и слоев населения, разрешать возникающие социальные противоречия и с помощью механизма легализованного принуждения проводить в жизнь «общие дела».

История восприятия, понимания и толкования сути государства показывает, что это неоднозначное, сложное и противоречивое явление, познание которого не допускает простых либо годных на любые случаи определений, чаще всего раскрывающих существующие, но лишь отдельные признаки государства.

Определение государства

Подкрепленные идеологическим плюрализмом, утвердившимся в цивилизованных странах, многие определения государства в трудах современных юристов носят отпечаток индивидуальности, отражая тенденции к самовыражению их авторов. Чаще всего такие дефиниции пространственны и схематичны, поскольку стремление внести в них всю сумму государственных характеристик сказывается на объеме определения.

Весьма убедительная формулировка понятия, хотя вряд ли ее следует рекомендовать для запоминания в учебном процессе ввиду громоздкости, вызванной вполне объяснимым желанием собрать воедино совокупность необходимых показателей этого явления.

При выработке определения государства следует учитывать возможное употребление его понятия в различных смыслах, что, в свою очередь, ведет и к разнобою в дефинициях.

Так, политологический подход к понятию государства рассматривает его с точки зрения власти как возможности подчинять своей воле других, заставлять других соопределять свое поведение с волей властвующего. Отсюда преобладание в определении отличительных черт государственной власти как таковой, ее отделение от иных властных институтов общества. В то же время публичная власть является составной частью общей характеристики государства, не подменяя собой иные его признаки.

Социологическое понимание государства обращено прежде всего к связям между государством и обществом, что фиксируется в определении роли государства как особой организации общества, призванной и способной на институциональном уровне представлять общество в целом и выступать его имени.

Общедемократическое определение государства выводится на основе соответствия установленного в стране государственно-политического режима принципам народовластия, разделения властей, верховенства закона, приоритета прав человека. В таком значении речь может идти высшем этапе в развитии государственности, закрепленным понятием «правовое государство».

Функциональный подход к определению государства сфокусирован на механизме осуществления государственной власти, который представляет собой особую систему государственных органов и учреждений, созданных в целях обеспечения основных направлений деятельности государства.

Собственно юридическая трактовка определения государства, основываясь на его теснейших связях с правом, рассматривает государство главным образом с юридических позиций как субъект права, также сужая параметры его целостной сущностной характеристики.

Учитывая вышеуказанные подходы, остановимся на формализованном определении государства как особой организации публичной власти, суверенно распространяющей ее на всю территорию и население посредством юридически обязательных велений.

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 134 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Понятие государства. Теории происхождения государства.

В политологии тема государства является одной из важнейших как по содержанию, так и в структуре учебного курса. Государство как несколько тысячелетий назад, так и поныне является основным субъектом политической власти, не охватывая, разумеется, другие институты власти. Государство оказывает воздействие на всю политическую жизнь общества, политическую систему, политическое поведение человека и одновременно находится под влиянием последних.

Государство— это система институтов и организаций, главной задачей которых является управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Эту задачу государство обычно решает путем принятия законов, указов и иных нормативных актов, обязательных для населения1.

Приступая к рассмотрению первого вопроса, надо иметь в виду, что история различных государств в поступательном развитии человечества, а также отражение этого процесса в сознании, теоретической мысли породили множество взглядов, теорий (концепций) возникновения и развития государства.

1. Теократические представления (или теологические, связанные с богословием), рассматривающие государство как проявление божьей воли, как потребность созданного богом человека как существа политического. Отсюда в средневековье монарх, царь рассматривался как посланец высшего существа.

2. Патриархальная теория, она рассматривает государство как большую семью, созданную на основе добровольного слияния малых семей под покровительством отеческой власти.

3. Теория общественного договора. Преобладала в ХVП-ХVШ вв., изложена в произведениях Т.Гоббса, Ж.-Ж.Руссо. Они продолжили развитие идеи древних мыслителей (Платона, Эпикура), что столкновение интересов людей, «страстей» (чувств, темпераментов) создает угрозу для их существования, поэтому люди приходят к осознанию вручения власти кому-либо для защиты всех в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

4. Теория завоевания, насилия, возникшая в Х1Х в. как перенос идей дарвинизма на человеческое общество. Так, Л. Гумплович, Е.Дюринг рассматривали государство как организацию победителей над побежденными.

6. Помимо перечисленных теорий есть и психологическая теория, объясняющая истоки государства в человеческом гении (Ж. Бюрдо). Биопсихологические подходы в анализе политических процессов рассматриваются у современных политологов Р. Мастерса (США), Лоренца (Австрия) и других.

В современной политической науке все более утверждается мысль. Что среди факторов, влияющих на возникновение государства, очень сложно выделить какой-либо главный. Следовательно, истоки государства заключа- ются в целом комплексе факторов.

Структура государства

Возникновение государства как социального института отразило процессы усложнения общественной жизни, дифференциации экономических, социальных, культурных интересов и потребностей, составляющих общество индивидов и групп. Образование государства обусловлено необходимостью отражения общих потребностей и интересов, которые прежние институты удовлетворить не могли: к ним относятся потребности в безопасности, соблюдения прав и свобод индивидов, сохранении гражданского мира и правопорядка и т.д. Преимущества государства в реализации общих целей и интересов были связаны с тем, что оно отличается высокой специализацией и разделением труда между правящими.

Так, законодатели вырабатывают правовые нормы, администраторы применяют их к членам общества, судьи контролируют выполнение правовых норм со стороны граждан и власти.

Признаки государства

Государство имеет свои специфические черты (признаки), отличающие его от всех других институтов и организаций (партий, движений и др.).

Основные признаки государства:

2. Население – эточеловеческое сообщество, проживающее на территории государства.

5. Государственный Суверенитет. Суверенитет является политико-юридическим свойством государства и выражается, прежде всего, в том, что государственная власть возникает самостоятельно и организуется по собственному праву. Он обусловливает правовые начала по отношению к другим организациям, союзам, объединениям. Нарушение верховенства власти государства ведет к анархии, разрушению общества. Принцип суверенности государства должен быть признан как в пределах государства, так и со стороны других государств. В то же время государство обязано обеспечить обществу самостоятельное и независимое развитие.

7. Налоги. Государство обладает монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, т.е обязательных и безвозмездных платежей, взыскиваемых в заранее установленных размерах и в определенные сроки.

— для содержания аппарата управления;

— для материального обеспечения государственной политики;

— для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т.д.)

8. Неразрывная связь государства и права. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. В любом современном обществе имеется множество субъектов власти (семья, церковь, партии и т. п.), однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений является государство. Лишь государству принадлежит право на издание законов и норм, имеющих общеобязательный характер. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство

В качестве дополнительных признаков государства:

-государственный символы (флаг, герб, гимн)

На протяжении истории человечества отмеченные признаки государства не оставались неизменными с точки зрения содержания и механизмов реализации властной воли. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации. Соотношение институтов законодательной, исполнительной и судебной власти в значительной мере определяется теми функциями, которые выполняет государство в конкретном обществе. Объем этих функций обусловлен зрелостью экономической, социальной и культурной сфер общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования. Зрелое гражданское общество сокращает количество функций, закрепленных за государством, до минимума, оставляя лишь наиболее важные: обеспечение правопорядка, безопасности личности, охрана окружающей среды и т.д. Развивающиеся общества, напротив, характеризуются всепроникающей способностью государства контролировать все стороны жизнедеятельности человека. В таких странах отсутствуют принцип разделения властей, сдержек и противовесов трех ветвей власти, специализация политических ролей и функций, верховенство права и т.д1.

Функции государства

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Традиционно функции государства подразделяют на внутренние и внешние по сферам реализации общезначимых целей.

К внутренним функциям можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Среди внешних функций можно выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, культурной, торговой и прочих сферах с другими странами и функцию обороны страны.

5. Форма государства: а) форма устройства, б) форма правления, в) политический режим.

Основными формами государственного устройства являются: конфедерация, унитарное государство, федерация (См. схема 2)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *