Понятие мечта в толкованиях писателей
Что такое мечта? Определения понятия «мечта» для сочинения.
МЕЧТА . 1. Мысленное представление, воображение. 2. Сильное желание, стремление; предмет такого желания
МЕЧТА – это эмоционально окрашенный образ желаемого будущего, имеющий субъективную значимость, ценность.
МЕЧТА – нечто созданное воображением; образ желаемого будущего – стремление, предмет желаний, стремлений.
Таким образом, мечта— это и желание, стремление, и предмет желаний и стремлений, и мысленный образ чего-либо желаемого.
Сочетаемость слова «мечта»
Мечта (какая?) Эпитеты.
Сокровенная мечта, заветная мечта, единственная мечта, несбыточная мечта, сбывшаяся мечта, давняя мечта, вековая мечта; красивые мечты, прекрасные мечты, восторженные мечты, радужные мечты, светлые мечты, пустые мечты.
Голубая мечта (часто ирон.) — о чём-нибудь далёком, маловероятном.
О понятии «МЕЧТА»
Мечта — важное качество души человека. Не случайно считается, что если бы можно было видеть внутренний мир ближнего, то вернее многое можно было бы узнать о человеке по его мечтам.
Мечта всегда нацелена на доброе, хорошее. Когда человек мечтает, он всегда видит себя героем, рисует себя исключительно с прекрасной стороны. В мечтах человек как бы сливается со своим «идеальным я», таким, каким бы хотел себя видеть.
О существовании мечты нам известно, в первую очередь, из собственного опыта – каждый из нас когда-нибудь о чем-нибудь мечтал. Если внимательно понаблюдать за собой, то легко обнаружить, что «мечтательными» фантазиями пронизан весь наш день: мечты могут застать нас за важной работой, разговором с друзьями, в метро, перед сном. Это могут быть наши давние мечты, которые мы уже не раз представляли себе, или мимолетные фантазии о чем-то хорошем, которые, возможно, никогда больше не повторятся.
Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.
Вглядываясь в себя, человек в мечтах как бы проецируется в будущее, видит себя через годы. Видит или расплывчато, неопределенно, или в каком-то одном, избранном образе. Сколько людей— столько и мечтаний.
Конечно, мечта не обязательно — дальнего прицела. Случается вдруг размечтаться по какому-то конкретному поводу. Тогда поводом к мечтам служит реальное событие: или неудача, которую хочется скорее пережить, или нерешенный вопрос, или не поддающееся, пока штурму жизненное препятствие, которое следует преодолеть.
Если бы человек был лишен способности мечтать, он не смог бы забегать в своих делах вперед, он не смог бы вообразить себе, представить себе свои желания, намерения, цели.
Подростковый возраст – возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний. Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности. Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте
В художественной литературе можно встретить описание мечты героя, из которой мы больше узнаем о его личности и самых сокровенных желаниях. Из биографий известных ученых, художников, писателей мы узнаем, как мечта становилась двигателем научных открытий и многих других социальных достижений.
МЕЧТА, ЦЕЛЬ, ГРЁЗЫ
Понятие мечта может объединять целый круг явлений: это и грезы («сны наяву»), и сильные желания, и наиболее важные в жизни цели, и реализация важных для всех людей ценностей, – справедливость, равенство, милосердие, мир.
Продолжая идею тесной связи мечты с центральными структурами личности и ее роли в проектировании будущего, мы предполагаем, что мечта в узком смысле – это идеальная форма и наиболее общее выражение ценностей человека, целей и мотивов жизненного пути личности. Мечта, являясь именно идеальным проектом и ориентиром, имеет самостоятельную ценность и не требует немедленного и полного осуществления. Мечта – не единственный образ-представление желаемого.
Основные отличия мечты от близких к ней понятий – «желания», «цели» и «грезы».
Желание, согласно А.Н. Леонтьеву, – это субъективное переживание потребности, оно осознанно и предметно. В отличие от мечты желание отнесено в настоящее и требует немедленного удовлетворения. Цель – осознанный образ желаемого результата. Цель направлена в будущее, вместе с тем, она конкретна и принципиально осуществима. Грезы – это также продукты воображаемой реальности. Основное их отличие от мечты, как нам кажется, состоит в том, что они не стимулируют, не создают новую деятельность [10, 12]. В отличие от содержания грез, содержание мечты проецируется на личную и общественную жизненную перспективу.
Тема мечты в литературе:
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
И.А. Гончаров «Обломов»
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
А. Грин «Алые паруса»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
М. Горький «На дне»
А.П. Чехов «Рассказ неизвестного человека» и др.
Понятие мечта в толкованиях писателей
Мечта в русской литературе XIX в.
Тема мечты, кажется, издревле была в фокусе внимания отечественной литературы.
Однако взгляды на природу мечты и оценка данного социального феномена менялись на протяжении веков от резко отрицательного к положительному.
С начала ХIХ в. в русской литературе находят распространение следующие представления о мечте:
1. Мечта как высший смысл, как то, что поднимает человеческую душу над бытом и буднями. Именно такая мечта описана А. Грином в повести «Алые паруса». Несмотря на то, что слово «мечта» встречается в произведении лишь один раз, оно является центральным, и можно сказать, что вся повесть пропагандирует веру в самые неосуществимые чудесные мечты. Не случайно мечта упоминается именно в рассказе старика Эгля, сформировавшего мечту в душе Ассоль.
«Алые паруса». Автор Ирина Мысова.
3. Мечта как образ идеального будущего и идеального «Я». Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в поэме «Евгений Онегин».
Бытовавшее в своих ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов, что, безусловно, роднит ее с героями Дон Кихота и Эммы Бовари:
«Евгений Онегин». Глава 3. «Татьяна пред окном стояла, на стекла хладные дыша». Художник М. Микешин. 1862 г.
Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Ее мечты сродни мечтам госпожи Бовари, но, в отличие от Эммы, Татьяна Ларина видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу.
В середине ХIХ в. концепт мечта получает свое развитие в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, которые, не придерживаясь определенных взглядов, изображают мечты с разных позиций.
Е.В. Петровская также замечает, что, в отличие от других писателей, которые описывают миражный и губительный характер мечтания, Толстой вскрывает другую его сторону: «Мечтание толстовских героев имеют важное отличительное свойство – деятельный характер. Прежде всего это относится к молодым героям Толстого. В их мечте есть не только свобода, но сила и страстность».
В произведении «Война и мир» Толстой изображает два вида мечты:
1. Бессмысленную мечту о чудесном. Именно такова мечта Наташи Ростовой – научиться летать. Наташа представляет собой образ свободного от стереотипов и общественного мнения человека. Она вольна мечтать, в том числе и о том, чему никогда не суждено будет сбыться.
2. Мечту приземленную. Так, княжна Марья мечтает о женском счастье: любящем муже, крепкой семье: «В мысли о браке княжна Марья мечтала и о семейном счастье, о детях, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная».
На примере княжны Марьи Толстой демонстрирует доминирующее среди аристократии осуждающее отношение к мечтателям. С раннего возраста детям внушалось негативное отношение к мечте: «мечта – это мысли от дьявола». Мечтать постыдно и недостойно развитого думающего человека.
«Чувство было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его и выказывать другим и даже самой себе как совершенно победившей это чувство. «Боже мой, – говорила она, – как мне подавить в сердце своем эти мысли дьявола? Как мне отказаться так, навсегда, от злых помыслов, чтобы спокойно исполнять Твою волю?» И едва она сделала этот вопрос, как Бог уже отвечал ей в ее собственном сердце: «Не желай ничего для себя, не ищи, не волнуйся, не завидуй. Будущее людей и твоя судьба должна быть неизвестна тебе; но живи так, чтобы быть готовой ко всему. Ежели Богу угодно будет испытать тебя в обязанностях брака, будь готова исполнить его волю». С этою успокоительной и радостной мыслью (и с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) княжна Марья, вздохнув, перекрестилась и сошла вниз, не думая ни о своем платье, ни о прическе, ни о том, как она войдет и что скажет. Что могло все это значить в сравнении с намерениями Бога, без воли которого не падет ни один волос с головы человека».
Материал о мечте и мечтателях в творчестве Достоевского получился достаточно объемным, поэтому об этом в следующий раз.
Что такое мечта?
Неясность этимологии слова «мечта» отразилась и на толковании данного понятия.
Если обратиться к толковым словарям, то в отечественных распространенны толкования мечты как воображаемого образа, предмета желания, нечто нереального, неосуществимого:
– в словаре Т.Ф. Ефремовой:
1) что-л. воображаемое или мысленно представляемое; создание воображения; призрак, видение;
2) мысленный образ чего-л. сильно желаемого, манящего; предмет желаний и стремлений;
3) что-л. нереальное, неосуществимое, недосягаемое.
– в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова:
1) создание воображения, что-нибудь воображаемое, мысленно представляемое;
2) мысленный образ чего-нибудь сильно желаемого, манящего, предмет желаний, стремлений;
3) в знач. сказуемого, чем-нибудь нереальном, несуществующем или неосуществимом.
Карикатура «Мечты, фантазии», Игорь Конденко.
– в словаре русского языка С.И. Ожегова:
1) нечто, созданное воображением, мысленно представляемое;
2) предмет желаний, стремлений.
С.А. Сергеевым был проведен анализ трактовок понятия «мечта» в русскоязычных словарях, что позволило ему выделить шесть признаков, которые составляют понятийную часть структуры концепта мечта: «образ», «процесс», «состояние», «желание», «ирреальность», «хорошо». Самыми частотными являются примеры, отражающие признаки «желание» (36,4 %), «образ» (25,2 %) и «процесс» (21,2 %).
В англоязычной словарях чаще всего встречаются представления о мечте как о фантастической, несбыточной, нереальной идее, иллюзорном воображаемом образе:
– в словаре Вебстера «Revised Unabridged Dictionary 1913»:
1) задумчивость, воздушный замок;
2) необоснованные надежды.
Картинка с joyreactor.com
В китайском толковом словаре существуют три варианта написания слова «мечта»:
1. Мечта как иллюзия, обман чувств. Дается следующее определение: представление нереальных вещей, основанное на общественных или индивидуальных идеалах и надеждах.
Данный тип мечты представлен в поэме Сыма Сян Жу «Там, где длинны ворота».
2. Мечта как сон наяву, пустое. Дается определение – несбыточные мечты. Такую трактовку мы встречаем в стихотворении Су Ши «Монастырь, который дарит прохладу. »
3. Мечта как идеал, представление о том, как оно должно быть, трактуется как что-либо соответствующее надеждам.
Последний вариант один из наиболее распространенных в китайской литературе, достаточно вспомнить стихотворение Хэ Цифана «Я пою для мальчиков и девочек» или заветы педагога Ду Шияна: «мечта дает надежду и придает энтузиазм человеку; мечта придает мужества и решимости, для того, чтобы подняться и бороться; мечты помогают преодолевать сложности; мечта учит нас: «Никогда не сдавайтесь! «
В немецких словарях мечта «Traum» чаще всего означает сон, сновидение, греза, иллюзия, воображение, галлюцинация. Первоначально этот термин характеризовал состояние сна, а более позднее значение «более или менее смутные представление о будущей действительности» получило широкое распространение с конца XV в.
Резюмируя изложенное, можно заключить, что у большинства народов мира издавна мечта определялась как образ чего-то нереального, нерационального, пустого. Ей придавалось значение «дурного занятия», связанного с ленью.
Картинка с wallpapers.ru
И в настоящее время в житейском обиходе, как замечает А.Г. Маклаков, «мечтой, фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и что не имеет никакого практического значения».
Вышесказанное нашло свое отражение и в трактовках понятия «мечта» у представителей научной общественности. До к. XVII в. тема мечты, как правило, считалась недостойной упоминания в серьезной литературе ввиду бессмысленности мечтаний среднестатистического человека, чьи социальные положение, статус и роль были предрешены еще при рождении и не подлежали существенным изменениям на протяжении дальнейшей жизни.
Поэтому упоминания о мечтах крайне редко встречаются в трудах мыслителей древности. В трудах философов античности «фантазия» (в понятии «мечта») представляет собой пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. А.Ф. Лосев в «Истории античной эстетики» замечает: «Если исключить некоторые редкие оттенки, то «фантазия» почти всегда является у античных эстетиков обозначением вовсе не какого-нибудь творческого или построительного воображения. Почти всегда это есть только пассивное чувственное отображение такого же материально-чувственного предмета. Это и соответствует общеантичному и с новоевропейской точки зрения сниженному пониманию человеческой личности и человеческого субъекта. Везде в этих случаях мы говорили и думали, что творческие акты приписываются в античности не человеческому субъекту, но окружающей его объективной действительности».
В современной науке можно выделить несколько подходов к определению мечты:
1. Как образ желаемого будущего.
Данный подход восходит к изложенной З. Фрейдом во «Вводных лекциях по психоанализу» точке зрения о том, что мечта, в первую очередь, является образом желаемого:
«Мы переживаем мечту в основном в зрительных образах; при этом возможны и чувства, могут вплетаться и мысли, а также возникать ощущения в других модальностях, но тем не менее она есть прежде всего именно образы. Трудности осознания мечты как раз и заключаются в необходимости перевода языка образов в слова. «Я могу нарисовать ее, – часто говорит нам человек о своей мечте, – но я не знаю, как ее выразить словами».
Одним из современных исследователей мечты как образа желаемого будущего является уже упомянутый нами Э. Клингер, который подразумевает под мечтой «призрачную фантазию, счастливые, приятные мысли, надежды, образ желаемого будущего, сценарии желаемого будущего, яркие, похожие на сон образы, которые часто связаны с определенными эмоциональными переживаниями».
По мнению Клингера, мечты могут включать в себя как образы будущего, так и фантазии о простых, обычных людях, местах или вещах. Некоторые мечты формируются спонтанно, другие являются преднамеренными. Они помогают человеку справиться с трудными ситуациями и развеять скуку. В статье «Сила мечты» Клингер выступает против распространенной позиции о том, что мечты в основной массе носят романтический, сексуальный или властный характер, ссылаясь на исследования, показывающие, что сексуальные мечты составляют лишь около 5% от всех мечтаний. Исследователь не согласен и с постулатом об особой склонности к мечтаниям больных шизофренией, т.к. исследования показывают, что шизофреники мечтают не больше, чем нормальные, здоровые люди. Более того, Клингер отмечает, что у постоянно мечтающих есть определенные психологические преимущества, например, в процессе обучения.
В центре представлений Клингера о мечте лежит отрицание господствующей точки зрения о мечте как средстве бегства от реальности. По Клингеру мечта – это способ развития человека, позволяющий облегчить скуку и справиться с жизненными неурядицами.
Карикатура «Зимний спорт: Мечта», Валентин Дубинин
Как образ желаемого мечту трактует А.А. Усманова.
С.А. Сергеев исследуя особенности объективации концепта «мечта» в русской языковой картине мира, приходит к следующему выводу: «Абстрактная, ментальная сущность мечта, непосредственно не воспринимаемая, не данная в ощущениях, познается посредством метафор, основанных на тактильном, зрительном, вкусовом восприятии. Мечта описывается известными носителям языка образами (огонь, вода, птица и т.д.), формирующими картину мира.
Исходя из понимания мечты как образа желаемого будущего, процесс формирования мечты – мечтание трактуется как «особая внутренняя деятельность, форму коей нередко принимает воображение; заключается в создании мысленного образа желаемого будущего».
2. Как форма воображения.
Трактовка мечты как формы воображения наиболее популярна среди представителей психологических наук. Так, А.Г. Маклаков в «Общей психологии» пишет: «Особой формой воображения является мечта, которая заключается в самостоятельном создании новых образов».
Одновременно с указанным утверждением в своем труде Маклаков разводит понятия мечты и творческого воображения и называет мечту уже не формой, а процессом воображения: «Мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. По сути дела, достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту».
Коллаж «Мечтай», Михаил Маслов
По мнению большинства отечественных психологов, мечта является необходимым условием воплощения в жизнь творческих идей, если образы воображения не могут реализоваться немедленно по объективным или субъективным причинам. В таком случае мечта выступает в роли стимула, мотива деятельности, благодаря которому завершение начатого дела становится возможным.
«Без мечты, – утверждал еще Д.И. Писарев, – невозможно было бы понять, какая движущая сила заставляет человека начать и довести до конца изнуряющие и большие по объему работы в царстве искусства, науки и практической жизни». Однако Писареву принадлежит и другое высказывание: «шутить с мечтой опасно; разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь…»
В труде «Воображение и его роль в познании» Л.С. Коршунова называет мечту «элементом научной интуиции, прогноза и планирования деятельности».
Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 12. Мечтатели Достоевского
Несколько видов мечтаний и типов мечтателей представлено в произведениях Ф.М. Достоевского: «Петербургская летопись», «Слабое сердце», «Честный вор», «Белые ночи», «Записки из подполья», «Сон смешного человека», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».
Син Ми Хе отмечет: «Позицию Достоевского невозможно вписать в рамки того или иного видения мечты (или скептического, или положительного). У Достоевского мечта осмыслена, безусловно, в русле широкой (в ее разных полюсах) традиции, заложенной русской словесностью в течение длительного времени и философскими поисками первой половины XIX в.»
Вот как описывает Достоевский типичного русского мечтателя середины ХIХ в.: » Имя ему легион. Это господин, имеющий доброе сердце и не имеющий ничего, кроме доброго сердца. Как будто какая диковинка – иметь в наше время доброе сердце! Этот господин, имеющий такое прекрасное качество, выступает в свет в полной уверенности, что его доброго сердца совершенно достает ему, чтоб быть навсегда довольным и счастливым. Он так уверен в успехе, что пренебрег всяким другим средством, запасаясь в житейскую дорогу. Он, например, ни в чем не знает ни узды, ни удержу. У него все нараспашку, все откровенно. Этот человек чрезвычайно склонен вдруг полюбить, подружиться и совершенно уверен, что все его тотчас же полюбят взаимно, собственно за один тот факт, что он всех полюбил «.
Илья Глазынов. Мечтатель. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Также Достоевский описывает, каким образом формируется современный мечтатель: » в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем «.
Однако образ мечтателя претерпевал существенные изменения на протяжении творческого пути Достоевского: если до 1850 г. мечте в произведениях писателя соответствует высокая духовность, стремление к красоте и нравственному совершенству, то после – инфантильность и безответственность.
Так, Жилякова отмечает: «В творчестве 1850-х гг. и в последующие десятилетия в осмыслении темы мечтательства ощущается новая дистанция Достоевского, обусловленная жестким опытом сибирской каторги, сменившимся мировозрением, характером нового времени. Мечтательство чаще становится объектом иронии, осмысляется как проявление инфантильности, безответственности, эгоистического болезненного сознания. Мечтательство героев на протяжении всего творчества Достоевского будет сохранять в себе и знак высокой духовности, стремления к красоте и нравственному совершенству. Мечтательство, являющееся характерной чертой русской души и объективно отразившее в себе драматический процесс протекания духовной жизни русского общества 1840-1870-хх гг., явилось одной из центральных тем творчества Достоевского в постижении тайн человеческого духа».
Достоевский изображает разные типы мечтателей (по классификации Э.М. Жиляковой ):
П.М. Боклевский «Варенька Добросёлова и Макар Девушкин». Иллюстрация к повести Бедные люди
2. Социальный мечтатель-утопист – повествователь «Петербургской летописи». Мечтатель такого рода – распространенный тип в петербургском обществе. Достоевский говорит: «имя ему легион». Он оценивает «доброе сердце» мечтателя как «прекрасное качество». Черты мечтательности вполне типичны для любого человека. Достоевский, отметив в фельетоне, что «все мы более или менее мечтатели», намекает на мечтательство как свойство, заложенное в каждом человеке.
3. Сентиментальный мечтател ь – Вася Шумков («Слабое сердце»). Специфика: высший начальник канцелярии Юлиан Мастакович, дав из милости первый служебный чин бедному юноше, Васе Шумкову, и сделавшись его «благодетелем», заставляет его трудиться не только на службе, но и в личных интересах, также и дома, поручив ему переписывать в срок какое-то очень длинное и важное «дело» и оплачивая это скудными и редкими подачками.
По «слабости сердца» Вася не смог вынести такого беспросветного труда. Он полон благодарности начальнику и готов на него работать, но у него есть и свои личные интересы и стремления – любовь к бедной девушке, Лизаньке, сначала он часто ходил к ней, «мучаясь неизвестностью», а затем, став ее женихом, впал в восторженно-мечтательное состояние и в результате запустил свою срочную переписку, рискуя тем самым потерять милость своего «благодетеля». В результате он сходит с ума и умирает.
5. Мечтательница – Неточка Незванова («Неточка Незванова»), В отличие от всех других персонажей Достоевского, мечты Неточки разделены жизненными этапами: в детстве она мечтает с отцом сбежать после смерти матери в «дом с красными занавесками» и радоваться жизни без притеснений матери; однако мать умирает, отец бросает ее, и она попадает в этот самый дом. Потом она мечтает подружиться с дочерью приютивших ее людей – Катей, и через какое-то время это получается, однако родители Кати против этой дружбы и они оставляют Неточку одну; Неточка живет у родственников Кати, узнает тайну этой семьи, находится в смятении из-за несправедливых нападок мужа на сестру Кати и нежеланием говорить сестре о том, что знает ее тайну. Достоевский называет свою героиню «настоящей мечтательницей».
«Фантазия моя слишком владычествовала над моим нетерпением, и я, по правде, была смела лишь в мечтах, а на деле инстинктивно робела перед будущим. И потому, будто предварительно согласясь с собой, я бессознательно положила довольствоваться покуда миром фантазии, миром мечтательности, в котором уже я одна была владычицей, в котором были только одни обольщения, одни радости, и самое несчастье, если и было допускаемо, то играло роль пассивную, роль переходную, роль необходимую для сладких контрастов и для внезапного поворота судьбы к счастливой развязке моих головных восторженных романов».
Илья Глазунов. Иллюстрация к повести «Неточка Незванова»
Кадр из фильма «Белые ночи» 1959 г.
Если обратиться к образу мечтателя, представленному в произведениях, написанных после 1850 г, то это один тип – несчастный, страдающий человек.
Оценивая роль и место мечты в жизни русского общества на примере анализа русской литературы XIX в., отметим главное. Типичный русский мечтатель – человек несчастный, с неудовлетворенными потребностями, что отражается в объекте мечтаний.
Высшие слои мечтают либо о несбыточном, либо о личном счастье, либо о неких духовных материях, что свидетельствует о неудовлетворенности потребностей в любви и в самоактуализации, которая включает также познавательные и эстетические потребности.
Низшие сословия, так же как и аналогичные социальные группы в Европе, мечтают об изобилии, без приложения каких-либо усилий.
Отличительной особенностью отечественного мечтателя являются довольно распространенные мечты о счастье для других, что говорит о неудовлетворенной потребности в ограничении своей жизни тесными рамками.