Понятие особенности виды актов толкования
Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды
Понятие и характерные черты актов толкования норм права
Характерные черты актов толкования:
В научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ).
Однако такое мнение разделяется далеко не всеми.
Виды актов толкования
1) по форме выражения:
2) по отраслям права:
3) по юридической природе:
Категории
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»
Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).
§ 5. Акты толкования права: понятия, особенности и виды
Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.
Таким образом, особенности актов официального толкования или интерпретационных актов таковы:
1. Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм. Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют силу и практическое значение только в течение срока действия толкуемой нормы права. Следовательно, акты толкования носят вспомогательный характер. Их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы. Акты толкования не могут и не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму.
2. Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие юридические нормы. Они содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы.
3. Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязанностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных властных полномочий.
4. Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования — это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.
Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:
1) По внешней форме они могут быть:
Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т. е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д.).
2) По юридической значимости различают акты:
1. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.
В системе актов толкования нормативные разъяснения характеризуются:
— Повышением степени государственной обязанности;
— Общим характером разъяснения;
— Специфической формой юридического документа. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
2. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.
Акты казуального толкования — индивидуальные положения правообосновывающего характера, полученные в результате истолкования правовой нормы применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела. Их черты таковы:
— Они всегда связаны с процессом реализации права;
— Они обладают свойствами индивидуальных предписаний;
— Играют роль своеобразной ступеньки в формировании разъяснений общего характера.
3. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть:
Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).
Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.
4. По субъектам интерпретационной деятельности следует выделить:
1. Акты толкования органов государственной власти. Акты толкования государственной власти в РФ представлены постановлениями Государственной Думы, иных представительных органов власти субъектов Федерации. В отличие от праворазъяснительной деятельности, осуществляемой всеми другими органами, эти акты толкования обладают наибольшей юридической силой, не ограничены рамками предметной компетенции, имеют обязательное значение для всех органов и лиц на соответствующей территории;
2. Акты толкования органов государственного управления. Акты толкования органов государственного управления издаются ими как по поручению вышестоящих органов, так и по собственной инициативе, в порядке обобщения практики и издания рекомендаций нижестоящим звеньям государственного аппарата управления. К актам толкования этого вида относятся различные приказы и инструкции министерств, разъяснения, информационные и методические письма управлений, отчеты министерств и ведомств, письма отделов администраций;
3. Акты толкования суда. Здесь особо следует остановиться на правовой природе и значении руководящих разъяснений Пленума ВС РФ. Пункт 5 ст. 19 Федерального закона РФ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. гласит: «ВС РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Руководящие разъяснения Пленума ВС РФ — особые акты официального толкования. Они весьма влиятельны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Государственная автономность разъяснений ВС РФ обусловливается не правотворческим их значением, а местом и ролью субъектов толкования права в системе органов правосудия, целями единой судебной политики. Но авторитетность этих актов отнюдь не означает их нормативности либо государственной обязательности. Руководящие разъяснения Пленума ВС РФ содержат различного рода рекомендации по поводу описанных в них форм правовой или противоправной деятельности, это советы, как правильно квалифицировать то или иное деяние, указания на необходимость принять более строгие или, напротив, более мягкие наказания, не упускать из виду возмещение ущерба. Встречаются рекомендации процессуального, профилактического, воспитательного характера, например, по поводу организации выездных судебных заседаний, проведения правовой пропаганды, выявления причин правонарушений.
Что касается многочисленных примеров, когда суды якобы издают новые нормы, то они свидетельствуют либо о смешении нормотворческой деятельности с конкретизацией вышестоящих норм права, либо о независимой деятельности суда.
Не следует забывать и того, что во многих разъяснениях самого Пленума ВС РФ содержатся прямые указания на недопустимость восполнения пробелов права, правотворческой деятельности.
В задачу судебных органов входит применение законов такими, какие они есть, и решение на их основе соответствующих споров, а не законодательствование. Создание правовых норм судебными органами было бы очень опасным делом, так как привело бы к нарушению конституционного равенства граждан перед законом и созданию правовых правил поведения с учетом конкретного случая и конкретного лица. По поводу этого довода возможны возражения в том смысле, что как решения о толковании общих собраний коллегии Верховного Суда, так и постановления его Пленума касаются принципиальных вопросов, а не конкретных случаев.
Что касается возможных коллизий между праворазъяснительными федеральными актами и актами субъектов РФ, они должны разрешаться на основе общего для случаев совместной компетенции субъектов РФ принципа приоритета решений, которые издаются в пределах полномочий республиканским органом. Иной подход (если, конечно, придерживаться принципов федеративного устройства нашей государственной системы) невозможен. Из принципа приоритета вытекает и требование непротиворечия праворазъяснительных актов субъектов РФ актам ВС РФ либо КС РФ.
ВАС РФ, арбитражные суды субъектов РФ дают министерствам, государственным департаментам и ведомствам разъяснения по применению соответственно решений Правительства РФ и решений правительств субъектов РФ, регулирующих хозяйственную деятельность. Наименование их актов — инструктивные указания. Они обязательны для органов арбитража, а также для министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций.
4. Акты толкования прокуратуры. В качестве актов толкования органов прокуратуры РФ выступают указания, методические и информационные письма, обзоры. Иногда издаются межведомственные акты толкования суда и прокуратуры;
5. Акты толкования общественных объединений. Основные черты актов толкования общественных объединений состоят в том, что они являются выражением методического руководства правовыми формами деятельности нижестоящих звеньев системы соответствующих организаций.
Нередко принимаются совместные акты официального толкования. Так, 8 октября 1998 г. было принято Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами».
6. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т. д.
7. По территории действия в сфере действия акты толкования делятся на разъяснения, действующие на территории всего государства, и разъяснения, имеющие локальную сферу применения.
8. По времени действия акты официального толкования можно делить на постоянные и переменные.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.
Право
Акты толкования права: понятие, особенности, виды
Толкование как особого рода деятельность может приобретать формальную определенность, получать текстуальное выражение в документах, которые называются актами толкования права. Акт толкования — это официальный документ, принятый компетентными государственными органами и должностными лицами и направленный на установление действительного смысла и содержания нормы нрава.
Акт толкования (интерпретационный акт) — это один из видов правовых актов, имеющий свои особенности:
— он не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
— интерпретационный акт конкретизирует предписания, указывает на то, как следует понимать и применять действующие нормы;
— он не имеет самостоятельного значения и действует в единстве с теми нормами, которые толкует;
— акт толкования обращен к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируются нормой права;
— обладает государственной обязательностью, так как издающие его органы наделены государственно-властными полномочиями.
Различают следующие виды актов толкования:
1) по отраслям права выделяют конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые акты толкования;
2) в зависимости от субъекта издания интерпретационного акта и нормативно-правового они могут быть аутентичными, когда акт принимает и толкует один и тот же субъект (например, Государственная Дума), или легальными, когда норму права толкует субъект, который на это управомочен (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом);
3) в зависимости от внешней формы они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли) относится, когда вступил в действие. Интерпретационные акты могут принимать форму указов, приказов, постановлений, инструкций и т.д.;
4) по юридической значимости выделяют акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования носят общеобязательный характер, так как распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение. Когда реализуется толкуемая норма, казуальные акты относятся к конкретному случаю и конкретным лицам, и в этом смысле их можно определить как индивидуальные;
5) в зависимости от органов, дающих толкование, различаютакты органов государственной власти, управления, судебных, прокурорских органов и т. д.;
6) в зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть материальные и процессуальные;
7) по юридической природе различают интерпретационные акты правотворчества и интерпретационные акты правоприменения.
Акты толкования не играют самостоятельной роли в процессе реализации правовых норм. Но именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики их реализации.
Акты официального толкования: понятие и виды
Толкование права – это особого рода деятельность, которая может приобретать формальную определенность, а также получать текстуальную формулировку в документах, которые носят название актов толкования права.
Акт толкования – это официальный документ, который принят уполномоченными на это государственными органами и должностными лицами. Он направлен на установление правильного смысла и содержания нормы права.
Акт толкования (интерпретационный акт) – это один из видов правовых актов, который имеет следующие особенности:
1) он не устанавливает новых норм права, а также не отменяет и не изменяет действующие правовые нормы;
2) интерпретационный акт конкретизирует предписания, ориентирует на то, как необходимо понимать и применять существующие нормы;
3) акт толкования не имеет самостоятельного значения и должен действовать в единстве с нормами, которые он толкует;
4) он обращается к правоприменительным органам, а не к субъектам, действия которых регулируют нормы права;
5) акт толкования имеет государственную обязательность, так как издающие его органы обладают государственно-властными полномочиями.
Акты толкования делят:
1) по отраслям права;
2) в зависимости от субъекта издания;
3) в зависимости от внешней формы;
4) по юридической значимости;
5) в зависимости от органов, дающих толкование;
6) в зависимости от характера толкуемых правовых норм;
7) по своей юридической природе;
8) по структурным элементам.
Так, по отраслям права можно выделить акты толкования: 1) конституционно-правовые; 2) уголовно-правовые; 3) административно-правовые.
В зависимости от субъекта издания интерпретационного и нормативно-правового акта они могут быть: 1) аутентичными (акт принимает и толкует один и тот же субъект); 2) легальными (норму права толкует субъект, который на это имеет право, например Верховный Суд РФ толкует законы, которые принимает парламент).
В зависимости от внешней формы акты толкования могут быть: 1) письменными, которые имеют определенные реквизиты: кто издал акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступает в действие; 2) устными.
По юридической значимости можно выделить акты:
1) нормативного толкования. Акты нормативного толкования имеют общеобязательный характер, так как распространяются на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на неоднократное применение; 2) казуальные, которые относятся к конкретному случаю.
В зависимости от органов, дающих толкование, различают акты:
1) органов государственной власти;
2) органов управления;
3) судебных, прокурорских органов и т. д.
В зависимости от характера толкуемых норм интерпретационные акты могут быть:
По своей юридической природе различаются интерпретационные акты: 1) акты правотворчества; 2) акты правоприменения.
По структурным элементам можно разделить интерпретационные акты: 1) на акты толкования гипотезы; 2) акты толкования диспозиции; 3) акты толкования санкции; 4) комплексные акты толкования.
Акты толкования не имеют самостоятельного значения в процессе толкования правовых норм, хотя именно акты толкования вносят значительный вклад в единообразие практики реализации правовых норм.
§ 3. Акты толкования права: понятие, особенности, виды
Акт толкования права — это такой правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм.
Особенности актов толкования права состоят в том, что они:
• представляют собой разъяснение смысла юридических норм;
• содержат конкретизирующие, а не нормативные предписа ния;
• не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормами, которые толкуют;
• не являются формой и источником права.
В юридической литературе различают следующие виды актов
1) в зависимости от типов официального толкования — акты нормативного (аутентические и легальные) и казуального толкования;
2) в зависимости от органов, дающих толкование, — акты орга нов государственной власти, управления, судебных и прокурор ских органов и т.п.;
3) в зависимости от предмета правового регулирования — акты толкования уголовного права, административного, гражданского и т.д.;
4) в зависимости от характера — материальные и процессуаль ные акты;
5) в зависимости от формы — указы, постановления, приказы, инструкции и т.п.;
6) в зависимости от юридической природы — интерпретацион ные акты правотворчества и интерпретационные акты правопри менения.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что толкование права и его результаты играют важную роль в реализации права.
§ 4. Юридическая практика
Юридическая практика — это деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Выделяют три точки зрения на понятие «юридическая практика»:
1) юридическая практика — это юридическая деятельность;
2) юридическая практика — это социально-правовой опыт;
3) юридическая практика — это юридическая деятельность вместе с социально-правовым опытом.
Последняя точка зрения разделяется большинством ученых-юристов.
Признаки юридической практики состоят в том, что она:
• строится на основе норм права;
• представляет собой составную часть правовой культуры об щества;
• интегрирует правовую систему;
• порождает соответствующие юридические последствия. В структуру юридической практики включается:
1) юридическая деятельность (динамическая сторона), элементами содержания которой выступают ее объекты, субъекты и
участники, юридические действия и операции, средства и способы их осуществления, принятые решения и результаты действий;
2) социально-правовой опыт (статическая сторона), в который в качестве элемента входят правоположения, т.е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные в ходе многолетней практики предписания общего характера, аккумулирующие социально ценные и стабильные стороны конкретной юридической деятельности (В.Н. Карташов).
Функциями юридической практики являются сигнально-ин-формационная и конкретизирующая.
Различают следующие виды юридической практики:
1) в зависимости от характера, способа преобразования общест венных отношений — правотворческую, правоприменительную, интерпретационную;
2) в зависимости от субъектов — законодательную, исполни тельную, судебную, следственную, нотариальную и т.п.;
3) в зависимости от функциональной роли — регулятивную, охранительную.
1. Что такое толкование норм права?
2. В чем заключаются цели толкования права?
3. Что такое официальное толкование норм права?
4. Назовите способы толкования правовых норм.
5. Что значит ограничительное и распространительное толкование правовых норм?
6. В чем заключаются особенности актов толкования права?
7. Какова структура юридической практики?
Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999.
Вопленко Н.Н. Официальное толкование норм права. М., 1976.
ГойманЧервонюк В.Н. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 25.
Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989.
Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ярославль, 1995. Ч. 1. Тема 5; 1996. Ч. 2. Тема 6.
Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 19.
Лазарев В.В., Липенъ СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 16.
Леушин В.И. Юридическая практика в системе общественных отношений. Красноярск, 1987.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 16.
Общая теория государства и права: Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 16.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 15.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 18.
Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. Лекция 17.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. С. 236—239.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 19, 20.
Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 213—216.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 23.
Черданцев А.Ф. Толкование советского права. М., 1979.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. 14.
Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 9.