Понятие организации и его трактовки
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Понятие организация происходит от древнегреческого слова «органон», обозначающего орудие или инструмент. Сходство действия искусственных орудий с работой отдельных частей тела привело к возникновению понятий «орган», в последствии «организм» и «организация». Организация (французское «organization», от позднелатинского «organizo» – сообщаю стройный вид, устраиваю). Сразу отметим особенность: в русском языке слово «организация» относиться к числу наиболее употребляемых. Общая частота наиболее употребляемых терминов представлена в табл. 1.
Наиболее употребляемые термины[1].
Термины | Общая частота |
Организация | |
Управление | |
Система |
Слово «организация» употребляется в русском языке, по меньшей мере, в трех значениях:
· как система, и, в частичности, система управления, рассматриваемая как единый организм;
· как стадия процесса управления, предназначенная для создания, образования новой системы, либо реорганизации, либо ликвидации действующей системы;
· как процесс реализации организационных методов управления.
Х. Мрела рассматривает понятие «организация» в трех основных значениях:
1. «Организация» в атрибутивном значении, т.е. организация, понимается как характеристика вещи или события, являющаяся обычно результатом определенной целенаправленной деятельности («процесса организации») и практически, сводимая к понятию организационной модели».[2]
2. Организация в предметном значении соответствует понятию «институт» как частичного случая «организационная единица».
3. Организация как деятельность означает мероприятия, задачей которых является проектирование и осуществление новой или совершенствование существующей организационной модели.
Не вдаваясь в подробности, отметим, что в широком смысле термин «организация» означает определенный порядок, а повышение степени организованности – упорядочение.
Хотя наличие синонимии и считается недостатком терминологии, названные определения не исключают, а дополняют друг друга, поскольку каждое их них акцентирует внимание на отдельных признаках упорядоченности».[3]
Определение термина «организация» как система представлено в табл. 2.
Предметное значение термина «организация» («организационная единица») представлено в табл. 3.
Определение термина «организация» как процесса представлено в табл. 4.
Определение термина «организация» как «система».
Определение | Автор, источник | Ключевые слова |
Организация – организованность, организационное состояние любого объекта. | Козлов О.В. Управление социалистическим производством. Словарь. | организация; организованность; состояние объекта. |
Производственно-хозяйственная организация – это целостная совокупность производственных и управленческих подразделений, объединяемая единством целей, взаимосвязью осуществляемых работ, совместным использованием закрепленных за ним материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов и наличием единого административного органа руководства (аппарата управления). | Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. | производственно-хозяйственная организация; целостная совокупность подразделений; единое административное руководство. |
Организация – есть, во-первых, объединение людей в группы, во-вторых, интеграция их деятельности (люди работают вместе, сообща), в-третьих, интеграция их целей (люди работают для достижения общей цели) | Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. | организация; объединение людей; интеграция деятельности; интеграция целей. |
Организации являются системами более высокого порядка чем остальные живые системы, поскольку отличаются большей сложностью и сознательно движутся в направлении выбранной ими цели. | Ван Гиг Дж. прикладная общая теория систем. | организация; большая сложность и сознательное целенаправленное движение. |
Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленных его строением. | СЭС. | упорядоченность; согласованность; взаимодействие; части целого; |
Определение термина «организация» как «организационная единица».
Определение | Автор, источник | Ключевые слова |
Группа людей, действующих координировано, их целесообразное единство. | Богданов А.А. «Всеобщая организационная наука» (тектология), стр. 19. | группа людей; целесообразность; координация. |
Социальная группа, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели (целей). | Акофф Р., Эмери Ф. «О целеустремленных системах» стр. 203, 212. | социальная группа; разделение труда; общая цель; функциональность. |
Организация (в предметном значении) – объект, состоящий из людей и технических средств, взаимодействующих ради успеха целого. | Зеленевский Я. «Организация трудовых коллективов (введение в теорию организации и управления) стр. 44-45. | Люди, техника; взаимодействие; успех целого. |
Человеческие организации системы взаимозависимой активности, по крайней мере, нескольких групп, характеризующиеся на уровне сознания участников высокой степенью разноначальности поведения в стремлении к результатам, являющиеся для них общепринятыми или общеожидаемыми целями. | Саймон Г. «Наука об искусственном» стр. 2-10. | группы людей; взаимозависимые активности; общепризнанные или общеожидаемые цели; рациональность по ведения. |
Организация – это не имеющая лишних элементов разумная система сознательно скоординированных видов деятельности. Этот термин относиться к расходуемому средству, рациональному инструменту, создаваемому для выполнения работы. | Питерс Т., Уотермен Р. «В поисках эффективного управления» стр.138. | система сознательно скоординированных видов деятельности; средство для выполнения работ. |
Объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. | СЭС. | объединение людей; программа; цель; правила; процедура. |
Определение термина «организация» как процесса.
Определение | Автор, источник | Ключевые слова |
Организация – есть проявление общественной деятельности, возникшее на основе общественного разделения труда. Функциональным назначением организации как процесса является создание новых и качественное совершенствование ранее созданных и функционирующих систем любого вида. | Козлова О.В. «Управление социалистическим производством». Словарь. | общественная деятельность; создание и совершенствование систем любого вида. |
Организация процесса управления – это его целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с потребностями согласования совместного труда в социально-экономической системе и задачами неуклонного повышения эффективности управления. | Козлова О.В. «Теория управления социалистическим производством». | организация процесса управления; целесообразное построение; потребности согласования совместного труда; повышение эффективности управления. |
Организация управления – это совокупность приемов и методов рационального сочетания элементов и звеньев управляющей системы и ее взаимосвязи с управляемым объектом и другими управляющими системами в пространстве и во времени, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий для достижения поставленных перед ними целей в установленный период времени при минимальных затратах производственных ресурсов. | Каменицер С.Е., Козлова О.В. «Организация управления промышленным производством». | организация управления; совокупность приемов и методов; наиболее благоприятные условия; достижение целей; минимальные затраты. |
Организация системы – совокупность структуры системы и способов функционирования ее элементов. | Лопатников Л.И. «Экономико-математический словарь» | организация системы; структура системы; способы функционирования элементов системы. |
Организация – процесс целенаправленного и непрерывного совершенствования всех сторон производственной деятельности для достижения конкретных результатов. | Федотов В.Н. «Организация управления машиностроительным предприятием». | организация; процесс; конкретные результаты. |
Совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. | СЭС. | совокупность процессов или действий; взаимосвязи между частями целого. |
Классификация организационных методов управления представлена на рис. 1.
| Организационные | по направлению воздействия | |||||||||
| Организационно-стабилизирующее воздействие | дисциплинарное воздействие | |||||||||
| | нормы времени | |||||||||
функциональное | | нормы численности | |||||||||
должностное | Нормирование | нормы выработки | |||||||||
| нормы соотносительности | ||||||||||
Инструктирование | нормы величины | ||||||||||
Ознакомл. объяснение совет предостережение разъяснение |
Рис. 1. Классификация организационных методов управления.
Р. Джонсон, Ф. Каст, Д. Розенцвейг считают, что «все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации – это:
1. Социальные системы, т.е. люди, объединенные в группу;
2. Их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща);
3. Их действия целенаправленны (люди имеют цель, намерение)».[4]
Р. Акофф определяет организацию как «по крайней мере, частично самоуправляемую систему», наделенную следующими характеристиками:
1. Сущность. Организации являются системами типа «человек – машина».
2. Структура. Система должна обладать способностью выбирать направления деятельности, ответственность за которую может быть распределена между элементами на основании их функций, месторасположения или других признаков.
3. Коммуникация. Коммуникация играет важную роль в определении поведения и взаимодействия подсистем в организации.
4. Выбор решения. Участники должны распределить между собой задачи и соответствующие направления деятельности.
Здравствуйте, ноотропы, предназначенные для оказания специфического воздействия на высшие психические функции. Адаптогены, способны повышать неспецифическую сопротивляемость организма к широкому спектру вредных воздействий физической, химической и биологической природы.
Добрый день, зарегистрированные ЛП на основе родиолы розовой: экстракт жидкий, настойка, напиток, сырьё.
Здравствуйте, в Оренбургской области из адаптогенных растений это: Астрагал сладколистный, Солодка голая, Зверобой продырявленный.
Спасибо за комментарий.
Здравствуйте. С большим интересом прочитала вашу статью. Все логично. Правильно. Тревожит тот факт, что людей с «синдромом отличника» становиться все больше. Причем в студенческой среде они стараются занять лидирующее положение, в силу слабости коллектива группы. К сожалению, их желание добиться результата любой ценой наносит вред не столько себе, сколько окружающим.
Проблема информационной безопасности личности как никогда ранее актуальна. Работа дает представление о рисках и угрозах, возникших в условиях цифровой коммуникативной практики.
ОРГАНИЗАЦИЯ: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ
Одну из первых попыток анализа организационных аспектов управления предпринял Ф.В. Тейлор и его преемники. Идеи и методы, возникшие в результате исследования Тейлора, известны как научный менеджмент и сосредоточены на работе на самом низком уровне организации. Систематические исследования самой теории организации начались в 1890-1940 гг. наряду с углублением развития научного менеджмента. Целью этих исследований является организация в целом, а не работа отдельных звеньев или членов организации. Сформулированы организационные принципы, критерии создания организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и передачи полномочий и ответственности [6, с. 39].
В исследовании Макса Вебера бюрократия относится к социологической концепции рационализации коллективных действий. Он описывает форму или структуру организации, которая гарантирует предсказуемость поведения сотрудников. Бюрократическая структура, как полагал Вебер, обеспечивает высокий уровень результатов с учетом руководства организации и людей, связанных с ней. Вебер считал, что для того, чтобы максимально использовать бюрократическую форму, организация должна следовать определенной стратегии развития. Суть дела сводится к следующему.
1. Все задачи, необходимые для достижения целей, следует разделить на узкоспециализированные виды работ. Артисты-исполнители должны стать экспертами в своей работе и нести ответственность за эффективное выполнение своих обязанностей.
2. Каждая задача должна выполняться в соответствии с «постоянной системой абстрактных правил», чтобы гарантировать однородность и координацию различных задач. Причина такой практики заключается в том, что менеджер может устранить неопределенность в назначении из-за индивидуальных различий.
3. Каждый сотрудник или офис организации должен нести ответственность перед руководителем за свои действия или действия подчиненных. Лидерство основано на экспертных знаниях и узаконено делегированной властью верхних уровней управленческой иерархии. Таким образом создается цепочка команд.
Организация, которая достигает этого уровня, приближается к идеальному типу бюрократии. Между тем лишь некоторые организации обладают всеми характеристиками идеального типа. Для многих организаций характерны довольно высокие характеристики. Например, все организации до определенного уровня применяют разделение труда, имеют отношения «менеджер-подчиненный» и используют определенные типы процедур [9, с. 44].
Одной из первых школ, изучавших сущность организации, была школа научного управления. Основная посылка этого направления классической теории состоит в том, что произведение (в частности, творчество исполнителей) можно и нужно изучать научными методами. По словам Тейлора, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой для определения наилучшего способа организации работы. Кроме того, ответственность за определение наилучшего способа лежит на менеджере.
Суть научного менеджмента выражена Тейлором в следующих четырех основных моментах:
вместо упорных решений научно обосновать каждый элемент работы;
использовать определенные критерии для отбора и обучения, обучения и развития персонала;
работать в тесном контакте с людьми, следя за тем, чтобы работа велась в соответствии с разработанными принципами науки;
обеспечить разумное разделение труда и ответственности между менеджером и сотрудниками. Лидеры выполняют ту работу, к которой они лучше подготовлены, чем рабочие, тогда как в прошлом почти вся работа и большая часть ответственности ложились на исполнителей.
Эти четыре положения выражают центральную идею научного менеджмента: для каждого вида человеческой деятельности разрабатывается теоретическая база, а затем проводится ее обучение (согласно утвержденным положениям), в ходе которого он приобретает необходимые рабочие навыки. Такой подход противопоставляется методу добровольных решений, когда задачи менеджеров и рабочих четко не разделены. Тейлор считал, что за счет более эффективной организации работы общее количество товаров может быть увеличено, а участие каждого участника может быть увеличено без сокращения участия других. Следовательно, если менеджеры и рабочие будут выполнять свои задачи более эффективно, их доход увеличится.
Обе группы должны пережить то, что Тейлор назвал «ментальной революцией», прежде чем станет возможным широкое использование научного менеджмента. «Ментальная революция» будет заключаться в создании атмосферы взаимопонимания между руководителями и рабочими, основанной на удовлетворении общих интересов [1, с. 52].
процесс постановки целей,
Лайкерт утверждал, что организации, основанные на положениях классической теории, неэффективны, поскольку они склонны к консерватизму и не принимают во внимание изменяющийся характер внешней среды. К таким изменениям Ликерт относил следующие факторы [7, с. 25].
Возросшая конкуренция со стороны организаций из других стран, которые имеют относительно более низкую стоимость производства с той же технологией.
Тенденция к большей свободе и индивидуальной инициативе и, как следствие, сокращение полномочий высших эшелонов организации.
Повышение общего уровня образования, выражающееся в появлении людей, способных принимать решения и брать на себя ответственность.
Понимание организации в неоклассических терминах
В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф представил ряд новых идей о подходе к пониманию организационных структур управления. Он рассматривает промышленную организацию как систему, которая взаимодействует с источниками ресурсов и внешней средой (рынки, конкуренты, правительство и т. Д.). Исходя из этого, можно выделить два исторически устоявшихся подхода к созданию организационных структур. Первый, структурный, был характерен для довоенного периода. Основной упор был сделан на внутреннюю структуру компаний, разделение функций и рационализацию управления. В основном подход был статичным, так как не учитывал динамику изменений организационных структур под влиянием внешних факторов. Второй, динамический подход был наиболее распространен в послевоенный период. Основное внимание уделяется анализу взаимоотношений компании со средой, в которой она работает, и с источниками ресурсов [3, c.58].
Норт показал, что организационные факторы играют более важную роль, чем технические, поскольку они приводят к изменениям в институтах, которые, в свою очередь, оказывают значительное влияние на развитие экономики. Технические изменения и другие факторы, которые считаются важными для экономического развития, считают Норт недостаточными: как часть процесса роста они не могут объяснить это самостоятельно. Залогом экономического роста является эффективная организация экономики [2, с. 59].
Современное понимание организации
На переднем крае теоретических разработок, имеющих большое практическое значение, сейчас находятся области, наиболее отражающие новые условия работы организаций. Это связано с ориентацией на новейшие технологии, проблемой рискованных инвестиций и высокопроизводительных методов экономики, прогнозом потребительского спроса и поведения конкурентов, владением стратегическим подходом к управлению. Среди основных направлений обобщений и теоретических разработок можно выделить следующие [9].
Концепция внутренних рынков для бизнеса (или организационных рынков). Для него характерен перенос законов и принципов рыночной экономики во внутреннюю деятельность компаний. Такие революционные преобразования должны охватывать все их подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат топ-менеджеров). Они становятся автономными единицами, которые покупают и продают товары и услуги, участвуют во внутреннем и межфирменном трафике и связаны стандартизированными информационными сетями, финансовыми системами и корпоративной культурой.
Теория альянсов (ассоциативные формы организации и управления). Процессы интеграции в менеджменте, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в основном научных, технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению различных форм горизонтального объединения организаций. Плоские организационные иерархии формируются вокруг основных процессов с конкретными целями. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические альянсы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, ассоциаций и бизнес-групп.
Новая бизнес-модель предусматривает усиление сотрудничества между конкурентами, поставщиками и клиентами и, таким образом, меняет понимание организационных границ. Профессиональные знания и навыки каждого партнера позволяют вам создать более эффективную организацию, в которой любая функция и любой процесс реализуются глобально. Компании объединяются, чтобы воспользоваться конкретными рыночными возможностями, которые не могут быть реализованы отдельными организациями.
Исследования собственной теории организации начали систематически проводиться в период 1890-1940 гг. наряду с углублением достижений в научном менеджменте. В центре внимания этого исследования находится вся организация, а не работа, выполняемая отдельными звеньями или членами организации. Сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, определения управленческого потенциала и делегирования прав и обязанностей.
В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф представил ряд новых идей о подходах к пониманию организационных структур управления, его теория легла в основу неоклассической теории организации.
На переднем крае теоретических разработок, имеющих большое практическое значение, сейчас находятся области, наиболее отражающие новые условия работы организаций. Это связано с ориентацией на новейшие технологии, проблемой рискованных инвестиций и высокопроизводительных методов экономики, прогнозом потребительского спроса и поведения конкурентов, владением стратегическим подходом к управлению.