Портится ли омовение от сна
Портится ли омовение от сна
1. Разбор шейха ас-Сухейма
2. Комментарии к женским выделениям
3. Прикосновение к половому органу
4. Омовение после употребления верблюжьего мяса
5. Прикосновение к женщине
6. Заключение
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
1. Разбор шейха ас-Сухейма
Наш любимый шейх в шархе на » ‘Умдату аль-Ахкам» сказал:
«Омовение нарушает то, что выходит из двух отверстий — заднего и переднего прохода. Их десять вещей: Экскременты, моча, сперма, жидкость от возбуждения, жидкость после малой нужды, газы, менструальная кровь, послеродовая кровь, кровь истихада, женские выделения. Все это нарушает омовение. Все это является скверной, за исключением спермы, газов и женских выделений.
Первым доказательством служат слова Аллаhа:
Из сунны: хадис Сафуана бин ‘Ассаля, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: “Посланник Аллаh ﷺ велел нам протирать масх три дня если мы в сафаре, и не снимать их по причине сна и справления большой и малой нужды, если мы не потеряли полное омовение». Передал Ахмад, ат-Тирмизи и другие. Хадис достоверный. Этот довод указывает на три вещи, нарушающих омовение: экскременты, моча и сон…
Далее шейх привел доказательства относительно газов, он привел хадис:
«Если кто-то из вас что-то почувствует в своем желудке, и он не сможет определить, что-это, пусть не выходит из своей молитвы до тех пор, пока не услышит звук или не почувствует запах» Передал Муслим от Аби Хурайры, да будет доволен им Аллаh. Этот-же хадис у аль-Бухари и Муслима от ‘АбдуЛлы бин Зейда, да будет доволен им Аллаh».
Далее шейх привел еще один хадис от ‘Али, где посланник Аллаhа ﷺ сказал:
Далее шейх говорит, перечисляя причины, нарушающие малое омовение:
«Потеря сознания, это тоже является причиной нарушения омовения. Оно может происходить в двух случаях:
1 Глубокий сон. Мы уже приводили доказательство этого в хадисе Сафуана бин ‘Ассаля, да будет доволен им Аллаh.
2. Не глубокий сон, но он не чувствует ни себя, ни окружающих, это тоже нарушает омовение. Отсюда и проясняется смысл сообщений от сподвижников во время пророка ﷺ… «они ждали молитву аль-‘Иша до тех, пока не начали кивать головой (из-за сна), затем вставали на молитву и не возобновляли омовение». Это версия Абу Дауда. Это толкуется тем, что сон был небольшим, где сознание не теряется полностью».
Разум также теряется по причине потери сознания, или лишения ума и тому подобном. Это также требует возобновления омовения для того, кто хочет помолиться. Доказательством служат слова пророка ﷺ: «Перо поднято от троих: от спящего пока не проснется, от ребенка пока не станет совершеннолетним, от умалишенного пока к нему не придет разум». Передал Ахмад и авторы «Сунан».
Далее шейх привел длинный хадис от ‘Аиши у аль-Бухари и Муслима, где посланник Аллаhа ﷺ три-четыре раза терял сознание, и после каждого делал омовение для молитвы.
«Прикосновение к половому органу без беспрепятственно, где между рукой и органом не будет преграды. Здесь (омовение нарушается) при двух условия:
1. Чтобы прикосновение было со страстью.
2. Что-бы прикосновение было непосредственное, т.е на прямую.
Доводом этому служит хадис Бусры бинт Сафуан, да будет доволен ею Аллаh, что она слышала, как посланник Аллаh ﷺ сказал: «Пусть совершит омовение (для молитвы) тот, кто прикоснулся к своему половому органу». Передал Ахмад, Абу Дауд и другие. Хадис сахих.
Доводом в различии между прикосновением со страстью и прикосновением без страсти служит хадис Талкъа бин ‘Али, да будет доволен им Аллаh, сказавшего: “Когда мы прибыли к пророкуﷺ, к нему пришел человек, похожий на бедуина, и сказал: «О пророк Аллаh! Что ты скажешь о прикосновении человеком своего полового органа после того, как он совершил омовение?» Он ответил: «Твой орган часть тебя»“. Передал Ахмад, Абу Дауд и другие. Хадис сахих. Т.е «Этот орган часть твоего тела».
И основываясь на этом, если женщина прикоснулась к половым органам своего дитя, когда она купает его, она не обязана возобновлять омовение.
Употребление забитого мяса также нарушает омовение, т.е верблюжьего мяса. Доводом чему служат слова посланника Аллаh ﷺ, когда его спросили: «Делать ли мне омовения после мяса мелкорогатоко скота?» Он сказал: «Хочешь делай, хочешь не делай». Затем тот сказал: «Делать ли мне омовение после верблюжьего мяса». Он сказал: «Да». И тогда тот сделал омовение после употребления верблюжьего мяса. передал Муслим от Джабира бин Самура, да будет доволен им Аллаh.
Затем ас-Сан’ани, да помилует его Аллаh, привел хадис аль-Бараъ бин ‘Азиб, сказав: «Посланник Аллаhа ﷺ сказал: “Делайте малое омовение после употребления верблюжьего мяса, и не делайте омовение после мяса мелко рогатого скота“. Сказал имам Ибн Хузейма: «Я не знаю разногласия среди специалистов по хадисам в достоверности это сообщения со стороны иснада в силу достоверности передачи». Затем сказал (ас-Сан’ани), да помилует его Аллаh: «Эти два хадиса указывают на то, что верблюжье мясо нарушает малое омовение».
Возможно, причина этого в том, что в верблюде есть дьявольское существо, и по этой причине было приказано сделать омовение. Достоверно от пророка ﷺ сообщается: “На спине каждого верблюда дьявол (шайтан), так поминайте имя Аллаhа, Свят Он и Могуч, когда оседлаете их…“ Передал Ахмад, ад-Дарими, Ибн Хиббан, аль-Хаким. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.
Некоторые ученые вероотступничество отнесли к нарушающим омовение (вещам), так как вероотступничество уничтожает все дела. А что касается омовения после переноса покойного на носилках, то согласно хадису на этот счет, омовение здесь желательно».
Конец из книги шейха «Шарх ‘Умдату аль-Ахкам».
2. Комментарии к женским выделениям
Я добавлю к словам моего друга и учителя несколько вещей, которые я считаю нужным, а истина у Всевышнего Аллаhа.
Шейх сказал о том, что обычные женские выделения нарушают омовения, н а этом же мнении и его учитель Ибн ‘Усеймин. Он также сказал, что на это есть доказательства. На самом деле нет прямого доказательства, а шейх, скорее всего, имеет ввиду аналогию из доказательств. Но если быть справедливым, то сложно представить, что женские выделения, которые довольно часто протекают у женщин, осталось не упомянутым в Сунне. А ведь если эти выделения действительно нарушали омовения, то был-бы хоть один хадис.
Говорит д. Аль-Муслих:
«Большинство ханафитских, маликитских, шафиитских и ханбалитских ученых на том, что эти (выделения) нарушают омовение. Второе мнение, что они не нарушают омовения. Из захиритов на этом Ибн Хазм, и это более верное мнение. Так как основа в подтверждении нарушения омовения — это Коран и Сунна. Но нет в них того, что указывало-бы на это. Нету единогласия на нарушения омовения (по причине этих выделений). А проводить аналогию по остальным причинам нарушающих омовение неправильно. Подобное постигают женщину часто, если-бы это нарушало омовение, то пророк ﷺ разъяснил бы это».
Я скажу: в этом вопросе у Шейхуль-Исляма Ибн Теймийи два мнения. В «Аль-Ихтиярат» он говорит что не нарушает, а в «Аль-Муджму» говорит, что нарушает. На этом же мнении шейх аль-Маджид, и он отнес это мнение к Раби’у — учителю имам Малика. На этом же мне уважаемый шейх Мустафа аль-‘Адауи.
3. Прикосновение к половому органу
Затем шейх упомянул прикосновение к своему органу. Я писал об этом подробную работу, и доказал в ней, что прикосновение к половым органам не нарушает омовения.
Такого мнения восемь сподвижников пророка ﷺ: ‘Али бин Аби Талиб, Са’д бин Аби Уаккъас (согласно куфийцам), ‘Аммар бин Ясир, ‘АбдуЛла бин Мас’уд, ‘АбдуЛла бин ‘Аббас, Хузейфа ибн аль-Яман, ‘Имран ибн Хусейн и Абу Дарда.
Из саляф: Раби’а, Суфьян ас-Саури, ‘АбдуЛла ибн аль-Мубарак, Абу Ханифа, Малик и СухIнун.
На этом же мнении имам Ибн аль-Мунзир и Ибн Теймийя.
Из современных шейх Ибн аль-‘Усеймин.
Об этом вы можете подробно прочитать в нашей работе: 487. Прикосновение к половому органу не нарушает омовение
4. Омовение после употребления верблюжьего мяса
Как было видно, шейх на мнении, что верблюжье мясо нарушает омовение. Шейх привел в довод слова посланника Аллаh ﷺ, когда его спросили: «Делать ли мне омовения после мяса мелкорогатоко скота?» Он сказал: «Хочешь делай, хочешь не делай». Затем тот сказал: «Делать ли мне омовение после верблюжьего мяса» Он сказал: «Да». Тогда тот сделал омовение после употребления верблюжьего мяса. Передал Муслим от Джабира бин Самура, да будет доволен им Аллаh.
На этом мнении Ахмад, Яхья бин Яхья, Исхакъ, Ибн аль-Мунзир, Ибн Хузейма, аль-Байhакъи, ан-Науауи и другие. Из современных на этом мнении Ибн Баз, Ибн ‘Усеймин, аль-Альбани, аль-Фаузан, ‘АбдуЛла аль-Мутлакъ, Мустафа аль-Адауи и другие. Это также передается от группы сподвижников.
Другие считали, что это не нарушает омовение. На этом четыре праведных халифа: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, и ‘Али. Затем Ибн Мас’уд, Абейя бин Ка’б, Ибн ‘Аббас, Абу Дарда, Абу Тальха, ‘Амир ибн Раби’а, Абу Умама.
На этом также Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи’и.
5. Прикосновение к женщине
В этом вопросе известное разногласие, еще со времен сподвижников. Истина в этом вопросе на стороне Ибн ‘Аббасомс, ас-Саури, Абу Ханифа и Ибн Теймией, что прикосновение не нарушает омовение, если это не привело к выделениям.
Об этом вы можете подробно прочитать в нашей работе: 486. Прикосновение к женщине не нарушает омовение.
6. Заключение
Из вышеизложенного можно отметить следующее: омовение нарушает:
1. Выход кала. (Единогласно).
2. Выход мочи. (Единогласно).
3. Выход газов. (Единогласно).
4. Сон или потеря сознания. (Единогласно). Если, конечно, сон не протекал в положении сидя, так как выход газов в таком положении невозможен.
5. Любое совокупление. (Единогласно).
6. Выход аль-Мази (Единогласно).
8. Вероотступничество. (Оно и понятно).
9. Менструальная и после родовая кровь. (Единогласно).
10. Аль-Истихада. (Разногласие).
11. Употребление верблюжьего мяса. (По более верному мнению).
Все что я не включил в этот список не портит омовение, иншаАлла!
Прошу Всевышнего и Могучего Аллаhа принять мою работу!
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам.
Портится ли омовение от сна
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
1. Справление малой и большой нужды.
Всевышний Аллах сказал: «…если кто-либо из вас пришел из уборной…» (аль-Маида 5: 6).
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что справление малой и большой нужды нарушают омовение”. См. «аль-Иджма’» 17.
2. Выход газов из анального отверстия.
Сообщается, что после того как Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение», один человек спросил: “А что такое осквернение (хадас), о Абу Хурайра?” На что он ответил: “Тихое или громкое испускание ветров”. аль-Бухари 135.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Ученые единогласны в том, что выход газов из анального отверстия нарушает омовение”. См. “аль-Аусат” 1/137.
3. Выделение мани, мази и уади.
Мази – смазка, выделяющаяся при возбуждении;
Уади – жидкость белого цвета, выделяющаяся обычно после справления малой нужны.
‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “У меня часто выделялась жидкость (мази), и однажды я попросил аль-Микъдада спросить об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), на что он ему ответил: «Следует помыть половой орган и совершить омовение»”. аль-Бухари 132, Муслим 303.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил: “После выхода мани необходимо совершить полное омовение (гъусль), а после выделения мази и уади необходимо совершить малое омовение. Следует помыть головку члена и совершить омовение”. ‘Абдур-Раззакъ 610, аль-Байхакъи 1/115. Иснад достоверный.
4. Глубокий сон.
Относительно того, нарушает ли сон омовение или нет, и каким должен быть сон, чтобы испортилось омовение, существует восемь мнений. Однако наиболее сильным является мнение тех ученых, которые говорят, что сон делает омовение недействительным однозначно, уснул человек сидя или лежа, если он уснул так, что перестал слышать голоса.
От ‘Али ибн Абу Талиба сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Глаз – сторож для заднего прохода, и кто уснул, пусть совершит омовение». Ибн Маджах 887, Абу Дауд 203. Хафиз аль-Мунзири, Ибн ас-Саллях, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани назвали хадис хорошим.
Сафуан ибн Ассаль рассказывал: “Когда мы отправлялись в поездку, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелевал нам не снимать носки в течение трех дней и ночей ни после отправления малой или большой нужды, ни после сна. Снимать их нужно было только в случае полового осквернения”. ан-Насаи 1/32, ат-Тирмизи 3535, Ибн Маджах 478. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, Ибн Хузайма и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Абу Хурайра сказал: “Тот, кто крепко уснул, обязан взять омовение”. аль-Байхакъи, см. “аль-Аусат” 1/145. Достоверность подтвердил имам ад-Даракъутни.
Т.е. справление малой и большой нужды, а также сон нарушают омовение, но не нарушают масх (обтирание носков), в связи с чем дозволено при омовении совершать масх. Однако половое осквернение нарушает масх и их необходимо снять для того, чтобы совершить полное омовение (гъусль).
Однако если человек слегка задремал, то его омовение не нарушено. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что “однажды он совершал ночную молитву с пророком (мир ему и благословение Аллаха) и когда он засыпал, пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал его за мочку уха. И так они совершили одиннадцать рак’атов”. Муслим 1/185.
Также Ибн ‘Аббас сказал: “Омовение обязательно для каждого, кто уснул, кроме того, кто слегка задремал”. ‘Абдур-Раззакъ 479. Иснад хороший.
А что касается хадиса Ибн ‘Аббаса: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) заснул и спал, пока не начал храпеть, а потом проснулся и начал молиться, не совершив омовения” аль-Бухари 138, это являлось исключением лишь для посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как сказал имам ан-Науауи, ибо он во время сна себя контролировал, поскольку спали его глаза, но не сердце, как говорил это сам пророк (мир ему и благословение Аллаха).
5. Опьянение, потеря сознания, сумасшествие.
Если человек упал в обморок, или потерял рассудок, или же был пьян, то в подобных случаях его омовение нарушено по единогласному мнению ученых (иджма’), как об этом сказал имам Ибн аль-Мунзир. См. “аль-Аусат” 1/155.
6. Употребление верблюжьего мяса.
Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли я совершить омовение после того, как поем баранину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если хочешь». Тот спросил: “А должен ли я совершить омовение после того, как поем верблюжатину?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Да»”. Муслим 1/285.
Также от аль-Бара ибн ‘Азиба сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте омовение после употребления верблюжатины!». Ахмад 4/303. Достоверность этого хадиса подтвердили имам Ахмад, Исхакъ ибн Рахауейх, аль-Байхакъи, имам ан-Науауи, шейх аль-Альбани и другие. А имам Ибн Хузайма сказал: “Я не видел, чтобы ученые в области хадисов сомневались относительно достоверности данного хадиса”. См. “Сыфа аль-уду” 71.
Имам ан-Науауи сказал: “Имамы Ахмад и Ибн Рахауейх говорили, что от пророка (мир ему и благословение Аллаха) достоверно передается два хадиса о велении совершать омовение после употребления верблюжатины, а это хадис Джабира и аль-Бары. Этот мазхаб сильнее доводом, несмотря на то, что большинство ученых противоречат этому. Отвечая на хадис Джабира, они говорят, что последним велением пророка (мир ему и благословение Аллаха) было оставление омовения после употребления того, чего касался огонь. Однако это обобщенное положение, тогда как хадис о велении совершать омовение после верблюжатины является конкретизирующим, а конкретизирующему (хасс), отдается предпочтение перед обобщенным (‘амм)”. См. “Шарх Сахих Муслим” 4/65.
Что касается очень распространенной истории, в которой якобы разъясняется причина совершения омовения после употреблении верблюжатины, то она является ложной, не имеющей никакой основы. Эта история такова: «Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) ел со своими сподвижниками верблюда и почувствовал запах газа. Затем постеснявшись сказать об этом перед людьми и чтобы не смущать выпустившего газ, он сказал: «Тот, кто поел верблюжатину, пусть совершит омовение».
Эта история недостоверна иснадом и ложна со стороны содержания. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 1132.
Однако мудрость веления пророка (мир ему и благословение Аллаха), совершать омовение после употребления верблюжатины может содержаться в следующих хадисах:
От Халида ибн Ма’дана сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, верблюды созданы из шайтанов, и поистине, на каждом верблюде находится шайтан!» Са’ид ибн Мансур. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 1579.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На спине каждого верблюда находится шайтан, и когда вы будете садиться на них верхом, то поминайте имя Аллаха». Ахмад, ан-Насаи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4031.
Однако это не означает, что верблюжатину есть запрещено!
7. Прикосновение к половому органу.
Относительно того, нарушает ли прикосновение к своему половому органу омовение, среди ученых существовало несколько мнений.
Одни ученые считали, что прикосновение к половому органу нарушает омовение однозначно, если между рукой и половым органом не было преграды. Другие считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения вообще. Третьи считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, однако совершение омовения после этого желательно. Четвертые говорили, что следует просто помыть руки и все. Пятые считали, что речь идет о том случае, когда прикосновение к половому органу было с вожделением.
Главным доводом тех ученых, которые говорили, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, является хадис:
‘Уруа ибн аз-Зубайр рассказывал, что однажды он зашел к Маруану ибн Хакаму и они стали говорить про омовение. Маруан сказал: “Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение”. ‘Уруа сказал: “Я это не знаю”. Маруан сказал: “Бусра бинт Сафуан сказала мне, что слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение»”. Малик 1/42/15, Ахмад, 6/406, Абу Дауд 181, ат-Тирмизи 82, аль-Хумайди 352.
Достоверность этого хадиса подтвердили имамы Ахмад, Ибн Ма’ин, ат-Тирмизи, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, аль-Хазими, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ‘Абдуль-Барр, Ибн Хаджар, ас-Суюты, шейх аль-Альбани и мн. др. См. “ат-Тальхыс” 1/123, “Ируауль-гъалиль” 116.
А хафиз ас-Суюти вообще сказал, что данный хадис относится к категории мутауатир (передающийся множественными путями), а Къады Абу ат-Тайиб сообщил, что этот хадис передавали девятнадцать сподвижников от пророка (мир ему и благословение Аллаха). См. “Файдуль-Къадир” 6/237.
Что же касается тех ученых, которые считали, что прикосновение к половому органу не нарушает омовения, то они опирались на следующий довод:
Талькъ ибн ‘Али рассказывал: “Однажды один человек спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Должен ли человек совершить омовение после прикосновения к половому органу?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, ибо это часть твоего тела». Абу Дауд 182, ат-Тирмизи 85, ан-Насаи 165.
Однако в отличии от предыдущего хадиса о необходимости совершения омовения при прикосновении к половому органу, ученые сильно разногласили в достоверности этого хадиса. Несмотря на то, что некоторые имамы, среди которых Ибн Хиббан, ат-Тахауи, шейх аль-Альбани, подтвердили его достоверность, такие ученые, как Абу Зур’а, Абу Хатим, аш-Шафи’и, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи, Ибн аль-Джаузи и другие, считали этот хадис слабым. См. “Найлюль-аутар” 1/191.
А имам ан-Науауи вообще говорил, что ученые единогласны в слабости этого хадиса. См. «аль-Маджму’» 2/42.
Однако, конечно же это ошибка, так как ученые не были единогласны в слабости этого хадиса. Но все же, хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение» достовернее, чем хадис Талькъа однозначно! Имам аль-Байхакъи сказал: “Достаточно для превосходства хадиса Бусры над хадисом Талькъа того факта, что два шейха (аль-Бухари и Муслим) не опирались ни на одного передатчика хадиса Талькъа. Что же касается передатчиков хадиса Бусры, то аль-Бухари и Муслим опирались на них всех!” См. “Ма’рифатиу-ссунан уаль-асар” 1/234.
Во-вторых, в одной из версий хадиса Талькъа, которую приводит Абу Дауд № 183, сообщается: “О пророк Аллаха, нарушается ли омовение после прикосновения к половому органу в намазе?”
Исходя из этой версии хадиса, можно предположить, что речь шла о прикосновении к половому органу именно через одежду, поскольку совершающий молитву человек, делает это в основном через одежду. И это мнение также подкрепляется хадисом: «Если кто-либо из вас прикоснется к своему половому органу не через одежду, то пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». ад-Даракъутни 1/147, аль-Байхакъи 1/133. Хадис хороший. См “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1235.
Кстати имам аш-Шаукани относительно этого хадиса сказал: “Это указывает на обязательность совершения омовения (после прикосновения к половому органу), и этот хадис опровергает мнение тех, кто сказал о желательности (совершения омовения после прикосновения к половому органу)”. См. “Найлюль-аутар” 1/192.
В-третьих, хадис Талькъа – это ответ на вопрос, тогда как хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», является велением, обращенным к умме, что считается сильнее доводом!
В-четвертых, мнение о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение, принадлежит большинству сподвижников, среди которых ‘Умар ибн аль-Хаттаб, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, ‘Аиша, Са’д ибн Аби Уаккъас. См. “аль-Аусат” 1/193, “Найлюль-аутар” 1/189.
В-пятых, многие ученые, которые считали хадис Талькъа достоверным, говорили, что это положение, что прикосновение к половому органу не нарушает омовение, является отмененным. Имам Ибн Хиббан писал: “Хадис Талькъа является отмененным, поскольку Талькъ ибн Али прибыл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в начале первого года по хиджре, когда мусульмане строили мечеть посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Медине. А хадис, с велением совершать омовение после прикосновения к половому органу также передается и от Абу Хурайры. А Абу Хурайра принял Ислам в седьмом году по хиджре, что указывает на то, что хадис Абу Хурайры был после хадиса Талькъа”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/389.
Имам Ибн Хазм писал: “Хадис Талькъа достоверный, однако, в нем нет доказательства по нескольким причинам. Во-первых, на этот хадис опирались до того, как пришло веление совершать омовение после прикосновение к половому органу, и нет сомнения в том, что это сообщение является отмененным (мансух). Во-вторых, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Это только часть твоего тела», являются ясным доказательством на то, что это было до веления совершать омовение после прикосновения к половому органу. И если бы это произошло после, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы такого, и обязательно указал бы на предыдущее веление”. См. “аль-Мухалля” 1/139.
Шейх Ибн Баз во время урока «Шарх Булюгъ аль-марам» сказал: “Прикосновение к половому органу не нарушало омовение в начале Ислама, затем это было отменено хадисом Бусры. И хадис Бусры достовернее, чем хадис Талькъа, и прикосновение к половому органу нарушает омовение!”
Также о том, что хадис Талькъа отменен говорили такие имамы, как ат-Табарани в “аль-Кабир” 8/402, аль-Хазими в “аль-И’тибар” 77, аль-Байхакъи в “аль-Хиляфият” 2/289 и Абу Бакр ибн аль-’Араби в «‘Аридатуль-ахуази» 1/117.
И действительно, ведь в хадисе Талькъа пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал причиной не нарушения прикосновения к половому органу то, что это часть тела, т.е. нет разницы, к чему бы ни прикоснулся человек на своем теле. А хадис: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», обязательно должен был быть после этого, поскольку половой орган так и остался частью тела, однако к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришло знание о том, что прикосновение к половому органу нарушает омовение!
Таким образом, это мнение самое аргументированное и сильное из всех существующих по этому поводу. И это веление относится как к мужчинам, так и к женщинам, поскольку в одной из версий этого хадиса сообщается: «Любой мужчина, прикоснувшийся к своему половому органу, должен совершить омовение, и любая женщина, прикоснувшаяся к своему половому органу, должна совершить омовение». Ахмад 1/177, аль-Байхакъи 1/132. Иснад хадиса хороший.
И об этом же говорила и ‘Аиша: “Если женщина прикоснулась к своему половому органу, то ей надлежит совершить омовение”. аш-Шафи’и 90. Достоверность подтвердили имамы аль-Байхакъи и аль-Хаким.
А что касается мнения тех, кто истолковал слово «омовение» в хадисе: «Тот, кто прикоснулся к своему половому органу, должен совершить омовение», как мытье рук, то такое понимание опровергает версия: «пусть совершит такое же омовение, как для молитвы». Имам Ибн Хаббан говорил: “Если бы в этих хадисах шла речь о простом мытье рук, как это заявляют некоторые люди, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) не сказал бы: «Пусть возобновит омовение». А такое веление относится только к омовению, которое необходимо совершать для молитвы”. См. “ат-Та’ликъат аль-хисан” 2/385.
Ученые, считающие, что прикосновение к половому органу делает омовение недействительным, разошлись в вопросе: «Любое прикосновение делает омовение недействительным или же только сознательное?» Те, кто считал, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на аят: «Не будет на вас греха, если вы совершите ошибку, если только вы не вознамерились совершить такое в сердце» (аль-Ахзаб 33: 5).
Другие же ученые ответили на это тем, что в подобных аятах и хадисах, в которых указывается на прощение того, что было совершено по ошибке, забывчивости и принуждению, речь идет о прощении греха, а не о спадании законоположения. Как например тот, кто в молитве выпустил воздух не совершил греха, однако он обязан возобновить омовение и молитву.
Также ученые считающие, что омовение нарушает только сознательное прикосновение, опирались на слово: «прикоснулся» (масс), что арабы использовали в отношении того, что делалось сознательно. Однако в хадисах о прикосновении к половому органу нет никаких разделений между сознательным и случайным прикосновением. Это можно сравнить и с прочими нарушениями омовения, как например случайный выход газов. Имам Ибн аль-Мунзир писал: “Необходимо, чтобы те, кто следует хадису о том, что прикосновение к своему половому органу нарушает омовение, не делали разницу между осознанным и случайным прикосновением, как это и в прочих нарушениях омовения!” См. “аль-Аусат” 1/164.
Омовение нарушает только прикосновение к своему половому органу, ибо нет никакого указания на то, что прикосновение к другому половому органу или же к анальному отверстию нарушает омовение, кроме аналогии.
8. Малое омовение делает недействительным все то, что делает недействительным и большое (гъусль).
К этому относится: семяизвержение (любым способом); половой акт (даже если не было семяизвержения); менструация и послеродовое кровотечение. В том, что нарушение большого омовения делает недействительным и малое, нет среди ученых разногласий. См. «аль-Иджма’» 31.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!