Послание к евреям толкование баркли

Комментарии Баркли: Послание к Евреям | глава 2

СПАСЕНИЕ, КОТОРЫМ МЫ НЕ СМЕЕМ ПРЕНЕБРЕГАТЬ (Евр. 2,1-4)

Аргументируя свое положение, автор Послания к Евреям использует принцип перехода от менее значительного к важному. Он имеет в виду два откровения. Одно откровение закона, данное людям через Ангелов, то есть, Десять Заповедей. Любое нарушение этого откровения влекло за собой строгое и справедливое наказание. Другое откровение люди получили через Иисуса Христа, Сына Божия. Так как оно было дано через Сына, это откровение неизмеримо важнее и больше, чем истина, данная через ангелов. Нарушение или отклонение его влекло за собой более строгое и страшное наказание. Если люди должны иметь в виду откровение, данное им через ангелов, то насколько важнее не потерять из виду откровение, принесенного им Сыном Божиим?

Первый стих содержит, может быть, более ясную картину, чем мы имеем в нашем переводе Библии. В этой фразе ключевыми словами просехеин и парарреин. В Библии слово просехеин переведено как обращать внимание, быть внимательным, а это лишь одно из его типичных значений. Парарреин тоже имеет много значений. Оно может означать, что что-то утекает, ускользает; оно употребляется для обозначения кольца, соскользнувшего с пальца; пищи, попавшей не в то горло; тему, проскользнувшей в разговоре, аргумента или посылки, ускользнувших от кого-то в споре; факта, ускользнувшего из памяти, для обозначения чего-то убывшего или вытекшего. Обычно им обозначают то, что было небрежно или бездумно упущено.

Но оба эти слова употребляются и в морском, навигационном словаре. Прозеин имеет значение пришвартовать судно, поставить судно на якорь; а парарреин означает судно, которому из-за халатности позволили пройти мимо порта или гавани, не учтя силы ветра, течения или пролива. Таким образом, 2,1 можно перевести так: «Посему мы должны прильнуть своею жизнью к тому, чему нас учили, чтобы лодку нашей жизни не пронесло мимо гавани и не разбило о камни». Это очень образная и впечатлительная картина ладьи, которую несет на камни, потому что кормчий заснул.

Большинству из нас в жизни не столько грозит то, что мы внезапно потерпим катастрофу, сколько то, что течение жизни нас постепенно отнесет в грех. Лишь немногие люди в полном сознании и в один момент отворачиваются от Бога. Многих же изо дня в день все дальше и дальше уносит от Него течение жизни. Большинство же незаметно для себя втягиваются в опасную ситуацию и вдруг осознают, что погубили свою жизнь. Мы всегда должны быть на страже против опасностей затягивающей жизни.

Автор Послания к Евреям двумя словами характеризует грехи, за которые человека ждет кара по закону: преступление и непослушание. Первому в греческом соответствует парабасис, что в буквальном смысле означало – переступить черту. Существует черта, установленная нашим знанием и нашим сознанием, и преступить ее – значит впасть в грех. Непослушание – в греческом паракое; первое значение его – плохой слух, как, например, у глухого человека. В дальнейшем оно получило значение небрежное слушание, например, когда по невнимательности человек неправильно понял сказанное или вовсе не уловил, о чем речь. И последнее его значение – нежелание слушать и, следовательно, непослушание гласу Божьему. Это значит умышленно закрывать уши указаниям, предупреждениям и приглашениям Бога.

Автор Послания к Евреям заканчивает указанием на то, что христианское откровение уникально по следующим трем пунктам:

1. Оно уникально по своему происхождению. Оно пришло к людям непосредственно от Самого Иисуса. Оно не результат домыслов и поисков Бога в потемках, глас Самого Бога доходит до нас в Иисусе Христе.

2. Оно уникально по способу передачи людям. Оно было дано людям, которым пишет автор послания, людьми, слышавшими его лично из уст Иисуса. Лишь тот человек может передать другим христианскую истину, кто знает Иисуса «не из вторых рук». Мы никогда не можем учить тому, чего не знаем сами; и мы проповедуем другим Христа лишь тогда, когда знаем Его сами.

3. Оно уникально по своему воздействию. Оно было засвидетельствовано знамениями и чудесами. Как говорил Ценней, конечная цель христианства заключается в том, чтобы сделать недобрых людей добрыми. А испытание истинного христианства заключается в том, что оно действительно может изменять жизнь людей. Моральные чудеса, которые творит христианство, и сегодня хорошо видны всем.

ОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ВНОВЬ СВОЕЙ СУДЬБЫ (Евр. 2,5-9)

Смысл этого отрывка не легко понять. Удастся же это, мы узнаем его величие. Автор начинает цитатой из Пс. 8,5-7. Для того, чтобы правильно понять этот отрывок, следует помнить, что весь Пс. 8 относится исключительно к человеку. Этот псалом воспевает славу, которую Бог дал человеку. В этом псалме ни чего не говорится о Мессии.

Фраза в нем, или сын человеческий, затрудняет нам понять это. Мы настолько привыкли, что эта фраза относится к Иисусу, что склонны всегда считать, что она относится к Нему. Но в древнееврейском фраза сын человеческий всегда означает просто человек. Мы видим, например, что в книге пророка Иезекииля Бог более восьми раз обращается к Иезекиилю со словами сын человеческий. «Сын человеческий! изреки пророчество и скажи. » (Иез. 30,2).

В цитированном автором псалме две параллельные фразы: «Что значит человек, что Ты помнишь его?» и «или сын человеческий, что Ты посещаешь его?» представляют собой два способа выражения одной и той же мысли. Псалом представляет собой великую лирическую молитву славе человека, какой ее предначертал Бог. В сущности, это расширение великого обетования Божьего, данного человеку в Быт. 1,28, где сказано: «Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Слава человека больше той, которую мы читаем в русском переводе Библии, где сказано: «Не много Ты умалил его перед ангелами» (Пс. 8,6). Это правильный перевод греческой, а не оригинальной древнееврейской Библии. В оригинальном древнееврейском тексте сказано, что человек умален пред Элохимом, а Элохим – обычное название Бога. Псалмопевец писал о человеке вот что: «Ты лишь немного умалил его пред Богом». Таким образом, в этом псалме поется слава человеку, который при сотворении лишь несколько не дотянул до божественности, и которому Бог предначертал владычествовать над всем, что есть в мире.

Но автор Послания к Евреям идет дальше: он рисует совершенно иную картину. Бог предполагал, что человек будет владычествовать над всем, но он не достиг такого владычества. Человека погубили обстоятельства, его собственные искушения; он скован по рукам и ногам своими слабостями. Тот, который должен был быть свободным, связан; тот, который должен был быть царем, стал рабом. Как сказал Г. К. Честертон, независимо от того, что еще истинно или ложно, одно ясно – человек не есть то, чем он должен был быть.

Иисус Христос умер, чтобы освободить человека от погибели и тщеты, от оков и слабостей и дать ему власть, которую он должен был иметь. Он умер, чтобы возродить человека, чтобы он стал тем, для чего он был сотворен.

В этом отрывке заключены три главные мысли:

1. Бог сотворил человека лишь немного ниже Себя, чтобы он был владыкою над всеми делами рук Его.

2. Человек через грех свой обрек себя на поражение, вместо того, чтобы занять уготованное ему владычество.

3. К человеку, находившемуся в расстройстве, пришел Иисус Христос, чтобы Своей жизнью, смертью и славой сделать человека тем, кем он должен был быть.

Можно сказать это иначе. Автор Послания к Евреям показывает нам три вещи:

1. Он показывает нам идеал того, чем человек должен быть – подобным Богу и владыкою мира.

2. Он показывает действительное положение человека; крушение и безуспешность владычествования; несостоятельность вместо славы.

3. Но он показывает нам, что нам можно достичь идеальное состояние. Необходимое изменение совершается Иисусом Христом. Автор Послания к Евреям видит во Христе Того, Кто Своими страданиями и Своей славой может сделать человека тем, чем Бог его предназначил.

НЕОТЪЕМЛЕМОЕ СТРАДАНИЕ (Евр. 2,10-18)

Здесь автор Послания к Евреям употребляет один из величайших титулов Иисуса. Он называет Его Вождем (архегос) спасения. Этот же титул архегос дан Иисусу в Деян. 3,15; 5,31; Евр. 12,2. Значение этого слова – начальник, глава. Кроме этого оно может означать основатель, зачинатель. Оно употребляется для обозначения основателя города или родоначальника семьи, или основоположника философской системы. Это же слово может быть употреблено в значении источник, начало. Так говорили, что хороший правитель – источник, архегос мира, а плохой правитель – источник, архегос распрей.

Но одна основная черта присуща этому слову во всех случаях употребления. Архегос – это тот, кто предпринимает что-то для того, чтобы другие имели в нем причастия. Он начинает семью, чтобы другие могли в ней родиться; он основывает город, чтобы другие могли жить в нем; он создает философскую школу, чтобы другие могли следовать по его стопам к истине и миру, которые он открыл. Он является также создателем блаженства, которому могут быть причастны другие. Архегос – это тот, кто прокладывает путь, по которому последуют другие. Кто-то провел такую аналогию: предположим, что судно село на рифы и спасти людей можно только, если один член команды поплывет к берегу с тросом и закрепит его там, чтобы остальные могли последовать за ним. Тот, который плывет первым, чтобы спасти остальных – архегос. Это и имеет в виду автор Послания к Евреям, когда он называет Иисуса Вождем нашего спасения. Иисус проложил путь к Богу, по которому мы можем следовать за Ним.

Откуда Он получил способность для того? В Библии сказано, что Бог совершил Его (сделал Его совершенным) через страдания. Глаголу совершил (сделал совершенным) в греческом тексте соответствует глагол телеоун, который произведен от прилагательного телеиос. Это прилагательное обычно переводится как совершенный. Но в Новом Завете прилагательное телеиос имеет особое значение. Оно не имеет ничего общего с абстрактным, метафизическим или философским совершенством. Оно употребляется для характеристики, например, животного для жертвоприношения, не имеющего пороков; студента или ученика, окончившего начальную школу и хорошо подготовленного; зрелого человека или животного; христианина, который уже не является новичком Церкви, а принял крещение. Главное значение прилагательного телеиос в Новом Завете сводится к тому, что кто-то или что-то полностью отвечают целям и требованиям, для которых они предназначены. Поэтому и глагол телеоун имеет менее значение сделать совершенным, как более привести в полное соответствие с целью и заданием, для которых он предназначен. Таким образом, автор Послания к Евреям говорит, что через страдания Иисус обрел абсолютную способность выполнить возложенную на Него задачу быть зачинателем нашего спасения.

Почему это должно было случиться?

1. Именно через Свои страдания Он сравнялся с людьми. Автор Послания к Евреям цитирует три отрывка из Ветхого Завета, предсказывающих, по его мнению, это отождествление с людьми: Пс. 21,23; Ис. 8,17.18. Если бы Иисус пришел в образе, в котором Он никогда не смог бы пострадать, то Он был бы совершенно непохож на людей, и потому не смог бы стать их Спасителем. Как сказал Джереми Тэйлор: «Когда Бог спасал людей, Он сделал это по-человечески». Именно это отождествление с людьми и представляет сущность христианского представления о Боге.

Сущность представления греков о Боге сводилась к тому, что Бог отрешен от мира людей, сущность же христианской идеи о Боге заключается в том, что Бог отождествляется с человеком. Через Свои страдания Иисус Христос сравнялся с человеком, отождествил Себя с ним.

2. Через Свое отождествление с человеком Христос сочувствует ему. Он, в буквальном смысле слова, чувствует также, как они. Кто сам через печали и страдания не прошел, не может понять другого, пережившего подобное. Человек, у которого нет болезни нервов, не имеет представления о муках, которые испытывает чувствительный человек. Физически здоровый человек не имеет представления об усталости или боли, которые постоянно мучают другого. Человек, который легко учится и схватывает новое, часто не может понять, почему у другого возникают трудности. Человек, не знающий печали, не может представить себе душевной боли другого, охваченного горем. Человек, который никогда не любил, не имеет представления о внезапном счастье или о томительном одиночестве влюбленного. Чтобы искренне сочувствовать человеку, мы сначала сами должны пережить то, что пережил другой – именно так поступил Иисус.

3. Иисус может действительно помочь человеку, потому что он сочувствует ему. Он знает наши печали; Его обуревали наши искушения. А так как Он знает какая нам нужна помощь, Он может оказать ее нам.

Источник

Комментарии Баркли: Послание к Евреям | глава 1

КОНЕЦ ОТРЫВКООБРАЗНОСТИ (Евр. 1,1-3)

Это самый звучный греческий язык во всем Новом Завете. Этим мог бы гордиться любой оратор классической Греции. Автор Послания к Евреям придал ему всю тонкость слова и ритма, которыми обладал прекрасный и гибкий греческий язык. Наречиям многократно и многообразно соответствуют в оригинале греческие полумерос и полутропос. Поли – означает в таких сложных словах много. Греческие ораторы, особенно Демосфен, вплетали такие звучные слова в введения своих речей. Так и автор Послания к Евреям хотел придать своим мыслям благородную форму, если он говорит о величайшем откровении Божьем. Это тоже представляет для нас интерес. Человек, написавший это послание, вероятно, имел хорошую подготовку в греческом ораторском искусстве. Став христианином, он не забросил свое обучение. Он использовал свой талант и мастерство для служения Иисусу Христу. От человека, ставшего христианином, не требуется, чтобы он тут же похоронил все свои таланты и способности; он должен употребить их на служение Иисусу Христу и Церкви.

Основная мысль настоящего послания заключается в том, что Бог только в Иисусе Христе полностью открылся людям и что только через Иисуса Христа людям возможно войти в Божье непосредственное присутствие.

Автор начинает с того, что выделяет Иисуса из всех предшествовавших Ему пророков. Автор говорил о том, что Иисус пришел в последние дни сии. Иудеи делили время на два века – век нынешний и век грядущий.

Между этими двумя веками они поместили День Господень. Век нынешний был насквозь человеческим и плохим, век же грядущий должен был стать Золотым веком Божиим. День Господень можно сравнить с родовыми муками нового века. Таким образом, автор Послания к Евреям говорит: «Старое время проходит; век несовершенства кончился; пора, когда человечество искало и бродило в потемках, кончилась; век новый, век Божий, наступил с приходом Иисуса».

Автор послания видит, что мир и мысль человеческая вступают в новое начало вместе со Христом. В Иисусе Бог вошел в человечество, вечность вторглась в ход времени, ничто не было больше как прежде.

Автор сравнивает Иисуса с пророками, потому что полагали, что пророки общаются с Богом и участвуют в Его тайном совете. Очень давно Амос сказал: «Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3,7). Филон Александрийский говорил: «Пророк – толкователь Бога, Который говорит изнутри его». Он говорил также: «Пророк – толкователь Бога, Который использует их для того, чтобы открыть людям Свою волю». Афинагор говорил о том, что Бог движет устами пророков так же, как человек играет на музыкальном инструменте, и что Дух (Святой) наполняет их, как флейтист вдувает воздух в флейту. Иустин Мученик говорил о божественном, снисходящем с небес и касающемся пророков, как пальцы струн арфы или лютни. В конце концов, люди стали утверждать, что пророки имеют к своим посланиям отношение не больше, чем музыкальный инструмент – к музыке, которую на нем исполняют, или перо – к вести, которую им записывают. Это значило, что действия пророков считались чисто механическими. Разумеется, что даже самый утонченный музыкант в какой-то мере зависит от инструмента, и не может сыграть на расстроенном рояле хорошую музыку, а самый прекрасный писатель в какой-то степени зависит от качества используемого им пера. Бог не может открыть людям больше, чем они способны понять. Бог открывается через сердца людей. Это и познал автор Послания к Евреям.

Он говорит, что откровения Бог возвестил людям через пророков, многократно (полимерос) и многообразно (политропос). В этом заключены две мысли:

1. Откровение, сделанное пророками, было разно образным по характеру и содержанию, что придавало ему величайшую важность. Они говорили и пророчествовали на протяжении многих веков и вещания их всегда отвечали насущным требованиям эпохи и никогда не утрачивали своего значения. Одновременно, эти откровения носили фрагментарный, отрывочный характер и их приходилось излагать так, чтобы они были понятны людям данной эпохи. Очень интересно отметить, как эпоха и сами пророки характеризуются единой идеей. Так, например, Амос – это «крик о социальной справедливости»; Исаия понял святость Бога. Осия, благодаря своему личному горькому опыту на родине, осознал чудо всепрощающей любви Божьей. Каждый пророк, вооруженный своим собственным опытом и опытом народа Израиля, осознал и выразил один из фрагментов, какую-то долю Божьей истины. Ни один из них не понял божественную истину во всем ее объеме; с Иисусом же дело обстояло совсем иначе. В Нем Бог открыл людям не какую-то Свою часть, а Себя всего.

2. Пророки пользовались разными методами. Одни из них использовали речь. Когда речь не достигала цели, они обращались к драматическим действам (ср. 3 Цар. 11,29-32; Иер. 13,1-9; 27,1-7; Иез. 4,1-3; 5,1-4). Пророк был вынужден прибегать к человеческим средствам, чтобы передать людям открывшуюся через него долю божественной истины. И в этом Иисус отличался от остальных пророков. Он показывал и открывал людям Бога, Сам будучи Богом. Мы видим каков Бог не столько из того, что Он сказал и показал, сколько из того, Кем Он был.

Откровения пророков были величественны, много образны и многочисленны, но они были фрагментарными и переданы способами, которые пророки считали действующими. Откровение же Бога в Иисусе было полным и оно было дано в Самом Иисусе. Одним словом, пророки были друзьями Бога, Иисус же был Сыном Его. Пророки могли понять лишь часть разума Божьего, а Иисус Сам был этим разумом. Следует отметить, что автор Послания к Евреям вовсе не ставил себе задачу преуменьшить значения пророков; его цель заключается в том, чтобы установить верховную власть Иисуса Христа. Он не говорит о том, что между откровениями Ветхого Завета и откровениями Нового Завета существует какой-то разрыв; напротив, он подчеркивает, что между ними существует непрерывность, преемственность, но это непрерывность, которая получит свое завершение в совершенстве. Чтобы поведать людям об Иисусе, автор Послания к Евреям пользуется двумя картинами. Он говорит, что Иисус – сияние славы Божьей, в греческом апаугасма. Апаугасма в греческом может иметь два значения. Оно может означать блеск, сияние свет излучаемый, или же отражение, свет отраженный. В данном случае оно, наверное, означает сияние, свет излучаемый. Иисус есть сияние славы Божьей среди людей.

Автор послания говорит, что Иисус – образ (в греческом – характер) ипостаси Его. Греческое слово характер имеет два значения: первое – печать, а второе – отпечаток. Отпечаток по своей форме совершенно равен печати. Таким образом, заявляя, что Иисус есть образ ипостаси Божьей, автор послания подразумевает, что Он есть совершенное подобие Бога. Когда вы смотрите на отпечаток на бумаге, вы видите, что из себя представляет сама печать, которой выполнен отпечаток, то есть, когда вы смотрите на Иисуса, вы видите каков Бог.

С. Дж. Воэн указал, что из этого отрывка мы можем многое узнать об Иисусе.

1. Ему принадлежит собственная неповторимая слава Божья. Это удивительная мысль. Иисус есть слава Божья, поэтому мы с поразительной ясностью видим, что слава Божья заключается не в том, чтобы ломать людей и низводить их до отвратительного рабства, а в том, чтобы служить им и любить их и, в конечном счете, умереть за них. Это не слава разрушительной силы, а слава потрясающей любви.

2. Предначертанное Богом царство принадлежит Иисусу. Авторы Нового Завета никогда не сомневались в Его окончательной победе. Хотя плотник из Галилеи был распят как преступник на кресте на холме за стенами Иерусалима, а они сами страдали от страшных гонений и были простыми и скромными людьми, они никогда не сомневались в конечной победе. Они были совершенно уверены в том, что любовь Божья подкрепляется властью и мощью Божьей и, что, в конечном счете, царство земное будет Царствием Божием.

3. Христу свойственна творческая активность. Раннехристианская Церковь считала, что Сын был посредником Бога в акте творения, что Бог определенным образом сотворил мир через Него. Их наполняла мысль, что Тот, Кто сотворил мир, является и Тем, Кто спасет его, искупит его грехи.

4. Христос обладает силой и решающей властью. Ранние христиане были одержимы идеей о провидении. Они не думали, что Бог, после того, как создал мир, оставил его на произвол судьбы. Они везде и всегда видели силу, ведущую мир и каждую отдельную человеческую жизнь к предопределенному концу, к цели.

5. Иисус очистил мир. Своей жертвой Он искупил грех; Его постоянное присутствие спасает и освобождает от греха.

6. Иисус выступает заступником и защитником людей. Он воссел одесную престола величия, но великая мысль автора Послания к Евреям в том и заключается, что Он выступает не как судия, а как защитник, ходатай за людей. Поэтому, когда мы входим в присутствие Бога, мы слышим не слова правосудия и приговора, а слова любви, защищающей нас.

ПРЕВЫШЕ АНГЕЛОВ (Евр. 1,4-14)

Выше автор послания доказывал превосходство Иисуса над пророками. Теперь же он хочет доказать превосходство Его над ангелами. А взялся он за это потому, что вера в ангелов занимала особое место в иудейском мировоззрении той эпохи. Причина заключалась в том, что людей все более и более поражала мысль о недоступном познанию Боге. Люди все яснее осознавали сколь далеко они удалены от Бога и насколько Он выше человеков. Поэтому они стали думать об ангелах, как о посредниках между Богом и человеком; что Бог говорит с людьми через ангелов, а ангелы относят Богу молитвы людей. В частности, это можно отметить на хорошем примере. Согласно Ветхому Завету, закон был вручен Моисею непосредственно Самим Богом, без всяких посредников. А в эпоху Нового Завета иудеи считали, что Бог вручил закон сперва ангелам, а они передали его Моисею, потому что иудеи не представляли себе возможность прямых контактов между Богом и человеком (ср. Деян. 7,53; Гал. 3,19).

Если мы вспомним некоторые важные пункты иудейского верования в ангелов, мы заметим, что они присутствуют и в настоящем отрывке. Бог окружен сонмом ангелов (Ис. 6,1; 1 Цар. 22,19). Иногда они представляли себе ангелов, как воинство Божье (Ис. Н. 5,14 и след.). Греческое слово ангелос может так же, как арамейское малеаким означать посланник или ангел. Более типичным было его значение посланник, вестник; ангелы служили, в сущности, посредниками для передачи слова Божьего и следили за исполнением воли Божьей в мире человеческом. Говорили, что ангелы духи, состоящие из эфирной огненной субстанции и подобны лучам света и сотворены во второй или в пятый день творения. Ангелы не пили и не ели, они не размножались. Временами их считали бессмертными, но так же, что Бог мог их уничтожить. Но существовала и другая вера. Некоторые из них – Серафимы, Херувимы (-им – окончание множественного числа существительных в арамейском языке) постоянно пребывали вокруг престола Божьего. Считалось, что они знают больше, чем люди, в особенности о грядущем, но владели они этими знаниями не по праву, а из того, что «слышали за занавесом». О них думали как об окружении Бога. Обширное учение об ангелах вызывало реальную опасность, что люди научатся верить в ангелов, как посредников между Богом и людьми. Поэтому было нужным доказывать, что Сын Божий неизмеримо выше ангелов и что человеку, знающему Сына Божия, не нужны ангелы в качестве посредников между ним и Богом. И автор послания делает это, выбрав для текста Писания, доказывающих, что Сыну Божьему отведено место, намного выше, чем какому-либо ангелу. Он цитирует Пс. 2,7; 2 Цар. 7,14; Пс. 96,7 или Втор. 32,43; Пс. 103,4; 44,7.8; 101,26-28; 109,1.

Автор Послания к Евреям хотел во что бы то ни стало избежать одну опасность. Учение об ангелах, как прекрасно бы оно ни было, опасно тем, что вызывает целый ряд существ, помимо Иисуса, через которые человек получает доступ к Богу. А христианам не нужен другой посредник. Через Иисуса и то, что Он сделал, мы имеем непосредственный доступ к Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *