Послание к евреям толкование библия

Глава XII

Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (1–3). Польза Божественных наказаний (4–11). Увещание к бодрости, миру со всеми и святости (12–17). Новый Завет вместо Ветхого (18–24). Увещание к послушанию Божию (25–29).

Справедливо апостол прибавил это, потому что если страдания ближних ободряют нас, то какого утешения не доставят нам страдания Владыки? (Злат.).

Смысл этих слов следующий: вы еще не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только потерпели изгнание; Христос пролил кровь Свою за вас, а вы и за себя не пролили ее; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы еще не подвергались опасностям, угрожающим смертью (Злат.). – «Подвизаясь против греха» Здесь апостол показывает, что и грех сильно нападает и также вооружен (Злат.).

Ты не можешь, говорит, сказать, что есть какой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, всякому праведнику необходимо пройти путем скорби. Если иначе невозможно, то следует, что тесным путем шли все те, которые вошли в жизнь (Злат.).

Как в семействах отцы не заботятся о детях незаконнорожденных… так и в настоящем случае. Потому, если не быть наказанными свойственно детям незаконнорожденным, то нужно радоваться наказанию, как знаку истинного родства (Злат.).

Опять заимствует ободрение от собственных их страданий, которые они сами терпели… Если дети повинуются плотским родителям, то как не повиноваться Отцу Небесному? Притом здесь не в этом только различие и не в лицах только, но и в самых побуждениях и действиях. Не по одному и тому же побуждению наказывают Он и они (Бог и плотские родители)… Последние часто делают это для собственного удовольствия и не всегда имея в виду пользу, здесь же нельзя этого сказать, так как Бог делает это не из каких-нибудь собственных видов, а для вас, единственно для вашей пользы…, не для того, чтобы получить что-либо от нас, но чтобы дать нам…, чтобы мы сделались способными к принятию Его благ (Злат.). – «Иметь участие в святости Его» – чтобы мы сделались достойными Его, по возможности. Он заботится, чтобы вы приняли, и употребляет все меры к тому, чтобы дать вам…, следовательно, наказание полезно, ибо доставляет святость. И, конечно, так. Ведь если оно истребляет леность, порочные пожелания, привязанность к предметам житейским, если оно сосредоточивает душу, если располагает ее презирать все здешнее, – а отсюда и происходит скорбь, – то не свято ли оно, не привлекает ли оно благодати Духа? (Злат.).

Говорит как бы скороходам, бойцам и ратоборцам. Видишь ли, как он вооружает их, как возбуждает их… Если наказание происходит от любви и благопопечительности в ведет к доброму концу, – как доказал он и делами, и словами, и всем, – то для чего вы ослабеваете? Так делают только отчаявшиеся, не подкрепляемые надеждою на будущее. Идите, говорит, прямо, чтобы хромающее не кривилось более, но пришло в прежнее состояние… Видишь, что от нас зависит совершенно исцелиться… (Злат.).

Пусть никто не будет, подобно Исаву, «сквернител ем», т. е. чревоугодником, невоздержным, преданным миру, презирающим блага духовные…, который данную от Бога честь отдал по собственной беспечности, и для малого удовольствия потерял величайшую честь и славу (Злат.).

«Видишь, сколькими доводами он доказал превосходство Нового Завета пред Ветхим? Вместо земного Иерусалима – небесный; вместо Моисея – Иисус; вместо народа – все Ангелы…, все сонмы верных… Итак, не скорбите, говорит: вы будете с ними» (Злат.). Некоторые, делая сравнение, унижают все тогдашнее, чтобы более возвысить настоящее; но я считаю и то дивным, но вместе доказываю, что наше гораздо превосходнее и удивительнее. Оно вдвойне велико; как славное и важнейшее, и вместе с тем как более доступное и краткое… Те не удостоились того, чего мы… Они видели мрак и облако, слышали голос. Но и ты слышал голос Божий, только не через облако, а через плоть Христову, и при том не смутился и не устрашился, но стоял и беседовал с Ходатаем… Тогда и Моисей устрашился, а ныне – никто. Тогда народ стоял внизу, а мы не внизу, но выше неба, близ Самого Бога, как сыны Его, а не так, как Моисей; там была пустыня, а здесь город, и тьмы Ангелов… Те не подходили, а стояли вдали, равно как и Моисей; а вы приступили (Злат.). – «Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Ср. Евр 11 ; Быт 4:10 ). «Кровь Авелева еще и ныне прославляется, впрочем не так, как Христова, потому что эта очистила всех и издает глас тем славнейший и важнейший, чем больше свидетельствуют о ней самые дела» (Злат.). Если кровь говорит, то тем более находится в живых Сам Закланный. А что говорит она – послушай: «и Дух ходатайствует воздыхании неизглаголанными» ( Рим 8:26 ). Каким образом говорит: входя в чистую душу, возвышая ее и побуждая говорить (Злат.).

Как выше апостол назвал Бога Судиею всех, т. е. не только Иудеев, или верных, но и всей вселенной, так здесь называет Его и «огн ем поядающи м», внушая страх спасительный тем, кто и в новой благодати не перестает нуждаться в нем.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Послание к евреям апостола Павла.

Послание к Евреям — каноническая книга Нового Завета, авторство которой приписывается святому апостолу Павлу. Название «Послание к Евреям» впервые употребил Тертуллиан.

Послание Павла к Евреям – читать и слушать по главам.

Послание апостола Павла к евреям состоит из 13 глав, прочесть или послушать которые Вы можете на нашем сайте.

Авторство, время и место написания Послания к евреям.

Для большинства посланий апостола Павла характерно наличие приветствия, где автор называет себя и адресатов своего послания. Послание к Евреям не имеет такого приветствия, именно этот факт стал причиной большого количества версий о его происхождении. Традиционная версия церкви — авторство принадлежит апостолу Павлу, а время написания — 63 – 64 гг.

Многие исследователи сомневаются в авторстве Павла, ввиду разницы в стиле данного послания и других посланий Павла. Послание к Евреям носит характер богословского трактата. В тексте есть риторические приемы, не характерные для литературного творчества Павла. Однако, эти доводы можно опровергнуть тем, что это послание изначально отличается от остальных тем, что адресовано целому народу. Этим можно объяснить все стилистические нюансы.

Среди возможных авторов Послания к Евреям исследователи называют одного из учеников Павла или иного знаменитого современника – Варнаву, Аполлоса, Силу или евангелиста Луку.

Послание было хорошо известно на Востоке.

Толкование на Послание к Евреям

На первый взгляд, Послание к Евреям — одна из самых трудных для понимания книг Нового Завета. Однако в этой книге раскрыты важные вопросы христианской религии, а также вопрос исполнения Ветхого Завета и непрерывной связи между Ветхим и Новым Заветом. Послание к Евреям во многом представляет собой исследование личности и служения Христа сквозь призму исполнения ветхозаветных идеалов во Христе.

Послание адресовано к тем евреям, которые уже приняли крещение. Очевидно, что адресаты послания хорошо знали Ветхий Завет. Автор послания не раз ссылается на Ветхозаветные тексты в качестве базовых аргументов. В Послании содержаться предостережения против отступничества, а также поясняется вопрос о ветхозаветных жертвоприношениях. В послании Павла к евреям служение Христа отстраняет служение Аарона, а Жертва Христа отстраняет жертвоприношение. Послание к евреям – рассуждение о величии Христа.

Своим Посланием Павел хотел освободить евреев, принявших христианство от иудейской системы верований и обрядов, привитых им с детства. Вера иудейского остатка в значительной степени отличалась от христианства. Ветхозаветное учение было земным, ветхозаветные храмы были пышными, а жертвоприношения – реальными. Иудеям было все понятно в ветхозаветной вере. С христианским учением все обстояло несколько иначе. Несмотря на то, что Новозаветное учение выросло из Ветхозаветного, являлось его продолжением, именно иудеям сложнее всего было воспринять небесную сущность христианства. Христианство находится в сфере духовности, в сфере восприятия и подсознания.

Послание к евреям апостола Павла можно назвать богословским рассуждением о небесном характере христианства. Цель Послания к Евреям состоит в том, чтобы помочь евреям перейти от земного Ветхого Завета к более духовному – новому.

Послание к Евреям Святого Апостола Павла – краткое содержание

Глава 1. Рассуждения о величии Христа.

Глава 2. Призыв к евреям быть стойкими в вере. О воплощении Христа. О искуплении грехов смертью Христа.

Глава 3. О превосходстве Христа над Моисеем. Предостережение евреям против отступничества.

Глава 4. Покой Божий.

Глава 5. Христос — первосвященник по чину Мелхиседека. Упреки евреям.

Глава 6. Павел рассказывает о возможных последствиях отступничества для евреев, приводи пример Авраама.

Глава 7. Превосходство священства по чину Мелхиседека над левитским

Глава 8. О Новом Завете.

Глава 9. О ненадобности ветхозаветных жертвоприношений. О том, что Иисус совершил жертву ради всех.

Глава 10. Жертва Христа достаточна и отменяет необходимость любых ветхозаветных жертв. Призыв к терпению.

Глава 11. Ветхозаветные примеры истинной веры.

Источник

Толкование Библии, Послание к Евреям 1 глава

Новый Завет

Послание к Евреям

Автор начинает с того, что «ставит» своих читателей перед фактом все превосходящего величия Господа Иисуса Христа, и делает это в торжественной возвышенной манере. Сын, провозглашает он, есть главное орудие Божественного откровения. Второй стих в английском тексте Библии начинается с «Но», и этим выявляется имеющееся в греческом оригинале противопоставление Сына (в Его несравненной значимости) пророкам древности.

Но Тот, Кто есть Творец и Наследник, является в то же время совершенным отражением Бога Отца (образом ипостаси Его), Который говорит через Него.

Словом силы Своей надо понимать как «силой слова Своего». Сила эта настолько велика, что ею Сын держит все.

Сын совершил очищение грехов наших, после чего воссел по правую сторону (одесную) престола величия на высоте (т. е. на небесах); сравните 8:1; 10:12; 12:2. Понятно, что положение, которого Он в результате достиг, далеко превосходит положение Ангелов.

Уже в прологе берется автором тон, который обретет решающее звучание в процессе изложения им мыслей по ходу послания. Он подразумевает, что Божие откровение в Сыне, несомненно, обладает чем-то, чего в прежних Его откровениях не было. Уже в прологе он говорит о жертвоприношении Сына, которое, конечно же, превосходит все другие виды жертвоприношений.

А. Превознесение Царя-Сына (1:5-14)

Постоянно опираясь на свидетельство ветхозаветных откровений, автор представляет Личность Сына во всей ее уникальности. Титул Сына и прерогативы, которые из этого титула вытекают, делают невозможным самое сравнение Христа с ангелами. Богословы, полагающие, что Послание к Евреям писалось христианам, впавшим в своего рода «сектантский иудаизм», указывают на то, сколь глубоко разрабатывалась «наука об ангелах» сектой в Кумране. В этой связи обращает на себя внимание тот решительный отпор, какой дается в нижеследующих стихах тенденции придавать ангелам чрезмерное значение.

Евр. 1:5. Два вопроса, которые автор послания ставит в этом стихе, свидетельствуют, что «имя» Сын принадлежит Мессии в том значении его, в каком оно никогда не принадлежало Ангелам. Ясно, что это и есть «славнейшее… имя», которое «наследовал» Иисус (стих 4). Оно, в виду тех «царских прерогатив», которые вытекают из него для Того, Кто его иосит, и занимает автора более всего.

Евр. 1:6. О прерогативах Носящего «превосходнейший» титул говорится, начинал с этого стиха; по-видимому, правильнее перевести его было бы так: «И когда опять вводит Первородного во вселенную» (т. е. в материальный мир), так как речь тут идет о Втором пришествии Христа; царские полномочия Сына будут тогда открыто провозглашены всеми Ангелами Божиими, которые поклонятся Ему.

Евр. 1:7-9. В приводимых им по принципу контраста двух цитатах автор противопоставляет друг другу Ангелов как силы служебные (стих 7) и Сына как вечного Владыку (стихи 8-9). Возможно, что в соответствии с представлениями древних евреев об ангелах (апокрифич. 3 книгу Ездры 8:21-22, где об ангелах говорится как о «служащих в ветре и в огне») автор послания понимал сказанное в Пс. 103:4 (цитируется им в Евр. 1:7) в том смысле, что свою изменчивую природу ангелы то и дело «смешивают» (в процессе исполнения порученной им Богом работы) с ветрами (по-русски соответствующее греческое слово передано как духов) и огнем. В противоположность их изменчивости престол Сына вечен и неизменен (стих 8).

В стихах 8-9 цитируется из Пс. 44:7-8, где описывается конечный триумф Божиего Мессии-Царя. Здесь автор цитирует из Ветхого Завета более пространно, чем в предыдущем случае несомненно потому, что сказанное псалмопевцем отлично служит выявлению тех истин, к которым он хочет привлечь внимание своих читателей.

Поскольку Царь обрел Свои радость и владычество благодаря неизменно праведной жизни, напрашивается вывод, что возможность стать Его «соучастниками» обусловливается тем же. Позднее автор скажет об этом недвусмысленно (12:28).

«Спасение» в этом контексте не следует автоматически воспринимать как следствие возрождения верующего в прошлом. Тут, напротив, речь идет о чем-то таком, что произойдет в будущем, как следует и из контекста, и из формы будущего времени («которые имеют наследовать»). Никогда не надо забывать, что автору Послания к Евреям свойственен был «дух» ветхозаветного образа мышления, и тут, где следующие друг за другом цитаты из Ветхого Завета составляют «сердцевину» развиваемой им мысли, это чувствуется особенно.

В Псалмах же, откуда автор преимущественно и цитирует в этой главе, термин «спасение» имеет вполне определенный смысл: освобождения Божиего народа от его врагов и последующую его радость в свете Божиих благословений. В греческом переводе Ветхого Завета (Септуагинта), столь хорошо знакомом автору, слово «спасение» (сотериа) употреблено в этом значении в Пс. 3:3,9; 17:3,36, 47; 34:3; 36:39; 117:14-15,21; 131:16 и в др. местах. Такое его значение отлично соответствует данному тексту, где только что было упомянуто о собственной победе Сына над Его врагами.

Мало сомнения в том, что читатели послания постоянно находились под давлением извне. Они претерпели гонения в прошлом, и к ним обращен призыв не сдаваться в настоящем (Евр. 10:32-36). Автор напоминает им, что в конечном счете победа над всеми врагами принадлежит Царю Божию, и что в настоящее время ангелы служат тем, которым предназначено разделить с Ним эту победу, т. е. «наследовать спасение».

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Источник

Комментарии Баркли: Послание к Евреям | глава

ВВЕДЕНИЕ К ПОСЛАНИЮ К ЕВРЕЯМ

БОГ МНОГООБРАЗНО ОТКРЫВАЕТСЯ НАМ

У людей никогда не было единого взгляда на религию. «Бог, – говорил Теннисон, – открывается нам по-разному». А Джордж Рассел выразил это так: «Существует столько же способов восхождения к звездам, сколько людей отваживается подниматься к ним». Одна известная и прекрасная поговорка гласит: «У Бога есть Свой ключик к каждому сердцу». В общих чертах можно выделить четыре концепции религии:

1. Для некоторых людей религия – это внутренняя дружба с Богом. Это настолько единение со Христом, что можно сказать, что христианин живет во Христе, и Христос живет в христианине. Так понимал религию Павел. Для него религия была тем, что таинственным образом единило его с Богом.

2. Для других религия является образцом, по которому они должны строить свою жизнь и силой, позволяющей им достичь этот образец. Так смотрели на религию Иаков и Петр. Они видели в религии образец, по которому надлежит построить свою жизнь, она же придавала им силы для достижения этого образца.

3. Иные же видят в религии удовлетворение своих интеллектуальных поисков. Их ум ищет и ищет до тех пор, пока они не поймут, что их разум может успокоиться в Боге. Еще Платон говорит, что жизнь неисследованная недостойна того, чтобы ее жить. Есть такие люди, которые должны либо понять, либо погибнуть. Первая глава Евангелия от Иоанна представляет собой величайшую в мире попытку удовлетворить требования и запросы человеческого разума.

4. Есть также люди, для которых религия является путем, который ведет в присутствие Бога. Она устраняет преграды и открывает двери к Нему. Вот именно так и понимал религию автор Послания к Евреям. Он был всецело поглощен этой мыслью. В Иисусе он нашел Того, Кто может привести его в непосредственное присутствие Бога. В Евр. 10,19-23 изложена великая мысль о религии.

«Итак, братия, имея дерзновение входить в святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, Который Он вновь открыл нам через завесу, то есть, плоть Свою. Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою. «.

Если бы автору было необходимо суммировать свое Послание в одном призыве, им наверняка, стала бы фраза: «Приступим».

ДВА ОБРАЗА МЫШЛЕНИЯ

Концепция автора Послания к Евреям вписывалась в оба современных ему образа мышления. С одной стороны это греческий образ мышления. Еще от Платона, то есть в течение пяти веков, сознание греков было озабочено противоречиями между реальным и нереальным, видимым и невидимым, преходящим и вечным. Именно грекам принадлежала идея о существовании где-то мира реального, для которого наш мир является только слабым отражением. Платон считал, что где-то там существует мир совершенных форм, идей, или образцов. Платон говорил: «Создатель мира спланировал свое творение и выполнил его по непреходящему и вечному образцу, копией которого является мир сей». Филон Александрийский, заимствовавший свои идеи у Платона, говорил: «Бог с самого начала знал, что прекрасную копию можно сделать только имея прекрасный образец, и что предметы, решившись создать этот видимый мир, Он сотворил сперва идеальный мир, чтобы создать предметный телесный мир по бестелесному и божественному образцу». Цицерон говорил о законах, известных людям и применяемым ими на земле: «У нас нет ничего сколько-нибудь похожего на настоящий закон и подлинную справедливость; то, что у нас есть – это только тень и крохи».

Эту идею о существовании где-то там действительного мира, несовершенной копией которого является наш мир, можно встретить у всех мыслителей древности. В сем мире мы можем лишь догадываться и искать на ощупь; здесь мы можем работать лишь с копиями и несовершенными предметами. А все действительные и реальные предметы находятся в не видимом для нас мире. На надгробном памятнике известному богослову начертана латинская надпись: «Прочь от теней и видимости к истине». Если это так, то совершенно очевидно, что цель нашей жизни в этом мире заключается в том, чтобы уйти от теней и несовершенства и достичь реальности. И вот как раз это и утверждает автор Послания к Евреям, что Иисус Христос дает нам такую способность. Автор Послания к Евреям говорит грекам: «Всю свою жизнь вы пытались уйти от теней и прийти к истине. Иисус Христос дает вам возможность сделать это».

ИУДЕЙСКИЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ

Но автор Послания к Евреям разделяет также и иудейский образ мышления. В иудействе было опасно приближаться к Богу. «Человек, – сказал Бог Моисею, – не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33,20). Иаков был крайне удивлен в Пенуэле: «Я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32,30). Когда Маной понял, Кто был его гость, он в ужасе сказал своей жене: «Верно, мы умрем; ибо видели мы Бога» (Суд. 13,22). Одним из важнейших религиозных праздников иудеев был День Очищения. Только в этот день первосвященник входил в Святое Святых, где, по представлению иудеев, обитал Бог. В Святое Святых никогда не входил никто, кроме первосвященника, и только в этот день. В законе было ясно сказано, что, входя в Святое Святых, первосвященник не должен задерживаться там надолго, «чтобы не навлечь ужас на Израиля». Было опасно входить в присутствие Бога; кто оставался там слишком долго, мог быть убит.

Именно поэтому, в иудейское мировоззрение пришла идея о завете. Бог, в Своем милосердии и без всякой заслуги на то со стороны иудеев, обратился к народу Израиля и предложил ему вступить в особые отношения с Ним. Но это особое отношение было обусловлено соблюдением данного им закона. В драматической сцене в Исх. 24,3-8 показано, как народ Израиля вступил в эти отношения и принял этот закон.

С этого момента Израиль имел доступ к Богу, но лишь в том случае, если он будет соблюдать закон. Нарушение закона является грехом, а грех воздвигал преграду между Израилем и Богом и закрывал ему доступ к Нему. И чтобы устранить эту преграду, была создана вся система левитского священничества и жертвоприношений. Бог дал Израилю закон; люди грешили; поэтому возникала преграда между Израилем и Богом; совершались жертвоприношения, предназначенные для устранения преград к Богу. Но жизнь показала, что жертвоприношение не в силе сделать этого. Это служило доказательством того, что вся система продолжающихся жертвоприношений оказалась безнадежной. Эта битва была обречена на поражение и сама цель ее – устранить воздвигнутый человеческим грехом барьер между человеком и Богом, – недостижима.

СОВЕРШЕННЫЙ СВЯЩЕННИК И СОВЕРШЕННАЯ ЖЕРТВА

Иудею автор Послания к Евреям говорил: «Вы всю свою жизнь искали совершенного священника, который мог бы принести совершенную жертву и открыть вам доступ к Богу. Вы получили Его в Иисусе Христе и только в Нем». А греку автор Послания к Евреям говорил: «Вы ищете путь от теней к реальности: вы найдете его в Иисусе Христе».

Иисус был Тем, Кто открыл людям доступ к реальности и к Богу – вот главная мысль этого послания.

ЗАГАДКА НОВОГО ЗАВЕТА

До сих пор все ясно. Все остальные вопросы, возникающие в связи с изучением и толкованием Послания к Евреям, окутаны тайной. Е. Ф. Скотт писал: «Послание к Евреям представляет собой во многих аспектах загадку Нового Завета». Ответы на вопросы, когда оно было написано, кому и кто его написал мы можем лишь предполагать. История этого послания показывает, как тайна, окружающая его, довела до того, что к нему относились осторожно и с подозрением. Потребовалось много времени, прежде чем послание окончательно и бесспорно вошло в число книг Нового Завета. В Мураториевом каноне, составленном около 170 г., оно вообще не упоминается. Крупные ученые из Александрии Климент и Ориген знали и любили его, но соглашались с тем, что его место среди книг Священного Писания спорно. Что же касается североафриканских отцов Церкви, то Киприан никогда не упоминает его, а Тертуллиану известно, что его место среди Писания оспаривается. Евсевий, историк Церкви, заявил, что среди вызывающих споры книг, это послание выделяет своими высокими качествами. Лишь во времена Афанасия, в середине четвертого столетия, Послание к Евреям было окончательно включено в Новый Завет, но даже Лютер не был твердо уверен в правильности этого решения. Странно, что этот важный документ так долго ждал своего признания!

КОГДА ОНО БЫЛО НАПИСАНО

Сведения об этом мы можем почерпнуть только из самого послания. Оно без сомнения было написано в эпоху, которую можно назвать вторым поколением христианства (2,3). События излагают слушателям те, которые сами слышали Господа. Людям, адресованным это послание, христианская вера не была новизной; по всей вероятности, они должны были быть зрелыми людьми и подготовленными слушателями (5,12). У них должна была быть длинная история, потому что автор ссылается на события прошлых дней (10,32). Позади у них были великое прошлое и героические мученики, на которые они должны были взирать и черпать вдохновение (13,7).

При установлении даты послания нам прежде всего может помочь упоминание о гонениях. Из послания ясно, что одно время их наставники и руководители умирали за свою веру (13,7). Сами адресаты послания еще не подвергались гонениям, потому что они «еще не до крови сражались» (12,4). Ясно также, что они пережили страдания так как им пришлось «принять расхищение их имения» (10,32-34). В общем, послание производит впечатление, что адресатам грозит опасность преследований. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что послание было написано в период между двумя волнами гонений: в дни, когда христиане непосредственно не подвергались гонениям, но и не пользовались любовью среди своих земляков.

Первое гонение христиан было в 64 г., во времена Нерона, а второе – в 85 г., при императоре Домициане. Где-то между этими двумя датами было написано Послание к Евреям, вероятнее всего ближе к эпохе правления императора Домициана. По всей вероятности, послание было написано около 80 года.

КОМУ БЫЛО НАПИСАНО ПОСЛАНИЕ?

И здесь мы тоже должны ограничиваться сведениями и намеками, которые мы находим в самом послании. Один факт ясен – послание не могло быть написано крупной церковной общине, ибо тогда название ее не исчезло бы совершенно из памяти. Сначала придержемся твердо того, что знаем. Послание было написано церковной общине, имевшей долгую историю (5,12), которая когда-то в прошлом пострадала от гонений (10,32-34). Оно было написано церкви, у которой были великие времена, великие учители и проповедники (13,7). Оно было написано церкви, которая была основана не самими апостолами (2,3), церкви, отличившейся щедростью и широтой взглядов (6,10).

Послание содержит и прямой намек. Среди завершающих послание приветствий находим такое предложение: «Приветствуют вас Италийские» (13,24). [У Баркли: «Пришедшие из Италии приветствуют вас»]. Взятая отдельно, эта фраза может означать, что письмо либо было отправлено из Италии, либо в Италию; более вероятно, что оно было написано в Италию. Допустим, человек пишет письмо из Ленинграда заграницу, вероятно он не напишет: «Все из Ленинграда приветствуют тебя», а скорее: «Все в Ленинграде приветствуют тебя». Если же он находится за границей и вместе с ним другие ленинградцы, он вполне может написать: «Все ленинградцы приветствуют тебя». Поэтому мы можем сказать, что послание было написано в Италию, а если это так, то очень вероятно, что оно было написано в Рим.

Но, совершенно ясно, оно не было написано всей римской церкви, тогда оно никогда не утратило бы своего названия. Далее оно производит впечатление, будто было написано небольшой группе единомышленников, вероятно группе ученых. Из 5,72 мы видим, что они долгое время учились и готовились стать учителями христианской веры. Кроме этого, чтение Послания к Евреям требует такого знания Ветхого Завета, что его мог только написать ученый ученым.

Если все это свести вместе, то можно сказать, что Послание к Евреям было написано крупным проповедником и учителем Церкви небольшой группе или школе христиан в Риме. Он был их учителем. Но в настоящее время он находился вдали от них, и так как боялся, что они уходят с пути веры, написал это послание. Это не столько послание, сколько беседа. Оно не начинается как послание Павла, хотя оно и заканчивается приветствием, как любое письмо. Сам автор называет его словом увещевания, проповедью.

КЕМ БЫЛО НАПИСАНО ПИСЬМО?

По-видимому, самым трудноразрешимым является вопрос авторства. И именно эта неопределенность явилась причиной того, что его не решались включить в Новый Завет. В те времена оно называлось просто «Евреям». Никакого авторства ему не приписывали, никто не связывал его непосредственно с именем апостола Павла. Климент Александрийский допускал, что оно было написано Павлом на арамейском языке, а Лука перевел его, потому что стиль совершенно отличался от Павлова. Ориген сделал известное замечание: «Лишь Бог знает, кто написал Послание к Евреям». Тертуллиан считал Варнаву его автором. Иероним говорил, что римско-католическая церковь не считала его посланием Павла и говорил дальше: «Кто бы ни был автором Послания к Евреям. «. Так же относился к нему и Августин. Лютер заявлял, что Павел не мог быть его автором, потому что образ мыслей в нем иной. Кальвин говорил, что не может заставить себя поверить, что это послание написано апостолом Павлом.

На протяжении всей истории Церкви никто никогда серьезно не допускал, что Павел написал Послание к Евреям. Но как же послание получило свое название? Это произошло очень просто. Когда Новый Завет окончательно складывался, приобретал свою современную форму, возникли споры о том, какие книги включить в него и какие нет. Для вынесения окончательного решения была проведена проверка: написана ли книга или послание апостолом или человеком, имевший близкие отношения к апостолам? К этому времени Послание к Евреям было известно во всей Церкви. Многие, как и Ориген, считавшие, что Один Бог знает, кто написал его, читали и любили это послание и желали, чтобы оно было включено в Новый Завет. Сделать это можно было только включив его вместе с тринадцатью посланиями апостола Павла. Послание к Евреям заняло место среди книг Нового Завета из-за собственного величия, но для включения оно должно было относиться к посланиям Павла. Люди и тогда хорошо знали, что оно не было написано Павлом, но считали его Павловым, потому что никто не знал его автора и оно обязательно должно было быть включено в Новый Завет.

АВТОР ПОСЛАНИЯ К ЕВРЕЯМ

Можем ли мы догадаться, кто был его автором? Выдвигались различные предположения, назывались многие имена. Мы можем рассмотреть лишь три из них:

1. Тертуллиан полагал, что его написал Варнава. Варнава был уроженцем Кипра; киприоты были известны своим отличным греческим языком, а Послание к Евреям написано лучшим в Новом Завете греческим языком. Варнава был левитом (Деян. 4,36) и имел среди авторов Нового Завета точнейшие знания о священничестве и жертвоприношении, на которой базируется послание. Его называли «сыном утешения», по-гречески параклесис: автор Послания к Евреям тоже называет послание словом увещания, параклесис (13,22). Варнава относился к тем немногим, которых признавали иудеи и греки, потому что был знаком как с иудейским, так и с греческим образом мышления. Может быть Варнава действительно написал это послание, но почему тогда исчезло его имя с его страниц?

2. Лютер был уверен в том, что автором Послания к Евреям был Аполлос. Согласно Нового Завета Аполлос был иудей, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях (Деян. 18,24; 1 Кор. 1,12; 3,4). Человек, написавший Послание к Евреям, хорошо знал Писания и был красноречив; он думал и доказывал так, как образованные жители Александрии. Несомненно автор Послания к Евреям по происхождению и образу мышления был человеком, похожим на Аполлоса.

3. Романтичную догадку высказал Гарнак, крупный немецкий богослов. Он предположил, что это могли быть размышления Акилы и Прискиллы. Они были учителями (Деян. 18,26). Их дом в Риме был церковью (Рим. 16,5). Гарнак полагает, что именно поэтому письмо начинается без приветствий и потому же исчезло имя автора – основная часть послания была написана женщиной, а она не имела права учить.

Но, даже рассмотрев все догадки и предположения, мы вынуждены сказать, как сказал Ориген уже семнадцать столетий назад, что лишь Один Бог знает, кто написал Послание к Евреям. Для нас автор остается лишь голосом; но мы можем благодарить Бога за труд этого великого безымянного, который с несравненным мастерством и красотой написал об Иисусе, Который есть путь к реальности и путь к Богу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *