Последний сон раскольникова его смысл
Сны Раскольникова — описание, суть, смысл, значение (таблица) | «Преступление и наказание»
Раскольников (актер Г. Тараторкин, фильм 1969 г.) |
В своих произведениях Достоевский неоднократно использует сны как средство художественной выразительности.
Ниже представлена таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений героя.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, суть, смысл, значение (таблица)
Описание снов Раскольникова
из романа «Преступление и наказание»
«Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…»
«…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…»
«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…»
«Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему,
что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе… »
«Вдруг Раскольников затрепетал как лист: он узнал этот голос; это был голос Ильи Петровича. Илья Петрович здесь и бьет хозяйку…»
«Но, стало быть, и к нему сейчас придут, если так, «потому что… верно, все это из того же… из-за вчерашнего…»
«Страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его…»
«…старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал…»
«…все смотрят, — но все притаились и ждут, молчат… Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли… Он хотел вскрикнуть и — проснулся…»
«Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и в бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве…»
Это была таблица с описанием снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание» по главам: суть, смыл, значение сновидений главного героя.
Сон Раскольникова на каторге (третий сон о трихинах и конце света)
…Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда еще лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины[1], существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные[2], предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грез…
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», эпилог, глава II.
[1] Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве — Появились какие-то новые трихины… — В конце 1865— начале 1866 г. в русских газетах печатались тревожные сообщения о неизвестных в то время медицине существах — трихинах и о повальной болезни, причиняемой ими. Срочно была издана брошюра: Руднев М. О трихинах в России. Нерешенные вопросы трихинной болезни. СПб., 1866.
[2] Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные… — Символический сон Раскольникова — предупреждение человечеству, философский итог романа: герой сознает гибельные последствия, которые имели бы для судеб культуры торжество индивидуализма, забвение нравственных связей между людьми. Стилистически строки навеяны Апокалипсисом, образы которого Достоевский наполняет более широким содержанием (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 8-17). Ряд стихов Апокалипсиса подчеркнут или отмечен Достоевским в принадлежавшем ему экземпляре Нового завета (ст. 11, гл. 13; ст. 9, гл. 17 и др.).
Анализ
Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в произведении «Преступление и наказание» отразил не только эпоху, но и поднял нравственные проблемы, законы человечности, добра.
Ужас преступления Родиона заключается в том, что он сомневается в том, что нужно ли ему раскаиваться в страшном поступке. Именно во сне опровергаются все его сомнения.
Что снилось Раскольникову на каторге?
Во сне Раскольников видит убийство людей. Он наблюдает, как люди сходят с ума, бредят, уничтожают друг друга. Даже создавая союзы и договариваясь между собой, они быстро изменяют своё решение. Люди считают себя умными, у них непоколебима вера в свои поступки. Парень уверен, что избранные люди могут спасти всё общество. В этой категории людей нет злобы и подлости. На них возлагается миссия по спасению человечества.
Что означают символы в сне Раскольникова?
Автор специально располагает последний сон Родиона в эпилоге. Преодолевая боль и страх, он был уверен в своих идеалах, но во сне ему приходит разоблачение страшной теории. Смысл сна заключается в том, что «трихины» являются серьёзной угрозой для жизни людей. Они могут приводить к полной потере всех привычных ценностей и душевных качеств.
Усиление насилия приведёт к серьёзной трагедии, а сон в местах лишения свободы противостоит теории Родиона. Если раньше он считал, что избранные люди могут вершить казнить людей, то теперь он стремиться очистить землю от зла. Эти поступки помогают ликвидировать «трихинов» в душе, а сочувствие даёт ему шанс вернуться к нормальной жизни.
Как Раскольников спасёт свою душу?
Последний сон Родиона считают отражением всех его тяжелых жизненных испытаний. В этой ситуации настоящее наказание заключается в его раскаянии в совершении преступления, но даже у него есть шанс на спасение души. Изначально герой обделён хорошими качествами, но он может сочувствовать и сопереживать. В своих бедах он пытается обвинить Сонечку Мармеладову, но она помогает Родиону обрести новую жизнь. Только после осознания своих пагубных страстей, герой может вернуться к жизни. Через жалость и сочувствие, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион осознаёт вещи, спасающие его душу.
В романе автор поднимает важные вопросы нравственности, морали, душевных качеств в человеке. Сон на каторге считается прекращением страданий, испытаний и началом нового этапа в его сложной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Сон Раскольникова на каторге
Популярные сегодня темы
«Человек без мечты, как птица без крыльев». Эта фраза как нельзя точно отражает жизнь человека, который не любит и не умеет мечтать.
«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.
По замыслу Островского Пелагея Егоровна является простой русской женщиной. Она полно доброты и мудрости. Привыкла женщина жить скромно, по старине. У Пелагеи Петровны есть супруг – Гордей Торцов
Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.
Когда я был довольно маленьким, то жил в районе, который трудно назвать благоприятным в смысле безопасности, этот район изобиловал представителями всяческих радикальных молодежных сообществ
Сон Раскольникова на каторге
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.
Содержание сна
Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.
Символичное значение
Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Шанс на спасение
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.
В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.
Сон Раскольникова на каторге – последний в эпилоге “Преступления и наказания”
В произведении Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» отразилась не только эпоха: в нем автор поднимает глобальные вопросы о нравственности и морали, о законах человеческой жизни, о добре и зле. Преступление Раскольникова тем страшнее, что герой сомневается в том, нужно ли ему раскаиваться и уверен в правильности своего поступка даже уходя по этапу. Именно сон Раскольникова на каторге опровергает его страшную теорию.
Содержание сна
Во сне герой видит, как люди уничтожают друг друга. Сами не осознавая причин, люди становятся сумасшедшими, бредят, убивают друг друга. Даже объединяясь в страхе и договариваясь о верности и помощи друг другу, они тут же меняют решение. Заражаясь бессмысленной злобой, они считают себя умными, непоколебимы в своей уверенности и жестокости. Лишь несколько избранных человек могли спастись сами и спасти других. Это люди чистые, светлые. Они не способны на злобу и преступления. Именно они должны возродить мир и спасти человечество.
Символичное значение
Не случайно автор размещает последний сон Раскольникова в эпилоге. Пройдя через все страдания, через множество размышлений и страхов, до сих пор будучи уверенным в своей правоте, именно во сне Раскольников постигает разоблачение своей жуткой теории. Глубокий символизм сна в том, что «трихины» являются страшной опасностью для всего человечества. Они способны привести к утрате всех норм человеческой жизни, всех моральных и нравственных качеств человека. Распространение жестокости приведет к трагедии глобального масштаба. Сон на каторге полностью противопоставляется теории Раскольникова. Если раньше он был уверен, что избранные имеют право на преступления, то теперь он осознает, что гораздо важнее нести свет, очищать землю от преступлений и злобы. Это помогает герою избавиться от «трихинов» в своей душе. Герой, благодаря состраданию, воскресает для новой жизни.
Шанс на спасение
Именно третий сон Раскольникова становится итогом всех его мук. Истинное наказание – в настоящем раскаянии, в муках, которые человек испытывает после преступления. У всех есть шанс на спасение. Герой не обделен положительными качествами изначально. Он способен сострадать и сопереживать, он готов отдать последнее. В поисках ответа, он обвиняет в этом Сонечку Мармеладову, но именно это качество помогает Раскольникову спастись и встать на путь истинный. Только поняв разрушающую силу эгоизма, ненависти и преступлений, герой способен переродиться. Через страдание и сострадание, которое он находит в Соне Мармеладовой, Родион понимает ценности, которые действительно могут спасти человека от страшных грехов и помыслов.
В романе «Преступление и наказание» автором поднимаются глобальные вопросы о человеческой сущности, о нравственности, о разделении добра и зла в человеке. Сон на каторге является итогом мук Раскольникова и началом его новой жизни.
Статья поможет написать грамотное и вдумчивое сочинение на тему «Сон Раскольникова на каторге».
Сон Раскольникова
Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?
Сон как художественный прием
На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.
В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Сны Раскольникова до преступления
Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.
Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).
Сны Раскольникова после преступления
После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.