Послеобеденный сон в детском саду
Распорядок дня в детском саду: расписание прогулок, занятий и приемов пищи
Распорядок дня в детском саду для всех возрастных групп детского сада строится по нормам СанПиH, и рассчитан на 12-часовое пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Распорядок дня в дошкольном учреждении — это строгая, вплоть до минут, последовательность прогулок, приемов пищи, занятий, игр и дневного отдыха.
Благодаря подобной регламентированности распорядка дня в детском саду у дошкольника вырабатывается дисциплинированность, любовь к порядку, умение распоряжаться собственным временем, что в будущем облегчит адаптацию к школе.
В дошкольных учреждениях нашей страны принято деление детей на группы по возрастам. Так, группа раннего возраста — от 2-х до 3-х лет; младшая группа — 3-4 года; средняя группа — 4-5 лет; старшая группа — 5-6 лет; подготовительная группа 6-7 лет.
Однако, вне зависимости от возраста дошкольника распорядок дня в детском саду начинается с 7 утра, когда воспитатели принимают детей, и с 8 утра «рабочий день» в детском саду начинается.
Приблизительный распорядок дня дошкольника
7.00—8.30 — Прием детей
8.10 — Зарядка
8.30 — Завтрак
9.00-10.00 — Занятия
10.30-11.30 — Прогулка
12.00 — Обед
12.30-15.00 — Дневной сон
15.30 — Полдник
16.00-17.00 — Занятия
17.00 — Прогулка
18:00 — Ужин
19.00 — Уход детей домой
Как видно из расписания, по рекомендациям СанПиН для воспитанника детского сада предусмотрено четырехразовое питание, с интервалом 4 часа между приемами пищи, также есть две прогулки, одна из которых во второй половине дня (время которых может сокращаться ввиду погодных условий), кроме того, обязателен дневной сон, и, конечно же, есть время для занятий и игр.
Стоит отметить, что в распорядке дня каждой группы в детском саду есть небольшие различия, которые учитывают возрастные особенности детей.
Например, если длительность занятия в младшей группе детского сада составляет всего 10 минут, то дошкольники старшей и подготовительной группы занимаются по 20-30 минут, что приближено к школьным занятиям. То же самое относится и к подготовительным моментам и сборам — ребятам постарше нужно меньше времени, чтобы одеться к прогулке, или помыть руки перед обедом.
Далее мы рассмотрим несколько важных пунктов из распорядка дня в детском саду подробнее.
Занятия в детском саду
Как было сказано выше, продолжительность занятий зависит от возраста ребенка. Занятие в младшей группе длится 10 минут, 15 минут в средней, 20—30 минут в старшей и подготовительной.
На этих занятиях дошкольник узнает много нового, начинает формировать свой кругозор, знакомится с основами письма и математики. Если детский сад специализированный, с определенным уклоном, то в расписании могут присутствовать и дополнительные занятия. Также расписание в средней и старшей группе может включать дополнительные тематические занятия и развивающие кружки.
В детском саду регламентировано не только время занятий, но и их распределение в течение дня. Расписание составляется с тем, чтобы дети не только не переутомлялись, но и максимально задействовали свою активность.
Так, занятия, требующие повышенной концентрации внимания, проводят в первой половине дня, между 9 и 12 часами, все остальные — во второй половине дня, между 16 и 18 часами. Занятия, требующие усидчивости и внимания, чередуются с подвижными играми и гимнастическими разминками.
Кроме того, наиболее сложные предметы, такие как основы математики и письма, развитие речи ставят в расписании в первые дни недели, когда дошкольники наиболее собраны, для остальных (музыкальные занятия, рисование и т.д.) обычно отводится вторая половина недели.
Приемы пищи
Основными приемами пищи в детском саду являются завтрак, обед, полдник и ужин, если ребенок находится в детском саду до 19:00.
Во всех дошкольных учреждениях, вне зависимости от их направленности, приемы пищи в расписании стоят примерно в одно и то же время: в 8.000-8. 30 завтрак, в 12.00-13.00 обед, в 15.00-15.30 полдник, в 18.00 ужин.
В распорядке дня по СанПиН каждому приему пищи предшествует подготовка: дети моют руки и рассаживаются за столики. Время на эту подготовку также регламентировано и сокращается в зависимости возрастной группы.
Прогулки и тихий час
Эти важные составляющие распорядка дня в детском саду также составляются с учетом возраста.
Дети из группы раннего возраста выходят на прогулку раньше других, в 9.00- 9.30. Также увеличен тихий час — малыши спят в среднем с 12.30 до 15.00.
Дети из старшей группы и группы подготовительной отправляются на тихий час в 13.00, сон у них длится в среднем 1,5 часа. Также у них сокращается время подготовки к прогулке — дети в этом возрасте уже могут самостоятельно и быстро переодеться к играм на свежем воздухе.
Однако, вне зависимости от возраста, тихий час в детских садах заканчивается в 15.00. После полдника в младших группах проводится общеобразовательное занятие, воспитанники из средних и старших групп заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Во время второй прогулки детей постепенно забирают родители. Зимой ввиду того, что темнеет довольно-таки рано, время второй прогулки сокращается, и детей забирают непосредственно из детского сада. Также прогулка может сократиться из-за погодных условий: например, мороз или сильный ветер.
Игры, совместные и самостоятельные занятия
Игры и совместные занятия очень важны для детей. Они учат детей общаться, развивают творческое мышление и фантазию. Во время совместных занятий группа детей выполняет задания, предложенные педагогом, таким образом дошкольники учатся работать в команде, развивают коммуникативные навыки.
Для самостоятельных игр и занятий отводится в общем три часа, что позволяет ребенку уделить время и своим интересам. Играют дети в оставшееся время в столь плотном расписании: до утренней гимнастики, до и после занятий, во время прогулки.
Режим дня ребенка в детском саду: расписание занятий, сна и питания в садике
Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.
Занятия в детском саду проводятся строго по режиму
Почему следует соблюдать режим?
По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.
Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.
Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.
Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.
Особенности режима в детском садике
Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:
Режим питания в саду
Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.
В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:
Время | Прием пищи | Возможные блюда в меню |
8:30 | Завтрак | Горячее блюдо (каша/ запеканка или другое блюдо из творога/ блюдо из яиц), бутерброд и напиток |
10:00 | Второй завтрак | Напиток (сок или компот) с фруктами или без них |
12:00 | Обед | Первое блюдо (суп/ борщ), второе (гарнир плюс мясное или рыбное блюдо), закуска (салат/ овощи), напиток (кисель или компот) |
15:00 | Полдник | Напиток (молоко/ кефир/ чай/ сок) и кондитерское изделие |
18:00 | Ужин | Блюда из мяса, рыбы, овощей, творога, салаты и горячие напитки |
Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана
Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ
Дневной распорядок в детском саду состоит из:
Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.
Занятия в первой половине дня
Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.
В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка
Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.
Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.
Прогулки и дневной сон
После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.
С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной – вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.
Вторая половина дня
Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.
Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.
Ребёнок не спит в детском саду: заставлять или нет
Отношение к детскому саду у всех малышей разное. Одни дошкольники любят туда ходить, в выходные с нетерпением ждут понедельника, чтобы встретиться с друзьями, другие же словно отбывают наказание, пока мама и папа на работе. Вне зависимости от этого у ребёнка могут быть проблемы с дневным сном в садике — он не может или не хочет засыпать в тихий час. Что делать в такой ситуации родителям?
Важность дневного сна для воспитанников детского сада
Послеобеденный сон в детском саду является не просто данью традиции, а несёт большую пользу для детского организма. Специалисты давно установили, что дошкольник, который спит в тихий час, гораздо менее возбудим и меньше устаёт к концу дня.
Дневной сон благотворно влияет на детскую психику (учит малыша справляться со своими эмоциями, поддерживает хорошее настроение) и интеллект (кроха лучше усваивает информацию).
Кроме того, сон в дневное время выводит из организма излишки гормона кортизола (в нормальном количестве он нужен для выработки дополнительной энергии). Если же после обеда дошкольник бодрствует, то вещество накапливается, и вечером родителям порой сложно уложить карапуза спать. Получается, что сон порождает сон.
Дневной сон благотворно влияет на психику дошкольнику, устраняет усталость, способствует усвоению информации
Нужно отметить, что потребность в дневном сне зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, некоторых временных факторов (болезнь, прорезывание зубов, перемена погоды и пр.). И есть отдельные дошкольники, которые могут чувствовать себя вполне хорошо и без отдыха днём.
По мере взросления ребёнка потребность в дневном сне у него естественным образом уменьшается. Так, если трёхлетние малыши в 90% случаев отдыхают после обеда, то уже к пяти годам 75% детей испытывают проблемы с засыпанием. А ко времени поступления в школу большинство детей вовсе отказывается от послеобеденного сна.
Причины, по которым ребёнок отказывается спать в садике
Нежелание спать днём в детском саду может быть обусловлено самыми разными причинами. Многие из них непосредственно связаны с процессом адаптации, когда ребёнок только привыкает к детскому саду:
Нежелание спать часто проявляется у малышей в период адаптации к садику
Засыпание — это потеря контроля. Трудно заснуть, когда нет доверия к происходящему.
Татьяна Челпанова, психолог
https://vk.com/topic-48978_7738981
Есть и прочие причины нежелания ребёнка спать в тихий час (они мешают малышу как в период адаптации, так и в последующее время):
Когда я работала воспитателем в детском саду, то, действительно, наблюдала, что дети, которых приводили очень рано, буквально сразу «отключались» в кроватке. А многие из тех, кто приходил позже, испытывали трудности с засыпанием.
Варианты решения проблемы
Конечно же, первоочерёдная задача родителей — выяснить, почему ребёнок не спит в садике. В зависимости от этого нужно и решать проблему:
Можно попросить воспитателя разрешить малышу спать с любимой игрушкой
Очень многое в решении проблемы со сном зависит от педагогического мастерства воспитателя, его умения искать подход к детям. Так, малышу можно сказать, что его никто не заставляет спать — он может просто спокойно полежать с закрытыми глазками и помечтать (многие в этом случае через какое-то время засыпают).
Воспитатель моджет пойти на хитрость — сказать ребёнку, что он может не спать, а просто лежать с закрытыми глазками
Я, например, устраивала конкурс «Кто быстрее всех уснёт, тот получит сладкий приз». Это хорошо действовало на тех детей старшего дошкольного возраста, кто не хотел засыпать из баловства. После тихого часа я угощала таких слишком активных малышей конфетами.
Если малыш всё равно не спит
В некоторых случаях дошкольник, действительно, просто не испытывает потребности в дневном сне. В этом случае родителям нужно донести это до воспитателей и уже вместе с ними искать выход из ситуации. Варианты могут быть следующими:
Во время тихого часа ребёнок может просто тихонько поиграть или порисовать в группе
Видео: как уложить ребёнка спать без слёз и капризов (советы сотрудников детского сада)
Отзывы родителей
Ребёнок и не обязан спать, у неё вполне может быть такая физиология, что она просто не устаёт, как большинство в садике. Мою старшую вон никто не укладывает, поговорили с воспитателями и решили, что пусть Машенька просто полежит тихо в кроватке. Мы с женой, поговорили об этом с дочкой. И всё, хочет спать днём — то спит, не хочет — просто лежит.
Виктор
https://www.babyblog.ru/community/post/3_6_psycology/3147369
В нашем садике правило было: тихонько лежать, не мешать, отдыхать и мечтать. Детки радовались, что не заставляют и не замечали, как засыпали. Вот это подход! Поговорить нужно и с ребёнком, и в саду, чтобы тихонько отдыхать (слово спать — не говорить).
Ниночка
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Сначала воспитатели пытались всё же его уложить, потом жаловались, что он мешает всей группе — то писать попроситься, то водички попить. Потом они приспособились и стали выкатывать его кроватку из общей спальни. Там он мог тихонько сам полежать или посидеть, полистать книжку, и все были довольны.
Ирина Авдеева
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
У меня дочка с 4-х лет тоже не хотела посещать детский сад потому, что там ложат спать. Я с воспитательницей договорилась чтобы ребёнка не укладывали спать, и всё нормально. Но иногда воспитатели идут на хитрость и просят мою девочку приспать других деток, а потом идти играть, но она засыпает вместе с детьми.
Надежда
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Но у меня есть возможность забирать её днём, поэтому я решила не мучать ребёнка. Я забираю её после обеда, и это время мы тратим на прогулку и на посещение танцевального кружка. Думаю, не меньше полезно.
Natalietta
https://v-dome-deti.ru/kids/kindergarden/rnp68d/
Про жёсткие кровати — ведите переговоры, что можно сделать. Подушек нет — это как? уточните, принесите в садик. Дайте с собой специальную игрушку из дома «на сон» (мишке интересно, какие сны ему приснятся в садике, давай отнесём, и вы будете смотреть сны вместе — самое банальное).
Крохозябр
https://conf.7ya.ru/fulltext-thread.aspx?cnf=Care3&trd=39464
Конечно, есть отдельные дети, которым не испытывают физиологической потребности в дневном сне в садике, — таких малышей просто не нужно заставлять спать. В остальных же случаях многое зависит от настроя родителей, организации правильного режима дня. Большую роль в решении проблемы играет и педагогическое мастерство воспитателя, его маленькие хитрости.
Дневной сон в продленке и садике. Обязателен ли он?
Для многих ребятишек дневной сон после обеда в продленке или садике превращается в тягостное испытание и источник детского стресса. Нередко он вызывает неврозы и является одной из причин, почему ребенок не хочет идти в детский сад или школу.
Многие родители искренне недоумевают: «Ну не спит ребенок днем, почему ему не позволить тихонько заняться чем-то полезным? Неужели так уж необходимо насильное укладывание?».
Разбираемся в вопросе вместе с специалистами.
По утрам, собирая дочку в детский сад, Светлана слышит от нее хныканье: «У нас в группе весело, а потом всех заставляют спать. Мама, я уже большая, попроси, чтобы меня не укладывали в кровать». Мамаша уже неоднократно поднимала этот вопрос с воспитательницей. Но получала непреклонный ответ: положено соблюдать режим, и, дескать, нас постоянно проверяют. Светлана измучила себя и дочку просьбами не капризничать, а постараться поспать хотя бы полчасика.
Для Анастасии нежелание спать на продленке не просто «хотелки» ее сыночка. «У моего Артемки начинается нервный срыв, когда воспитатели насильно укладывают его в кровать. Я специально искала группу для первоклашки на продленке, где бы была возможность не спать. Нашла, обратилась с заявлением, но… вот незадача, нам отказали! Видите ли, ему не исполнилось 7 лет, и по санитарным нормам таким детям полагается дневной отдых.»
А вот у детей знакомых Анастасии в школах все иначе: дневной сон не обязателен. Женщина негодует: «До каких пор воспитатели и директора будут прикрываться санитарными нормами? Ведь известно, что физически такая возможность — не принуждать моего сына спать — у школы имеется? Дневной сон в стенах школы для нас — просто какая-то каторга.»
Вот что рассказывает про санитарные нормы врач-гигиенист из Минска Татьяна Островская. Дневной сон для детей до 7 лет обязателен для всех детей во всех учреждениях.
Кроме того, распорядок дня в ГПД прописан в Положениях каждого детского учреждения. Но что делать, если чадо совсем хочет спать днем? Ответ представителя контролирующих органов простой, как 3 копейки. «Ну, в самом деле, никто же не неволит вас отдавать детей в группу продленного дня или садик. Сидите со своим отпрыском дома или забирайте его не позже окончания обеденного перерыва.»
А на нашей территории ответственности нам родители вверяют самое дорогое, что есть в нашей жизни — своих детей. И мы обязаны обеспечить все условия для их полноценного отдыха и развития, физического и психического здоровья.
Когда мы слышим: «А вот там-то спать не кладут», то это очень плохие новости. Значит, мы идём к вам. С проверкой.
Если факты подтверждаются, дети днем не спят — мы вручаем предписание об устранении выявленных недостатков. Правила в учреждениях образования единые для всех. Воспитатель не может идти на поводу у отдельных «неспящих» детей и их родителей. Вы только вдумайтесь, что начнется, если воспитатели начнут подстраиваться под каждого ребенка! Кто-то не хочет спать, кушать, кто-то мыть руки перед едой, другие дети не хотят ходить на прогулки, музыкальные занятия, чистить зубы (на пятидневке).
Даже частные детские заведения обязаны соблюдать стандарты и организовывать тихий час.
Кстати, нередко уложить всех детишек на дневной сон становится для персонала некоторых учреждений чуть ли не самоцелью. В то время, как длится тихий час, некоторые воспитали решают свои личные вопросы, а некоторые нянечки, повара и сами не против прилечь, чтобы передохнуть перед подъемом детей. А бодрствующие детки будут только мешать персоналу «закрывать» эти задачи.
Итак, мы выяснили из комментариев специалиста, что отменить тихий час в садике и продленке нельзя. Выход остается лишь один — приспособиться к существующему порядку вещей.
Тихий час и дневной распорядок: рекомендации детского психолога
Рассказывает детский специалист Анна Масилевич. У всех малышей разные типы нервных систем. Кому-то дневной сон просто жизненно необходим. А другие дети могут без вреда для здоровья обходиться без дневного сна. Родителям в любом случае не стоит беспокоиться, что их ребенок не вписываются в какой-то распорядок. В конце концов, каждый ребенок индивидуален, со своим биоритмом. Подвергать мучением сына или дочку, лишь чтобы во что бы то ни стало они уснули не стоит.
Итак, полезные советы:
Как обсудить с воспитателем дневной сон ребенка
Бывает, что ребенок жалуется на то, что во время тихого часа ему не позволяют даже выглянуть из-под одеяла. Или, к примеру, ругают за походы в туалет или требуют лежать с закрытыми глазами, это, мягко сказать, перебор. На самом деле, малышу не разрешают распоряжаться собственным телом, это совершено недопустимо. Такие ситуации надо брать на контроль и предметно обсуждать с воспитателем. Не пытайтесь тайком от воспитателя давать игрушки малышу игрушки. Ребенок может оказаться очень чувствителен к резкому замечанию воспитателя.
Если в связи с эпидемиологической ситуацией детям не всё разрешают приносить что-либо из дома, то вместо мягкой игрушки принесите пластмассовую. Поясните воспитателю, что регулярно чистите ее антисептиком.
И я знаю многих педагогов, которые делают так, чтобы все дети в тихий час чувствовали себя комфортно. И дневной сон детей проходит для них в удовольствие
Выбирая школу или садик, внимательно изучайте отзывы о педагогах, а не качество отделочных материалов при ремонте помещения. И максимальная близость к дому — важный, но не исключающий остальные факторы критерий.