Предмет экономической теории различные трактовки
Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:47, реферат
Описание работы
в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.
Содержание работы
Введение……………………………………………………….ст. 3-5
Глава№1. Зарождение экономической теории
1. Экономические концепции Аристотеля………………ст. 6-7
2. Учения Фомы Аквинского……………………………..ст. 7-8
Глава№2. Экономические школы.
2.1 Меркантилисты………………………………………….ст. 9-13
2.2 Физиократы………………………………………………ст.13-17
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20-24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы…………………………….ст. 27-30
Заключение…………………………………………………….ст. 31
Список литературы…………………………………………. ст.32-33
Файлы: 1 файл
реферат. по эк теории.docx
Глава№1. Зарождение экономической теории
Глава№2. Экономические школы.
Глава№3 Классическая школа политической экономии
3.1 Экономические учения У. Петти……………………….ст. 18-20
3.2 Экономические учения А. Смита………………………ст.20- 24
3.3 Экономические учения Д. Рикардо…………………….ст. 24-26
Глава№4 Современные школы……………………………. ст. 27-30
Список литературы…………………………………………. ст.32-33
Тема моего реферата «Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов». Я считаю, что данная тема актуальна и на сегодняшний день, когда в странах появляются различные кризисы и экономисты, прибегая к прошлому опыту и высказывая новые идеи, пытаются их решить.
Мы должны уметь анализировать сведения, касающиеся экономики, получаемые нами из средств массовой коммуникации и средств массовой информации. Без этого мы не сможем адекватно оценить ситуацию и предпринять соответствующие действия. Какие действия предпринять? Как отразится увеличение объема производства на цене? На спросе? На все эти и ряд других немаловажных вопросов нам поможет ответить экономическая теория. Причем немаловажной характеристикой экономической теории является то, что в ней есть несколько направлений. У каждого свои взгляды. Есть общие черты. Есть различия. Но у всех одна задача – стабилизация экономики. Обеспечение развития экономической системы, как в целом, так и по составляющим ее компонентам. О каких направлениях идет речь? Когда они появились? Кто основатель? На эти и ряд других немаловажных вопросов я постараюсь ответить в рамках своей работы.
Так же в своем реферате я поставила перед собой следующие цели:
1.Рассмотреть несколько школ экономистов (с древних времен по настоящие годы)
2.Просмотреть все плюсы и минусы их деятельности.
3.Выявить их вклад в развитие экономической теории.
Субъектом моего исследования являются несколько экономических школ и некоторые люди, стоящие в их главе, а объектом – экономические явления, которые происходили в результате деятельности этих школ.
В написании реферата мне помогли различные источники (от учебных пособий до книг, написанных известными экономистами). Все используемые мною книги отвечают на тот или иной вопрос.
Так в учебном пособии Агапова И. И. «История экономических учений» показывается развитие экономической науки, эволюция взглядов на основные экономические проблемы общества, трактовка базовых экономических категорий…
А в книге «25 ключевых книг по экономике» под редакцией И.Ю. Устьянцевой рассматриваются известные труды экономистов, так как «Экономические таблицы» Кене, «Богатства народов» Смита.
Особый интерес представляет работа Сурина А. И. «История экономики и экономических учений». В ней раскрывается история экономики и экономических учений с момента ее зарождения в древности по настоящее время.
Издание «История экономических учений (современный этап)» под редакцией Худокормова посвящено послевоенному этапу в развитии мировой экономической теории. В этой книге основное внимание уделяется экономической мысли Запада: эволюция кейнсианства, монетаризм и т.д.
Глава № 1.Зарождение экономической теории.
«Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических учений в строгом смысле слова. Разумеется, определенные теоретические представления об экономике были у правителей и государственных деятелей, у философов и теологов, у образованных владельцев латифундий и у крупных торговцев. Но они не создавали целостной системы и касались лишь отдельных сторон хозяйствования, например налоговой службы или внешней торговли. Как правило, эти представления имели не аналитический, а нормативный характер: они не объясняли существующее положение вещей, а предписывали, какой должна быть экономика, каким нормам должна соответствовать с точки зрения справедливости, божественных установлений, интересов государя и т.п.» 1
1.1.Экономические концепции Аристотеля.
«Зачатки экономической теории, однако, можно встретить и в весьма отдаленные от нас времена в трудах выдающихся мыслителей. Среди них прежде всего нужно назвать древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 до н.э.)
Рассматривая богатство, Аристотель делит его на два вида: натуральное и денежное. Первое он считает истинным богатством. Богатство как совокупность потребительских ценностей имеет свои границы, ибо потребление не безгранично. Денежное богатство таких границ не имеет. Соответственно Аристотель подразделяет «искусство приобретать богатство» на два направления. Цель первого – удовлетворение потребностей. Цель второго – накопление денег. Науку, занимающуюся натуральным богатством, Аристотель назвал «экономией», а рассматривающую денежное хозяйство – «хрестоматикой». К объекту хрестоматики Аристотель относился резко отрицательно.
Аристотель понимает, что экономия не отделена от объекта хрестоматики непреодолимым барьером: одно перерастает в другое. Каждое благо может быть уподоблено двояко. Естественное употребление – прямое удовлетворение нужды в этом благе: мясо поедается, плащ охраняет от непогоды. Неестественное употребление – для обмена. Но если обмен служит получению какого-то другого нужного человеку блага – это еще сфера экономии. Если же целью обмена являются деньги как таковые – это сфера хрестоматики. Таким образом, к экономии Аристотель относит не только натуральное хозяйство, но и торговлю в той мере, в какой она служит интересам потребителя. Он различает меновую торговлю и товарную торговлю. К хрестоматике Аристотель причисляет крупную торговлю, цель которой – денежная нажива, и ростовщичество. Ростовщичество он считает наиболее противным природе.
Деньги возникают в сфере экономики. Они служат соизмерению благ. Товары становятся равными друг другу вследствие того, что все они выражаются в деньгах. В экономии деньги – инструмент, в хрестоматике они становятся целью. Здесь деньги порождают деньги.
Аристотель не создал сколько-нибудь завершенной экономической концепции. Но на протяжении многих последующих веков по силе теоретического мышления с ним некого поставить рядом.» 2
1.2. Учения Фомы Аквинского.
«В средневековой Европе идеи Аристотеля почитались непререкаемыми. На них опирался и видный мыслитель Фома Аквинский. У Аристотеля Фома Аквинский взял деление богатства на естественное и искусственное, отрицательное отношение к хозяйствованию ради денег, утверждение, что деньги могут порождать деньги. Но он пошел дальше Аристотеля – он признавал пользу товарно-денежных отношений.
Утверждая, что торговать ради прибыли в общем постыдно, Фома Аквинский допускает торговую прибыль, если она служит источником средств существования для торгующего или используется на честные цели. Торговую прибыль он истолковывает и как плату за труд, если купец улучшает вещь перед ее перепродажей.
Фома Аквинский принадлежал к числу сторонников канонической доктрины, разрабатывающейся церковными юристами – толкователями канонов католицизма с 12 века. Канонисты поставили вопрос о справедливой цене. В его решение Фома Аквинский внес весомый вклад. Он выделил два вида справедливости в обмене: справедливость «сообразно вещи» и справедливость «сообразно отношению части к целому». Первый вид справедливости реализуется в цене, отражающей затраты труда и другие расходы. Второй вид справедливости реализуется в цене, дающей продавцу возможность поддерживать образ жизни, приличествующий его социальному положению.» 3
Глава№2. Экономические школы.
«Экономическая теория начала свой исторический путь в эпоху позднего средневековья, эпоху первоначального накопления капитала. Уходящее в прошлое господство натурального хозяйства, рост товарно-денежных отношений, нараставшее накопление капитала и расширение сферы его действия, начавшееся становление рыночной системы хозяйства и сопровождавшие этот процесс изменения в социальной структуре общества, — все это требовало своего объяснения, теоретического обоснования.» 4
«Ситуация кардинально меняется с началом развития капиталистических экономических отношений. Это происходит в Европе в 15 – 16 вв. в эпоху, которая получила название «эпоха великих географических открытий», а так же «эпоха первоначального накопления капитала». Известно, что и исторически, и логически первоначально капитал выступает в форме торгового и денежного капитала. Открытие новых территорий и захват колоний чрезвычайно ускорили процесс формирования национальных торгово-денежных капиталов, что в свою очередь привлекло внимание к исследованию закономерностей в сфере торгово-денежного обращения. Возникает первая в истории экономической мысли школа, впоследствии получившая название меркантилизм.
Каковы же отличительные особенности данной школы? Естественно, будучи выразителями интересов купеческого капитала, представители этой школы не могут не рассматривать деньги как абсолютную форму богатства. Отождествляя свои интересы с интересами государства, представители меркантилизма утверждают, что нация тем богаче, чем больше золота и серебра она имеет. Накопление же богатств (естественно в денежной форме) происходит в процессе внешней торговли или в ходе добычи благородных металлов. Отсюда следует утверждать, что только труд, занятый в сфере добычи благородных металлов, является производительным.
Впрочем, сугубо теоретические исследования мало интересуют представителей школы меркантилизма. Основной акцент в их исследованиях сделан на вопросах экономической политики и лежит в области рекомендаций по увеличению притока золота и серебра в страну. Слова, предписываемые Х. Колумбу, о том, что «золото – удивительная вещь, открывающая душам дорогу в рай», стали знаменем этого периода развития буржуазного общества.» 5
«Меркантилизм прошел два этапа развития. К 16 веку относиться ранний меркантилизм, называемый также монетарным или меркантилизмом денежного баланса. Его основное требование – абсолютное сокращение импорта. Идеи раннего меркантилизма в Англии пропагандировал Уильям Стаффорд (1554 – 1612). В 17 веке на смену монетарному меркантилизму приходит так называемый меркантилизм торгового баланса. Отказ от импорта объявляется бесперспективным. Главное, считают поздние меркантилисты, чтобы экспорт превышал импорт, т.е торговый баланс должен быть активным. Наиболее ярким представителем позднего меркантилизма был англичанин Томас Мен (1571 – 1641).
§ 1. Предмет экономической теории в трактовке различных экономических школ
C развитием экономической теории как науки менялись и взгляды ученых-теоретиков на ее предмет, основную функцию и главные практические и теоретические выводы.
Так, у представителей первой школы политической экономии —· меркантилистов, отражавших интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было национальное богатство.
Школа физиократов перенесла предмет политической экономии — национальное богатство — из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономистов, хотя они ошибочно считали источником “богатства” труд только в сельском хозяйстве. Отсюда практическая функция данной науки сводилась к стимулированию развития сельскохозяйственного производства, а главный практический вывод утверждал необходимость ограничения вмешательства государства в естественный ход развития экономики.
Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления і А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство и др.
Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства.
Практическая функция классической политической экономии сводилась к обоснованию факторов увеличения национального богатства (углубление общественного разделения труда, расширение производства, рост занятости и производительности труда, сведение к минимуму доли государственных расходов в национальном доходе общества и т. д.). В этом учении выделяются позитивная (как есть) и нормативная (как должно быть) функции экономической теории. Практический вывод — предостережение от любых форм вмешательства государства в естественный ход рыночных процессов.
Предметом исследования марксистской политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу общественной жизни являются лишь производственные отношения, основу которых составляют отношения собственности. Это имело существенное значение, так как из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, классовые конфликты, необходимость диктатуры пролетариата и господство административно-командной системы хозяйствования.
Производственные отношения — это объективно складывающиеся отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ.
Мысль о том, что предметом политической экономии (общей экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым труд подчинен, была высказана еще в XYIII в.
ле Кокленом. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г. В. Плеханов, Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения — отношения социально- экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, касающиеся общественной организации производительных сил, выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.
Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В. Рошер и К. Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимается отношение людей к внешней природе. А. Богданов и И. Степанов в свое время отмечали, что определение, вошедшее в учебники политической экономии как “науки об общественном хозяйстве.
Результатом развития марксизма в XX в. явилась политическая экономия социализма. Ее предметом были признаны производственные отношения и экономические законы новой хозяйственной системы — социализма. Практическая функция этого учения сводилась к обоснованию развитого социализма, неизбежности победы социализма в экономическом соревновании с капитализмом. Политэкономия социализма носила теоретический характер, в результате произошел отрыв теории от практики. Главный практический вывод — огосударствление экономики, совершенствование отдельных сторон, звеньев сложившейся системы хозяйствования (которая по существу была далека от теоретической модели социализма), реформирование этой системы в рыночную экономику.
Маржиналисты объявляли предметом политической экономии поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т. д.), анализ путей и средств достижения ими своих целей. Практическая функция сводилась к тщательному изучению мотивов поведения субъекта в конкретно-экономической ситуации. Главный практический вывод — обоснование экономической политики фирмы. C этим направлением связано появление микроэкономики.
А. Маршалл, попытавшийся синтезировать основные положения классической политической экономии и маржина- лизма, определял предмет экономической теории или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства ш частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов к противодействию. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.
Предметом экономической теории, согласно кейнсианской школе, становится функционирование национальной экономики как единого целого. Практическая функция видится в разработке экономической политики государства. Главный практический вывод — необходимость стимулирования совокупного спроса населения и частного предпринимательства.
Пол Самуэльсон, осуществивший синтез микро- и макроэкономики, в своем учебнике “Экономикс’’, известном всему миру, среди множества определений предмета экономической теории (политэкономии) указывает, что экономике — это наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.
Перечень определений предмета экономической теории (политической экономии) можно было бы продолжать, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения экономической теории (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берут различные аспекты жизнедеятельности человека. Предмет этой науки чрезвычайно сложен и многообразен, потому что сложна и многообразна жизнедеятельность человека, в том числе и экономическая, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.
Характеристика предмета общей экономической теории как изучения поведения людей и их групп не означает отказа от исследования производственных отношений. Это те же производственные отношения, где акцент делается не на объект отношений (средства производства, предметы потребления), а на субъект этих отношений — человека. Такой акцент чрезвычайно важен для социально ориентируемого рыночного хозяйства, на формирование которого направлены современные преобразования в России.
Эволюцию взглядов на основные характеристики экономической теории показана в таблице.
Предмет, методология и главные выводы экономической теории с позиций отдельных экономических школ
Основные экономические школы | Предмет | Философско-методолої ический | Главные (теоретические и практические) выводы | |
подход | определяющие методы | |||
1 | 3 | 5 | ||
1 Меркантилизм (политэкономия) | Национальное тивный | Примат обращения Каузальный метод + эмпирика (опыт) | 1 Источник богатства — обращения 2 Важнейшая роль в экономике государства Необходимость воздействия на его экономическую политику | |
2 Физиократы (политэкономия) | Национальное сельскохозяйственного производства Каузальный метод. Первые попытки применения математических методов анализа (Ф Кенэ) | 1 Источник богатства — сельское хозяйство (первичная сфера хозяйственной деятельности) 2 Необходимость ограничения вмешательства государства в естественный ход рыночных процессов |
1 Основы экономической теории и практики. Волгоград, 1994.
1 | 3 | 4 | ||||
3. Классически (подлитая) пашшчшая экономии | Ширшшшга богатство | Примат штсриалыюго производства Каузальный метод+абехрак- цда. | І йетхиіик богатства—материальное производство, осіюву которого составляет прсмлшяешость (вторичіш сфера хозяйства зной дсяпгельзюсш). 2, Рынсж даш быть свободным, вечным, іквмаш- тельсгво государства в сстсствснньй ход развития. 3. ВьЩСЛСШЄ гкшгшвной ииермалыюй функции политической экономии. | |||
4. Марксистская (пролетарская) годаостюши | Цххшодствшные оотюшамя, обьектив- ные эка юмические законы | Пришг производства Глашилй акцент на общественной стороне тржзгодсгва, определяющей структуру о&далва, их противоречия. щя+дшшешка | 1, Источник боггош —Прибавочная стоимость. 2 Исторически преходяїщй характер рыночной экономики (капитализма). 3. НещбОИЮСТЪ протеларСКШ ревошещи. | |||
5 Ижрчеааяшм | ‘Ί ІрОЮВОДСТВЄННЬЄ силы нащи” (Ф. Лет), куда включалась не тош® вся сфера экономики, го и тюли- тижзсюясжлша, образование, шуга, искусство, религия и Т.Д | I Іришг IMfюшлыюго хозяйства в целом Против каузального метода, абстракции, впервье применили функцдоншьньй метод, | 1.1 федпочтителы icc эвогвоиио л ш форма развития вшего рештежроиям формы. 2. Шидя не учитьюшь взаимосюш» материального и ікмшфишшногоіроизводоіва. 3. Поскольку производительные силы нации пеповтори- №i в кщдой стране, каждая нация имеет уникальною эксй юмику и долма т иметь особую эко юмтческую науку, изучающую ее | |||
6 FfexoHCCHraKaH ІШОЛИ | Поведение человека, фирм, групп людей, соо&далв (т.е. субь- М»· тар, | 1. (Задание новой научней гарадагмы—мшфюкоио- мики, носящей все более пргаовдюй характер. 2. ί Ьобходимкхлъ разработки и обоаювалия экономичен сксй полижи фирмы и рационального поведения потребителя | ||||
7 Кшюианство | Механизм функционирования наиио- ШЛЫ ЮЙ экономики | Пришг шідхюкшкмики Широкое иопюпьзование юдашдаизшак. | 1 СЬвизшю новой тучной гарадямл—макроэкономики. 2 №Лхс»їшль|етзя]і^- ош экономия” | Национальное богатство и моливычело- веческстоговедамяв мцре ограниченных росурссж | Синтез трудовой теории стоимости и теории полезно- СЩ МИфО- и макрооконом*· МаршиилшьЕ методы исследований | 1. Необходимость обоснования зкаюмичесгого пшеде- ния субьекгш жошжшм (дезшхшяйсіва, фирМЫ, государства» &іюв и τ. д). 2. Воможность исшльзования рекомздаций кпаосиче- ской тлшжоюмии, неоклассики, кейнсианства, доказавших на доактике свою цешюсть. |
9 йвлшуцнаалюм (неоинституционализм иги истая эшюмика) | Иг клиіуциоі ильные и технико- эксх юмические изменения в ойщлве, поведение человека в СВЯЗИСЭТПИ | Скшез экономики, жикш· тает истерии, мжологии, социологии и доугих тук | 1. ІЬобходимость учета в эюзкмтческомражиши стран специфики их ишлшучиатяыжй структуры. 2. Эволюционный переход к нешфзрмационному о&Ш- ству, где плавным яш пился человек. 3 Охздаїїдо новой историчдокей щуки—кгазметрии | |||
10 Эшдомкческая теория (конец XX— начало XXI в). | 7 | ? | ? |
В таблице выделено 10 важнейших экономических школ. В действительности их было гораздо больше, мы ничего не сказали о еоциалиетах-утопиетах, австрийской, математической и других школах.
При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования — экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования — экономические явления; субъект исследования — человек, группа людей, государство; предмет исследования — жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории — не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.
Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 03.03.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать курсовые работы по любым предметам, то на странице как написать курсовую работу я подробно написала.
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку.
Знание истории экономических учений необходимо для осмысления и освоения закономерностей и особенностей формирования экономической теории, способности ориентироваться в ее проблемах, для эффективного использования полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, для выработки методов практического подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений на уровне микро- и макроэкономики.
Экономические учения в период средневековья
Экономическая мысль средневековья тесно связана с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натуральнохозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.
В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.
Экономические воззрения канонистов
Экономические учения XV-XVII вв.
Меркантилизм
Эпоха XV–XVIIвв. была переходным периодом разложения феодализма и развития капитализма. С одной стороны, актуальными оставались вопросы способов внеэкономического принуждения крестьян, феодального производства, сравнительных преимуществ натурального и рыночного хозяйства и т.п. С другой – зарождение рыночной экономики и предпринимательства, развитие мануфактур и мировой торговли, ограбление колоний и процесс первоначального накопления капитала требовали экономического обоснования.
С укреплением национальной государственности и развитием торговли, которые привели к повышенному спросу на золото и серебро, появилось большое чисто трактатов о деньгах и их роли в хозяйственной жизни. Крупные коммерсанты, государственные деятели и люди науки обращались в них к власти со своими предложениями и требованиями, посвященными экономическим вопросам. Постепенно возникла школа меркантилистов (mercante – купец), что означало появление систематизированных экономических воззрений.
Меркантилизм, как первая школа экономической мысли, имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к следующему:
Особенности раннего и позднего меркантилизма
Ранний меркантилизм был актуален до конца XVI века. В этот период меркантилистская доктрина базируется на теории «денежного баланса», который достигается посредством следующих мер государственного регулирования:
Поздний меркантилизм – XVII век – характеризуется сменой доктрин активного «денежного баланса» на активный «торговый баланс». Основные принципы меркантилизма этого периода формулируются следующим образом.
Наиболее известными представителями меркантилизма в странах Западной Европы являются англичанин Томас Мэн (1571–1614, «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как регулятор нашего богатства»), француз Антуан Монкретьен (1576–1621), шотландец по происхождению Джон Лоу (1671–1729).
Физиократизм как первая теоретическая система
Школа физиократов (physis – природа и kratos – власть) возникла в конце XVIIв. во Франции в обстановке кризиса феодальной системы, хозяйственного упадка и неудач во внешней и внутренней политике абсолютизма в предреволюционной ситуации. Учение физиократов почти целиком было создано основателем школы Ф. Кенэ и подобно разработано в трудах А. Тюрго, В. Мирабо и др.
Франсуа Кенэ (1694–1774) родился в семье мелких землевладельцев. Он был гениальным самоучкой, в 24 года получил ученую степень хирурга. Кенэ выпустил несколько научных трудов, которые принесли ему славу крупного врача. Став придворным врачом, Кенэ живет в Версальском дворце, где общается с главнейшими представителями просветительской философии XVIII века.
Наиболее полно экономическая программа физиократов была изложена в работе Кенэ «Общие принципы экономической политики земледельческого государства». Идеалом общественного устройства физиократы считали «земледельческое общество». В «обществе» господствует класс собственников (землевладельцы и духовенство); производство (земледелие) ведется на капиталистических началах. Экономическая функция фермеров – создание в земледелии трудом наемных сельских рабочих чистого продукта.
Чистый продукт создает земля, которая, благодаря своей природной плодородной силе, не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар Природы. Промышленный труд не создает чистого продукта, а лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего. Результаты этого труда лишь возмещают понесенные при этом расходы, не создавая никакого излишка. Не создает чистый продукт и торговля, меняющая одну ценность на другую.
Производительный труд – это труд, создающий чистый продукт. Всякий другой труд – непроизводительный, хотя, возможно, и полезный. Производительный класс (фермеры) подлежит попечению со стороны государства и класса собственников. Население, не занятое в земледелии, составляет бесплодный класс. Политика низких цен на продовольствие и другие товары предосудительна, так как она делает внешнюю торговлю невыгодной для нации.
Налоги должны быть необременительными и пропорциональными объему национального дохода. Их следует взимать с «чистого продукта», а не с заработной платы или необходимых предметов потребления. Единый налог на доходы земельного собственника может равняться половине их.
Экономические учения XVII-XVIII вв.
Классическая школа политэкономии
Классическое направление в развитии экономической науки возникло в период становления капитализма свободной конкуренции. С XVIв. в Англии феодальный строй вступил в стадию разложения. В его недрах стали развиваться капиталистические отношения. В результате процесса экспроприации крестьянство лишалось земли и пополняло армию наемного труда. Происходило оборжуазивание земледельцев, появлялось «новое дворянство», которое ориентировалось на фермерское хозяйство, рассматривая его как источник денежных доходов.
В отличие от меркантилистов, которые занимались обобщением поверхностных явлений, происходящих в сфере обращения, экономисты классической школы изучали внутренние экономические связи рыночной системы организации производства. Объектом их исследований стало материальное производство. Экономисты-классики внесли существенный вклад в развитие экономической науки.
Адам Смит (1723–1790) родился в Шотландии и получил образование в университетах г. Глазго и Оксфордском. Появление книги А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» явилось завершением этапа становления политической экономии как науки. В ней автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания.
В основе экономических взглядов А. Смита лежит следующая идея: продукты материального производства – это богатство нации, а величина последнего зависит от доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда. Главный фактор роста производительности труда – разделение труда или специализация. Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд. Деньги, по А. Смиту, есть особый товар, который является всеобщим средством обмена. Он считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.
Давид Рикардо (1772–1823) – экономист эпохи промышленного переворота в Англии, опубликовал в 1817 г. свой главный труд «Начала политической экономии и налогового обложения». Основные положения методологии исследования Д. Рикардо следующие: система политической экономии представлена как единство, подчиненное закону стоимости; признание объективных экономических законов, то есть законов, не зависящих от воли человека; количественный подход к экономическим закономерностям, то есть Д. Рикардо была сделана попытка найти количественное соотношение между такими категориями, как стоимость, заработная плата, прибыль, рента и т.д.; стремление выявить закономерности, исключая случайные явления.
Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего, плату за труд и зависит она от демографических процессов. Чем больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот. Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в силу естественного закона численности народонаселения – «железный закон» заработной платы. Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при контроле заработной платы со стороны государства.
Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработной платой: это продукт неоплаченного труда рабочего. Он сформулировал «закон падения нормы прибыли». Его суть в следующем: падение производительности труда сельскохозяйственного производства приведет к росту цен на продукты питания и росту минимальной заработной платы, которая будет занимать большую часть в стоимости продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижаться.
Рента в учении Д. Рикардо – это избыток стоимости над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель. Он правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках. Д. Рикардо признавал действия «закона убывающего плодородия почвы».
Главным условием роста экономики Д. Рикардо считал устойчивое денежное обращение, а лучшей базой денежной системы является золото. Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.
Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский экономист, философ, его главный труд «Основы политической экономии» (1848 г.). Основные положения методологии исследования Дж.С. Милля схожи с классической школой. Специфика его взглядов проявилась в следующем: он отделил законы производства от законов распределения, первые из них постоянны, добавил к изученным законам неизменного общества динамику политической экономии.
Богатство в представлении Дж.С. Милля – это совокупность благ, обладающих меновой стоимостью. К факторам, образующим цену, он относил конкуренцию, мотивируя это тем, что покупатель стремится купить дешевле, а продавец – продать дороже. Капитал – это запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений благодаря постоянному воспроизводству, дополнительные вложения которого при наличии трудовых ресурсов могут привести к расширению производства без определенного предела. Величина прибыли должна быть не меньше суммы процента на капитал, страховой премии и заработной платы по управлению.
Дж.С. Милль исходит из количественной теории денег: увеличение количества денег при образовании запасов или увеличении совокупного дохода не приведет к росту цен. Кредит не увеличивает ресурсы страны, но благодаря ему они все более полноценно используются в производстве. Источник кредита – капитал (денежный), не используемый в настоящее время в производственных целях. Причину торгового кризиса он видел в сокращении кредита, а средства его преодоления – в увеличении предложения кредита.
Историческая школа в Германии
Немецкая политэкономия не приняла идеи единства экономической теории для различных стран. Вводится национальная политэкономия. Большое влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799-1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.
Основы протекционистской политики были разработаны Фридрихом Листом (1789-1846), выступавшим против учений Смита и Рикардо, трудовой теории стоимости. В системе Листа содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явившиеся одним из источников фашизма.
Предмет политэкономии Лист определял как политику, которой «должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии».
В первой половине XIX в. большую известность в Германии приобрела историческая школа политической экономии, унаследовавшая идеи Мюллера и Листа, а также исторической школы права (Густав Гуго, Клод Савиньи).
Историческая школа политэкономии представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1821-1898). Введенный немецкими экономистами исторический метод характеризуется тем, что процесс развития общества, экономики представляется в виде количественных изменений. Сторонники этого метода отрицали качественные скачки в развитии, стояли на эволюционистских позициях. Подобно Мюллеру, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение, а также морально-этический фактор. Политэкономия практически отождествлялась с историей экономики.
Основными работами в рамках исторической школы считаются: «Краткие основы курса политэкономии с точки зрения исторического метода» и «Начала политэкономии» Рошера, «Политэкономия настоящего и будущего» Гильдебранда, «Политэкономия с точки зрения исторического метода» Книса.
Марксизм
Это направление экономической теории было названо по имени его основателя, Карла Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был «Капитал», I том которого был издан в 1867 году. II и III тома «Капитала» были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.
Маржиналистская революция
В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в., которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.
Основные положения маржинализма следующие:
Кейнсианство и неокейнсианство
Английский экономист Джон Мейнард Кейнс(1883-1946) стал широко известен в связи с опубликованием в 1919 г. книги «Экономические последствия Версальского мирного договора». Но знаменитым его сделал труд «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.
На первый план Кейнс поставил проблему «эффективного спроса», потребления и накопления. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами — национальным доходом, сбережениями и накоплениями.
В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступает психологическая характеристика природы человека. Причиной экономических кризисов Кейнс считал изменения в настроениях капиталистов — переход от оптимизма к пессимизму. Решающее значение он придавал «склонности к потреблению» и «склонности к сбережению».
Экономические учения XX века
Современный монетаризм
Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в современной экономической науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления хозяйственной жизни преимущественно под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения Термин «монетаризм» был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской — Н.Т.), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы
Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых работ видных представителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона «Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция») Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидер монетаристов Милтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла. Последовавший за этим рост влияния и популярности монетаризма, особенно в США и Великобритании, где он был принят в качестве основной теории при разработке экономической политики, связан с обострением инфляционных процессов и их воздействием на состояние экономики.
За более чем три десятилетия существования монетаризм расширил свое влияние, претерпел определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической доктрины, способной решить такие экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.
Значительное влияние на формирование монетаристской теории оказали американские экономисты 20-40-х годов Г. Саймонс, И. Фишер, Ф. Найт и др. Они придавали большое значение сфере денежного обращения, которую впоследствии недооценивали кейнсианцы. Именно поэтому одной из заслуг монетаристов ряд западных исследователей считает «реабилитацию» денег в системе экономических категорий. Определенную респектабельность монетаризму придают ссылки на А. Смита и основоположников количественной теории денег Д. Рикардо, Д. Юма, Р. Кантилона, Г. Тортона.
Одно из ключевых положений монетаризма, на основе которого его представители строят свой вариант объяснения экономического цикла, состоит в том, что деньги играют исключительно важную роль в изменении реального дохода, занятости и общего уровня цен. Они утверждают, что существует взаимосвязь между темпом роста количества денег, темпом роста номинального дохода, а при быстром росте денежной массы также быстро растет номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает влияние как на уровень цен, так и на объем производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет функцию управления денежным спросом, а через него — и хозяйственными процессами. Основываясь на положении об экстраординарной роли денег и утверждая, что капиталистическое хозяйство представляет собой стабильную систему, способную за счет саморегулирования достигать состояния равновесия, монетаристы выстраивают свою модель экономического цикла, в которой определяющую роль играют изменения денежной массы.
Основными элементами монетаристской теории экономического цикла являются следующие: модернизированный вариант количественной теории денег, концепция номинального дохода, передаточный механизм, разработанный с целью иллюстрации воздействия денег на хозяйственные процессы.
Институционализм
В начале XX в. в США возник институционализм, виднейшими представителями которого выступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл.
Методология институционалистов предусматривала:
В рамках этого течения были образованы социально-психологическое (Веблен), социально-правовое (Коммонс), институционально-статистическое (Митчелл) направления.
Веблен связал основу экономики с действием психологического фактора. Коммонс основной упор делал на правовые категории, юридические учреждения, определяющие, по его мнению, развитие экономики. Разработка методов борьбы с экономическими кризисами проводилась Гарвардской школой конъюнктуроведения. Её ведущий теоретик Митчелл ставил задачу создания методов ослабления экономических кризисов. В его теории отсутствовала цикличность, а кризис был заменён рецессией — плавным снижением темпов роста. Митчелл создал теорию регулируемого капитализма.
Это был американский экономист У. Гамильтон в 1916г. впервые применил термин «институционализм». Английское экономиста Дж. Гобсон. Распространение институционализма было связано с эволюцией экономической теории в США, где в 20-х годах прошлого века он занимал лидирующее положение.
В последнее время были предприняты попытки дополнить институционализм за счет применения в его концепции новых элементов, пересмотра устаревших положений. Наметилась очередная форма синтеза. На этот раз предпринимаются попытки соединить положения институционализма с неоклассической теорией.
Радикальная политическая экономия
Радикальная политическая экономика может быть вызвана появлением множества феноменов в эволюции современной экономической мысли. Социально-экономические противоречия.
Радикальная политическая мысль сформировалась в конце 60-х годов, хотя радикальный экономический кризис не представляет абсолютно новых явлений. Его теоретические истоки восходят к работам таких экономистов, философов и социологов, как П. Баран, П. Суизи, Р. Милс, Е. Фромм, Г. Маркузе и др. Современные радикалы заявлены в США и других развитых странах. Возрождение авторитета и должности в университетской науке. В США был создан союз сторонников радикальной политической экономики, началось издание «Обзор радикальной общественной экономики». К радикалам относятся такие влиятельные экономисты, как Г. Шерман, Ф. Гордон, Р. Эдвардс, Дж. О’Коннор и др. За короткое время экономисты-радикалы создали обширную литературу. Американский экономист Г. Одесса из первых попыток систематизации предпринятого видного теоретического радикализма Шерман в книге «Политическая экономия».
Заключение
Краткая характеристика развития экономической теории, конечно же, не является исчерпывающей. Экономические проблемы, которые могут быть использованы при дальнейшем знакомстве с экономической теорией.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.