Преступление и наказание сны кратко
Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
2 вариант
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях. Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой. Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Сочинение 3
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Буратино – один из главных героев любимой всеми сказки “Золотой ключик” А.Н. Толстого. Он мальчик из дерева, которого сделал папа Карло из простого полена.
Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.
Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом
В романе М.А. Шолохова, обрисована правдивая картинка жизни народа, которых настигли тяжелые события. Автор в этом произведении, на примере казачьего хутора, показывает читателю какие трагедии народа
Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом
Анализ снов Раскольникова
Сон о забитой мужиками лошадёнке.
Накануне преступления Раскольников видит сон: ему семь лет, он гуляет с отцом в праздничный день. Они идут на кладбище мимо кабака, возле которого стоит запряжённая в большую телегу тощая лошадёнка. Из кабака идёт пьяный.
Миколка (то же имя, что и у красильщика, взявшего на себя вину Раскольникова). Он усаживает в телегу шумную под- гулявшую толпу. Лошадь не может сдвинуть телегу с места. Миколка беспощадно бьёт её кнутом, потом оглоблей, два мужика секут лошадь с боков. Мальчик пытается заступиться, плачет, кричит.
В этом сне отражается внутреннее состояние Родиона накануне совершения преступления.
Символика сна о забитой лошади.
Сон про оазис в Египте.
Накануне преступления Родиону грезится во сне идеальный мир, который будет создан им — гениальным спасителем человечества. Он видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок и мечтает о создании на земле небольшого оазиса счастья среди бескрайней пустыни горя. Смысл: мечта, во имя которой задумано преступление, противопоставлена серой реальной жизни.
Символика сна об Египте.
Египетский поход — начало карьеры Наполеона.
Сон об Илье Петровиче.
Родиону снится, что Илья Петрович избивает его хозяйку. Сон наполнен жуткими звуками: «она выла, визжала и причитала», голос бившего хрипел, «таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он никогда ещё не слыхивал и не видывал». В сознании героя сон путается с реальностью. Он думает о пролитой им крови, об убитых людях. Всё существо героя противится совершённому убийству. Когда Илья Петрович бьёт хозяйку, в голове Раскольникова возникают вопросы: «Но за что же, за что же … и как это можно!» Родион понимает, что он такой же «гений», как Илья Петрович.
Смысл сна об Илье Петровиче.
Убийство чуждо человеческой природе. Сон введён автором, чтобы показать ужас и несостоятельность теории Раскольникова.
Символика: лестница, являющаяся местом действия сна, символизирует борьбу добра и зла.
Сон о смеющейся старухе.
Смысл сна о смеющейся старухе.
Подсознание героя говорит о бессмысленности убийства, но он пока не готов к раскаянию.
Символика: смех старухи использован как способ развенчания наполеоновского начала в герое.
Сон о трихинах.
Последний сон Раскольникова показывает итог его тяжёлой и долгой внутренней борьбы с самим собой. События сна разворачиваются в фантастическом мире.
Герой видит ужасные картины конца света, который приближается из-за страшной болезни, вызванной новыми микробами — трихинами. Они проникают в мозг и внушают
человеку, что только он один во всём прав. Заражённые люди убивают друг друга.
Нравственные ориентиры теряются. Однако есть несколько человек, которые переболели этой болезнью и смогли уцелеть. Именно они могут спасти человечество, но их никто не видит и не слышит. Смысл: Достоевский показывает выход — нужно преодолеть нравственный нигилизм, и тогда люди смогут понять Бога, открыть истину. Герой отказывается от своей теории, осознаёт, к чему может привести вседозволенность.
Символика: сон — очищение и возрождение героя.
Значение снов. Сны помогают понять психологию героя и показывают, как меняется мировоззрение Раскольникова.
Сон Раскольникова
Сны Раскольникова – важная составляющая романа «Преступление и наказание». В них он более полно раскрывается как личность, как многогранная фигура. Так какова же суть снов Раскольникова?
Сон как художественный прием
На протяжении всего романа Раскольникову часто снятся сны. Введение автором сна в произведение – излюбленный литературный прием многих авторов. С помощью сновидений лучше раскрывается сущность героев, их страхи и желания.
В русской литературе писатели уделяли снам особое внимание. Ведь пока человек спит, он общается со своим подсознанием. Этот прием использовали Пушкин (сон Татьяны Лариной в «Онегине»), Гончаров (сон Ильи Ильича в «Обломове»), Жуковский («Светлана») и многие другие. Сны могли быть вещими или, наоборот, не иметь смысла. Они могли нести радость или предвещать горе.
Ф. М. Достоевский также использует сновидения, чтобы лучше открыть перед читателем душу и характер главного героя. Сны Раскольникова до преступления скрыты его метания, страх лишить кого-то жизни и обесценить свою собственную. После преступления его сновидения граничат с бредом психически нездорового человека, и только после раскаяния приходит умиротворение.
Сны Раскольникова до преступления
Первый сон, который снится Раскольникову накануне преступления – сон о замученной лошади. Сновидение относит его на много лет назад к временам своего детства. Он идет с отцом мимо кабака и видит, как мужики до смерти забивают кнутом маленькую лошадь. во сне герой испытывает жалость к животному, старается ее защитить и в ужасе просыпается. Этот сон раскрывает противоречивую натуру персонажа. С одной стороны он задумал жестокое преступление, с другой – способен на жалость к слабым и обездоленным. Во сне важными объектами являются церковь и кабак, которые находятся недалеко друг от друга. Кабак олицетворяет грязь и безобразие всего мира, а церковь – путь к очищению.
Еще один сон перед преступлением- сон про оазис. Ему снится Африка, золотой песок, голубая вода. Во сне все спокойно и прекрасно, что является полной противоположностью реальной жизни Раскольникова. Не случайно именно Египет снится Родиону. Таким образом вводится культ Наполеона, как человека, которому позволено больше остальных (поход на Египет – один из первых походов Наполеона).
Сны Раскольникова после преступления
После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.
Сочинение Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского
Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.
Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти. Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и. дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».
Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.
Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.
Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.
Подробнее
Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.
В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.
Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.
Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.
Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.
Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.
Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.
Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.
Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.
Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.
В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.
Сны в произведении
Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.
Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи. ». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…
Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.
4 вариант (роль и значение)
В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.
Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.
Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.
Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.
Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.
Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.
Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.
Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.
Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.
Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Каждый зимний вечер по оживленным улицам Москвы мчится рассказчик, молодой красавец, в санях к своей избраннице, чтобы в очередной раз повести ее ужинать в роскошный ресторан
В романе, написанном Гончаровым, показан период в истории Российского государства, когда страну ждал переворот во взглядах. Так как вместо устоявшихся взглядах касательно феодализма приходили
Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема сталинских концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания
Многим людям свойственна консервативность, но они расценивают это как верность себе и личным принципам. Они не желают идти в ногу со временем и остаются на своем уровне развития.
На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами