Преступление и наказание сны персонажей
Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание Достоевского
В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский большое внимание обращает на внутренний мир главного героя. Читатель может увидеть не только мысли и переживания Раскольникова, но и его сны. На протяжении произведения они встречаются в разных эпизодах, у каждого есть своя эмоциональная окраска и значение.
Первый сон оказывается тяжелым и мрачным. В нем многократно мелькают серые, черные тона; единственные цветные пятна – это зеленый церковный купол и рубашки пьяниц. Действие приходится на раннее детство Раскольникова. Родион испытывает страх перед злостью мужиков в кабаке, но всего в трестах шагах от этого неприятнейшего места находится церковь, о которой герой думает с теплотой. Сон как бы намекает на концовку романа, в которой выходом из тьмы станет вера в бога. Также же в нем показаны образы смерти и топора. Сновидение возникло на фоне эмоций, испытанных Родионом при виде пьяной девочки на бульваре, и привело к зарождению мыслей об убийстве.
Следующий сон ничуть не приятнее первого. Он представляет собой какофонию безобразных звуков: визга, хрипов, ругательств и воплей. Кошмар не просто пугает Родиона, он пробивает брешь в, казалось бы, неоспоримой теории. Настасья считает, что эти звуки – крик его кипящей крови. Но на самом деле дело скорее не в его крови, а в той, что он собственноручно пролил, убив несчастных женщин. Главный образ в этой сцене – лестница. Она символизирует путь, который преступнику предстоит пройти, чтобы обрести искупление.
Еще два сна относятся к теории Раскольникова. Первый – это Новый Иерусалим, рай, крохотный островок в океане печали и горя, который будет создан самим Родионом-Наполеоном. Второй – опровержение предыдущего. Он больше похож на ад земной, полный людских мучений и ненависти. Это противопоставление выдуманной реальности и той, которая действительно могла бы осуществиться, будь теория верной.
Сны Раскольникова – ещё один способ полноценно раскрыть душевные муки страдающего и потерянного героя. Родион запутан и полон сомнений, но сны не лгут и показывают, что происходит в его душе на самом деле и в каком-то смысле подсказывают ему верный путь. Ф.М.Достоевский не только поработал с их помощью над психологизмом персонажа, но и в иносказательной форме преподнес другие проблемы произведения, позволил читателям предвосхитить развязку, высказал собственную позицию по поводу теории.
2 вариант
Во снах такого персонажа, как Раскольников, автором было вложено очень много смысловой нагрузки, которая заключалась в том, чтобы раскрыть характер и образ данного персонажа цело, глубоко и многогранно. Именно благодаря подобным сценам в произведении, где рассказывается о снах героя, читатель может понять весь характер и натуру данного персонажа. Стоит сказать, что по ходу произведения показываются сны героя, и те события, которые происходят в его жизни, находят свое раскрытие и в его сновидениях. Можно говорить о том, что многие авторы любят добавлять этот элемент в свои работы, так как при помощи данных сцен можно показать, что на самом деле чувствуют персонажи, которые находятся в соответствующем положении. Также, можно говорить и о том, что русские писатели вкладывали в смысл данных сцен то, что герои показывались крайне искренними в те моменты времени, так как невозможно было обмануть свое сознание, находясь в сновидении.
Использовались такие приемы и Пушкиным, и Гончаровым, и Жуковским. Стоит сказать, что значение у сновидений персонажей совершенно различное. Если в одном произведении сны показаны вещими и направляющими, то в другом рассказе они могут не иметь абсолютно никакого смысла. Также, можно отметить и тот факт, что сновидения героев прекрасным образом могли передавать чувства и эмоции героев. Благодаря снам, произведения Достоевского открывали по-настоящему души героев, и раскрывали их характеры.
Вначале герой был показан весьма разумным и спокойным человеком, которому во сне виделись сцены, в которых говорилось о том, что нельзя никого лишать жизни, и вредить окружающим. Однако, после того, как он совершает преступление, его сознание становится мутным, и походит больше на мысли нездорового психически человека. В сценах покаяния, герой обретает вновь свое душевное равновесие и покой. Первым сном данного персонажа, была сцена, в которой он видел измученную лошадь, которую ему было очень жалко. Стоит сказать о том, что эта сцена шла из далекого прошлого, и связана с тем, что он наблюдал в детстве. Как-то раз, он был свидетелем того, как прохожие люди били лошадь. Он не мог смотреть на это спокойно, и ему было крайне жаль животное. Данная сцена говорит о том, что герой является очень противоречивым персонажем, так как он готов пойти на очень ужасное и бесчеловечное преступление, однако, в нем осталась эмпатия и чувство сострадания к ближним.
Сочинение 3
Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.
Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.
Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.
Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны Раскольникова и их значение в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Буратино – один из главных героев любимой всеми сказки “Золотой ключик” А.Н. Толстого. Он мальчик из дерева, которого сделал папа Карло из простого полена.
Друг. Как редко мы задумываемся над значением данного слова! Часто мы считаем друзьями тех, кто проводит с нами большое количество времени, с кем мы смеемся и беззаботно разговариваем.
Модные журналы рассказывают нам про стиль жизни, который предлагается через фигуры знаменитостей и популярные образы. В школе легко увидеть, как дети соответствуют разным стилям: кто-то спортсмен, другие увлечены интернетом
В романе М.А. Шолохова, обрисована правдивая картинка жизни народа, которых настигли тяжелые события. Автор в этом произведении, на примере казачьего хутора, показывает читателю какие трагедии народа
Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом
Значение снов Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Описание и значение снов
Скрытый символизм заложен автором в сновидения, с которым следует познакомиться поближе, дабы получше понять личность Родиона. Разбор смысла и значения снов позволит школьнику написать грамотное сочинение по теме произведения. Начальная суть символичных видений заключалась в разрушении гипотезы Раскольникова и раскрытии правильной сути жизни. Одни из них страшные, другие же, наоборот, положительные. В некоторых главах произведения герой видит следующие видения:
С помощью сообщений, посылаемых главному герою в сновидениях, автор пытается бороться с идеологией ненависти созданного персонажа. Расшифровка своеобразных символов — это ключи, отпирающие закрытые двери сложного замысла Достоевского.
О забитой лошади
Центральный персонаж переносится в детские годы. Перед ним открываются родные места, он шагает по улице вместе с отцом, на пути встают кабаки и церкви. Он видит лошадь, избиваемую людьми. Пьяные мужчины с ожесточением бросаются на животное, молотя его кнутами. Запряженная в телегу лошадка не может убежать. В конце ее добивают ломом по голове.
Эти образы противопоставляются друг другу, заставляя героя романа призадуматься над верностью своих суждений и теорий. Соборы располагаются недалеко от питейных заведений, показывая, что человек самостоятельно выбирает дорогу, по которой идет.
Об оазисе в Африке
Родиону приснился прекрасный оазис посреди африканской пустыни. Второй сон он видит до совершения рокового поступка. Песчаная равнина с голубой водой становится источником живительной влаги для «странника». Примечательно, что герой оказывается в Египте. Несмотря на простоту сна, его анализ показывает большую глубину символов. Оазис с прозрачным водным источником — образ чистоты побуждений, проскакивающих сквозь жизненную рутину, наполненную нищетой, развратом, неблагочестивыми мыслями, злобой.
Сам же сон можно истолковать как стремление героя к чему-то чистому, прекрасному. Раскольников все еще сомневается в своих желаниях, у него есть шанс пойти по правильному пути. Важной составляющей видения является местоположение — Египет. Таким способом автор привносит в произведение нотку наполеонизма, ведь для великого исторического деятеля египетский поход был первым. Именно там Наполеон испытал горести поражения из-за чумы, положившей его войско. Разочарование ждет и главного героя романа. Такой сон обязан был присниться затеявшему изначально проигрышную игру герою, чтобы дать шанс на спасение.
Об Илье Петровиче
Убийство старухи состоялось. Персонажа, совершившего преступление, лихорадит. И здесь нельзя не упомянуть кратко о сне Раскольникова, в котором он видит Илью Петровича и хозяйку. Сновидения идут чередой, три последующих приводят героя к осознанию действительности. В дом преступника приходит полицейский и избивает владелицу квартиры. Это слышит персонаж, но не видит. Он не может пойти на помощь, так как переживает за свой арест.
Это говорит о невозможности Родиона переносить издевательства над людьми, насколько бы плохими они ни были. Сцена становится своеобразным отражением произошедших событий с персонажем, который уже не мог остановиться и одуматься. Он чувствует вину, боится быть разоблаченным, наказанным. Но сколько бы веревочке ни виться, все становится на свои места, злодеи оказываются наказанными.
О смеющейся старухе
Это видение имеет глубокую идейно-композиционную роль. Оно говорит о характере и нынешнем внутреннем состоянии Родиона. Событие предшествует приходу Свидригайлова, рассказывающего центральному персонажу романа о том, что ему известно об убийстве. Смех старухи также символичен. Героиня будто ликует от победы над обидчиком, испытывающим угрызения совести. Родионова теория разрушилась.
О конце света
Несостоятельность гипотезы подтверждается последним сном героя. Его он видит на каторге, когда серьезно заболевает. Ему грезится, что весь мир окутала страшная болезнь, которая по своей мощи не может конкурировать с моровой язвой. Кажется, что все живое вот-вот погибнет. Людей в свои оковы заключают злоба и жестокость. Происходят убийства на каждом шагу, ужас плодится на планете, наступает конец света.
Подобное может сниться только людям, которые не могут реализовать замысел о всемирном спасении. Ведь именно его Родион не реализовал. На практике его теория не работает и выглядит ужасно.
В этот момент персонаж пытается достичь гармонии. Этому способствуют место его нахождения и окружение:
Раскольников начинает понимать, насколько неправильными были его софистические умозрительные рассуждения. Мир нуждается в искренности, доброте, способной противостоять злу и порочности человечества.
Краткое содержание сновидений центрального персонажа романа «Преступление и наказание» поможет грамотно составить текст сочинения, заполнить читательский дневник. Для удобства информацию можно сократить, выбрав самые яркие символы и их значение, занеся их в таблицу с указанием, в какой главе произошло действие.
Вовсе не обязательно читать всю книгу, чтобы понять основную мысль этих снов. Достаточно ближе познакомиться с творчеством Достоевского, для которого сновидения значили гораздо больше. Они были прообразами обнаженной совести, которую нельзя заговорить препаратами, славными словами. Это позволяет открыть души и характеры героев.
Сочинение Роль снов в романе Преступление и наказание Достоевского
Сны зачастую используются в литературе как средство раскрытия персонажей, их внутренних черт и переживаний. Иногда сны оказывают колоссальное влияние на развитие персонажей, их действия и весь сюжет произведения в целом, иногда сны – лишь художественный прием, использованный автором в качестве более яркого описания персонажа.
Первый сон описывается в пятой главе первой части романа. В нём Раскольникову снится как тощая лошадь, которая тащила тяжелый груз, неожиданно останавливается, из-за чего извозчик Миколка с особой жестокость забивает лошадь до смерти. Причем этого извозчика неспроста зовут именно Миколкой – так будут звать красильщика, который возьмет на себя вину за преступление Раскольникова. Именно в этом сне Достоевский гиперболизировано изображает для нас истинную сущность теории Родиона о «право имеющих». Сам Родион просыпается и. дрожа, ложится на диван «как загнанная лошадь», что показывает нам его неготовность к тому, чтобы стать таким «право имеющим».
Второй сон так же является некоторой аллегорией – сначала Родиону снится райский оазис с ручьем, из которого герой пьёт чистую воду, затем всё это резко прерывается картиной убийства. Достоевский как бы говорит нам, что чистая жизнь Родиона прервется именно убийством старухи-процентщицы.
Третий сон, который описывается во второй главе второй части, является скорее галлюцинацией, в которой помощник квартального надзирателя жестоко избивает хозяйку. Однако ничего подобного не было – это внутренние муки совести героя, смешанные с его безумием, находят себе выход.
Четвертый сон показывает на отчуждение Раскольникова от людей, насмешки и слухи, которые распускают люди о Родионе. Причиной такого отчуждения от общества Достоевский называет его теорию, которая перечеркнула для него возможность нормально жить и общаться.
Подробнее
Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать о состоянии его души, образе мыслей, мотивах поступков.
В произведении «Преступление и наказание» сны Раскольникова тоже играют далеко не последнюю роль. Мало того, по некоторым из них можно не только определить черты характера героя, но и задуматься о том, что могло двигать молодым человеком в момент приятия решения о совершении злодеяния.
Накануне преступления Раскольников видит сон, в котором забивают до смерти лошадь. Возможно, это предзнаменование о том, что вскоре случится кровавое убийство. Однако данный сон можно расценивать и в качестве детских страхов героя – быть может, в детстве главный герой видел, как убивают животных и на фоне этого у него возникла некая психологическая травма.
Раскольников двойственен – с одной стороны, он жалеет животных, с другой – со спокойной душой, без сожаления, убивает человека. Впрочем, эта особенность натуры проявляется не только у него, но у многих личностей в реальности.
Также главному герою снится сон об Африке – причем, в данном сновидении состояние его здоровья оставляет желать лучшего. Все о чем он мечтает – заветный оазис, который Раскольников, наконец, находит. Он так рад любоваться зеркальной гладью волн, чувствовать на себе лучи палящего солнца.
Это видение резко контрастирует с серой и будничной жизнью молодого человека. Вполне возможно, его стоит расценивать как тягу к успокоению и чему-то лучшему, как желание вырваться из повседневности и зажить иной, более яркой и полной событий, жизнью.
Следующий достойный внимания сон имеет место уже после совершения убийства. Парень впадает в бред и видит сон, в котором полицейский избивает хозяйку квартиры. Вполне возможно, что совесть Раскольникова стремится переложить его вину за совершенное деяние на кого – то другого. Даже сам герой подсознательно не хочет верить в то, что он совершил такой жестокий и мерзкий поступок.
Также главный герой боится ареста – однако не предпринимает никаких попыток оказать сопротивление либо скрыться.
Видит во сне Раскольников и смеющуюся, убиенную им, старуху. Он всячески старается изгнать этот образ из своего подсознания, но, в отличие от жизни, ему никак не удается избавиться от пожилой женщины. Какие бы попытки он не предпринимал, старуха смеялась пуще прежнего, чем вызывала леденящий ужас.
Это можно назвать отражением позора, который герой испытывает в реальности. Ведь образ словно высмеивает его, осуждает и указывает на то, что с этой ношей он теперь будет существовать до конца своих дней.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге – это сон о конце света, также имеющий место в бреду. Вполне возможно, что сновидение символизирует раскаяние героя, долгожданное освобождение – это означает, что духовная работа над собой все же была проведена, человек многое переосмыслил и понял.
В целом, данный персонаж не вызывает негативных чувств и отвращения – а создает впечатление заблудшего человека, который дал волю непозволительным эмоциям и действиям, в результате чего получил вполне логичное и справедливое наказание.
Сны в произведении
Сны в этом романе крайне психологичны, в них отражаются вся сложность внутреннего мира героев. Сновидения удачно вписаны в событийную канву произведения. Главному событию (убийству старухи Раскольниковым) предшествует описание сна о лошади.
Разве можно представить себе что-то более жестокое и бесчеловечное? Вся картина показана глазами семилетнего Родиона. Но он беспомощен в этой ситуации, ничто уже не может помочь лошади. Ярость хозяина ужасна, но еще ужаснее те, кто его подзадоривают криками «Добивай!», «Топором ее…», «Секи ее, секи. ». Безумство Миколки и толпы продолжает нарастать, до тех пор, пока лошадь не умирает. Хозяин оправдывается себя тем, что кобыла – его собственность, что он имеет право делать с ней что угодно. В этом оправдании воплощается одна из ключевых идей теории повзрослевшего Раскольникова – если ты имеешь власть над кем-то или над чем-то, то можешь оправдать этим даже наказание, расправу, включая убийство. Отец Раскольникова успокаивает словами «пьяные шалят»…
Проснувшись, герой осмысливает сон. Его осеняет мысль о том, что несмотря на весь ужас задуманного преступления, он готов его совершить. Образы будущего убийства снова пролетают в его голове. Трагизм ситуации заключается в осознании Раскольниковым бесчеловечности задуманного им злодейства и, вместе с тем, внутреннего принятия и готовности его совершить.
4 вариант (роль и значение)
В книге Достоевского сны разделяются композиционно по принципу своеобразной симметрии. Если рассмотреть пять снов Раскольникова, то легко увидеть, что два сна касаются убийства старушки, один сон представляет собой некую пустоту и отсутствие образов (такие сны бывают, когда ничего не видно, сохраняется только сознание и ощущения) и два сна представляют собой иллюстрацию теории Раскольникова.
Также сны связаны и между собой определенной градацией. В этой конструкции рассмотрим сон без образов, как центральную часть, некую ось, около которой по двум сторонам располагаются по два сна. Соответственно, с каждой стороны есть по своеобразной ступеньке, которая позволяет Раскольникову перейти на новый уровень понимания, а также автору подчеркнуть некоторые значимые детали.
Для начала рассмотрим центральный сон, который Родион видит после того, как совершает двойное убийство. Как говорит Настасья, в Раскольникове «кричит кровь» и, понятное дело, что в этом контексте кричит кровь убитых им людей. Он ощущает ужас и видит, что в действительности просто совершил жестокость, поэтому мир в нем, его душа возвопила таким пронзительным криком.
Этот крик имеет глубокое значение, так как указывает на понятую и понятную причинно-следственную связь. Не представляется возможным совершить нечто ужасное, как убийство человека и при этом остаться как бы вне этой связи. Мир всегда будет кричать таким криком ужаса, когда любое божье создание терпит подобные страдания, и этот крик является частью мира.
Сны, которые касаются убийства, снятся до и после него. Сначала Раскольников видит детство, невзрачное пространство, в котором он вырос. Достоевский использует образы серости, обыденности, безысходность, которая охватывает все пространство даже в праздничные дни, а также довольно типичную российскую дихотомию кабак-церковь.
Этот детский сон имеет огромное значение, но его детальный анализ потребует огромного количества времени, начиная от поиска детских истоков особенностей личности Раскольникова и до сероватой образности, которая может трактоваться как пребывание Раскольникова в каких-то низких мирах потустороннего, сонного мира. Поэтому остановимся только на основном, на том, что Раскольников не приемлет жестокость с детства и является возвышенной личностью. Сон указывает ему на некоторую абсурдность его решения и дает явный намек на возможность выбрать церковь, а не кабак, то есть любовь, а не жестокость.
Следующей ступенькой является сон после убийства. Там появляется старушка и она смеется над Раскольниковым в компании народа. Таким образом, указывается на нелепость поступка главного героя, он понимает, что убивая старушку, убивал самого себя.
Сны, которые говорят о теории Родиона, тоже идут подобным ступенчатым образом. Первым из них является тот, который предлагает образ как бы зарождающегося пространства мира радости и покоя. Раскольников созерцает предвестников собственного мира, который собирается создать и не замечает ничего плохого.
Следующий сон указывает ему на итог воплощения его теории. Люди, которые живут в его мире, обвиняют друг друга, «колются и режутся», «кусают и едят друг друга». Таким образом этот сон полностью уничтожает теорию главного героя, позволяет ему понять, уда ведут подобные воззрения.
Как видим, через сны Раскольникова Достоевский достаточно умело и с четкой композиционной продуманностью предоставлял читателю и собственные воззрения и описывал эволюцию внутренних взглядов главного героя.
Также читают:
Картинка к сочинению Сны в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Каждый зимний вечер по оживленным улицам Москвы мчится рассказчик, молодой красавец, в санях к своей избраннице, чтобы в очередной раз повести ее ужинать в роскошный ресторан
В романе, написанном Гончаровым, показан период в истории Российского государства, когда страну ждал переворот во взглядах. Так как вместо устоявшихся взглядах касательно феодализма приходили
Одной из самых ужасающих и трагических тем в русской литературе является тема сталинских концентрационных лагерей. Подобная система преследования и наказания
Многим людям свойственна консервативность, но они расценивают это как верность себе и личным принципам. Они не желают идти в ногу со временем и остаются на своем уровне развития.
На полотне изображён портрет девочки восьми или десяти лет, которая держит в руках деревянную расписную чашу с только что собранными лесными ягодами
Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
статья по литературе на тему
Материал статьи может пригодиться при подготовке к урокам по роману «Преступление и наказание».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сны персонажей, их роль в произведении «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского
I Особенности художественного мира романа Достоевского
II Сны персонажей, их роль в произведении.
1. Сны Раскольникова до убийства как отражение скрытого гуманизма героя
2. Отражение убийства в снах Раскольникова.
3. Сны Свидригайлова – подведение итога его жизни.
4. Последний сон Раскольникова
III Роль снов в произведении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» стал ответом на сложившуюся в России после реформы 1861 года духовно-культурную ситуацию. Общество того времени пыталось ответить на вопрос о путях развития освобожденной личности, о свободе воли человека. С момента выхода романа в свет и до наших дней интерес к нему не угасает. Объяснение этому – в глобальности и актуальности поставленных проблем, необычайном психологическом мастерстве автора, особенностях художественного осмысления действительности.
Своеобразие художественного восприятия мира Достоевским сказывается и в композиции произведения, и в портретах героев, их речи, цветовой гамме романа и т.д. Важнейшим элементом художественного мира Достоевского являются сновидения персонажей. Обращение к снам героев объясняется стремлением Достоевского к психологической правдивости повествования.
Живая и гуманная натура главного героя – Родиона Раскольникова – на протяжении романа постоянно вступает в противоречие с созданной им человеконенавистнической теорией. Но сила идеи, по мысли Достоевского, не менее велика, чем сила чувства, и способна подчинить себе душу человека. Сны Раскольникова выступают как проявления души, неподконтрольные порабощенному идеей сознанию.
Первый сон Раскольников видит еще до убийства. Герою, увидевшему себя ребенком, снится, как мужики до смерти забивают жалкую клячу. Сцена убийства представлена в произведении с ужасающими подробностями, что должно подчеркнуть противоестественность человеческого насилия и жестокости. Сон потрясает Раскольникова, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Этот сон выступает как предсказание о возможных последствиях теории Раскольникова, к которым герой пытался прислушаться. Кроме того, значение этого сна еще и в том, что он помогает нам лучше понять скрытые за рамками теории гуманизм, доброту и искренность героя.
Второй сон Раскольников видит непосредственно перед убийством. В странных, опутавших героя грезах перед ним предстает оазис в пустыне, отдыхающий караван, пальмы и ручей с прекрасной прохладной голубой водой, которая «…бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку». Во сне Раскольников пьет эту чудесную воду, выступающую символом чистой и свободной жизни. Но, пробуждаясь от звона часов, герой вспоминает о необходимости грядущего преступления. Этот сон также помогает лучше представить Раскольникова, его тягу к чистоте и красоте. Но все же идея оказалась сильнее души героя, и он, не прислушавшись к сновидениям, отправляется в дом процентщицы.
После совершения преступления герой находился в странном полусне-забытьи: «Клочки и отрывки каких-то мыслей так и кишели в его голове, но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться…». На следующий после убийства день Раскольникову привиделся кошмар об избиении квартирной хозяйки на лестнице. Стоны, крики, жалобы, множество свидетелей в этом сновидении говорят о страхе разоблачения, напоминают совершенное убийство. Даже после пробуждения герой чувствует, что «страх, как лед, обложил его душу, замучил его, окоченил его». В этом видении нет мотивов раскаяния, чувствуется агрессия против хозяйки, заявившей в полицию о неуплате за комнату и энергия, еще сохранившаяся после недавнего преступления.
Это сновидение прервал новый персонаж романа – Свидригайлов, выступающий своеобразным «двойником» Раскольникова. Характеризуя Свидригайлова, Достоевский использует те же методы, что и при описании Раскольникова: фиксация малейших духовных и физических переживаний, изложение мысленных переживаний и такое же подробное описание снов, грез и видений, перекликающихся со сновидениями главного героя.
Сновидения Свидригайлова, как и Раскольникова, тесно переплетены с явью. Достоевский показывает три видения этого героя, но они представлены как части одного большого сна.
Третий сон Свидригайлова о том, как он идет на самоубийство, но по дороге встречает маленькую девочку, всю в слезах, сбежавшую от сердитой матери из-за разбитой чашки. Уложивший в постель девочку Свидригайлов с изумлением и страхом вдруг увидел, как губы малышки раздвигаются в улыбке и лицо ее превращается в «лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок». Этот сон, в котором не Свидригайлов, а маленький ребенок предстает воплощением распущенности, отражает состояние души героя, в котором все нравственные ценности искажены, перевернуты, как говорится, «с ног на голову», как и в сновидении. Сон нарушает привычное для Свидригайлова состояние циничного равнодушия и презрения к традиционным ценностям, он выбивает его из колеи: «Кошмар во всю ночь!» Во сне открывается глубинный смысл случившейся с его личностью катастрофы.
Таким образом, можно сказать, что сны Свидригайлова являются отражением его мировоззрения, помогают нам лучше понять его. Также сновидения дают возможность осознать губительные последствия теории Раскольникова, поскольку грехи Свидригайлова, отраженные в снах, – порождение сниженного варианта этой теории.
Этот сон можно назвать предупреждением будущих бед. Именно после него Раскольников отказывается от своей теории и по-настоящему раскаивается в своем преступлении.
Следовательно, сны, видения и грезы персонажей как внесюжетный элемент текста несут в себе определенную художественную нагрузку в раскрытии идейного содержания произведения. Достоевский с помощью снов Раскольникова и Свидригайлова помогает читателям лучше понять внутренний мир героев, осознать сущность их переживаний. Сон для Достоевского – незаменимый способ художественного познания человеческой личности, стремление познать и осмыслить ее с разных сторон.