Пример толкования нормативного акта
Пример толкования нормативного акта
Глава III.
ПРАВОТВОРЧЕСТВО И ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ
§ 13. Реализация и толкование права
Каким образом происходит процесс превращения «книжного» права в реальное, по правилам которого живут и действуют люди? Каков конечный результат процесса правового регулирования? Какими средствами он достигается?
Как бы ни была хороша и нужна записанная в законе правовая норма, сама по себе она не будет работать, т. е. регулировать (порождать, изменять, прекращать) правовые отношения. Для полного и детального представления о том, как право действует, разработано понятие «реализация права».
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
Реализация правовой нормы означает фактическое осуществление её предписаний, претворение в жизнь общих правовых правил поведения. Иными словами, реализацией права называется воплощение в действиях и поступках людей требований норм права, «переведение» абстрактных правовых предписаний, сформулированных для всех, в конкретные действия субъектов права, оказавшихся в предусмотренной правовой нормой ситуации.
Право считается реализованным, когда фактические действия лиц (совершение определённых поступков или запрет на их совершение) соответствуют требованиям правовых норм.
В зависимости от характера действий субъектов права выделяют четыре формы реализации права:
• Соблюдение, с помощью которого осуществляются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться. В этом случае реализации подлежат запрещающие нормы права. Примером может быть статья 25 Конституции РФ, в которой сказано, что «никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц». Эта форма реализации права заключается в пассивном воздержании от совершения неправомерных действий.
• Исполнение связано с выполнением активных обязанностей, строго определённых нормой права действий. Это реализация обязывающих норм права, выполнение субъектом права возложенных на него обязанностей. Примером исполнения может служить выполнение конституционных обязанностей граждан: своевременно и в полном объёме уплачивать налоги, нести воинскую службу, сохранять природу и окружающую среду.
• Использование (осуществление) выражается в осуществлении прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и достигает определённого блага. Использование имеет место в случае осуществления гражданами РФ своих конституционных прав, например, на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Если использование своих прав гражданами является добровольным делом и никто не может принудить частное лицо к осуществлению своих прав, то права государственных органов и других организаций одновременно являются их обязанностями, от осуществления которых они отказаться не могут. Так, Высший Арбитражный Суд РФ не только вправе, но и обязан выступать в качестве высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
• Применение является особой формой реализации права, поскольку так реализуют право только уполномоченные на то органы (государственные, муниципальные органы, их должностные лица). Например, применяет право Президент, принимая указ о назначении конкретного лица на какую-нибудь должность, или следователь, вынося постановление о возбуждении уголовного дела. Эта деятельность имеет специфический, официальновластный характер и ряд других особенностей, на которых нужно остановиться более подробно.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА
Правоприменительная деятельность государственных органов является важной формой реализации права, которая необходима для исполнения соответствующих предписаний правовой нормы.
Правоприменительная деятельность имеет процессуальный характер, порядок и процедура её осуществления предусмотрены в нормативно-правовых актах. Государственные органы или должностные лица, применяющие норму права, действуют строго в пределах своей компетенции. В процессе применения нормы права выносится соответствующее решение – индивидуальный, властный, правоприменительный акт, которым устанавливаются конкретные правовые последствия (в виде возникновения, изменения или прекращения у субъектов права их прав и обязанностей).
Правоприменительная деятельность входит в компетенцию всех органов государственной власти и должностных лиц. Более того, любое осуществление государственных функций возможно лишь на основе применения норм права. Применение права может быть направлено, во-первых, на пресечение противоправных действий и привлечение правонарушителя к ответственности (выговор директора, приговор суда, наложение штрафа). Во-вторых, эта деятельность может быть направлена на обеспечение правомерных действий субъектов права по реализации их прав и обязанностей (выдача разрешения или справки, осуществление регистрации, удовлетворение судом правомерного иска).
Правоприменительная деятельность имеет несколько стадий.
На первой стадии происходит юридическое исследование фактических обстоятельств дела. Оно должно быть всесторонним, полным и объективным, носить достоверный характер. На этой стадии собираются и накапливаются юридически значимые факты, которые можно оценить и классифицировать с юридической точки зрения.
На второй стадии осуществляется юридическая квалификация факта. Факты оцениваются в соответствии с определённой нормой права, устанавливающей их юридическое значение. На этой стадии выбирается нужная для юридической квалификации норма, анализируется её значение в данных обстоятельствах, проверяются возможности её применения в рассматриваемом случае. И на этой основе квалифицируется весь состав деяния.
Третья стадия, завершающая процесс применения права, – стадия вынесения решения, связанная с принятием правоприменительного акта, в котором определяются конкретные права и обязанности субъектов рассматриваемого правоотношения.
Решение компетентного государственного органа, выраженное в акте применения права, должно быть исполнено. Исполнение обеспечивается в случае необходимости мерами государственного принуждения.
АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Остановимся на юридической характеристике акта применения права. Этот акт содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом по конкретному юридическому делу (например, указ Президента о помиловании такого-то гражданина, приказ Министерства финансов об образовании нового департамента в структуре министерства, решение Арбитражного суда Московской области и т. д.).
Важной особенностью правоприменительных актов и их отличием от нормативных правовых документов является их индивидуальный, персонифицированный характер. Если нормы права рассчитаны на многократное применение и адресованы неопределённому числу лиц, то в отличие от них правоприменительные акты всегда адресованы конкретным субъектам и прямо указывают на то, кто в данной ситуации обладает соответствующими правами и обязанностями. Поэтому они не являются источниками права и рассчитаны только на однократное применение.
Все правоприменительные акты имеют определённую, установленную законом форму. В своём документальном выражении они должны иметь чёткую структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Особенно строгие требования предъявляются к оформлению решений суда, документов предварительного следствия, актов расследования административных правонарушений.
В некоторых случаях актом применения права можно считать правоприменительные действия (деятельность) уполномоченных на их совершение лиц. Действия по задержанию правонарушителя, оформлению штрафа на месте, снятию с рейса за безбилетный проезд и даже жесты регулировщика дорожного движения можно расценить как акты применения права.
Правоприменительные акты различных государственных органов и должностных лиц имеют официальные, установленные законом типовые наименования. Президент и Правительство РФ издают распоряжения, министры и руководители предприятий – приказы, следователи и прокуроры по вопросам предварительного следствия выносят постановления, их же принимает суд по вопросам судебного разбирательства дела. Суд по гражданским делам выносит решение, а по уголовным делам – приговор.
ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Реализация правовых норм во многом зависит от того, как право понимают, интерпретируют, трактуют, т. е. от толкования права. Толкованием права называют деятельность по установлению действительного смысла норм права. Эта деятельность включает в себя: 1) уяснение содержания правовой нормы самим субъектом права (для себя) и 2) разъяснение официальными органами и другими уполномоченными лицами значения входящих в норму понятий (для других). Предполагается, что каждый «пользователь» права уясняет его требования самостоятельно. Часто в этом помогают специальные разъяснения нормативно-правовых актов, которые даются в официальном и неофициальном порядке.
Толкование очень важная часть процесса реализации права. Сам выбор той или иной правовой нормы предполагает понимание её содержания. Как мы уже видели, в норме права сформулированы общие, типичные правила поведения. Для того чтобы адаптировать общую норму права к конкретному случаю, понять, как она будет работать в данной ситуации, и нужно толкование права. Кроме того, подчас неясны смысл и значение отдельных понятий, включённых в правовую норму, вызывает вопросы их согласованность друг с другом. Трудности с применением права возникают не только у обычных людей, но и у профессиональных юристов, поэтому без деятельности по толкованию норм юридическая практика была бы чрезвычайно затруднена.
Толкование права далеко не простая, профессиональная, интеллектуальная деятельность. Есть специалисты и специально уполномоченные на то органы, от которых ожидают обстоятельного разъяснения права. Они должны облечь результаты своей деятельности по толкованию норм права в форму специальных актов разъяснения права.
Правовые последствия толкования зависят от того, каким субъектом оно осуществляется. Уже говорилось, что толковать право может практически любое лицо, однако юридическое значение имеет только официальное толкование.
Официальное толкование даётся уполномоченным на то органом, формулируется в специальном акте и является обязательным. Иными словами, это официальная директива о том, как правильно понимать конкретную норму. Такое толкование вызывает правовые последствия для всех адресатов толкуемой правовой нормы.
Официальное толкование может исходить от органа, издавшего данный нормативный акт, тогда оно называется аутентичным толкованием. Так, в Российской Федерации подобные разъяснения могут издаваться Государственной Думой и другими законотворческими органами, а также Президентом и другими государственными органами, имеющими право издавать нормативно-правовые акты. Юридическая сила таких разъяснений аналогична юридической силе самого толкуемого правового документа.
Когда толкование осуществляют государственные органы, которые не издают, а применяют право, оно называется легальным. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы. Особое значение имеет легальное толкование Конституционного Суда РФ по вопросам разъяснения положений Конституции РФ. Только Конституционному Суду предоставлено право интерпретировать положения акта высшей юридической силы. Никакие другие органы не могут давать официального и обязательного толкования Конституции РФ. Акты толкования, которые даёт Конституционный Суд, являются официальным разъяснением текста Конституции, они окончательны и обжалованию не подлежат.
Кроме того, официальное толкование может быть нормативным и казуальным. Нормативным толкованием называется официальное разъяснение, которое распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой. Оно обязательно для всех физических и юридических лиц, подчинённых органу, производящему толкование. Нормативное разъяснение не может содержать новые правовые нормы, а лишь разъясняет какие-то вопросы, недостаточно чётко выраженные в толкуемом акте. Это может быть сфера его действия, условия его применения, конкретные права и обязанности субъектов и др. Акт нормативного толкования имеет ту же юридическую силу.
Казуальным толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы применительно к конкретному казусу (случаю). Цель такого толкования – правильное решение дела. Оно обязательно только для решения дела, по которому дано.
Все органы, применяющие нормы права, могут давать казуальное толкование. Наиболее типичным примером является приговор или решение суда, в котором обязательно но содержится мотивировка применения определённой нормы закона. Формально судебное толкование касается лишь того случая, который был рассмотрен в судебном заседании, и не распространяется на аналогичные дела.
Неофициальное толкование осуществляется общественными организациями, научными и учебными учреждениями, практическими работниками и другими лицами в форме рекомендаций и советов и не носит обязательного характера. Такие рекомендации не влекут за собой формально-юридических последствий, но они тоже являются весьма полезными, помогают избежать ошибок в практике применения законов. Например, большое практическое значение имеют постатейные комментарии к кодексам и законам, издаваемые различными судебными, научными и образовательными учреждениями и организациями.
Неофициальным толкованием является также обыденное толкование, даваемое гражданами в быту, повседневной жизни; профессиональное толкование, например разъяснение закона адвокатом, юрисконсультом и др. Очень важным является доктринальное толкование, осуществляемое учёными-юристами в теоретических статьях, научно-исследовательских монографиях, практических комментариях по результатам их научных исследований. Его сила не в обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Такое толкование призвано улучшать качество применения закона, способствовать разъяснению его содержания. Оно выступает как научное объяснение смысла и целей правовых норм.
Для того чтобы осуществить толкование норм права, пользуются разными способами и приёмами толкования. Для примера рассмотрим самые распространённые способы толкования: грамматический, систематический, логический, исторический. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.
Грамматический способ толкования основывается на знании языка, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Этот способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе грамматического, лексического и синтаксического анализа текста нормативного акта. Такое толкование предполагает выяснение смыслового значения отдельных терминов и слов в данном тексте.
При этом толковании используются все правила языка, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложения. Важную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т. д. Хрестоматийный пример грамматического толкования: «Казнить нельзя помиловать» – наглядно показывает, как от положения запятой меняется смысл решения.
Систематический способ толкования предполагает установление смысла норм права на основе анализа их связей с другими нормами, сопоставление их друг с другом, определение их места и значения в системе права в целом. Такой способ толкования необходим при раскрытии содержания так называемых отсылочных норм, в тексте которых есть отсылка к содержанию другой нормы, или статьи, или норм, близких друг другу по содержанию. Например, при толковании статьи 129 Уголовного кодекса (УК) РФ (клевета) её нормы обычно сравнивают со статьёй 130 (оскорбление). Такое же сравнение необходимо при толковании статьи 330 УК РФ об уголовно наказуемом самоуправстве и статьи 166 Кодекса об административных правонарушениях, которая устанавливает административную ответственность за самоуправство.
Логический способ толкования – толкование с точки зрения законов логики, установление логических связей отдельных положений. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как. при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и их соотношения между собой. В частности, этот приём используют при толковании правовых норм с незаконченным перечнем. В этом случае законодатель, перечисляя какие-то обстоятельства, даёт незаконченный, неполный список, о чём говорит употребление оборотов «и другие», «ив других случаях», «и тому подобное». Лицо, применяющее и толкующее норму права, имеет право расширить этот перечень за счёт других обстоятельств, аналогичных перечисленным. Например, в статье 1079 ГК РФ сказано: «Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильно действующих ядов и т. д.; осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности и др.), обязаны возместить вред, причинённый источником повышенной опасности. » В данном случае перечень источников повышенной опасности или опасной деятельности может быть продолжен, в него могут быть включены новые виды техногенных рисков, возникающие по мере развития современных технологий.
Исторический способ толкования имеет цель установить смысл нормы права, исходя из условий, обстоятельств её возникновения. При этом толкователь опирается на знания о конкретно-исторических условиях, причинах и поводах, вызвавших принятие толкуемого акта; определяет цели и задачи, которые преследовал законодатель при его издании.
При этом способе толкования можно установить, что рассматриваемая норма права или её отдельное положение уже не действуют, так как исчезли отношения, на которые они были рассчитаны; или данная норма, как изданная в иных условиях, не отвечает потребностям правового регулирования в новых обстоятельствах, а потому требует определённого изменения.
В зависимости от целей и задач толкования нормы права в процессе толкования можно использовать одновременно несколько приёмов или ограничиться каким-либо одним способом.
Вопросы для самопроверки
1) Что входит в понятие «реализация правовой нормы»? 2) В чём особенности правоприменительной деятельности? 3) Какие стадии правоприменительной деятельности вам известны, чем они различаются? 4) Чем нормы права отличаются от правоприменительных актов? 5) В чём смысл понятия «толкование права»? 6) Какие виды толкования права вы знаете? 7) Какие способы толкования права вам известны?
1. Назовите и охарактеризуйте формы реализации права.
2. Раскройте на примерах особенности актов правоприменения.
3. Сравните различные виды толкования права: что между ними общего, в чём различия?
4. Объясните, какова цель различных способов толкования права.
5. Определите, какой вид толкования осуществляет школьник, пытаясь объяснить текст Конституции; адвокат, разъясняющий клиенту его права и обязанности; судья Конституционного Суда РФ.
6. Раскройте причины, согласно которым использование прав гражданами является делом добровольным, тогда как использование прав государственными органами является их обязанностью.
«Исследование закона заключается в установлении полного содержания слов или предположительного толкования их смысла».
«Согласовывать один закон с другим есть лучший метод их толкования».
«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл».
Способы толкования права – это совокупность приемов, методов и средств, используемых для установления смысла и содержания предписаний норм права
Принято выделять следующие способы толкования: грамматический, систематический, логический, специально-юридический, историко-политический, телеологический и функциональный.
Грамматический (филологический, языковой, текстовый) способ толкования права состоит в выяснении смысла правовой нормы при помощи средств грамматического анализа текста нормы.
Примером грамматического толкования может служить следующая ситуация. В ст. 8 Закона РФ «О сертификации» было записано, что функциями проведения работ по обязательной сертификации могут быть наделены «зарегистрированные некоммерческие (бесприбыльные) объединения (союзы) и организации любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим федеральным органом исполнительной власти».
Выделяют ряд правил, которых необходимо придерживаться при грамматическом толковании.
1. Словам и выражениям, содержащимся в нормативно-правовых актах, следует придавать то значение, которое они имеют в литературном языке.
2. В случае если законодатель в нормативно-правовых актах определил значение юридического термина, то именно этот смысл и необходимо придавать данному термину. При этом вполне возможно, что термин имеет иное значение в обыденном языковом обороте.
3. Значение термина, которое установлено законом для конкретной отрасли права, ни в коем случае нельзя без достаточных к тому оснований распространять на другие отрасли.
4. Если в законе не определено значение используемого в нем термина, то данному термину следует придавать тот смысл, который придается ему при употреблении в соответствующей отрасли знаний.
5. При толковании закона недопустимо объяснять отдельные слова и знаки нормативно-правового акта как лишние. Необходимо считать, что каждый знак, слово или термин имеют свое место, смысл и значение в данном правовом акте.
Систематический способ толкования – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте и в системе права вообще.
Статья предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности и правил охраны труда. Вместе с тем она не раскрывает в чем эти правила заключаются. Таких правил достаточно много и они содержатся в других нормативных правовых актах и их конечно же необходимо учитывать при разъяснении данной статьи.
Систематическое толкование позволяет:
— понять сферу действия нормы права, круг лиц на которых она распространяет свое действие, смысл терминов, содержащегося в нормативно-правовом акте;
— выявить коллизии (противоречия) между правовыми нормами различных нормативно-правовых актов;
— установить связи нормы права с иными нормами близкими по содержанию и уточняющими ее;
— в случае наличия пробела в праве, помогает найти правовую норму наиболее близкую по своему содержанию к данному конкретному случаю, позволяющему урегулировать те или иные общественные отношения.
Логический способ толкования права заключается в использовании средств формальной и диалектической логики при разъяснении смысла и содержания нормы права.
Специально-юридический способтолкования основывается на специальных профессиональных знаниях юридической науки, законодательной техники и правоприменительной практики. При этом используются различные техническо-юридические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования, раскрывается содержание юридических терминов и специальных правовых конструкций.
Например, такие юридические термины как траст, эмансипация, индоссамент, акцепт и др. требуют именно специально-юридического толкования для раскрытия своего истинного значения и содержания.
Так, эмансипация в гражданском праве означает, что «несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью» (ст. 27 Гражданского кодекса). В тоже время, в литературном языке эмансипация означает освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения и предрассудков.
Историко-политический (исторический) способ толкования норм права представляет собой уяснение целей и задач правовых предписаний нормативного акта на основе анализа той исторической эпохи и политической обстановки, в которой они были приняты.
Например, существовавшие до 1991 г. в Уголовном кодексе (1960 г.) состав о спекуляции, которая трактовалась «как перепродажа товара с целью наживы», объясняется установкой социалистического государства на недопустимость получения доходов советскими гражданами за счет перепродажи уже произведенного товара, трудовой доход мог быть получен только в виде заработной платы за произведенный товар или предоставленную услугу.
Другим характерным примером является статья 162 Уголовного кодекса (1960 г.), предусматривавшая за совершение незаконных сделок с валютными ценностями путем их купли-продажи, обмена, использования в качестве средства платежа уголовное наказание от тридцати минимальных размеров оплаты труда до десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества. Такое противоправное деяние признавалось преступлением с точки зрения существовавшей в то время командно-административной экономики и осуществления только государством валютных операций, а также запретом свободного хождения в стране валюты. В настоящее время это деяние квалифицируется как административный проступок.
Телеологический (целевой) способ толкования направлен на уяснение целей издания нормативных правовых актов. Цели издания нормативно-правового акта могут быть указаны непосредственно в самом акте, либо в преамбуле к нормативному акту.
Например, в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» говорится, что закон принимается «в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации».
В преамбуле Указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю», сказано, что данный акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». То есть указ должен применяться, исходя из интересов и в интересах именно граждан, а не каких либо иных субъектов права.
Функциональный способ толкования опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует и применяется толкуемая норма права. Порой законодатель прямо указывает на конкретные условия или факторы применения нормы права. Эти условия могут быть связаны со временем, местом и иными обстоятельствами функционирования нормы права. При функциональном способе толкования в норме права, как правило, присутствуют различные оценочные понятия: значительный ущерб, существенное значение или вред, уважительные причины, отягчающие и смягчающие обстоятельства и др.
Например, в соответствии со ст. 39 Гражданского кодекса «при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе». Здесь в частности условиями освобождения опекуна или попечителя от своих обязанностей выступают прямо перечисленные в норме и иные возможные уважительные причины (выезд на длительное время за границу, развод, работа, связанная с длительными командировками и прочее).
Обычно толкование определенной нормы права начинается с грамматического анализа текста нормы, которая выражена в конкретной языковой форме и закреплена в нормативном правовом акте. Затем, исходя из конкретной жизненной обстановки, может возникнуть ситуация, требующая применения иного или иных способов толкования.
6. Виды толкования норм права: по субъектам (по последствиям), по сфере действия и по объему
Помимо способов выделяют также виды толкования. Исходя из различных подходов, выделяют несколько критериев разделения толкования права на виды.
В зависимости от субъектов, осуществляющих толкование права и от юридических последствий, к которым приводит интерпретация, различают официальное и неофициальное толкование.
В Российской Федерации толкованием права занимаются: органы законодательной власти и государственного управления, судебные органы, органы прокуратуры, арбитража, федеральные министерства и ведомства, центральные органы общественных организаций и индивидуальные лица. Часть из вышеперечисленных субъектов обладают законно признанной компетенцией осуществлять официальное толкование права, другие субъекты занимаются неофициальным толкованием.
Официальное толкование права – это такой вид интерпретационной деятельности, который осуществляется компетентными органами, уполномоченными на это государством. Результаты официального толкования закрепляется в специальных интерпретационных актах, и имеют общеобязательное значение для других субъектов.
Так, для всех субъектов обязательным является толкование законов, осуществляемое Государственной думой РФ. Толкование, даваемое законотворческими органами субъектов федерации, обязательно для субъектов, на которых распространяется действие законов соответствующего субъекта.
Общеобязательным для всех субъектов является толкование Конституции РФ Конституционным судом РФ. Формально обязательным для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение, является толкование этого закона, даваемое Верховным Судом РФ. Толкование Высшего Арбитражного Суда РФ обязательно для арбитражных судов.
Толкование, осуществляемое федеральными исполнительными органами обязательно для субъектов прямо подчиненных этим органам, а также для иных не подчиненным им субъектам, если на это есть прямое указание закона.
Далее в зависимости от субъектов официального толкования права выделяют аутентическое и легальное толкование.
Аутентическое (авторское) толкование нормативного правового акта дается органом, принявшем этот нормативный акт. Особых полномочий на осуществление аутентического толкования не требуется. Эти полномочия следуют из правотворческих полномочий того или иного органа. Если Государственная Дума наделена компетенцией издавать законы, то соответственно, она обладает и полномочиями на разъяснение всего закона в целом, его отдельных положений или на разъяснение порядка введение закона в действие.
Легальное (делегированное) толкование правовых актов осуществляется теми субъектами, которым это поручено и разрешено соответствующим законом или распоряжением компетентного органа. Согласно ст. 125 Конституции РФ «Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации». В соответствии с п. 5 ст. 19 Закона «О судебной системе РФ» Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд наделены компетенцией давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Примером легального толкования выступают постановления пленумов Верховного и Высшего Арбитражных судов. Например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Данные постановления приняты в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами и арбитражными судами Гражданского кодекса дается ряд касающихся Кодекса разъяснений.
Другой пример, «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» разъясняется Министерством внутренних дел РФ в его Инструкции «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации».
В зависимости от сферы действия толкования правовых норм в рамках официального толкования выделяют нормативное и казуальное толкование. В данном случае речь идет либо об интерпретации нормативно-правового акта либо о разъяснении решения, содержащегося в правоприменительном акте.
Нормативное толкование права – это такой вид толкования, при котором дается официальное разъяснение нормы права в целом, безотносительно к ее реализации.
Нормативное толкование распространяется на неопределенный круг лиц и неопределенное количество случаев, а также имеет общий характер. Нормативное толкование содержит разъяснение, как следует понимать и трактовать ту или иную норму права, либо часть нормы.
Казуальное толкование права – это такой вид интерпретационной деятельности, который выражается в разъяснении смысла конкретных норм права применительно к персонально определенным общественным отношениям и к конкретному юридическому факту. Вместе с тем, результаты казуальное толкование является формально обязательными только по отношению к конкретно рассматриваемому случаю, но имеют фактически обязательное значение и для иных аналогичных (схожих) дел. Поэтому результаты казуального толкования, осуществляемого высшими судебными инстанциями (коллегиями Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ), подлежат, как и результаты нормативного толкования, обязательному опубликованию.
Примером казуального толкования служит разъяснения о применяемых нормах и принятых на их основе решениях, содержащиеся в определениях коллегии Верховного Суда РФ по отдельным делам.
Вместе с тем, согласно разъяснению Верховного суда на момент ввоза гражданином Г. валюты действовала «Инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу» в соответствии с которой обязательному декларированию в письменной форме подлежит ввозимая в Российскую Федерацию иностранная валюта, если ее сумма превышает в эквиваленте сумму в 10000 долларов США. Таким образом, в действиях гражданина Г. в соответствии с постановлением Верховного суда отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 188 УК РФ.
Неофициальное толкование не обладает властно-обязательным характером и не влечет юридических обязательных последствий, т.е. не порождает и не подтверждают чьих либо прав, обязанностей или ответственности в отличие от официального толкования.
Выделяют следующие виды неофициального толкования права: доктринальное, профессиональное и обыденное.
Доктринальное толкование права осуществляется учеными-специалистами в области права, и имеет соответственно научный характер. Такое толкование выступает в качестве научного объяснения смысла, содержания и целей норм права, содержащихся в нормативных правовых актах. Наиболее характерными примерами доктринального толкования выступают комментарии к кодексам, основам и законам. Авторами этих комментариев выступают видные ученые-правоведы. Особое значение доктринальное толкование имеет для студентов-юристов и должностных лиц, осуществляющих применение права.
Профессиональное толкование правовых актов дается специалистами-юристами, практиками, осуществляющими правоприменительную деятельность. Основным критерием такого вида толкования выступает профессиональная юридическая практика лица, осуществляющего разъяснение смысла правовой нормы или конкретного юридического дела. Субъектами неофициального толкования выступают прокуроры, адвокаты, нотариусы, юрисконсульты. К этому виду толкования можно отнести и материалы обсуждения и принятия законов депутатами Государственной Думы и депутатами представительных органов субъектов федерации.
Обыденное толкование права, в отличие от доктринального и профессионального, может осуществлять любое лицо. Такое толкование выражается в разъяснении норм права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции ни с точки зрения науки, ни с точки зрения практической деятельности. Обыденное толкование является элементом общественного правосознания и оказывает, таким образом, влияние на правомерное поведение участников правоотношений.
Значение неофициального толкования заключается в его практической необходимости и массовости, в обоснованности и убедительности его содержания. Результаты неофициальное толкование, как было отмечено выше, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Все виды неофициального толкования играют большую роль для упорядочения общественных отношений и соблюдения законности и правопорядка в государстве и обществе.
Законодатель при осуществлении правотворческой деятельности стремится как можно более однозначно выразить в нормах права свою волю. Однако это стремление не всегда осуществимо в рамках закона либо иного нормативного правового акта. Язык юридических актов достаточно лаконичен и правотворцы при всем своем стремлении к однозначности принимаемого правового предписания вынуждены ограничиваться определенными достаточно жесткими рамками объема изложения. Словесное выражение нормативного предписания по причине тех или иных особенностей оформления нормы недостаточно четко и полно выражают мысль, заложенную в норму законодателем. Таким образом, текстуальное выражение идеи, заложенной в норме права, может не совпадать с действительным смыслом нормы, который имел ввиду законодатель. Именно поэтому целью толкования права является выявление действительной воли лиц, осуществляющих правотворческую деятельность. Задача интерпретатора заключается подчас в развернутом разъяснении нормы права, включающем в себя детальное рассмотрение положений нормы, имеющее важное значение с точки зрения ситуации ее применения на практике.
По соотношению между истинным смыслом нормы права, даваемым интерпретатором, и текстуальным выражением, содержащимся в формулировке нормы, т.е. иными словами по объему толкования, различают буквальное, расширительное и ограничительное толкование.
Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения нормы права с ее действительным смыслом. Смысл нормы, закрепленный в ее формулировке адекватен, полностью совпадает с буквальным текстом и с выводами интерпретатора, и не может быть разъяснен иначе (в расширительном или ограничительном смысле).
Например, в ст. 14. Семейного кодекса содержатся обстоятельства, препятствующие заключению брака. В соответствии с ними не допускается заключение брака между: «лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами); усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства».
Здесь словесное выражение и действительное содержание нормы совпадают, в норме содержится полный перечень обстоятельств, препятствующих заключению брака.
Расширительное и ограничительное толкование могут иметь место только в том случае, когда установлено несоответствие между формальным содержанием нормы права и смыслом, который в нее заложил законодатель. Речь идет о том, что законодатель употребил в норме слово, термин или словосочетание, которое имеет более широкое или узкое значение в языке, чем тот объем, который имел ввиду законодатель, используя их в норме права. Позиция, с которой производится расширительное или ограничительное толкование, должна быть аргументирована соответствующими доводами и доказательствами.
Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где действительный смысл нормы права выходит за рамки, оказывается шире ее текстуальной формы. Таким образом, происходит расширение содержания нормы права, вытекающее из ее буквального словесного содержания.
Согласно ст. 23 Уголовного кодекса «лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности». Вместе с тем данная статья предусматривает возложение уголовной ответственности не только на лиц совершивших преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, но и находившихся в момент совершения преступления в состоянии опьянения от употребления иных одурманивающих веществ.
Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. То есть имеет место сужение содержания нормы, сужение объема словесной формулировки, вытекающее из ее буквального тестового содержания.
Например, норма ст. 87 Семейного кодекса гласящая, что «трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных нуждающихся в помощи» родителей, не относится к детям, которых их биологические родители не содержали и не воспитывали.
В ст. 59 Конституции записано «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ», вместе с тем эта норма имеет ввиду лишь дееспособных граждан мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет и военнообязанных граждан женского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Эта норма имеет и ряд других законодательно оговоренных ограничений.