Притча о двух сыновьях толкование
Толкование Евангелия на каждый день года.
Среда 10-й седмицы по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Господь сказал: «А как вам кажется?» Притча, начинающаяся такими словами, обращена к духовным руководителям Израиля, первосвященникам и старцам. Только что Христос изгнал торгующих из Храма, затем по слову Его засохла бесплодная смоковница. Власти Иерусалима с возмущением спрашивают Его, по какому праву Он делает это. Господь отвечает тремя притчами – притчей о двух сыновьях, притчей о злых виноградарях и притчей о званых на пир. Крестные Страсти Господа приближаются. Те, кто должен был принять Его, отвергают Его. Но мы должны увидеть, что евангельские притчи касаются не только других. Они обращены к каждому из нас. Не кого-то, а нас спрашивает Христос: «А как вам кажется?»
«У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел». Что вы думаете по этому поводу? Наша первая реакция – возмутиться молодым человеком, который так развязно говорит со своим отцом. Но затем мы исполняемся к нему симпатией. Он решает поступить как ему было сказано, и идет исполнить волю отца. В этой очень простой истории нам не дается никаких объяснений. Нам только показано, как человек раскаивается и меняется.
И в этом может быть утешение и укрепление для нас. Современная философия и средства массовой информации пытаются уверить нас: все так обусловлено и предопределено в нашей жизни, что нет смысла говорить о свободе и ответственности человека. Наши неудачи и наши ошибки следует списать на счет общества, наших обстоятельств, других людей. Христос, напротив, возводит нас к нашей ответственности, повторяя, что никогда заранее наша судьба не может быть решена. Какие бы ни были у нас в жизни падения, как бы далеко мы ни отошли от Бога, перемены всегда возможны. Христос никогда не заключает никого в его прошлое. Он дает шанс всякому человеку, самому грешному.
И нам открывается также, что Бог не смотрит на нас как на тех, на ком раз и навсегда поставлена печать, но как на тех, кто всегда в становлении. Среди сегодняшней общей атмосферы безнадежности, может быть, в ком-то самом безнадежном рождается новый человек. Мы должны благодарить Бога за эту надежду, которую Он дает нам. И не торопиться приклеивать ярлыки на людей, но давать им возможность измениться.
«И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» Нам становится понятно, что Господь хочет поставить в центре притчи второго сына. Вопрос Господа звучит как обличение. Христос обращается к духовным вождям Иерусалима. Но и нам сегодня Он задает тот же вопрос. Как вам кажется? Который из двух сыновей исполнил волю Отца? «Говорят Ему: первый». Поистине так. Мы не можем ответить по-другому. Недостаточно одних красивых слов. Нам никуда не деться от беспощадной правды. Значение имеют наши дела, а не только намерения. Эти слова Господа сегодня, как никогда, актуальны. Мир устал от красивых и лживых обещаний. Идеологии, имеющие смысл только в теории, рушатся на наших глазах одна за другой. О подлинности слов судят по результатам. Однако легко выносить приговор другим. Разве не напоминает порой этот второй сын и нас самих? Сколь многие из нас называют себя православными, чуть ли не 70% в нашей стране по официальной статистике – а на деле даже не задумываются о покаянии и участии в таинствах Церкви, без которых не может быть спасения. Устами мы говорим: «да, Господи», а делами – «нет». Мы можем петь вместе со всеми «Символ веры» и «Отче наш» за каждой воскресной литургией, произносить эти святые слова каждое утро, а потом жить так, как будто мы их никогда не произносили. Сколько раз в жизни мы говорили Богу: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя», не соотнося нашу жизнь с этими великими тайнами. Но мы предупреждены Господом: не столь важно говорить, сколько делать. «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – постоянно напоминает Он нам, – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7, 21). И апостол Иоанн Богослов вторит Христу: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин. 3, 18 ).
«Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие». Когда Господь употребляет эти торжественные слова: «Аминь, глаголю вам – истинно говорю вам», Он хочет возвестить нечто чрезвычайно важное. Но то, что Он возвещает здесь, может оказаться для кого-то соблазном. Как? Он ставит нам в пример прожженных грешников, известных всему миру своими позорными грехами? Однако безумием было бы предполагать, что Христос выступает в защиту греха мытарей с их нечестными доходами и греха блудниц с их развратом. Как и в притче о двух сыновьях, Он хочет, чтобы мы увидели на их обращение к Богу, их покаяние.
Худший из всех грехов – думать, что можно обойтись без Бога. Не иметь нужды в Боге. И мы знаем, что во времена земной жизни Господа те, кто считали себя праведниками, не испытывали нужды в спасении, которое предлагал Христос. А грешники бежали к Нему как к своему Спасителю. Фарисеи же и книжники были уверены в своей самодостаточности. Христос пришел спасти погибающих, а те, кто полагал, что они не имеют недостатка ни в чем, естественно не могли принять от Него ничего.
О если бы мы, подобно грешникам, о которых говорит Христос, могли принести подлинное покаяние и обратить наши грехи в устремленность к благодати, спасающей нас от нашей ограниченности землей! Не судим ли мы чисто внешне слишком многих, забывая о неслыханной возможности, которую открывает всем кающимся Господь? «Мытари и блудницы впереди вас идут в Царство Божие». Кого это, говоря «вас», имеет в виду сегодня Христос? Кто эти люди, мнящие себя быть праведниками, которые будут изгнаны из Царства Божия? Не уподобляемся ли мы им иногда? Как научиться нам мытаревой молитве, которой тысячу дней, стоя на камне, молился преподобный Серафим Саровский: «Боже, милостив буди мне, грешному!»
«Ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему». Притча о двух сыновьях противопоставляет слова и дела «да» наших уст и «нет» нашей жизни. А теперь Господь противопоставляет веру и неверие. Только что он вопрошал: «Крещение Иоанново с небес было или от людей?», а теперь через Предтечу, через Церковь и всех Своих святых Господь зовет нас сказать «да» нашей вере, действующей любовью. И это «да» нашей веры – прежде всего покаяние, решительное изменение нашей жизни.
«Вы же, и, видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему». Наша вера – не просто принятие умом истин, в которые мы веруем. Это прежде всего приведение нашей воли в послушание Божественной воле, к зову Господню: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем». Мы либо следуем этому зову, либо – в конкретных наших поступках – ему не следуем. В нашей христианской вере есть одно краткое все определяющее слово, понятное всем верующим. Это слово «Аминь». Да, истинно, верую, непоколебимо, твердо, во всех обстоятельствах моей жизни приемлю. Сколько раз, стоя за воскресным богослужением, произносим мы это слово устами, и сколько раз исполняем на деле в течение следующей за этим недели? «Ибо Сын Божий, Иисус Христос не был «да» и «нет»; но в Нем было «да» – ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» – в славу Божию через нас» (2 Кор. 1, 19–20).
Притча о двух сыновьях в Евангелии от Матфея и ее толкование
Меня интересует притча о двух сыновьях, которая описана в Евангелии от Матфея 21 главе и ее правильное толкование. Один из комментаторов использует эту притчу в качестве подтверждения того, что не имеет значения, какому имени служат люди, если поклоняются и действуют на принципах вселенской любви. Христиане называют эту любовь Иисусом Христом, но, согласно этому комментатору, это не важно, ведь главное участие в Его вселенской любви.
Меня смущает это объяснение притчи о двух сыновьях (хотя в чем-то оно мне нравится). Я могу понять Бога, спасающего людей, исполняющих Его работу, но не принимающих различных нюансов религии. Но это наводит меня на другой вопрос — спасет ли Бог людей, исполняющих Его работу, но не принимающих Иисуса Христа? Может ли какой-то человек полностью разделять Божью любовь, истину, поступать согласно Его воле, но не признавать Иисуса, как Господа?
Иисус говорит, что Он есть истинный путь (Иоанна 14:6). Не думаю, что Бог может спасти кого-то, кто всем своим сердцем, душой и разумом предан Богу (или любому другому имени, которые люди дают Богу, вселенской любви, вселенскому разуму и т. д.), но не признавая при этом Иисуса Христа. Помогите мне разобраться во всем этом.
Притча о двух сыновьях и ее толкование
Притчи являются особым видом письма. Притчи должны интерпретироваться с учетом особенностей этого жанра письма. При прочтении притчи мы должны задать себе вопрос и разобраться, в чем ее основное послание. Я уверен, что когда мы сделаем это, то все встанет на свои места и вы поймете, где вы ошибаетесь.
Так в чем же основной смысл и толкование этой притчи о двух сыновьях? Давайте просто прочтем ее и зададим простой вопрос. В чем ее идея?
«А как вам кажется? У одного человека было два сына. Он подошёл к первому и говорит: «Сын, пойди поработай сегодня в моём винограднике». А тот сказал: «Не хочу», но потом передумал и пошёл. Тогда отец пошёл к другому сыну и сказал ему то же самое. Тот ответил: «Да, господин», но не пошёл. Который из двух исполнил желание отца?» Они ответили: «Первый». И сказал им Иисус: «Истинно говорю: сборщики налогов и блудницы попадут в Царство Божие раньше вас. Ибо Иоанн Креститель пришёл к вам праведным путём, но вы не поверили ему; а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не раскаялись и не поверили». (От Матфея 21:28-32)
Послание этой притчи в том, что те, кто исполняет волю Бога, будут оправданы, а простые обещания не имеют никакой ценности. Попробую объяснить немного иначе. Использование религиозных слов не значит ничего. Подчинение Богу и любовь к Богу — вот, что имеет настоящее значение. Иисус говорит в этой притче: «Ибо Иоанн Креститель пришёл к вам праведным путём, но вы не поверили ему; а сборщики налогов и блудницы поверили. Вы же, даже видя всё это, всё равно потом не раскаялись и не поверили».
В этой притче под «вы» подразумеваются религиозные и предположительно «праведные» иудеи. В контексте всей 20-й главы Евангелия от Матфея Иисус обращается к первосвященникам и старейшинам народа. Иисус говорит о том, что наличие высокого религиозного положения и произношение правильных слов не имеет никакой силы в деле спасения человека. Что имеет силу, так это вера в Евангелие, исполнение воли Бога и покаяние.
Так что те, кто на основе этой притчи говорит, что «не имеет значения, какому имени служат люди, если поклоняются и действуют на принципах вселенской любви», сильно ошибаются в ее истинном понимании. Иисус даже не обсуждает правильное имя Бога в этом отрывке. Должны ли мы использовать какое-то имя для служения Богу можно понять из других библейских отрывков, но Матфея 21:28 точно не входит в их число.
Вы допускаете, что притча может говорить о «принципах и силе вселенской любви». И снова, независимо от того, правильные у вас мысли или нет, притча о двух сыновьях не имеет к ним отношения. Суть притчи в том, что в вопросе спасения и отношений с Богом важны истинная вера, истинное подчинение и истинное покаяние, а не религиозность.
Ваш вопрос поднимает важные богословские вопросы о спасении, в которых этот отрывок может играть лишь косвенную роль. Достаточно ли «вселенской любви»? Нет, согласно этому отрывку. Вера в Иисуса Христа, подчинение и покаяние являются необходимыми условиями для спасения. Спасет ли Бог того, кто «полностью разделяет Божью любовь, истину, поступает согласно Его воле, но не признает Иисуса, как Господа»? Вот, что по этому поводу говорит апостол Петр:
Иисус — «Камень, отвергнутый строителями и ставший краеугольным». Только в Нём одном спасение, ибо нет другого имени под небесами, данного людям, через которое мы можем спастись». (Деяния 4:11,12)
Сделает ли Бог когда-нибудь исключение? Возможно, но учитывая, что мы знаем об Иисусе Христе и имеем возможность служить Ему и быть спасенными через Него, я полагаю, что это принципиальный вопрос. Конечно, я оставляю этот вопрос на суд Бога и полностью доверяю Ему в этом.
Если есть какой-то человек, который «всем своим сердцем, душой и разумом предан Богу», то просто познакомьте его с Иисусом Христом. Уверен, что если он всем сердцем, душой и разумом предан Богу, тогда услышав об Иисусе Христе он непременно станет христианином!
Джон Окс
Перевод Петров Игорь
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Притча о двух сыновьях толкование
Притча о двух сыновьях. Богословское толкование
У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему. Святитель Феофилакт Болгарский: Господь приводит здесь два рода людей, из которых одни сначала дали обещание — таковы были иудеи, говорившие некогда: «все, что сказал Бог, сделаем и будем послушны», а другие — люди, первоначально не покорявшиеся, каковы блудницы и мытари, равно и язычники; все эти люди сначала не слушались воли Божией, а, в конце концов, покаялись и послушались. Когда же они признали это, Господь прибавил: «пришел Иоанн путем праведности», т. е. жил безупречно; вы не можете сказать, что его жизнь в чем-нибудь была предосудительна. Святитель Иоанн Златоуст: Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников. Худо не делать доброго в самом начале; но еще большего осуждения достоин тот, кто и после не исправляется. Итак никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться беспечности. Господь говорит самонадеянному: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12), Представляй это и никогда не отчаивайся, но всегда надейся и ободряй самого себя. Тот, кто презирает земные блага, уже в том самом находит для себя награду, что он свободен от беспокойства, ненависти, клеветы, коварства, зависти. Прп. Иоанн Дамаскин: Писание говорит, что у одного отца было два сына, и первому из них отец сказал: иди, работай в винограднике. Так и нам должно помнить то отречение и то сочетание, к которым мы обязались в Крещении. Свт. Феофан Затворник: В притче о двух сынах, второй из них проворно сказал: «иду», и не пошел. Архиепископ Аверкий (Таушев): «У одного человека было два сына» — как видно из дальнейшего, под человеком разумеется Бог, под первым сыном — мытари и блудницы, то есть вообще люди грешные, а под вторым сыном — книжники и фарисеи, то есть вообще все, считающие сами себя праведниками. На требования Божьи грешники отвечают: «Не хочу» самою жизнью своею, но потом каются, как покаялись мытари и блудницы после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Не поняв смысла притчи, любопытствующие, естественно, на вопрос Господа, который из двух исполнил волю отца, ответили Ему: «Первый». Священник Константин Пархоменко: Были люди, считавшиеся чистыми: фарисеи, иудейские вожди, вообще евреи, считавшие себя чистыми, верными детьми Божиими. Притча заостряет проблему: иудейские вожди, казалось, вели себя правильно. Казалось, что они с Богом… Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас! По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
|