Притча о сеятеле толкование иоанна
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 22-я по Пятидесятнице
Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.
Ученики спрашивают Господа о значении притчи о сеятеле, которую Он сказал в присутствии множества народа. Мы должны стремиться узнать сокровенный смысл слова Божия. Оно неотделимо от молитвы, но молиться Богу и слышать Его слово мы должны разумно. Когда один законник, искушая Господа, спросил Его, как наследовать жизнь вечную, Господь сказал ему «Разумееши ли, что чтеши?» (Лк. 10, 26).
У учеников Христовых была возможность, в отличие от других людей, спросить о значении притчи о сеятеле. У нас тоже есть возможность спросить у Церкви, что значат Его слова. Это самое главное, что есть в жизни человеческой, – узнать, что говорит тебе Христос. Самый счастливый человек – кто слышит это и постигает.
«Вам дано, – говорит Господь, – знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах». Почему одним дано, а другим нет? Потому, что чем больше нам открывается истина, тем больше наша ответственность за то, что нам дано. Кому дано, с того и спросится. Потому Господь Сердцеведец даже Своим ближайшим ученикам не сразу открывает глубины Своего слова, а постепенно просвещает, испытывая их в верности Божественной правде.
Люди в большинстве своем находятся в духовной слепоте и глухоте: они видят только поверхность. Они могут читать Библию, Евангелие, и воспринимать то, что там написано, только внешне. А внутренне Господь не открывает им духовные тайны жизни, пока не увидит, что они изо всех сил стараются жить по правде и совести.
Что такое человеческое сердце? Мы видим, что человеческое сердце – это почва, в которую сеется семя слова Божия. Пока не посеяно семя слова Божия в сердце человеческом, оно ничего ценного принести не может. По естеству своему оно не в состоянии произрастить что-либо подлинное, глубокое, истинное. Поэтому весь смысл жизни заключается в том, чтобы эта почва и семя соединились в благодатном единстве – чтобы наше сердце и слово Христово соединились. Тогда Господь совершит дивное с нашей жизнью.
А враг нашего спасения очень зоркий и искусный. Его главная задача – не допустить, чтобы люди услышали слово Божие. В недавние времена очень трудно было достать Евангелие. Если кто-то привозил Евангелие из-за границы, то это считалось криминалом. А если кто-то доставал вдруг где-то Евангелие, то это было для человека действительно счастье – Божий подарок. Все делалось и делается во все времена в мире, чтобы не дать людям услышать слово Божие. Но слово Божие нельзя связать, нельзя навсегда поставить такие преграды, чтобы не было его.
Сатана никогда не сдается, хотя он всегда находится в унынии. Он надеется взять скорый реванш, когда видит, что люди все-таки пробиваются к слышанию слова Божия. Как мы видели в этой притче, диавол, прежде всего, стремится похитить слово Божие у тех, кто невнимательно слушает его. Похитить слово Божие из их сердец, с тем чтобы они не могли уверовать и спастись.
Кто не уверует, тот никогда не спасется – говорит нам сегодня слово Божие, и поэтому все усилия врага направлены на то, чтобы отвратить людей от веры. Враг хочет создать такую атмосферу, чтобы люди и слушали, и одновременно не слышали слово Божие. Пусть не по одному только «Радонежу» – по всем радиостанциям и программам телевидения благовествуют Евангелие – если бы такое произошло, для врага это еще не страшно. Ему важно, чтобы людям было неинтересно это слушать.
Или пусть слушают, удивляются: «Как умно сказано! Какая красота!» – но не верят этому слову. Как рассказывал один молодой человек, который обратился к вере в советские годы. Когда ему случайно попалось на глаза где-то в студенческом общежитии Евангелие, он открыл его и сразу увидел, что эта книга на несколько порядков (как он прочтет потом у Пушкина) превосходит все, что написано на человеческом языке. Но это не заставило его изменить жизнь, он даже не задумался о том, что должен измениться. Он просто решил, что он особенный человек и все хорошо понимает, в то время как кругом его глупые и слепые невежды.
Но если даже блеснет вдруг истина человеку в слове Божием, то сатана постарается сделать все, чтобы человек забыл о ней. Даже еще из храма не вышел – сразу же разговоры с кем-то неизвестно о чем, и все уже похищено врагом, ничего не осталось. А если кто запомнил слово Божие, так враг постарается выбить это из человека, повернуть его ум к тем ценностям, которыми живут все. Всеми способами – через телевидение, радио, рекламу. Входишь домой – включаешь сразу телевизор. Нет у тебя телевизора – открываешь газеты или какой-нибудь сомнительный журнал. И вся атмосфера жизни направлена на то, чтобы человек забыл о слове, которое он воспринял только что от Господа.
Если дорога мира сего проходит через наше сердце, это значит, что оно не защищено ни от чего и открыто всем бесам. Невнимательное слушание слова Божия – неблагоговейное, небрежное – названо в Евангелии грехом поругания святыни, потому что это – семя, упавшее на дорогу и потоптанное людьми. Идет попрание драгоценнейшей святыни – люди топчут то, что предлагает им Господь – тайну жизни. Или эту святыню похищают птицы – бесы, которые налетая, из самого сердца склевывают семя, оттого что человек не хранит его, не дорожит даром Господним.
Одно семя упало при дороге, другое – на каменистую почву, а третье – среди терния. Господь Сам объясняет, что это значит. Глубина, на которой открывается значение слова Божия – это скорби, а скорби страшат людей. Многие радостно, вдохновенно воспринимают слово Христово, плачут иногда в храме, слыша это слово. Но Господь предлагает им ту глубину, где это слово возрастает. Предлагает им крестную глубину Своей жизни и смерти, Своей победы над злом и приобщение этой глубине – и люди страшатся. Ведь не зря сказано в Апокалипсисе: в конце всего, когда будет последний Суд, вне Царства Божия окажутся не только блудники и предатели, но и боязливые – те, кто боится жить по правде слова Божия. Может быть – думают они – можно жить как-нибудь не совсем так, как открывает это слово? Может быть, можно устроиться, чтобы не слишком уж рисковать собою, и от слова Христова не отречься?
Неизвестно, какое испытание – скорбями или благополучием – оказывается более опасным. «Посеянное в тернии» – испытание благополучием, в котором собраны житейские заботы, всевозможные сладости жизни. Это происходит сегодня на наших глазах. Когда от Церкви отпало большинство людей – во времена ли страшных гонений, когда Господь показал нам, что значит Его слово, или во времена сегодняшнего кажущегося благополучия, когда многих целиком захватывают житейские наслаждения, необязательно даже греховные? Человек всегда предпочитает горькому сладкое. Но нельзя забывать, что он не достиг еще того, что ему принадлежит по его естеству, что путь к этому – через горечь. И как часто тернием оказываются каждодневные постоянные заботы, которых никому, как будто бы, не избежать, но которые у многих вытесняют слово! Сказано – «подавляют» – душат его, и оно не приносит плода.
Господь говорит сегодня в Евангелии о том, что каждый человек призван достигнуть полноты духовной зрелости. Он прекращает жизнь человека тогда, когда видит, что большей зрелости этот человек не достигнет, и тогда ставит предел его земной жизни. Но даже младенец или отрок, который еще не постиг всю внешнюю мудрость, может приобщиться всей полноте жизни, которая заключена в слове Божием. И проживший долгую жизнь, может научаться от него. Пока мы на земле, мы никогда не достигаем по-настоящему духовной зрелости, но мы должны быть к ней всецело устремлены.
Плод добрый, говорит Христос, приносится стократно добрым и чистым сердцем. Сердцем, которое разумевает слово Божие, как говорит апостол Матфей в притче о сеятеле. Сердцем, которое принимает это слово, как говорит апостол Марк в своем Евангелии в этой же притче. Сердцем, которое хранит слово Божие – говорит апостол и евангелист Лука. Слово Божие хранится в сердце благоговейно и крепко – сказано в Евангелии от Луки – и тогда приносится плод в терпении. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19), – говорит Господь, – «Претерпевший же до конца спасется». (Мф. 24, 13).
Будем внимательны к слышанию слова Божия, чтобы нам не отпасть – говорит Господь. Будем остерегаться всего, что препятствует слову, которое мы услышали, принести плод в нашей жизни. И в особенности будем страшиться невнимательного, неблагоговейного, небрежного слышания слова Божия. Будем остерегаться, чтобы это слово, услышанное нами, не похитил враг и мы не потеряли то, над чем раньше трудились и что уже приобрели.
«Имеющий уши слышать, да слышит!» – возглашает Христос. Он возвышает Свой голос через все времена, через все века, через все поколения до конца времен. К каждому человеку без исключения, обращен Его голос. Господь говорит, что путь, который Он предлагает – трудный, узкий, крестный, но только этим путем – слышания слова Божия, принятия его в нашей жизни, в терпении и возрастании его – исполняем мы свое предназначение быть чадами Божиими, любящими и знающими любовь Божию и истину.
О притчах Христовых. Притча о сеятеле. (Мф. 13:1–9)
Глубоки и возвышенны были тайны Царствия Божия, возвещаемые Христом Спасителем нашим; не все можно было прямо и открыто сообщать людям, зараженным предрассудками и ложными мнениями о грядущем Царстве Мессии. Но Господь не хотел оставлять даже и врагов Своих без наставлений и вразумлений; Его Божественная любовь изобрела, в премудрости Своей, еще одно средство излагать Свое учение в доступной для народа форме: притчи. Слово притча в общем, широком смысле, означает речь образную, но в особом смысле оно значит правдоподобный, цельный рассказ из жизни человеческой или из природы, приводимый с целью объяснить истину веры или правило духовной жизни. Бог есть единый Творец мира видимого и невидимого; и тот и другой мир Он сотворил согласно Своей премудрости и благости; и в том и другом мире запечатлел Свои Божественные совершенства, Свои Божественные законы.
ВЫЙДЯ ЖЕ В ДЕНЬ ТОТ, – пишет святой евангелист Матфей, – в тот день, когда Господь обличил фарисеев, требовавших от Него знамения, ИЗ ДОМА, где Ему сказали, что Его ищут Мать и братья, ИИСУС СЕЛ У МОРЯ, на берегу моря Галилейского. «Он садится у моря, – говорит святитель Златоуст, – чтобы ловить и привлекать к Себе людей, находящихся на земле». На отлогом берегу озера собрались многолюдные толпы: И СОБРАЛОСЬ К НЕМУ МНОЖЕСТВО НАРОДА. Число слушателей было так велико, что они оттеснили Божественного Учителя, ТАК ЧТО ОН ВОШЕЛ В ЛОДКУ И СЕЛ. Он нашел нужным войти в лодку и сел на самой возвышенной ее части – так, чтобы никто не был позади Его, а все перед глазами: А ВЕСЬ НАРОД СТОЯЛ НА БЕРЕГУ. И, отделившись несколько от берега, Он стал поучать народ, ПОУЧАЛ ИХ МНОГО ПРИТЧАМИ. Во всем Евангелии не встречается столь обильного собрания притчей, такой полной нити драгоценнейших жемчужин, как в этой, тринадцатой главе Евангелия от Матфея. Взору Спасителя невдалеке, на какомнибудь близком холме, могло представиться зрелище хозяина, который засевал возделанное поле. И вот, как бы указывая на него, Господь начал Свою первую дивную притчу, ГОВОРЯ: Слушайте! ВОТ, ВЫШЕЛ СЕЯТЕЛЬ СЕЯТЬ; И КОГДА ОН СЕЯЛ, ИНОЕ УПАЛО ПРИ ДОРОГЕ, где земля не была вспахана, и потому семя не могло углубиться в ней, было затоптано прохожими, или же стало легкой добычей птиц, которые на Востоке целыми стаями сопровождают сеющего земледельца и стараются склевать бросаемые им хлебные зерна: И НАЛЕТЕЛИ ПТИЦЫ И ПОКЛЕВАЛИ ТО. «Не сказал Господь, что сеятель намеренно бросил при дороге, – замечает святитель Златоуст, – но что семя само собой упало». Было и другое семя, которое сначала обещало урожай, но под конец тоже пропало: ИНОЕ УПАЛО НА МЕСТА КАМЕНИСТЫЕ, ГДЕ НЕМНОГО БЫЛО ЗЕМЛИ, где лежал на сплошном камне лишь тонкий слой почвы, И СКОРО ВЗОШЛО, скоро появился росток на поверхности, ПОТОМУ ЧТО ЗЕМЛЯ БЫЛА НЕГЛУБОКА, потому что камень не позволял корню углубиться. КОГДА ЖЕ ВЗОШЛО СОЛНЦЕ, растение не устояло под его палящими лучами и тотчас поблекло: УВЯЛО, И, КАК НЕ ИМЕЛО КОРНЯ, который питал бы его влагой из почвы, ЗАСОХЛО.ИНОЕ УПАЛО В ТЕРНИЕ, что вполне могло там случиться, потому что поля часто разделяли терновой изгородью, И ВЫРОСЛО ТЕРНИЕ, выросло вместе с ростком пшеницы, И ЗАГЛУШИЛО ЕГО, этот росток, потому что, разросшись, лишило его воздуха и света, своими корнями поглотило все соки в почве, и семя пропало для земледельца.
Но не всякое семя погибает; земледелец питает надежду, что, с благословения Божия, труд его не будет напрасен, что часть семян вознаградят его за этот нелегкий труд. И действительно: ИНОЕ УПАЛО НА ДОБРУЮ ЗЕМЛЮ И ПРИНЕСЛО ПЛОД: ОДНО ВО СТО КРАТ, А ДРУГОЕ В ШЕСТЬДЕСЯТ, ИНОЕ ЖЕ В ТРИДЦАТЬ, смотря по тому, насколько была удобрена и подготовлена почва под посев. Сторичный (стократный) урожай на Востоке не является делом неслыханным: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт. 26:12 ). В заключение этой притчи Божественный Учитель возгласил: КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ! Кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл этой притчи и приложит ее к себе.
Толкование притчи о сеятеле и семени. (Мф. 13:10–23)
Учение в таких притчах, как притча о сеятеле, было ново для слушателей Иисуса Христа. Вот почему, когда толпы народа разошлись, И Он остался без посторонних, ПРИСТУПИВ, УЧЕНИКИ СКАЗАЛИ ЕМУ: ДЛЯ ЧЕГО ПРИТЧАМИ ГОВОРИШЬ ИМ? До сих пор Ты учил их с такой ясностью, а теперь начинаешь говорить прикровенно, иносказательно. «Достойно удивления, – замечает святитель Иоанн Златоуст, – что ученики, несмотря на сильное желание узнать, почему Иисус Христос говорит народу притчи, избирают время, когда предложить этот вопрос. Заметь также и великую любовь учеников, – как много они заботятся о других, и сперва ищут их пользы, а потом уже своей. Они не сказали: «Для чего Ты нам в притчах говоришь?» И в других случаях они часто обнаруживают любовь свою ко всем, например, когда говорят: «отпусти народ» ( Лк. 9:12 ), а также: «знаешь ли. что. соблазнились?» ( Мф. 15:12 )». Именно этого и желал Иисус Христос: ОН СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: ДЛЯ ТОГО, ЧТО ВАМ, Моим апостолам, которые внимательно относятся к Моему учению о Царствии Божием, ДАНО от Бога, через просвещение вашего ума, и без притчи ЗНАТЬ, хотя и несовершенно пока, до времени сошествия на вас Святаго Духа, ТАЙНЫ сего ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО, частично вовсе непостижимые для ума человеческого, частично же сокрытые только от непосвященных. А ИМ всем, кто равнодушно слушает слово Мое, особенно книжникам и фарисеям, НЕ ДАНО: для них эти тайны намеренно сокрыты под покровом притчи. Разумение тайн Божиих есть дар и благодать, ниспосылаемые свыше, но вместе с тем это зависит и от человека.
Кто хочет понимать духовные истины, тот должен открыть для них свое сердце; без этого и ум будет не способен их воспринять, как слепой не может понять красоту цветов или глухой – приятность пения. Бог дает всем природную способность разуметь должное. Он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ), но нас омрачает наша воля. ИБО КТО ИМЕЕТ желание и старание приобрести дары благодати, в простоте и смирении верующего сердца, внимая слову Моему, – ТОМУ ДАНО БУДЕТ, тому и Бог дарует все, И ПРИУМНОЖИТСЯ; он будет проникать все глубже и глубже в тайны Божии, будет понимать их все полнее и совершеннее. А КТО НЕ ИМЕЕТ собственного желания и старания получить таковую благодать, тот не только не получит ничего, но У ТОГО ОТНИМЕТСЯ И ТО, ЧТО ИМЕЕТ, – что дано ему от природы и что он считает своим, как бы неотъемлемым, достоянием, не принесет ему никакой пользы, как лишенное животворящего Божия благословения, мало того, послужит ему же в осуждение. Так поступают и люди: кто не хочет слушать, тому перестают и говорить, а кто с ревностью слушает, тому сообщают еще более. Так бывает и в жизни: трудолюбивый старается приумножить то, что есть у него, и богатеет, а ленивый теряет и последнее. ПОТОМУ ГОВОРЮ ИМ ПРИТЧАМИ, ЧТО ОНИ, ВИДЯ телесными очами, произвольно НЕ ВИДЯТ своими духовными очами, закрывают их, И СЛЫША ушами, произвольно НЕ СЛЫШАТ духом, не хотят слышать, а потому – И НЕ РАЗУМЕЮТ, недостойны и неспособны разуметь. Их слепота и глухота происходит от их же собственного развращения. Они видели, что Я изгоняю бесов, и говорили: «Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского» ( Лк. 11:15 ); слышали, что Я привожу их к Богу и Сам во всем поступаю согласно с волей Божией, и говорили: «не от Бога Этот Человек» ( Ин. 9:16 ). Они поступали вопреки тому, что видели и что слышали, за это и попущу им дойти до полного безчувствия к спасительным истинам. Что Я не укоряю их по какой-либо вражде, это видно из того, что уже И теперь СБЫВАЕТСЯ НАД НИМИ ПРОРОЧЕСТВО ИСАЙИ, КОТОРОЕ ГОВОРИТ: СЛУХОМ телесным УСЛЫШИТЕ – И НЕ УРАЗУМЕЕТЕ, не будете понимать, И ГЛАЗАМИ СМОТРЕТЬ БУДЕТЕ – И НЕ УВИДИТЕ. Они сами заградили свой слух, закрыли очи и ожесточили свое сердце; ИБО ОГРУБЕЛО СЕРДЦЕ ЛЮДЕЙ СИХ от зависти и других пороков, И УШАМИ С ТРУДОМ СЛЫШАТ (с негодованием слушали), И ГЛАЗА СВОИ СОМКНУЛИ (закрыли глаза), ДА НЕ УВИДЯТ ГЛАЗАМИ И НЕ УСЛЫШАТ УШАМИ, И НЕ УРАЗУМЕЮТ СЕРДЦЕМ, И все это делают для того, ДА НЕ ОБРАТЯТСЯ, ЧТОБЫ Я ИСЦЕЛИЛ ИХ. Но если бы и теперь они обратились, покаялись, Я готов исцелить их от этой тяжкой духовной болезни. Для того и говорю им притчами, чтобы возбудить их внимание, заставить их вдуматься в Мое учение и разбудить их спящую совесть.
Горе этим людям, намеренно закрывающим душевные очи, чтобы не видеть истины! ВАШИ ЖЕ БЛАЖЕННЫ духовные ОЧИ, ЧТО ВИДЯТ эту истину. И духовные УШИ ВАШИ, ЧТО СЛЫШАТ ее. Хотя и вы – Иудеи же, но к вам пророчество Исайи не относится, потому что у вас есть искреннее желание всем сердцем познать истину; вы веруете в Меня, как в Христа Божия, и потому разумеете истину. ИБО вот почему ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО МНОГИЕ ПРОРОКИ И ПРАВЕДНИКИ ЖЕЛАЛИ всем сердцем ВИДЕТЬ, ЧТО ВЫ ВИДИТЕ, т.е. Мое явление и чудеса, И НЕ ВИДЕЛИ, И СЛЫШАТЬ, ЧТО ВЫ СЛЫШИТЕ, т.е. Мое учение, И НЕ СЛЫШАЛИ. Ветхозаветные пророки и праведники жили верой в Мое пришествие и видели Меня только в видениях и прообразах, а вы видите Меня воочию и беседуете со Мной лицом к лицу. Пророки не удостаивались откровения таких тайн, какие Я открываю вам. Вы гораздо духовнее древних пророков постигаете эти Божественные тайны. Поэтому и теперь Я с любовью объясняю вам Мою притчу: ВЫ ЖЕ ПОСЛУШАЙТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИТЧИ О СЕЯТЕЛЕ, поймите смысл этой притчи. Сеятель – это Я; семя есть слово Божие, слово живой истины, благодатной силой которого люди вновь рождаются для Царствия Божия, слово, которое «пребывает во веки» ( 1Пет. 1:23 ). КО ВСЯКОМУ СЛУШАЮЩЕМУ СЛОВО О ЦАРСТВИИ, учение о спасении, И НЕ РАЗУМЕЮЩЕМУ, у кого ум так омрачен, и сердце от лености так огрубело во грехе, что он не понимает и не принимает слова Божия, которое ложится, так сказать, на поверхности ума и сердца его, не пуская корней внутрь; лежит, как семя на дороге, открытое для всех проходящих, для птиц и ветра, – ко всякому такому слушателю слова спасения ПРИХОДИТ ЛУКАВЫЙ сатана или демон, или же высылает слуг своих в виде греховных помыслов и пожеланий. И через них ПОХИЩАЕТ ПОСЕЯННОЕ В СЕРДЦЕ ЕГО, чтобы человек этот, уверовав, не спасся, – ВОТ КОГО ОЗНАЧАЕТ ПОСЕЯННОЕ ПРИ ДОРОГЕ. Человек сам открывает свободный доступ греховным помыслам и суетным попечениям. А ПОСЕЯННОЕ НА КАМЕНИСТЫХ МЕСТАХ ОЗНАЧАЕТ ТОГО человека, КТО СЛЫШИТ СЛОВО И ТОТЧАС С РАДОСТЬЮ ПРИНИМАЕТ ЕГО, иногда искренне увлекается проповедью о спасении, как приятной новостью, радуется обетованиям блаженства, но совсем опускает из виду те лишения и жертвы, какие должен понести, ту борьбу с грехом, миром и диаволом, какую должен вынести. Это не та радость, которая заставила нашедшего сокровище все продать, чтобы купить поле, где было сокровище; это не радость человека, который на все готов ради Христа, НО НЕ ИМЕЕТ В СЕБЕ КОРНЯ, в своем уме и сердце, И НЕПОСТОЯНЕН и боязлив.
КОГДА НАСТАНЕТ СКОРБЬ ИЛИ ГОНЕНИЕ ЗА СЛОВО, когда настанет нужда пострадать за веру, он ТОТЧАС СОБЛАЗНЯЕТСЯ, как будто с ним случилось что-либо странное, неожиданное, падает духом и гибнет от зноя искушений, как растение без корня – от палящих лучей солнца. А ПОСЕЯННОЕ В ТЕРНИИ ОЗНАЧАЕТ ТОГО, КТО СЛЫШИТ СЛОВО, принимает его, но вместе со словом спасения открывает свое сердце и для земных грешных забот о житейских делах и удовольствиях; НО ЗАБОТА ВЕКА СЕГО, эта чрезмерная забота о том, чтобы не умереть с голоду, без веры в Промысл Божий, пекущийся о человеке, И ОБОЛЬЩЕНИЯ БОГАТСТВА, все то, чем обольщает человека мир с его соблазнами, что дает пищу человеческому тщеславию, что возбуждает в нем греховные страсти, все это ЗАГЛУШАЕТ в его сердце СЛОВО, благодатное семя спасительной истины. Сердце такого человека как бы раздваивается; его влечет к себе и слово Божие, но ему жаль совсем расстаться и с земными удовольствиями; он пытается помирить в своем сердце то и другое, хочет служить и Богу и маммоне, но это невозможно; и вот, земные заботы и соблазны совсем овладевают его сердцем, и благодатные семена заглушаются их тернием, всякое духовное желание замирает, душа холодеет к добру, И доброе семя слова Божия не приносит в нем плода, ОНО БЫВАЕТ БЕЗПЛОДНО. ПОСЕЯННОЕ ЖЕ НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ ОЗНАЧАЕТ СЛЫШАЩЕГО СЛОВО И РАЗУМЕЮЩЕГО, означает того, кто со всем усердием усваивает умом и сердцем святую истину и хранит ее в добром и чистом сердце. Такой человек не будет раздваиваться сердцем, он желает вырвать с корнем все греховные пожелания, глубоко таящиеся в сердце; он внимательно смотрит в свое сердце и готов каждую минуту подавить в нем всякое сочувствие ко всему греховному, как бы это ни было ему больно. В таком человеке слово спасения находит себе добрую почву, пускает свои благодатные корни в глубину его сердца и делает его плодоносным; КОТОРЫЙ И БЫВАЕТ ПЛОДОНОСЕН, ТАК ЧТО ИНОЙ ПРИНОСИТ ПЛОД, смотря по ревности каждого человека, по его силам и способностям, ВО СТО КРАТ, ИНОЙ В ШЕСТЬДЕСЯТ, А ИНОЙ В ТРИДЦАТЬ. Так объясняет притчу о семени Сам Божественный Сеятель. Он показывает в этой притче, что Бог спасает человека не без участия самого человека; Бог влагает в его сердце Свое животворящее благодатное слово, а человек должен открыть свое сердце для этого святого семени и очистить сердце от всякой нечистоты. От Бога – сила благодати, от человека – стремление к Богу всем сердцем. Есть греховные навыки, которые подобно терниям и волчцам заглушают в душе всякое доброе пожелание, но нет греха, побеждающего Божие милосердие: семя Небесное тем и отличается от земного, что может могущественно действовать на ту почву, на которую упало, – на сердце, смягчая его и углубляясь в него, исторгая в нем самые корни зла, если только человек дает ему свободу действовать там, если сам не питает в своем сердце терний и волчцов греховных похотении.