Проблема сновидений вещих снов сочинение
Психология на грани реальности: ученые разгадали природу вещих снов
МОСКВА, 24 авг — РИА Новости, Татьяна Пичугина. В вещие сны верит, по разным данным, от четверти до половины населения Европы. Причем многие утверждают, что испытывали соответствующий опыт хотя бы раз в жизни. Ученые объясняют это различными объективными и субъективными причинами. Можно ли увидеть во сне будущее — в материале РИА Новости.
Где-то я это уже видел
Подростки катались на велосипедах в городе. В какой-то момент по дороге к дому один из мальчиков внезапно понял, что вот сейчас они завернут за угол и увидят во дворе своего друга, ставящего велосипед. Было ощущение, что картину будущего он наблюдал прошлой ночью во сне. Он хотел тут же рассказать об этом всем, но сдержался из боязни вмешаться в сюжет предсказания.
Так описывал в 1983 году собственный опыт психолог из Швейцарии Артур Франкхойзер. Он предположил, что какая-то часть вещих снов связана с эффектом дежавю — когда человек осознает, что видел место, где он оказался, раньше, хотя никогда там не был. По мнению ученого, дежавю и вещие сны активизируются в подростковом возрасте, в период формирования психики.
Проверить эту гипотезу в 2002 году взялся японский исследователь Казухико Фукуда из Университета Фукусимы. Он опросил 122 студента и выяснил, что у 40 процентов из них хотя бы однажды был вещий сон, правда, большинство не верило в предсказанное. Те из опрошенных, кто ни разу не видел во сне будущее, реже сталкивались с дежавю. По мнению Фукуды, люди просто путают эти два эффекта.
Мир подает знаки
О вещих снах упоминается в самых ранних литературных памятниках. Аристотель посвятил им трактат «О предсказаниях во сне», где отметил, что найти рациональное объяснение феномену невозможно, но и верить на слово тоже неправильно. Философ решил парадокс привычным для древних греков способом — объявил вещий сон даром богов.
Большинство людей может вспомнить пару вещих снов — своих или пересказанных другими. Нередко они касаются негативных событий, например смерти родственника. Ученые полагают, что человек неосознанно видит изменения в облике своего близкого, указывающие на плохое состояние. Эта информация возбуждает ночной кошмар о смерти. И когда родственник умирает, сон воспринимается как вещий.
Мы воспринимаем множество информации неосознанно, запоминаем ее, хотя не стремимся к этому. Все это может всплывать в снах. В научном сообществе считают, что сон в его быстрой фазе, как раз когда мы видим сновидения, облегчает усвоение информации, запоминание. Предполагают также, что сон способствует решению трудных задач.
В 2014 году Милан Валяшек и Каролин Уатт из Университета Эдинбурга (Великобритания) проверили гипотезу о неявной обработке информации. Они исходили из того, что те, кто видит вещие сны, склонны неосознанно искать и анализировать скрытые знаки вокруг себя. Кстати, эту идею впервые высказал Аристотель. И наоборот, те, кто сознательно обращает внимание на предзнаменования, не видят вещих снов. В результате ни одно из предположений не подтвердилось, значит, пророческие сновидения и вера в полный тайных подсказок мир никак не связаны.
Кто чаще видит вещие сны
Год спустя исследователи под руководством Валяшека изучили связь между верой в вещие сны, наличием опыта пророческих сновидений и демографическими факторами: полом, возрастом, образованием.
По анкетам 672 человек разного возраста и пола ученые сделали следующие выводы. Более образованные реже верят в вещие сны. Гипотеза о том, что к этому склонны женщины, подтвердилась. Люди постарше чаще описывали опыт вещих снов. Рваный сон также этому способствовал.
Обнаружилась связь с медикаментами. Здоровый человек видит сны несколько раз за ночь во время быстрых фаз, но никогда их не помнит. Однако некоторые снотворные способны изменить структуру сна и сохранить воспоминания после пробуждения.
Есть и другие объяснения. Например, человек заснул рядом с телевизором, по которому передавали новости, и его мозг творчески вплел их в ткань сновидения. Наутро, услышав то же самое еще раз, немудрено решить, что привиделся вещий сон.
Интересны также попытки применения теории вероятности. К примеру, землетрясения не так уж редки во многих регионах мира, следовательно, существует ненулевая вероятность увидеть сон об этом перед катастрофой. Нервозная обстановка и тревога последних дней способна навеять кошмары, которые сбываются.
Нередко человек объявляет сон вещим постфактум: сначала происходит событие, а потом он «вспоминает», что видел об этом сон. На самом деле «предсказатель» вполне мог неосознанно отодвинуть в прошлое дату сна, который ему привиделся после события.
Фабрика сновидений
Зачем нам сны? Ведущий российский исследователь Владимир Ковальзон из Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН в книге «Основы сомнологии» пишет, что они возникли как побочный продукт на эволюционном пути, когда формировались мышление и сложные четырехмерные зрительные образы.
Исследователи из США и Великобритании сравнили мозг с генератором виртуальной реальности, который во сне уточняет нашу модель мира, сформированную в период бодрствования. В снах мозг строит предсказания об окружающей действительности, которые предстоит проверить.
За ночь мы испытываем от четырех до шести 90-минутных циклов сна. Сновидения приходят во время быстрых фаз — так называют состояние, когда мозг очень активен, но не воспринимает стимулы извне и не посылает сигналы мышцам. В этом состоянии большую часть суток пребывает ребенок в утробе матери и в первые недели жизни. Таким образом, сон играет важную роль при формировании центральной нервной системы. Зачем сны взрослому человеку, остается неясным.
Сны. Что это. Отражение реальности или совершенно нереальный и непредсказуемый таинственный мир, в который погружается наше сознание, когда тело отдыхает. Думаю, что второе. Иногда сны выдают нам такую информацию, о которой мы не только не думаем, а вообще знать не можем. Если уметь правильно разгадывать сны, они могут многое сказать о будущем. Однако для этого нужно, как минимум обладать даром предвидения и умением находить нужное среди бесконечной груды, на первый взгляд, совершенно бессмысленных образов.
Разгадывать и правильно толковать сны – это совершенно непростая наука. Обладая с детства некоторыми способностями в этом направлении, могу сказать точно, что обычный непосвящённый человек не может правильно разгадать даже свой собственный сон, не говоря уже о снах других людей. Ошибочно считать, что вооружившись хорошим сонником (а может быть и несколькими сразу), легко можно разгадать тайный смысл того или иного сновидения. Это далеко не так.
Первостепенную роль в сновидениях имеют, как ни странно, мельчайшие детали, которые обычно мало кто запоминает. Не менее важен и сценарий сна, действия образов сна, произносимые фразы, даже чувства и ощущения, которые человек испытывает во время сна. В сонниках же ничего об этом не сказано. В них представлены лишь толкования образов, да и то довольно сомнительные. Откуда авторы черпают информацию – неизвестно. Хорошо, если из проверенных источников, а не придумывают сами. Я же всю жизнь разгадываю сны исходя из собственного опыта и собственных наблюдений, я сама постигла значение многих образов из снов и то, что одни и те же образы во снах разных людей имеют одно и то же значение.
Могу точно сказать, что видеть во сне собак, кошек или лошадей – это к друзьям, но, если собака кусает, то нужно ожидать неприятностей или даже подлости от друга. Снег обычно снится к радости и веселью. Если Вас во сне частенько посещает один и тот же человек (знакомый или не знакомый – не важно), но при этом не делает ничего плохого, общается или не общается с Вами, но в его присутствии Вы чувствуете себя хорошо и спокойно, то это однозначно ангел-хранитель. Нужно просто искренне порадоваться его посещениям, ничего плохого он не сделает, а когда настанет нужный момент, он сам покинет Ваши сны.
Вопреки общепринятому понятию о том, что видеть себя в наряде невесты – это обязательно к болезни и смерти, могу сказать, что это не совсем так. Видеть во сне на себе свадебный наряд, как и покупать в магазине и примерять любую новую одежду – это всегда к жизненным обновлениям, а вот каким именно обновлениям – здесь просто так не скажешь, нужно расшифровывать другие подробности данного сна, и даже предыдущих и последующих сновидений.
Сон – это особый тонкий мир, в котором существуют свои законы и порядки. Простой непосвящённый человек не может их знать досконально и просто невозможно заучить наизусть и запомнить все тонкости и значения образов и действий. Но абсолютно любой человек может научиться управлять своим сном, настраивать себя на позитивный сон. В случае непредвиденного или неприятного поворота сна нужно уметь как можно скорее выйти из сна, вернуться в реальность, просто проснуться. Всему этому можно научиться постоянными тренировками своего сознания.
Представьте себя в лесу: тишина и спокойствие, лишь негромкое пение птиц, шум листвы, нежное журчание ручейка. Или представьте летний луг, аромат травы, в которую Вы упали, раскинув руки, и наблюдаете проплывающие в небе облака, а солнышко в это время ласкает Ваше лицо своим нежным теплом. Не важно, что именно вы вспомните или представите. Попытайтесь ощутить, прочувствовать заново все положительные эмоции, свойственные данному эпизоду. У вас обязательно получится, Вы уснёте счастливым и умиротворённым. И даже, если последующий сон выдаст Вам свой сюжет и совершенно другие образы, он в любом случае не будет негативным. Постоянные тренировки настраивания себя на позитивный сон помогут Вам навсегда избавиться от дурных сновидений, Вы будете всегда хорошо высыпаться и станете гораздо лучше себя чувствовать днём. Со временем Ваше сознание само научится переключаться на позитив, когда вдруг приснится кошмар или просто неприятный сон.
Сновидения человека – это неисчерпаемый источник информации, очень нужной информации. Сны обязательно нужно разгадывать, чтобы знать, чего ожидать в ближайшем будущем, быть готовом ко всему, а возможно даже и успеть предотвратить нечто плохое. Но вместе с тем, сны – это серьёзный лабиринт, блуждать в котором можно до бесконечности, если не знать, а точнее – не чувствовать верного направления. Именно поэтому толкованием снов должен заниматься только человек, обладающий способностью к этому. Неправильное толкование сна может привести к серьёзным последствиям в реальной жизни.
Проблема сновидений вещих снов сочинение
Роль сновидений в произведениях отечественных писателей
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Актуальность темы: Природа сна всегда вызывала повышенный интерес и служила поводом для множества догадок и предположений. И если сны человека иногда и бывают лишены логики, то сновидения литературных героев всегда ей наполнены. Художественный текст – это сплетение смысловых образов. Их поиск, анализ снов в произведениях русской литературы, как правило, бывает трудным для обучающихся. Им сложно сопоставить все детали и соотнести их с моментами биографии того или иного героя, в этом поможет моя работа.
Проблема: На уроках литературы не уделяется должное внимание сновидениям, которые зачастую являются ключом к пониманию всего произведения. Сновидения литературных героев всегда наполнены смыслом.
Цель: Достижение понимания учащимися художественных произведений отечественных писателей путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения.
Задачи: 1) Собрать информационный материал о снах и сновидениях человека и использовании их как литературного приёма.
2) Провести сопоставительный анализ сновидений из ряда произведений русских писателей, акцентируя внимание на природе их происхождения, системе образов и смысле, придаваемом автором.
3) Провести анкетирование и творческие беседы, составить таблицу.
4) Обобщить полученные данные и сделать вывод.
Объект: Анализ сновидения литературного героя, как один из элементов анализа художественного произведения.
Предмет:Содержание и роль снов в произведениях русских писателей.
Методы: Сбор материала, изучение литературы, анализ практическая деятельность.
Гипотеза: Я предполагаю, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу.
2.1. Сны и сновидения с научной точки зрения.
Сны – это работа подсознания. Часто влияние на сон оказывают раздражители, воздействующие на организм человека во время сна, к примеру, чувство жажды, боль, звуки, жара или холод и т.п. Иногда людям снится то, о чём они думают и переживают в течение дня, продолжения фильмов, которые были просмотрены за день, или прочитанных книг. Снится могут и незнакомцы, но, как доказали учёные, подсознание не умеет придумывать образы, а лишь воспроизводит когда-то ранее увиденные. Существует подразделение снов на несколько категорий: сны-желания, сны-предсказания, кошмары и вещие. Исследователи утверждают, что вещих снов не бывает, тем не менее, как объяснить природу происхождения снов, где выпадают зубы, человека кусают змеи и т.д. Смысл подобных сновидений объясняют разнообразные сонники. [3]
2.2. Сон как литературный приём.
Сновидения часто встречаются в литературных произведениях. Как правило, сны имеют собственную композицию, отличающуюся от композиции всего произведения. Через данный прием раскрывается внутренний мир героев, очень часто сны носят символичный смысл, «предсказывают» развитие сюжета; с помощью сна передаются внутренние переживания; автор может вкладывать в сновидение собственное мнение, аллегорию или иносказание. Многие писатели делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Сны литературных героев позволяют нам лучше понять их характеры, причины поступков, отношение к людям и к себе. Ведь, по сути, сон —это время, когда освобождается подсознание человека. Оно не скованно внешними условностями, не позволяет лгать, притворяться и прикрываться масками. Наверное, именно по этим причинам авторы так часто прибегают к приему раскрытия личности персонажа через его сон. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее. Разделить сновидения можно и не по содержанию, а по происхождению: одни сны навеяны работой подсознания – это то, о чём размышляет герой в часы бодрствования, его переживания, желания; другие сны являются вещими, предсказательными, не имеющими под собой определённой, чётко выраженной почвы. [2; 4]
2.3. Сновидения в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Узнав о сновидениях с биологической и с литературной точек зрения, я обратилась к произведениям. Мною были самостоятельно проанализированы сны из нескольких романов из школьной программы, на которые уделяется недостаточное количество уроков. Составив собственный анализ, я обратилась к источникам информации для сравнения найденных мною деталей.
Первое произведение, к которому я обратилась – роман «Мастер и Маргаритой», который отведён школьной программой на 11 классы. Михаила Афанасьевича Булгакова нередко называют сатанистом, приспешником дьявола. На самом же деле он – великолепный психолог и философ, этот факт доказывает и наличие столь психологически сильных снов. Одним из таковых является сон Понтия Пилата – 5 прокуратора Иудеи. Великая трагедия Понтия Пилата начинается в день казни Иешуа Га-Ноцри, которому судья вынес смертный приговор. Теперь прокуратор долго лежал на постели, но сон не приходил. Наконец ближе к полуночи он уснул. «Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.» Очень символичен в этом сновидении лунный путь. Ведь известно, что луна – это истина, в таком случае, дорога к луне есть дорога к истине, по которой поднимается Понтий Пилат, ведомый Иешуа. Этот сон символизирует противостояние добра и зла, в результате которого побеждает добро, приходит прощение и свобода – путь к Истине. В эпизоде сна Понтия Пилата раскрываются новые душевные качества прокуратора: он осознает, в чем его самая большая проблема. Говоря с Иешуа о пороках, прокуратор замечает, что самым страшным пороком является трусость. Пилат, не испугавшийся «в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана», он струсил сейчас. Именно это качество повлияло на решение «дневного» Пилата, и сейчас, во сне, к нему приходит осознание. Помимо того, другое душевное качество – он любит. Не случайно во сне появление его собаки Банги. Она является единственным существом на земле, которое он действительно любит, и которое по-настоящему предано ему.
Рассмотрим другой сон из данного романа. Маргарите приснился вещий сон. Не зная, что Мастер в сумасшедшем доме, она видит его всклоченного, небритого, с больными глазами. Именно так он и выглядит в это время. Сама Маргарита сразу поняла, что её сон является вещим, и придала ему смысл. Мастер, звавший её во сне, означал, что они в ближайшее время встретятся. Но, по толкованию Маргариты, если он умер, то это значило, что и она скоро умрёт. Всё так и вышло? Действительно, возлюбленные вскоре встретились. Подтверждается и второе значение сна. Отравленные Азазелло, Мастер и Маргарита умирают в реальном мире, что подтверждают слова мед. сестры сумасшедшего дома. Но главное, что она видит очень странное место. Приют, который в конце романа получают герои, очень похож на то место, где во сне оказывается Маргарита. А быть может, этот сон предвещает также и все те события, которые будут происходить с героиней? Не зря, она называет эту местность адской, непригодной для человека. Таким образом, данный сон можно назвать вещим. Он сообщает Маргарите информацию, является своеобразным знаком, предупреждением.
Также в романе Булгакова сон видит Никанор Иванович. Этот сон вызван страхом перед законом и перед самим собой, а также всеми предшествующими событиями. За то, что он получил взятку, тем более, как выяснилось позже, валютой, Никанора Ивановича ждало наказание. Понимая это, он очень переживал, поэтому во сне подсознание и выдало ему столь странный концерт, на котором призывали сдать валюту.
Роль снов в романе «Мастер и Маргарита» колоссальна. Сны помогают автору добиться гипнотического эффекта, стирая грань между правдой и вымыслом; они, отражая душу спящего, помогают читателю лучше понять образ героя; а также являются отражением одной из смысловых линий романа –противостояния добра и зла. [5]
2.4. Сновидения в романе Л.Н. Толстова «Война и мир».
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» включает в себя описание сна как естественного бытового и биологического времени человеческой жизни и описания сновидений героев как особенной области сознания, подсознания и чувств. Лев Николаевич информирует читателя о ночном или дневном сне героев: о «дообеденном сне» старика Болконского, который считал, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой», о старческой сонливости Кутузова и т.п. Роман наполнен загадочными сновидениями. Всего в произведении их двенадцать, и видят их: Андрей Болконский (три сна), его сын Николенька (один сон), Пьер Безухов (пять снов), Николай Ростов (два сна), Петя Ростов (один сон).
Большой философией наделены сны друга Андрея Болконского – Пьера Безухова. В одном из них он убегает от собак, каждая из которых злее предыдущей – прямая параллель к масонству. В другом сне представлен его разговор с масоном Баздеевым. Оборотничество в сновидении означает раздвоение восприятия и неуверенность в том человеке, который раздваивается. Следующее сновидение Пьер видит после Бородинского сражения. Сон-размышление представляет собой ответ на вопросы, мучавшие Безухова. К этому моменту Пьер был уже близок к пониманию того, кто такие «они»: «Они в понятии Пьера были солдаты — те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону». Когда граф вспоминает свой страх, он чувствует, что не может соединиться с солдатами и жить так, как живут они: «Но они хотя и были добры, они не смотрели на Пьера, не знали его». Нужно всё сочетать, сопрягать, и в войне, и в мирной жизни. Сопрягать — значит соотносить, сравнивать, сопоставлять себя с теми, кто во сне был назван словом «они». Эта истина и есть то, к чему стремится Пьер. Из этого сна он открывает для себя один из законов бытия и становится на одну ступень выше в своём духовном развитии. После смерти Каратаева Безухов видит ещё один сон, связанный с предыдущим, где точка в духовном поиске всё-таки не была поставлена. Ведь перед Пьером встал новый вопрос: «Как сопрягать всё?». Появляется образ старого учителя географии, держащего в руках хрустальный глобус. Стремление капель к всемирному слиянию, их готовность вместить весь мир — это любовь, сострадание друг к другу. Любовь как полное понимание всего живого перешла от Платона Каратаева к Пьеру, а от Пьера должна распространиться на всех людей. Он стал одним из бесчисленных центров мира, то есть стал миром. Всё, что сопрягает, есть мир; центры — капли, не стремящиеся к сопряжению, — это состояние войны, вражды. Вражда и отчуждённость среди людей. В сюжетах снов Пьера Безухова представлена борьба страстей, желание духовного очищения и покаяния. В этих вещих снах он рассуждает и находит ответы на собственные философские вопросы.
Юный Петя Ростов видит сон перед боем, накануне гибели. В стройное звучание хора постепенно превращается звук натачиваемой сабли. Сам того не зная, Петя сочинял фугу. «Необычайная красота» органной, полифонической музыки, от которой Пете «страшно и радостно», психологически точно передает состояние романтической души молодого героя, который любит всех и всё. Сон, который видит, а точнее слышит Ростов, можно считать слуховой галлюцинацией, которая соединила музыку невидимого оркестра, мужские и женские голоса и падающие звуки капель недавно прошедшего дождя, свист натачиваемой сабли, ржание лошадей. Это сновидение Петя видит в одну и ту же ночь, что и Пьер Безухов (сон о «водяном шаре): для одного эта ночь накануне гибели, для другого – накануне долгожданного освобождения из плена. Стоит обратить внимание на связь фраз в двух снах: «Сопрягать надо!» и «Ну, голоса, приставайте!» – тема согласия. Заостряет на себе внимание и ещё одна схожая деталь: глобус во сне Безухова состоит из капель, а звук капель во сне Ростова является фоном для фуги. Сны Пети и Пьера как бы взаимоиллюстрируют друг друга: лучшего музыкального сопровождения к образу живого водяного шара, чем фуга из сна Пети, трудно представить.
Ещё один герой, которого не «обошли стороной» сновидения – старший брат Пети. Два сна Николая Ростова тесно связаны с войной. Первый сон следует сразу после ранения и включает в себя несколько слоев сновидений: сон-бред, который порождается телесной болью от раны и переходит в сон-воспоминание, далее – кошмар. В сновидении чувства Николая отворачиваются от жестокой реальности войны. Второе сновидение Ростова, снящееся ему, когда он засыпает, объезжая линию цепи гусар, тесно связано с сиюминутными впечатлениями жизни, счастливыми воспоминаниями и полно приятных чувственных ощущений. В нем Толстому удаётся передать поток звуковых и слуховых ассоциаций, порождающих эффект каламбура.
В романе «Война и мир» мы видим, что сны нерасторжимо связаны с жизнью, душой и судьбами героев. Эти люди обладают необычайно богатым внутренним миром, широкой и восприимчивой душой и, наконец, исключительной силой духа. Наверное, именно поэтому сны их очень ярки и образны, и, разумеется, они несут в себе определённую символику. [7]
2.5. Сновидение в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Значимое место в произведении А.С. Пушкина занимает пророческий сон Татьяны Лариной. Включая в повествование сновидение героини, автор помогает читателю понять её образ. В этих видениях слились между собой фольклорные символы образы, проникшие из святочных и свадебных обрядов. Обратимся к словам-символам из данного сновидения.
Помимо того, во сне Лариной даётся и другое предсказание. В фольклоре зимний лес – это царство мёртвых, царство душ, куда и попадает во сне Татьяна. В хижине Онегина окружает нечисть, демоны. Весь эпизод управления этими существами символизирует властность сложной натуры героя. Можно сказать, что это дьяволы его души. Ларина пытается понять внутренний мир Евгения. Смотреть в дверную щель хижины – пытаться проникнуть в душу Онегина». По сюжету сна Татьяна сначала «глядит тихонько в щёлку», потом «немного растворяет дверь» и, наконец, проникает в дом. Так символически описывается постепенное понимание Татьяной характера Онегина. Именно с этой целью после смерти Ленского и отъезда Евгения девушка отправится в его поместье.
2.6. Сновидение в романе «Капитанская дочка» А.С. Пушкина
Вещий сон видит и Петр Гринев, главный герой романа «Капитанская дочка». Как показало дальнейшее развитие действий, в этом сне Петруша видит грядущие события и свою роль в них. Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи — все это увидел Гринев позже — уже не во сне, а наяву. В этом сновидении на месте родного отца Петр видит «мужика с черной бородой». Нетрудно догадаться, что этот мужик – Емельян Пугачёв. Топор в его руках и мёртвые тела символизируют крестьянскую войну, восстание Пугачёва. Мать Петра велит сыну принять благословение от этого человека, называя его посаженым отцом Петруши. И это неслучайно: помиловав молодого офицера благодаря заступничеству Савельича, Пугачев даёт ему жизнь.
О том, что сон вещий говорит и сам герой: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Гринёв не забывал свой вещий сон, не должен был его забывать и читатель. Написанный в начале произведения, вещий сон задает трагическую тональность дальнейшему повествованию. [8]
3. Практическая часть.
В параллелях 9-11-ых классов было решено провести анкетирование, с целью выяснить, что ученики знают о роли снов в произведениях писателей, об их символизме и скрытом смысле, о том, в каких произведениях сны навеяны работой подсознания, а где являются вещими. Мной были разработаны вопросы анкеты и розданы в классах. Результаты позволили составить диаграммы и проанализировать их. Не знают, какую роль играют сны в произведениях 40%, взгляд в будущее и воспоминание (по 15%), очень важную или разную (20%), характеристика героя и символика (по 5 %). Среди литературных произведений были названы «Обломов» (40%), «Преступление и наказание» (15%), «Война и мир» (20%), «Гроза» (5%), не назвали произведения (20%). (Приложение №1)
3.2. Беседы с учениками разных классов.
После анкетирования в ряде классов были проведены творческие беседы, на которых ребята познакомились с моей работой. Исходя из того, какое произведение отводится школьной программой на какой класс, в них мы подробно остановились на определённом сновидении. Сон Петра Гринёва был подробно разобран с учениками 8-ого класса, Татьяны Лариной – с учениками 9-ого класса. Сны из произведения «Война и мир» были проанализированы на уроке 10-ого класса, а со снами из романа «Мастер и Маргарита» поработали ученики 11-ых классов. После этого ещё раз были розданы анкеты. Результаты стали положительными, количество правильных вопросов возросло. (Приложение №2)
3.3. Сопоставительная таблица.
По снам, подробный анализ которых не вошёл в мою работу, но включённых в школьную программу, была составлена таблица. В ней я отметила природу появления сновидения, и основные символы. (Приложение №3) А также был составлен список произведений, не анализируемых в школе и содержащих в себе сон героя, представлен. Таблица и список были розданы обучающимся школы и учителям русского языка и литературы.
Материалы моей работы и таблица легли в основу методических разработок, которые я раздала учителям и оставила в электронной базе школы. По ним педагоги уже провели первые занятия на классных часах и внеурочной деятельности. Мне и моей учительнице поступали положительные отзывы.
Таким образом, моя гипотеза о том, что русские писатели в своих произведениях вкладывают большой смысл в сновидения: через сны автор передаёт характер и душу героя, показывает его страхи и переживания, желания и цели, а иногда и дальнейшую судьбу, подтвердилась. Сновидения героев раскрывают внутреннюю сущность — ту, которую не замечает их бодрствующий ум.
Сновидения приоткрывают занавесу к пониманию всего произведения, служат своеобразным ключом к анализу. Поняв символику сна героя и природу его происхождения, можно перенести эти критерии на весь текст.
Благодаря моей работе, ученики научились понимать художественный текст путём анализа сновидений литературных героев, как одного из аспектов целостного анализа произведения, а составленная таблица поможет им самостоятельно разобраться в сплетении смыслов в других романах, рассказах, стихотворениях и др. Сны героев бывают разными: с помощью одних герои уходят от действительности, другие подсказывают им, какой сделать выбор, некоторые сны предсказывают будущее, но все они полны тайн и загадочных подробностей, которые должен разгадать вдумчивый читатель.
Иду туда, куда зовёт мой сон,
По выстеленной звёздами дорожке,
В чудесный мир меня уводит он,
Загадочный и сказочный немножко.
Где слух ласкает звуков волшебство,
Так всё свободно, просто и легко,
5. Список использованных источников и литературы.
Ванслов В. И. Эстетика романтизма: Учебное пособие / В.И. Ванслов – М.: Кладезь, 1966. – 80 с.
Савельева В. П. Сновидение как Пробуждение. Сны в романах и в жизни Льва Толстого: Научная статья / В. П. Савельева – М.: АСТ-Пресс, 2007. – 30 с.
Анализ эпизода «Сон Петра Гринева» из романа «Капитанская дочка» Пушкина [Электронный ресурс]. – URL : http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-son-grineva-kapitanskaja-dochka-pushkin.html, свободный – (18.09.2018).
Маргарита. Анализ 19 главы романа «Мастер и Маргарита» [Электронный ресурс]. – URL : http://litera.su/learner/all-works/bulgakov-m-a/analysis-of-19chapter-novel-master-and-margarita, свободный – (04.10.2018).
Сон как литературный приём [Электронный ресурс]. – URL : https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/2014/08/16, свободный – (17.09.2018).
Сон Понтия Пилата как олицетворение победы человека над самим собой [Электронный ресурс]. – URL : https://www.allsoch.ru/sochineniya/15229, свободный – (22.01.2019).
Сон Татьяны Лариной [Электронный ресурс]. – URL : https://poetpushkin.ru/evgeniy-onegin/son-tatyany-kratkoe-soderzhanie-i-analiz.html, свободный – (17.02.2019).
Приложение 1. Анкетирование.
Какую роль играют сны и сновидения в художественных произведениях?
В каких произведениях отечественных писателей вы встречали данный литературный приём?
Какие герои романа «Война и Мир» видели сны?
Какие герои романа «Мастер и Маргариты» видели сны?
К акие категории сновидений вы можете выделить в зависимости от их символики и содержания?
П риложение 2. Работа с детьми.
Приложение 3. Таблица.
Баллада «Светлана»; Светлана
Поэма «Слово о полку Игореве»; Святослав
Автор неизвестен. Находка этого памятника древнерусской литературы принесли мировую известность. Мусину-Пушкину
Роман «Обломов»; Илья Обломов
Сон Обломова – это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью. Опекаемый няньками, спешащими выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Сновидение открывает истоки формирования характера героя. Через сон автор показывает зарождение лени, вялости и апатии в Илье ещё с детства.
Повесть «Пиковая дама»; Германн
Сновидение является работой подсознания. В жизни Германн является алчным и азартным человеком, и во сне эти черты характера проявляются. Его сны наполнены игрой. Но только в той игре он знал секрет. Мужчина ставил и выигрывал. Он с жадностью складывал деньги к себе в карманы.
Роман «Анна Каренина»; Вронский, Анна
Один из важнейших символов романа «Анна Каренина» — это фигура маленького мужика со взъерошенной бородой. «Мужичок» возникает в решающие минуты жизни заглавной героини: за несколько мгновений до её знакомства с Вронским, перед родами и (трижды!) в день гибели; он не только присутствует наяву, но и видится персонажам в сновидениях. В романе это сон-кошмар, даже «двойной кошмар», потому что Вронский и Анна видят одно и то же сновидение. Он снится им в переломный момент их переплетающихся жизней. Кошмар Анны и Вронского принимает образ страшного мужика с рыжей бородой, склонившегося над мешком, копошащегося в нем. Оба сна основаны на происшествии, случившемся при их знакомстве. Однако у Вронского он принимает облик крестьянина-обкладчика, который принимал участие в медвежьей охоте, а у Анны-облик кондуктора, истопника из поезда. В обоих снах он наклоняется и бормочет по-французски. Но Вронский не понимает, а Анна понимает, что в этих французских словах звучит идея железа, которое вскоре убьет, раздавит ее. Она вспомнит свой сон в последние секунды жизни: «Мужичок, приговаривая что- то, работал над железом».
Роман «Что делать?»; Вера Павловна
Во снах Веры Павловны соединились и реальные факты, и совершенно фантастические. Всего в тексте романа четыре сна.
Первые два сна символизируют прощание героини со старым, пошлым миром, разрыв всяких взаимоотношений, которые могли напоминать о прошедших годах. Третий сон связан с воспоминаниями о втором замужестве героини. А последний, четвертый сон подводит итог, раскрывает тайны духовного и философского мира главной героини.
Можно говорить о пророческом смысле «страшного сна» Алеко, предположив, что он видит во сне будущее, он видит мщение. Сознание его полно мыслью о том, что между ним и Земфирой встал другой человек. Мучительный сон превращается в преступление наяву.