Проблематика и трактовка пьесы это
Необходимость постановки данной пьесы в данном коллективе
Новогодняя музыкальная сказка «Маша и Витя против «Диких гитар» как нельзя лучше подходила для постановки во Дворце культуры. Как я писала выше, материал не только позволяет, но и обязывает активно использовать хореографические, цирковые и вокальные виды творчества, наличие которых в ДК не вызывает сомнения. Нельзя сказать, что все роли «легли» идеально. Ведь участники спектакля не профессиональные актеры: секретарь, методист, заведующий отделом и т.д. Многие из них первый раз в жизни вышли на сцену. Была опасность того, что участники спектакля начнут повторять, копировать уже готовые и всем хорошо знакомые образы из детского фильма. Однако, во время репетиций, актеры сумели найти новые краски, характер и характерность персонажей.
II. Проблематика и трактовка пьесы
Тема и идея пьесы
Определить тему, значит определить объект изображения, те явления действительности, которые нашли свое художественное изображение, или, точнее, воспроизведение в данной пьесе. Тема отвечает на вопрос: «О ЧЕМ в данной пьесе идет речь?».
Тема – тот круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.
Тема и идея пьесы «Маша и Витя против «Диких гитар» совпадают с темой и идеей одноименного спектакля.
Тема пьесы – смелость и взаимовыручка ребят способна наказать зло и вернуть праздник.
Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения.
Если режиссер прочел пьесу и не смог сказать ее мысль, значит, он ничего не понял. Объективная идея произведения и субъективная идея автора часто диаметрально противоположны, но, тем не менее, идейное толкование произведения должно находиться в пределах авторского замысла с современной точки зрения, с современностью поворота темы, но при этом не должно ломать художественную ткань произведения.
Сказка «Маша и Витя против «Диких гитар» написана в 70-х годах, в период напряжённого соперничества в области освоения космоса между СССР и США, в период «холодной» войны. В это время особое место отводилось научным разработкам и передовым технологиям. И, конечно, именно поэтому ученик начальных классов Витя, сын «кандидата технических наук», «с детства интересуется наукой и техникой». Однако, в «то» время немаловажную роль отводили и воспитанию высокоморального и нравственного человека. И девочка Маша была именно таким ребенком: добрым, отзывчивым, сочувственным.
Что такое проблематика романа? Проблематика — это…
Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор.
Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.
Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».
Тема | ||
Главная | Частная | Вечная |
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). | Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») | Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны. |
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения. |
Что такое «Проблема в литературном произведении»
ПРОБЛЕМА в литературном произведении — качество его содержания и формы, выделение какого-то их аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия. А.С. Пушкин в конце января 1825 г. писал А.А. Бестужеву о “Горе от ума” А.С. Грибоедова: “Цель его — характеры и резкая критика нравов”. Здесь под словом “цель” имеется в виду то, что сейчас называется проблематикой, главным предметом художественного интереса.
По одной из теорий, проблематика — одна из “сторон” идейного содержания наряду с тематикой и “идейно-эмоциональной оценкой жизни”, а именно “идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными”. Эта механистическая концепция — следствие признания сущности искусства не эстетической, а идеологической.
В “Трех мушкетерах” А. Дюма-отца есть ряд персонажей, носящих исторические имена, но имеющих мало общего с их реальными прототипами. Это роман не исторический, а приключенческий, и авантюрность на уровне сюжета — аналог проблемы в собственном смысле, поскольку тематическое и идейно-эстетическое содержание в данном случае менее существенно, чем сюжет. В детективных же произведениях зачастую показываются несложные события, весь интерес состоит в раскрытии их секрета, в процессе этого раскрытия. Здесь — некий аналог проблемы, реализуемый на уровне фабулы.
Ho в основном литературоведы, говоря о проблеме, имеют в виду содержательное качество, принадлежность высокой литературы (включая классику), ее и называют проблемной; другие “литературные ряды” с точки зрения проблематики определяются труднее, часто это мнимо проблемные произведения, когда и автору, и читателю все в основном заранее понятно и известно, творческий поиск отсутствует. По другим, эпохального масштаба, мировоззренческим, причинам проблемности нет в литературной архаике, героическом эпосе, где все решено изначально. Проблемность в искусстве появляется тогда, когда можно один и тот же предмет толковать по-разному. В традиционалистских литературах, до классицизма включительно, известны были персонажи и сюжетные схемы, но в рамках канона нужно было предложить новую трактовку известного материала. В этом и состояла проблема для художников.
Идея — мысль, определяющая содержание произведения. Она неотделима от образной системы и от формы.
Идея может заключать мысль о необходимости переустройства общества (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), о притягательности и одновременно бренности человеческой власти («Царь Эдип» Софокл).
Объяснение и примеры
Тема, идея и проблема — это основа содержания литературного произведения.
В каждом литературном произведении мы можем выявить и обозначить главную тему.
Пример
Тема «Капитанской дочки» Александра Сергеевича Пушкина — восстание крестьян, которое возглавлял Емельян Пугачёв.
При этом важно понимать, что параллельно с основной темой может разворачиваться и ряд второстепенных.
Пример
Среди второстепенных тем в той же «Капитанской дочке» мы можем назвать, в частности, взаимоотношения между представителями высшего сословия (Пётр Гринёв) и крепостными (Савельич).
И если главная тема обычно одна, то второстепенных может быть сколько угодно.
Проблематика
Каждая тема в литературном произведении предполагает соответствующую проблему, то есть вопрос, который автор ставит перед собой и читателем. И ответом на этот вопрос для автора станет всё произведение в целом.
Пример
Проблема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина решается осмеянием невежества и торжеством образованности.
Проблематика может быть:
Важно также помнить, что эти проблемы не являются взаимоисключающими: они все могут сочетаться в проблематике отдельно взятого литературного произведения.
Пример
Роман Достоевского «Преступление и наказание» включает все указанные разновидности проблем:
При этом мы можем говорить о главенстве философской проблематики в этом романе, ведь, по сути дела, главные вопросы «Преступления и наказания» относятся именно к сфере философии.
Поскольку идея является главной мыслью произведения, для её выявления необходимо тщательно и разносторонне проанализировать весь текст.
Пример
Ведущая идея «Слова о полку Игореве» — необходимость единения Руси и прекращения междоусобиц. Эта идея выражена не только в проблематике, но и в каждом образе: князя Игоря (его безрассудное решение), Ярославны (глубинная скорбь), князя Святослава (мудрость), а также в композиции («Золотое слово Святослава» как композиционный ).
Авторская позиция
Необходимо уяснить, что авторская позиция очень редко предстаёт в литературном произведении в виде прямого вывода. И если, к примеру, в баснях Ивана Андреевича Крылова мы можем увидеть выражение авторской позиции в тексте (в виде прямого вывода — морали), то в большинстве произведений нам придётся сначала рассмотреть тематику и проблематику, выявить идею, а уже потом говорить о мнении автора по тому или иному поводу.
При оценке авторской позиции нужно ответить на вопрос, объективен был автор в оценке действительности или субъективен.
Как определить тему, проблематику и идею литературного произведения
Выбранный вами вариант ответа выявит проблематику.
Проблематика
Проблематика — это круг поставленных автором проблем в произведении. Проблема — это вопрос, требующий разрешения.
Виды проблематики:
Понятие проблематики произведения
Термин «проблема» в литературоведении имеет значение, сходное с тем, в котором он применяется в различных научных областях – проблемой называется практический или теоретический вопрос, требующий исследования, разрешения.
В литературоведческих работах встречается следующее определение проблематики.
Проблематика – это осмысление писателем социальных характеров, заключающееся в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, которые он считает особенно существенными, исходя из своего идейного миросозерцания.
Другими словами, под проблематикой литературного произведения понимается область понимания, осмысления писателем отраженной реальности. Это сфера, где проявляется авторская концепция человека и мира, запечатлеваются переживания и размышления писателя, где тема исследуется под определенным углом зрения. Читателю на уровне проблематики предлагается диалог, обсуждается та или иная система ценностей, поднимаются вопросы, приводятся художественные аргументы за либо против какой-либо жизненной мироориентации.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Можно сказать, что проблематика является центральной частью художественного созерцания, так как именно в ней, как правило, заключается то, ради чего читатель обращается к произведению, а именно неповторимый авторский мир. проблематика произведения требует от читателя повышенной активности. Если читатель воспринимает тему как данность, то относительно проблематики у него могут и должны возникать свои собственные соображения, размышления, переживания, согласие или несогласие, которые направляются размышлениями и переживаниями автора, но не являются целиком тождественными им. Согласно идее М.М. Бахтина о специфическом познании художественного содержания как диалоге между писателем и читателем, эта идея в наибольшей степени относится к проблематике произведений.
Проблематика, в отличие от тематики, является субъективной стороной художественного содержания, в связи с чем в ней максимально проявляется самобытный авторский взгляд на мир, авторская индивидуальность, нравственное отношение к предмету. Часто произведения нескольких авторов написаны на одну и ту же тему ввиду ограниченности тем, однако нет двух писателей, чьи произведения полностью совпали бы по проблематике.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Своеобразие проблематики является визитной карточкой автора. Например, практически нет поэта, который бы не коснулся темы поэзии. Однако проблемы, связанные с этой темой, у разных поэтов различаются. Так, А. С. Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», Лермонтов подчеркивал гордое одиночество поэта. Некрасов поднимал вопрос об общественной полезности поэтической деятельности, о гражданственности поэтического творчества. Блок считал поэзию выразительницей и истолковательницей мистических тайн бытия. Для Маяковского поэзия была своего рода «производством», он первым из поэтов ставил вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Таким образом, при единстве темы у каждого из авторов проблематика субъективна и индивидуальна.
Проблематика и трактовка пьесы
Введение
При подборе материала режиссер должен учитывать несколько важных факторов.
Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в XIX веке, может в Древней Греции, но тема, которую автор хотел передать читателю, должна быть актуальна, интересна и понятна.
В третьих, если говорить о детском театральном коллективе, то это возраст участников коллектива. Необходимо подобрать пьесу так, чтобы возраст участников соответствовал теме произведения, то есть ребята понимали, что они играют.
В четвертых, пьеса должна быть поучительна. Ведь, целевая аудитория школьники, выходя из зала, должны чему-то «научиться».
Таким образом, триединство «Время, место, коллектив» никто не отменял. И оно равно действует, как в театре, так и в школьном театре.
Я выбрала пьесу Татьяны Долговой «Звезда над крышей» для постановки в школьном театре «Поколение» в физико-математическом лицее №2 г. Бугульмы, потому, что она отвечала всем требованиям этого триединства театрального.
Она современна. Никто не станет отрицать, что тема наркотиков, конечно, перестала быть нашумевшей проблемой в нашем обществе, но ее по ка никто не решил. Молодые люди все также продолжают убивать себя различными смесями. Хотя, быть может, возраст немного изменился. Если раньше это были 16-18-летние подростки, то теперь это 25-летние молодые люди. Это по моим наблюдениям.
Также пьеса была интересна не только мне своими безусловными хорошими драматургическими качествами, неплохим слогом и интересными символическими и литературными образами; она также заинтересовала ребят, которые учатся в выпускном классе. И, не смотря на свою занятость, они все-таки находили время для репетиций.
Думаю, их заинтересовал драматический материал. До этого, они перебивались комедиями, отрывками из классических произведений. А тут представился случай попробовать себя в полноценной пьесе, сыграть своих ровесников, попавших в необычные обстоятельства.
Ну и, разумеется, пьеса имеет ненавязчивую мораль. Безусловным достоинством этой пьесы я считаю, что она просто показывает ситуацию, фантазирует на тему развития событий и не диктует человеку, как поступить. Зритель только видит, к чему может привести данная ситуация: к смерти, к одиночеству, к страху за жизнь. Но при этом выбор остается за тобой. И только тебе выбирать, как строить свою жизнь и какой она будет. Убогой, мерзкой и грязной на старом чердаке, в вечном страхе за свою жизнь и поиске дозы для кратковременного блаженства. Или же полноценной и здоровой, в любви и ласке. Решать только самому тебе.
Именно за свободу выбора, видимо, мне наиболее интересна эта пьеса. И за возможность пофантазировать на тему: «А что будет дальше»?
Особенностью пьесы я считаю то, что хоть она написана для подростков, на острую тему наркотиков, побегов из дома, неприятия жизни, которую ведут их родители, в ней нет зудящей морали. Автор не говорит прямо, что такое хорошо, что такое плохо.
Да, видимо, именно это понравилось мне больше всего. Нет резких мазков «плохо-хорошо» у персонажей. Тем сложнее приходилось работать над образом. Зато ребята, в процессе работы осознали всю жестокость, подлость и грязь этого мира.
Также достоинство этой пьесы в неплохом литературном слоге. Речь ненапыщенная, легкая, реальная. Ребята говорили, что ее легко учить.
Ну и разумеется, красивая символика. Звезды, которые ведут человека, дарят ему надежду, разговаривают с ним. Тот, кто не совсем глух, не совсем забился в скорлупу своего отчаяния, непременно услышит их.
Еще один немаловажный вопрос, это актуальность звучания пьесы, ее востребованность сегодня и необходимость зрителю, пришедшему в зал.
Вопрос наркотиков и то, как они продолжают порабощать молодое поколение, все равно остается актуальным. Ведь никто до сих пор не решил эту проблему. Но от этого, она не умерла, не исчезла никуда. А тихо затаилась, выжидая очередную жертву.
Также, тысячи детей продолжают сбегать из дома. То ли их манит жажда приключений или желание доказать не больше себе, сколько своим родителям, что они уже достаточно взрослые, и могут сами о себе позаботится. А сколько молодых людей сбегают из дома, только лишь потому, что их мама нашла новую любовь. Это ли не эгоизм? Мама меня не любит, пойду-ка, на зло ей, перережу себе бритвой вены. На примере персонажа, автор дает понять, что если родители и нашли нового партнера по жизни, это не значит, что они перестали любить своих детей. Звезда подсказала главному герою «простить». Да, именно понимание и прощение лежит в основе пьесы. Если ты можешь встать на место другого человека и простить совершенный поступок.
Проблемы, казалось бы, забытые, «вышедшие из моды», никуда не делись, а, напротив, обострились. Соответственно, о них надо говорить, их надо показывать. И учить зрителей. Но учить надо правильно. Чтобы не возникало сопротивления. Должна возникнуть ответная цепная реакция. Наверно, даже страх, чтобы неопытный молодой человек не попадал в такие ситуации. Чтобы возникал рефлекс: «бежать». Думаю, только так можно решить проблему.
Поэтому, как бы смешна ни казалась сейчас проблема наркотиков, унижения, побегов из дома, она существует. И об этом надо говорить, показывать, что бывает. Но делать надо с умом, повторюсь. Чтобы не возникло ответной реакции отторжения и все не закончилось банальным смехом эгоистичного подростка, считающего, что молодость его бесконечно и его самого никогда не коснуться беды, которые пытаются перед ним изобразить его же одноклассники.
Первое впечатление
Первое впечатление
Для чего же нам нужно это первое непосредственное общее впечатление от пьесы? Для того, чтобы, определив его, тем самым определить свойства, органически присущие данной пьесе, ибо первое общее впечатление есть не что иное, как результат воздействия именно этих свойств.
Чрезвычайно важно научиться правильно учитывать первое впечатление.
Исходным моментом творческой работы режиссера является определение первого общего впечатления от пьесы.
Важно, прежде всего, при первоначальном знакомстве с пьесой подойти к ее восприятию с максимальной непосредственностью.
Помню, что первое, о чем я подумала, это желтый цвет. Но не тот теплый солнечный оттенок, который дарит ощущение тепла, жизни и света. И не тусклый, который дает театральный софит при максимальном убавлении. Нет, это был совершенно особенный, затхлый желтый цвет, с примесью оранжевого и желтого, придающих особенную тусклость, пыльность, тоску и одиночество.
И при этом сочетание с холодным бликом звезд. Тоже желтым, но почти прозрачным, потому что основной луч был холодно белым и острым.
Я почувствовала абстрактную боль. Не переживание за персонажей. Впервые я за них не переживала, а именно абстрактную боль всех потерявшихся, заблудившихся, запутанных в этой жизни людей.
Ведь не у все получается сочетать в себе идеальное представление о мире, с цинизмом и мерзостью происходящей вокруг. Кто-то не умеет защитить себя и слабость порождает еще большую силу, которая убивает все вокруг. Помню, несмотря на надежду, которую автор пытается дать через абстрактный свет звезд, попытки вернуть человека к истокам понимания, веры, уважения и прощения, у меня осталось чувство безнадежности и полной усталости. Я вдруг осознала, что я живу в жестоком мире, который, в принципе, ничем не отличается от средневековья. И все, созданные человеком службы безопасности, охраны, не более чем химера. Потому что любой может подумать и решить, что вправе лишить тебя жизни. И никто н остановит его. Страшно.
И среди всего этого страха, безнадежности, серости и одиночества, острый, тонкий луч. Но луч чего? Надежды, любви, ласки? Непонятно.
Одни сплошные вопросы. Которые предстояло решить в процессе постановки спектакля.
Необходимость постановки данной пьесы в данном коллективе (время, место, коллектив)
спектакль пьеса произведение образный
В первый день занятий по теории режиссуры наш мастер курса сказала, что есть золотое правило режиссерской профессии: «Время. Автор. Коллектив». Она в мельчайших деталях объяснила, что это значит, почему необходимо следовать этой аксиоме, как это нужно делать, сказал, что придумал название этому триединству Евгений Багратионович Вахтангов, основатель Третьей студии МХТ. И еще много разных подробностей, которые мы смогли услышать в тот замечательный день.
Для меня место и коллектив сливаются в единое целое. При всех условиях работы, я не пойду ставить спектакль туда, где буду четко знать, что коллектив пьесы или сценария не вытянет, и при полной уверенности, что героев и героинь на главные роли у меня не будет. Место там, где обитает коллектив, который способен сыграть твою идею и замысел.
В коллективе, где я собиралась ставить «Звезду над крышей», все замечательно совпало. Героям пьесы не больше 20 лет, их четверо.
В театральной студии имелось 4 одиннадцатиклассника. Оставалось только увидеть их, чтобы полностью удостовериться, что они подходят на героев.
Какого же было мое удивление, когда выяснилось, что они подходят идеально. Два мальчика и две девочки. Из каждого можно вытянуть, хоть положительное, хоть отрицательное. Оставалось сделать только мини-пробы, чтобы понять, кому где больше нравится, кому, что легче дается. Я не стала устраивать эксперименты и давать роли на сопротивление. Мы же не в профессиональном театре.
Роли легли идеально.
Ну и время, соответственно. То, что про наркотики перестали говорит, еще не повод забывать об этом. По статистике ежегодно от передозировки умирает более тридцати тысяч молодых людей в возрасте до 25 лет. Это разве не страшная цифра? Разве это не повод еще раз напомнить об этом. Показать развитие ситуации, даже если один раз попробовал «зелье». Думаю, с этой пьесой все волшебным образом сошлось.
Анализ пьесы
Тема пьесы
Прежде чем означивать четко тему пьесы «Звезда на крышей», надо кратко описать место действия и персонажей.
Здесь следует дать характеристику наркомании вообще.
Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:
синдром изменённой реактивности,
синдром психической зависимости,
синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром,
синдром последствий хронической наркотизации.
Основным признаком наркомании является возникновение абстинентного синдрома, как следствия наличия физической зависимости от конкретного вещества.
Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую и психологическую зависимость.
Предрасположенность к формированию зависимости может иметь генетическую природу, связанную с наследованием структурных особенностей мозга.
Наиболее распространёнными видами наркомании являются токсикомания (употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ), алкоголизм (пристрастие к напиткам, содержащим этиловый спирт), табакокурение (пристрастие к никотину) и употребление препаратов конопли (гашиш, марихуана).
Следует особо отметить, что многие из наркотических веществ не соответствуют признакам, предлагаемым медициной, так многие вещества не вызывают непреодолимого влечения и тенденции к увеличению дозы, более того, после употребления многих синтетических наркотических веществ у человека отпадает желание дальнейших экспериментов со своим сознанием в связи с острыми кризисными состояниями, пережитыми от эффектов наркотика.
Наркомания и общество:
С точки зрения общепринятой социологии наркомания является одной из форм девиантного поведения, то есть поведения, отклоняющегося от общепринятых морально-нравственных норм.
В некоторых странах употребление психоактивных веществ связано с определёнными религиозными и культурными обычаями (употребление алкоголя, жевание индейцами листьев коки, курение гашиша в некоторых восточных странах). В Европе и Америке начало последнего подъёма уровня наркомании пришлось на 1960-е. Именно с этого времени данное явление стало серьёзным общественным вопросом.
В России вопрос наркомании привлекает внимание различных общественных и религиозных обществ. Русская православная церковь разработала проект «Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых». Так же большое множество протестантских церквей организуют реабилитационные центры для лечения и освобождения от наркотической зависимости.
Я себе задала вопрос: почему люди начинают употреблять наркотики?
Ладно, если ты богат, у тебя есть все, что душа ни пожелает. И ты начинаешь пробовать всякую дрянь от скуки.
Но тут другая ситуация. Люди бегут от реальной жизни. Бегут, сами не зная куда, потому что устали от жизни. Точнее устали выживать, а не жить. И спасение можно найти в забытьи.
Таким образом, темой пьесы для меня стало: разрушение принципов морали, когда одни люди зарабатывают на разрушении жизни других людей. И это на самом деле страшно. Только представьте: у вас есть единственный ребенок. Вы вкладываете в него свою любовь, все свои силы, но приходят совершенно незнакомые Вам люди, и начинают за деньги! убивать вашего ребенка. Ситуация страшна в принципе, но еще страшнее, если она происходит с тобой.
. Мысль, понятие о каком-н. предмете, постигаемый разумом образ (книжн.). Идея общего блага. Идея добра. Идея рыцарства.
. Основной, существенный Принцип мировоззрения. Господствующие идеи. Политические идеи. Борьба за идею.
. Основная, главная Мысль. Идея романа. Идея пьесы. Идея картины. Принцип устройства. Мне стала понятна идея этой машины.
Это главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения.
Означив темой пьесы разрушение принципов морали, я заинтересовалась, почему все так безнадежно. Ведь должна же быть какая-то лазейка, которая помогла бы справиться с напастью.
Всегда есть ключ от любой двери. Даже от самой старой и ненужной.
Я недолго размышляла над этим вопросом. Автор четко дает понять, что вся проблема в нас. Что мы не слышим. Ведь недаром Он постоянно повторяет: «Слышишь?»
Да, пусть лазейка узка, пусть она выявляется через разговор со звездами. Но не всем дано услышать их. Звезды слышат те, у кого в душе еще осталась способность слышать и изменяться.
Так какую идею вкладывал автор в этой пьесе?
Я думаю, что идея пьесы, как бы тяжело ни было, чрез какие испытания тебя не проводила жизнь, нужно прежде всего оставаться самим собой.
Говоря эту фразу, я прежде всего имею ввиду, что нужно не изменять своим принципам, совести (если она, конечно, имеется в наличии).
И автор делает это весьма символически. Через звезды. И тут я вспоминаю выражение «Путеводная звезда». Что, как бы темно ни было, тебе всегда светит твоя звезда. Остается только одна задача, найти ее, услышать и поверить. Ведь даже есть песня: «Светит незнакомая звезда, снова мы оторваны от дома».
Оторваны-то оторваны, главное, вернуться назад и, по возможности, не сломанным.
Событийный ряд.
) Уход из дому;
Исходным событием пьесы является ход мальчика из дома. Потому что, если бы Он не ушел, не произошла бы цепь дальнейших событий. Она никогда не узнала про Звезду, Королева и Гонщик, найдя Ее на чердаке, побили бы ее, но вернулись бы такими какими пришли.
2) Кража наркотиков;
Кража наркотиков является главным событием пьесы.
3) Она заговорила;
В момент наивысшего отчаяния девушки, Он слышит голос звезды и заставляет Ее прислушаться тоже.
4) Сближение;
После этого происходи сближение, и Она рассказывает Ему о себе.
5) Гонщик и Королева требуют свое;
В момент сближения на чердак приходят Гонщик и Королева и начинают требовать свой «товар».
6) Травля;
7) Прыжок Королевы;
Когда наркотики были возвращены и раскурен косяк, Королева, выйдя на крышу и увидев, ночное звездное небо, принимает решение покончить жизнь самоубийством. Гонщик отказывается ей помочь. Но она сама поскальзывается и летит вниз.
8) Она услышала Звезду;
Гонщик убегает. Он и Она остаются, оглушенные. Но Он просит Ее снова прислушаться. И девушка слышит голос Звезды. Но тоже поскальзывается на крыше. Ее спасли только крепкие руки Мальчика.
Пятисобытийный анализ
Исходное событие
Я долго думала, что же является исходным событием, объединившее всех?
Основное событие
Основным событием пьесы является кража наркотиков. Потому что если бы этого не случилось, ни Гонщик, ни Королева, ни Она, не пришли бы на чердак, не встретились с Ним. И не произошла бы череда событий. И, возможно, Она никогда не услышала бы голос Звезды.
Центральное событие
Главное событие
Достигнутое взаимопонимание. Причем у обеих пар. Как бы жестко и цинично это ни звучало по отношению к смерти Королевы. Но именно взаимопонимание было достигнуто абсолютно.
Королева обрела покой, Гонщик нашел свои наркотики. К тому же перед смертью Королева успела сказать всю правду не только о собственных чувствах, но и о себе.
Он и Она также обрели его. После ужасной ломки, Она пришла в себя. Видимо, организм еще не достаточно подсел на дозу, и все еще поправимо. Она поверила Ему про его рассказ о Звезде. Но не о звезде абстрактной, далекой, космической. А о звезде, живой. Той, что есть у каждого из нас.
Финальное событие
Но то, что для Нее Звезда, возможно, стала путем к началу новой жизни, это огромное и значимое событие. Оно дает нам, зрителям надежду. Но в тот миг, когда мы надежду получаем, Она поскальзывается. Автор не раскрывает тайны, упадет Она или нет. Но все-таки надежда на лучшее поселяется в наших сердцах. А это самое главное.
Основной конфликт пьесы и группировка действующих лиц
Конфликт одновременно непрерывен внутри себя (действие и контрдействие) и разомкнут, дискретен, открыт для сопоставлений по вневременной оси с иными контекстами внутри спектакля и вне его. Непрерывность линии конфликта, как правило, весьма условная, разомкнутая на массу более частных смыслов.
Но как бы мы не описывали сюжет, все сводится к одному. Борьба между цинизмом и вседозволенностью, с пониманием, добротой, любовью и способностью прощать. И пусть все эти понятия абстрактны, и всегда есть в любой мало-мальски приличной пьесе, здесь это нужно называть именно так.
Группировка действующих лиц:
В центре пьесы Он, как носитель ценностей. Неслучайно автор не делает его наркоманом, а создает ему условия для поиска себя. И, в конце концов, он находит. Находит собственную путеводную звезду, как бы пафосно это ни звучало.
И три наркомана: Гонщик, Королева и Она. Хотя если Гонщика и Королеву уже ничем не проймешь. В плане изменений в характере, или собственной жизни, то Она еще не совсем утратила какую-то духовность что ли. Она не разучилась слышать и видеть. Хотя во время ломки Она становится полностью неуправляемой. Но когда она проходит, к ней еще можно воззвать.
Это с психологической точки зрения.
А вот Гонщик и Королева вполне определившиеся молодые люди. Их уже ничем не проймешь. Никакими сказочками про звезды и спокойную жизнь.
Сквозное действие пьесы
Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.
Под сквозным действием К.С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли… Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает… все элементы и направляет их к общей сверхзадаче».
Этот элемент метода действенного анализа пьесы и роли также используется в анализе действия пьесы. Он как бы единый стержень, на который нанизано действие всех персонажей пьесы. Все действия, как отдельного персонажа, так и всех действующих лиц направлены в каждый отдельно взятый момент пьесы к какой-нибудь цели. При этом выполняется та или иная задача.
Исходя из определенной темы пьесы, сквозным действием пьесы я считаю попытку доказать, что можешь жить так, как захочешь, невзирая на морали и устои общества.
Именно за этим мы и наблюдаем. Потому что употребление и продажа наркотиков само по себе действие незаконное, а тут герои еще и кричат об этом. Они думают, что имеют право разрушать чужие жизни.
На самом деле, это ни что иное, как попытка сказать себе: «кто я? Тварь дрожащая или право имеющая»? Это выражаясь литературным языком. Но доказывая себе это, они не щадят других. Методы и поступки циничны и безжалостны.
Да, понимаю, что абстрактно, но это, действительно, так. Он, сидит на чердаке, сбежал из дому только потому, что его мама полюбила другого человека. А он решил в ответ покончить жизнь самоубийством. И если бы не звезда, как он уверяет, он, не задумываясь, именно так бы и сделал. Разве это не эгоизм и безжалостность?
Мама перестала быть сосредоточием мира. Она может любить другого. Да, разочарование. И у Него начался поиск. Поиск того, что теперь дальше. Но вмешались уже дальнейшие, известные события.
Она. Она также ищет себя. В принципе из нормальной, по рассказам даже обеспеченной семьи. Но ее раздражает их чванливость, богатство и тупость. И по молодой глупости она попадает в руки Гонщика, который спаивает, а потом вместе с друзьями насилует ее. Мир рухнул. Куда идти. К родителям. А что там есть такого?
Гонщик. Да, он выбрал путь торгаш наркотиками. Но все это для него уже мелко. Он хочет нормальной, но при этом красивой и дорогой жизни. Чтобы им восхищались. Это из слов о себе.
Вот так, все четверо, казалось бы, с разными судьбами, задачами, желаниями, объединены одной мыслю. Попыткой осознать, обрести себя.
2.6
Композиция пьесы
Аристотель говорил просто о «начале, середине, и конце пьесы». Очевидно, что пьеса, которая начинается случайно, и начинается потому, что с половиной часа, не будет пьесой. Её начало и конец, связное построение всех её частей определяется необходимостью конкретного выражения той концепции, которая составляет тему пьесы.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.