Проблемы со сном 7 лет
Нарушение сна у ребенка
Около 30% детей имеют нарушения сна в какой-то период жизни. Они могут быть разной степени тяжести, но большинство расстройств поддается коррекции. Родителям важно распознавать симптомы нарушений, чтобы они «лечили» не их, а работали над главной причиной, которая мешает малышу хорошо спать.
Расстройства сна у детей бывают двух видов. Одни вызваны состоянием здоровья малыша, другие носят поведенческий характер.
Первичные нарушения связаны с незрелостью нервной системы, проблемами с дыханием и другими аспектами здоровья.
Как они проявляются:
Чтобы найти причину, возникновения этих проблем, следует обратиться к педиатру.
Симптомы поведенческих нарушений сна иные. Они проявляются у всех детей по-разному:
Такие расстройства характерны для многих детей. Они поддаются коррекции без применения медицинских препаратов. Именно с ними работает консультант по детскому сну.
Поведенческие проблемы со сном могут быть вызваны:
Над сном малыша нужно работать, так как при регулярном недосыпе ухудшается его самочувствие, поведение и здоровье:
Как нормализовать сон у ребенка
Лечение нарушений сна у детей поведенческого характера направлена на коррекцию режима и гигиены сна.
Терапия при первичных расстройствах сна
Лечение будет зависеть от вида и степени заболевания.
Если ваш малыш храпит, необходимо обратиться за помощью к наблюдающему врачу, которые направит вас к отоларингологу, также попросит при необходимости пройти специальное обследование.
Храп говорит о том, что у крохи в лежачем положении блокируются дыхательные пути и сокращается поступление в организм кислорода. Со временем это может привести к увеличению миндалин или аденоидов.
Стоит также обратиться к специалисту, если ребенок дышит через рот или сопит при засыпании.
Парасомнии встречаются в более старшем возрасте и обычно проходят по мере взросления.
Хочется отдельно остановиться на бессоннице у детей. Часто родители прибегают в этом случае к медикаментозному лечению. Однако это не всегда оправдано.
Бессонница — нарушение цикла сна, когда человек не может уснуть, долго спать или просыпается слишком рано с утра. Провоцируют бессонницу стресс, болезнь, эмоциональное состояние, тревога.
Среди малышей старше 4 месяцев распространена поведенческая бессонница, которая появляется вследствие неправильных ассоциаций на засыпание. Например, ребенок отказывается засыпать без укачивания, груди, в кроватке, если привык спать на руках или в постели родителей. В результате засыпание длится очень долго, подросший малыш всячески оттягивает время укладывания при отсутствии привычных ассоциаций. В этом случае нужно менять привычки, обучая ребенка самостоятельному засыпанию.
Как спит ваш кроха? С какими проблемами вы столкнулись?
Чем опасна нехватка сна для школьника и как с ней бороться
Вместе с педагогом-психологом Ириной Мироновой разбираемся, чем вреден недосып для детей и как сделать сон ребёнка здоровым.
Ирина Миронова
Педагог-психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.
Существует ли детский недосып
Принято считать, что хронический недосып — удел взрослых, которые много работают. На самом деле школьники нуждаются в большем количестве сна, но получают его порой меньше, чем взрослые.
Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. В норме первоклассник должен спать 10–13 часов, включая 1–2 часа дневного сна. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять от 9 до 11 часов. При этом дети и подростки часто страдают от недосыпа из-за эмоционального перенапряжения, зависимости от гаджетов и перегрузок в школе. Давайте узнаем, какие могут быть последствия и что с этим делать.
Последствия детского недосыпания
Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и раскладывает по нужным полочкам. Для школьников этот процесс особенно важен, потому что детская психика ещё не привыкла управлять эмоциями.
Согласно исследованию Научного центра здоровья детей РАМН, примерно у 25% детей имеются трудности со сном. Возможны следующие последствия недосыпа:
Как распознать проблемы со сном у школьника
Причины нарушения сна могут быть медицинскими, психологическими или комбинированными, когда на фоне психосоматики развивается диагноз. Признаками медицинского нарушения сна могут быть храп и ночной энурез. В этом случае необходимо обратиться к врачу.
В этой статье мы рассмотрим только психологические аспекты недосыпания. Сигналами нехватки сна могут быть:
😰постоянная зевота в течение дня;
😰эмоциональная нестабильность, когда ребёнок то плачет, то скандалит;
😰долгие вечерние ритуалы, то надо воды попить, то ещё раз в туалет сходить;
😰снижение успеваемости в школе;
😰нарушения аппетита, когда ребёнок переедает или, наоборот, не притрагивается к еде;
😰частые простудные заболевания.
Некоторым детям с недостатком сна даже ставят диагноз СДВГ.
Как бороться с недосыпом
Несколько способов помочь школьнику отоспать недосып.
1. Снижение нагрузки
Часто проблемы со сном — результат эмоционального напряжения из-за учёбы. Если школа и дополнительные занятия отнимают слишком много сил, детям будет трудно заснуть, даже несмотря на физическую усталость. В голове будут постоянно прокручиваться текущие проблемы и завтрашние задачи.
В этом случае помогает выписывание перед сном всех беспокоящих вопросов. «Выгрузив» всё из головы на бумагу и пообещав разобраться с этим завтра, ребёнку будет проще заснуть, а его сон будет более спокойным.
В некоторых случаях помогает смена формы обучения. Например, переход на семейное обучение позволяет учиться дома и оптимизировать учебную нагрузку.
2. Соблюдение режима
Школьникам следует ложиться и вставать в одно и то же время. Распорядок дня вырабатывает привычки, которые позволяют тратить меньше энергии на рутину и самоконтроль.
Мы уже писали о том, как помочь ребёнку наладить режим.
3. Минимальное использование гаджетов перед сном
Идеально, если в распорядке дня школьника выделено специальное время для просмотра телевизора или «залипания» в планшете.
Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют полностью отказываться от компьютера и смартфона за 2–3 часов до отбоя. Это поможет психике перейти в «режим отдыха», а свет от экранов не будет отвлекать организм от выработки гормона сна.
4. Создание обстановки для сна
Оптимальная температура в помещении для засыпания — 21 градус. Комнату, где спит школьник, перед отходом ко сну рекомендуется проветривать в течение 15–20 минут. Важно, чтобы у ребёнка было комфортные одеяло и подушка. От неправильно подобранной подушки затекает шея, а слишком тёплое одеяло может снижать качество сна.
Спать нужно с полностью выключенным светом. Чтобы с утра ребёнка не будило солнце, подойдут светонепроницаемые шторы «блэкаут».
Общие рекомендации по атмосфере в комнате: тихо, темно и прохладно. Если есть домашние животные, лучше закрывать дверь комнаты на ночь, чтобы пушистые друзья не разбудили ребёнка посреди ночи.
5. Дополнительная физической активности
Крепче спать помогает спорт. Родители могут выбрать для ребёнка секцию или предложить ему делать несложные тренировки в домашних условиях. Если на спорт нет времени или желания, нужно хотя бы выходить на вечернюю прогулку. Свежий воздух — ещё один залог качественного сна.
Дети и сон: если ребенок плохо спит
Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит
Что делать при нарушениях сна у ребенка?
Как сделать так, чтобы ребенок хорошо спал и давал выспаться родителям – это актуальный вопрос, волнующий почти всех родителей. Действительно нарушения сна у ребенка могут не только быть признаками проблем со здоровьем, но и сами служить причиной расстройств здоровья у родителей.
Один из самых ценных моментов для родителей — посмотреть на своего новорожденного малыша, который мирно спит. Ценность сна может быть измерена той энергией счастья, которую дает ребенок родителям днем. Сон является жизненно важной частью роста и развития тела и психики малыша. Проблемы с поведением или развитием могут возникнуть, когда ребенок плохо спит. Проблемы со сном ребенка, ночные пробуждения и бесконечные «укладывания» ребенка могут превратить жизнь всей семьи в кошмар, полный бессонных ночей и нежелательных последствий стресса.
Родители должны с одной стороны – физически обеспечить ребенку возможность нормально спать, с другой стороны – психологически привить ребенку умение засыпать и поддерживать здоровый сон, которое ребенок пронесет через всю свою жизнь.
В этой статье мы рассмотрим нарушения сна у детей, которые не являются следствием других заболеваний или расстройств, а вызваны лишь возрастными и поведенческими причинами.
Сколько и как должен спать ребенок?
Потребность ребенка во сне сильно отличается от потребности взрослых. Но знаете ли вы, что к шести месяцам ребенок уже может спать не менее девяти часов ночью? Это может звучать как чудо для некоторых родителей, потому что режимы сна у большинства детей отличаются. Но у большинства детей есть возможность спать всю ночь. Если, конечно, родители смогут научить их это делать. Проблемы со сном у детей очень распространены. Но большинство из них можно быстро исправить, как только родители их выявят, и узнают, что делать из литературы, от специалиста по детскому сну или после консультации с педиатром.
Действительно ли ребенок стал плохо спать?
Чтобы определить, есть ли у ребенка проблемы со сном, можно использовать следующие признаки:
Что делать, если у ребенка нарушен сон?
Не существует общих правил для детского сна, потому что условия жизни могут сильно отличаться от семьи к семье, как и сами дети значительно отличаются друг от друга. Один ребенок может хорошо спать только в одиночестве, другой – только в одной постели с родителями, а третий будет хорошо спать даже в комнате, где играют старшие братья или сестры.
Подготовка ко сну может являться причиной страха для многих маленьких детей. Они боятся находиться в одиночестве, боятся покидать родителей, закрывая глаза и засыпая. Родителям, также может быть тяжело расставаться с ребенком на время сна, что приводит к желанию укладывать его рядом с собой. До сих пор, не смотря на появление радионянь, мамы встают каждую ночь, чтобы проверить «дышит ли мой ребенок».
Ключ к решению проблем со сном состоит в создании последовательной модели поведения ребенка перед отходом ко сну, которая поможет ребенку быстро уснуть и хорошо выспаться ночью. Эту схему также необходимо перенести и на дневной сон. Поначалу уложить малыша в постель может быть сложно, но повторение одного и того же ритуала вскоре принесет свои плоды.
«вечерний ритуал» для подготовки ко сну
Основные правила хорошего сна
Проблемы с сном у грудных малышей
Грудной малыш способен нарушить сон у всей семьи, вызвав дистресс у родителей, которые готовы пойти на все что угодно, чтобы заставить ребенка уснуть. Кто-то качает ребенка в коляске или колыбельке, кто-то катает ребенка в машине вокруг квартала – только бы он, наконец, замолчал и уснул.
Что же, состояние родителей можно понять, но не стоит поддерживать такое поведение, которое позволяет решить сиюминутные проблемы, но вызовет гораздо более крупные неприятности в будущем. Такое поведение создает у ребенка нарушенные паттерны засыпания, которые будут работать только в определенных условиях, потому что ребенок учится связывать засыпание с определенным человеком или с определенным действием. Такие же проблемы могут быть и во взрослом возрасте (возможно, что они как раз зародились в детстве). Например, для засыпания может быть необходима определенная поза или специальная «сонная» подушка. Если же такой подушки нет (например, в гостях или в отеле), то человек может ворочаться и долго не засыпать, потому что механизм засыпания у него связан с определенными условиями.
Точно также и ведет себя и малыш, который не может заснуть без своей «сонной подушки», в роли которой может выступать сама мама, необходимость укачивать ребенка, кормить грудью, или держать его на руках. Если же эти условия отсутствует – ребенок не засыпает, потому что он научился связывать индукцию сна с определенными людьми, действиями или предметами. Эта проблема называется патологической ассоциацией засыпания.
Ночные пробуждения – нормально ли это? Да!
Это совершенно нормально как для взрослых, так и для детей – просыпаться несколько раз в течение ночи. Это происходит чаще всего во время глубокой стадии сна. Взрослые, как правило, не подозревают о таком пробуждении и быстро возвращаются ко сну. Но маленькие дети реагируют на пробуждение по-другому. Они могут чувствовать себя неуверенно, даже пугаться, когда просыпаются в темноте посреди ночи. В результате они плачут, кричат и делают все возможное, чтобы привлечь чье-то внимание. Естественный ответ родителей в этом случае – утешить ребенка, чтобы помочь ему вновь уснуть, а себе подарить еще несколько часов сна. Чаще всего родители помогают малышу уснуть, кормя его, укачивая, держа на руках или ложась с ним рядом.
Как и в случае с засыпанием, в этих случаях для ночных пробуждениях также формируется условно-рефлекторная связь между родителями, их определенными действиями и засыпанием. В результате, дети не могут засыпать самостоятельно, если проснулись ночью. А они будут просыпаться ночью всю свою жизнь.
Решением ситуации является возможность для родителей переступить через свое естественное желание утешить ребенка и научить его заспать самостоятельно.
Как научить малыша засыпать без помощи родителей?
Родители должны знать, что ребенок действительно может уснуть сам, как только ему дадут возможность сделать это. Это не означает, что мама или папа должны игнорировать плач и крики ребенка. Родители всегда должны убедиться, что ребенок находится в безопасности. Родители должны знать, плачет ли он, потому что он голоден, болен или подгузник у него стал грязным.
Маленькие дети часто испытывают боль при прорезывании зубов, при простуде или воспалении ушек. От боли они могут часто просыпаться. В этих случаях родителям, конечно, придется вставать и успокаивать малышей. Новорожденным потребуется много внимания в течение ночи: частые кормления (иногда каждые 1,5-2 часа) и смена подгузников. Но когда малышу исполнится шесть месяцев, он уже сможет спать всю ночь напролет без пробуждений.
Чтобы решить проблему со сном ребенка, родителям нужно научить его засыпать с новым набором ассоциаций: условно-рефлекторных связей между предметами, событиями и индукцией сна. Ребенок должен научиться использовать эти новые связи в течение всего времени сна ночью и днем. Обучение ребенка лучше всего начинать в ночное время.
Как научить ребенка засыпать после пробуждения?
Во время процесса обучения родители должны быть готовы к тому, что ребенок сначала будет плакать. При этом родители должны помнить, что они не бросают ребенка, не «издеваются» над ним, он в полной безопасности.
Если сохранять последовательность и определенную твердость характера в этом процессе, можно достаточно быстро добиться успеха, помогая малышу научиться засыпать самостоятельно. Да, на первые три раза, когда у ребенка еще работает рефлекс «я закричал, мама подбежала, схватила на руки», и вдруг этого не случилось, ребенок безусловно будет недоволен. Недовольство конечно выражается громким плачем, ведь других инструментов выразить его у ребенка физиологически еще нет.
Этот план поможет малышу в возрасте от шести месяцев до трех лет.
Для тренировки самостоятельного засыпания поместите ребенка в кроватку. Он может быть как бодрствующим, так и уже сонливым. Скажите ему «спокойной ночи» и выйдите из комнаты, убедившись, что в комнате есть немного света. Если ребенок заплачет, и будет плакать 2 минуты как минимум – просто вернитесь в комнату, будьте рядом. Не включайте свет и не берите ребенка на руки. Не обнимайте его и не поддавайтесь плачу или истерикам. Детская природа так и устроена – я кричу, мама – действуй. Вам придется больше перебороть себя, чем малыша. Помните, что детский плач имеет именно такой тембр и громкость, чтобы действовать на взрослых максимально раздражающе. Это один из «защитных» факторов ребенка, данных ему природой. К сожалению, дети быстро и интуитивно учатся этим фактором манипулировать.
Можно утешить ребенка словами и нежно погладить его по спине. Через одну или две минуты снова выйдите из комнаты. Не оставайтесь на более длительное время. Держитесь подальше от комнаты в течение пяти минут. Если ребенок все еще плачет после этого времени, вернитесь в комнату, чтобы успокоить его снова. Через одну или две минуты выйдите из комнаты. Используйте следующую таблицу, чтобы увидеть, как долго ждать, прежде чем вернуться в комнату для каждого нового захода: с каждым заходом время выдержки должно увеличиваться. Помните, что при каждом заходе в комнате нельзя оставаться более двух минут.
Нарушения сна у детей
Нарушения сна у детей — это ряд состояний, характеризующихся неудовлетворительным качеством, недостаточной продолжительностью сна или их сочетанием на протяжении длительного периода времени. Основные симптомы: расстройства засыпания и пробуждения, ночные страхи и кошмары, сомнамбулизм, остановки дыхания. В диагностике «золотым стандартом» является полисомнография. Лечение большинства проявлений консервативное: режимные мероприятия, медикаментозная терапия. Нарушения сна, сочетающиеся с ЛОР-патологиями у детей, могут требовать хирургической коррекции соматического заболевания.
МКБ-10
Общие сведения
Нарушения сна у детей в специальной литературе обозначаются термином «инсомния». Инсомнии − распространенная и актуальная проблема в педиатрии и детской неврологии. Для детей до 2-х лет сон — главная физиологическая потребность. Здоровый отдых закладывает условия для нормального психоэмоционального, речевого и физического развития. По статистическим данным, патология встречается у 80% детей раннего возраста, у 30% детей младшего школьного возраста, у 40% подростков. Наибольшая обращаемость родителей (80% от общего числа нарушений сна) отмечается по поводу сноговорения.
Причины
Нарушения сна в детской практике полиэтиологичны. Зачастую в основе заболевания лежит сочетание психических и физических факторов. Причины подразделяются на несколько больших групп:
Патогенез
В норме сон имеет определенную цикличность: медленный сон (non-REM) сменяется быстрым или парадоксальным (REM). Циклы повторяются 4-6 раз за ночь, при этом в начале ночи удлинена фаза медленного сна, под утро — быстрого. Главная функция non-REM сна состоит в восстановлении энергетического и электролитного гомеостаза мозговой ткани, REM — в обработке полученной за день информации.
Разные структуры мозга отвечают за разные фазы сна, например, таламус и гипоталамус — за медленный сон, продолговатый и средний мозг — за парадоксальный. Воздействие на них внутренних или внешних факторов определяет характер нарушения сна. Из-за расстройства быстрой фазы развиваются психологические проблемы, ухудшается концентрация внимания. Дефицит медленной фазы влечет снижение продукции гормона роста, тестостерона, изменение ликвороциркуляции.
Классификация
Нарушения сна — собирательное понятие. Согласно международной классификации заболеваний, в группу входит более десятка нозологий. Для удобства практической работы медицинским сообществом выделено несколько подгрупп:
Симптомы нарушений сна у детей
К общим проявлениям нарушения сна относятся постоянная усталость, вялость по утрам, сонливость в течение дня. Дети жалуются на беспричинные головные боли, головокружения. При засыпании или пробуждении возможно возникновение галлюцинаций и/или скованности движений по типу парализованности. Дети младшего возраста вечером проявляют агрессивность и излишнюю капризность, ночью просыпаются более двух раз и имеют сложности с засыпанием. Привычка систематически приходить в постель родителей также говорит в пользу нарушения сна у детей.
Поведенческая инсомния
При детской поведенческой инсомнии у ребенка формируются неверные установки сна: патологическая зависимость засыпания от определенного ритуала (укачивание, кормление грудью). Укладывание сопровождается различными просьбами: накормить, напоить, успокоить, сводить в туалет.
Снохождение
Типичная детская парасомния — снохождение, или сомнамбулизм, которое сочетает в себе элементы сна и бодрствования: ребенок ходит, находясь в состоянии затуманенного сознания и сниженной реактивности, а, просыпаясь, забывает данный эпизод. Возникает в первой половине ночи. Что касается сноговорения, данное нарушение встречается как у больных, так и у 20% условно здоровых детей.
Ночные ужасы и кошмары
Ночные ужасы более типичны для детей от 4 до 12 лет. Выглядят как вскакивание с постели, сопровождающееся криком, двигательным возбуждением, повышенной потливостью. Память о случившемся утром ограничена. В отличие от ужасов, ночные кошмары не имеют двигательного компонента. Это яркие переживания и страхи во сне, которые ребенок поутру может вспомнить в мельчайших деталях.
Двигательные расстройства
У 2-10% детей, страдающих нарушениями сна, встречается синдром беспокойных ног. К середине ночи возникает болезненность в нижних конечностях. Желая купировать неприятные ощущения, ребенок совершает активные движения ногами. Длительность события может достигать нескольких часов. К двигательным расстройствам также относятся судороги икроножных мышц (синдром крампи), скрежет зубами (бруксизм), ритмичные подергивания туловища, головы.
Апноэ сна
Синдром обструктивного ночного апноэ регистрируется у 1-14% детей, чаще в возрасте 2-8 лет. Характеризуется кратковременной остановкой дыхания во сне в сочетании с храпом. У недоношенных грудничков риск апноэ выше в 3-5 раз по сравнению с доношенными детьми.
Энурез
Признаком нарушения глубокого сна у детей является энурез. Энурезом считается недержание мочи после пятилетнего возраста, повторяющееся с частотой 1-2 раза в месяц и более.
Осложнения
Нелеченные нарушения сна грозят детям серьезными осложнениями. На их фоне формируется гиперактивность с дефицитом внимания, возникают депрессивные расстройства. Дети с длительным течением болезни отстают от сверстников в физическом и психомоторном развитии. Ночное обструктивное апноэ может закончиться синдромом внезапной детской смерти. Снохождение в 5% случаев является предиктором эпилепсии.
Диагностика
Обследование пациента врач-педиатр начинает со сбора анамнеза заболевания. Характерны жалобы на сложности засыпания, капризность, разбитость по утрам, ухудшение успеваемости в школе. Ребенка с подозрением на нарушения сна направляют к детскому неврологу.
Основным методом инструментального обследования выступает полисомнография. Сочетает регистрацию ЭЭГ, ЭКГ, пульсоксиметрии, а также электроокулограммы во время ночного сна. Позволяет выявить апноэ и его длительность, ЭЭГ-активации, снижение сатурации менее 90%. На основании полученных данных составляется гипнограмма — графическое изображение фаз сна и их искажений.
При нарушениях сна результаты лабораторных анализов соответствуют возрастным нормам. По данным нейросонографии грубых изменений не определяется. В ходе диагностики исключают эпилепсию, органические патологии головного мозга, общемозговой синдром.
Лечение нарушений сна у детей
Консервативная терапия
Не всякое расстройство сна требует медикаментозной помощи. Лечение начинается с нормализации режима дня, стиля питания, гигиены сна. Родителям рекомендуют ограничить физические и эмоциональные нагрузки на ребенка, увеличить время пребывания на свежем воздухе. Ужин должен состоять из легких блюд, происходить за 2-3 часа до засыпания. Важно исключить из рациона продукты, содержащие кофеин: кофе, чай, шоколад, тонизирующие напитки.
Гигиена сна включает отхождение ко сну, пробуждение в одно и то же время, соблюдение возрастных норм по количеству часов отдыха, сон в темном, тихом помещении, на удобном спальном месте. При необходимости фармакотерапии в детской неврологии используются группы препаратов:
Хирургические лечение
Оперативное вмешательство выполняется пациентам с ночными апноэ при неэффективном консервативном лечении. Цель операции заключается в устранении дефектов ЛОР-органов, расширении просвета верхних дыхательных путей. Осуществляется удаление гипертрофированной лимфоидной ткани у больных с сопутствующим аденоидитом, тонзиллитом, иссечение полипов полости носа. При челюстно-лицевых аномалиях осуществляется их коррекция путем компрессионно-дистракционного остеосинтеза.
Прогноз и профилактика
При верной тактике терапии прогноз для здоровья при нарушении сна благоприятен. Профилактика инсомнии состоит в соблюдении гигиены отдыха, правильного ритма «сон-бодрствование» с рождения. У детей школьного возраста важна организация режима дня, адекватная дотация нагрузок, прививание здорового образа жизни. При имеющихся расстройствах неврологической или психоэмоциональной сферы необходимо своевременно получать профилактическое лечение и обследование.