Проект на тему сон человека
Исследовательский проект «Сон. Сновидения»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема проекта «Сон сновидения» Цель 1.Определить роль сна и сновидений в жизни человека. 2. Выявить факторы, способствующие здоровому сну.
Цель проекта 1.Определить роль сна и сновидений в жизни человека. 2. Выявить факторы, способствующие здоровому сну. Задачи: изучить научную литературу по основам сна и сновидений. расширить представление о сне. проделать опыты и упражнения, показывающие влияние сна на здоровье человека. предложить здоровые нормы поведения перед сном. предложить рациональный режим дня, благотворно влияющий на жизнедеятельность человека.
Почему мы спим ночью?
Правила подготовки ко сну: Ложиться и вставать в одно время. Спать достаточно. Ужинать часа за полтора-два до сна и не слишком обильно. Прогулка перед сном на свежем воздухе Спать в полной темноте. Спать в проветриваемом помещении. Одежда для сна должна быть удобной. Время выполнения заданий, их самостоятельность, качество выполнения будут успешны, если с вечера начинать решать сложные задачи, задания, которые требуют запоминания.
Полезны или вредны сновидения?
Почему утро вечера мудренее? немецкий химик Фридрих Август Кекуле увидел во сне структурную формулу бензола.
Замечательный русский химик Д. И. Менделеев во сне открыл окончательный вариант своей периодической таблицы химических элементов.
Скрипач и композитор Тартини закончил одну из лучших сонат.
Анкета Частота нарушений сна (количество плохих ночей в неделю за последние 3 месяца) _____________ Тип нарушений сна (нужное подчеркнуть): нарушения засыпания (медленное, сопровождается видениями, вздрагиваниями) трудности поддержания сна: ночные пробуждения, поверхностный сон, трудности засыпания после ночного пробуждения; окончательное пробуждение (раннее, позднее, сопровождается видениями, трудное включение в учебную деятельность, общая слабость, головные боли или тяжесть в голове, невозможность произвольных движений сразу после пробуждения); дневная сонливость (в покое, во время активной деятельности); полное отсутствие ночного сна. Причины нарушений сна (по мнению ученика): колебания настроениясноговорениежизненные cобытияболезньснохождениесмена времени года (если да, то в какой сезон сон хуже) другие причины (указать какие)
«Анкета балльной оценки характеристик сна»
правила гигиены сна: Ложиться и вставать в одно время. Спать достаточно. У человека, спящего меньше, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление. Ужинать часа за полтора-два до сна и не слишком обильно. Прогулка перед сном на свежем воздухе Спать в полной темноте. Спать в проветриваемом помещении. Одежда для сна должна быть удобной. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.
Спасибо за внимание.
Номер материала: ДБ-931309
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Научно-исследовательская работа. «Сон и его значение в жизни человека»
Выбранный для просмотра документ Научная статья Косенко Макар Романович, 3-в класс,СОШ № 17.doc
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика»
Малой академии наук учащихся Кубани
в жизни взрослого человека и младшего школьника»
Автор : Косенко Макар Романович
Россия, Краснодарский край, Кореновский район,
г. Кореновск, МОАУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой,
Руководитель : Пшонкина Ирина Георгиевна
Россия, Краснодарский край, Кореновский район,
г. Кореновск, МОУ СОШ № 17 им. К.В. Навальневой,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
г. Кореновск, 2015 г
СОДЕРЖАНИЕ
Сколько мы должны спать? ………………………………………………………. 11
Факторы, влияющие на сон. ……………………………………………………… 12
Эксперимент «Влияет ли нарушение сна на работоспособность
Представленная работа посвящена изучению значения сна в жизни взрослого человека и младшего школьника. В своей работе я рассматривал вопросы о том, как отражается нарушение сна на общем самочувствии и работоспособности, почему сон необходим для здоровья человека, что происходит во время сна с человеком, от чего зависит качество сна.
В своей работе я провел исследование среди своих одноклассников и их родителей и выяснил, как несоблюдение режима сна влияет на их работоспособность.
Мы с мамой часто вспоминаем моё детство. Она рассказывает мне, что когда я был маленький, большую часть времени я спал. Мне стало интересно, почему люди спят, почему они не бодрствуют ночью, зачем человеку нужен сон, почему взрослые и дети спят разное количество времени?
Каждое утро, когда я просыпаюсь, мне почему-то хочется спать. Я спрашивал своих родных «Легко ли им просыпаться по утрам? Хотят ли они спать?». И слышал в ответ: «Да, хотим спать.» Я задал себе вопрос « Почему? Сколько на самом деле человек должен спать в сутки, чтобы чувствовать себя хорошо?» Я замечал, что мои одноклассники находятся в плохом настроении из-за недосыпания.
Я решил узнать: «Как влияет нарушение сна на работоспособность взрослого человека и младшего школьника?»
Цель моего исследования: выявить, как влияет нарушение сна на работоспособность взрослого человека и младшего школьника?
Перед собой поставил следующие задачи исследования:
Изучить информационные источники, чтобы получить больше информации о значении сна в жизни человека.
Провести опрос среди одноклассников и их родителей о значении сна в их жизни, о соблюдении режима сна, о влиянии сна на их работоспособность и сделать анализ.
Провести исследования в своей семье, чтобы выяснить сколько времени нам требуется на сон, чтобы по утрам легко просыпаться.
Выяснить, как влияет нарушение сна на работоспособность взрослого человека и младшего школьника.
Гипотеза исследования. Я предположил, что если нарушение сна действительно влияет на работоспособность человека, то моя семья постарается соблюдать режим сна, и я расскажу об этом своим одноклассникам.
— анализ литературы о сне; проведение эксперимента; наблюдение; опрос, обработка и статистический анализ.
Практическая направленность: сведения, собранные мной в ходе исследования, могут быть использованы на родительских собраниях и уроках «Окружающего мира».
Работа сопровождается мультимедийной презентацией.
Современный человек живёт совершенно не так, как жили наши деды и прадеды.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать. Ритм жизни ускоряется. Мы торопимся в школу, секции, кружки. И наши родители постоянно торопятся жить, разменивая время для сна на просмотр телепередач, «сидение» в интернете.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья.
Актуальность темы исследования. Я считаю, что тема моей научной работы актуальна. Я замечал, что мои мама, папа, бабушки, дедушки всё время куда-то торопятся, рано встают, долго засиживаются на работе, из-за этого они не высыпаются. Иногда по утрам они плохо себя чувствуют. Из разговоров со своими одноклассниками я часто слышал, что в их семье тоже не высыпаются, а утром у них плохое настроение. А ведь так происходит во многих семьях. Все люди куда-то спешат, рано встают и не высыпаются. Я решил разобраться в этой проблеме.
У меня возникли вопросы: «Что такое сон, и для чего он нужен?», «Сколько должны спать люди разных возрастных групп?», «Что такое нарушение сна, и что влияет на сон?» Я искал ответы на свои вопросы в интернете, в книгах, в разговорах со взрослыми и сверстниками. Я выяснил о сне всё, что меня интересовало.
Задачи моего исследования:
Изучить информационные источники, чтобы получить больше информации о значении сна в жизни человека.
Провести опрос среди одноклассников и их родителей о значении сна в их жизни, о соблюдении режима сна, о влиянии сна на их работоспособность и сделать анализ.
Провести исследования в своей семье, чтобы выяснить сколько времени нам требуется на сон, чтобы по утрам легко просыпаться.
Выяснить, как влияет нарушение сна на работоспособность взрослого человека и младшего школьника.
— узнать, какие факторы влияют на нарушение сна.
Объектом своего исследования я выбрал свою семью, предметом исследования продолжительность своего сна и сна моей семьи в течение дня и недели, участниками опроса были мои одноклассники, ученики 3 «В» класса и их родители.
Я изучил справочную литературу и выяснил, что такое сон.
На протяжении дня люди осуществляют огромное количество действий: считают, пишут, рисуют, строят, чинят, лечат, учат, ухаживают за домашними животными и садовыми культурами и пр. Но рано или поздно приходит усталость, и неодержимо начинает клонить в сон. Чередование активности и отдыха является для нас естественным и закономерным. Ученые установили, что человек проводит во сне треть своей жизни. [ 1 ]
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древнем Египте и Древней Греции. В культурах античных цивилизаций сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа, являлся к людям в снах. (Приложение 1) Древние считали, что сон нужен человеку, чтобы он мог услышать пророчества богов. [1] Как нельзя более полно восприятие сна раскрывает цитата древнегреческого врача Гиппократа: «Кто познает смысл знаков, возникающих перед нами во сне, поймет, что они оказывают важное влияние на все события». [ 5 ] Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые
произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают. В 350 г. до н.э. греческий философ Аристотель попытался объяснить сон как процесс физиологический, а именно, необходимый для осуществления процесса пищеварения. Философ писал, что пробуждение человека ото сна происходит лишь тогда, когда завершается пищеварение. Такой была первая научная теория о сне. Однако, на протяжении еще многих столетий, ученое сообщество предпочитало научному подходу ко сну,
объяснения этого явления с позиций мистики. Долгое время бытовала теория о том, что сон человека вызывают накапливающиеся в теле за время бодрствования яды, которые в конечном итоге отравляют организм и заставляют его спать.
К
оренным образом изменили отношение ко всему живому учения Дарвина и Фрейда. Организм человека стали рассматривать как некоторый «механизм», осуществляющий определенную совокупность действий. Появилось четкое сознание
того, что «механизм» приводит в деятельность
Ученый Томас Эдисон разработал рентгеновский аппарат, который, он надеялся, позволит ему «подсмотреть», что же происходит в мозге спящего человека. Но, к сожалению, сделанные при помощи установки снимки никак не посодействовали разгадке тайны сна. Современные представления о физиологии сна сформировались во второй половине ХХ века, после того как появился электроэнцефалограф. (Приложение 2). Электрический измеритель стал тем прибором, который позволил регистрировать активность головного мозга. Результаты электроэнцефалограмм ряда пациентов позволили ученым заметить
ряд закономерностей, сделать выводы о структуре сна и дать научное определение этому процессу. [ 5 ]
Итак, сегодня сон понимают и описывают как естественный, регулярный физиологический процесс, имеющий строго организованную циклическую структуру, свойственный человеку, млекопитающим, птицам и насекомым, при котором наблюдается минимальный уровень деятельности мозга и снижение активного взаимодействия организма с окружающей средой. [ 7,10 ]
10. Толковый словарь русского языка. Ожегов С.И. М.: Просвещение, 2010г.
Для чего нужен сон?
Сон в жизни человека играет важную роль. Исследования последних лет показали, что сон – это не только отдых мозга, но и активная перестройка его работы, которая необходима для приведения в порядок информации, полученной, в период бодрствования. Биологические ритмы сна и бодрствования связаны со сменой дня и ночи. Он является естественным состоянием человека. Выспаться впрок невозможно, точно так же как утолить жажду или голод. Жизнь человека и всего живого на Земле подчиняется основному циклу – околосуточному, т. е. циклу, за который Земля делает один оборот вокруг своей оси – 24 часа. [ 3 ]
Как утверждают врачи, исследователи, во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы.
Что происходит в организме, когда мы спим?
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
4)Во время сна мы решаем какие-то актуальные и значимые проблемы. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».
5)Во время сна происходит творческая, научная работа. Известно большое число случаев, когда замыслы и идеи приходили во время сна.
Сон необходим для восстановления работоспособности человека, то есть это необходимое, естественное состояние организма. [ 2,3 ]
Сколько мы должны спать.
Ученые считают, что длительность сна зависит от возраста, типа людей и их особенностей. [ 3 ]
• Новорожденные спят до 22 часов в сутки.
• Дети 2-4 лет – до 19 часов в сутки.
• Дети 4-7 лет – 12 часов в сутки.
• Дети 7-14 лет – 10 часов в сутки.
• Дети 12-20 лет – около 7-8 часов в сутки.
• 7 ч.30 мин.- для людей в возрасте 20-30 лет;
• 6ч 50мин — в 40-55 лет;
• 6 ч 30 мин — в 66-83 года.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом. [ 6 ]
Факторы, влияющие на сон.
Некоторые люди сдвигают засыпание в надежде встать пораньше. Они намеренно сокращают продолжительность сна в надежде превратиться из «совы» в «жаворонка». Этого делать не следует, поскольку человек должен спать определенное число часов в сутки. Нарушение биологического ритма может привести к непредсказуемым последствиям. А сон менее 5 часов или бессонница могут стать причиной многих заболеваний.
Что влияет на наш сон? Вот некоторые рекомендации для лучшего сна:
не употреблять пищу за 2–3 часа до сна;
небольшая прогулка (30 мин.) перед сном;
теплая ванна перед сном;
проветривание комнаты перед сном;
засыпать в полной тишине;
спать на животе или левом боку;
сон в одно и тоже время. [ 9 ]
А вот как же утром легко встать? Врачи советуют:
постепенно вставать, потягиваясь в кровати минут 10;
массаж пальцев и мочек ушей, так как именно на них расположено большое количество нервных окончаний, и организм просыпается при их стимуляции;
прохладный, тонизирующий душ;
чашка ароматного чая. [ 8 ]
8.Как легко проснуться утром. http://www.znaikak.ru/legkostanduputrom.html
Эксперимент «Влияет ли нарушение сна на работоспособность человека?»
Мы также проверили некоторые рекомендации для лучшего сна и легкого просыпания. (Приложение 3)7 дней я и моя семья ложились спать в одно и то же время, гуляли перед сном, принимали ванну и проветривали комнату, пили чай с лимоном, делали массаж, принимали утренний душ. Через семь дней мы обсудили свои ощущения и поняли, что данные рекомендации действительно работают: засыпали мы быстрее, а в течение дня чувствовали себя хорошо, всё успевали, у нас было хорошее настроение.
А еще я узнал маленькую хитрость….Оказывается, есть интересное упражнение, которое позволяет быстро освободиться из цепких объятий сна. Еще в полусне-полудреме нужно перевернуться на спину, убрать из-под головы подушку, лечь ровненько “солдатиком” и имитировать движения пойманной рыбы: верхняя часть туловища должна оставаться почти неподвижной, а ногами – точнее стопами и голенями, соединенными вместе, нужно двигать из стороны в сторону (при этом стопы тянуть на себя). [ 8 ]
Мы с семьёй стали опробовать именно это веселое упражнение. Помотав утром “хвостами”, чувствуем себя и бодрыми, а настроение повышается. (Приложение 4)
Значит, на самом деле, сон является наиболее важной составляющей деятельности человека. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день.
8.Как легко проснуться утром. http://www.znaikak.ru/legkostanduputrom.html
На следующем этапе своей работы я провёл анкетирование со своими одноклассниками и их родителями, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, и как это влияет на их работоспособность, а также качество снов.
Я предложил ребятам и их родителям заполнить анкету. (Приложение 5)
Исследовательская работа по биологии «Феномен сна»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Ястребовка Марксовского района Саратовской области
Исследовательская работа учащегося
9 класса МОУ-ООШ села Ястребовка
Руководитель: учитель биологии и экологии
МОУ-ООШ села Ястребовка
1.2 Механизмы сна ………..………………………. 6
2.1 Анкетирование одноклассников…………………………………9
«Жизнь и сновидения-страницы одной и той же книги»
Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. В целом во сне человек проводит 1/3 своей жизни, но исследователи сна до сих пор не знают, какой в этом смысл. Поэтому уже много лет ученые бьются над выяснением значения сна для жизни человека. А что же мы знаем о сне? Во время сна мы отдыхаем, набираемся сил, чтобы утром быть сильными и энергичными? Но если бы предназначение сна в жизни человека было только в отдыхе, то природа нашла бы оптимальный вариант, более эффективный и безопасный способ отдыха, нежели полное отключение от активной деятельности на столь продолжительное время. Ведь беззащитность спящего не подлежит сомнению… Значит, назначение сна в нашей жизни не для того чтобы только отдыхать.
В 8 классе во время изучения раздела Биология человека, мы с интересом обсуждали на уроках данную проблему, пытались анализировать природу и сущность сна, обсуждали его фазы и значение для человека. Поэтому тема «Феномен сна» при всей ее изученности и большом количестве материала в литературе по-прежнему привлекает мое внимание.
Актуальность. Загадка сна волновала людей всегда. Казалось странным, таинственным, что бодрый и полный сил человек с наступлением темноты закрывал глаза, неподвижно ложился и словно бы умирал до восхода солнца: ничего не видел, не чувствовал опасности, не принимал участия в разговоре и не способен был защитить себя.
Гипотеза. Предполагаю, что несоблюдение режима дня, чрезмерное увлечение компьютерными играми и игровыми приставками, в том числе и в вечернее время, бесконтрольный просмотр телевизионных программ может привести к нарушению сна и ухудшению общего самочувствия ребенка
Цель исследования – изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка.
Объект исследования – структура и параметры сна.
Предмет исследования – сон и сновидения школьников.
Изучить литературу по данной теме.
Узнать о значении сна в жизни человека.
Определить параметры здорового сна.
Изучить природу сна и сновидений.
Составить рекомендации для одноклассников.
Изучение и обобщение
1.1 Сон. Функции сна
Сон – это естественный, регулярный физиологический процесс, свойственный людям, млекопитающим, рыбам, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Каждый организм требует отдыха. Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Биологическое значение сна связано с приспособлением к изменению освещенности (день/ночь).
Начальным этапом сна считается засыпание. Непосредственно перед сном наступает состояние сонливости, снижения активности мозга, характеризующееся:
А) снижением уровня сознания; зевотой;
Б) понижением чувствительности сенсорных систем;
В) урежением частоты сердечных сокращений, снижением секреторной деятельности желёз (слюнных → сухость слизистой рта; слёзных → жжение глаз, слипание век).
1. обеспечивает отдых организма.
2. играет важную роль в процессах метаболизма.
3. способствует переработке и хранению информации.
4. это приспособление организма к изменению освещённости
5. восстанавливает иммунитет путём активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными заболеваниями.
сон способствует активному росту молодого организма;
обеспечивает отдых организма;
организм запасается энергией;
сон восстанавливает функции нервной системы;
способствует переработке и хранению информации;
происходит самоочищение организма от продуктов обмена;
восстановление работы мозга, отдых.
Таким образом, сон – жизненная необходимость. Главная его роль – отдых организма. Он обладает волшебным свойством продлевать жизнь, увеличивать работоспособность, лечить от болезней.
Во время медленного сна (сразу после засыпания) в человеческом организме понижается температура, понижается обмен веществ, замедляются сердечный ритм и дыхание, расслабляются мышцы, глазные яблоки под закрытыми веками совершают плавные, медленные движения, возрастает выработка гормона роста. Медленный сон способствует восстановлению энергии в нашем организме.
Фаза медленного сна делится на четыре стадии:
первая – процесс засыпания (дремота), 5 минут;
вторая – неглубокий сон, 20 минут;
третья и четвертая – погружение в глубокий и крепкий сон (основной физический отдых организма), 60 минут.
Во время быстрого сна (через 1–1,5 часа после засыпания, длится
10-15 минут) активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, под закрытыми веками происходит быстрое движение глаз. И как раз за это время спящий видит сновидения. В фазе быстрого сна происходит переработка ежедневного потока информации, снимается стрессовое состояние, улучшается память, т.е. налаживаются все процессы мозга.
Продолжительность быстрого сна в последних циклах, к концу ночи, увеличивается, а медленного – сокращается.
В течение ночи человек практически всегда видит сны на протяжении 1-2 часов. Но нередко люди не помнят их, поскольку пробуждение пришлось на другие стадии сна.
Весь период сна состоит из 4-5 циклов. Каждый из них начинается с «медленного», а заканчивается «быстрым». В отличие от животных, люди не просыпаются после очередного цикла, в остальном принципиальных отличий между сном животных и человека нет.
Сон всегда считался лучшим средством восстановления сил – физических и душевных. Однако исследователи долгое время не могли прийти к единому мнению, как и почему это происходит.
1.3 Виды сновидений
Испокон веков люди задавались вопросом о том, зачем снятся сны? Что они значат и как их разгадать? Этот вопрос был актуален еще в древних племенах и тревожил умы старейшин, которые различными способами пытались придавать значение сновидениям и трактовали их. Раньше считалось, что сновидения – это послание богов и духов, и толкование сновидений считалось очень тяжелым делом, которым могли заниматься только жрецы и толкователи снов. Сны также не раз упоминаются в священных писаниях различных культур.
Начало изучению сна и сновидений было положено в Древней Греции. Сон носил выраженный мистический характер. По мнению мудрецов, существовал бог сна – Морфей, который, принимая образ любого человека или существа являлся к людям во снах. Сновидения тщательно анализировались, люди пытались разгадать тайну увиденных снов, чтобы оказаться готовыми к событиям, которые произойдут в их жизни. Считалось, что во сне человеку заблаговременно сообщалось и о болезнях, которые его ждут, и об опасностях, которые его подстерегают.
В настоящее время сновидениями называют восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, события повседневной жизни и т.п. При возникновении образов, спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Некоторые люди утверждают, что не видят снов, но это далеко не так. Большую часть мы забываем: за ночь человек в среднем видит около 3-5 снов (имеется в виду сны, которые протекают в фазе быстрого сна, которые легко запоминаются). Проблема запоминания снов заключается как раз в том, что человек не ставит цель запомнить сны, не записывает их. Если человек ставит перед засыпанием себе установку на запоминание и последующую запись снов, то он наверняка запомнит, как минимум, один после пробуждения.
Определенные сновидения снятся определенным людям. Старшеклассникам снятся экзамены, маленьким детям – сказочные герои, миллионеру снится роскошь, а бедному – труд и работа. Сновидения сапожника никогда не приснятся ювелиру, а сновидения старика – маленькому мальчику.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные. Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком, а именно:
остатки событий прошедшего дня;
эмоции и чувства будущего события;
восприятие отношений с людьми;
желания, не нашедшие реализации в жизнедеятельности.
Мы слишком много знаем о физиологической природе сна, что бы заниматься толкованием сновидений, однако многие исследователи все же выделяют несколько их разновидностей :
• Фактические – это сны, в большинстве своем, обычные воспоминания, повторное переживание уже случившихся с нами событий.
Каким бы не был сон, он дает толчок проанализировать действия и понять, что в жизни на данный момент происходит не так.
Таким образом, сновидения пока единственное состояние человеческого организма, которому нет четких объяснений, определений и никогда нельзя предугадать, каким он будет завтра.
Глава II. Практические исследования
2.1 Анкетирование одноклассников
Во сне человек проводит одну треть своей жизни. Детям необходимо спать гораздо больше, чем взрослым, так как сон очень важен для роста. Часто даже говорят, что растем мы именно во сне.
Сколько же должны спать дети, чтобы чувствовать себя утром бодро?
Люди отправляются спать в разное время. Самое лучшее время для начала сна – с 10 часов вечера до полуночи. Два часа сна с 22 до 24 часов заменяют четыре часа сна после 24 часов.
Ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:
до года детям надо спать – от 2 до 5 часов днём, от 8 до 11 часов – ночью;
от 2 до 7 лет – от 2 до 1,5 часов днём, от 11 до 10 часов – ночью;
с 7 лет до 10 лет – дневной сон у многих детей отсутствует, а ночной должен длиться около 10 часов;
с 11 до 15 лет – ночной сон составляет 9 часов.
Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.
Важным также является то, что во время сна в организме вырабатывается гормон мелатонин (регулятор суточных ритмов). Мелатонин способен быстро восстановить жизненные силы. Укрепляет иммунную систему, замедляет процессы старения, помогает справиться со стрессом. Чем позже ложится человек спать, тем меньше вырабатывается мелатонина. Соответственно, он не дополучает то, что должно было восполниться в его организме во время сна. Это ведет к ослаблению организма, понижению работоспособности, ухудшению самочувствия.
На высыпаемость и самочувствие ребенка влияет не только количество сна, но и его качество. Иногда можно проспать долго, но проснуться все равно в разбитом состоянии. Для повышения качества сна желательно соблюдать следующие правила:
В комнате должно быть тихо (отсутствуют посторонние звуки, выключены музыка, телевизор).
В комнату не должен проникать яркий свет. Абсолютная темнота благоприятно сказывается на сне.
Рекомендуется проветривать помещение перед сном. Свежий прохладный воздух способствует быстрому засыпанию.
• Рекомендуется небольшая прогулка.
• Перед сном обязательно принять расслабляющий теплый душ.
• Принимать пищу нужно не менее чем за 4 часа перед сном, можно выпить стакан теплого молока или чай с мятой.
• Перед сном не рекомендуется работа за компьютером, а также просмотр телевизора (остросюжетного кинофильма или программ).
На следующем этапе работы я провел в школе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 17 учеников моей школы.